Все для предпринимателя. Информационный портал

Взносы на омс ставка. Взносы в ффомс

Социальное страхование – обязательный элемент деятельности на многочисленных предприятиях. Вероятность несчастных случаев на производстве и за его пределами требует гарантии того, что при утрате трудоспособности работник получит выплату, на которую он сможет жить. Ежегодно это законодательство переоценивается и пересматривается, однако суть остается той же. Рассмотрим изменения, которые произошли со страховыми выплатами в этом году, и чего стоит ожидать в следующем периоде.

В 2017 году в плане страховых взносов произойдет несколько существенных изменений, главное заключается в передачи прав фондов внебюджетного характера налоговым органам. Не секрет, что ставки на взносы в ФФОМС выступают в качестве вторых платежей после налогов в рамках степени важности, поэтому являют собой величину, которая обязательна к уплате. Поправки уже успели внести в нормативную базу законодательства, поэтому с 01.01.17 ФЗ №212 вступит в юридическую силу.

Параметры, которые останутся на прежнем уровне

  • Отчетные периодические интервалы и время расчетов;
  • лица, обязанные осуществить уплату (ИП, нотариальные и адвокатские профи, прочие специалисты в частной практике);
  • объекты выплат и размерные показатели уплаты в рамках сниженных тарифов;
  • база для осуществления начисления взносов.

Взносы в ФФОМС в 2017 году предполагают несколько изменений в рамках сдачи отчетов и платежей.

  • Отчетная документация, поскольку ее отправка будет осуществляться на адрес органов налогового типа;
  • сроки, в которые будут предоставляться отчетные выплаты;
  • критерии соответствия по перечню требований и использованию пониженных ставок.

В целом, никаких подвижек в организационном плане практически не последует, однако произойдут изменения по показателям ставок.

Показатели ставок по страховым платежам 2017: таблица

Ниже отражены страховые взносы в 2017 году (савки): таблица.

Из приведенных данных можно удостовериться, что перемен в рамках выполнения лицами платежей не предусмотрено и в следующем году, и для расчета показателей отчислений на ОПС потребуется новое установление предельных показателей величин. Если они будут достигнуты, произойдут изменения ставок.

Ставки 2017 в рамках сниженных тарифов: таблица

По сравнению с 2016 периодом изменений также не произошло, но поменялись условия, которые предъявляются для плательщика, в рамках которых он получит право на пользование сниженными тарификациями.

Страхователь Показатель процентной ставки
ПФР ФСС Отчисления в ФОМС
Компании и ИП на УСН с доходом не менее 70% от общей выручки упрощенца 20 0 0
ИП и компании, обладающие лицензией на ведение фармацевтической работы 20 0 0
Фирмы и предприниматели, работающие в рамках системы патентования 20 0 0
Организации некоммерческого назначения, занятые в проведении научных исследований, фонды благотворительного значения 20 0 0
Компании и ИП, занятые в сфере информационных технологических разработок 8 2 4
Хозяйственные общества, занятые в разработке полезных моделей на УСН 8 2 4
Организации, работающие в рамках договорных отношений со свободными зонами экономики 8 2 4
Организации, которые платят взносы членам судов и другим заслуженным деятелям 0 0 0
Плательщики, заслужившие статус резидента по опережающему экономическому развитию 6 1,5 0,1

Таким образом, ФФОМС, сколько процентов 2017, зависит от вида деятельности индивидуального предпринимателя или целой организации, а также от того, насколько активное участие она принимает в государственном и благотворительном финансировании. Также на основании приведенных табличных данных можно с легкостью определить, кто не платит взносы в ФФОМС.

Размерные показатели страховых взносов для ИП 2017

Порядок, в котором осуществляются подсчеты «предпринимательских» выплат, остался фактически на прежнем уровне. Взносы в ПФР и ФФОМС фактически определяются минимальным показателем оплаты труда, который установлен на начальный этап года. При превышении годовой выручки в 300 000 рублей помимо фиксированных доходов предпринимателю потребуется осуществить уплату в Пенсионный фонд дополнительную сумму, составляющую 1%.

В первом случае, когда выплата составляет 4 590 рублей, взносы на ОМС рассчитываются так: берется величина 7 500 рублей (МРОТ), умножается на количество мес. в отчетном периоде (12) и на % ставку – 5,1%. Аналогичным образом алгоритм расчета проходит и для остальных случаев.

Рассмотрение ставок взносов по страхованию от несчастных случаев

Немаловажную роль играет и то, какой будет ФФОМС ставка 2017 для социальных нужд по травмам и другим несчастным случаям. Есть определенная таблица, свидетельствующая о том, что для предпринимателей и организаций ставки по профессиональному травматизму останутся неизменными. Согласно законодательству, перед коммерческими единицами есть обязательство ежегодно доказывать верность ставка, пакет документации необходимо сдавать в ФСС до 15 апреля. В 2017 году этот день суббота, но действующее правило переноса дат упростит процедуру, поэтому необходимо постараться подтвердить «цену травм» до 17 числа. Взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС определяются законодательно и базируются на классе профессионального риска.

С 1 января этого года в силу вступят правительственные коррективы, на основании которых происходит отнесение объектов к той или иной категории. Есть 32 класса, на самом высоком из них тариф составляет 8,5 единиц, а для первого класса это значение равно всего 0,2 единицы. В общем, чем выше показатель класса, тем больше взимается тарификация за взносы по травмам. Если компанией не был подтвержден вид и род ее деятельности, то контролирующий орган в автоматическом порядке назначает наиболее высокий класс риска в момент занесения в реестр ЮЛ и ИП.

Все изменения поспособствовали закреплению уже сложившейся практике, разница лишь в том, что сейчас многие действия происходят в официальном порядке. Взносы в фонд обязательного медицинского страхования начисляются по общей схеме, хотя ранее по этому вопросу возникало немало конфликтных ситуаций, и дело могло доходить до судебного разбирательства. В основном происходило поддержание деятельности компаний, поскольку нет нужды изначально ставить фирмы в столь жесткие рамки.

Таким образом, от того, насколько грамотно и правильно подсчитывают и выплачиваются взносы, зависит благополучие компании и сотрудников. Соблюдение норм законодательства и учет таблиц гарантирует грамотные расчеты и отсутствие проблем с задолженностями и штрафами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Суммы платежей по каждому сотруднику (в разрезе внебюджетных фондов) нужно сложить. В результате получится итоговая сумма страховых взносов, начисленных с начала года до окончания текущего месяца в целом по организации.

Платеж по страховым взносам за текущий месяц рассчитайте следующим образом :


Такие правила определения размера ежемесячного платежа по страховым взносам следуют из части 3 статьи 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и пункта 4 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 18 ноября 2009 г. № 908н.

Платежи в ФСС России

Сумму ежемесячного платежа в ФСС России уменьшите на сумму расходов по обязательному социальному страхованию, понесенных организацией (ч. 2 ст. 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). К таким расходам относятся:

  • больничное пособие (кроме пособия, связанного с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием) начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности;
  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медучреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;
  • социальное пособие на погребение.

Перечисленные виды страхового обеспечения финансируются за счет средств ФСС России с учетом положений статьи 3 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.

Пример уменьшения страховых взносов на сумму расходов, произведенных организацией на государственное социальное страхование

В январе организация начислила в пользу своих сотрудников:

  • зарплату - 400 000 руб.;
  • больничное пособие - 8000 руб.;
  • пособие по беременности и родам - 23 500 руб.

Организация применяет общие тарифы страховых взносов.

За январь бухгалтер начислил страховые взносы в сумме 120 000 руб. (400 000 руб. × 30%), в том числе взносы в ФСС России - 11 600 руб. (400 000 руб. × 2,9%).

Расходы организации, произведенные в январе на государственное социальное страхование, составили 31 500 руб. (8000 руб. + 23 500 руб.), что больше взносов в ФСС России, начисленных за этот же месяц. Организация решила компенсировать свои расходы за счет уменьшения предстоящих платежей.

За январь организация ничего не перечислила в ФСС России. Часть расходов, не покрытых страховыми взносами, в сумме 19 900 руб. (31 500 руб. - 11 600 руб.) бухгалтер организации учел при расчете взносов в ФСС России за февраль.

Если сумма расходов по социальному страхованию превысила сумму страховых взносов, начисленных в ФСС России, организация может:

  • обратиться за выделением средств, необходимых для выплаты больничного пособия, пособий, связанных с рождением ребенка, и пособия на погребение в территориальное отделение ФСС России по месту своей регистрации (ч. 2 ст. 4.6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ);
  • зачесть превышение в счет предстоящих платежей по взносам в ФСС России (ч. 2.1 ст. 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Датой включения выплат в расчетную базу по страховым взносам считается день начисления вознаграждений в пользу сотрудника (п. 1 ст. 11 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). В таком же порядке определяется дата выплаты социальных пособий. Поэтому в каждом месяце взносы, зачисляемые в ФСС России, уменьшайте на сумму пособий, начисленных в этом же месяце. Дата фактической выплаты пособий в данном случае значения не имеет.

Сотрудник работает в головном и обособленном подразделениях

Рассчитывайте взносы отдельно по каждому подразделению организации.

Страховые взносы нужно рассчитать и уплатить по местонахождению обособленного подразделения , если это подразделение:

  • находится на территории России;
  • имеет расчетный (лицевой) счет;
  • начисляет выплаты и другие вознаграждения в пользу физических лиц.

Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, то страховые взносы по обособленному подразделению рассчитывайте и перечисляйте во внебюджетные фонды по местонахождению головного отделения организации.

Такой порядок следует из положений частей 11-14 статьи 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Суммы страховых взносов, которые организация платит по месту обособленного подразделения, определяйте исходя из суммы выплат, начисленных сотруднику этим обособленным подразделением, с учетом сумм, начисленных в его пользу в головной организации. По месту учета головной организации страховые взносы платите за минусом взносов по обособленному подразделению. То есть если сотрудник одновременно работает в головном отделении и в обособленном подразделении, выделенном на отдельный баланс, страховые взносы с его выплат рассчитайте по отдельности:

  • с доходов, полученных в головном отделении организации, - по местонахождению головного отделения;
  • с доходов, полученных в обособленном подразделении, - по местонахождению обособленного подразделения.

При этом совокупная сумма выплат в пользу такого сотрудника (для перехода на пониженные страховые тарифы или для прекращения начисления взносов) определяется в целом по организации. В 2016 году эта сумма составляет:

  • 718 000 руб. - для расчета взносов на социальное страхование (ФСС России);

Это следует из положений постановления Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1265 и письма Минтруда России от 26 февраля 2013 г. № 17-3/326.

В таком же порядке начисляйте страховые взносы, если в течение года сотрудник был уволен из одного подразделения организации и принят на работу в другое подразделение той же организации (письмо ФСС России от 18 декабря 2012 г. № 15-03-11/08-16893).

Сотрудник повторно принят на работу

Ситуация: как рассчитать страховые взносы по общим тарифам, если в течение года сотрудник был уволен и вновь принят на работу в ту же организацию? Сумма выплат, начисленных с начала года до увольнения, превысила предельную базу.

Рассчитывайте взносы с учетом доходов, начисленных до увольнения.

Расчетным периодом по взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование является календарный год (ч. 1 ст. 10 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Базу для начисления страховых взносов работодатель определяет самостоятельно в отношении каждого сотрудника нарастающим итогом с начала года. В 2016 году организации, уплачивающие страховые взносы по общим тарифам, начисляют взносы в следующем порядке.

1. В Пенсионный фонд РФ:

  • по тарифу 22 процента - с выплат, не превышающих 796 000 руб.;
  • по тарифу 10 процентов - с выплат, превышающих 796 000 руб.

2. В ФСС России:

  • по тарифу 2,9 процента - с выплат, не превышающих 718 000 руб.;
  • по тарифу 0 процентов - с выплат, превышающих 718 000 руб.

3. В ФФОМС: по тарифу 5,1 процента независимо от суммы выплат.

Такой порядок предусмотрен частями 1, 3, 4 и 5 статьи 8, частью 1 статьи 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2014 г. № 1316.

Законодательство не устанавливает зависимости между предельной величиной выплат, облагаемых страховыми взносами, и количеством договоров (трудовых или гражданско-правовых), на основании которых в течение расчетного периода один и тот же работодатель (заказчик) начислял эти выплаты сотруднику. Таким образом, перерыв в работе, связанный с увольнением сотрудника, а также количество заключенных с ним в течение года трудовых или гражданско-правовых договоров, на порядок расчета страховых взносов не влияют.

Следовательно, если до увольнения сумма выплат, начисленных сотруднику, превысила:

  • 718 000 руб. - в ФСС России страховые взносы платить не нужно (применяется нулевой тариф), в Пенсионный фонд РФ и ФФОМС взносы нужно начислять по обычным тарифам (22 и 5,1 процента соответственно);
  • 796 000 руб. - в ФСС России страховые взносы платить не нужно (применяется нулевой тариф), в Пенсионный фонд РФ взносы нужно начислять по тарифу 10 процентов, в ФФОМС - по тарифу 5,1 процента.

Правомерность такого вывода подтверждается письмом Минтруда России от 5 марта 2014 г. № 17-3/В-96.

Сотрудник переведен из одного подразделения иностранной компании в другое.

Страховые взносы считайте с учетом доходов, начисленных до перевода, нарастающим итогом с начала года. То есть определять расчетную базу с нуля с даты перевода не нужно.

В рассматриваемой ситуации руководствуйтесь общим правилом. Когда сотрудника переводят из одного подразделения организации в другое, трудовой договор с ним не расторгается: в него лишь вносят изменения, связанные с переменой места работы (ст. 72.1 ТК РФ). Поэтому все выплаты, начисленные сотруднику на основании одного и того же трудового договора с начала текущего года, включают в единую расчетную базу по страховым взносам (ч. 2 ст. 8 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Естественно, кроме тех, которые есть в списке необлагаемых - в статье 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Если до перевода сумма выплат в пользу сотрудника превысила предельную величину для начисления взносов (в 2016 году - 718 000 руб. для взносов в ФСС России и 796 000 руб. для взносов в Пенсионный фонд РФ), то выплаты, начисленные после перевода, страховыми взносами не облагаются или облагаются по пониженным тарифам.

Такой порядок установлен частями 1-3 статьи 8 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Аналогичные разъяснения были даны в письмах Минтруда России от 26 февраля 2013 г. № 17-3/326 и ФСС России от 18 декабря 2012 г. № 15-03-11/08-16893. Правда, речь в них шла о российских организациях. Но иностранные организации, работающие в России, определяют расчетную базу по страховым взносам в том же порядке.

Ведь на сотрудников иностранных организаций, действующих в России, распространяются нормы российского трудового права (ч. 5 ст. 11 ТК РФ). Работодателем для сотрудников подразделений, в том числе филиалов и представительств, является непосредственно сама иностранная организация (ст. 20 ТК РФ). Представительства и филиалы работодателем быть не могут, поскольку они не признаются юридическими лицами (ст. 55 ГК РФ). Положения пункта 1 статьи 2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, которые приравнивают к иностранным организациям их филиалы и представительства, в рассматриваемой ситуации значения не имеют. Поэтому, даже если фактически сотрудник работает в филиале или представительстве иностранной организации, трудовой договор, на основании которого ему начисляются те или иные выплаты, заключается от имени самой иностранной организации (ст. 57, 67 ТК РФ).

Пример определения облагаемой базы по страховым взносам. Сотрудник переведен из представительства иностранной компании в филиал иностранной компании

А.С. Кондратьев с января по сентябрь 2016 года включительно работал в представительстве иностранной компании в России. В октябре он был переведен в филиал этой же иностранной компании.

Организация платит страховые взносы по общим тарифам.

За период работы в представительстве (январь-сентябрь) Кондратьев получил доход в сумме 835 000 руб. Необлагаемых выплат не было.

На обязательное пенсионное страхование бухгалтер начислил взносы по тарифу 22 процента с выплат до 796 000 руб. включительно. Разница между полученными доходами и предельной суммой 796 000 руб. (39 000 руб.) облагается пенсионными взносами по тарифу 10 процентов.

На обязательное социальное страхование бухгалтер начислил взносы по тарифу 2,9 процента с выплат до 718 000 руб. включительно. Разница между полученными доходами и предельной суммой 718 000 руб. (117 000 руб.) взносами в ФСС России не облагается.

На обязательное медицинское страхование бухгалтер начислил взносы по тарифу 5,1 процента со всей суммы выплат 835 000 руб.

Сумма начисленных взносов за период работы в представительстве составила:

- на обязательное пенсионное страхование - 179 020 руб. (796 000 руб. × 22%) + (39 000 руб. × 10%);
- на социальное страхование - 20 822 руб. (718 000 руб. × 2,9%);
- на медицинское страхование - 42 585 руб. (835 000 руб. × 5,1%).

В октябре доход Кондратьева, полученный в филиале, составил 50 000 руб.

Поскольку предельная величина доходов по филиалу и представительству общая, с доходов, полученных в филиале, бухгалтер начислил только пенсионные и медицинские взносы по тарифам:

50 000 руб. × 10% = 5000 руб. (в Пенсионный фонд РФ);

50 000 руб. × 5,1% = 2550 руб. (в ФФОМС).

Страховые взносы в ФСС России с выплат, начисленных в филиале, бухгалтер не начислял.

Сотрудник продолжает работать после реорганизации

Ситуация: можно ли при расчете страховых взносов учитывать зарплату, начисленную сотрудникам до реорганизации? Организация преобразована из ЗАО в ООО .

Нет, нельзя.

У организации-правопреемника в базу для начисления страховых взносов включаются только те выплаты и вознаграждения, которые были начислены в пользу сотрудников, начиная со дня ее государственной регистрации. То есть с даты, указанной в свидетельстве о регистрации.

Преобразование ЗАО в ООО - форма реорганизации АО, при которой реорганизуемое общество (ЗАО) прекращает свою деятельность, а его права и обязанности передаются создаваемому (новому) юридическому лицу другой организационно-правовой формы (ООО). Это следует из положений пункта 1 статьи 57 Гражданского кодекса РФ.

Реорганизация АО в форме преобразования считается завершенной с момента госрегистрации созданного юридического лица. С этого же момента реорганизуемое АО прекращает свою деятельность (п. 1 ст. 16 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). И с этого же момента новая организация (ООО) становится плательщиком страховых взносов. Первым расчетным периодом для нее будет период со дня создания до окончания текущего календарного года (ч. 3 ст. 10 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Поэтому в базу для начисления страховых взносов включите только выплаты, начисленные со дня ее регистрации.

Это следует из положений пункта 3.5.3 Порядка, утвержденного распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 18 апреля 2013 г. № 137р. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минтруда России от 9 сентября 2015 г. № 17-3/В-455, от 5 сентября 2014 г. № 17-3/10/В-5634, Минздравсоцразвития России от 28 мая 2010 г. № 1375-19.

Пример определения расчетной базы по страховым взносам при реорганизации в форме преобразования

ЗАО «Альфа» преобразована в ООО «Альфа». Новая организация - правопреемник зарегистрирована в ЕГРЮЛ 17 октября. Трудовые договоры с сотрудниками «Альфы» не расторгались.

В октябре менеджеру «Альфы» Кондратьеву были начислены следующие выплаты:
- 15 октября (до реорганизации) - премия за сентябрь в размере 5000 руб. Премия выплачена 25 октября (после реорганизации);
- 31 октября - премия за октябрь в размере 15 000 руб., выплачена 10 ноября;
- 31 октября - зарплата за октябрь (с 1 по 31 число) в размере 45 000 руб., выплачена 10 ноября.

В базу для начисления страховых взносов за октябрь бухгалтер ООО «Альфа» включил только выплаты, начисленные после реорганизации:
- 60 000 руб. (15 000 руб. + 45 000 руб.).

Премия за сентябрь (5000 руб.), которая была начислена до, а выплачена после реорганизации, в расчет страховых взносов ООО «Альфа» не включается. Взносы с этой суммы должны быть отражены в расчете, составленном от имени ЗАО «Альфа». Но перечислить эти взносы в бюджет должен правопреемник - ООО «Альфа».

Совет: если вы готовы отстаивать свою позицию в суде, то при расчете страховых взносов можете учитывать выплаты, начисленные сотрудникам до реорганизации. Шансы выиграть спор достаточно высоки.

В суде вам помогут следующие аргументы. Страховые взносы организация обязана рассчитывать нарастающим итогом с начала расчетного периода по каждому сотруднику (ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 10 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

При реорганизации в форме преобразования с сотрудниками, как правило, не прекращают трудовых отношений. То есть сама реорганизация не является основанием для расторжения трудовых договоров (ст. 75 ТК РФ). Сотрудники продолжает получать зарплату на прежних условиях. Да, по сути, и смены работодателя не происходит. Ведь изменяется лишь организационно-правовая форма организации.

В связи с тем, что после реорганизации трудовые отношения с сотрудниками продолжаются, организация-правопреемник обязана вести учет всех выплат в их пользу. В том числе выплат, начисленных до реорганизации. То есть обязанность работодателя по начислению взносов в пользу сотрудников после реорганизации сохраняется, а не возникает вновь. А раз так, то базу для расчета страховых взносов можно определять как сумму всех выплат, начисленных сотрудникам за работу в организации и до ее преобразования, и после.

Именно такие аргументы помогли многим организациям выиграть спор. Вот примеры положительных судебных решений: постановления ФАС Центрального округа от 16 сентября 2015 г. № Ф10-2808/2015, Западно-Сибирского округа от 13 августа 2015 г. № Ф04-21107/2015, Московского округа от 28 мая 2014 г. № Ф05-4753/14, от 2 августа 2013 г. № А40-150312/12-91-670, Волго-Вятского округа от 25 июня 2013 г. № А43-22087/2012, Западно-Сибирского округа от 29 марта 2013 г. № А75-5144/2012, Северо-Западного округа от 31 мая 2012 г. № А42-6683/2011, Поволжского округа от 29 мая 2012 г. № А65-19100/2011, Дальневосточного округа от 23 мая 2012 г. № Ф03-1596/2012, от 1 марта 2012 г. № Ф03-560/2012.

При этом суды часто указывают на то, что их выводы соответствуют правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 1 апреля 2008 г. № 13584/07. Рассматривая аналогичный спор в отношении единого социального налога, Президиум ВАС РФ постановил, что все выплаты работникам, произведенные по трудовым договорам до реорганизации, должны учитываться правопреемником при расчете налога в дальнейшем. В период действия ЕСН, чтобы не проигрывать дела в судах, налоговая служба рекомендовала инспекциям руководствоваться именно этим постановлением (письмо ФНС России от 3 сентября 2009 г. № 3-6-03/356). Учитывая, что порядок формирования налоговой базы по ЕСН и расчетной базы по страховым взносам идентичны, есть основания полагать, что такой же позиции арбитражные суды будут придерживаться и впредь.

Все компании при различных режимах налогообложения обязаны начислять своим работникам заработную плату. Из данной суммы они должны отчислять в ФСС, ФОМС и ПФР. Данная обязанность прописана в Налоговом Кодексе РФ.

Отчетность и ответственность по страховым взносам

За невыполнение требований по уплате и отчетности в данные фонды организация привлекается к ответственности. Чаще всего налагается штраф в размере определенной суммы, указанной в Налоговом Кодексе РФ. За редким исключением генеральный директор получает повестку в суд.

Также по каждому страховому взносу, как было указано ранее, сдается отчет определенной формы. В ПФР, ФОМС сдается одна форма один раз в квартал - РСВ-1 ПФР, в ФСС - 4-ФСС. В данной статье будет подробно рассказано о взносах в ФОМС.

Что такое ФОМС

Это Все граждане, официально принятые на работу, с первого дня своего трудоустройства регистрируются в этом фонде. Эта процедура обязательна, так как фонд обеспечивает выплату пособия по временной нетрудоспособности вне зависимости от заболевания и его продолжительности. В каждом субъекте есть свое отделение ФОМСа, которое отвечает за полноту и своевременность платежей на каждого работника, а также за выплату пособия по временной нетрудоспособности. ФОМС - это государственная организация. Она отчитывается непосредственно перед государством и имеет право налагать на другие организации штрафы за невыполнение обязательств.

Страховые взносы

Взносы в ФОМС оплачивает любая организация, которая имеет хотя бы одного работника, законодательно трудоустроенного. В связи с тем что во вновь созданной организации обязательно должен числиться директор компании, она также сдает отчеты по страховым взносам. Однако бывает такая ситуация, что недавно созданная организация еще не занимается никаким видом деятельности, не получает дохода и не выплачивает заработную плату никому, хотя в есть генеральный директор. Как же быть в такой ситуации?

Трудовой Кодекс РФ обеспечивает гарантии каждому человеку, работающему по трудовому договору, на получение заработной платы. Исключений из этого правила не существует. Но в таком случае, если генеральный директор является учредителем общества, можно сослаться на то, что на данном этапе своего развития организация еще не производит продукции, не предоставляет услуг, следовательно, не получает прибыли, из которой можно было бы выплачивать заработную плату, а также на то, что сумма прибыли достаточно мала и идет на развитие бизнеса и погашение расходов предприятия. В данном случае есть возможность немного отложить выплату заработной платы и перечисление страховых взносов в фонды, но отчетность все равно необходимо предоставить, правда, нулевую.

Расчет суммы взносов

Взносы в ФОМС - это платежи в размере 5,1% от суммы выплаченной заработной платы и премий каждому работнику. Данная сумма выплачивается с расчетного счета организации, уменьшая ее доход. Однако при этом на размер страховых взносов можно уменьшить налог на прибыль, налог на УСН или налог на ЕНВД, но не более чем на 50%. Суммы взносов выплачиваются каждый месяц в день выдачи зарплаты сотрудникам по определенному КБК в бюджет. Взносы в ФОМС - это гарантия каждому работнику, что в случае болезни он обязательно получит Первые три дня болезни оплачиваются за счет работодателя, а следующий период - за счет бюджета. В случае переплаты взносов лишние перечисленные средства можно вернуть или зачесть их в счет будущих выплат.

Взносами на обязательное медицинское страхование называют отчисления, осуществляемые различными категориями граждан в Федеральный фонд ОМС. Страхователями является большинство юридических лиц, некоторые физические лица и предприниматели. Страховые взносы выплачиваются людьми, имеющими частную практику (врачи, адвокаты, нотариусы, юристы, частные детективы и другие.

Определение ОМС

Обязательное медицинское страхование становится под видом социальной защиты. Оно гарантирует оказание безвозмездное оказание базового объема обслуживания. Одновременно это государственная система, включающая в себя правовые, экономические, социальные компоненты. Они позволяют при наступлении страхового случая иметь доступ к качественному лечению:

Законодательство

Оказание общедоступной медицинской помощи обязательно по федеральному закону от 29.11.2010 N 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”. Полный перечень страховых случаев, а также объем оказываемого медицинского обслуживания определяют:

  • федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 29.11.2010 N .

Порядок выплаты страховых взносов регламентируется Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Существуют также региональные нормативные акты, определяющие объем медицинской и лекарственной помощи для всех субъектов РФ.

Взносы

Страховые взносы по ОМС входят в перечень обязательных социальных отчислений, производимых работающими гражданами. Своевременное и правильно рассчитанное отчисление денежных средств на ОМС обеспечивает равные права на получение качественной помощи. Бюджет фондов формируют 2 типа отчислений:

  • взносы по ОМС, поступающие от работодателей;
  • регулярные платежи из региональных бюджетов (производятся за неработающих граждан).

Сумма страховых взносов рассчитывается следующим способом: база умножается на страховой тариф. С момента утверждения единого полиса ОМС в 2011 году принцип отчисления взносов, их размер и величина тарифа существенно изменились. К 2016 году был отменен обязательный лимит на взносы, а тариф установлен на уровне 5,1%. Существуют также фиксированные взносы. Они обязательны для индивидуальных предпринимателей и некоторых категорий самозанятых людей.

Нужно обратить внимание, что с 2015 года суммы всех страховых взносов отражаются без округления. Выплаты производятся полностью, в рублях и копейках.

Кто производит и куда начисляются

Плательщики страховых взносов по ОМС – это все граждане, которые являются страхователями. К ним относятся:

  • внутренние, а также иностранные организации;
  • подразделения организаций, компаний и фирм, которые применяют наёмный труд физических лиц;
  • все индивидуальные предприниматели;
  • индивидуальные предприниматели, имеющие частную практику (юристы, адвокаты, врачи, нотариусы и другие);
  • физические лица, временно использующие наёмных работников (дизайнеров, строителей, и других).

Работодатель обязан отчислять страховые взносы дважды:

  • за себя (физическое лицо, имеющее наёмных работников);
  • за всех официально зарегистрированных сотрудников.

Индивидуальные предприниматели, для которых установлена фиксированная сумма взносов, выплачивают их самостоятельно.

Предприниматели, имеющие налоговые льготы, также обязаны производить страховые взносы. При этом существуют индивидуальные условия для этой категории плательщиков.

В обязанности работодателей входят:

  • организация учета начислений, производимых работникам (на их основе формируется база для отчисления взносов);
  • проведение расчетов, чтобы определить сумму взноса;
  • отражение суммы взносов в отчетности;
  • переведение взносов в ФОМС.

Индивидуальные предприниматели имеют аналогичную процедуру уплаты взносов.

За всех неработающих людей отчисления в ФОМС производятся из региональных бюджетов.

Физические лица обязаны выплачивать взносы в случаях:

  • при заключении между ним и наёмным работником договора;
  • в случае заключения гражданско-правового договора.

Это единственные случаи, когда физическое лицо обязано платить страховые взносы. До 2012 года была необходимость отчислять обязательные взносы в федеральный и территориальный фонды. После этого двойная оплата упразднена. Необходимыми являются только взносы в ФОМС.

Как начисляются

Страховые взносы для фонда ОМС начисляются из таких видов выплат:

  • заработная плата (регулярные выплаты в рамках трудовых отношений);
  • отпускные (без отдельных случаев);
  • командировочные;
  • больничные;
  • выходные пособия;
  • премии, выплачиваемые сотрудникам;
  • вознаграждение, производимое по гражданско-правовому договору.

Про бесплатные стоматологические услуги по полису ОМС читайте .

Объектами обязательных страховых отчислений являются такие виды трудовых соглашений:

  • договорённость на выполнение авторского заказа;
  • договор на авторскую деятельность;
  • договор передачи исключительных прав на произведения искусства и другие виды интеллектуальной собственности;
  • договор (лицензия), дающий право на использование предмета искусства или литературы;
  • договор на коллективное управление правами.

С таких видов выплат также отчисляются регулярные взносы. Уплату производят единой суммой за всех работающих. Перед этим производится разбивка по всем фондам.

Страховыми взносами облагают не все типы гражданско-правого договора.

После определения базы (источника) отчисления взносов и расчета необходимой суммы в документах по бухучету делают очередную запись. Она фиксирует факт бухгалтерской проводки. Уплату взносов производят единым банковским переводом, комиссия при этом не взимается. Последним сроком уплаты взносов является 15 число текущего месяца.

Что входит в бесплатное обслуживание полиса ОМС читайте .

Видео

Выводы

Основная цель наполнения фондов ОМС – возможность создать всем гражданам одинаковый доступ к качественной медицине и даже сделать . Принцип формирования тарифа и размер взносов видоизменяют каждый год. Тарифом для ФОМС является 5,1%. Страхователями являются все организации (вместе с иностранными), предприниматели и люди с частной практикой. В некоторых случаях взносы обязаны платить и физические лица. Это делается в случае кратковременного использования труда наёмных сотрудников.

Обязательное социальное, пенсионное и медицинское страхование - элементы государственной программы, направленной на поддержку населения. Она включает в себя комплекс организационных, правовых и экономических мер. Рассмотрим далее, что собой представляет федеральное обязательное медицинское страхование.

Терминология

Обязательное медицинское страхование - это система юридических и организационно-экономических мероприятий, направленных на обеспечение гарантий бесплатного оказания помощи гражданам при наступлении соответствующих обстоятельств. Финансирование осуществляется за счет средств ФОМС в рамках территориальной либо базовой госпрограммы. Основной нормативный акт, регламентирующий обязательное медицинское страхование, - ФЗ № 326. В нем определены ключевые понятия. В частности, нормативный акт определяет субъекта и объекта ОМС, риск и обеспечение, содержание территориальной и базовой программы, в соответствии с которыми проводится обязательное медицинское страхование. ФЗ № 326 формулирует также обязанности и права лиц, заключающих договор, их ответственность.

Актуальность проблемы

До 2011 г. существовала определенная модель ОМС. Однако, как показала практика, она являлась весьма неэффективной. Основной причиной этого было отсутствие надлежащих условий, в рамках которых центром системы выступали бы пациент и его нужды. До 2011 г. возможность выбрать организацию, которая осуществляет обязательное медицинское страхование в Москве или ином другом городе, была и у гражданина, и у его работодателя или исполнительного органа. На практике такое положение обусловило фактическое отстранение населения от участия в определении компании ОМС. Кроме этого, отношения внутри системы строились по специфическому принципу. В частности, поликлиники и больницы получали средства от таких организаций не в качестве компенсации расходов на проведенное лечение, а на предоставление помощи пациентам. По сути, таким образом медучреждениям выделялся определенный бюджет. не оказывал стимулирующего воздействия на больницы и поликлиники. Соответственно, последние не были заинтересованы в повышении качества услуг.

Современная ситуация

В настоящее время обязательное медицинское страхование - это программа, рассчитанная на финансирование оказываемых услуг, а не медучреждения как такового. Указанный выше нормативный акт способствует существенному расширению возможностей граждан. Так, человек может выбрать и страховую компанию, и медучреждение, и доктора. При этом лечебное заведение, которое включено в реестр и заключило договор на оказание соответствующих услуг по программе, не имеет права отказать гражданину в помощи.

Ключевые направления

Одним из основных аспектов в рассматриваемой сфере выступает порядок, в соответствии с которым финансируется обязательное медицинское страхование. Закон № 326 регулирует следующие направления:

  1. Правила формирования средств.
  2. Величина страхового взноса для неработающих граждан.
  3. Сроки, порядок, период выплаты сумм.
  4. Ответственность за нарушения при отчислении взносов.
  5. Правила установления тарифов на компенсацию медпомощи при ОМС.

На протяжении 2011-2012 г. на обязательное медицинское страхование были увеличены на 2%. Это позволило направить в сферу здравоохранения дополнительно около 460 млрд р.

Тарифы

Зачисление страховых взносов на ОМС в бюджет ФФОМС КБК - процедура, которую должны пройти все работодатели. Их величина зависит от режима налогообложения и вида деятельности предприятия. Кроме этого, тариф рассчитывается с учетом категории плательщика. Организация может начислять взносы по общему правилу или использовать пониженные ставки. Также имеет значение категория сотрудника, в чью пользу осуществляются выплаты.

В 2016 г. тариф для ИП с работниками и организаций в ФОМС - 5.1%. Льготами пользуются: инвалиды любой группы (2,9%), организации общественного типа (2,9%), заведения, которые обеспечивают безвозмездную помощь (2,9%), организации, уставной капитал которых - вклады (2,4%).

Основополагающие принципы

Регламентирующий обязательное медицинское страхование Закон №326 закрепляет следующие положения:

  1. Всеобщий характер ОМС.
  2. Обеспечение госгарантии защиты лиц от рисков.
  3. Автономность финансирования системы ОМС.

Принципы, по которым осуществляется обязательное медицинское страхование, - это:


Специфика проведенных реформ

Изменение системы ОМС выступает в качестве составного элемента масштабных преобразований сферы здравоохранения в РФ. Эксперты полагают, что принятые нормативные акты будут способствовать эффективному развитию всей системы. При этом в центре внимания ответственных лиц должно быть исключительно здоровье гражданина. Именно ему решать, к какому специалисту, в какое учреждение обращаться. Выбор человека не должен ограничиваться поликлиниками и больницами региона проживания или регистрации.

Субъекты

1. Застрахованных лиц:

  • работающих по гражданско-правовому и трудовому договорам, предметом в которых выступает выполнение работы или оказание услуги, а также по лицензионному и авторскому соглашению;
  • (ИП, частнопрактикующие лица).

2. Страхователей:

  • лиц, осуществляющих выплаты и прочие вознаграждения гражданам (организации, ИП);
  • индивидуальных предпринимателей.

3. Федеральный фонд, выступающий в качестве страховщика. Он представляет собой некоммерческую организацию, сформированную для реализации госполитики в сфере ОМС.

Участники

В системе ОМС присутствуют:

  1. Территориальные фонды. Они представлены в качестве некоммерческих организаций, сформированных регионами для реализации госполитики в сфере ОМС на территориях субъектов РФ. Эти структуры осуществляют определенные полномочия страховщиков в части выполнения территориальных программ обязательного медстрахования.
  2. Медучреждения. К ним относят организации, внесенные в реестр ОМС и имеющие право осуществлять деятельность в сфере здравоохранения и обязательного медстрахования. Они могут образовываться индивидуальными предпринимателями или являться организацией любой правовой формы, разрешенной нормативными актами.
  3. Они осуществляют свою деятельность в сфере ОМС на основании лицензии, предоставленной уполномоченным надзорным органом. Страховые медорганизации реализуют определенные полномочия страховщиков по ФЗ № 326 и договору о финансировании ОМС, который заключается ею с территориальным фондом.

Реестр

Как выше было сказано, в него включаются медорганизации. В реестре присутствуют их:

  1. Наименования.
  2. Перечень услуг, которые предоставляются в рамках территориальных программ ОМС.
  3. Адреса.

Территориальный фонд ведет реестр и размещает его в обязательном порядке на официальном сайте. Допускается дополнительная публикация сведений иными способами.

Разработка программ

В соответствии с нормативным актом № 326 были сформированы базовое и территориальные направления ОМС. В гл. 7 указанного документа приведены перечни видов услуг, которые включаются в каждую программу. С 2013 г. в базовое направление входит скорая медпомощь, а с 2015 г. - высокотехнологичная. Программы утверждаются на региональном и федеральном уровнях. Базовое направление распространяется на всю страну, а территориальное действует в пределах субъекта. Регионы получили право добавлять в основную программу страховые случаи и виды помощи, не включенные в ОМС. При этом они финансируют их оказание самостоятельно.

Обязательное медицинское страхование: полис

Москва была первым городом в стране, где вводились эти документы. По ходу реализации программы ОМС они стали предоставляться гражданам и в других населенных пунктах. До 2011 г. полис ОМС не был единым для всех. В каждой компании печатались собственные бланки. Они подлежали замене по истечении срока действия. Если граждан менял место работы, ему следовало сдать свой полис нанимателю. Новый документ ему выдавался другим работодателем. Эта процедура занимала определенное время, на протяжении которого уволившийся человек не мог получить медпомощь. Если же гражданин становился неработающим, ему необходимо было получить полис в организации, страховавшей нетрудоустроенных лиц по результатам конкурса. В настоящее же время документ выдается всем гражданам и имеет единую форму для всех регионов. Он выглядит в виде пластиковой карты. На лицевой стороне нового образца (где номер из 16 цифр) содержит чип. На нем записана информация о компании, выдавшей документ. Сведения о застрахованном лице присутствуют на оборотной стороне карты. Они включают в себя Ф.И.О., дату рождения. На оборотной части присутствуют также фотография и образец подписи.

Порядок получения

Ранее гражданам выдавались региональные полисы ОМС. В целях реализации госпрограммы проводилась постепенная их замена. ПОМС выступает в качестве документа, подтверждающего право гражданина получить бесплатную медпомощь на всей территории РФ в объеме, предусмотренном в базовой программе. Для его получения человек лично либо через своего представителя подает заявление. Это можно сделать непосредственно в саму страховую медорганизацию или в ТФОМС. В день принятия заявления гражданину выдается временное свидетельство. Оно заменяет полис, который будет выдан. По истечении, как правило, 2 недель гражданин получает электронный документ. Пластиковый полис действует бессрочно. Замена документа возможна в случаях:

  1. Утраты/порчи/износа.
  2. Смены Ф.И.О.

При изменении места проживания/прописки, статуса гражданина (работающий или безработный) замена ПОМС не предусмотрена.

Сроки расчета за предоставленные услуги

В рамках госпрограммы ОМС жестко регламентируются нормы, касающиеся периода компенсации помощи, оказанной пациентам. У медучреждений теперь есть гарантия оплаты предоставленных услуг иногороднему гражданину. Это, в свою очередь, повышает заинтересованность лечебных заведений в оказании людям помощи. При задержке оплаты страховая медорганизация из собственных средств выплачивает учреждению пени. Ее размер рассчитывается по ставке рефинансирования ЦБ (1/300), действовавшей на дату образования просрочки. Исчисление осуществляется с неперечисленных сумм ежедневно.

Обязательное медицинское страхование в Москве: рейтинг компаний

Перечень организаций, работающих в рамках программы ОМС, составляется по определенным показателям:

  1. Число пунктов предоставления ПОМС.
  2. Режим работы.
  3. Наличие информации о правах граждан.

Как отмечают эксперты, уровень финансовой надежности не имеет существенного значения при составлении рейтинга. Это обуславливается тем, прекращение деятельности организации особенно на гражданах не отразится. Единственное, что им придутся сделать, - это поменять полис. Наиболее популярными организациями в столице считаются:


Вопросы на обсуждении

Кроме единого полиса ОМС, предлагается ввести вместо обычных бумажных медкарт (историй болезни) электронные. Это объясняется тем, что при приеме иногороднего гражданина врачу необходимо знать о заболеваниях и состояниях пациента. Граждане, как правило, не возят с собой медкарты. При наличии записанной в единой базе, любой специалист в любом городе мог бы быстро получить все необходимые сведения. Вместе с этим в ряде европейских государств использование таких электронных историй болезни в глобальной сети не допускается. Это объясняется ненадежностью систем защиты персональных сведений.

Заключение

Обязательное медицинское страхование - это существенный шаг государства вперед в решении вопроса об оказании населению различной помощи. Разработанные программы включают в себя весь необходимый объем услуг, которые может получить человек бесплатно. Обеспечение населения доступной помощью осуществляется за счет источника финансирования, гарантированного государством. Закон, регламентирующий сферу обязательного медстрахования, был принят сравнительно недавно. Однако за время действия этого нормативного акта многие люди смогли получить неотложную, экстренную и плановую помощь. Им были оказаны услуги, которыми ранее эти люди воспользоваться не могли. Действующий закон № 326 распространяется на всех граждан, живущих на территории страны. Цель нормативного акта в первую очередь состоит в усилении гарантий конституционного права гражданина на бесплатную медпомощь. Реализация его положений способствует постепенному увеличению финансирования сферы здравоохранения. Это, в свою очередь, предполагает сбалансированность госгарантий на бесплатную медпомощь гражданам с обязательствами государства.

Реализация положений нормативного акта способствует укреплению материально-технической базы сферы здравоохранения. В результате будет достигнута цель, которая была поставлена изначально, - повысится качество и доступность медпомощи людям. В законе довольно подробно регламентированы обязанности и права всех участников и субъектов, правила, в соответствии с которыми осуществляется обязательное медицинское страхование. Москва была первым городом, где начал действовать установленный порядок. Сегодня разработанная схема действует на всей территории страны. ФЗ № 326 регулирует взаимоотношения всех звеньев системы, предполагает модернизацию ОМС и последующее развитие всей сферы здравоохранения.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!