Все для предпринимателя. Информационный портал

Страхование при приобретении техники в лизинг. Страхование полученного в лизинг имущества, сложности с выгодоприобретателем банком или лизингодателем

Евгений Маляр

# Нюансы бизнеса

Страховка при лизинге

В зависимости от договора, выплату по страховому случаю может получить: лизингодатель, лизингополучатель, банк лизингодателя.

Навигация по статье

  • Нюансы страхования лизингового имущества
  • Кто выгодоприобретатель при лизинговом страховании
  • ОСАГО и КАСКО для машины в лизинге
  • Действия в случае повреждения или гибели лизингового имущества
  • Бухгалтерский учет затрат на страхование лизингового имущества

Заключая соглашение финансовой аренды, стороны стремятся минимизировать риски. Универсальным инструментом решения этой задачи служит страхование имущества. При лизинге оно имеет ряд особенностей, о которых будет рассказано в предлагаемой вниманию статье.

Нюансы страхования лизингового имущества

Страховка при лизинге оформляется заключением отдельного сопутствующего договора. Срок его действия начинается в момент приобретения имущества у продавца, а заканчивается тогда же, когда и соглашение о финансовой аренде (если в нем не указаны иные условия).

Согласно Федеральному закону 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» страхование не является обязательным. В нем, однако, заинтересованы обе стороны:

  • лизингодатель, так как он собственник имущества на протяжении действия соглашения аренды;
  • лизингополучатель – по причине своей ответственности за полученный предмет в тот же период.

Страхование предмета лизинга лизингодателем – ситуация, справедливо считающаяся самой частой. Она логична, так как наиболее заинтересованной в сохранности имущества стороной является его собственник. Однако бывает и иначе – пользователь предмета (арендатор) также может выступать страхователем, если так решили участники договора лизинга и прописали это условие в документе.

Кто выгодоприобретатель при лизинговом страховании

Вопрос нелишний, так как обычно компенсационную выплату в случае наступления страхового случая получает владелец полиса. Для правильного ответа следует вникнуть в саму суть процесса финансовой аренды.

При лизинге источником страховых взносов служат выплаты, осуществляемые лизингополучателем. Конечно, если они по каким-то причинам прекращаются, арендодатель вынужден как собственник предмета погашать их из собственных средств. Однако такая ситуация нетипична и, как правило, приводит к досрочному расторжению договора финансовой аренды.

Другой вариант – расходы по страхованию полностью берет на себя лизингополучатель, и они не входят в сумму лизинговых платежей. Но и в этом случае выгодоприобретателем будет собственник имущества, так как отдавая его арендатору, он подвергается риску.

Из этих положений иногда делается ошибочный вывод о том, что страхователем при лизинге может быть арендатор или арендодатель, а получать страховку будет в любом случае только собственник предмета (лизингодатель). На самом деле возможен и третий вариант: если имущество приобретено лизингодателем в кредит, то договор страхования, как правило, заключается в пользу банка.

ОСАГО и КАСКО для машины в лизинге

Почти всегда оформление страховки КАСКО – обязательное условие лизинга автомобиля . Для арендодателя это выгодно по причине уверенности в получении материальной компенсации, если с машиной что-то случится в процессе эксплуатации.

Лизингополучатель в данном случае вынужден платить больше, но он получает и некоторые преимущества. Главным образом они состоят в том, что возмещение расходов по КАСКО производится постепенно. Общая сумма страхового взноса за весь срок договора финансовой аренды включается в состав регулярных лизинговых платежей. Всю и сразу ее вносит лизингодатель, а арендатор получает рассрочку.

Также следует учитывать расходы на страхование гражданской ответственности ОСАГО, которое, в отличие от «добровольного» (при лизинге это не совсем так) КАСКО, является обязательным для всех владельцев транспортных средств. Выгодоприобретателем также является лизингодатель. Страховая премия по ОСАГО может не покрыть всей восстановительной стоимости автомобиля.

Действия в случае повреждения или гибели лизингового имущества

Арендованный предмет в период действия договора финансовой аренды может быть поврежден или безнадежно уничтожен. Если страховой случай наступил и его последствия юридически корректно оформлены, лизингодатель вправе рассчитывать на компенсацию ремонта (при повреждении) или убытков в сумме недополученных лизинговых платежей.

Если суммы страховой премии недостаточно для полного погашения убытков, собственник имущества имеет право на взыскание с лизингополучателя разницы.

Бухгалтерский учет затрат на страхование лизингового имущества

Учет лизингового имущества производится у балансодержателя предмета. Таковым может быть лизингодатель или лизингополучатель. Основные проводки, касающиеся оплаты услуги страхования, представляют собой корреспонденцию счета 76 (субсчета «Расчеты по имущественному и личному страхованию») и сч. 51.

Операции перечисления страховых взносов отражаются абсолютно идентично у лизингодателя и лизингополучателя (в зависимости от того, кто берет предмет на баланс).

У лизингодателя, в случае если имущество состоит на его балансе, убытки от уничтожения имущества и их страховая компенсация отражаются следующими проводками:

  1. Списание основного средства в аренде со сч. 001 (забалансового).
  2. Дт91 – Кт76 на сумму дебиторской задолженности за выбывшее (уничтоженное) имущество по остаточной стоимости.
  3. Дт76 – Кт60 на сумму страхового возмещения.
  4. Дт51 – Кт76 получение суммы страхового возмещения на расчетный счет.

При недостаточности компенсации для покрытия ущерба, разница списывается на убытки: Дт91 – Кт76. При избыточности компенсации разница зачисляется на «Прочие доходы»: Дт76 – Кт91.

Если предмет лизинга числится на балансе у лизингополучателя, уплачивающего страховые взносы, страхование арендованного имущества отражается следующим образом:

  1. Дт76 – Кт51 – перечислен страховой взнос.
  2. Дт97 – Кт76 – отражение страхового взноса в расходах будущих периодов.
  3. Дт25 – Кт97 – включение ежемесячных расходов на страхование в состав общепроизводственных расходов.

За последние десять лет российский кредитный рынок заметно вырос, а сам факт получения автокредита стал для обывателей обычным делом (также как и страхование КАСКО). Большое количество нового и подержанного транспорта приобретается в кредит. Однако кредитование – не единственный механизм покупки транспорта с привлечением финансовой помощи. Приобретение автомобиля или любого другого транспортного средства в лизинг зачастую оказывается гораздо выгоднее кредита.

Отличия лизинга от кредита

По своей сути лизинг очень сильно отличается от классического автокредита, хотя данную услугу все же можно назвать особой формой кредитования. При покупке автомобиля в кредит собственником транспорта становится заемщик, а у банка остается право на отчуждение объекта кредитования в случае нарушения условий договора или просрочки очередного платежа.

Отличие лизинга заключается в том, что транспортное средство находится в собственности лизинговой компании до момента его выкупа лизингополучателем.

Другими словами, лизингополучатель берет транспорт в долгосрочную аренду, а затем, спустя определенный промежуток времени, получает право выкупить транспортное средство по остаточной стоимости. Такой подход может оказаться очень выгодным для малого бизнеса и частных предпринимателей. Кроме того, достаточно часто владельцы небольших компаний приобретают в лизинг личный транспорт, естественно, до момента выкупа авто у лизинговой компании машина числится за лизинговой организацией.

Стоит отметить, что с 2011 года в России использование лизингового транспорта в предпринимательских целях не является обязательным условием оформления договора лизинга. Это значит, что приобрести автомобиль в лизинг может даже физическое лицо. Однако пока подобная услуга не пользуется спросом у рядовых автолюбителей.

Страхование лизингового транспорта

Как было сказано выше, при оформлении договора лизинга право собственности на автомобиль остается у лизинговой компании. Указанный договор подразумевает полную материальную ответственность лизингополучателя за повреждение или уничтожение транспортного средства. То есть у лизингополучателя есть основанный на законе интерес в сохранении переданного ему автомобиля, и теоретически он может быть страхователем.

Однако чаще всего сотрудники лизинговой компании предпочитают самостоятельно выбирать страховщика. Расходы на страхование, как правило, закладываются в стоимость лизинга.

С одной стороны это очень выгодно для лизингополучателя, ведь не нужно думать над выбором надежной страховой компании, рассчитывать стоимость КАСКО , переживать о возможных сложностях при получении выплаты.

Но с другой стороны клиент лизинговой компании будет лишен возможности выбора страховщика, что не позволит подыскать страховую компанию с конкурентными ценами. Учитывая, что в отличие от КАСКО, оформляемого при получении автокредита, договор добровольного автострахования объекта лизинга заключается на весь срок действия лизингового договора, клиент рискует очень существенно переплатить за страховку.

В любом случае лизингополучателю как арендатору автомобиля стоит настоять на предоставлении хотя бы копии договора добровольного автострахования и правила страхования. Изучение указанных документов позволит узнать, какие действия необходимо предпринять при наступлении страхового события. Отсутствие таких знаний может привести к ошибкам при оформлении происшествия и, как следствие, к отказу в выплате страхового возмещения.

Особенности оформления выплаты

Основная особенность оформления страхового события с участием лизингового автомобиля заключается в том, что собственником транспорта является лизингодатель. Конечно, договором лизинга может быть предусмотрено право арендатора автомашины самостоятельно получить все необходимые справки и документы, а затем передать их страховщику. Однако урегулирование страхового события возможно только одним из следующих способов.

  • Перечисление денежной выплаты на счет лизингодателя.
  • Ремонт поврежденного автомобиля на сервисной станции.

В последнем случае страховщик непременно потребует от лизингополучателя официальное письмо, составленное сотрудниками лизинговой компании, с разрешением проведения ремонтных работ. Поэтому клиенту еще на этапе сбора документов стоит озадачиться данным вопросом, ведь своевременно предоставление указанного письма поможет ускорить процесс оформления убытка.

Кстати, оформляя выплату при повреждении лизингового транспорта, клиент получает небольшое преимущество. Как правило, лизинговая компания страхует у конкретного страховщика не один десяток транспортных средств и прочих объектов лизинга. То есть, по сути, является корпоративным клиентом, а, значит, сотрудники страховой компании будут крайне щепетильно и ответственно подходить к рассмотрению страховых событий.

Другими словами, клиент лизинговой компании получает в ее лице мощного союзника, обладающего квалифицированными сотрудниками, которые всегда смогут помочь клиенту в случае возникновения трудностей с выплатой.

Помните, что лизинговая компания как корпоративный клиент всегда имеет возможность повлиять на страховщика.

Заключение

Приобретение транспорта в лизинг в нашей стране все еще находится в зачаточном состоянии. Однако в последние годы все большее число клиентов предпочитает эту услугу привычным программам автокредитования. Страхование лизингового транспорта – это скорее не вмененная обязанность, а реальной необходимостью. Дело в том, что автомобили, особенно используемые в предпринимательской деятельности, всегда подвержены риску повреждения. Договор КАСКО надежно защитит бюджет лизингополучателя от непредвиденных расходов, связанных с необходимостью ремонта транспортного средства.

В настоящее время объем лизинговых сделок и разнообразие объектов, сдаваемых в лизинг, растут, как следствие увеличивается риск их потери или повреждения. Поэтому страхование лизингового имущества весьма актуально в механизме лизинговых сделок.

Согласно Закону "О финансовой аренде" страхование лизингового имущества может осуществлять лизингодатель или лизингополучатель, и оно не является обязательным. Но, несмотря на это, лизинговые компании обязывают своих клиентов страховать предмет лизинга.

Как уже отмечалось, страхователем по лизинговому договору может выступать как лизингодатель, так и лизингополучатель. И при одном, и при втором случае есть ряд факторов, которые следует учитывать при страховании.

Если страхователем лизингового имущества является собственник, то есть лизингодатель, то все расходы, которые понесла лизинговая компания в связи со страхованием, она относит на лизинговые платежи, которые в свою очередь облагаются НДС. Во втором же случае, когда страхователь - это владелец объекта лизинга, лизингополучатель оплачивает страхование из собственных средств.

До 1 января 2002 года лизинговые компании старались переложить страхование имущества на лизингополучателя, так как для лизингодателей было не выгодно, что при осуществлении страхования собственными силами они могут отнести на себестоимость только 2% от этих затрат. В противном случае лизингодателям приходилось закладывать в лизинговые платежи повышенную маржу. Но после принятия и введения второй части НК РФ перекладывать обязанность по страхованию на лизингополучателя стало необязательным, так как статья 253 главы 25 предусматривает, что расходы на страхование относятся на себестоимость в обоих случаях, что снижает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Поэтому теперь при определении того, кто будет страхователем лизингового имущества, главными являются два критерия. Первый - это возможность лизингополучателя вычесть в своей деятельности дополнительно возникающий налог на добавленную стоимость при страховании имущества лизингодателем. А второй - это доверие лизинговой компании к лизингополучателю, если страхователем будет выступать второй, так как при просрочке страхового платежа лизингополучателем на долгий срок значительно увеличиваются риски сторон по лизинговой сделке.

Еще один важный фактор при страховании лизингового имущества - это определение выгодоприобретателя при заключении договора. Чаще всего выгодоприобретателем является лизинговая компания. Тогда при возникновении страхового случая лизингополучатель возмещает лизинговой компании все расходы по ремонту или оплачивает услуги организации, способной произвести этот ремонт.

Иногда выгодоприобретателем по страхованию объекта лизинга является лизингополучатель. Тогда при страховом случае все компенсации направляются лизингополучателю. Для лизингодателя же главное, чтобы клиент продолжал оплачивать лизинговые платежи или компенсировал ущерб, понесенный лизинговой компанией. Так что в этом случае у лизинговой компании возникает риск невыплаты лизингополучателем платежей за объект лизинга по договору.

Также возможен случай, когда страховая компания на разные типы рисков назначает разных выгодоприобретателей. Так, например, по страхованию АВТОКАСКО по риску "Угон" выгодоприобретателем будет лизингодатель, а при риске "Ущерб" - лизингополучатель. Данное решение является своего рода компромиссом, но стоит заметить, что не все страховые компании пойдут на разделение рисков.

Более того при определении выгодоприобретателя стоит обратить внимание на тот факт, что некоторые лизинговые страховые компании придерживаются мнения, что лизингодатель не может быть выгодоприобретателем в соответствии с ГК РФ. В данном случае страховая компания боится, что если лизингодатель переложит все риски на лизингополучателя, то он престанет заботиться о сохранности объекта лизинга.

Еще одним важным аспектом страховых отношений при лизинге является страхование риска гражданской ответственности в результате причинения вреда третьим лицам. В страховании этого риска заинтересован в первую очередь лизингодатель, так как, если у лизингополучателя, причинившего вред предметом лизинга третьему лицу, каким-то образом получиться уйти от уплаты компенсации по этому риску, то страховая компенсация по этому риску может направиться в адрес лизингодателя. Поэтому лизинговые компании стараются учесть в договоре лизинга страхование риска гражданской ответственности.

Таким образом, следует отметить, что существует несколько типов рисков, от которых, как правило, страхуется предмет лизинга:

  • 1. риски, связанные с повреждением объекта лизинга;
  • 2. риски, связанные с угоном или кражей имущества;
  • 3. риски, связанные со страхованием гражданской ответственности.

Кроме того, существуют следующие финансовые риски, за страхование от которых в России почти никто не берется:

  • · риск финансовой несостоятельности лизингополучателя и, как следствие, невозможность выполнять свои обязательства по договору лизинга. В связи с этим может возникнуть риск задержки платежей лизингодателем коммерческому банку. Методом снижения данного риска является тщательный аудит лизингополучателя.
  • · риск финансовой несостоятельности лизингодателя и связанной с этим невозможностью выплачивать кредит коммерческому банку. Возможным методом снижения данного риска является выбор только проверенных лизинговых компаний.

В заключении хотелось бы отметить, что страховые компании снижают риски лизинговой деятельности для лизингодателей тем, что страхуют лизинговое имущество от рисков, связанных с угоном или порчей имущества. Но самыми актуальными и сложными рисками в лизинговой сделке остаются финансовые риски, связанные не с повреждением или хищением имущества, а с невозможностью лизингополучателя производить лизинговые платежи по договору. В этом случае лизинговая компания получает назад низколиквидное имущество и несет при этом финансовые потери, поскольку вынуждена платить кредит коммерческому банку. Одним из возможных путей решения этой проблемы было бы создание объединения страховых компаний, которое страховало бы от финансовых рисков низколивидных активов.

Существуют различные подходы к определению страховой стоимости и страховой суммы предмета лизинга в зависимости от страхователя и срока действия договора.

Страховая сумма может быть согласована как абсолютная сумма по договору в целом и как сумма на один застрахованный объект.

Если страхователем является лизингодатель, то для него действительной стоимостью имущества является цена договора купли-продажи с поставщиком. В большинстве случаев в лизинг передается новое оборудование, и поэтому проблем с определением страховой суммы в договоре страхования в данном случае не возникает. Она соответствует стоимости по договору купли-продажи. При приобретении оборудования, бывшего в эксплуатации, страховая сумма определяется в соответствии с проведенной оценкой стоимости оборудования .

Наиболее сложным случаем является определение страховой суммы, когда страхователем является лизингополучатель, для которого действительной стоимостью предмета лизинга является цена договора лизинга, превышающая рыночную стоимость лизингового имущества. В стоимость договора лизинга включаются стоимость оборудования; расходы, понесенные поставщиком по транспортировке имущества к месту его эксплуатации; расходы по монтажным и пусконаладочным работам; таможенные пошлины; расходы по обучению специалистов для работы на оборудовании, сдаваемом в лизинг; плата за кредитные ресурсы, а также комиссионное вознаграждение лизингодателя; дополнительные услуги. В этом случае страховая сумма, определенная на основе договора лизинга, может превысить страховую стоимость за счет расходов по обучению специалистов, платы за кредитные ресурсы, комиссионного вознаграждения лизингодателя, дополнительных услуг, что неправильно.

Поэтому правильнее назначать страховую сумму равной стоимости по договору купли-продажи при покупке нового оборудования и рыночной стоимости по отчету об оценке при покупке подержанного оборудования.

Ряд проблем возникает при определении страховой суммы на второй и последующие годы действия договора лизинга. Если договор лизинга заключен на срок более года, то и договор страхования необходимо заключать на соответствующий срок. Поэтому при страховании лизингового оборудования, возникает вопрос - что брать за основу страховой стоимости и суммы на второй год действия договора, так как за год балансовая стоимость будет уменьшена с учетом механизма ускоренной амортизации.

Целесообразно при страховании на второй и последующие годы действия договора страхования устанавливать страховую сумму в размере первоначальной стоимости предмета лизинга по договору купли-продажи с учетом годового износа при норме амортизации, определяемой для конкретного вида имущества, без учета механизма ускоренной амортизации. Это позволит при наступлении страхового случая полностью восстановить поврежденное имущество. А в случае назначения страховой суммы на второй год действия договора равной балансовой стоимости, уменьшенной с учетом механизма ускоренной амортизации, страховой выплаты может не хватить для восстановления предмета лизинга .

Размер тарифных ставок устанавливается в зависимости от условий страхования, выбранных рисков, а также срока страхования. В среднем они составляют от 0,1 до 2,2% от страховой суммы. В зависимости от конкретных условий содержания имущества (например, при наличии современных систем пожарной безопасности и охраны) размер страхового платежа может быть существенно изменен. Система льгот, практикуемых в ряде компаний, предусматривает также оплату страховой премии в рассрочку, тарифные скидки при безубыточном страховании в течение нескольких лет, учет льгот, полученных страхователем в других страховых компаниях, и иные формы поощрения страхователей, обеспечивающих сохранность застрахованного имущества. Кроме того, в договоре страхования можно оговорить размер минимального не компенсируемого страховщиком убытка - франшизы. Ее включение в договор может значительно удешевить страховой взнос .

Тарифные ставки при страховании предпринимательских (финансовых) рисков обычно достаточно велики и могут составлять от 2 до 30% страховой суммы. Такие высокие ставки определяются достаточно большими рисками страховщика, связанными с высокой вероятностью мошенничества по этому виду страхования. С другой стороны, большинство лизинговых компаний неплохо знают своих клиентов. Когда появляются новые клиенты, тщательно проверяется их платежеспособность и лишь после этого заключается договор лизинга. Если возникают сомнения в платежеспособности клиента, рассматривается такой механизм снижения финансовых рисков, как ограничение суммы сделки или заключение договора поручительства (гарантии) за лизингополучателя в пользу лизинговой компании с банком или вышестоящей организацией.

Стоимость страхового полиса рассчитывается как произведение страхового тарифа и страховой суммы. Размер тарифа зависит от вида страхования, вида имущества, назначения, условий эксплуатации и размера собственного участия страхователя в убытках .

Механизм выплат возмещения при страховании лизинговых операций имеет свою специфику. Дело в том, что лизингополучатель выплачивает стоимость лизингового имущества в составе арендных платежей по частям. Чем ближе срок окончания договора аренды, тем меньшую сумму он должен заплатить лизингодателю. В зависимости от условий договора страхования, в случае гибели этого имущества страховщик должен выплатить страховое возмещение лизингодателю в размере оставшихся неуплаченных арендных платежей по договору лизинга, а лизингополучателю -- оставшуюся страховую сумму с учетом нормального износа имущества. Однако зачастую вторую часть страховщики не планируют выплачивать, что, естественно, отражается на стоимости страховки.

Как правило, страхование лизингового имущества осуществляется по максимально возможному набору рисков, так как лизинговая компания желает иметь защиту от всех возможных рисков. Стандартный срок страхования -- один год, но в некоторых случаях он достигает двух-трех лет.

Рассмотрим пример расчета тарифной ставки по страхованию лизинговых платежей. Тарифная ставка (брутто-ставка) состоит из двух частей: нетто-ставки и нагрузки:

где Тb -- брутто-ставка;

Тп -- нетто-ставка;

В настоящее время используется следующая формула для расчета нетто-ставки по 100 руб. страховой суммы:

Тп=Р(А)*К* 100,

где Тп -- тарифная нетто-ставка;

А - страховой случай;

Р(А) - вероятность страхового случая;

К- коэффициент отношения средней выплаты к средней страховой сумме на один договор.

Стоимость страховки в каждом конкретном случае рассчитывается отдельно. Размер страхового тарифа зависит от стоимости лизингового имущества, степени его износа, условий эксплуатации и выбранной программы страхования. На стоимость страховки влияют также финансово-экономические показатели деятельности лизингополучателя и регион использования лизингового имущества. Дело в том, что при использовании арендуемой техники вдали от крупных городов возникают трудности с восстановлением достоверной картины страхового случая. В отдаленных районах качество сервисного обслуживания часто оставляет желать лучшего. А качество ремонта, естественно, влияет на срок службы арендуемого имущества.

Страховая стоимость для имущества -- его действительная стоимость в месте его нахождения в день заключения договора страхования. Возникает вопрос: какова будет страховая стоимость предмета лизинга в случае страхования его лизингополучателем?

Для лизингополучателя действительной стоимостью предмета лизинга является цена договора лизинга, превышающая рыночную стоимость лизингового имущества. В данном случае страховая стоимость предмета лизинга будет определяться по соглашению со страховщиком. Однако всегда остается вероятность того, что при рассмотрении какого-либо спора в судебном порядке договор страхования будет признан ничтожным в той части страховой суммы, которая превышает рыночную стоимость данного имущества .

При страховании предмета лизинга размер тарифа составляет 0,1-7%. В отдельных случаях он может достигать 12%. Финансовые риски страхуются по тарифам от 2 до 8% от страховой суммы. Между тем страховщики, опрошенные корреспондентом «Бизнес-журнала», отмечают, что если страховая сумма установлена в размере действительной стоимости имущества и не уменьшается по мере выплат арендных платежей, то страхование предмета лизинга ничем не отличается от классического имущественного страхования. Если же страховая сумма уменьшается, то тариф оказывается на 25--40% меньше, чем при «классике». Это связано с тем, что страхователь уплачивает страховой взнос, как правило, сразу на весь срок аренды или на 3-5 лет.

Из вышеизложенного следует, что стоимость страховки в каждом конкретном случае рассчитывается отдельно. Размер страхового тарифа зависит от стоимости лизингового имущества, степени его износа, условий эксплуатации и выбранной программы страхования.


Мировой опыт правовых взаимоотношений по лизингу свидетельствует, что при заключении лизинговых соглашений лизингополучатель принимает на себя обязанность застраховать транспортировку получаемого в лизинг оборудования, его монтаж и пусконаладочные работы, имущественные риски.

Необходимость страхования имущества, передаваемого в лизинг, отмечается и Конвенцией "О международном финансовом лизинге", заключенной в г. Оттаве 28.05.88г.
В соответствии с п. ст. 21 Закона "О лизинге":
1."Предмет лизинга может быть застрахован от рисков утраты (гибели), недостачи или повреждения с момента поставки имущества продавцом (поставщиком) и до момента окончания срока действия договора лизинга, если иное не предусмотрено договором".

2. Страхование предпринимательских (финансовых) рисков осуществляется по соглашению сторон договора лизинга и не обязательно.

3. Стороны, исполняющие обязанности страхователя и выгодоприобретателя, а также сроки страхования определяются договором лизинга.

4. Лизингополучатель в случаях, определенных законодательством Российской Федерации, должен застраховать свою ответственность за выполнение обязательств, возникающих вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в процессе пользования лизинговым имуществом.

Следует подчеркнуть, что в данной формулировке Закона "О лизинге" предмет лизинга получает страховую защиту с момента поставки имущества продавцом. Это означает, что при наступлении каких-либо чрезвычайных событий, например, во время транспортировки, лизингодатель не только понесет дополнительные расходы по восстановлению предмета лизинга, но также не выполнит свои обязательства перед лизингополучателем и обязан будет выплатить ему оговоренную в договоре лизинга компенсацию. Поэтому лизингодатель заинтересован в том, чтобы застраховать предмет лизинга также на период его транспортировки.

Из п.3 становится ясно, что к моменту вступления в действие лизингового договора должны вступить в действие и соответствующие договоры страхования (которые, в свою очередь, вступают в действие с момента уплаты страховых взносов).

В законе имеется также ст.22 "Риски, не связанные со страхованием" :
1. Ответственность за сохранность предмета лизинга от всех видов имущественного ущерба, а также за риски, связанные с его гибелью, утратой, порчей, хищением, преждевременной поломкой, ошибкой, допущенной при его монтаже или эксплуатации, и иные имущественные риски с момента фактической приемки предмета лизинга несет лизингополучатель, если иное не предусмотрено договором лизинга.

2. Риск несостоятельности продавца (поставщика) несет сторона договора лизинга, которая выбрала продавца (поставщика), если иное не предусмотрено договором лизинга.

3. Риск несоответствия предмета лизинга целям использования этого предмета по договору лизинга несет сторона, которая выбрала предмет лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.

Риски, перечисленные в п.1 Статьи 22, относятся к категории классических страховых рисков . Кажущееся противоречие между п.1 Статьи 21 и п.1 Статьи 22, когда, с одной стороны, "предмет лизинга может быть застрахован от рисков утраты (гибели), недостачи или повреждения с момента поставки имущества продавцом и до момента окончания срока действия договора лизинга" и, с другой стороны, когда "ответственность за сохранность предмета лизинга от всех видов имущественного ущерба несет лизингополучатель", легко разрешимо. Лизингополучатель должен застраховать предмет лизинга от всех видов имущественного ущерба, а выгодоприобретателем по договору страхования должен выступать лизингодатель. Такое страхование позволит существенно снизить инвестиционный риск лизингодателя. Нельзя забывать и об ответственности лизингополучателя, например, за вред, который может быть причинен жизни, здоровью и имуществу третьих лиц. Страхование ответственности лизингополучателя за причинение такого вреда существенно повышает финансовую стабильность лизингополучателя.

ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВАНИЯ САМОХОДНЫХ МАШИН И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ


Специфика страхования самоходных машин и технических средств состоит в том, что, с одной стороны, самоходные машины являются достаточно дорогостоящими механизмами, которые, работая зачастую в суровых условиях, подвержены авариям, внезапным поломкам. Хранящиеся, как правило, на открытых площадках, они могут также быть объектом как злонамеренных действий, так и стихийных бедствий. Отсюда возникает необходимость страхования самоходных машин и механизмов от перечисленных и иных рисков. Правила страхования каско автотранспортных средств здесь не применяются. Страхование самоходных машин, механизмов и других видов техники относится к категории "страхование технических рисков". В зависимости от типов машин и специфики их использования их можно страховать как по отдельности, так и в комплексе, например на условиях:
- правил страхования строительных машин, механизмов и передвижного оборудования;
- правил страхования машин от поломок;
- комплексного страховании "от всех рисков" строительства и монтажа - при возведении жилых, общественных и промышленных зданий, инженерных сооружений, дорог, аэропортов, тоннелей.

С другой стороны, самоходные машины и механизмы, передвигающиеся и эксплуатирующиеся, как и автомобили, на или вблизи дорог общего пользования, являются "источниками повышенной опасности". Несмотря на то, что они самостоятельно передвигаются с малыми скоростями, потенциальный ущерб, который может быть нанесен самоходными машинами и техническими средствами, может быть достаточно велик. Особенно это относится к подъемным механизмам, строительным машинам, машинам и механизмам для сельского хозяйства и т.д.
Ответственность эксплуатантов многих типов самоходных машин, особенно грузоподъемных, погрузочно-разгрузочных, для земляных работ и т.д., должна страховаться на основании Закона РФ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов от 1997 г. Страхованию в нем посвящена Статья 15 "Обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта":
1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.
2. Минимальный размер страховой суммы страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте составляет для:
а) опасного производственного объекта, указанного в пункте 1 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, в случае, если на нем:
- получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, равных количествам, указанным в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, или превышающих их, - семьдесят тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на день заключения договора страхования риска ответственности;
- получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, меньших, чем количества, указанные в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, - десять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на день заключения договора страхования риска ответственности;
б) иного опасного производственного объекта - одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на день заключения договора страхования риска ответственности."
Из текста понятно, что большинство самоходных машин и технических средств подпадают под формулировку пункта б) Статьи 15.
Понятно, что 1000 МРОТ (с 01.01.01 - 100 000 рублей) в большинстве случаев не может покрыть ущерб, который, например, может быть нанесен неудачно развернувшимся контейнероподъемником или экскаватором. Тем не менее, ничто не мешает предприятиям страховать свою ответственность на добровольной основе, тем более что согласно Постановлению Правительства РФ от 31.05.2000 № 420 расходы на страхование в размере до трех процентов можно относить на себестоимость продукции (работ, услуг), в том числе до двух процентов - на страхование имущества и ответственности предприятий. Добровольное страхование ответственности эксплуатантов самоходных машин и иных механизмов осуществляется на основании правил страхования ответственности перед третьими лицами при строительно-монтажных работах или на основании правил страхования гражданской ответственности предприятий.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УСЛОВИЙ СТРАХОВАНИЯ ПЕРЕДВИЖНОГО ОБОРУДОВАНИЯ


В качестве примера уместно привести основные условия страхования передвижного оборудования, на базе которых разработаны правила страхования ряда ведущих российских страховых компаний.
Договоры страхования заключаются в отношении следующего имущества:
- Строительное оборудование;
- Дополнительное оборудование, т.е. мобильные части оборудования, не присоединенные к основному агрегату, а также принадлежности и запчасти для застрахованного имущества;
- Леса из стальных труб и металлоконструкций, металлическая опалубка, машины и приспособления для установки опалубки;
- Контрольные, лабораторные приборы, оборудование мастерских, радиоаппаратура, оборудование противопожарной и охранной сигнализации;
- Временные здания и сооружения, а именно строительные бараки, бюро, склады, мастерские, лаборатории;
- Иное движимое имущество, место эксплуатации которого может меняться.
Страхованием не покрываются:
- Утрата или повреждение транспортных средств, допущенных к эксплуатации на дорогах общего пользования, плавучих средств или летательных аппаратов;
- Оборудование временных зданий и сооружений, а именно строительных бараков, бюро, складов, мастерских и лабораторий;
- Собственность персонала;
- Основные и вспомогательные материалы, расходуемые в процессе производства, такие как горючее, химикаты, фильтры и фильтровальные материалы, охлаждающие, чистящие и смазочные материалы;
- Инструменты всех видов, например, сверла, отбойные молотки, ножи, зубья, режущие полотна пил и шлифовальные диски;
- Конвейерные ленты, сита, шланги, канаты, ремни, щетки, шипы, цепи, гусеницы и кабели.

Страховщиком, однако, выплачивается возмещение по частям и деталям, перечисленным в абзацах 12 и 13 настоящего пункта, если они были повреждены или погибли вместе с основными узлами и агрегатами оборудования.
Страховщик возмещает Страхователю ущерб от утраты или повреждения застрахованного имущества, наступивших вследствие:
- Непосредственного воздействия стихийных бедствий, например, землетрясения, провала грунта, оползня, обвала, наводнения, затопления, бури, подвижки льда, кроме случаев, особо оговоренных в договоре страхования), а также необычно низких температур;
- Пожара, молнии или взрыва, а также при тушении огня;
- Проведения монтажа или демонтажа объектов;
- Проведения их погрузки или разгрузки.

Страховыми случаями по особому соглашению сторон признаются следующие события:
- Внутренние поломки (в том числе механические), произошедшие вследствие:
- Неизбежного воздействия на застрахованную технику в процессе ее использования по назначению;
- Влияния низких температур;
- Недостатка воды, масла, смазочных веществ;
- Влияния других аналогичных причин не рассматриваются как страховые случаи и не покрываются страхованием.
Кроме того, страхованием не покрывается ущерб от гибели или повреждения застрахованного имущества, вызванный:
- Дефектами, уже имевшими место на момент заключения договора страхования, которые должны были быть известны страхователю или лицам, несущим ответственность за эксплуатацию застрахованного оборудования;
- Эксплуатацией имущества, явно нуждающегося в ремонте. Страховщик, однако, выплачивает страхователю возмещение, если доказано, что гибель и/или повреждение ни в коей мере не связаны с необходимостью ремонта, или если имущество было предварительно отремонтировано с согласия страховщика;
- Кражей. Страховщик, однако, возместит страхователю убытки, связанные с повреждением имущества при
попытке совершения кражи;
- Пожаром, ударом молнии или взрывом, или при тушении пожара в этих случаях в отношении следующих предметов: контрольные, лабораторные приборы, оборудование мастерских, радиоаппаратура, оборудование противопожарной и охранной сигнализации);
- Военными действиями всякого рода, гражданской войной, народными волнениями, забастовками, локаутами, конфискацией или иными действиями административных органов;
- Ядерным взрывом, радиацией или радиоактивным заражением;
- Во время морской перевозки.
Только в случае, если это особо оговорено в договоре страхования, подлежат возмещению убытки, возникшие вследствие:
o Гибели или повреждения имущества, вызванного особыми правилами эксплуатации оборудования, а именно:
- при работе на подводных и надводных сооружениях;
- в районах рек, озер, морей и т.д.;
- на плавучих средствах и судах или самолетах;
- на туннельных или подземных работах;
o Гибели или повреждения оборудования, вызванного затоплением или заносом илом; однако, такие убытки подлежат возмещению в случаю, если они наступили во время покрываемой страхованием перевозки.

Территорией страхования является территория страны или стран, определенная по соглашению сторон и указанная в договоре страхования. Если застрахованные транспортные средства используются исключительно для перевозок, государственные автодороги не считаются частью территории страхования. Территорией страхования может являться помещение или его часть, определенная по соглашению сторон и указанная в договоре страхования. Если гибель и повреждения оборудования произошли вне территории страхования, страховое возмещение не выплачивается.
Страховая сумма по каждому застрахованному объекту должна соответствовать его стоимости:
- Под стоимостью понимается соответствующая прейскурантная цена (новая стоимость), включающая расходы по доставке и перевозке (фрахт, упаковка) и монтаж.
- Если застрахованный объект больше не значится в прейскурантах, то его стоимость определяется по последней прейскурантной цене. Эта цена, однако, может уточняться в зависимости от колебаний индексов цен;
- Если невозможно определить ни прейскурантную, ни продажную цены, за основу принимаются расходы, необходимые для изготовления предмета требуемой конструкции и размеров.
- Расходы по спасению и расчистке территории в случае полной гибели застрахованного объекта могут быть
дополнительно застрахованы по соглашению сторон.
- При выплате страхового возмещения страховая сумма, соответственно, уменьшается.
- При заключении договора страхования страхователь должен сообщить страховщику обо всех известных ему обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения степени риска в отношении страхуемого имущества. Страхователь обязан также дать ответы на все поставленные страховщиком с целью определения степени риска вопросы в отношении страхуемого имущества. Если обнаружится, что сведения, сообщенные страхователем, не соответствуют действительности, в целом или в частности, и возникнет предположение, что страхователь сообщил заведомо ложные сведения, страховщик имеет право отказать в выплате страхового возмещения, а также расторгнуть договор страхования без соблюдения
установленного месячного срока.
В случае наступления убытка размер страхового возмещения определяется затратами на восстановление застрахованного имущества, за вычетом остаточной стоимости поврежденного имущества.
В случае полной гибели сумма возмещения определяется исходя из действительной стоимости застрахованного объекта за вычетом остаточной стоимости. Полная гибель имеет место, если восстановительные расходы вместе с остаточной стоимостью превышают действительную стоимость застрахованного предмета. Если договором страхования предусмотрено дополнительное страхование расходов по спасению и расчистке территории, страховщик выплачивает возмещение сверх действительной стоимости.
Частичный убыток имеет место, если наступило повреждение или частичное разрушение застрахованного объекта. Застрахованный объект считается поврежденным или частично разрушенным, если расходы, необходимые для восстановления в такое состояние, в котором он находился непосредственно перед наступлением страхового случая (восстановительные расходы), включая остаточную стоимость, не превышают стоимости неповрежденного объекта, включая расходы по доставке и транспортировке на момент наступления убытка (его действительную стоимость).
Восстановительные расходы включают в себя:
- расходы на запчасти и материалы для ремонта;
- расходы на оплату работ по ремонту;
- расходы по демонтажу и повторному монтажу;
- транспортные расходы, а также расходы по срочной доставке;
- затраты по спасению застрахованного имущества;
- другие, необходимые для такого восстановления затраты.
Восстановительные расходы не включают в себя:
- расходы по переборке оборудования, профилактическому обслуживанию и другие расходы, которые были
бы необходимы вне зависимости от факта наступления страхового случая;
- дополнительные расходы, вызванные изменениями или улучшениями застрахованного объекта, произведенные сверх необходимых для восстановления затрат;
- дополнительные расходы, вызванные временным или вспомогательным ремонтом или восстановлением.
В случае гибели или повреждения моторов, приводов подшипников, гусениц, шин, бульдозерных и грейдерных ножей, экскаваторных ковшей всех типов, аккумуляторных батарей и прочих частей, которые обычно подлежат многократной замене в течение срока существования застрахованной техники из-за их повышенного износа (быстроизнашивающиеся детали), из суммы восстановительных расходов производятся соответствующие вычеты. Суммы вычетов рассчитываются исходя из стоимости этих частей непосредственно перед наступлением страхового случая (действительной стоимости).
Если производится замена поврежденных частей, несмотря на то, что был возможен их ремонт без всякой угрозы безопасности эксплуатации застрахованного оборудования, страховщик возмещает страхователю стоимость ремонта этих частей, однако не свыше стоимости их замены.
Если заменяются целые узлы машин, например, двигатель, сцепление или иные конструкционные элементы застрахованного оборудования, и если в них, наряду с поврежденными содержатся и неповрежденные части, страховое возмещение сокращается с учетом стоимости неповрежденных частей. Страховщик не выплачивает возмещение по косвенным убыткам, в частности штрафам, по суммам возмещения, выплаченным третьим лицам, расходам по временной замене или аренде оборудования, простою или потере товарного вида.
Если страховая сумма установлена в меньшем размере, нежели действительная стоимость застрахованного предмета на момент наступления страхового случая, сумма убытка и расходы выплачиваются пропорционально соотношению страховой суммы и действительной стоимости застрахованного предмета.
В случае разногласий по вопросам о размере и причинах убытка страховщик и страхователь имеют право потребовать проведения экспертизы для определения суммы и причин убытков.
В случае разногласий между экспертами они выбирают третьего эксперта в качестве председателя экспертной комиссии. Если два эксперта не могут прийти к единому мнению по вопросу об избрании председателя, последний назначается Торгово-промышленной палатой по месту проведения экспертизы по заявлению одной из сторон. Комиссия принимает решение большинством голосов.
Возмещение может быть выплачено только после того, как полностью будут установлены причины и размер ущерба. Однако, по требованию страхователя и до этого страховщиком может быть выплачена безусловно причитающаяся по состоянию на этот момент сумма (авансовый платеж).
При заявлении претензии к страховщику страхователь обязан предоставить оригиналы документов, подтверждающих его интерес в отношении застрахованного имущества, стоимость последнего, а также любые дополнительные документы, материалы, сведения в отношении конкретного страхового случая, которыми располагает страхователь или его агенты, страховщик имеет право затребовать от страхователя любую дополнительную информацию, необходимую для выяснения всех обстоятельств события, в результате которого возник ущерб. Окончательное рассмотрение претензии возможно только после предоставления страхователем всех необходимых документов.
После оплаты страхового возмещения к страховщику переходят в пределах оплаченной суммы права, которые страхователь или лицо, в пользу которого заключено страхование, имеют по отношению к лицам, несущим ответственность за причинение ущерба.
При наступлении страхового случая страхователь обязан:
- Незамедлительно, но в любом случае не позднее установленного в договоре страхования срока от даты наступления убытка заявить страховщику о нем письменно;
- По возможности принять все возможные меры по предотвращению или уменьшению ущерба по спасению
застрахованного имущества, если позволяют обстоятельства, страхователь обязан запросить инструкции
у страховщика;
- Страховщик или его представители имеют право участвовать в спасении и сохранении застрахованного
имущества, принимая и указывая нужные для этого меры, однако эти действия страховщика или его представителей не могут расцениваться как признание обязанности выплачивать страховое возмещение. Если страхователь препятствует этому, страховое возмещение сокращается в той мере, в которой это привело к увеличению убытка.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УСЛОВИЙ СТРАХОВАНИЯ МАШИН ОТ ПОЛОМОК


Самоходные машины и механизмы могут также страховаться на базе условий страхования машин от поломок, которые также предлагают ведущие российские страховщики.
Основной особенностью этих условий является расширенный объем страхового покрытия, предполагающий возмещение прямых убытков от гибели и повреждения застрахованного имущества в результате:
- непредвиденных поломок или дефектов застрахованных машин, механизмов, оборудования и инструментов;
- ошибок или неосторожности персонала страхователя или третьих лиц;
- разрывов тросов, цепей, падения застрахованных предметов и удара их о другие предметы;
- перегрузки, перегрева, вибрации, разладки, заклинивания, засоров механизмов посторонними предметами, изменения давления внутри механизмов, действия центробежной силы и "усталости" материалов;
- гидравлического удара или недостатка жидкости в котлах и аппаратах, действующих с помощью пара и жидкостей;
- воздействия электроэнергии в виде короткого замыкания, перегрузки электросети, падения напряжения,
атмосферного разряда, включая ущерб, образовавшийся от возникновения в результате этих явлений пожара;
- взрыва паровых котлов, двигателей внутреннего сгорания и других источников энергии при условии, что возмещается только ущерб, причиненный непосредственно названным предметам, в которых возник взрыв;
- поломки или неисправности приставок, защитных или регулирующих приспособлений;
- ветра, мороза, ледохода.
Исключения их страхового покрытия, порядок заключения договоров страхования и взаимоотношений сторон при наступлении страхового случая аналогичны условиям страхования других технических рисков.


Согласно условиям страхования ответственности перед третьими лицами на страхование принимается ответственность за вред, причиненный личности и имуществу третьих лиц в результате несчастных случаев при производстве строительно-монтажных и пуско-наладочных работ.
Возмещаются расходы в связи с причинением вреда личности и имуществу третьих лиц при условии, что ответственность за причинение вреда лежит на лице, в пользу которого заключено страхование и в случае, если ответственность этого лица определена законодательством страны, вред причинен в прямой причинной связи с производством названных работ, несчастный случай имел место в пределах территории производимых работ или в непосредственной близости от них.
Исключения из страхового покрытия, порядок заключения договоров страхования и взаимоотношений сторон при наступлении страхового случая аналогичны условиям страхования других технических рисков.

КОМПЛЕКСНОЕ СТРАХОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РИСКОВ


Такое страхование также может включать в себя, помимо основных секций строительно-монтажного страхования, как-то страхование объектов строительства и/ или монтажа (зданий, промышленных и гражданских сооружений, дорожных и железнодорожных магистралей, аэропортов и т.д.), и страхование ответственности перед третьими лицами при строительно-монтажных работах, также и страхование оборудования строительной площадки и строительных машин, за исключением участвующих в дорожном движении. Отличительной особенностью комплексного страхования является то, что "удельный вес" стоимости каждого отдельного блока страхования в общей стоимости страхования существенно ниже, чем при страховании отдельных рисков.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!