Все для предпринимателя. Информационный портал

V. Понятие налоговой ставки

  • 9. Система права: понятие и основные элементы. Характеристика налогового права как подотрасли финансового права.
  • 10. Юридические факты: понятие и виды. Виды юридических фактов как основание возникновения, изменения или прекращения налоговых правоотношений.
  • 11. Правоотношение: понятие, признаки, виды. Налоговые правоотношения и их основные признаки.
  • 12. Правотворчество и законотворчество. Правотворческая деятельность Министерства финансов Российской Федерации в сфере федеральных налогов и сборов.
  • 13. Реализация права. Особенности реализации налогового права.
  • 14. Юридическое определение и правовые признаки налогов, сборов и пошлин.
  • 15. Применение права. Правоприменительные полномочия органов налогового контроля.
  • 16. Правовые основания установления налогов. Правовые элементы налогов.
  • 5. Порядок исчисления налога.
  • 19. Правовые основы исполнения налоговой обязанности.
  • 20. Правовые основы принудительного взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов.
  • 21. Правовые основы специальных налоговых режимов.
  • 22. Правовые особенности досудебного урегулирования налоговых споров.
  • 23. Понятие, виды и принципы юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.
  • 2) Дисциплинарная.
  • 24. Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах.
  • 1. Консультационные услуги по налоговому планированию в организациях: методы осуществления.
  • 3 Фазы развития налогового консалтинга:
  • 2. Порядок распределения между организациями обязанностей по уплате налогов и сборов при различных формах реорганизации.
  • 3. Классификация налогов и ее назначение. Характеристика прямых и косвенных налогов.
  • 1) По принадлежности к уровню власти:
  • 2) По методу взимания:
  • 3) По субъекту уплаты:
  • 4) По способу обложения:
  • 5) По объекту:
  • 6) По применяемой ставке:
  • 7) По назначению:
  • 8) По срокам уплаты:
  • 11) По уровню установления и изъятия:
  • 4. Роль и место налоговых органов в делах о банкротстве: полномочия, регламентирующие документы.
  • 5. Профессиональные риски в налоговом консультировании и их разделение между участниками процесса.
  • 1) Понятие «риск»; 3 результата.
  • 2) У налогоплательщиков может быть возможность попасть в рисковую ситуацию.
  • 3) Классификации.
  • 6. Налоговое консультирование: предмет, цель, задачи, этапы проведения.
  • 1. Подготовка:
  • 7. Порядок обжалования решений по результатам налоговых проверок: современная практика и новые тенденции.
  • 8. Налоговый контроль: назначение, методы, формы осуществления. Пути повышения эффективности его в рф.
  • 9. Федеральная налоговая служба Российской Федерации: задачи, функции и организационная структура.
  • 10. Принципы налогообложения и их характеристика. Эволюция принципов налогообложения. Реализация принципов налогообложения в налоговой системе рф.
  • 1) Финансовые:
  • 2) Экономико-хозяйственные:
  • 3) Этические:
  • 4) Принципы налогового администрирования:
  • 11. Налоговое консультирование: виды услуг и типы консультационных организаций типы консультационных организаций.
  • 12. Принципы профессионального оказания услуг по налоговому консультированию.
  • 1. Объективность и беспристрастность;
  • 2. Независимость консультанта;
  • 3. Конфиденциальность;
  • 4. Законность;
  • 5. Профессионализм/Профессиональная компетентность;
  • 13. Неоклассические взгляды на роль налогов и налоговой политики в обеспечении рыночного равновесия. Налоги как встроенный стабилизатор экономического роста.
  • 14. Права и обязанности налогового консультанта. Профессиональная этика налогового консультанта.
  • 1. Независимость.
  • 2A) Персональная ответственность.
  • 2B) Материальная ответственность.
  • 3. Внимание и добросовестность.
  • 4. Конфиденциальность.
  • 16. Услуги налогового консультанта: критерии и оценка уровня их качества.
  • 4 Вида оплаты труда:
  • 17. Оформление и реализация материалов налоговых проверок.
  • 18. Выездная налоговая проверка, ее назначение, порядок планирования, порядок проведения и реализации материалов.
  • 19. Методы налогообложения и реализация принципа справедливости. Влияние прогрессивного налогообложения на выравнивание доходов и имущественного положения населения. Кривая Лоренца.
  • 20. Налоговая нагрузка и ее влияние на экономическое развитие и объемы налоговых поступлений в бюджетную систему. Кривая а. Лаффера.
  • 21. Камеральная налоговая проверка, ее назначение и порядок проведения.
  • 22. Кейнсианские взгляды на роль налогов и налоговой политики государства в достижении макроэкономического равновесия. Налоговый мультипликатор.
  • 23. Налоговая система государства: понятие, составные элементы, факторы развития.
  • 24. Налоговая ставка. Формы и виды налоговых ставок. Роль налоговой ставки в реализации функций налогов.
  • 25. Функции налогов и их реализация в налоговой системе Российской Федерации.
  • 1. Акцизы: сущность, налогоплательщики, элементы налога, механизм исчисления и уплаты.
  • 3. Ндс: налоговые вычеты и порядок их применения.
  • 4. Налог на добавленную стоимость по экспортно-импортным операциям. Особенности исчисления, уплаты и возмещения.
  • 5. Особенности исчисления и уплаты ндс коммерческими банками.
  • 1) Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав – доходы от реализации.
  • 2) Внереализационные доходы.
  • 3) Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы.
  • 2. Внереализационные расходы
  • 3. Расходы не учитываемые в цкелях налогообложения
  • 9. Расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли: классификация и характеристика.
  • 2. Внереализационные расходы
  • 3. Расходы не учитываемые в целях налогообложения
  • 10. Земельный налог: механизм исчисления и уплаты, перспективы развития
  • 11. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: назначение, сфера применения, механизм исчисления и уплаты, перспективы замены патентной формой налогообложения.
  • 13. Особенности состава доходов и расходов для исчисления налога на прибыль коммерческими банками.
  • 14. Порядок формирования резервов по сомнительным долгам, по ремонту и гарантийному обслуживанию и их влияние на величину налоговой базы по налогу на прибыль организаций производственной сферы.
  • 15. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог): назначение, механизм исчисления и уплаты, перспективы развития.
  • 16. Налогообложение доходов организаций в виде дивидендов.
  • 17. Страховые взносы во внебюджетные государственные фонды социального назначения: назначение, объект обложения, порядок исчисления и уплаты. Порядок администрирования страховых взносов.
  • 18. Имущественные налоговые вычеты по ндфл: назначение, состав, условия и порядок применения.
  • 19. Система налоговых вычетов по ндфл. Характеристика, условия и порядок применения стандартных налоговых вычетов.
  • 20. Налог на доходы физических лиц: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, необлагаемые доходы, налоговые ставки.
  • 21. Действующий механизм исчисления и уплаты налога на имущество организаций.
  • 22. Социальные налоговые вычеты по ндфл: назначение, состав, условия и порядок применения.
  • 23. Специфика налогообложения доходов физических лиц от предпринимательской деятельности.
  • 24. Налог на имущество физических лиц: действующий механизм исчисления, современные проблемы и пути их решения.
  • 25. Упрощенная система налогообложения: назначение, механизм исчисления и уплаты единого налога, перспективы развития.
  • 24. Налоговая ставка. Формы и виды налоговых ставок. Роль налоговой ставки в реализации функций налогов.

    Понятие

    Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

    Формы и виды налоговых ставок

    Виды

    В зависимости от объекта налогообложения ставки бывают:

    1) Твердые (специфические) устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Указанные ставки применяются при обложении НДПИ, акцизов.

    2) Процентные (адвалорные) устанавливаются к стоимости объекта налогообложения. Применяются при уплате большинства налогов.

    3) Комбинированные сочетают в себе и твердые, и процентные ставки. Например, при уплате акцизов на сигареты и папиросы 550 рублей за 1 000 штук + 8 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 730 рублей за 1 000 штук.

      Маргинальные – ставки, приведенные в налоговом законодательстве.

      Фактические – отношение суммы уплаченного налога к величине нал.базы.

      Экономические – отношение суммы уплаченного налога к размеру всего полученного дохода.

    Формы

    Прогрессивные ставки – с увеличением стоимости объекта увеличивается и их размер (НИФЛ, транспортный налог).

    Регрессивные – с увеличением стоимости объекта уменьшается их размер (ЕСН до 2010 года).

    Пропорциональные – ставки действуют в одинаковом размере к объекту обложения (большинство налогов).

    Роль налоговой ставки в реализации функций налогов

    Значительный вклад в развитие неоклассической теории налогов внес профессор А.Лаффер, которые установил количественную зависимость между прогрессивным налогообложением и доходами бюджета, построив параболическую кривую, получившую название кривая Лаффера. Из рисунка видно, что рост налоговых ставок только до определенного предела (точка М) ведет к соответствующему увеличению бюджетных доходов. Превышая этот предел, налоговая ставка становится тормозом для предпринимательской деятельности, при этом ликвидируются стимулы развития экономики, а доходы бюджета начинают сокращаться, поскольку сужается налоговая база.

    По мнению А.Лаффера, предельной ставкой налогового изъятия в бюджет, в границах которой увеличится сумма доходов бюджета, является 30 %. При 40–50 %-ном изъятии доходов, когда ставка налога попадает в «запретную зону» действия, происходит сокращение сбережений населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений.

    По мнению А. Лаффера, предельной ставкой налогового изъятия в бюджет, в границах которой увеличится сумма доходов бюджета, является 30 %. При 40–50 %-ном изъятии доходов, когда ставка налога попадает в «запретную зону» действия, происходит сокращение сбережений населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений.

    25. Функции налогов и их реализация в налоговой системе Российской Федерации.

    Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного н\пл.

    Функции налога:

    Необходимо выделить 4 основных функции:

    Фискальную;

    Регулирующую;

    Социальную;

    Контрольную.

    1) Фискальная – через уплату налогов пополняется бюджет страны для осуществления гос.расходов (управление государством: дума, министерства, оборона, порядок, МВД, суд, соц.защита, медицина, культура, образование).

    С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции - обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей. Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

    2) Распределительная – посредством налогообложения государство распределяет более равномерно доходы между гражданами.

    3) Контрольная – посредством налоговой системы государство может контролировать финансовые потоки (осуществление нал.контроля – проведение нал.проверок).

    Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 НК РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств - контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

    4) Регулирующая – влияние налога на экономическое развитие тех или иных видов деятельности (спрос и предложение, инвестиции, налоговые льготы для отраслей).

    Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов. Цель применения налоговых льгот - сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит. Изъятия - это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит - это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц - на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

    В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

    Снижение налоговой ставки;

    Сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период - возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ - получило название налоговых каникул);

    Возврат ранее уплаченного налога или его части;

    Отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;

    Зачет ранее уплаченного налога;

    Замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

    Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

    5) Стимулирующая – разными налоговыми льготами государство может стимулировать развитие тех или иных отраслей экономики (налоговые кредиты, налоговые каникулы, преференции).

    Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д.

    6) Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

    К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

    Вопрос №3.

    Классификация по применяемой ставке, подразделяет налоги на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и твердые.

    Налоги с процентными (адвалорными) ставками - это налоги, величина ставки которых устанавливается в процентном исчисле­нии от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы). Эти налоги напрямую зависят от размера дохода, прибыли или имущества налогоплательщиков. В данную группу входят на­логи с пропорциональными, прогрессивными и регрессивными ставками.

    В налогах с пропорциональными ставками размер налоговых пла­тежей прямо пропорционален размеру дохода, прибыли или имуще­ства налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в неизменном проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налого­вой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты остается неизменным вне зависимости от величины этих доходов (прибыли). Таким образом, превалирование этих налогов в налого­вой системы формирует ее нейтральность, не увеличивающую и не уменьшающую, а воспроизводящую неравенство граждан после уп­латы налогов. К таким налогам относятся, в частно­сти, НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДС, налог на имуще­ство организаций и физических лиц.

    В налогах с прогрессивными ставками размер налоговых пла­тежей находится в определенной прогрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в увеличивающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты уменьшается при уве­личении этих доходов (прибыли). Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует ее прогрессив­ность, уменьшающую неравенство граждан после уплаты налогов. В настоящее время в российской налоговой систе­ме нет ни одного налога, использующего прогрессивную ставку, а до 2001 г. прогрессивным был подоходный налог (в подавляю­щем большинстве развитых стран он является прогрессивным).

    В налогах с регрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной регрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в уменьшающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогооб­ложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что от­ношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (при­были) до их уплаты увеличивается при росте этих доходов (прибы­ли). Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует ее регрессивность, увеличивающую неравенство граждан после уплаты налогов. Характерным приме­ром являлся ЕСН.


    Следует также отметить возможность использования в налогах прогрессии или регрессии простой и сложной (каскадной). Про­стая прогрессия (регрессия) равномерно увеличивает (уменьшает) налоговую ставку при росте стоимостной оценки объекта налого­обложения (налоговой базы). Сложная, или, как ее еще называют, каскадная, прогрессия (регрессия) предусматривает деление стои­мостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы) на определенные части, при этом каждая последующая часть облага­ется повышенной (пониженной) процентной ставкой. Эти ставки увеличиваются (уменьшаются) ступенчато (каскадами), отсюда и соответствующее название.

    В зависимости от метода установления налоговых ставок раз­граничивают:

    · налоги с твердыми (специфическими) ставками - величина ставки устанавливается в абсолютной, твердой денежной сумме на единицу измерения налоговой базы; к ним относятся значительная часть акцизов, водный налог, сборы за пользование объектами жи­вотного мира и водных биологических ресурсов, большая часть государственной пошлины, транспортный налог, налог на игорный бизнес;

    · налоги с процентными (адвалорными) ставками - величина ставки устанавливается в процентном исчислении от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы); к таковым от­носятся, например, налог на прибыль, ЦЦФЛ, НДС;

    · налоги с комбинированными (смешанными) ставками - вели­чина ставки устанавливается посредством сочетания (комбинирова­ния) специфических и адвалорных ставок; в качестве основной здесь, как правило, используется адвалорная ставка, но ее приме­нение ограничивается специфической ставкой снизу и(или) сверху определенной величины налоговой базы; характерным примером такого налога являлся ЕСН.

    Налоговый кодекс РФ предусматривает, что налог считается установленным лишь тогда, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ). При этом одним из обязательных элементов налогообложения названа налоговая ставка. О том, что такое ставка налога расскажем в нашей консультации.

    Налоговая ставка - это…

    Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 53 НК РФ). Это значит, что налоговая ставка - это по НК РФ показатель, связывающий между собой величину исчисленного налога и налоговую базу, исходя из которой налог рассчитывается. Налоговая ставка может быть установлена как в рублях, так и в процентах. К примеру, налоговая база по налогу на прибыль - это денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 НК РФ (п. 1 ст. 274 НК РФ). Соответственно, налоговая ставка устанавливается в % от величины налоговой базы (ст. 284 НК РФ). В общем случае процентная ставка налога на прибыль составляет 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ).

    А налоговая база для большинства транспортных средств, имеющих двигатели, - мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ). Следовательно, ставка в виде % здесь уже не применима. Налоговая ставка по таким объектам устанавливается в рублях с каждой лошадиной силы (ст. 361 НК РФ).

    Как налоговые ставки устанавливаются

    Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ, а налоговые ставки по региональным и местным налогам — соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в тех пределах, которые установлены НК РФ (ст. 53 НК РФ).

    Это означает, что в любом случае ставка налога и метод обложения установлены Налоговым кодексом, но по региональным и местным налогам ставки могут быть увеличены или уменьшены в пределах, предоставленных НК РФ.

    К примеру, транспортный налог - налог региональный (ст. 14 НК РФ). Налоговым кодексом РФ в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно налоговая ставка установлена в размере 5 рублей с каждой лошадиной силы (п. 1 ст. 361 НК РФ). При этом указано, что такая ставка законами субъектов РФ может быть увеличена или уменьшена, но не более чем в 10 раз (п. 2 ст. 361 НК РФ). Кроме того, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств (п. 3 ст. 361 НК РФ).

    Например, в соответствии со ст. 2 Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 33 «О транспортном налоге» ставка транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. установлена в следующих размерах:

    • для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 175 л.с. включительно ставка равна 45 руб./л.с.;
    • для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 175 л.с. до 200 л.с. включительно налоговая ставка составляет уже 50 руб./л.с.

    Налоги - основной источник финансирования потребностей государства. Эффективный их сбор во многом предопределяет устойчивость экономической системы страны. Политика налогообложения государства включает разработку, во-первых, собственно, налогов для тех или иных субъектов хозяйственных активностей, а во-вторых - определение ставок, в соответствии с которыми они должны взиматься. Решение как первой, так и второй задачи в одинаковой степени важно с точки зрения выстраивания в государстве стабильной системы налогообложения. Изучим то, исходя из каких принципов могут применяться те или иные ставки по налогам и сборам. Какие концепции могут лежать в основе их определения?

    Что такое ставка налога?

    Прежде чем рассматривать те или иные виды ставок налогов, полезно будет исследовать сущность рассматриваемого термина. Какие распространенные теории экспертов заслуживают в данном случае особого внимания?

    В соответствии с популярной в среде российских юристов точкой зрения, под ставкой налога следует понимать размер соответствующего сбора, который приходится на ту или иную единицу налогообложения. Как правило, рассматриваемый показатель выражается в процентах. Ставки по тем или иным налогам могут фиксироваться как в единственном числе, так и в виде перечня, отдельные пункты которого применяются в той или иной ситуации. Утверждение налоговых ставок - один из ключевых инструментов государственного регулирования национального хозяйства.

    Классификация ставок

    Те или иные виды ставок налогов могут быть определены, исходя из самых разных оснований для их классификации. Так, распространен подход, в соответствии с которым показатели, о которых идет речь, могут быть представлены в следующих категориях:

    • равные налоговые ставки;
    • тождественные или твердые показатели;
    • процентные или долевые ставки.

    Рассмотрим данную классификацию подробнее.

    Равные ставки

    Равные ставки предполагают, что каждый налогоплательщик будет вносить в бюджет ту же сумму налога, что и другой, относящийся к той же категории субъектов правоотношений. Примером подобной ставки может быть показатель, который входит в структуру формулы фиксированного платежа ИП в государственные фонды. Все российские индивидуальные предприниматели должны вносить в бюджет одинаковые взносы - вне зависимости от наличия у них дохода.

    Твердые ставки

    Следующий тип ставок - те, которые классифицируются в рамках рассматриваемой концепции как твердые. Их основное отличие от первых - величина соответствующих показателей может, так или иначе, зависеть от размера налогооблагаемой базы. Например, транспортный уплачивается как раз таки на основе твердых ставок. Но фактическая величина платежей в бюджет определяется исходя из показателей соответствующего актива - мощности автомобиля в л. с. Можно отметить, что твердые ставки занимают промежуточное положение между равными и процентными. Изучим сущность вторых подробнее.

    Процентные ставки

    Применение процентных налоговых ставок предполагает начисления того или иного сбора пропорционально величине налогооблагаемой базы. Например - если речь идет о зарплате гражданина, то на нее начисляется НДФЛ в размере 13 % в корреляции с фактической величиной соответствующей компенсации. Главное отличие процентных ставок от твердых - главным образом в применении непропорциональной корреляции между фактической величиной налога и размером базы. Например, с зарплаты 10 000 руб. человек должен уплатить НДФЛ в размере 13%, то есть 1300 руб. С 15 000 рублей он также уплатит 13%, то есть, 1950 руб. В свою очередь, транспортный налог с легковой машины мощностью 100 л. с. составит, исходя из текущих формул, утвержденных законодательством, 1500 руб., в то время как при мощности машины в 150 л. с., сбор будет 3000 рублей - в два раза больше, хотя показатели в л. с. различаются в иных пропорциях.

    Виды ставок налогов могут предопределяться также иными основаниями для их классификации. Так, распространен подход, по которому соответствующие показатели делятся на пропорциональные, прогрессивные, а также регрессивные. Изучим особенности данной концепции подробнее.

    Пропорциональные ставки

    Данные виды ставок налогов, в принципе, соответствуют процентным - что рассмотрены нами выше. Главный их признак - фиксированность соответствующего процента. В случае с НДФЛ, человек платит 13% с зарплаты вне зависимости от ее размера. Примеры других пропорциональных ставок - имущественный сбор, налог на прибыль, НДС.

    Можно отметить, что в РФ виды налоговых ставок по НДФЛ - разные для резидентов РФ, а также тех граждан, которые основную часть времени живут за рубежом. Резиденты платят НДФЛ по ставке 13%. Те граждане, которые в основном живут за рубежом, уплачивают соответствующий сбор по ставке 30%. Можно отметить, что факт наличия паспорта РФ никак не влияет на получение налогоплательщиком того или иного статуса. Даже если человек - гражданин России, но постоянно живет за рубежом, то он будет платить налоги по ставке в 30%. В свою очередь, иностранцы, преимущественно проживающие в РФ, будут отдавать государству 13% от своего дохода.

    Ставки и вычеты

    Примечательно, что государство может применять ставки, схожие с налоговыми, при исчислении вычетов - тех платежей, которые, в свою очередь, должны перечисляться не в бюджет, а из него - гражданам и организациям. Данную работу в РФ осуществляет, в частности, ФНС.

    Например, что касается вычетов по НДФЛ, соответствующая ставка составляет 13%, но применяется она в отношении расходов гражданина, признаваемых в качестве основания для соответствующих выплат. Это могут быть затраты, связанные с приобретением жилья - для имущественного вычета, с оплатой учебы - для социальных компенсаций. Использование преференций, о которых идет речь, может предполагать ряд ограничений по размеру выплат, исходя из предельной величины расходов, которая установлена законодательно. Есть вычеты также и для бизнесов, например, по НДС.

    Прогрессивные ставки

    Данная разновидность показателей предполагает, что величина фактических платежей в бюджет увеличивается синхронно с ростом налогооблагаемой базы. Таким образом, если человек зарабатывает больше, возрастают также его обязательства перед государством. Данная схема налогообложения распространена в западных странах. Вместе с тем данные виды налоговых ставок в РФ также могут находить применение. Выше мы рассмотрели особенности исчисления транспортного сбора и убедились - платежная нагрузка на владельцев автомобилей увеличивается по мере роста показателей мощности транспортного средства в л. с.

    Налог на основе прогрессивных показателей может исчисляться двумя способами. Первый предполагает, что ставка растет в корреляции со всей налогооблагаемой базой - как в случае с исчислением транспортного налога. Второй способ определения фактических размеров платежей в бюджет предполагает, что ставка будет увеличиваться в корреляции с какой-либо частью налогооблагаемой базы.

    Регрессивные ставки

    Весьма распространенными в мировой практике видами налоговых ставок являются регрессивные показатели. В свою очередь, они предполагают уменьшение платежной нагрузки в бюджет, выражаемой в процентах, при условии роста налогооблагаемой базы. В качестве практического примера подобной схемы исчисления налоговых обязательств можно привести определение размера государственной пошлины при подаче заявки в арбитражный суд.

    Виды налогов, налоговые ставки могут определяться на основе самых разных методологий. Рассмотрим примеры иных популярных концепций.

    Маргинальные ставки

    Так, исследователи выделяют маргинальные ставки. Данные показатели фиксируются в нормативно-правовых актах, посредством которых государство вводит тот или иной налог. Как правило, применяются соответствующие ставки в определенным налоговым разрядам либо отдельным компонентам дохода. Как правило, применяется в целях налогообложения конкретных разновидностей выручки, например, дохода со сделок по продажам ценных бумаг.

    Фактические и экономические ставки

    Еще один вид ставок налогообложения, выделяемый экспертами, - фактические. Предполагают исчисление отношения уплаченного сбора к налоговой базе. Существуют также экономические ставки. Предполагают исчисление отношения уплаченного сбора к полученному налогоплательщиком доходу.

    Относительные и абсолютные ставки

    Виды налогов, налоговые ставки могут классифицироваться исходя из отнесения вторых к абсолютным или относительным. Рассмотрим данный аспект подробнее. Абсолютные ставки, в принципе, соответствуют твердым - тем, которые мы рассмотрели выше наряду с равными и процентными. В свою очередь, использование относительных показателей предполагает исчисление налога исходя из отношения ставки к единице налогообложения.

    • процентные ставки - соответствующие тем, что мы рассмотрели выше;
    • кратные - предполагающие соотнесение величины сбора и единицы налогообложения, исходя из величин, кратных установленному показателю;
    • денежные ставки - устанавливающие фактический платеж в размере конкретной суммы, коррелирующей с величиной налогооблагаемой базы или ее частью.

    Таковы основные формы и виды налоговых ставок, применяемые в российской и мировой практике. Их применение может зависеть от специфики конкретного субъекта налогообложения, а также приоритетов в государственной политике.

    Отметим, что основные виды налоговых ставок, рассмотренные нами, могут также сочетаться между собой. В этом случае они будут именоваться комбинированными. В ряде случаев государство может корректировать положения законодательства, регулирующие применение тех или иных показателей. Могут устанавливаться различные виды платежей, исчисляемых в фиксированной формуле, те или иные виды налогов - в процентной. Ставки при этом регулируются, исходя из текущих экономических задач государства.

    Ставки и законодательство

    В ряде случаев соответствующие показатели могут фиксироваться на уровне законодательства отдельных субъектов РФ. Основной источник права, в котором фиксируются налоговые ставки - НК РФ. Региональные и муниципальные нормативные акты, устанавливающие соответствующие показатели, не должны противоречить положениям НК РФ. В ряде случаев политика государства в части регулирования применения налоговых ставок может быть в достаточной мере консервативной, в иных - характеризоваться внесением в соответствующие нормативно-правовые акты новшеств на регулярной основе.

    Резюме

    Итак, мы рассмотрели понятие и виды налоговых ставок. Какие выводы мы можем сделать, изучив специфику соответствующих показателей? Прежде всего, можно отметить разнообразие подходов к определению ставок.

    Что может быть фактором выбора государством конкретных показателей для эффективной организации налогообложения? Применение тех или иных ставок чаще всего предопределяются следующими основными факторами:

    • уровнем развития частной предпринимательской инициативы в государстве;
    • степенью централизации экономической модели;
    • политическими факторами - коррелирующими, к примеру, с договоренностями с другими государствами о применении единых подходов к налогообложению;
    • уровнем экономического развития национального хозяйства в целом.

    Применение тех или иных ставок налогообложения может предопределяться спецификой конкретной отрасли экономики, характеристиками хозяйственных активностей тех или иных субъектов бизнеса.

    Что такое налоговая ставка? Какие виды налоговых ставок бывают? На эти вопросы вы найдете ответы в данной статье.

    Рассмотрим, что такое налоговые ставки и как они классифицируются

    Чтобы понять, что такое налоговая ставка, необходимо разобрать такие понятия, как налог и налоговая база. Итак, что же такое налог? Это платеж:

    1. Индивидуальный.
    2. Обязательный.
    3. Безвозмездный.
    4. Безвозвратный.

    Он взимается в пользу государства для выполнения им своих функций. С кого? С физических и юридических лиц.

    Налоговая база - это количественная суммовая оценка объекта налогообложения, т.е. прибыли или дохода.

    Зная эти 2 понятия, можно понять, что же такое налоговая ставка. Она представляет собой размер налога на единицу налоговой базы.

    Как классифицируют налоговые ставки?

    1. В зависимости от метода установления:

    • Твердая (в рублях).
    • Процентная.
    • Смешанная.

    2. В зависимости от рода деятельности налогоплательщика:

    • Стандартная.
    • Пониженная.
    • Повышенная.

    3. В зависимости от способа, которым формируется налог:


    Виды налогов, размер налоговых ставок

    В наше время существует большое количество налогов. И у всех налогов разные ставки. Как в них ориентироваться? Для вашего удобства мы составили таблицу, в которой вся информация структурирована. Вы легко разберетесь в тонкостях налоговых отношений.

    Вид налога

    1. Налог на прибыль организации

    А)налог на прибыль

    Б) налог на доходы по дивидендам и акциям

    2. Налог на добавленную стоимость

    А) для отдельных групп товаров

    Б) для всех остальных

    3. Налоговые ставки физических лиц

    А) Налоговые ставки доходов

    Б)С лотерей, выигрышей, различных акций

    4. Государственная пошлина

    Ставки разные, зависят от конкретной ситуации

    Транспортный налог

    Подразумевает ведение полной налоговой и бухгалтерской отчетности. Величина налоговой ставки составляет 20% и начисляется на прибыль организации. Такую систему налогообложения удобно применять, если вы занимаетесь оптовой торговлей. Кроме того, есть организации, имеющие льготы по налогу на прибыль. Им тоже очень удобно пользоваться данной системой налогообложения.

    2. Патентная система налогообложения.

    Она не подходит организациям. Рассчитана на индивидуальных предпринимателей. Фактически полученный доход не берется во внимание, когда рассчитывают величину налога. Решающим фактором является предполагаемая сумма дохода, устанавливаемая государством. Налог взимается с разницы между доходами и расходами. Величина налоговой ставки составляет 6%.

    3. Упрощенная система налогообложения.

    Имеет 2 налоговые ставки. На доходы начисляется налог 6%. Кроме того, налог взимается с разницы между доходами и расходами. Его величина составляет 15%.

    4. Единый налог на вмененный доход.

    Величина налоговой ставки составляет также 15%. Очень важно понимать, что налог рассчитывается исходя не из фактической прибыли, а из предполагаемого размера дохода. Этот размер устанавливает государство.

    5. Единый сельскохозяйственный налог.

    Как понятно из названия, он подходит только тем организациям, которые занимаются сельскохозяйственной отраслью. Стоит отметить, что перейти на данную систему налогообложения могут те, кто получает больше 70% дохода именно из сельскохозяйственной отрасли. А оставшиеся 30% доход, могут поступать из других областей. Способ начисления налога совпадает со способом начисления налога в патентной системе налогообложения.

    Что еще нужно знать о налогах?

    У каждого налога есть свой срок оплаты. Если вы в него не укладываетесь, то последуют санкции. А значит, дополнительные расходы. Вам это нужно?

    Прежде чем подобрать систему налогообложения, вам необходимо тщательно проанализировать, какая из них вам подойдет больше всего и в каком случае ваши налоговые отчисления будут меньше. В наше время существуют даже фирмы, которые помогут вам правильно подобрать систему налогообложения, опираясь на род вашей деятельности, предполагаемых контрагентов и т.д.

    Со временем вы можете поменять систему налогообложения. Как это лучше сделать, вы можете узнать в налоговой инспекции. Но прежде чем менять систему, обязательно изучите всю информацию подробнее, потому что новая система может вам не понравится. Тогда придется заново тратить деньги и время, чтобы определиться с новой системой или вернуться к старой. Помимо этого, необходимо будет переделывать все документы, поэтому делайте сразу правильный выбор!

    Помните, что государство дает вам выбор. Только вы решаете как поступить в определенной ситуации. Чтобы принять правильное решение, лучше обратиться к опытному специалисту.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!