Все для предпринимателя. Информационный портал

Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие

География, как одна из наиболее древних наук, за века своего разви­тия претерпела существенные изменения. В XVIII в. обособляется ее отдельное направление – экономическая география (термин, предложенный М.В. Ломоносовым, сохранился в экономи­ческом лексиконе до настоящего времени).

Экономическая география это фундаментальная наука, изучающая размещение производительных сил, развитие, формирование территориальных социально-экономических систем и их функционирование.

Производительные силы общества включают в себя: рабочую силу и средства производства. Рабочая сила – это люди, занятые в одной из двух сфер общественного производства: материальной и нематериальной. Средства производства – это совокупность средств труда и предметов труда. Предметы труда – это то, на что направлен труд человека, и что составляет материальную основу будущего готового продукта (сырье, материалы и т.д.). Средства труда – это то, чем человек воздействует на предметы труда, создавая готовый продукт (машины, механизмы, инструменты, а также здания и сооружения, необходимые для ведения производственного процесса).

«Разместить» – это обычно построить новый производственный или социальный объект или заставить функционировать ранее бездействовавшие производственные мощности.

Между производственными и социальными объектами существует определенная связь. Средства производства могут функционировать только в тесном соединении с рабочей силой. Рабочая сила – это человек. Он должен воспроизводить свои рабочие возможности. Для такого воспроизводства нужна особая инфраструктура – социальная (жилье, больницы, школы, детские учреждения, объекты общепита и торговли). В связи с этим, размещая производительные силы, безусловно, необходимо размещать объекты социальной инфраструктуры.

В XX веке появляется региональная наука, или регионалистика , кото­рая образует в совокупности с экономической географией комплекс научных знаний о регионах.

Термин «регионалистика » обычно понимается как синтез подходов различных наук к региональным исследованиям. В отечественной науке чаще использовался иной термин – «региональная экономика ». Региональная экономика это географическое (региональное) направление в экономике.

Региональная экономика – одна из важнейших отраслей экономических знаний, исследует экономические процессы, связанные с деятельностью фирм, расположенных в определенном регионе страны, и людей, которые там живут.

Предметом региональной экономики является изучение социально-экономического размещения производи­тельных сил, развития отраслей экономики, важней­ших природно-экономических, демографических и экологических особенностей регионов, а также межрегиональных, внутрирегио­нальных и межгосударственных экономических связей.


Региональная экономика изучает природно-ресурсный по­тенциал России и ее регионов, население, трудовые ресурсы и современные демографические проблемы, анализирует старто­вый уровень экономики России и ее регионов в период становления и развития рыночных отношений, определяет основные факторы размещения производительных сил в рыночной экономике, изучает структуру хозяйства и определяет пути ее рационализации, место России в мировой хо­зяйственной системе.

Ре­гиональная экономика занимается также разработкой концепций развития экономических и социальных процессов в регионах страны, размещения инвестиций и регионального развития.

Предмет региональной экономики расширяется за счет включения в ее сферу изучения региональных финансово-кредитных отношений, а также процессов формирования ре­гиональных рынков.

Таким образом, региональная экономика – это научная дисциплина (область на­учных знаний), изучающая развитие и размещение производи­тельных сил, социально-экономические процессы на территории страны и ее регионов в тесной увязке с природно-экологическими условиями с целью совершенствования управления факторами размещения производительных сил и территориального развития.

В последние годы в условиях становления рыночных отно­шений в России возросла значимость региональной экономики. Прак­тически любая проблема, возникающая в процессе функционирования рыночной экономики, тесно связана с воздействием тех или иных региональных факторов и условий.

Важной стороной при изучении регионов является глубокое понимание современной экономической ситуации в них. Из­вестно, что при вхождении в рынок все регионы России испы­тали кризис, до сих пор практически не восстановлен разрыв связей между регионами и суверенными государствами – бывшими республиками СССР, экономика которых была тесно интегрирована с Россией.

Каждый регион при переходе на рыночные условия хозяйствования имел разный стартовый уровень, что и сказалось на их дальнейшем развитии. Например, Московская и Петербург­ская агломерации несмотря на всю сложность экономической обстановки успешно развива­ют экономическую деятельность, приносящую значительные дивиден­ды. Однако, внутри даже наиболее экономически благополучного региона, каким является Центральный экономический район, есть области с крайне неблагоприятной обстановкой из-за развала связей, на­пример Ивановская область, где прошел процесс резкого сокращения преобладающей отрасли – текстильной, в результате чего выросла безработица.

Экстремальная ситуация наблюдается в экономике почти всей зоны Севера, во многих районах Урала, Сибири и Даль­него Востока. Большие трудности испытывают и старопро­мышленные районы Центра.

Не во всех регионах России одинаковы темпы аграрных ре­форм. Не везде одинакова степень развития инфраструктуры рынка, предпринимательства. Отличаются регионы друг от друга и развитием коммерческих структур, возможностями внешнеэкономиче­ской деятельности.

Используя права свободного экономического развития, от­дельные регионы вырабатывают свои модели экономического поведения. Так, многие регионы с развитым аграрным секто­ром добиваются высоких закупочных цен. Регионы, в которых преобладают добы­вающие отрасли, такие, как газовая, нефтяная, добыча цветных металлов, выходят самостоятельно на внешние рынки.

Поэтому в региональной политике, в настоящее время, особенно важны адми­нистративные и политические меры, которые бы сдерживали экономическое противостояние регионов.

Важнейшей целью региональной политики на современном этапе являются рациональное территориальной разделение тру­да между регионами и экономическая кооперация.

Современная экономическая география и регионалистика отражает многогранный опыт, накопленный как отечественной, так и мировой наукой в области изучения территориальных аспектов взаимодействия между природой, населением и хозяйством.

Конец XX – начало XXI века ознаменовался огромными экономическими, социальными и политическими изменениями, которые оказали влияние на географию населения России, структуру её экономики и хозяйство регионов.

Учебное пособие раскрывает закономерности развития социально-экономических процессов, современное состояние и проблемы становления рыночной экономики России, её взаимодействие со странами зарубежного мира.

Пособие соответствует утвержденным университетским программам подготовки специалистов экономических специальностей. Состоит оно из пяти разделов: теоретические основы экономической географии и регионалистики; общие закономерности территориальной организации и развития хозяйства России; население и трудовые ресурсы России; отраслевая структура экономики России; характеристика регионов России.

Особое внимание уделено пониманию нового видения России в глобальном пространстве, изменению основных подсистем экономики, выявлению взаимосвязей глобальных процессов. В книге представлена обширная статистическая информация, теоретический и картографический материал.

Основные задачи учебного пособия:

Расширить теоретические знания по вопросам развития и размещения производительных сил России;

Развивать пространственно-экономическое и экологическое мышление;

Показать позиционирование России в глобальном пространстве;

Формировать умение оценивать социально-экономическую динамику и инвестиционную привлекательность региона и страны;

Развивать умение анализировать отраслевую и территориальную структуру экономики;

Осветить современные механизмы управления на уровне размещения отдельной отрасли хозяйства и отдельного региона страны.

Методические материалы

Рабочая программа

Пояснительная записка

Программа дисциплины «Экономическая география и регионалистика» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров и дипломированных специалистов экономических специальностей.

В результате изучения дисциплины «Экономическая география и регионалистика» студенты должны усвоить: особенности административно-территориального устройства, демографические, социальные, экономические, геополитические и экологические аспекты развития России. Также получить знания о размещении природных ресурсов, истории заселения и хозяйственного развития регионов России. Рабочая программа и учебно-методические рекомендации по дисциплине «Экономическая география и регионалистика» составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего и профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов.

Цели изучения дисциплины:

1) осмысление современного состояния демографической, геополитической, экономической обстановки в России;

2) формирование у студентов комплекса знаний в области теоретических основ по размещению производительных сил России;

3) формирование умения использовать экономико-географическую информацию в подготовке и принятии профессиональных решений.

Задачи курса:

1) рассмотреть теоретические основы экономической географии и регионалистики;

2) ознакомить с историей развития и основными парадигмами экономической географии, методологией экономико-географических исследований;

3) охарактеризовать общие условия и особенности размещения производительных сил России;

4) дать комплексную оценку географического, геополитического, природно-ресурсного и трудового потенциала России;

5) показать размещение и развитие межотраслевых комплексов в России;

6) ознакомить с современным механизмом управления размещением и развитием производительных сил государства и регионов;

7) рассмотреть экономико-географическую характеристику регионов России.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Программа курса «Экономическая география и регионалистика» рассчитана на 75 часов, с отчетностью в форме зачета. Распределение часов по темам, видам занятий, объединение тем, последовательность их изучения могут быть изменены в соответствии с индивидуальным планом работы студента.

Введение

Экономическая география и регионалистика в системе наук, предмет изучения, роль в жизни человека, основные объекты изучения: природные ресурсы, население и трудовые ресурсы, материальное производство и его структурные составляющие, роль географии в системе международных отношений и организации рационального природопользования.

Раздел I. Теоретические основы экономической географии и регионалистики

1.1. Введение в экономическую географию и регионалистику. Экономическая география и регионалистика в системе образования. Её роль в развитии экономического, географического и управленческого мышления.

Ключевые вопросы экономической географии и регионалистики. Основные типы объектов: природные, социальные, экономические.

1.2. Эволюция экономической географии и региональной науки. Парадигма коммерческой географии. Фактор пространства в теориях Р. Кантильона, Дж. Стюарта, А. Смита. Роль Д. Риккардо в разработке теории ренты по местоположению. Географический детерминизм и географический поссибилизм. Становление теории размещения(локализации) Й. Тюнена. Работы В. Лаунхардта, А. Вебера. Формирование региональной науки. Вклад У. Нзарда в развитие региональной науки. Концепция «Полюсов роста».

1.3. Становление отечественной экономической географии и регионалистики. История развития и основные парадигмы экономической географии. История экономической географии с первой половины XVIII в., вклад М.В. Ломоносова, С.П. Крашенинникова. Экспедиционные исследования европейской части России, Урала и Сибири (И.И. Лепехин, П.С. Паллас, В.Ф. Зуев и др.).

Вопросы территориального экономического и государственного устройства в дореволюционной России. (А.Н. Радищев, К.И. Арсеньев, Д.И. Менделеев и др.).

Экономико-географические исследования в СССР. Труды И.Г. Александрова, Н.Н. Баранского, Ю.Г. Саушкина, Н.Н. Колосовского и других ученых. Вопросы экономического районирования страны, проблемы формирования территориально-производственных комплексов.

1.4. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил. Общие закономерности в размещении производительных сил: рациональное размещение производства, комплексное развитие хозяйства, выравнивание уровней развития регионов.

Принципы размещения производительных сил – основополагающие требования экономической политики к пространственному размещению производства. Характеристика принципов размещения производительных сил.

Факторы размещения производительных сил – совокупность условий для выбора рационального размещения хозяйственных объектов. Характеристика отраслевых и территориальных факторов размещения производительных сил.

1.5. Методы экономико-географических исследований. Определение метода. Системный анализ – универсальная технология для решения проблем управления. Картографический метод. Виды карт и картограмм: фоновая, точечная, картограмма простого сравнения, элементы картограмм. Балансовый метод, модель межотраслевого баланса. Историко-сравнительный метод, статистические методы.

Экономико-географическая характеристика размещения и развития отрасли (комплекса) должна включать:
1) указание значения в национальной экономике, описание структуры;
2) экономическую оценку сырьевой базы, факторов размещения;
3) данные о размещении в России и странах СНГ;
4) современную оценку развития;
5) оценку уровня научно-технического прогресса (НТП), экономических связей;
6) данные о территориальной организации, основных центрах;
7) указание основных проблем и направления развития, ход экономических реформ.
При составлении экономико-географической характеристики региона необходимо последовательно изложить следующие вопросы:
1) экономико-географическое положение региона, административно-территориальный состав;
2) экономическую оценку природных условий и ресурсов;
3) характеристику населения и трудовых ресурсов;
4) оценку места и роли региона в межрегиональном разделении труда;
5) данные о размещении и развитии основных отраслей специализации региона; характеристику отраслей, дополняющих территориальный комплекс, отраслей сферы услуг;
6) данные о внутрирегиональных и межрегиональных связях, территориальной организации хозяйства, промышленных центрах, узлах, территориально-промышленных комплексах и т. д.;
7) описание проблем и перспектив развития.

Балльно-рейтинговая система оценки знаний
Промежуточная и итоговая аттестации студента по учебной дисциплине будут проведены по рейтинговой, балльной системе с учетом выполнения контрольных работ и других условий, указанных в таблице.

1. Участие в работе на практических занятиях оценивается по двадцатибалльной системе.
Студент получает 20 баллов в случае:
– ответа (дополнения к ответу) на два теоретических вопроса;
– активного участия в обсуждении темы;
Студент получает 15 баллов в случае:
– письменного выполнения практического задания;
– участия в обсуждении;
– использования дополнительной литературы при ответе.
Студент получает 10 баллов в случае:
– ответа (дополнения к ответу) на один теоретический вопрос;
– письменного выполнения практического задания;
– участия в обсуждении. Студент получает 5 баллов в случае:
– письменного выполнения практического задания;
– участия в обсуждении.
2. Выполнение контрольной работы оценивается максимум в 20 баллов в случае полного раскрытия темы с использованием дополнительных источников.
Примечание. За отличный ответ (работу) преподаватель может начислить премиальные 10 баллов, или наоборот (неудовлетворительный ответ) уменьшить рейтинг на 10 баллов.

Теоретические материалы

Раздел I
Теоретические основы экономической географии и регионалистики

Цели и задачи изучения раздела – показать значение экономической географии и регионалистики, ее теоретическую и практическую направленность.
В разделе последовательно рассмотрены вопросы: введение в экономическую географию и регионалистику, экономическая география в системе образования, история развития и основные парадигмы экономической географии.
Указания по изучению раздела: особое внимание при изучении раздела следует уделить ключевым вопросам науки, объекту изучения экономической географии и регионалистики.
Усвоить понятия: «пространственная составляющая», «экологическая составляющая», «регионалистика», «регион».

Глава 1. Введение в экономическую географию и регионалистику

§ 1. Экономическая география и регионалистика в системе образования

Согласно современным российским вузовским программам экономическую географию и регионалистику преподают будущим географам, регионоведам, экономистам и управленцам. Постоянными пользователями экономико-географической информации выступают также журналисты, политологи, социологи, работники таможенной службы, культурологи и представители многих других гуманитарных специальностей. Столь широкое общественное признание объясняется уникальной функцией экономической географии в развитии знаний и мышления, а именно – синтезом всей разнообразной информации об окружающем нас мире, ее удобным представлением в виде карт, атласов, справочников, энциклопедий, монографий, баз данных, геоинформационных систем и других накопителей информации, пользование которыми необходимо для понимания крайне сложных и все убыстряющихся процессов изменения окружающего мира и принятия опережающих решений на перспективу.
Являясь составной частью географии – единственной науки, синтезирующей всю совокупность знаний о Земле, экономическая география обеспечивает пространственный синтез естественнонаучной, социально-экономической, экологической и технологической информации. Поэтому в системе экономического и управленческого образования она выполняет важную функцию, отвечая за развитие пространственной, экологической, системной и проблемной составляющих экономического, географического и управленческого мышления.
О необходимости развития пространственной составляющей экономического мышления говорит тот факт, что любое пособие для начинающего предпринимателя начинается с утверждения о важности правильного выбора местонахождения фирмы и рынка сбыта товаров как одного из главных условий для успешного ведения бизнеса.
О важности развития экологической составляющей свидетельствуют обязательная экологическая экспертиза инвестиционных проектов, экологизация экономики высокоразвитых стран, где быстрый экономический рост наблюдается в «зеленых» отраслях производства и сферы услуг (производство экотехники, развитие рекреации и туризма, утилизация отходов и мусоропереработка, биотехнология и др.), и быстрый рост эколого-экономических исследований и публикаций, сопровождающийся появлением все большего количества учебных дисциплин в учебных планах экономических факультетов (ресурсная экономика, экономика окружающей среды, экологическая экономика и др.).
Необходимость развития системной и проблемной составляющих определяется тем, что современный мир постоянно усложняется, и чем большее количество взаимосвязанных факторов способен учитывать специалист при выработке конкретного решения, т. е. чем большим объемом информации он владеет, тем меньше риск принятия ошибочного решения и потери ресурсов в ходе реализации проекта.
С пространственной составляющей тесно связаны мировая экономика, национальная, региональная экономика, экономика города и пространственная экономика, с экологической – ресурсная, экономика природопользования, экологическая экономика и эколого-экономические проблемы крупных городов, с системной – сравнительная экономика, экономика России и СНГ, региональная экономика и политика Европейского Союза (ЕС), международный бизнес.
Таким образом, экономическая география, для которой пространственный, экологический, системный и проблемный подходы составляют ее суть, выступает как базовая учебная дисциплина для целого комплекса специальностей.
Термин «регионалистика» обычно понимается как синтез подходов различных наук к региональным исследованиям. В отечественной науке чаще использовался иной термин – «региональная экономика». Региональная экономика – географическое (региональное) направление в экономике, научная дисциплина, изучающая пространственные аспекты развития национальной экономики и ее отраслей с целью совершенствования управления факторами размещения производительных сил и территориального развития. Регионалистика – синтетическое научное направление, полностью включающее региональную экономику, изучающее регионы как целостные системы, отдавая приоритет междисциплинарным исследованиям.
Основным понятием в регионалистике является «регион». В экономической литературе приводятся различные определения региона. Однако многие авторы выделяют следующие три отличительных признака региона: территория, специализация и наличие экономических связей.
Регион – это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов (происходит от латинского слова и означает страна, край, область, т. е. некоторая местность). С позиций системного подхода регион можно считать особой социальной экономической системой, особым элементом которой является население. Население одновременно производит и потребляет материальные и нематериальные блага. Цель функционирования такой социально-экономической системы – удовлетворение потребностей населения, создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека.
В современной Российской Федерации существует несколько видов регионов (в литературе и практике понятия «район» и «регион» часто отождествляются).
Основные регионы в России – это субъекты Федерации, федеральные округа, экономические районы, административные районы субъектов Федерации и другие территории. Совокупность регионов России составляет основу территориальной структуры экономики.
Можно сделать вывод о том, что общеэкономическая дисциплина «Экономическая география и регионалистика» изучает размещение и развитие производительных сил в тесной связи с природно-экологическими условиями (производительные силы включают два фактора: рабочую силу и средства производства – предметы и орудия труда).
При размещении производительных сил исследуются четыре главных вопроса: КТО, ЧТО, КОГДА И КАК размещает производительные силы в обществе.
КТО – это субъекты хозяйствования. Под ними подразумеваются юридические и физические лица. Юридические лица – это органы государственного управления, различные организации, объединения, фирмы, предприятия, наделенные особыми полномочиями и правами согласно уставу их деятельности. Физические лица – это граждане, занимающиеся особого рода деятельностью, но не зарегистрированные государством в качестве юридических лиц, т. е. не имеющие зарегистрированного устава, печати и расчетного счета в банке.
ЧТО – это производительные силы общества. Они включают, по меньшей мере, два фактора: рабочую силу и средства производства.
Рабочая сила – это люди, занятые в одной из двух сфер общественного производства: материальной и нематериальной.
Средства производства – это орудия и предметы труда. Орудия труда можно интерпретировать узко и широко. В первом случае чаще всего подразумевают машины, механизмы, инструменты, а также здания и сооружения, необходимые для ведения производственного процесса. При широкой интерпретации сюда включаются энергетические ресурсы, привлекаемые для приведения в действие машин и механизмов, а также информация, в том числе формируемая в научном процессе.
Предметы труда – это то, на что обращен производственный процесс. В ходе производственного процесса предметы труда превращаются в механизмы, но это узкая интерпретация такой категории. В широком смысле предметом труда является все то, что целенаправленно изменяет человек.
Вообще, «разместить» – это обычно построить новый производственный или социальный объект или заставить функционировать ранее бездействовавшие производственные мощности. Между производственными и социальными объектами существует конкретная связь. Средства производства могут функционировать только в тесном соединении с рабочей силой. Рабочая сила – это человек. Он должен воспроизводить свои рабочие возможности. Для такого воспроизводства нужна особая инфраструктура – социальная (жилье, больницы, школы, детские учреждения, объекты общепита и торговли). В связи с этим, размещая производительные силы, безусловно, необходимо размещать объекты социальной инфраструктуры.
КОГДА – оба фактора производства соединяются в производственном процессе специальным образом, т. е. согласно технологии. Поэтому требуется определенный порядок ввода в действие производственных элементов. Для создания нормальных условий воспроизводства рабочей силы в определенной последовательности вводятся в число действующих социальные объекты.
КАК – производительные силы страны в течение советского периода вводились в действие по определенной схеме под государственным руководством. В условиях отечественной рыночной экономики механизм государственного регулирования разработан все еще недостаточно.
Дисциплина «Экономическая география и регионалистика» имеет сложную дифференцированную структуру.
По однородным уровням пространства в экономической географии и регионалистике можно выделить:
локалистику (локальный уровень);
регионоведение (региональный уровень);
страноведение (национальный уровень, география зарубежных стран);
глобалистика (глобальный уровень, география мирового хозяйства).
По однородным объектам изучения (отраслевая структура) обособляются:
география природных ресурсов и природопользования;
география населения;
география хозяйства;
география управления и инфраструктуры;
коммерческая география;
гуманитарная география;
социально-политическая география.
В экономической географии и регионалистике выделяют отдельные направления, связанные с решением прикладных проблем:
территориальное планирование;
размещение предприятий;
региональное развитие;
геополитика и геоэкономика;
диффузия инноваций и др.
По временным критериям географию можно разделить на три ветви: историческая география, современная география, прогностическая география.
Обоснование рациональной территориальной организации производительных сил возможно только при совместном участии многих наук. Территориальность и комплексность – важные отличительные признаки, органически связывающие экономическую и социальную географию с целым рядом экономических, естественных и технических наук.
Экономическая география и регионалистика занимает особое место в системе экономических знаний. Она непосредственно взаимосвязана с экономической историей, статистикой, отраслевыми экономиками, экономикой природопользования, экономикой и социологией труда, экономическим прогнозированием, историей государственного управления, разработкой управленческого решения, региональным планированием и т. д.
Экономическая география связана с физической географией и другими естественными науками, в том числе гидрологией, геологией, биологией, климатологией. Среди других наук можно выделить математику и демографию.
В настоящее время повышается роль субъектов Федерации и федеральных округов в формировании, развитии и размещении производительных сил, возникают свободные экономические зоны, формируются новые горизонтальные связи, меняется политическая и административная карта страны. Учитывая сказанное, будущим специалистам необходимы теоретические знания и практические навыки, позволяющие исследовать и анализировать экономические процессы на конкретной территории.

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте значимость подходов экономической географии.
2. Какие типы объектов рассматривает экономическая география и регионалистика?
3. Выделите ключевые понятия экономической географии и регионалистики, приведите определение понятия «регион».
4. Какие вопросы решают при размещении производительных сил? Опишите связь между производительными силами и социальными объектами.
5. Дайте оценку роли экономической географии и регионалистики в решении вопросов экономического развития страны.

§ 2. Эволюция экономической географии и региональной науки

История развития экономической географии начинается с экспедиционных исследований и землеописания. Это старейшие парадигмы экономической географии, которые существуют уже около 2,5 тыс. лет (древнегреческие источники, работа Страбона «География» и др.).
Период, последовавший за периодом Великих географических открытий (XV–XVI вв.), привел к необходимости развития парадигмы коммерческой географии.
Проблемы экономического пространства привлекали внимание еще античных философов (Аристотель, Платон) и создателей социальных утопий (Т. Мор, Т. Компанелла, Ш. Фурье, Р. Оуэн). В XVII–XVIII вв. фактор пространства упоминается в экономических теориях Р. Кантильона, Дж. Стюарта, А. Смита. Особая роль в развитии теоретических основ экономической географии и регионалистики принадлежит Д. Риккардо, который обосновал принцип сравнительных преимуществ в межрегиональной торговле и разработал теорию ренты по местоположению.
В XIX в. в экономической географии развиваются две противоположные парадигмы: географический детерминизм (от англ. determinate – определенный) и географический поссибилизм (от англ. possibilite – возможность). Первая утверждала жесткую обусловленность развития экономики и общества природными условиями; вторая признавала наряду с природной обусловленностью активную роль социально-экономической деятельности.
Основное течение экономической мысли развивалось в условиях игнорирования экономического пространства, что приводило к искажающим упрощениям. Например, в исследованиях механизмов конкуренции, торговли, взаимодействия производственных факторов не учитывалась «монополистическая защита» расстояний и транспортных издержек, конкурентные преимущества различных мест размещения производства, немобильность природных ресурсов и т. д.
Становление теории размещения (локализации) принято связывать с публикацией в 1826 г. книги немецкого экономиста Иоганна Генриха Тюнена (1783–1850) «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии». Главным содержанием этого фундаментального труда было выявление закономерностей размещения сельскохозяйственного производства. В работе впервые в развитии экономической мысли объективно доказывается влияние размещения производительных сил на их развитие.
Исследование Й. Тюнена отличал высокий уровень абстракции. Он предполагал наличие экономически изолированного от остального мира государства, в пределах которого имеется центральный город, являющийся единственным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции и источником обеспечения промышленными товарами. Государство не имеет внешних экономических связей и имеет аграрную специализацию. Цена каждого продукта в любой точке пространства отличается от его цены в городе на величину транспортных затрат, которые принимаются прямо пропорциональными весу груза и дальности перевозки.
Тюнен доказал, что в рамках определенных допущений оптимальная схема размещения сельскохозяйственного производства – это система концентрических кругов (поясов, колец) разного диаметра вокруг центрального города, разделяющих зоны размещения различных видов сельскохозяйственной деятельности. Урожайные или более продуктивные производства размещаются ближе к городу. В результате интенсивность ведения хозяйства снижается по мере удаления от города.
Тюнен выделил шесть колец размещения сельскохозяйственной деятельности, основываясь на условиях ведения хозяйства в своем имении в Мекленбурге. В других условиях состав поясов будет другим, но принцип их чередования сохранится.
А.Г. Гранберг, описывая теорию размещения Тюнена, пишет, что видел «кольца Тюнена» на Кубе. Это были схемы размещения новых плантаций на равнине вокруг населенных пунктов – мест проживания сельскохозяйственных рабочих и центров переработки продукции.
Несмотря на явные недостатки (абстрактность, большое количество ограничений, учет только транспортного фактора размещения и др.), работа Тюнена стала первым примером использования абстрактных математических моделей в теории пространственной экономики. Задача Тюнена обобщается и анализируется с использованием современного математического аппарата – линейного программирования.
В 1882 г. в Германии Вильгельм Лаунхардт разработал метод нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта продукции (метод Лаун-хардта, или метод весового локационного треугольника). В качестве объекта размещения Лаунхардт выбрал металлургическое предприятие. Решающим фактором размещения производства у Лаунхардта, так же как и у Тюнена, являются транспортные издержки. Производственные затраты принимаются равными для всех точек исследуемой территории. Точка оптимального размещения предприятия находится в зависимости от весовых соотношений перевозимых грузов и расстояний. Задача Лаунхардта имеет геометрическое и механическое решение.
Метод нахождения оптимального размещения предприятия применим и для большего числа точек (видов сырья, топлива), и в географии металлургической промышленности достаточно много примеров размещения предприятий, соответствующих треугольнику Лаунхардта. В частности, примером локационного треугольника Лаунхардта можно считать размещение Череповецкого металлургического комбината в Вологодской области: железная руда поступает на комбинат с запада (Оленегорское и Ковдорское месторождения в Мурманской области и Костомукшское месторождение в Карелии), каменный уголь с востока (Печорский угольный бассейн – Воркута и Инта), основные потребители готовой продукции находятся южнее предприятия (в Центральном экономическом районе).
Основной труд немецкого экономиста и социолога Альфреда Вебера (1868–1958) «О размещении промышленности: чистая теория штандорта» был опубликован в 1909 г. А. Вебер сделал существенный шаг вперед по сравнению с Й. Тюненом и В. Лаунхардтом, введя в теоретический анализ новые факторы размещения производства в дополнение к транспортным издержкам и ставя более общую оптимизационную задачу: минимизация общих издержек производства, а не только транспортных.
Вебер создал подробную классификацию факторов размещения по их влиянию, степени общности и проявлениям. В результате отсеивания элементов производственных издержек, не зависящих от местоположения, Вебер предлагал учитывать при размещении три фактора:
1) транспортный (удаление или сближение с рынками сбыта и сырьевой базой) при условии, что они образуют выпуклый многоугольник;
2) трудовой (стоимость рабочей силы, ее количество и качество);
3) агломерационный.
Соответственно, выделяются и три основных направления ориентации в размещении: транспортная, рабочая и агломерационная.
Анализ влияния агломерационных факторов на размещение промышленного предприятия Вебер строит на основе оценки изменений, вызываемых процессами агломерации, в оптимальной схеме размещения производства, полученной на основе транспортной и рабочей ориентации.
Вебер обосновал понятие агломерационного эффекта. Проявление этого эффекта состоит в снижении удельных затрат (затрат на одну единицу производимой продукции), на строительство и эксплуатацию общих инфраструктурных сооружений при размещении предприятий на компактной территории. При техническом родстве этих предприятий появляются возможности сократить процессы транспортировки грузов, последовательно обрабатываемых в рамках единой технологической цепочки, и получить в результате этого дополнительную экономию.
В 50-е годы XX в. в зарубежном мире сформировалась региональная наука, идеологом и организатором которой стал У. Изард, инициировавший в 1954 г. создание Ассоциации региональной науки (Regional Science Association), которая в 1960 г. получает международный статус. В 1956 г. вышла первая монография У. Изарда «Размещение и экономика пространства», в которой он ставит задачу ликвидации существующих расхождений между классическими теориями размещения и ведущими школами общей экономической теории. В 1966 г. публикуется книга У. Изарда «Методы регионального анализа: введение в науку о регионах», которая была переведена на русский язык и до настоящего времени является классическим учебником региональной науки.
У. Изард приводит 13 определений региональной науки, ни одно из которых, по его мнению, не может считаться полноценным. Например, региональная наука определяется как область общественных наук, изучающая пространственный аспект человеческой деятельности с целью выявления пространственных взаимосвязей между людьми, их деятельностью и преобразованной географической средой.

Экономическая география и регионалистика – это комплекс научных дисциплин, изучающих экономические процессы и явления в территориальном, географическом аспекте.

Основываясь на законах развития общества и законах развития природы, экономическая география занята анализом и прогнозом территориальных взаимодействий в системе «природа – население – хозяйство».

Термин «регионалистика» обычно понимается как синтез подходов различных наук к региональным исследованиям.

В современной Российской Федерации существуют несколько видов регионов. Основные регионы в России – это субъекты Федерации, федеральные округа, экономические районы, административные районы субъектов Федерации и другие территории.

РФ – самое крупное по площади государство мира – 17,1 млн. км2 (2-ое место – Канада – 9,98; затем Китай – 9,6; 4-ое место – США – 9,4 и 5-ое место – Бразилия – 8,5 млн. км2).

Российская Федерация занимает седьмое место в мире по численности населения после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана. Численность постоянного населения России составляет 143,2 млн. человек.

РФ занимает северную и северо-восточную части материка Евразия (1/3 России – в Европе, 2/3 – в Азии). На долю северной России приходится 11 млн. км2 и 10 млн. человек.

Северная материковая точка – мыс Челюскин на полуострове Таймыр. Северная островная точка – мыс Флигели на острове Рудольфа в архипелаге Франца-Иосифа.

Крайняя южная точка материка – на гребне главного Кавказского хребта – 41012’ северной широты – на границе Дагестана и Азербайджана.

Крайняя западная точка – конечность на Песчаной косе в Балтийском море близ Калининграда.

Крайняя восточная материковая точка – мыс Дежнева – на Чукотке. Самая восточная островная точка – остров Ротманова в Беринговом море вблизи с границей с США (на острове Крузенштерна).

Почти вся территория России расположена в Восточном полушарии. Из-за большой протяженности по долготе велика разница во времени – она составляет 10 часов (соответственно страна делится на 10 часовых поясов). В малонаселенных районах и на морях граница часовых поясов проходит по меридианам. В густонаселенных районах их проходят по административным границам субъектов федерации.

Общая протяженность границ РФ – 60000 км, из них 40000 км – морские границы. Морские границы проходят в 12 морских милях (22,7 км) от берега. В 200 морских милях (370 км) от берегов островов и материка расположены границы морской экономической зоны России. В пределах этой зоны допускается судоходство любых стран, но разработка и добыча всех видов природных ресурсов, находящихся в водах, на дне и в недрах, осуществляется только Россией.

Северные морские границы России проходят по водам морей Северного Ледовитого океана (Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море). Кроме части Баренцева моря все они покрыты круглый год дрейфующими льдами, поэтому плавание по морям затруднено. В пределах Северного Ледовитого океана от берегов России до Северного полюса находится наш сектор Арктики. Все острова этого сектора, кроме нескольких островов архипелага Шпицберген принадлежат нашей стране.

Восточные границы проходят по водам Тихого океана и его морей (Берингово море, Охотское море, Японское море). Ближайшими морскими соседями являются Япония и США. Пролив Лаперуза отделяет остров Сахалин от острова Хоккайдо в Японском море (оно не замерзает, что благоприятствует морским связям России с соседями).

Морские границы на западе. Воды Балтийского моря соединяют Россию со Швецией, Польшей, Германией и странами Прибалтики. Северная часть Балтийского моря у некоторых берегов России замерзает, а у берегов Калининграда – нет. По Балтийскому морю осуществляется связь со многими государствами Западной Европы.

На юго-западе РФ морские границы проходят по водам Азовского и Черного морей, которые соединяют Россию с Украиной, Грузией, Болгарией, Турцией, Румынией. По Черному морю идут пути в Средиземное море. Небольшие по протяженности морские границы проходят по Каспийскому морю.

Россия – мировая морская держава. Ее территория омывается водами трех океанов.

Велика протяженность сухопутных границ России, причем геополитическое положение России стало несколько иным, чем то, которое она имела, будучи в составе СССР. После распада СССР у Росси формально не изменилось – число соседей. Их четырнадцать (и еще с двумя соседними государствами РФ имеет только морские границы – с Японией и США). Реальные границы с пограничными заставами и таможнями растягиваются на 1605 км (990 км со странами Балтии, 615 км с Азербайджаном и Грузией). Граница со странами Балтии демаркирована. Не изменилась граница с Норвегией, Финляндией, Монголией и КНДР (17 км). Резко сократилась граница с Польшей (которая теперь граничит только с Калининградской областью) и более чем на половину с Китаем.

Территория России не имеет четко определенных границ, которые были проведены условно в 20-е и 30е годы. В настоящее время ставить вопрос об изменении границ, сложившихся исторически, по крайней мере, неразумно. Об этом свидетельствует мировой опыт: попытки изменить границы заканчиваются трагическими последствиями (например, Югославия).

Часть границ, закрепленных международными соглашениями, охраняются пограничными войсками, действующими заставами, таможнями (с Норвегией, Финляндией). Границы с государствами СНГ достаточно условны. Они изменялись произвольно и не закреплены соответствующими договорами. По договоренности со странами СНГ Россия обеспечивает своими пограничными войсками многие участки границ бывшего СССР.

В последнее время поднимаются на официальном и неофициальном уровнях претензии к России:

· Японии хочет заполучить южные острова Курильской дуги (острова Кунашир, Шикотан, Хабошан, Итуруп). Они для Японии являются северными.

· В Эстонии – Печорский район (на территории России – Псковская область).

· В Латвии – Пыталовский район (--).

· В Финляндии – на земле Карелии – Корельский перешеек и некоторые острова в Финском заливе.

Представляется очевидным ухудшение политико- и ЭГП России за последние годы. Государства Балтии, Белоруссии, Украины как бы отгородили Россию от стран Европы. Между тем, из России в страны Западной и Восточной Европы протянута сеть газо- и нефтепроводов. Туда же ведут международная магистраль Москва – Минск – Варшава – Берлин – Париж и железная дорога Прага – Будапешт – Вена и другие европейские столицы.

Нынешняя ситуация порождает множество проблем. “Географическое отдаление России” сократило ее участие в европейских делах”. Прежние международные организации СЭП и Варшавского договора распались, а новые не созданы. Страны Балтии, Польша, Венгрия, Чехия вступили в НАТО.

Географические особенности экономических связей определяются транспортными возможностями. До распада СССР мы имели четыре основных выхода в мировой океан: балтийский, тихоокеанский, североморский, черноморский. С распадом СССР образовались независимые государства, в том числе, СНГ. Возможности самостоятельного выхода России к основным торговым путям резко ограничились, особенно через Балтийское и Черное море, что сказалось на ухудшении геополитической ситуации, например, отрыв России от стран Балтии с ее крупными портами.

На Балтике у РФ остался только один крупный порт – Санкт-Петербургский, а Выборгский и Калининградский – небольшие по мощности порты. Сегодня Санкт-Петербург – порт международного значения. Он обеспечивается системой внутренних транспортных путей, веером расходящихся от Санкт-Петербурга.

В Черноморско-Азовском бассейне сложилась аналогичная ситуация. Новороссийск и Туапсе – 2 порта, через которые вывозятся нефтяные грузы, и ввозится зерно. Но здесь Россия не имеет причалов для погрузки штучных грузов и контейнеров. К тому же у России нет на северо-западе и юге приморских участков пригодных для строительства портов без ограничения расходов.

В связи с этим вопрос о большой эффективности использования портов внутренних морей: Азовского, Черного, Каспийского (порты Таганрог, Астрахань, Новороссийск).

Сложившееся положение ограничивает морские связи со странами Запада через Балтийское и Черное моря. Но, вместе с тем, увеличивается значение северных портов. Северный выход связан с рискованным высокоширотным мореходством. Однако, надо увеличить пропускную способность портов на севере.

Для того чтобы северный морской путь обратился в действующую магистраль, понадобились многие десятилетия. В 1932 году ледокол “Сибиряков” прошел путь без зимовки от Мурманска до Берингова пролива, а в 1935 до Владивостока. С 1937 года началось регулярное мореплавание по Северному морскому пути. Суда преодолевали это расстояние менее, чем за месяц. От Санкт-Петербурга по Сев морскому пути – 14280 км, а через Суэцкий канал – 23200 км. Плавание по Сев морскому мути осуществляется в течение 4 месяцев. Он соединяет дальневосточные и европейские порты, а также устья судоходных рек Сибири. Почти при полном отсутствии других транспортных магистралей на северной Сибири для использования богатых природных ресурсов этих районов и их хозяйственного развития роль Сев м пути неизменно будет возрастать. На Дальнем Востоке Россия не только унаследовала проблемы от СССР, но и приобрела новые. Очень слабо реализуется преимущество географического положения Дальнего Востока – его широкие выходы к морям Тихого океана. В АТР свыше 40 государств, поэтому необходимо использовать порт Владивосток (стал открытым порт Восточный).

Но и здесь создаются трудные проблемы – проблемы, так называемых, северных территорий, то есть, территориальный спор России с Японией. Поэтому необходимо создавать новые порты на Балтике: Приморский (45 млн.; сырая нефть), бухта Батарейная (нефтяные грузы) и Лужский порт (35 млн.) [На данном этапе происходит реконструкция Калининградского порта. Порты Балтии используются слабо, следовательно страны Балтии не получают никого дохода.

Экономико-географические и геополитические проблемы России связаны с эксплуатацией не только морских портов, но и железнодорожного транспорта на западе и пропускной способности железных дорог на востоке. Разрабатываются интересные проекты транзитных связей через США и Японию в Западную Европу с помощью железных дорог, авиации и даже морских путей.

На западных границах СССР было 25 железнодорожных пересечений, а Россия имеет только три: с Финляндией; из Калининградской области в Польшу и далее в Брест – 620 км по территории Белоруссии; и путь в 833 км из Санкт-Петербурга до Гродно на 2/3 проходящий по территории 3-х государств Балтии. На западе России возникло множество транспортных, автодорожных и газопроводных проблем. Перевозка по этим магистралям, идущим из России обходится дорого, так как, Россия вынуждена оплачивать все транспортировки.

Пока современные транспортные возможности портов и железных дорог ограничены.

Около 70% внешней торговли приходится на страны Европы и 50% на страны ЕС. К ним ведут морские пути через Балтийское море и сухопутные чрез границы к югу и северу от Балтии.

При всех сложностях Россия, активно используя выгоды географического положения, проводит новую политику. Она вошла в десятку Балтийских государств, подписав соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве. Аналогичное соглашение подписано с черноморскими государствами. В последнее время возрастает возможность отношений с Западной Европой, США, Канадой, Кореей.

Для определения положения России по отношению к другим странам (не только пограничным) оценивается ее положение относительно центров экономики, культуры, основных транспортных путей. Эти оценивают политику и ЭГП страны.

Геополитическое положение – оценка места страны на политической карте мира, ее отношение к разным государствам.

ЭГП позволяет оценить положение страны на экономической карте мира по отношению к основным районам и центрам экономики.

ЭГП определяется транспортно-географическим положением.

В географии для понимания особенностей положения стран, районов и городов используют разные уровни (масштабы):

· “Макро уровень” - должен оценивать на глобальном, т. е., на мировом уровне положение страны по отношению к материкам, мировому океану, мировым транспортным путям, главным центрам мировой политики и экономики.

· “Мезо уровень” - оценка положения страны относительно групп стран, образующих исторические регионы (Южная Азия, АТР).

· “Микро уровень” - положение России по отношению к соседним, приграничным государствам.

Если раньше СССР существовал в биополярном мире (США - НАТО, СССР – организация Варшавского договора), то распад СССР изменил геополитическое положение России. Мир постепенно стал многополярным. Россия в своей геополитике должна ориентироваться ни на одну группировку стран. Сегодня для нас важны экономические связи не только со странами СНГ, но и со всеми странами, на чьих рынках можно выгодно продать продукцию и закупить нужные для нашей страны товары. Россия вынуждена ориентироваться на те страны, которые позволяют получить наибольший эффект от внешнеэкономических связей. Разные приоритеты были связаны с политическими симпатиями, потенциальными союзниками поставок военной техники и лишь отчасти с экономической выгодой. Изменилось геополитическое положение и приоритеты.

В учебнике рассмотрены основы теории и методологии экономико-географических исследований; вопросы моделирования и прогнозирования экономических и географических процессов; проблемы территориальной организации производительных сил и государственного регулирования социально-экономических процессов. Теоретические и методологические положения, рассматриваемые в пособии, проиллюстрированы конкретными практическими примерами. Характеристика размещения производительных сил в России дана на основе анализа современных информационных источников о развитии российского рыночного пространства. В структуру издания включен методический комплекс контрольные вопросы и задания, в списке литературы приведены современные публикации.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!