Все для предпринимателя. Информационный портал

Где располагалась первая частная фарфоровая фабрика. Смотреть что такое "Фарфор" в других словарях

Без заголовка

Фарфо́р (тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур) - вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.

Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, кварц, полевого шпата и пластичной глины (такой фарфор называется полевошпатовым).

Кость фарфора в основном делается путем добавления золы золы для каолина и петуха. Хотя это не так сложно, как настоящий фарфор, костяной фарфор более прочный, чем фарфор с мягкой пастой. Зольная зола значительно увеличивает прозрачность фарфора. Поверхностные модификации достигаются путем резки, перфорирования и тиснения. Хорошо известным методом тиснения фарфора является нанесение смеси воды и глины, называемой скольжением, на предмет кистью. Рельефные конструкции обычно формованы отдельно, а затем прикрепляются к фарфору.

Окраска поверхности фарфора может быть выполнена несколькими способами. Один из способов - использовать цветную глазурь, например, знаменитый китайский селадон. Эта глазурь - мягкий серо-зеленый цвет. Другой тип украшения - подглазурная. Глубокий синий, сделанный из металлического кобальта, является наиболее надежным цветом, используемым для подглаживания.

Фарфор различают по составу массы (твердый, мягкий, костяной) и по характеру росписей (подглазурные, надглазурные). Дорогие коллекционные сорта фарфора называют по месту производства или по фамилии владельцев фабрик или изобретателей

Виды фарфора

Затронув тему разнообразия фарфоровых изделий, нельзя не рассказать о различных видах самого материала. В зависимости от состава фарфоровой массы получают мягкий или твердый фарфор. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше риск деформации заготовки при обжиге.
Существует также промежуточный вид фарфора, называемый костяным, как один из видов мягкого фарфора .
Твердый фарфор отличается крепостью, великолепной сопротивляемостью высокой температуре и кислотам. Известная всему миру прозрачность в сочетании с колокольным звуком является свойством именно твердого фарфора. Этот вид фарфора получил название "мейсенский" (по названию небольшого городка в Саксонии, на востоке Германии, где почти триста лет назад химик Иоганн Бетгер изобрел новый вид фарфора). Мягкий фарфор, разработанный во Флоренции на два столетия раньше твердого, называют фарфором Медичи. Но сегодня все чаще можно услышать термин "фриттовый фарфор", подразумевающий способ изготовления. Мягкий фарфор, из которого производят главным образом художественные изделия, прозрачнее, чем твердый, однако его жароустойчивость гораздо ниже. Компромиссом между мягким и твердым фарфором является костяной фарфор. Состав костяного фарфора был открыт в Англии, и там же около 250 лет назад началось его производство. По своим свойствам костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким фарфором. Костяной не такой белый, как твердый, и выносливее и тверже мягкого фарфора.

Краски, которые наносятся на глазурь, обычно называют эмалями. В раннем периоде было совершено большое разнообразие цветов эмали. Большинство из них изготовлены из оксидов металлов, таких как железо, медь и марганец. Цвет эмали требует второй стрельбы, чтобы сделать их постоянными.

Фарфоровая живопись в Европе сильно отличалась от фарфоровой живописи в Китае. Китайские декораторы отделяли каждый цвет от темного контура, но европейские художники смешивали цвета вместе без разделительной линии. Кроме того, европейцы использовали украшения исключительно для своей художественной ценности, но китайские украшения были символическими. Например, гранатовый дизайн символизировал желание многих потомков, потому что у граната много семян.

История

Фарфор впервые был получен в 620 г. в Китае. Способ его изготовления долго хранился в секрете и лишь в 1708 г. саксонским экспериментаторам Чирнгаузу и Бёттгеру удалось получить европейский фарфор.

Попытки рассекретить восточный фарфор продолжались в течение почти двух столетий в Италии, Франции и Англии. Однако в результате получались материалы, отдалённо напоминавшие фарфор и более близкие к стеклу.

В этом процессе дизайн выгравирован на медной пластине, покрытой керамическим цветом, и переносится в салфетку. Пока цвет еще влажный, салфеткой прижимают к фарфоровому предмету, оставляя конструкцию на ее поверхности. Китайцы, вероятно, сделали первый настоящий фарфор во времена династии Тан. Методы комбинирования правильных ингредиентов и обжига смеси при чрезвычайно высоких температурах постепенно развивались из производства керамики. Во время династии Сун китайские императоры начали королевские фабрики по производству фарфора для своих дворцов.

Иоганн Фридрих Бёттгер (1682-1719 гг.) начал проводить опыты по созданию фарфора, которые в 1707/1708 году привели к созданию "rothes Porcelain" (красного фарфора) - тонкой керамики, яшмового фарфора.

Однако настоящий фарфор ещё предстояло создать. Химии, как науки в её современном понимании, ещё не существовало. Ни в Китае или Японии, ни в Европе сырьё для производства керамики ещё не могли определить с точки зрения химического состава. То же касалось использовавшейся технологии. Процесс производства фарфора тщательно задокументирован в записках о путешествиях миссионеров и купцов, но из этих отчётов не могли быть выведены использовавшиеся технологические процессы. Известны, например, записки священника-иезуита Франсуа Ксавье д"Антреколя (англ.)русск., содержащие секрет технологии производства китайского фарфора, сделанные им в 1712 году, но ставшие известны широкой общественности только в 1735 году.

В течение столетий китайцы стали лучшим фарфором в мире. Коллекционеры рассматривают многие фарфоровые чаши и вазы, выпущенные во время династии Мин и династии Цин, как художественные сокровища. Производители фарфора усовершенствовали знаменитый голубой и белый подглазурованный проселен во время периода Мин. глазурь с эмалевыми цветами также стала общей техникой украшения в это время. Во время периода Цин китайцы разработали большое разнообразие моделей и цветов и экспортировали фарфоровые предметы в Европу все чаще.

Рабочие в этих странах также создали прекрасные фарфоровые объекты. Он имеет простые конструкции на белом фоне. Другой известный японский фарфор под названием «Имари», или Арита, славится своими плотными украшениями в темно-синем и красном. Однако это было так редко и дорого, что могли позволить себе только богатые люди.

Понимание основного принципа, лежащего в основе процесса производства фарфора, а именно необходимости обжига смеси различных видов почвы, - тех, которые легко сплавляются, и тех, что сплавляются сложнее, - возникло в результате долгих систематических экспериментов, основанных на опыте и знании геологических, металлургических и "алхимико-химических" взаимоотношений. Считается, что эксперименты по созданию белого фарфора шли одновременно с опытами по созданию "rothes Porcelain", поскольку всего два года спустя, в 1709 или 1710 году, белый фарфор был уже более или менее готов к изготовлению.

Обычай пить чай, кофе и шоколад стал широко распространенным и создавал огромный спрос на фарфоровые чашки и блюдца. Европейские производители ответили, пытаясь изготовить фарфоровый фарш, но долгое время им не удалось обнаружить секрет. Тем не менее, некоторые из их экспериментов привели к красивому фарфору из мягкой пасты.

Франция, Германия, Италия и Англия стали основными центрами европейского фарфорового производства. Первые фабрики были созданы в Руане, Санкт-Петербург. Самый знаменитый тип фарфора с мягкой пастой был впервые выпущен в Венсенне в его фарфоре с мягкой пастой, который стал известен как Севр. Самые ранние Севры имели изящные формы и мягкие цвета. Многие из этих предметов имели богато окрашенные фоны и белые панели, окрашенные птицами, цветами, пейзажами или людьми. Севр также известен своими прекрасными фигурками из печенья.

Необходимо заметить, что китайский фарфор, с современной точки зрения, - мягкий фарфор, поскольку в его состав входит существенно меньше каолина, чем в твёрдый европейский фарфор, он также обжигается при более низкой температуре и менее прочен.

Вместе с Беттгером над созданием твёрдого европейского фарфора трудились эксперты и учёные различных специальностей. Европейский твёрдый фарфор (pate dure) был абсолютно новым продуктом в области керамики.

Это открытие привело к созданию фарфоровой фабрики в Мейсене в фарфоре Мейсен, которую иногда называют Дрезденом, потому что Ботгер сначала работал недалеко от города. В течение почти столетия он превосходил по качеству весь другой фарфоровый фарш, изготовленный в Европе.

Большой успех фарфора Мейсена можно отчасти отнести к прекрасным художникам, которые его украсили. Они нарисовали изделия удивительным разнообразием цветов и конструкций. Он продолжал действовать, но не делал товары одинакового художественного качества.

Англия хорошо известна как центр производства костяного фарфора. Перед изобретением костяного фарфора английский изготовил тонкий фарфор с мягкой пастой в «Челси», «Лук» и «Дерби». Большая часть этого английского фарфора была оформлена после восточных и континентальных проектов.

В конце декабря 1707 года был произведён успешный опытный обжиг белого фарфора. Первые лабораторные записки о пригодных к использованию фарфоровых смесях относятся к 15 января 1708 года. 24 апреля 1708 года было отдано распоряжение о создании фарфоровой мануфактуры в Дрездене. Первые образцы фарфора, прошедшие обжиг в июле 1708 года, были неглазурованными. К марту 1709 года Бёттгер решил эту проблему, но покрытые глазурью образцы фарфора он представил королю только в 1710 году.

Большинство известных английских изделий Веджвуда вовсе не фарфор, а керамика или керамика. Тем не менее, его классические греческие фигуры и рельефы стали чрезвычайно популярными и оказали большое влияние на фарфоровые проекты по всей Европе. Технический прогресс позволил фарфоровой промышленности производить фарфор в больших количествах. Сегодня широкое распространение фарфора осуществляется в Соединенных Штатах, Европе и Японии. Некоторые известные примеры современного современного фарфора - американские Ленокс, немецкий Розенталь и японский Норитаке.

В 1710 году на пасхальной ярмарке в Лейпциге была представлена пригодная для продажи посуда из "яшмового фарфора", а также образцы глазурованного и неглазурованного белого фарфора.

В России секрет производства твёрдого фарфора был заново обнаружен сподвижником Ломоносова Д. И. Виноградовым в конце 1740-х гг. Мануфактура в Санкт-Петербурге, где он работал, со временем превратилась в Императорский фарфоровый завод, более известный в СССР под аббревиатурой ЛФЗ.

А. куратор и историк, историческое общество Огайо. Другой класс керамического керамического материала менее прозрачен. В, фарфор определяется как керамика, которая является резонансной при ударе. На Западе это материал, который является полупрозрачным, когда он удерживается на свету. Ни одно из определений не является полностью удовлетворительным: некоторые фарфоровые фаршированные фаршины непрозрачны, а некоторые тонко заправленные каменные стены - несколько полупрозрачные.

Три основных типа фарфора - настоящие, или твердая паста, фарфор; искусственная или мягкая паста, фарфор; и костяной фарфор. Фарфор был впервые сделан в Китае - в примитивной форме во время и в форме, наиболее известной на Западе во время. Этот истинный или твердый паста фарфор был изготовлен из петуха или фарфора, измельченного до порошка и смешанного с каолином. Попытки средневековых европейских гончаров подражать этому полупрозрачному китайскому фарфору привели к окончательному обнаружению искусственного или мягкой пасты, фарфора, смеси глины и земли, требующей «более мягкого» обжига, чем фарфор с твердой пастой.

Китайский фарфор

Фарфор был изобретен в Китае в 4-6 веках. Этому открытию способствовали богатые месторождения каолина (китайской глины). Сохранившиеся изделия представляют собой сосуды вытянутых форм с гладкой полированной поверхностью, нередко с лепным декором, светлых тонов. В эпоху Тан (7-10 века) и Сун (10-13 века) в страны Азии и Европы вывозятся голубые и бледно-зеленые вазы с рельефным орнаментом, которые в Европе получили название "селадон" (основное место производства Лунцюань). Эти вазы и кувшины имели формы, напоминающие античные сосуды, нередко с ручками в виде драконов и горлышками в виде животных. Затем появились молочно-белые сосуды "бэй-дин" из Динчжоу с вытесненным рисунком, голубые изделия "жу-яо", украшенные глазурью сосуды "цзинь-яо" из провинции Хэнань. Начиная с 14 века в эпоху Мин (14-17 века), ведущим центром изготовления фарфора становится Цзиндэчжэнь, где было налажено производство изделий, украшенных свинцовыми глазурями трех цветов (саньцай) или подглазурной синей кобальтовой росписью, которая часто сочеталась с надглазурной росписью (доуцай). В эпоху Мин становятся популярны фарфоровые фигурки.

Хотя есть поверхностное сходство, искусственный фарфор обычно можно отличить от истинного фарфора его мягким телом. Например, он может быть разрезан файлом, в то время как истинный фарфор не может, и грязь, накопленная на неглазурованной основе, может быть удалена только с трудом, если вообще, тогда как ее легко удалить из настоящего фарфора.

Хотя твердый паста фарфора является сильным, его стекловидная природа заставляет его чип довольно легко, в то время как костяного фарфора нет.

Фарфор был впервые сделан в Китае во времена династии Тан. Вид, наиболее знакомый на Западе, не производился до династии Юань. Он был изготовлен из каолина и петуха, последний измельчали ​​до порошка и смешивали с глиной.

Китайский фарфор по преобладанию цветов в росписи в Европе стали делить на семейства: розовое, зеленое, желтое, черное. В этих изделиях привлекала утонченность форм, чистота поверхности. Изделия из так называемого пламенеющего фарфора с глазурью фламбе покоряли красочностью поверхности. В связи с экспортом фарфора на Запад тематика росписи начала расширяться: на изделиях появились сюжеты, почерпнутые из европейских гравюр, заказные геральдические фигуры.

Стеклоподобное вещество, первоначально используемое для герметизации пористого керамического тела, используется исключительно для украшения на фарфоре из твердой пасты, который является непористым. Когда полевая шпата и тело сжигаются вместе, один плотно сливается с другим. Фарфор, выпущенный без глазури, называется, был введен в Европе в 18 веке. Он обычно использовался для цифр. Некоторые фарфоровые изделия из мягкой пасты, которые остаются несколько пористыми, требуют глазури. После того, как тело было уволено, глазурь, обычно содержащая свинец, была добавлена ​​и уволена, чтобы остекловывать ее.

В 18 веке формы изделий теряют свою изысканную простоту, становятся более вычурными. Поверхность нередко имитирует лак, дорогую бронзу, золото, другие материалы. В дальнейшем китайский фарфор пережил упадок и стагнацию художественных форм.









В отличие от полевошпатовой глазури, она прилипает к относительно толстому покрытию. Окрашенное украшение на фарфоре обычно выполняется над обжиговой глазурью. Поскольку живопись под глазурью, то есть на обжигаемом неглазурованном теле, должна быть обжигана при той же высокой температуре, что и тело и глазурь, многие цвета «уходят». Таким образом, подглазурная роспись на фарфоре в значительной степени ограничивается чрезвычайно стабильной и надежный кобальтовый синий цвет, найденный на китайских сине-белых изделиях.

Большинство фарфоровых цветов, называемых надглазурной, эмалевой или низкотемпературной окраской, окрашиваются поверх обжигаемой глазури и обжигаются при гораздо более низкой температуре. История фарфора и античной керамики началась в Европе, вскоре после того, как она была впервые произведена в Китае во времена династии Тан.

Фарфор Кореи и Японии

В Корее фарфор известен с 10 века. Доминируют чисто белые, а также с подглазурной росписью кобальтом. Открытие месторождения каолина в начале 17 века в Японии привело к возникновению первой японской фарфоровой мануфактуры в Арите, которая стала выпускать бело-голубой фарфор, декорированный селадон, а также изделия с черной и бурой глазурями. Особенно прославились изделия в стиле имари (от названия порта, через который японский фарфор вывозился в Европу) с тончайшей полихромной подглазурной росписью эмалями по белому фону и в стиле какиэмон (по имени создателя нового вида декора) с оригинальной надглазурной росписью в виде цветов, птиц, бабочек. Широко известны западноевропейские изделия в стиле какиэмон, созданные по японским образцам и пользовавшиеся большим спросом.

Начало производства европейского фарфора

Этот престиж также был связан с тайной, связанной с ее изготовлением, которая оставалась тайной до 15-го века. В течение почти десяти лет формула этого поеклаина оставалась ревниво охраняемой тайной в пределах стен замка Аббрецбург. Фарфор был новинкой эпохи, и фабрики возникли в Вене, Венеции и Франции. В то время открытие и стремление к фарфору проходили параллельно с аппетитами и вопиющими и дерзкими настроениями в обществе 18-го и 19-го века.

Желание экзотики; чай, кофе и шоколад, в свою очередь взращивали потребность в новых подходящих сосудах, которые были изготовлены в этом новом экзотическом материале, фарфоре. Страсть к вазе возникла в эмуляции японских и китайских сосудов, которые в конечном итоге были заменены искусством стиля рококо.


Фарфор в Германии

В Западной Европе во Флоренции под патронажем Медичи в 16 веке открыли мягкий фарфор со светлым черепком, покрытым свинцовой глазурью. Внешне он походил на венецианское молочное стекло и расписывался кобальтом. Подлинным переворотом в истории западноевропейского фарфорового производства стало изобретение в 1709 году немецким алхимиком И. Бетгером совместно с физиком Э. Чирнхаузом твердого фарфора. Вскоре в Саксонии была основана фарфоровая мануфактура, которая на протяжении пятидесяти лет не знала себе равных (см. Мейсенский фарфор). Своей славой мейсенский фарфор во многом обязан замечательному художнику Иоганну Херольдту, который создавал искусные изделия в стиле шинуазри и придумал декор из кажущихся живыми цветов, получивший название "немецкие цветы", а также выдающемуся скульптору Иоганну Кендлеру, известному своей мелкой пластикой в стиле рококо.

Сбор фарфора, который первоначально был заповедником Суда, был скопирован благородным и богатым, и поэтому фарфоровое производство дополнительно стимулировалось потребностями и желаниями высших эшелонов общества. Именно благодаря ее вмешательству старый швейцарский фарфоровый завод в Шато в Виченне был переведен в Севр.

На восхождение Чарльза на испанский трон был снесен оригинальный фарфоровый завод, который был построен в Королевском дворце Каподимонте, а художники и материалы перевели в Испанию, где в Кастелло Буэн-Ритиро под Мадридом была создана новая фарфоровая мануфактура.

Секрет фарфора недолго оставался в стенах Мейсена. Во всей Европе работают над рассекречиванием. Центр фарфорового производства смещается в Вену и Венецию, где создаются фарфоровые фабрики, обладающие каждая своим почерком. Во второй половине 18 века в Германии появились новые керамические фабрики в Нимфенбурге, где работал известный мастер рококо Франц Бустелли, в Хехсте, известном произведениями также в стиле рококо Иоганна Мельхиора, в Берлине, в Людвигсбурге и других городах.














Фарфор во Франции

В первой половине 18 века во Франции работали мануфактуры в Руане, Сен-Клу, Меннеси, Шантийи, Венсене, изготовлявшие элитарные предметы из мягкого фарфора. Венсенский фарфор отличался высоким мастерством отливки фарфоровых цветов в стиле рококо. Настоящий твердый фарфор появился во Франции только в последней трети 18 века. Истинным законодателем мод с 1750-х годов стал французский севрский фарфор, который выпускался на мануфактуре в Севре с 1756.

Мануфактура находилась под покровительством Людовика XV и его фавориток, мадам Дюбарри и мадам Помпадур. Один из классических цветов севрского фарфора получил название "роз Помпадур". К работе в Севре были привлечены талантливые художники и скульпторы (Франсуа Буше, Клод Дюплесси). Особое место занимали скульптуры из бисквита.












Английский фарфор

Английский фарфор 18 века также получил мировое признание. По числу керамических фабрик Англия в то время устойчиво занимала первое место в Европе. В отличие от континентальных европейских фабрик, находившихся под финансовым патронажем августейших семейств или других знатных особ, английские предприятия действовали на коммерческой основе и при определении своей производственной программы считались с конъюнктурой рынка. Настоящий фарфор был создан в Англии довольно позднее, распространены были изделия, усовершенствованные Дж. Веджвудом.

Основанная в 1745 фабрика в Челси выпускала английские версии изделий в восточном стиле и стиле рококо. Для фарфора Челси характерны оригинальные супницы в форме животных или овощей, тарелки с растительным орнаментом, изящные флаконы для парфюмерии, табакерки, коробочки для булавок, бонбоньерки. В 1769 Челси была продана и слилась с фабрикой Дерби. Фабрика в Боу, открытая в 1744, была одним из самых больших английских керамических предприятий того времени. Она известна также под названием "Новый Кантон" благодаря выпуску бело-голубого фарфора с добавлением костяной золы в стиле шинуазри. В Боу впервые была освоена техника оттиска с печатной формы на фарфоровую поверхность.

Керамическая фабрика Вустер, основанная в 1791, первой стала выпускать чайные и кофейные сервизы с добавлением мыльного камня. Здесь было налажено массовое производство в стиле мейсенского, севрского и восточного фарфора. Среди других английских фабрик, основанных в 18 веке, необходимо выделить фабрики в Дерби (1750-1848), специализировавшуюся на выпуске как статуэток, так и изящной столовой посуды, в Коулпорте, для которой характерны изделия, украшенные инкрустированными цветами, в Нью-Холле (Стаффордшире), выпускавшую экзотическую посуду в восточном стиле, палетты розового семейства с декором из полевых цветов.

В начале 19 века на предприятии в Стоук-он-Трент (открыто в 1776) Дж. Споудом был изобретен костяной фарфор, из которого начали изготовлять изделия в стиле английского ампира. Ближайшим конкурентом Споуда стал фарфор Минтона (фабрика основана в 1793), известна также художественная керамика в викторианском стиле. В 19 веке производство фарфора все больше ориентируется на массового потребителя, художественная сторона отступает на второй план, но уже с конца 19 века начинает интенсивно развиваться художественная керамика Доултона, Споуда в Англии, а также Руквуда, Райта в США. Современные изделия, относящиеся к 20 веку, несут на себе сильный отпечаток функционализма.










Датский фарфор

В конце 18 века в Копенгагене была основана знаменитая в дальнейшем королевская керамическая фабрика, где начала применяться распространившаяся впоследствии "датская" техника подглазурной росписи, которая обладала свойством не стираться от времени. На копенгагенской фабрике был создан знаменитый сервиз "Флора Даника" с необыкновенной красоты растительным орнаментом.














Русский фарфор

В 1744 в Санкт-Петербурге была основана Порцелиновая мануфактура, где через три года Д. И. Виноградовоткрыл способ получения твердого фарфора из местных материалов. С 1765 Порцелиновая мануфактура стала называться Императорским фарфоровым заводом. Предприятие выпускало простые и изящные по форме вазы, сервизы, табакерки и другие изделия. Со дня основания завод работал по заказам императорского двора.

В 1766 в селе Вербилки близ Дмитрова под Москвой была основана частная фабрика Ф. Я. Гарднера (ныне фабрика "Фарфор Вербилок"), где изготовлялись великолепные "орденские" сервизы по заказу императорского двора, статуэтки, вазы, сервизы, в которых сочетались ампирные формы с жанровой трактовкой изобразительных мотивов. В селе Горбуново Московской губернии завод А. Г. Попова выпускал жанровые фигурки, пользовавшиеся большой популярностью и отличавшиеся хорошим вкусом, легким народным юмором. Наиболее крупным предпринимателем был М. С. Кузнецов, который скупил фабрики Гарднера, фабрики в Дулеве под Москвой (основана в 1832), Конакове и др. Кузнецовский фарфор отличается безупречным техническим исполнением и изысканным, но эклектичным декором. Фабрики Кузнецова выпускали также фаянс.

Современный фарфор

С конца 20 века производство фарфора становится все более массовым. Во всех странах внедряются механические приемы. Изображение получается штампами, трафаретами, отводкой, декалькоманией. В целом лишь на Копенгагенской фабрике добиваются создания эстетически новых форм и росписей, созвучных исканиям модерна. Многие предприятия в разных странах выпускают продукцию по старым разработкам.

В России после революции на бывшем Императорском фарфоровом заводе создается агитационный фарфор, эстетика которого близка эстетике русского авангарда. Вместе с тем позднее продукция русских предприятий становится существенно хуже: она нередко заимствует станковые формы, отсутствует соответствие между росписями и формами. Многие изделия излишне броски, перегружены позолотой, существенно хуже стал черепок. Вместе с тем на ряде советских предприятий изделия расписывают вручную. Изящная мелкая пластика продолжает выпускаться на фарфоровом заводе им. Ломоносова, здесь выпускают старые модели Кузнецова, продолжают роспись кобальтом.

Кстати

Некоторые производители маркируют свои фарфоровые изделия на донышке обозначением "CHINA. Made in -–". Покупателей часто ставит в тупик это словосочетание. Но ценители точно знают ответ: "CHINA" - это международное обозначение высококачественного костяного фарфора. Произошло оно от искаженного титула китайского императора, который в глубокой древности владел монополией на производство столового фарфора. Иногда на клейме заводов-производителей фарфора стоят слова Fine Bone China, что означает настоящий костяной фарфор. Сейчас костяной фарфор популярен как никогда. Это справедливо и по отношению к столовому фарфору Royal Fine China. Своим чистым белым цветом, прозрачностью и легкостью, но в то же время непревзойденной прочностью костяной фарфор прочно занял лидирующие место на полках истинных ценителей и даже коллекционеров фарфора. Считается, что аналогов костяному фарфору по его качествам и прочности нет во всем мире.

По британским стандартам качества фарфор называют Bone China, если содержание костяных составляющих в нем превышает 35%. Костяной фарфор характеризуется молочно-белым цветом, прозрачностью и невесомостью и завоевал отличную репутацию и лидирующее место по продажам на мировом рынке.

Надпись Fine Bone China означает настоящий костяной фарфор.

Керамика

Слово "керамика" произошло от греческого слова "кeramos", и к этой группе - группе керамических изделий, относятся и фаянс и фарфор и костяной фарфор.

Тонкая керамика в свою очередь подразделяется на:

  • пористую керамику (фаянс, полуфарфор, майолику)

  • плотную керамику (фарфор, костяной фарфор)

Фарфор и фаянс отличаются по своему составу. Фаянс отличает большое количество глин (до 85% от веса), достаточно низкая механическая прочность, высокая пористость и, как следствие, высокая поглащаемость до 20%. В связи с этим все фаянсовые изделия обязательно покрывают глазурями. Как правило, все цветные кружки это кружки из фаянса со специальными глазурями. Температура обжига фаянса в пределах 1050 - 1280 градусов Цельсия.

Фарфор это та же керамика, но в ней гораздо меньше глины и больше других составляющих - каолины, кварц, полевые шпаты (ортоклазы). Эти составляющие увеличивают "стекловидность" фарфора, увеличивают его прозрачность, ликвидируют пористость, придают повышенную механическую прочность фарфоровым изделиям. Температура обжига фарфора 1200-1460 градусов Цельсия. Как правило всегда используется глазурь, но глазурь полупрозрачная, которая практически не отличается от цвета самого фарфора.

Костяной фарфор или Bone China изобретен в Англии. Количество фосфата кальция в составе массы для костяного фарфора может достигать 25-50% от общего объема. Это и объясняет высокую стоимость изделий из Bone China или костяного фарфора. Изделия из костяного фарфора отличают исключительная белизна, просвечиваемость и, одновременно, высокая хрупкость.

Чем отличается керамика от фарфора

Не акцентируя внимание, корректно ли задан вопрос - чем отличается керамика от фарфора или чем отличается фаянс от керамики - интерес на главном.
Как же внешне отличаются фарфоровые кружки от фаянсовых кружек? Первое и самое основное - и фаянс и фарфор относятся к одной группе, которая называется керамика или керамические изделия. Для того, чтобы отличить фарфоровые кружки от фаянсовых, можно взять несколько кружек и попробовать определить какие из кружек фарфоровые, а какие фаянсовые


1. Перевернуть кружку и взглянуть на нижний незаглазурированный край кружки. Если нижний незаглазурированный край кружки (черепок) белый, примерно такой же как и сама кружка, то это скорее всего - фарфор (фото слева). У фаянса, как правило, черепок - светло-серый, бежевый, либо значительно отличается по цвету от цвета глазури самой кружки (фото справа).

2. Поднять кружку и если ощущение, что она слишком тяжеловата и ее стенки толстоваты для своего размера и объема, то это скорее всего фаянсовая кружка.

3. Фарфор, как правило, полупрозрачный и тонкостенные изделия могут частично просвечивать. Фаянс - абсолютно непрозрачный и всегда покрыт глазурью.

4. Если кружка цветная, то это, как правило, кружка из фаянса. Есть и цветные фарфоровые кружки, но они, как правило, очень редки, реально дороги и отличаются тонкостью стенок и изящностью.

Приведенные примеры практически со 100% достоверностью позволят ответить на вопрос "чем отличается фаянс от фарфора" и всегда их различить. И вы сможете избежать вопросов "чем отличается керамика от фарфора" или "чем отличается фаянс от керамики". И фарфор и фаянс - это виды керамики, отличающие по своему составу. И все фаянсовые кружки, как и фарфоровые кружки относятся к керамике.





Вербилки


























Ломоносовский фарфор













Дулевский фарфор

Министерство образования Российской Федерации

МОУ средняя общеобразовательная школа № 1

РЕФЕРАТ

«История фарфора»

Выполнила:

Кислова Татьяна

9 «А» класс

Проверил:

преподаватель химии

Десятниченко О.А.

Слайд – презентация

преподаватель информатики

Рейзвих Т.Н.

ВОЛХОВ

1 Введение.

2 История получения первого фарфорового теста в Китае.

3 Стадии обработки фарфоровых изделий.

4 Китайский фарфор в Венеции.

5 Китайский секрет.

6 Открытие китайского секрета.

7 Саксонский фарфор.

8 Русский фарфор.

9 Заключение.

Введение.

Период возникновения в России первых частных фарфоровых заводов относятся к 60-70м годам XVIII века. Это было время быстрого роста военного, экономического и политического могущества Русского государства, превращавшегося в великую державу. Одновременно с расширением дворянских привилегий и усилением крепостной зависимости крестьянства в эти десятилетия быстро возрастал материальный достаток господствующего класса – дворян.

Бурное строительство пышных вельможных усадеб и дворцовых сооружений, стремление дворянства к созданию богато украшенных во французском вкусе интерьеров были первопричиной интенсивного развития народных ремёсел возникновения многих новых отраслей художественной промышленности, в том числе производства фарфора.

Фарфор – основной представитель тонкой керамики. Характерные признаки фарфора – белый цвет с синеватым оттенком, малая пористость и высокая прочность, термическая и химическая стойкость, природная декоративность. Его особенности определяются химическим составом и строением черепка, которые зависят от назначения изделия, условий их эксплуатации и предъявляемых к ним требований.

История получения первого фарфорового теста в Китае.

В китайском городе Чинг-те-Чене жил гончар, который делал посуду из красной и белой глины. Посуда была красивая, но тяжелая. Китайцы очень гордились своими чашками и вазами.

Однажды один гончар нашел белую глину на горе Гао-лин. И решил сделать из нее чашечку. Приготовил глиняное тесто и принялся за работу. Изготовив небольшие чашечки отправил в печь для обжига. Через некоторое время он обнаружил, что чашечки рассыпались и превратились в бесформенных уродцев. (рис.1) Гончар начал искать всякие примеси, растирать в порошок разные камни и добавлять их к белой глине. Но тесто не становилось прочнее. Гончар умер, но люди продолжали его начатое дело.

И однажды другой гончар добавил в белую глину растертый в порошок камень, который китайцы называли пе-тун-тзе. И немного обыкновенного песка. Все это он хорошенько перемешал, долил воды, чтобы получилась однородная масса, похожая на тесто, свалял из нее небольшой шарик и положил в печь, чтобы проверить выдержит ли его смесь печной жар.

Через некоторое время, он раскрыл печь и удивился, его шарик стал твердым. Единственно, что было плохо: стенки шарика покрылись копотью, и просматривались трещинки. Гончар взял немного глины, которая меньше всего боялась огня, сделал из нее маленький горшочек и уже в нем обжег еще один фарфоровый шарик. Теперь на его шарике не было ни копоти, ни трещин. Не теряя времени, гончар стал лепить из составленной им смеси чашку, но она ломалась в его руках, и рассыпалась на кусочки.

Гончару надоело возиться с непослушным глиняным тестом. Махнул он рукой и закопал остаток теста в углу двора, чтобы оно не напоминало ему о его неудаче.

Прошло много лет, у гончара вырос внук. Однажды внук решил посадить у себя во дворе дерево. Стал он вскапывать землю. Что такое? В одном месте земля была какая-то необыкновенная, светло-серого цвета. Вспомнил он рассказы деда и понял, что нашел смесь белой глины из Гао-лин, пе-тун-тзе и песка. Взял щепотку, помял пальцами. А она, как тесто, легкая. Что хочешь можно из нее вылепить.

Пролежав много лет в земле, частички смеси точно срослись. И уже не ломались, не рассыпались на кусочки. Превратились в отличное фарфоровое тесто.

С тех пор прошло около тысячи лет. Люди рассказывали друг другу историю о создании посуды.

Уже первая фарфоровая посуда была очень красивой, стенки фарфоровых чашек были тонкими, прозрачными. Они весело поблескивали. Блеск им придавала глазурь. Готовили глазурь почти так же, как фарфоровое тесто, только воды наливали больше. Когда покрытая глазурью посуда попадала в печь, глазурь навечно спекалась с поверхностью фарфора, покрывая его тонкой, стекловидной пленкой.

Первые фарфоровые чашечки были белыми, чуть зеленоватыми. Когда по ним щелкали ногтем, слышался мелодичный звон, похожий на звук «тсе-ни-и». И в Китае фарфор стали называть «тсени».

Белую глину с холма Гао-лин назвали гаолином, а потом по ошибке ее стали называть каолином. Так называют ее и сегодня. И есть эта глина не только в Китае, но и в других странах. Много каолина и в нашей родной земле.

Стадии обработки фарфоровых изделий.

Состав керамической массы и метод её подготовки определяют исходя из назначения изделия, его формы и вида сырья. Цель подготовки сырья- разрушение природной структуры материалов до мельчайших частиц для получения однородной массы и ускорения взаимодействия частиц в процессе фарфорообразования. Её проводят в основном пластическим способом, который обеспечивает получение равномерной по составу массы.

- формирование изделий: формуют керамические изделия пластическим методом и методом литья, а также полусухим прессованием. Для формирования применяют гипсовые формы пористостью не менее 25%. В последнее время формы начали изготовлять из масс на основе поливинилхлорид.

- сушка: после формирования изделия для подготовки к обжигу его сушат до остаточной влажности 2-4%. При этом изделие приобретает достаточную для обжига прочность, исключается образование внутренних напряжений, приводящих к появлению трещин, деформации. Сушат изделия только в гипсовых формах. Высушенные изделия перед обжигом зачищают наждачной бумагой, удаляют швы от пресс-форм, посторонние примеси и загрязнения. После зачистки изделия обдувают сжатым воздухом для удаления пыли.

- обжиг: керамические изделия подвергаются двукратному обжигу – утельному (до глазурования) и политому (после глазурования). Применяют также однократный скоростной и бескапсельный обжиг. Фарфоровые изделия, декорированные на глазурными украшениями, подвергают третьему обжигу-муфельному. Для обжига применяют печи непрерывного действия – туннельные, конвейерные, а также периодического действия – горны.

- декорирование изделий: изделия украшают под глазурными и над глазурными красками, препаратом золота, растворами солей, красящих окислов и декоративными глазурями с последующим обжигом. В зависимости от характера поверхности декорирование может быть рельефным и гладким. Рельефное декорирование – это нанесение на поверхность изделий выпуклых или заглублённых украшений. Вид разделки зависит от назначения и природы изделий. При выборе разделки нужно учитывать естественную красоту черепка, украшение должно сочетаться с его естественными особенностями и подчеркивать их, а не затушевывать.

Китайский фарфор в Венеции.

Издавна в итальянский город Венецию приплывали корабли из многих чужедальних государств. На этих кораблях купцы привозили самые разные товары, но стоили они очень дорого. Кто похитрее - старались купить подешевле. Для этого сами отправлялись в дальний путь за товарами. Собрались в путь и два брата-купца по фамилии Поло. Один из них взял с собой сына. Больше двадцати лет странствовал Марко Поло. И пятнадцать лет прожил в Китае. К тому времени китайские мастера фарфорового дела достигли высокого искусства. Во дворце императора и во дворцах самых важных китайских вельмож было много прекрасных вещей, сделанных из тонкого и хрупкого фарфора. Вернувшись на родину, Марко Поло часто рассказывал о том, что ему удалось увидеть. « Много интересного узнал я, объездив по всему свету. Но самое, пожалуй, замечательное, что я видел, это тсени. Лучше и не выдумать, лучше и желать нельзя…» На китайском языке слово «тсени» означает фарфор. Вынул Марко Поло из сундука маленький пакетик, достал крохотную фарфоровую чашку, которая заблестела в его руках. Марко Поло слегка ударил по ней ногтем, и чашечка ответила ему: т-с-е-ни-и-и.

Он продолжал вынимать из сундука и расставлять на столе фарфоровые чашечки. Заодно вынул и несколько ракушек. На первой белой чашечке был нарисован синей краской смешной китаец. Другая была расписана красной краской, вперемежку с золотом. А рядом стояла чашка без рисунка, но не менее красивая. Гости онемели от восхищения. Представьте себе две чашки, вставленные одна в другую. Донышки и верхние ободочки у них склеены. Та, что внутри, - поменьше и разрисована пестрыми цветами. А вторая - вся белая, как будто сделанная из фарфорового кружева. Сквозь кружево видны разноцветные рисунки меньшей чашечки. И когда он предложил выпить чаю, вежливый гость попросил налить ему в серенькую чашку, так как вторая была дорогая, как бы еще не разбить. Марко Поло начал наливать чай и по мере того, как чашка наполнялась чаем, на ее стенках стали проступать узоры: морские волны, рыбы, водоросли. (рис.2) Все подумали, что это колдовство. Но Марко Поло объяснил, что это не колдовство, а мастерство. Если это не колдовство, то из чего сделаны эти чашки. Этого Марко Поло не мог объяснить. Производство тсени китайцы хранят в тайне, особенно от чужеземцев.

Кто-то сказал, что тсени недаром похож на ракушки, вероятно, из них –то его и делают. Похожие ракушки встречаются и в море. Их называли «свинушками», так как они напоминают поросят. На итальянском языке поросенок – « порчелла ».

Скоро во все итальянские города пополз слух, что Марко Поло привез посуду, которую делают из ракушек.

Во многих странах и теперь говорят не « фарфор », а « порцелан ». Позже, от персидских купцов, привозивших в Европу китайскую посуду и называющих ее « фахфур,» и пошло наше теперешнее название « фарфор».

Китайского секрета.

В Китае фарфор стоил дешево, а в Индии, Персии и других странах, его продавали на вес золота. (рис.3) Купцы и решили заняться торговлей фарфором.

Когда Марко Поло привез фарфоровую посуду в Европу, она быстро вошла в моду. Многим захотелось иметь такие чашечки.

Чем дальше путь из Китая – тем дороже стоил фарфор. Случалось, что купцы продавали фарфор на вес золота: положат на одну чашку весов фарфоровую посудинку, а на другую покупатель должен насыпать столько золотых монет, сколько весит фарфор. Поэтому покупать его могли только короли и цари.

Саксонский курфюртс Август Сильный, не имея нужных денег для покупки нескольких китайских ваз, выменял их на роту солдат.

Открытие китайского секрета.

Шло время, Бетгер знакомился с разными глинами, узнавая их свойства. Чирнгауз очень хотел помочь Иоганну и делился с ним всеми своими знаниями. Вместе перепробовали они разные глины, добавляли к ним разные примеси.

Бетгер попросил построить для него новую печь – для обжига фарфора. Август думал, что это делается для скорейшего получения золота, и распорядился сделать печь как можно быстрее.

Бетгер просиживал за работой не только дни, но и ночи. И вот настал долгожданный день. Иоган взял в руки поднос, покрытый шелковой салфеткой, и отправился к Августу.

«Ваше величество! Вы обещали мне свободу, если я добуду вам золото. Так вот, я могу наполнить вашу казну. Я разгадал китайский секрет.»

И с этими словами он сбросил с подноса шелковый платок. На подносе стояли маленькие чашечки на маленьких блюдцах. Тоненькие, с изящно изогнутыми ручками. Только были они не белого, а темно-красного цвета. (рис.4)

Август требовал от Бетгера изготовления белой посуды, как в Китае, обещая при этом ему свободу. Бетгер долго искал белую глину. Шло время, и в один прекрасный день пришел к нему парикмахер и принес пудру для парика. И Бетгер заметил, что просыпавшаяся пудра легко скатывалась в шарик, а ведь обычная пудра, как ее ни скатывай, рассыпается. А эта легко склеивалась.

Из чего сделана эта пудра? - спросил Иоганн.

Простите меня, не выдавайте, - испуганно ответил парикмахер. –Я человек бедный, настоящая пудра стоит дорого, мне не по карману. Вот и приходится вместо пудры употреблять глину.

Глину! - закричал Бетгер. - Где ты ее взял?

В окрестностях нашего города есть холм. Он весь из белой глины. Там я ее и беру. Ее употребляют и для побелки стен…

Но Иоганн уже не слушал парикмахера. Выхватив у него из рук коробку с пудрой, он бросился в свою мастерскую. Дрожащими руками стал приготовлять фарфоровое тесто. Только вместо красной положил белую глину.

Эта глина оказалась в точности такой, как китайская. Это был самый настоящий каолин.

Прошло немного времени, и в старинном саксонском замке задымили трубы первого в Европе фарфорового завода. Рекой потекло золото в карманы Августа Сильного. На европейских рынках появился такой же белый фарфор, саксонский.

А как же Бетгер? Ведь курфюрст обещал вернуть ему свободу?

Август не сдержал своего слова. Пуще прежнего охранял Иоганна, боясь, чтобы тот не рассказывал кому-нибудь, как и из чего делают в Саксонии фарфор. Так и умер в неволе, совсем еще молодым, создатель первого в Европе фарфора.

Саксонский фарфор.

Первая фарфоровая посуда, сделанная Бетгером, была темно - красного цвета. На темной поверхности краска плохо видна, поэтому посуду не расписывали. Ее украшали разными узорами, похожими на те, которые серебряных дел мастера делали на серебряной посуде. Вырезанные по блестящей глазури матовые сеточки, квадратики, виньетки были и без разрисовки достаточно хороши. А на ручках чашек часто красовались лепные листочки и веточки.

У Августа Сильного была большая коллекция китайской фарфоровой посуды. И когда Бетгеру удалось сделать белый фарфор, первое время его расписывали теми же красками и теми же рисунками, какие были на китайской посуде. Кроме рисунков, посуду украшали лепные фарфоровые цветы, целые букеты и даже гирлянды цветов.

Иногда посуду оправляли в серебро и золото, а в середину фарфорового цветка вставлялись драгоценные камни. Такая посуда стоила дорого. Делали в Саксонии и другие предметы из фарфора: подсвечники, люстры, статуэтки богато украшенные лепными цветами. Фарфоровые статуэтки чаще всего изображали нарядно, разодетых дам и кавалеров.

Китайцы у которых было много денег покупали изделия из модного фарфора. Некоторые заказывали чашки со своим портретом. (рис.5)

Саксонский фарфоровый завод существует и сейчас. И его изделия по-прежнему известны во всем мире. Во всем мире известно и имя создателя первого европейского фарфора – Иоганн Бетгера.

Русский фарфор.

Первую попытку наладить собственное фарфоровое дело в России сделал Петр I , придававший большое значение развитию различных видов отечественной промышленности. В начале XVIII века тайна производства фарфора стала известна немцам, и Петр I послал в Саксонию Юрия Кологривова, дав тайное поручение узнать секрет изобретенного там фарфора.

По распоряжению курфюрста в 1710 году в Мейссене был открыт первый в Европе фарфоровый завод. Мануфактуру разместили в крепости Альбрехтсбург, где были приняты все меры для сохранения в строжайшей тайне процесса производства. Рабочие, поступившие на завод, давали клятву, что не выдадут тайны фарфора. Их называли «арканистами» (владеющей тайной). Но арканисты Мейссенской мануфактуры фактически не владели тайной изготовления фарфора. Все знал Бетгер, который возглавлял производство. Рабочие мануфактур были знакомы с отдельными процессами, которые им было поручено выполнять. Формовщики не знали условий обжига, а те, кто обжигал изделия, не знали, из чего они сделаны. Рабочие двух соседних мастерских никогда не видели друг друга. Никто из этих людей не имел права уйти на другую работу или покинуть страну. Тех, кто пытался вынести кусочек фарфора, били плетьми и бросали в подземелье. Производство фарфора сохранялось в строжайшей тайне, разглашение которой рассматривалось как преступление.

Кологривову не удалось узнать секрет мейссенского фарфора. После смерти Петра I русское правительство продолжало делать попытки выведать тайну. Решено было осуществить его в Китае.

В 1728 году между Китаем и Россией был подписан торговый договор, по которому каждые три года из России в Китай направлять «китайские караваны». Во главе их стоял директор, при нем несколько «целовальников». Среди них были люди, знавшие ремесло, так как в обязанности их входило обучение китайскому искусству.

В 1743 году директор каравана Фирсов доносил в Кабинет ее величества, что удалось обучить русских фарфоровому делу, но потребовал за обучение огромную сумму, и ему пришлось отказать.

В 1746 году в Китай вновь отправились русские купцы под руководством Лебратовского. Из Иркутска Лебратовский писал императрице Елизавете Петровне, что близ Кяхты серебряных дел мастер Андрей Курсин проводил пробы и получил фарфор без глянца. Лебратовский взял Курсина в Пекин. Там был найден мастер, который тайно показал Курсину все секреты и образцы массы и получил за обучение 1933 ланы серебром. Лебратовский прислал Курсина в Петербург, где в 1747 году по указанию Елизаветы Петровны он должен был сделать пробу на местном сырье в Царском Селе. Пробы оказались неудачными. Возможно, что китаец обманул Курсина, сообщив ему ложные свединия.

Одновременно с попыткой узнать секрет у китайцев русское правительство стремилось организовать в России производство фарфора, пригласив на службу европейца. Елизавета Петровна торопила своих подчиненных. Иностранные послы доносили монархам о том, с какой роскошью приходиться сталкиваться в России. Пышностью и богатством отличались резиденции не только императрицы, но и ее подданных. Фарфор привозили из-за границы и платили за него громадные деньги.

В Европе уже работало несколько фарфоровых предприятий. В 1718 году в Вене открылся завод – кто-то из мастеров мейссенской мануфактуры сумел привести секрет производства в Австралию. В 1720 году в Венеции открылась первая в Италии фарфоровая мануфактура. Производство удалось наладить с помощью немецкого керамиста Кондрата Гунгера, похитившего фарфоровую массу с Мейссенской мануфактуры.

В 1744 году к русскому послу в Стокгольме обратился некий Гунгер, назвавший себя арканистом. Гунгер с семьей был тайно привезен в Россию. Русское правительство оплатило все долги, составлявшие значительную сумму.

Гунгер был назначен директором Императорского фарфорового завода, который начали строить на топком берегу Невы, в десяти километрах от Петербурга. За свою работу Гунгер потребовал жалования в тысячу рублей, обещав научить русских мастеров фарфоровому производству. Надзор за работай был возложен на управляющего личной канцелярией императрицы барона Черкасова.

К Гунгеру для обучения и ознакомления с делом был приставлен русский ученый Виноградов, с именем которого связана история русского фарфора.

Почти два года работал Гунгер на заводе, а опыты, производимые им, кончались неудачей. Фарфор не получался. Ссылки на плохо построенную печь для обжига, непригодность дров и «нечистую силу» никого не могли убедить в том, что Гунгеру известен секрет изготовления фарфора. Виноградов понял, что немецкий керамист не сможет получить фарфоровую массу, и начал опыты самостоятельно. Там временем, разобравшись в несостоятельности Гунгера, русское правительство отказалось от его услуг, и он покинул Россию навсегда.

Дмитрий Иванович Виноградов начал ставить опыты, пробовать глины, в первую очередь, привезенных из Гжели « мыловку » и « песчанку ». Стал подбирать глину, из которой можно сделать капсулы, чтобы в них посуду обжигать.

Когда наконец слепил он первую посудину и обжег ее в печи, она оказалась совсем не фарфоровой, на фарфор даже не похожей. Обычный глиняный горшок.

Виноградов убедился, что «мыловка» для порцелина вовсе не годится. Другое дело – «песчанка», на нее у него все надежды. Но и из одной «песчанки» фарфора не сделать. И тогда Виноградов попросил Черкасова прислать на завод два сорта белой глины: из Гжели «песчанку», а еще одну из-под города Оренбурга. И камни просил на завод доставить: кварц, наилучший, самый чистый, - из Олонецкой губернии, да алебастр, из-под Казани, да камень самый чистый твердый – для жерновов, чтобы кварц и алебастр перемалывать в муку.

Все нужно было обдумать, до всего самому додуматься.

В одной тетради, рядом с описанием опытов, Виноградов записывал и свои мысли. Жаловался, что не было рядом с ним человека, который мог бы ему что-нибудь полезное подсказать или посоветовать.

Не день, не месяц, а два года продолжал Виноградов ставить опыты. Оказалось, мало знать, какие глины для порцелина самые хорошие, что к этим глинам нужно добавлять. Необходимо было точно отмерить и отвесить, сколько чего положить в порцелиновое тесто.

И еще нужно было узнать, когда порцелиновое тесто в печь ставить, когда печь должна быть только теплой, а когда в ней необходим жар.

Печь пришлось ставить новую, так как старая не годилась. В тетрадях Виноградова сохранился рисунок печи, им самим придуманной.

Пришел день, когда Виноградов убедился: недаром столько времени он потратил. Недаром все, что делал записывал.

Сейчас он уже точно знал, сколько, чего и как в порцелиновое тесто положить, как слепить из него чашку или другую посуду, как ее обжигать. И вот последняя проба. Сделана маленькая чашечка, невысокая, даже без ручки. Осторожно опустил ее в глиняный горшочек – капсулу. Помощники Виноградова развели огонь, поставили капсулу в печь. Не один час прошел, пока Виноградов решил, что настало время вынимать из печи его изделие. Вынули, а чашечка, как огонь, горячая. Снова жди, пока охладится. Не хватало у Виноградова терпения, обжигая пальцы, вынул он ее из горшочка и чуть дыша поставил на ладонь.

Чашка неказиста. Она покрыта глазурью не чисто белой, а чуть сероватой. И форма у нее самая простая, обыкновенная. (рис.6)

Виноградов осторожно ударил по ней ногтем. Раздался чуть слышный звон. Точно зазвенел маленький колокольчик.

Дмитрий Иванович осторожно сжимал пальцами чашку и так на нее смотрел, точно во всем свете не найти посуды лучше и краше. Ведь в его руках первая фарфоровая посудина сделанная в России, его изображение, его труд.

Фарфор стали делать «мягким» и «твердым». В мягком – меньше каолина и более плавней, обжигают его при температуре более низкой (100-200 0). Хотя его называют «мягким», но после обжига он достаточно тверд.

Самый прочный, самый стойкий – «твердый» фарфор. Наиболее важный компонент массы для этого фарфора – полевой шпат. Чистых полевых шпатов в природе мало, месторождения их со временем иссякают. Шпаты заменяют некоторыми гранитами, нефелиновыми сиенитами и особенно пегматитами.

Одновременно с получением фарфоровой массы Виноградов работал над составом красок, которые выдерживали бы высокую температуру обжига, сохраняя свой цвет. «Из минералов, камней и земель» он получил специальные краски десяти цветов. (рис.7)

Первые русские фарфоровые изделия были небольшими по размеру. Они легче формировались и могли поместиться в небольших печах. Это были черенки для ножей и вилок, пуговицы для камзолов, табакерки.

В собрании Эрмитажа имеется небольшая чашечка, по тулову которой идет рельефная лоза с гроздями винограда. На донце чашечки имеется дата – «1749». Это одно из самых ранних произведений русского фарфора, дошедших до нас.

Изобретение фарфора было с восторгом встречено императрицей, и на завод стали поступать заказы. Императрица, в знак особой милости, дарила фарфор своим приближенным и иностранным гостям.

Однако завод еще не был достаточно технически оснащен, и почти все трудоемкие работы приходилось вести вручную. Измельчали сырье на больших жерновах, приводимых в движение рабочими, бегавшими вокруг них в упряжке. Не легче была работа у горнов и при замешивании фарфорового теста. Платили за этот изнурительный труд мало, но зато щедро наказывали. Барон Черкасов, надзиравший за заводом, желая угодить императрице, требовал выполнения заказов двора в кратчайшие сроки и прибегал к самым варварским способам воздействия. На заводе применялись телесные наказания: рабочих сажали на цепь, били плетями. Точно так же наказывали живописцев и мастеров.

Не миловал Черкасов и Виноградова. Обвинив его в нерадении, перестал сначала выплачивать жалование, а затем отстранил от управления заводом. Ученого сажали под арест, и свое «Обстоятельное описание чистого порцелина…» Виноградов заканчивал, сидя на цепи. Так отблагодарило русское правительство крупнейшего ученого своего времени, создателя русского фарфора. Заслуги Виноградова ловко приписал себе Черкасов, получив награды и милость императрицы. Виноградов умер в 1758 году, 38-ми лет от роду, оставив после себя хорошо налаженное производство.

Уже во второй половине XVIII века русский фарфор занял прочное место в европейском производстве. Изделия Императорского завода высоко ценились в Европе. К концу века завод имел возможность выпускать разнообразные по форме изделия. Особенного успеха достигли русские керамисты в создании дворцовых сервизов, которые являются шедеврами прикладного искусства и свидетельствуют о большом профессиональном мастерстве их создателей.

А теперь обратимся к выдающимся произведениям русских мастеров фарфора.

Первый русский столовый сервиз был изготовлен в 1756 году. Он принадлежал лично императрице и получил название «Собственный». В Эрмитаже находятся отдельные предметы этого сервиза. Сухарница и салатницы имеют красивую овальную форму. Волнистые края удачно сочетаются с орнаментом в виде рельефной пурпурной с золотом сеточки. На пересечениях сеточки – небольшие цветочки. По бортам крупных предметов помещены гирлянды разноцветных лепных цветов, как бы подвешенных на перевитых ручках сосудов. Гирлянды вылеплены вручную, лепесток за лепестком.

Работа над сервизом была очень сложной и трудоемкой. Мастера, благодаря своей высокой квалификации, Создали уникальное произведение удивительной красоты.

В крупнейших собраниях прикладного искусства нашей страны - Эрмитаже, Кускове, Русском музее - хранятся сервизы второй половины XVIII века. (рис.8) Они разнообразны по значению и формам: чайные, кофейные, большие столовые из массы предметов – соусников, бутылочных передач, мисок, корзинок и солонок. Так, в течение 1782-1784 годов был изготовлен сервиз из 973 предметов на 60 персон, стоимость которого была не менее 25 тысяч рублей. По характеру орнамента, украшавшего предметы, сервиз называли «Арабесковым». Орнамент был задуман в стиле росписей, открытых при раскопках Геркуланума и названных арабесками.

В парадных сервизах, наподобие «Арабескового», центральное место занимало настольное украшение, которое имело несколько названий: филе от слова «ряд», вереница или сюрту-детабль. Настольное украшение выражало основное содержание сервиза.

«Арабесковый» сервиз был посвящен успехам России в период царствования Екатерины II. В центре помещалась фигура императрицы на высоком постаменте, далее, башни с сидящими около них фигурами, олицетворявшими Грузию и Крым, присоединенные к Росси во время царствования Екатерины II. Затем – группы с изображением воинской арматуры и аллегорических фигур - военной и морской силами, свидетельствующими о мощи русского оружия. Между многофигурными композициями помещались аллегорические фигуры: «Справедливость», «Человеколюбие», «Правление», «Великодушие», олицетворяющие мудрое правление Екатерины II. Фигуры величественны, торжественны. Жесты значительны. Спокойными складками лежат драпировки. Белизна фарфора подчеркнута росписью золотом. Все фигуры отчетливо смотрятся среди разнообразных сосудов сервиза с многоцветной росписью.

Русские мастера фарфора хорошо знали декоративные свойства этого материала. Они ценили красоту его черепка и в редких случаях закрывали фарфор сплошь росписью. Иногда, для того чтобы скрыть дефект массы, белый фон закрывали золотом или кобальтом. На месте отдельных черных точек на поверхности предмета обычно помещали цветочек или листик. (рис.9)

Императорский фарфоровый завод мог удовлетворить только нужды двора. Во второй половине XVIII века возникают частные фарфоровые заводы, появление которых поощрялось правительством. В 1766 году в 24 километрах от города Дмитрова обрусевший английский купец Франк Гарднер открыл первый в России частный фарфоровый завод. К концу XVIII века завод Гарднера превратился в крупное коммерческое предприятие. Изделия его продавились в специальных лавках Москвы и Твери. Вначале это были небольшие предметы: чайная и кофейная посуда, тарелки, курительные трубки, фигурки. В семидесятые годы на заводе стали изготовлять крупные вещи.

Популярность фарфора Гарднера была настолько велика, что в 1777-1778 годах императрица заказала ему большой сервиз – «Георгиевский», предназначавшийся для приема во дворце кавалеров ордена св. Георгия. Впоследствии Гарднер выполнял «Андреевский», «Александровский», «Владимирский» сервизы, получившие название «Орденских». Все сервизы были выдержаны в одном стиле и повторяли принцип украшения, примененный первоначально в «георгиевском» сервизе.

Рассмотрим этот сервиз. На репродукции разнообразные предметы: сухарница в виде кленового листа, корзиночка с прорезанным бортом и чашечка для крема. На всех предметах орнамент в виде черной с оранжевыми полосами ленты, скрепленной белым крестом. Это георгиевские орден и лента. Лента перевита гирляндой зеленых листьев. На некоторых предметах зеленые с золотом орнаменты. Роспись одновременно выполняет декоративную и смысловую нагрузку.

К сервизу было изготовлено и настольное украшение. К сожалению, до наших дней сохранилось незначительное число утилитарных предметов, а настольное украшение не сохранилось вовсе. То, что осталось, свидетельствует о высоком техническом мастерстве, которым владели исполнители сервиза. Ажурные сухарницы и корзиночки выполнены мастерски. Удачно и содержание росписи.

Сервиз произвел в Петербурге большое впечатление и, выполняя сервизы следующих орденов, Гарднер использовал орденскую ленту каждого ордена в качестве декора. Удача с выполнением дворцового заказа принесла Гарднеру известность, и на протяжении всего XVIII века фарфор Гарднера ценился так же высоко, как фарфор Императорского завода.

Последняя треть XVIII века – самый успешный период в истории Императорского фарфорового завода. К этому времени относится изготовление нарядных дворцовых ваз почти метровой высоты. Курильницы, ароматницы, просто декоративные вазы яйцевидной или цилиндрической формы, украшенные скульптурой, лепниной, многоцветной росписью, заполняли дворец.

Самой изысканной можно считать вазу 1790 года, которая хранится ныне в Русском музее в Ленинграде. Высота ее 110 сантиметров. На яйцевидной форме вазы красиво смотрится гирлянда цветов, скрепленных масками из золоченой бронзы. Белизна фарфора умело подчеркнута стройной обтекаемой формой и нарядным декором, создающим своеобразное обрамление и подчеркивающим драгоценность фарфора.

Художественная сторона изделия русского фарфора целиком зависела от основных направлений в искусстве того или иного времени. Особенно ярко это проявилось в изделиях Императорского фарфорового завода первой четверти XIX века.

Общественный подъем сказался и на содержании русского фарфора. Интерес к простому человеку, солдату, самоотверженно защищавшему русскую землю от захватчиков, привел в изобретательное и прикладное искусство нового героя. На холстах и в скульптуре этого времени появляются парни, играющие в бабки, танцующие девушки в национальной одежде, миловидные крестьянки в кокошниках.

Типичен для искусства этого времени парадный столовой «Гурьевский» сервиз, изготовленный на Императорском фарфоровом заводе в самом начале XIX века. Название свое сервиз получил по имени управляющего кабинетом Екатерины II – графа Гурьева, который заказал сервиз для двора. В изготовлении сервиза принимал участие известный русский скульптор Пименов. Он не сделал к сервизу отдельного настольного украшения, но скульптура, которая широко использована в качестве подставок под вазы, составила основное идейное содержание сервиза.

По центру стола ставили разновысокие вазы для печенья, конфет, фруктов. Оригинальна форма каждой вазы: на круглом постаменте одна или несколько одетых в сарафаны девичьих фигур, поддерживающих ажурные круглой или овальной формы вазы. Ажурная часть вазы сделана из белого фарфора, фигуры золоченые, подставки пурпурного цвета с золотым орнаментом. Фигуры разнообразны – сидящие, в рост, в хороводе, коленопреклоненные. Прелесть этих ваз – в строгой красоте скульптур, в плавных движениях, поворотах головы, сильных статных фигурах.

Остальные предметы сервиза пурпурного цвета. В белых клеймах на молочниках, сливочниках, мисках, бутылочных и рюмочных передач изображены танцующие девушки и парни, на тарелках – пейзажи и этнографические зарисовки народов России. Строгая красота золоченых скульптур, торжественность пурпура в сочетании с белизной фарфора составлением нарядных ансамблей.

«Гурьевский» сервиз стал одним из излюбленных во дворце. На протяжении всего XIX века к нему доделывались отдельные предметы, и к концу века он представлял собой самый большой сервиз, насчитывавший 4,5 тысячи предметов.

В первой четверти XIX века русское правительство повысило тарифы на иностранный фарфор и фаянс. Ограниченная продажа иностранного фарфора и большой спрос на фарфоровые изделия привели к тому, что в России начинают появляться мелкие частные предприятия. Помещики устраивают в имениях фарфоровые заводы, предназначенные для удовлетворения местных потребностей. Возникают мелкие крестьянские предприятия. В большинстве случаев изделия этих фабрик повторяли уже известные образцы.

Наиболее самобытными были изделия, выполненные на заводе купца Батенина в Петербурге. Завод выпускал вазы и чайные сервизы, создав своеобразную форму и декор. На вазе Батенина много позолоты. Обилие золота – отличительная черта изделий этой фабрики. Ювелирная разработка золоченой поверхности орнаментом хорошо сочетается с лепными сложной формы ручками и живописным клеймом. Мастера завода Батенина с блеском писали в клеймах портреты и пышные букеты цветов. Завод основан был в 1812 году и просуществовал 27 лет. В 1839 году он сгорел.

Капитализация русской промышленности привела искусство фарфора в конце XIX века к полному упадку. Мелкие частные предприятия, не выдерживая конкуренции, закрывались или переходили в руки к более сильным конкурентам. Так, в конце XIX века кроме Императорского фарфорового завода существовало Товарищество Кузнецова, поглотившее 7 фарфоровых предприятий, в том числе и завод Гарднера.

«Кузнецовский» фарфор наводнил Россию. Вычурность форм, яркая роспись и позолота рассчитаны были на невзыскательный вкус широкого покупателя. Пышность кузнецовских изделий импонировала купцам и мещанам, уставлявшим фарфором шкафы – горки в парадных горницах.

Славу лучших художественных предприятий в советское время снискали себе Ленинградский и Дулевский заводы. Произведения, выполненные художниками этих заводов, являются украшением всесоюзных и международных выставок. Искусство советских мастеров фарфора достойно продолжает эстафету, принятую от русских керамистов времени Виноградова.

Заключение.

И в наше время появилось много фарфоровых заводов это: Владивостокский, Дмитровский, фарфоровый завод Ташкент, Октябрьский фарфоровый завод в Башкирии и бывший «Петербургский императорский» - теперь Ленинградский государственный завод имени Ломоносова. И сегодня фарфоровые изделия пользуются большим спросом у населения. Это чайные и столовые сервизы, вазы, имеющие разнообразные формы, салатники, кружки, тарелки, различные статуэтки и многие другие изделия. Они являются прекрасным украшением и создают тёплую, уютную обстановку в каждой семье.

Библиография.

1. Алексеев. Н. С. Введение в товароведение непродовольственных товаров. Москва. Экономика 1982г.

2. Алексеев. Н. С. Товароведение хозяйственных товаров. Москва. Экономика. 1984г.

3. Паньшина. И. Н. Декоративно-прикладное искусство. Издательство «народная асвета». Минск. 1975г.

4. Стриженова. Т. К. Супрун. Л. Я. Советское декоративное искусство 9. Издательство «Советский художник» 1987г.

5. Утевская. П. История фарфоровой чашки. Издательство «Радуга» 1980г.

6. Черток. М. Ю. Повесть о глине. Издательство «Наука» Москва. 1968г.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!