Все для предпринимателя. Информационный портал

В чем состоит актуальность еаэс. Евразийский экономический союз: проблемы и тенденции. Трудности экономической интеграции

Перспективы развития Евразийского экономического союза на днях были дополнены новым фактором. После визита руководителя российского правительства далекий Вьетнам выразил желание создать зону свободной торговли с нашим объединением. По сути дела, речь тем самым идет о новом этапе евразийской интеграции. И действительно, в этой сфере происходят знаковые перемены.

Этот чиновник считает, что интеграционные процессы благоприятно влияют на экономику России, Беларуси и Казахстана, что имеет особое значение в условиях глобального кризиса. Именно в условиях глобального кризиса все положительные аспекты углубления интеграции стали очевидными, сказал президент правления главного исполнительного органа внеучебной комиссии Евроазиатского экономического сообщества Виктор Христенко.

Интересно отметить, что стабильный рост взаимной торговли сохраняется, и темпы его роста в два раза быстрее, чем увеличение внешней торговли с третьими странами. Поэтому очевидно, что интеграция оказывает положительное влияние на нашу экономику. Второй важный итог года для заключения заключался в создании постоянно действующего внеконфессионального исполнительного комитета: Евразийской экономической комиссии. Процесс перехода власти от национальных правительств к этому иностранному органу завершился, подчеркнул Виктор Христенко.

Напомним, что с 1 января 2015 года де-юре появилась новая структура – Евразийский экономический союз, куда входят Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения. В мае к ним присоединится Киргизия. Если до создания союза речь в основном шла о согласовании общих подходов в сфере торговли, то ныне на повестке дня стоят куда более масштабные задачи. Наше экономическое сотрудничество должно охватить новые сферы и одновременно учесть уже приобретенный опыт.

Евразийская экономическая комиссия самостоятельно принимает решения и применяет их без какой-либо фильтрации на территории трех стран. Этот тип процедуры беспрецедентен в новейшей истории евразийского пространства. Самое главное, что эта комиссия начала выполнять свои задачи без потери времени. Все инструменты, все механизмы подготовки и соглашения с национальными правительствами работают. Каждую неделю мы проводим заседания правления иностранного правительства и принимаем решения. До сих пор мы достигли более трехсот соглашений, и эти решения очень важны для наиболее чувствительных секторов экономики.

Эффект от отмены таможенного контроля и свободной торговли мы уже в основном исчерпали. Поэтому дальнейший рост возможен теперь главным образом за счет рынка услуг, капиталов и рабочей силы. Мы не должны забывать, что один только рынок услуг - это больше половины ВВП каждого из наших государств.

Тем не менее, не следует думать, что все проблемы взаимодействия в сфере торговли уже полностью решены. Во-первых, несколько лет интеграционного взаимодействия позволили нам обнаружить ряд проблем, требующих изменения прежних подходов. Поэтому, в частности, было принято решение о подготовке новой редакции Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Действующий документ содержит слишком много отсылок к национальному законодательству стран-участниц, и это постоянно создает путаницу и неразбериху. Бизнесмены подчас не в состоянии понять: как именно они должны оформлять сопроводительные документы для экспорта и импорта грузов.

Очень важно понять, сказал Виктор Христенко, что создание Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества не подразумевает попытку изолировать себя от остального мира. С созданием общего рынка нам удалось согласовать условия нашего сосуществования с мировым рынком.

Главная задача - объединить все соглашения, сформировать основу нового соглашения для Евразийского экономического сообщества, сказал Виктор Христенко. Европейский банк реконструкции и развития определил Евразийское экономическое сообщество как единственный успешный проект на этой территории. Однако Запад все еще с подозрением относится к этим процессам объединения. Однако такое отношение далеко не реально, говорит Виктор Жристенко.

Во-вторых, никто из членов нашего интеграционного объединения не собирается отказываться от тех естественных преимуществ, которыми мы обладаем в силу обилия полезных ископаемых в наших недрах и огромных площадей пригодных для ведения сельского хозяйства. В условиях неприкрытого санкционного давления эти ресурсы как раз и могут позволить восполнить недостаток инвестиционных средств.

Но нынешняя интеграция является исключительно экономическим процессом. Навязывать ей мифы о ресоциализации, реинкарнации или других «ре», реагирует на политические причины. Почему? Потому что глобализация мира и экономики была в значительной степени организована из единого центра и столкнулась с серьезными противоречиями. Ответ на эту глобализацию - это увеличение процессов региональной унификации. И если мы будем ссылаться на качество интеграционных объединений, именно евразийское пространство стало вторым блоком для выхода на иностранный уровень после Европейского Союза.

Потенциал России и ее партнеров по Евразийскому экономическому союзу колоссален. Четыре страны – Россия, Казахстан, Белоруссия и Армения вместе занимают первое место в мире по добыче нефти и газа, второе место – по производству минеральных удобрений, третье место по производству электроэнергии, выплавке чугуна, сборам пшеницы и картофеля. Именно поэтому нас не должны пугать никакие санкции.

В этом смысле усиление этих полюсов пробуждает такие реакции. По словам Виктора Христенко, интеграция новых членов в Таможенный союз и Евразийское экономическое сообщество является естественным процессом. В следующем году будет разработана стратегия включения Кыргызстана в этот союз, который может быть интегрирован в возможность анализа других стран постсоветского пространства, таких как Армения и Украина. Но и Россия, и остальные нынешние участники этого союза заинтересованы в том, что это расширение не влияет на глубину нынешней интеграции, заключил Виктор Христенко.

Любой новый союз, а тем более экономический, куда более успешно развивается, когда экономика входящих в него стран находится на подъеме.

В серфинге это называется «поймать волну», то есть использовать благоприятные внешние условия для собственного ускорения. В нашей же ситуации формировать новое объединение пришлось в явно неблагоприятных условиях.

Сегодня налицо острый кризис в отношениях Запада и России, череда взаимных санкций, наслоившихся на падение курса российского рубля и цен на нефть на мировых рынках. В 2014 году совокупный прирост ВВП государств Евразийского экономического союза составил лишь 0,9 процента. В текущем году прогнозируется даже некоторый спад – примерно на 1,4 процента.

От такого у кого угодно могут появиться панические настроения. В периоды кризисов субъекты – неважно какие, – люди или государства обычно «затягивают пояса». При этом экономию они, как правило, начинают с того, что отказываются от «внешних» трат (зарубежных поездок или дополнительных международных обязательств). В нашей ситуации такая логика могла бы нанести вред интеграционным усилиям. Следует признать, что партнеры России по ЕАЭС во второй половине прошлого 2014 года и в начале 2015 года предпринимали попытки пойти этим путем. А как иначе можно расценивать те ограничения, которые, например, ввел Казахстан на импорт российских нефтепродуктов?

Но трагедии из всего происходящего делать не стоит. Нелюбимый ныне классик марксизма любил повторять, что революция только укрепляет себя, создавая твердую контрреволюцию. Сейчас наше объединение проходит проверку на прочность. Его стержнем, несомненно, является Россия. Наша страна занимает первое место во внешней торговле Белоруссии и Казахстана. В 2014 году, несмотря на некоторый спад, российский товарооборот с этими двумя странами составил почти 60 миллиардов долларов.

Западные санкции не смогли прервать наше взаимодействие в экономике. Объём капиталовложений России в экономики Белоруссии и Казахстана превысил 18 миллиардов долларов. В свою очередь, названные страны вложили в Россию около 10 миллиардов долларов.

За время существования Таможенного союза количество только совместных российско-казахских предприятий в Казахстане выросло с четырех тысяч до 16 с лишним тысяч. Другой отрадной тенденцией стало изменение структуры взаимного товарооборота внутри нашего союза. Эта торговля стала более гармоничной. Доля минерального сырья в ней вдвое меньше, чем в торговле с третьими странами.

Последнее обстоятельство весьма примечательно. Ведь наши доморощенные либеральные экономисты, ретранслирующие обычно в информационном пространстве точку зрения Запада, не устают твердить о том, что наше объединение – ЕАЭС, мол, изначально было, якобы, дефектным. Потому что с точки зрения их кумиров – западных теоретиков макроэкономики, не могут, видите ли, успешно интегрироваться страны – производители и экспортеры сырьевых ресурсов. Что стоит за такой позицией догадаться не сложно. Во-первых, «преуспевающий Запад», навязывая такую позицию всему остальному миру, явно стремится не допустить слаженной работы стран – экспортеров сырья. Поодиночке Западу легче воздействовать на такие страны, вывертывая руки одним, подкупая других или смещая путем переворотов власти в третьих. Повторения кошмара 17 октября 1973 года, когда арабские страны – члены ОПЕК заняли солидарную позицию, резко повысив цены на нефть, никто на Западе не хочет.

Во-вторых, цинизм Запада и его сторонников в стане либеральных экономистов в наших странах состоит в том, что последние изо всех сил стараются понизить цены на сырьевую группу товаров, а значит лишить страны их добывающие и экспортирующие финансовой ликвидности. Проще говоря, таким странам запрещают зарабатывать средства, которые они могли бы потратить на модернизацию собственных экономик. Следствием этого подхода становится замедление осуществления перехода таких стран к новым экономическим укладам и одновременно рост финансовой зависимости от определенной группы внешних кредиторов. А таковыми как раз и выступают в современном мире финансовые структуры, контролируемые США и их союзниками из Западной Европы – МВФ и Всемирный Банк.

В случае ЕАЭС у нас, не без трудностей, но налицо прогресс в виде очевидного ухода от сырьевого характера экономики к высокотехнологичному.

Зарабатывая деньги на экспорте сырья в третьи страны, мы получаем средства на модернизацию, продуктами которой мы обмениваемся в рамках созданного интеграционного объединения. Именно для этого в частности и создавался общий рынок ЕАЭС.

На недавней встрече в Астане главы государств России, Белоруссии и Казахстана обсуждали в том числе те меры, которые должны помочь смягчить для населения негативные последствия кризиса. Было решено содействовать развитию реального сектора экономики и стимулированию занятости населения. К примеру, запланировано принятие концепции формирования общих рынков электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов.

Таким образом, внешнее давление не только не остановило интеграцию, а даже стимулировало ее углубление и расширение по новым направлениям сотрудничества. Не случайно, что в Астане стороны решили проработать меры по координации монетарной политики и о возможности формирования в перспективе валютного союза. Это позволило бы сгладить проблемы, связанные с колебаниями курсов национальных валют.

Иными словами, наше объединение развивается как вширь, так и в качественном отношении. А злоба наших недоброжелателей как раз свидетельствует об их настороженности. Ведь не замечать успехов ЕАЭС трудно. Как трудно не видеть постепенного формирования нового центра силы, конкурентного Западу.

Аждар Куртов , главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Российского института стратегических исследований

С 1 января 2015 года вступило в силу соглашение о создании Евразийского экономического союза. В состав нового образования вошли четыре государства – Россия, Беларусь, Казахстан и Армения. Если верить намерениям Киргизии, то число участников Соглашения с 29 мая 2015 года должно пополниться новым государством. Изначально идея создания союза казалась всем интересной. «Формат нового интеграционного пространства привлекателен для внешних участников рынка и имеет хорошие перспективы развития. Вот несколько показателей ЕАЭС: территория – свыше 20 млн кв. км, население – около 180 млн чел., на долю этих стран приходится более 4% мирового ВВП и более 80% ВВП стран СНГ, порядка 12% глобального сырьевого экспорта. Россия и Казахстан входят в десятку стран с наибольшей площадью территории, соответственно 1 и 9 место в мире. По запасам черных и цветных металлов Россия и Казахстан занимают лидирующие позиции в мире. На долю двух стран приходится 93% нефти, 65% природного газа и 82% каменного угля в СНГ», - сообщил ПРОВЭДу Алисен Алисенов, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов факультета экономических и социальных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Среди возможных кандидатов на вступление в ЕАЭС эксперты называют Иран, Израиль, Египет, Таджикистан, Вьетнам и Китай. «Следует отметить, вступление Республики Таджикистан может несколько затянуться из-за наличия территориального спора с другим кандидатом - Кыргызстаном. Однако интерес вышеуказанных стран в большей степени обусловлен созданием зоны свободной торговли с ЕАЭС и увеличением объемов торговли в национальных валютах, что должно снизить валютные риски и зависимость национальных экономик от долларовых расчетов», - отметил Алисен Алисенов.

Проблемы ЕАЭС

Однако по мере начала активной работы альянса стали очевидны его несовершенства. По мнению Андрея Торопыгина, заместителя заведующего кафедрой международных процессов евразийского региона Северо-Западного института управления РАНХиГС, доктора политических наук, уже к концу деятельности ЕврАзЭС эффект от введения таможенного союза был исчерпан. «В первую очередь это было вызвано тем, что в соглашениях, его формирующих, было очень много «изъятий». Стали поговаривать о том, что темп движения слишком быстрый. И это действительно так. Многие соглашения стали, по сути, рамочными. Нормы их положений могли заработать только при изменении национальных законодательств. Но пока это не было сделано. В этом была одна из причин необходимости сосредоточиться «только на экономике». Поэтому и договор об ЕАЭС - кодификация предыдущих соглашений. Товарооборот снизился уже к 2014 году. И предполагалась работа по реализации принятых соглашений», - рассказал эксперт.

Снижение цен на нефть и санкции в отношении России привели к другому курсу валюты и процентной ставке. Это еще больше снизило товарооборот. «Поскольку экономики уже сейчас довольно крепко связаны, «ударило» по всем. Надо договориться о торговле в национальных валютах, что сейчас и делается. Но перестроиться в экономических связях на другие рынки для стран ЕАЭС в ближайшие годы, по всей видимости, невозможно. Если и есть противоречия, а они, наверное, есть, ведь каждая страна защищает свои национальные интересы, преодолевать их придется. По некоторым данным, товарооборот между Россией и Казахстаном в 2015 году упал в два раза. Но Казахстану сейчас не войти в другие рынки. Насколько быстро удастся преодолеть негативные тенденции в ЕАЭС, зависит от антикризисных национальных программ», - пояснил Андрей Торопыгин.

Армении не хватает энтузиазма

Среди основных проблем, с которыми столкнулся ЕАЭС на начальном этапе функционирования, Алисен Алисенов выделяет отсутствие энтузиазма отдельных участников Соглашения в силу неопределенности приоритетов дальнейшего экономического сближения в формате ЕАЭС или ЕС. «Слабые стимулы к сближению отмечаются в Армении. Хотя очевиден ряд неоспоримых преимуществ для республики. Во-первых, для Армении предусмотрено освобождение от таможенных пошлин на продукцию военного назначения, которая будет ввозиться в период с 2015 по 2022 годы. Льгота будет касаться военной продукции, которая будет предназначена для Вооруженных Сил Армении, аналоги которых не производятся в других странах Союза. Также от пошлин будут освобождены ввозимые до конца 2022 года некоторые виды гражданских самолетов и вертолетов. Освобождение коснется и товаров, ввозимых для строительства и модернизации АЭС. Во-вторых, Армения будет получать 1,13% от сумм таможенных пошлин, полученных от ввоза товаров на территорию ЕАЭС. Это даст увеличение ежегодных поступлений в бюджет около 154 млн долл. США», - пояснил эксперт.

Нерешительные шаги Армении по вопросам активизации отношений с ЕАЭС во многом объясняются наличием сложных внутриполитических разногласий. Оппозиционные партии «Процветающая Армения», «Наследие» и другие фракции требуют проведения досрочных парламентских и президентских выборов. При этом оппозиционными партиями делается ставка на интеграцию с ЕС.

Трудности экономической интеграции

В вопросах экономической интеграции в рамках ЕАЭС сейчас преобладают политические интересы, которые в значительной степени сдерживают интеграционные процессы. «В расчетах между участниками Соглашения доминирует российский рубль. Однако в вопросах введения единой валюты во взаимной торговле договоренности не достигнуто. По энергоносителям расчеты по-прежнему ведутся в долларах и евро. Если исключить расчеты за энергоносители, то на долю рублевых расчетов приходится порядка 30 – 35% всех расчетов. Против введения единой валюты и наднациональных надстроек выступают главы государств Белоруссии и Казахстана. По мнению ряда экспертов, унификация в сфере экономики не должна приводить к унификации в политической сфере. Унификация в политической сфере может привести к утрате политической независимости и потере государственного суверенитета. Такой позиции придерживаются главы всех независимых государств, кроме России. Видимо, страх утраты государственного суверенитета лежит в основе отказа от создания наднациональных политических структур. Кроме того, противниками Евразийской интеграции новое объединение воспринимается как способ воссоздания СССР, что также создает определенные препятствия на пути интеграции в ЕАЭС», - отметил Алисен Алисенов.

В ЕАЭС не все равны

Среди основных игроков ЕАЭС имеются существенные различия по основным макроэкономическим показателям. «Так, например, фискальная нагрузка к ВВП в 2014 году в России составила 34,5%, в Беларуси - 42,6%, а в Казахстане – 26,4%. По уровню инфляции за этот же период показатели также существенно отличаются: в России – 11,4 %, в Беларуси – 16,2 %, а в Казахстане – 7,0 %. Наблюдаются различия также и по такому показателю как ВВП на душу населения: в России этот показатель в 2014 году составил 14,2 тыс. долл. США, в Беларуси – 7,0 тыс. долл. США, в Казахстане – 13,2 тыс. долл. США. Различие по основным макроэкономическим показателям также рассматривается как сдерживающий фактор успешной интеграции», - пояснил эксперт.


Алисен Алисенов отмечает, что основные постулаты свободного рынка - свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы - в ЕАЭС функционируют не в полную силу. Больше претензий по этому вопросу возникает у Александра Лукашенко. «В интересах Республики Беларусь – получение беспошлинной нефти, дешевые кредиты и доступ к внутреннему рынку и государственным закупкам. В свою очередь российская сторона выступает за проведение согласованных мер макроэкономической политики по импортозамещению, стимулированию экспорта в третьи страны и сокращению барьеров во взаимной торговле. Таким образом, успех интеграции в ЕАЭС во многом будет зависеть от понимания и желания всех сторон активно продвигать интеграционные реформы», - уверен эксперт.

Разумеется, что интегрироваться и снимать ограничения, обеспечивая тем самым четыре свободы движения - товаров, услуг, капитала и рабочей силы - необходимо постепенно. Подходить к открытию национальных экономик следует осторожно и взвешенно, чтобы это не наносило ущерб национальной экономике и не создавало бы угрозы экономической безопасности. По мнению Алисена Алисенова, основной целью экономической интеграции в ближайшее время должно стать решение насущных и перспективных проблем национальных экономик и перехода к устойчивому экономическому росту. «В данном контексте представляется необходимым поддержание органической взаимосвязи налогообложения с производством. Мировой опыт свидетельствует, что государство имеет достаточно устойчивую базу развития лишь в том случае, если оно осуществляет налоговую политику, стимулирующую развитие производства. Чем успешнее будут продвигаться экономические реформы на территории национальных государств-членов ЕАЭС, тем успешнее будут продвигаться реформы в рамках Союза», - резюмировал он.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!