Все для предпринимателя. Информационный портал

Значение погрузочно разгрузочных работ в строительстве. Виды строительных грузов и погрузочно-разгрузочные работы

В зависимости от способа доставки грузы делятся на штучные, насыпные и наливные. Все они в свою очередь подразделяются на другие виды:
штучные - на мелкоштучные (массой до 50 кг) - деревянные и металлические изделия, кровельные и теплоизоляционные материалы, пакеты, тарно-штучные и т. д.; строительные конструкции - панели, фермы, блоки (сантехкабины, лифтовые шахты); металлопрокат - стержневая , уголок, швеллер; и плети труб; контейнеры и пакеты; комплекты грузов (штучные грузы, подобранные на технологический этап); длинномерные; технологическое оборудование и строительные машины (при перевозке на объекты); лесные - круглый лес, ;
насыпные - на навалочные ( , нерудные материалы) и глыбообразные (скальная порода, бутовый камень); пористые заполнители для бетонов ( , термолит, аглопорит); порошкообразные и пылевидные материалы (цемент, известь, зола, минеральный порошок); наливные - на воду; полужидкие грузы (бетонные и растворные смеси); битум и мастики (разогретые до 200°С); вяжущий груз - горячий асфальт; известковое молоко; жидкое топливо.

Наиболее эффективной формой материально-технического обеспечения (МТО) строящихся объектов является комплектация - комплектная поставка материалов, изделий и конструкций в заданные сроки, подчиняющая систему МТО технологическому ритму поточного индустриального строительства. Комплектная доставка грузов на строительную площадку заранее рассчитывается и готовится службой управления производственно-технологической комплектации (УПТК,).

Различают три основных вида комплектов: технологический, поставочный и транспортный. Технологический комплект - набор материальных ресурсов, необходимых при возведении объекта или его части (этаж, секция, захватка), поставочный комплект - часть технологическоо комплекта, поставляемая на строительную площадку в порядке очередности по срокам, транспортный комплект-часть поставочного комплекта, доставляемого на строительную площадку за один рейс, с учетом технологической последовательности возведения объекта.

В целях совершенствования складирования грузов в УПТК и на объекте, а также для повышения уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ при комплектовании широко используют контейнеры и пакеты. Контейнер - это инвентарная специальная тара многоразового использования под массовые штучные строительные материалы и изделия, приспособленная для механизированной погрузки, выгрузки, кратковременного хранения грузов. По грузоподъемности контейнеры делятся на малотоннажные (0,625 и 1,25 т), среднетоннажные (2,5 и 5 т) и крупнотоннажные (10, 20 и 30 т). Пакет - это укрупненные партии штучных грузов (доски, столярные изделия, кирпич). Пакетированные грузы перевозят на поддонах, которые по своей конструкции делятся на плоские, стоечные и ящичные.

Кроме рассмотренных выше преимуществ комплектация обеспечивает: централизованную доставку материальных ресурсов непосредственно на строительный объект; совершенствование складирования и погрузочно-разгрузочных работ; сокращение до минимума запасов материалов на строительной площадке; ликвидацию промежуточных складов материалов во всех звеньях строительных организаций; высокую производительность труда.

Погрузочно-разгрузочные работы в настоящее время продолжают оставаться весьма трудоемкими, на них занято около 10% всех рабочих в строительстве. Для снижения трудоемкости этих работ их следует выполнять в строгом соответствии с ППР, где отражаются объемы перевозок грузов по номенклатуре и срокам, организация складского хозяйства на объекте, расположение и оснащение пунктов разгрузки строительных грузов, порядок разгрузки и складирования основных грузов.

Погрузочно-разгрузочные работы должны проводиться на специально отведенной территории с ровным и прочным покрытием (бетонное, щебеночное, дощатое) и с соблюдением . Допускается выполнение работ на спланированных грунтовых площадках, способных воспринимать расчетную (по проекту) нагрузку от складируемых грузов, автотранспортных средств и подъемно-транспортных машин.

Выполнение погрузочно-разгрузочных работ должно быть максимально механизировано. Уровень механизации определяется коэффициентом
где Q - количество груза, погруженного или выгруженного механизированным способом 20бщ - общее количество погруженного или вы. груженного груза.

В строительстве используется большое количество специализированных погрузочно-разгрузочных машин. По принципу действия они разделяются на машины и установки циклического, непрерывного и пневматического действия, а также машины, предназначенные для работы с сыпучими материалами на железнодорожном транспорте:
машины циклического действия - используются при работах с сыпучими грузами: , оборудованные прямой лопатой, драглайном, погрузочными ковшами или специальным погрузочным оборудованием; экскаваторы-планировщики; одноковшовые универсальные погрузчики; электропогрузчики; специальные погрузчики и разгрузчики; к машинам циклического действия применяемым для работы со штучными грузами, относятся различные виды стреловых самоходных кранов; обычного исполнения и краны-погрузчики; козловые краны-погрузчики, лесопогрузчики, электроштабелеры, тали электрические;
машины непрерывного действия - предназначены для черпания, транспортирования и погрузки сыпучих и мелкоштучных грузов непрерывным потоком: многоковшовые погрузчики; конвейеры (ленточные, ковшовые ленточные, элеваторы, шнеки);
машины пневматического действия - используются для грузовой переработки порошкообразных и пылевидных строительных материалов: пневматические разгрузчики всасывающего и всасывающе-нагнетательного действия; пневматические винтовые подъемники и насосы; камерные и струйные насосы; аэрационные установки; пневматические донные и баковые разгружатели;
машины и установки для разгрузки железнодорожных вагонов и платформ с сыпучим грузом: различные виды разгрузочных машин, работающих на конвейерном принципе погрузки и транспортирования груза; машины и установки восстановления сыпучести смерзшихся материалов на основе рыхления (виброрыхлители, виброударного действия, бурофрезерные рыхлители) и резания; машины по очистке полувагонов; люкоподъемники; маневровые устройства (для передвижения вагонов вдоль разгрузочных фронтов).

Транспортные и погрузочно-разгрузочные работы. Погрузочно-разгрузочные работы с мелкоштучными стеновыми материалами

Погрузочно-разгрузочные работы с мелкоштучными стеновыми материалами

Лица, выполняющие погрузку, выгрузку и подъем пакетов мелкоштучных стеновых материалов к рабочим местам каменщиков, должны иметь удостоверение стропальщика.


Все грузозахватные приспособления, применяемые при доставке мелкоштучных стеновых материалов, подлежат осмотру и испытанию грузом, на 25% превышающим их номинальную грузоподъемность, с выдержкой под нагрузкой в течение 10 мин.


При погрузке и выгрузке пакеты должны поднимать над бортами автотранспорта или грузами не ниже чем на 0,5 м и не выше чем на 1,5 м. Допускается перемещать поднятые на указанную высоту пакеты по горизонтали без применения ограждающих устройств в пределах 10 м. Нельзя поднимать пакеты на поддонах к рабочим местам каменщиков грузозахватными приспособлениями без ограждающих устройств. Категорически запрещается выгружать и поднимать пакеты на строящееся здание стропами.


При подъеме пакетов на поддонах трехстеночными подхватами-футлярами угол наклона задней стенки к вертикали должен составлять не менее 12°. После подъема на высоту не более 1 м стропальщик должен осмотреть открытую сторону пакета и убрать неустойчиво лежащие кирпичи и их обломки.


При подъеме пакетов без поддонов с помощью самозатягивающихся захватов необходимо убедиться в том, что при подъеме исключена возможность выпадения кирпичей. Челюсти предохранительного устройства должны быть сомкнуты. Если челюсти не сомкнуты, захват с грузом следует опустить на площадку и до устранения неисправностей работу прекратить. При пользовании штыревыми подхватами необходимо после поднятия пакета на высоту 0,5 м снизу подвести предохранительное устройство.


При выполнении погрузочно-разгрузочных работ не допускается нахождение посторонних лиц в кузовах подвижного состава автомобильного и железнодорожного транспорта, а также в зоне действия грузоподъемных машин.

Погрузочно-разгрузочные работы со штучными строительными грузами

При производстве работ с тарно-штучными грузами следует использовать контейнеры, средства пакетирования, а также специализированные грузозахватные приспособления, исключающие выпадение грузов. Крыши контейнеров, устройства для их строповки и крепления к транспортным средствам должны быть очищены от посторонних предметов, льда и снега.


Погрузочно-разгрузочные и складские работы с контейнеризованными и пакетированными грузами должны выполняться в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.


Контейнеры и средства пакетирования, подаваемые под загрузку, должны быть технически исправны, иметь маркировку с указанием номинальной массы брутто и массы тары.


Контейнеры и средства пакетирования должны загружаться материалами, изделиями и конструкциями до полной вместимости, но не выше их грузоподъемности (равной разности номинальной массы брутто и массы тары).


Грузы в контейнерах и средствах пакетирования должны размещаться в соответствии со схемами их загрузки, которые должны исключать возможность перемещения грузов внутри контейнеров и средств пакетирования при перевозке и обеспечивать равномерную нагрузку на пол и давление на стенки.


При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с контейнеризованными и пакетированными грузами не допускается: нахождение посторонних лиц в кузовах автотранспортных средств и на контейнерных площадках в зоне действия грузоподъемных машин; загрузка и разгрузка контейнеров и средств пакетирования без снятия их с транспортного средства; перемещение стропальщиков по контейнерам и пакетам. В кузовах автотранспортных средств допускается перевозка контейнеризованных и пакетированных грузов при условии исключения взаимных повреждений.


Перевозка людей в автотранспортных средствах совместно с контейнеризованными и пакетированными грузами не допускается.

Погрузочно-разгрузочные работы с порошкообразными строительными материалами

Погрузочно-разгрузочные операции с пылевидными материалами (цементом, известью, гипсом) необходимо выполнять механизированным способом. Штабели сыпучих грузов должны иметь откосы крутизной, соответствующей углу естественного откоса для грузов данного вида, или должны быть ограждены прочными подпорными стенками.


Ручные работы по разгрузке цемента при температуре воздуха 40 °С и более не допускаются . Рабочие должны быть обеспечены спецодеждой, респираторами и противопыльными очками.


В зоне работы оборудования склада цемента и транспортных средств запрещается находиться посторонним лицам.


Несчастные случаи во время разгрузки железнодорожных вагонов происходят при неправильном открывании дверей крытых вагонов, бортов железнодорожных платформ и т. п.


При погрузочно-разгрузочных работах железнодорожный вагон должен быть заторможен стояночным тормозом или под колеса должны быть подложены башмаки. Запрещается во время погрузки и выгрузки вагона проводить ремонтные работы, ремонтировать кузов и бункер загруженного вагона, ходить по крыше вагона при наличии на ней снега или льда.


В местах погрузки и выгрузки цемента на эстакадах должны быть предусмотрены ограждения для безопасной работы на крыше вагона. Категорически запрещается находиться внутри вагона во время его разгрузки.


Открывать верхний люк у вагона-цементовоза с пневморазгрузкой и у автоцементовозов всех типов разрешается только при отсутствии давления в емкости. При ручном открывании нижних люков полувагонов, а также открывании дверей вагонов и бортов платформ необходимо применять специальные рычаги. Запрещается находиться в зоне возможного падения груза, борта или крышки люка. Категорически запрещается находиться в приемном устройстве и кузовах подвижного состава во время работы разгрузочных машин всех типов.


При работах на повышенных путях и эстакадах под загрузочными бункерами должны быть указаны опасные зоны. Запор борта платформы необходимо открывать ломом в первую очередь в середине, а затем у торцов платформы. Рабочий при этом должен находиться на расстоянии не менее 1 м от борта платформы. Люки вагонов должны закрываться с помощью люкоподъемников. При отсутствии их люки полувагонов закрывает вручную бригада в составе не менее трех человек: двое из них на ломах поднимают крышку люка, после чего третий заводит лом в проушину и прижимает к раме полувагона; крышка фиксируется, и устанавливаются предохранительные секторы.


При выгрузке материала подошва штабеля груза должна отстоять от ближайшего рельса не менее чем на 2 м.


Для перехода грузчиков с грузом с платформы транспортного средства в склад и обратно должны применяться мостики, сходни, трапы, прогиб настила которых при максимальной нагрузке не должен превышать 20 мм (рис. 4.3.1). При длине трапов, мостиков более 3 м под ними должны устанавливаться промежуточные опоры. Мостики и сходни должны быть изготовлены из досок толщиной не менее 50 мм и снизу скреплены жесткими планками с интервалом не более 0,5 м. Сходни должны иметь планки сечением 20x40 мм для упора ног через каждые 300 мм. Металлические мостики должны изготавливаться из рифленого листового металла, толщиной не менее 5 мм.


Рис. 4.3.1. Сходни для разгрузки железнодорожных вагонов


Цистерну на опорные стойки необходимо ставить только на ровную поверхность и твердый грунт или специальные прокладки. Сцепку, расцепку можно производить только при заторможенной цистерне и малой скорости тягача. Запрещается производить сцепку, расцепку на скользкой поверхности.


В процессе эксплуатации контейнера необходимо: при загрузке контейнера порошкообразным материалом на складе обязательно применять очистительную сетку, установленную на горловине загрузочного люка, и фильтр-пылегаситель; при погрузке контейнеров на железнодорожный и автомобильный подвижной состав не допускается нахождение людей между контейнерами, а закрепление контейнеров между собой продеванием петли в петлю следует производить сверху, используя для этих целей лестницу контейнера; контейнеры, установленные на железнодорожной платформе, разгружать только с торца (из середины ряда вытаскивать контейнеры запрещается).


Во время работы пневматического разгрузчика пылевидных материалов подходить к его заборному устройству ближе 1 м не разрешается. При ликвидации зависания цемента в силосах нахождение человека в емкости запрещается.


Для подачи сыпучих грузов на небольшое расстояние или высоту используются ленточные конвейеры (транспортеры). Барабаны и ленты конвейеров должны иметь сплошное ограждение. Передвижные ленточные конвейеры не должны перемещаться на строительной площадке на большое расстояние пли по неровной поверхности. При передвижении должны быть отсоединены токопроводящие провода. Проходы и проезды, над которыми находятся конвейеры, должны быть защищены навесами, выходящими за габариты конвейера не менее чем на 1 м.


Запрещается работать на конвейере при поднятой или висящей на канате ферме, а также оставлять ферму на весу без установки ее на фиксаторы. Запрещается также работать на конвейере при перекосе ленты или при внезапной ее остановке, очищать движущуюся ленту и производить уборку под транспортерной лептой и барабанами при работающем конвейере. Во время работы конвейера запрещено ремонтировать, перемещать и изменять положение фермы.


Для перехода работающих по сыпучему грузу, имеющему большую текучесть и способность засасывания, следует устанавливать трапы или настилы с перилами на всем пути передвижения. Для прохода (подъема) на рабочее место должны быть предусмотрены тротуары, лестницы, мостики, трапы, отвечающие требованиям безопасности.


Территория склада цемента и других порошкообразных материалов должна удовлетворять следующим требованиям техники безопасности:


Территория должна содержаться в чистоте, не иметь рытвин и ям. Проезды и проходы должны быть освещены в ночное время (не менее 2 лк на площадь 4 м2);

Проходы должны быть ограждены от проездов;

Проезды и проходы должны иметь твердые покрытия и водостоки. Подмостки и площадки для обслуживания склада цемента, расположенные от уровня земли на 1 м и выше, а также рабочие лестницы и приямки ограждаются перилами высотой 1 м.


Местное освещение в производственных помещениях и переносные ручные лампы оборудуются светильниками напряжением 12-36 В и обеспечиваются исправным шнуром и безопасным выключателем.


Закрытые помещения склада, а также рабочие места у разгрузчиков, пневмовинтовых подъемников, шнеков и другого оборудования должны быть обеспечены выполненной в соответствии с проектом вентиляцией или устройствами, предупреждающими распыление цемента.

/

Перед осуществлением погрузочно-разгрузочных работ необходима их четкая организация, под которой подразумеваются место, последовательность, продолжительность и количество рабочих.

На местах грузопереработки происходят такелажные работы. Каждый пункт отличается от других определенным грузопотоком, обусловленный направлением перемещения определенного вида груза за временную единицу.

Перерабатываемые кранами грузы разделяются на несколько разновидностей: штучные, перемещаемые и пакетированные в различных емкостях .

Операции погрузочно-разгрузочных работ в настоящее время механизированны. Для этого используется автоматическое оборудование: механизмы и машины. В зависимости от работы все агрегаты подразделяются на два вида: работающие самостоятельно и зависящие от каких-либо транспортных средств. К первой можно отнести монтажные краны, пневматические разгрузчики, передвижные конвейеры и другие. В состав второго подразделения входят грузовики, самосвалы, средства для саморазгрузки .

Погрузочно-разгрузочные или такелажные работы по-прежнему остаются трудоемкими в плане поднятия различных видов грузов с целью транспортировки в определенный географический объект. Это происходит двумя методами: вручную и с использованием специфической техники (погрузчика или подъемного крана). На погрузочно-разгрузочных работах занято порядка 10% рабочих страны . Для максимально удобной работы необходимо придерживаться ППР, в которых представлены все правила и рекомендации осуществления такелажных работ.

Осуществляются в специально отведенных местах с прочным, а главное, ровным покрытием из бетона, досок. Кроме того, в осуществлении этих работ важно соблюдение техники безопасности. Возможно осуществление этих работ на подготовленных площадках, способных выдержать нагрузку погрузочно-разгрузочных работ любой сложности.

Стоит отметить, что выполнение погрузочно-разгрузочных работ должно быть механизированным. В этом процессе участвует обширное разнообразие техники. В зависимости от выполняемой работы они классифицируются на машины, в которых присутствует непрерывное пневматическое действие, и машины, предназначенные для работы с материалами на железной дороге, как правило, сыпучими. Именно с ними способны полноценно и качественно работать устройства циклического действия. К ним относятся одноковшовые экскаваторы, универсальными погрузочными ковшами, электропогрузчиками и другим оборудованием.

Для безопасного выполнения работ необходимо соблюсти несколько требований . Во-первых , техника должна быть исправна и допущена к эксплуатации. Во-вторых , ни в коем случае не допускается перемещение грузов в жилых пространствах, где велика вероятность нахождения людей или животных. В-третьих , во время перемещения между конструкцией и перемещающей ее техникой должно быть расстояние не менее 950 миллиметров по вертикали и 1000 миллиметров по горизонтали. Помимо всего, запрещается опускание груза на автомобили. Поднятие груза строго запрещается в присутствии простых людей.

Для обеспечения безопасных условий труда при погрузоч-но-разгрузочных работах необходимо, в первую очередь, максимально механизировать трудоемкие процессы, оснастив все пункты разгрузки вспомогательными грузоподъемными устройствами и приспособлениями.
Погрузочно-разгрузочные работы выполняют в соответствии с ГОСТ 12.3.009—76* и требованиями СНиП Ш-4-80, правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных Госгортехнадзором СССР.
Необходимо также соблюдать ГОСТ 12.3.020—80 и ведомственные правила.
Погружают и выгружают материалы на оборудованных площадках или пунктах, которые систематически очищают от мусора, грязи, а в зимнее время - от снега и льда. Проходы и рабочие места посыпают песком или шлаком. Ночью площадки хорошо освещают.
Погрузочно-разгрузочные работы выполняют при помощи кранов, погрузчиков и средств малой механизации. Механизированный способ ведения работ обязателен при весе грузов более 50 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 3 м. Механизированным способом, как правило, необходимо погружать и разгружать пылевидные материалы (цемент, известь, гипс). При малом объеме пылящих материалов в исключительных случаях разрешается работать вручную, но обязательно в пыленепроницаемой одежде, в брезентовых рукавицах, респираторах и пылезащитных очках. Категорически запреща ется разгружать цемент ручным способом при температуре + 40 °С н выше.
Во время погрузки сборных железобетонных конструкций их очищают от снега, льда, грунта, в случае необходимости выправляют монтажные петли.
Все погрузочно-разгрузочные работы и перемещение грузов следует осуществлять под руководством административно-технического, который обязан инструктировать грузчиков и обучать их безопасным приемами работ, а также обеспечить исправными механизмами и приспоблениями. Всех рабочих, поступающих в строительные организации в качестве грузчиков, в течение трех месяцев обучают безопасным методам труда по 6...8-часовой программе; получившим положительные оценки выдают удостоверения на право ведения по-грузочно-разгрузочных работ. Грузчик выполняет только ту работу, которая записана в его наряде.
Погрузочно-разгрузочные работы обеспечивают специальным инвентарем и инструментом, отвечающим требованиям безопасности их производства. Во время выполнения таких работ с использованием средств железнодорожного или автомобильного транспорта необходимо соблюдать Правила по технике безопасности и производственной санитарии при по-грузочно-разгрузочных работах на железнодорожном транспорте, утвержденные МПС, и Правила техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта.
При подаче состава на складские подъездные пути скорость движения не должна превышать 10 км/ч. Платформы и вагоны, стоящие на путях погрузки и разгрузки, должны быть сцеплены, заторможены и закреплены тормозными башмаками или подкладками. Пребывание людей на железнодорожных путях запрещается.
Открывать люки полувагонов, двери вагонов и борта платформ необходимо специальными рычагами, что обеспечивает нахождение рабочих вне зоны возможного падения груза, борта люка. Не разрешается находиться в полувагоне с открытыми люками при разгрузке сыпучих и мелкоштучных материалов.
К работам разрешается приступать только после окончания маневров и закрепления вагонов на месте тормозными башмаками. Открывая или закрывая дверь вагона, следует находиться за ее полотном, чтобы избежать ушиба грузом. При открывании борта платформы рабочие должны стоять у его концов. Оставлять борт закрытым на один крюк категорически запрещается. Для проезда тележек и перехода грузчиков из вагона в вагон применяют мостики шириной 1 м, изготовляемые из досок толщиной 0,05 м, скрепленных снизу железными или деревянными планками через 0,5 м. Для закрепления за дверной рельс вагона мостики оборудованы крюками.
На погрузочно-разгрузочных работах используют слеги, катальные доски, носилки и переносные лестницы. Их изготовляют из здоровой древесины, а продольные бруски — из цельного материала.
На канатах, применяемых на погрузочно-разгрузочных работах, должны быть бирки с указанием допускаемой нагрузки. Пользоваться неисправным такелажем, инструментами и приспособлениями запрещается.
Погрузка и выгрузка мешков, ящиков, бочек. При разгрузке грузов в мешках (например, цемент) допускается укладка их по высоте в шесть рядов. Но если необходимо выше, то после шестого ряда делают прокладку из досок. Поднимать груз выше седьмого ряда разрешается только по сходням с набитыми на них поперечными планками, на 10-й ряд — с помощью подменного рабочего. Грузы в вагонах или пакгаузах следует укладывать в устойчивые штабеля.
Во время погрузки и разгрузки бочек, барабанов, круглого леса, труб применяют слеги и покаты, которые изготовляют из древесины твердых пород диаметром не менее 150 мм в тонком конце, длиной 4...6 м. К верхним концам слег крепят крючья из полосовой стали толщиной не менее 15 мм; нижние концы слег клинообразной формы должны быть окованы металлом. Парные слеги и покаты скрепляют между собой двумя-тремя поперечными стяжками.
Катно-бочковые грузы в большинстве случаев при весе до 35 кг выгружают и погружают вручную перекатыванием, если полы вагона и склада находятся на одном уровне, и по слегам с помощью веревок, если полы вагона и склада на разных уровнях.
В вагонах грузы укладывают рядами с прокладкой досок. Бочки с жидкими грузами укладывают пробкой вверх.
Рабочим запрещается переносить катно-бочковые грузы на спине, независимо от их веса, и находиться впереди скатываемого груза. Место рабочих — по бокам перемещаемого груза. Во избежание ранения рук о предметы, находящиеся на пути перекатываемого груза, запрещается перекатывать его толканием за края. Кислоты и другие грузы разрешается выгружать в специальные пакгаузы, пол которых находится на одном уровне с полом вагона. У места работы должна быть вода для немедленной промывки места, обожженного кислотой или щелочью. Если во время погрузочно-разгрузочных работ разбилась тара с кислотой или едким веществом, рабочие в противогазах нейтрализуют их известковым молоком, а это место посыпают песком и осторожно убирают смесь лопатой.
Погрузка и разгрузка каменных материалов. Камни весом до 50 кг переносят носилками или перевозят тачками. Камни большого веса грузят и разгружают кранами и другими механическими устройствами. При разгрузке тяжелых камней из вагонов или платформ запрещается сталкивать их руками. Следует пользоваться ломами, сталкивая груз по трапу или катку.
Выгрузка лесоматериалов. При выгрузке бревен из вагонов необходимо придерживаться такой последовательности: стойки со стороны, противоположной фронту выгрузки, подпирают рычагами, после чего разрезают верхнюю увязку у всех этих стоек, срезают среднюю увязку со стороны выгрузки у средних стоек, вынимают их и заменяют стойками длиной 1,5 м; устанавливают две пары слег со стороны выгрузки, одну пару — на выгружаемые бревна, а вторую — на платформу; спиливают две оставшиеся со стороны выгрузки стойки до уровня второго сверху ряда бревен; выгружают верхний ряд бревен, для чего двое рабочих, находящиеся на платформе, при помощи ломов согласованными одновременными движениями сваливают бревно за бревном на слеги. Каждое бревно сбрасывают после того, как со слег убрано предыдущее и рабочий, находящийся внизу, подал условный сигнал.
В отдельных случаях бревна перевозят на платформах без прокладок, тогда их выгружают следующим образом. Со стороны выгрузки открывают борт платформы и устанавливают слеги, рубят одну крайнюю стойку и срезают среднюю проволочную увязку. Конец отрубленной стойки выбирают из стоечного гнезда платформы и заменяют специальной стойкой, скрепляемой легкой увязкой с противоположной. После замены таким же образом второй крайней стойки и удаления средних открывают предохранительные стаканы, тогда рабочие, находящиеся с боковой стороны платформы, при помощи веревок, привязанных к рычагам стакана, откидывают предохранители, и бревна под напором штабеля разваливаются.
При выгрузке пиломатериалов также строго соблюдают правила безопасной работы. Перед загрузкой надо позаботиться о том, чтобы крайние стойки с обеих сторон платформы подпирались подпорными рычагами, после чего среднюю снимают и срезают примерно на полметра крайние. Разгрузив часть платформы, подпорки-рычаги передвигают ниже и снова срезают крайние стойки. И так до полной разгрузки платформы. Во избежание обвала груза выгрузку надо выполнять горизонтальными рядами.
Контейнеры, рольганги, электрокары и аккумуляторные погрузчики. В целях обеспечения безопасности ведения погрузочно-разгрузочных работ запрещается ставить груженые или порожние контейнеры в два яруса на наклонной плоскости, а также поднимать краном с захватом менее чем за четыре конца. Наклонные и винтовые спуски в целях безопасности ограждают с боков по всей длине, чтобы исключить возможность выпадения груза.
При эксплуатации аккумуляторных погрузчиков и электрокаров запрещается курить и зажигать огонь около заряжающих аккумуляторных батарей, прикасаться к оголенным токо-ведущим частям. Машинисту при подъеме или опускании груза необходимо внимательно осматривать место разгрузки и соблюдать правила инструкции движения. Пути движения электрокаров и погрузчиков всегда должны быть освещены.
Для перевозки грузов широко применяют автомобильный транспорт. Каждый автомобиль перед выпуском на работу должен быть технически освидетельствован. К работе могут быть допущены только технически исправные автомобили, снабженные декументами ГАИ.
При укладке в кузов автомобиля или прицепа груза навалом его необходимо размещать в кузове не выше бортов, штучный, уложенный выше уровня бортов, следует увязывать прочными веревками или мягкими канатами.
При перевозке оборудования и других грузов в сопровождении грузчиков необходимо принять меры, предупреждающие падение людей из кузова. Материалы при этом равномерно размещают по всей площадке кузова автомобиля, а штучные грузы — чтобы исключить возможность произвольного смещения их в пути. Прицеп, предназначенный для перевозки длинномерных грузов, оборудуют поворотным приспособлением (турникетом), погрузочная высота которого должна быть на одном уровне с полом автомобиля.
Автомобили-самосвалы при разгрузке на насыпях, а также при засыпке выемок следует устанавливать не ближе I м от бровки естественного откоса. Загрузка с эстакад, не имеющих защитных (отбойных) брусьев, запрещается. Погрузка грузов в бортовые автомобили навалом допускается только до уровня бортов кузова.
Автомобили, в которых перевозят баллоны со сжатым газом, оборудуют специальными стеллажами с обитыми войлоком выемками по диаметру баллонов.
Взрывчатые, ядовитые, легковоспламеняющиеся и другие опасные грузы перевозят в соответствии с инструкциями, согласованными в установленном порядке, и органами надзора.
Поднятые кузова автомобилей-самосвалов рабочие, находясь на земле, очищают скребками или лопатами с удлиненной рукояткой.
Не разрешается перевозить длинномерные груяы на автомобилях-самосвалах, в том числе и с прицепами.
Перемещение грузов вручную. При ручной погрузке и разгрузке лесоматериалов необходимо применять прочные слеги, лебедки, ломы и другие приспособления. Не рекомендуется погружать и разгружать катучие грузы ручным способом. Однако в строительных организациях в исключительных случаях эти работы разрешается вести вручную. При этом рабочие, стоящие на земле или площадке, должны находиться сбоку от поднимаемого или опускаемого груза, который необходимо поддерживать канатом с противоположной стороны. Не разрешается находиться сзади поднимаемого или спереди опускаемого груза.
Балки, рельсы, трубы и другие длинномерные материалы переносят только специальными захватами в виде стальных клещей. Переносить их на черенках лопат п ломах запрещается. Предельный вес груза, который можно переносить по горизонтальной поверхности, кг:

Для мужчин старше 18 лет............ 50
Для женщин » » » ............ 15
Для подростков в возрасте от 16 до 18 лет..... 16,6
То же, женского пола............... 10,25

Подъем грузов вручную на высоту более 3 м не допускается.
Кислоты, каустики разгружают и погружают только в стеклянной таре, помещенной в плетеные корзины. Запрещается переносить бутылки с кислотами, баллоны с газами на спине или плечах. Последние первозят только в тележках или переносят вручную двое рабочих в плетеных корзинах на специально оборудованных носилках.
Хранение материалов. Легковоспламеняющиеся и горючие материалы необходимо хранить в специальных помещениях в закрытой таре (бочках, бидонах) с герметически закрывающимися крышками или пробками.
Ядовитые вещества хранят в отдельных помещениях, удаленных от жилья, а также от мест ведения каких-либо работ. Места их хранения следует ограждать, вывешивая предупреждающие надписи как внутри помещения, так и снаружи. Пустую тару из-под ядовитых и легковоспламеняющихся веществ нужно хранить в специально отведенных местах.
Различные кислоты хранят в специальной таре (оплетенных бутылях) в закрытых помещениях. На каждой бутылке должна быть бирка с названием кислоты и указанием ее концентрации.
Не разрешается хранить на строительной площадке негашеную известь, гашеную хранят в известковых ямах, закрытых щитами из досок, с люками и ограждениями высотой до 1 м или в специальной таре.
Взрывчатые вещества следует хранить, использовать и учитывать в соответствии с действующей «Инструкцией о порядке хранения, использования и учета взрывчатых материалов».
Динитрофенол и динитрофенолят натрия следует хранить во влажном состоянии в плотно закрываемых бочках.
Баллоны со сжатыми газами и кислородом хранят в специальных закрытых проветриваемых помещениях, изолированных от источников открытого пламени.
Хранение в одном помещении барабанов с карбидом кальция и баллонов с кислородом, баллонов с ацетиленом или коксовым газом запрещается.
Строительно-монтажные пистолеты и патроны к ним хранят на складе в отдельно опечатываемых (пломбируемых) стальных шкафах.
Складирование специальных строительных материалов. Организация правильного хранения и размещения материалов как на складах, так и на строительных площадках имеет большое значение для нормального и безопасного ведения всех строительных работ. На территории, отведенной для складирования, строительные материалы размещают так, чтобы они не закрывали окон, дверей, пожарных проездов.
Материалы завозят на стройплощадку в небольшом количестве. Размещают их так, чтобы проходы между штабелями были не менее 1 м, ширина проездов устанавливается в зависимости от габаритов транспортных средств.
Кирпич, доставляемый без контейнеров, укладывают в клетки плашмя высотой 25 рядов, а на ребро— 13 рядов. Кирпич в контейнерах складывают в один ряд, а в пакетах на поддонах — в два яруса.
Бутовый камень, асбестоцемент ные и гипсолитовые плиты укладывают штабелями на высоту 1 м. Жслсзнобетонные ригели, перемычки и колонны штабелируют высотой до 2 м с деревянными прокладками между рядами. Железобетонные плиты перекрытий и настилы укладывают штабелями до 10...12 рядов, но не выше 2,5 м. Фундаментные блоки и блоки стен подвалов штабелируют с прокладками не более четырех рядов высотой до 2,5 м. Длинномерные строительные материалы (стальные балки, трубы больших диаметров) укладывают высотой 1,2 м с прокладками между рядами и укрепляют упорами, чтобы не раскатывались.
Сыпучие пылевидные материалы (цемент, гипс, алебастр, мел) хранят на складах или под навесами в мешках, которые укладывают штабелями до 3 м по высоте. При укладке штабелей выше 1,5 м необходимо устраивать удобные стремянки с перилами. Если сыпучие материалы поступают не в мешках, их хранят навалом в закрытых ларях на стройплощадке, а на складах — в бункерах. Закрома делают размером 1X1 м. Загрузочные отверстия бункеров (силосов) при глубине бункера 1,5 м и более следует закрывать решетками. Песок, гравий и щебень хранят насыпью с учетом угла естественного откоса или устраивают прочные подпорные стенки.
Круглый лес (бревна) укладывают штабелями высотой 2 м с прокладками между рядами. Чтобы бревна не раскатывались, с двух сторон устраивают упоры в виде стоек с подкосами. Доски укладывают штабелями или клетками. Их можно укладывать параллельно друг другу с прокладками через пять рядов высотой не более половины ширины штабеля. Направление укладки досок можно менять после каждого ряда, достигая высоты не более ширины штабеля. Бочки со строительными материалами складывают не более чем в два ряда по высоте с прокладками, а в лежачем положении — с прокладками и падежными упорами, чтобы они не раскатывались.
Радиаторы укладывают: отдельные секции штабелями высотой не более 1 м, а в собранном виде — в один ряд.

→ Cтроительные работы

Погрузочные и разгрузочные работы


К числу грузов, погрузка и разгрузка которых осуществляется преимущественно вручную, относятся тарно-штучные строительные грузы. При этом портится большое количество строительных материалов.

Основными направлениями развития народного хозяйства и повышения эффективности транспортных и по-грузочно-разгрузочных работ в строительстве предусматривается: – значительно улучшить структуру парка транспортных расширить производственную базу, обеспечивающую поддержание транспортных средств в исправном состоянии; – улучшить структуру и организацию управления строительным транспортом в целях массового внедрения централизованных перевозок; – совершенствовать методы механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ; – создать сеть механизированных складов цемента, внедрить инвентарные металлические силосы для приобъектных складов; – развить перевозки строительных материалов с применением контейнеров, поддонов, пакетирования и предварительной комплектации грузов.

Перевозка мелкоштучных грузов и кирпича с обязательным применением контейнеров, пакетов и поддонов позволит почти полностью механизировать погрузочно-разгрузочные операции на автотранспорте, сократить непроизводительные расходы и число грузчиков, занятых на этих операциях.

В строительстве должен найти широкое применение специализированный автотранспорт повышенной производительности с обогревом кабины водителя и разогревом двигателя. Для строительства в труднодоступных районах целесообразно расширить применение вертолетов.

В целях сокращения тяжелого физического труда на погрузочно-разгрузочных работах и повышения выработки рабочих намечается: – значительно увеличить применение универсальных погрузчиков взамен использования на погрузочно-разгрузочных работах экскаваторов;
внедрить наиболее прогрессивные пневмоколесные погрузчики с комплектами сменного рабочего оборудования, позволяющими расширить возможности применения погрузчиков; – значительно расширить применение захватных устройств и другой оснастки к различным видам кранов (башенных, пневмоколесных, гусеничных и др.).

В целях механизации работ по внутриобъектному транспортированию материалов целесообразно применять мототележки грузоподъемностью 0,3-1 т и другие машины. Особое внимание должно быть обращено на создание и внедрение средств для транспортирования материалов по перекрытиям сооружаемых зданий.

Погрузочно-разгрузочные средства. В процессе транспортирования строительных грузов наиболее трудоемкими операциями являются погрузка и разгрузка. Механи- , зация последних осуществляется путем использования1 саморазгружающихся таранспортных средств (автосамосвалов, полувагонов-хопперов, думпкаров и т. п.) и специальных погрузочно-разгрузочных машин и приспособлений.

В настоящее время для производства погрузочно-разгрузочных работ на строительных площадках используются краны, одноковшовые экскаваторы, автопогрузчики, универсальные одноковшовые погрузчики, погрузчики и разгрузчики непрерывного действия (многоковшовые), механические и пневматические разгрузчики и др.

На погрузке и выгрузке сборных железобетонных изделий, металлических конструкций, оборудования, материалов, перевозимых в пакетах и контейнерах, широко используют специальные погрузочно-разгрузочные краны и обычные краны, предназначенные для строительно-монтажных работ (кран-балки, краны мостовые, козловые, кабельные, башенные, стреловые на пневмо-колесном и гусеничном ходу, автокраны и др.). Краны могут быть использованы также для погрузки и выгрузки щебня, гравия, песка и других сыпучих материалов. Для этих целей они оборудуются специальными захватными приспособлениями и грейферами.

Вилочный автопогрузчик - погрузочно-разгрузочная машина общего назначения, предназначен для механизации перегрузочных и подъемно-транспортных работ преимущественно на площадках с твердым покрытием. Основным рабочим органом является телескопический подъемник с вилочным подхватом; в качестве сменного оборудования могут служить ковш, зажимы для штучных грузов, крановая стрела и другие приспособления. Выпускаются такие машины грузоподъемностью 0,5; 1; 2; 3,2 и 5 т.

Универсальные одноковшовыесамоход-ные погрузчики оборудуются ковшом для погрузки и выгрузки сыпучих и кусковых материалов, кроме того, вилочными подхватами, челюстным захватом, бульдозерным отвалом, рыхлителем, экскаваторным ковшом (обратная лопата) и др.

Одноковшовые погрузчики выпускаются с передней разгрузкой ковша, с разгрузкой на сторону поворотом стрелы (полуповоротные) и с разгрузкой назад»

В городском строительства универсальные погрузчики могут быть использованы для выгрузки и перемещения материалов на небольшие расстояния, подачи их к подъемно-транспортным машинам, загрузки приемных устройств растворных и бетонных узлов, а также и для различных вспомогательных работ.
Грузоподъемность погрузчиков 0,3; 0,5; 0,8; 1,25; 2; 3,2 и 5 т.

Погрузчики непрерывного действия (многоковшовые) предназначаются для погрузки сыпучих и мелкокусковых материалов в автосамосвалы и другие транспортные средства. Многоковшовый погрузчик является самоходной машиной, на раме которой укреплен зачерпывающий орган-питатель и ковшовый элеватор или транспортер. Такие машины выпускаются нескольких типов, отличающихся в основном конструкцией зачерпывающего органа (подгребающие винты, зачерпывающая шаровая головка, загребающие лапы и др.).

Механические разгрузчики (скребковые лопаты) применяются для выгрузки из вагонов и барж цемента, извести, песка, гравия и т.д. Для разгрузки цемента и других порошкообразных материалов целесообразнее использовать пневматические (всасывающие) разгрузчики, исключающие возможность пыления разгружаемого материала.

Доставка цемента, извести и гипса на объекты строительства должна осуществляться автоцементовозами с автоматической загрузкой их из бункерных складов и пневматической выгрузкой у потребителя.

В целях сокращения затрат на погрузочно-разгрузочные работы необходимо мелкоштучные материалы доставлять на объекты в контейнерах или на поддонах с разгрузкой механизированным способом и подачей непосредственно на рабочее место без дополнительной перегрузки.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!