Все для предпринимателя. Информационный портал

В каком году была индустриализация. Сталинская индустриализация ссср

В 1925 г. 14-й съезд ВКП(б) взял курс на индустриализацию страны, который в целом отвечал историческим задачам страны.

Цели индустриализации . Индустриализация как процесс создания крупного машинного производства в промышленности , а затем и в других отраслях народного хозяйства на определенной ступени истории являлись всеобщей закономерностью общественного развития.

Сложились две концепции индустриализации:

- "бухаринская" (продолжение НЭПа, сбалансированное развитие промышленности и сельского хозяйства, приоритетное развитие тяжёлой промышленности при одновременном внимании к производству предметов потребления, кооперирование крестьянских хозяйств на добровольной основе) и

- "сталинская" (которой соответствовал план Троцкого – «сверх-индустриализация») (свёртывание НЭПа, усиление роли государства в развитии экономики, ужесточение дисциплины, форсированное развитие тяжёлой промышленности, использование деревни как поставщика средств и рабочей силы для нужд индустриализации)

В противоборстве 2-х концепций верх одержала "сталинская" концепция.

Ход индустриализации

Период 1926-1927 гг. На XIV съезде ВКП(б) в 1925 г. в качестве приоритетных направлений в осуществлении индустриализации в СССР были признаны передовые в ту пору отрасли - энергетика, металлургия, химическая промышленность, машиностроение, которые являлись материальной основой формировавшегося военно-промышленного комплекса СССР. Первоочередное внимание было сосредоточено на создании энергетической базы для индустрии.

В 1926 г. началось строительство четырех крупных электростанций, в 1927г. - еще 14. Были заложены новые угольные шахты - соответственно по годам - 7 и 16, начато строительство крупных металлургических (Керченский, Кузнецкий) и машиностроительных заводов (Ростовский, Сталинградский).

Но в связи с недостаточностью финансирования промышленности, развивавшейся в тот период на основе собственных средств, а также под воздействием нараставшего аграрного кризиса, темпы индустриального роста в конце 20-х гг. резко снизились. Необходимо было искать новые источники и формы.

В 1927 г. советские экономисты приступили к разработке первого пятилетнего плана (на 1928/29 г. - 1932/33 г.), который решал задачу комплексного развития всех районов и использования ресурсов для индустриализации. Составители плана выделили соотношение экономических показателей СССР и США, указав на отставание между ними в 50 лет (особенно в области электроэнергетики, химии, автомобилестроения).

В апреле 1929 г. из двух вариантов плана - отправного и названного оптимальным - был выбран последний, задания по которому оказались на 20% выше первого.

Первая пятилетка (1928-1932 гг.) И.В. Сталин доказывал возможность выполнения оптимального плана в три или два с половиной года. Им была поставлена задача уже на рубеже 20-30-х гг. превысить показатели США, совершив скачок. За счет рывка предполагалось добиться преодоления многоукладности, ликвидации эксплуататорских классов и за 10-15 лет осуществить переход к развернутым формам коммунистического строительства . В результате, через год после начала пятилетки план подвергся корректировке - его показатели были еще раз повышены. Контрольные цифры на второй год пятилетки предусматривали рост производства промышленной продукции по валу на 32% вместо 22%, создание уже 2000 новых предприятий.

В стране развернулось массированное строительство, были заложены сотни заводов, фабрик, электростанций. Однако к 1930 г. темпы роста снизились. Несмотря на это, было объявлено об успешном завершении пятилетки за 4 года и 3 месяца, хотя в действительности, по современным задания по основным отраслям выполнены не были; хотя и эти результаты были значительны.

Второй пятилетний план (1933-1937 гг.) по полному набору показателей был выполнен также на 70-77%. При этом продолжали строиться в основном предприятия тяжелой индустрии. Кроме того, в легкой промышленности реальное недовыполнение было значительно больше.

Целям форсированной индустриализации отвечало массовое использование дешёвой рабочей силы и энтузиазма масс, воодушевлённых большевистской идеей строительства бесклассового общества. В практику народного хозяйства внедрялись различные формы т. н. социалистического соревнования за выполнение и перевыполнение производственных заданий без увеличения оплаты труда В 1935 г. появилось «движение стахановцев », в честь забойщика шахты А. Стаханова, который, согласно официальной информации того времени, в ночь с 30 на 31 августа 1935 г. выполнил за смену 14,5 нормы. Широко использовался труд заключённых в лагерях Главного управления лагерей (ГУЛАГ).

Сознавая, что форсированная индустриализация и упрочение командных высот в экономике невозможны при сохранении мелкотоварного частного крестьянского хозяйства, сталинское руководство в 1928-29 взяло курс на "сплошную коллективизацию" деревни и ликвидацию зажиточного слоя крестьянства ("кулачества").

Результаты индустриализации. Сталинская индустриализация рассматривается многими современными исследователями как советский тип некапиталистической модернизации , которая была подчинена задачам укрепления обороны страны и поддержке статуса великой державы.

В процессе индустриализации в экономике образовались серьезные диспропорции между обрабатывающей и добывающей промышленностью, между тяжелой и легкой промышленностью, между промышленностью и сельским хозяйством.

В ходе реализации трёх первых пятилетних планов, несмотря на срыв завышенных плановых показателей, ценой неимоверного напряжения сил всего населения СССР достиг экономической независимости от Запада.

В результате сплошной коллективизации была создана система перекачки финансовых, материальных, трудовых ресурсов из аграрного сектора в индустриальный. В силу этого главным результатом коллективизации можно считать индустриальный скачок СССР. В конце 30-х г.г. И.В.Сталин заявил о превращении СССР из аграрной в индустриальную страну.

Пользовательский поиск

Форсированная индустриализация

Каталог материалов

Базовые знания Презентации Лекции Схемы и таблицы Карты Видеоматериалы Точки зрения Проверь себя!
Базовые знания

Даты/события

1925 г. - XIV съезд ВКП(б), провозгласивший курс на индустриализацию в СССР.
1928-1932 гг. - Первая пятилетка.
1933-1937 гг. - Вторая пятилетка.
1930 г. - Ликвидация массовой безработицы, закрытие бирж труда.
1934 г. - XVII съезд ВКП(б), утвердил второй пятилетний план развития народного хозяйства на 1933-1937 годы.

Терминология

форсированная индустриализация в СССР - создание в кратчайшие сроки мощной тяжелой промышленности, на базе которой укреплялась бы обороноспособность страны (ВПК), легкая промышленность и сельское хозяйство. Индустриализация призвана была решить и социальные вопросы – покончить с безработицей и увеличить численность рабочего класса – опоры советскойвласти.
Урбанизация (от лат. urbanus - городской) - исторический процесс повышения роли городов в развитии общества.
Стахановское движение - движение работников в СССР за повышение производительности труда и лучшее использование техники. Возникло в 1935 в угольной промышленности Донбасса (названо по имени зачинателя - шахтера А. Г. Стаханова), распространилось и других отраслях промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве.
Социалистическое соревнование - соревнование по производительности труда между государственными предприятиями, цехами, бригадами и отдельными рабочими, а также учебными заведениями Трудовых резервов. Идейно должно было заменить капиталистическую конкуренцию.
Ударники - работники, демонстрирующие повышенную производительность труда. Это понятие зародилось в Советском Союзе в годы первых пятилеток. Слово связано с выражением «ударный труд», то есть труд с полным напряжением сил, ориентированный на превышение установленных норм и сроков. Также было распространено выражение «ударная бригада». Движение ударничества было важным средством идеологического воздействия. Имена ударников, достигших наиболее впечатляющих результатов, широко использовались в качестве примера для подражания (шахтер Алексей Стаханов, машинист паровоза Петр Кривонос, трактористка Паша Ангелина, сталевар Макар Мазай и многие другие), они получали высшие правительственные награды, их выдвигали в выборные органы власти и т. д.
ГУЛаг (Главное управление лагерей и мест заключения) - подразделение НКВД СССР, МВД СССР, Министерства юстиции СССР, осуществлявшее руководство местами массового принудительного заключения и содержания в 1930-1960 годах.

Персоналии

Стаханов А.Г. - советский шахтёр, новатор угольной промышленности, основоположник Стахановского движения, Герой Социалистического Труда (1970). В 1935 году группа из забойщика Стаханова и двух крепильщиков за одну смену добыла в 14 раз больше угля, чем предписывалось по норме на одного забойщика.
Троцкий Л.Д. - (1879-1940), политический и государственный деятель. Выступал за проведение форсированной индустриализации за счет крестьянского большинства.Основные положения экономической платформы левого крыла, куда помимо Троцкого также входили Зиновьев, Каменев, Радек, Преображенский, были представлены на пленуме ЦК ВКП(б) проходившем в апреле 1927 г.
Бухарин Н.И. - (1888-1938), политический деятель, академик. В конце 1920-х гг. выступил против применения чрезвычайных мер при проведении коллективизации и индустриализации, что было объявлено "правым уклоном в ВКП(б)". Сторонник "мягких" преобразований и развития рыночной экономики.Как экономист Бухарин указывал на нарастающий дисбаланс между различными отраслями хозяйства, на опасность беспрерывного наращивания капитальных затрат, возражал против перераспределения национального богатства из сельского хозяйства в промышленность. Критикуя курс Сталина, Бухарин писал: «Сумасшедшие люди, мечтают о гигантских прожорливых стройках, которые годами ничего не дают, а берут слишком много». В статье «Политическое завещание Ленина» Бухарин критиковал «генеральную линию» партии, противопоставляя ее взглядам Ленина, изложенным в его последних работах. Представители фракции "правых" (Н.И.Бухарин, А.И.Рыков, М.П.Томский) высказывались за развитие мелкотоварного производства и продолжение НЭПа, интенсификацию сельскохозяйственного производства без укрупнения сельскохозяйственных производств, естественным (с упором на частных собственников) способом, за строительство промышленной индустрии по мере роста товарного производства (прежде всего зерна) в сельском хозяйстве (индустриализация по методу Бунге-Витте за счет доходов от зернового экспорта).
Сталин И.В - (1878-1953), советский политический и государственный деятель. Возглавлял в 1920-40 гг. партийное большинство, в составе которого находились такие видные деятели партии как Л.М.Каганович, Г.К.Орджоникидзе, А.И.Микоян, М.И.Калинин, М.М.Литвинов, С.В.Косиор, В.М.Молотов, Н.М.Шверник, А.А.Жданов, В.В.Куйбышев, К.Е.Ворошилов, А.В.Луначарский, С.М.Киров. Это большинство, разгромив троцкистов, также выступило за интенсивную индустриализацию как часть триединого ленинского подхода к построению социализма в СССР (индустриализация, коллективизация, культурная революция).

Презентации

Индустриализация в СССР



Лекции

"Индустриализация

К середине 20-х годов экономика приближалась к показателям 1913 года. Политика восстановления быстро завершалась. Вставала задача не столько переоснащения действующих заводов, шахт, нефтепромыслов, сколько строительства новых предприятий. Ведь страна по-прежнему оставалась преимущественно аграрной, крестьянской, в которой основная масса работающих была занята ручным трудом; в городе росла безработица, деревня оказалась перенаселенной. Необходимость расширения масштабов индустриализации, поворота к новому строительству была очевидной к 1925 году. XIV съезд ВКП(б), проходивший в декабре 1925 года, в российской историографии фигурирует как съезд индустриализации. Действительно, на съезде Сталин впервые говорил о курсе на индустриализацию как о генеральной линии партии, была сформулирована главная задача индустриализации: превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую машины и оборудование, чтобы в обстановке капиталистического окружения СССР представлял собой экономически самостоятельное государство, строящееся по-социалистически.
Осенью 1926 года XV партийная конференция сочла возможным выдвинуть лозунг, призывающий советский народ в исторически кратчайший срок догнать и перегнать капиталистический мир. 1 октября 1928 года официально началось выполнение первого пятилетнего плана, намеченного на 1928/29-1932/33 годы, хотя его основные задания были одобрены в апреле 1929 года XVI конференцией ВКП(б), а затем в мае утверждены V съездом Советов. Индустриализация рассматривалась как ведущее начало социалистического строительства в масштабах всей страны и во всех сферах народного хозяйства. При опережающем росте промышленности наивысшие темпы предусматривались для отраслей группы «А», т. е. производства средств производства. Сюда направлялось 78 % всех капиталовложений в промышленность. Валовая продукция крупной индустрии должна была увеличиться более чем в 2 раза, а в отраслях группы «А» - в 3 с лишним раза.
В декабре 1929 года Сталин выдвинул лозунг: «Пятилетку - в четыре года!» Были пересмотрены в сторону увеличения почти в 2 раза все плановые показатели. Сталинский призыв был с воодушевлением воспринят почти всеми слоями населения. Миллионы людей с огромным энтузиазмом, почти бесплатно, работали на стройках пятилетки. По всей стране развернулось социалистическое соревнование. Масштабность задач и крайняя ограниченность материальных финансовых средств способствовали резкому усилению централизованного планирования. Жестко регламентируются задания, ресурсы и формы оплаты труда. Цель была одна - сосредоточить максимум сил и средств в тяжелой промышленности.
За годы первой пятилетки были построены: Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Уральский медный завод, Риддерский полиметаллический комбинат, Волховский алюминевый завод, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский и Горьковский автомобильные заводы, Минский станкостроительный завод, Туркестанско-Сибирская железная дорога (Турксиб), новые угольные шахты Кузбаса и Донбасса, новые нефтепромыслы Баку. Всего около 1500 промышленных объектов.. Машиностроение добилось серьезных успехов. Появились целые отрасли, каких не было в дореволюционной России: авиационная, тракторная, электроэнергетическая, химическая промышленность и др. СССР из страны, ввозящей промышленное оборудование, превращался в страну, производящую оборудование.
Советский Союз испытывал дефицит в инженерно-технических кадрах. В целях разрешения этой проблемы была перестроена и расширена сеть технических вузов, увеличены фонды их финансирования, открыты промышленные академии, развернуты вечерние отделения в институтах, одновременно увеличено число рабфаков. В практику вошло направление на учебу передовых рабочих по путевкам партийных, комсомольских и профсоюзных организаций. В результате в первую пятилетку страна получила 128,5 тыс. специалистов с высшим и средним образованием, причем 45 % пополнения составляли вчерашние рабочие.
Достижения впечатляющие, но не менее впечатляющими были и провалы «большого скачка» в индустриализации. Запланированные задания «первой пятилетки» по существу были сорваны, и реальные результаты далеко отставали не только от контрольных цифр завышенного, но и первоначального «оптимального» плана. Темпы развития индустрии упали с 23,7 % в 1928-1929 годах до 5 % в 1933 году, а нехватка средств привела к прекращению ассигнований 613 из 1659 основных строящихся объектов тяжелой промышленности. В связи с эмиссией усилились инфляционные процессы. Нарастала социальная напряженность в городах, куда устремились миллионы согнанных коллективизацией с родных мест сельских жителей. Дешевый труд вчерашних крестьян широко использовался на стройках пятилетки, многие объекты которой сооружались вручную, и промышленный рост шел не путем повышения производительности труда, а за счет привлечения новых рабочих рук. Вновь построенные предприятия долго и с большим трудом выходили на запроектированные мощности. В силу низкой квалификации новых рабочих медленно осваивалась техника. Дорогостоящие импортные машины приходили в негодность или долго не могли дать соответствующих стандарту норм производительности.
От темпов индустриализации отставала система коммуникаций. Уязвимым местом оставались железнодорожный, морской и речной транспорт. Из предусмотренных планом строительства новых транспортных путей была реализована только треть. В народном хозяйстве складывались серьезные диспропорции: легкая промышленность была принесена в жертву тяжелой индустрии и стала серьезно отставать от нее; сельскохозяйственное производство претерпевало упадок. Именно в годы «большого скачка» сформировались глубокие народнохозяйственные диспропорции, которые на десятилетия вперед будут характерны для всего развития экономики и общества в СССР.
Историки сходятся во мнении, что провалы в выполнении первой пятилетки заставили сталинское руководство объявить о ее досрочном выполнении (за четыре года и три месяца) с тем, чтобы внести коррективы в планирование. На январском 1933 года пленуме ЦК ВКП(б) Сталин заявил, что теперь нет необходимости «подхлестывать и подгонять страну» и следует снизить темпы промышленного строительства. В январе - феврале 1934 года XVII съезд ВКП(б) утвердил второй пятилетний план развития народного хозяйства на 1933-1937 годы. В нем среднегодовые темпы прироста промышленной продукции снижались до 16,5 % (против 30 % в первой пятилетке). Были учтены просчеты в развитии легкой промышленности, которая теперь по среднегодовому росту производства (18,5 %) должна была опережать тяжелую индустрию (14,5 %).
За годы второй пятилетки были построены: Уральский завод тяжелого машиностроения (Уралмаш) и Краматорский машиностроительный завод, Уральский вагоностроительный завод, Челябинский тракторный завод (ЧТЗ), Новотульский металлургический завод, Воскресенский, Невский, Актюбинский, Горловский, Бобриковский и др. химические комбинаты, Московский метрополитен. Всего около 4500 промышленных объектов.
В начале 1929 г. началась кампания по развертыванию массового социалистического соревнования на производстве и строительстве. Пресса и общественные организации усиленно пропагандировали различные трудовые почины, многие из которых были подхвачены рабочими. Наибольшее распространение получили такие формы соревнования, как движение ударников, движение за принятие встречных планов, «непрерывка», движение «догнать и перегнать» капиталистические страны по объемам производства и производительности труда. Социалистическое соревнование провозглашалось одним из главных условий выполнения заданий пятилетки.
Яркой страницей в истории индустриализации стало стахановское движение, охватившее широкие слои рабочих. Начало и имя этому движению дал шахтер Алексей Стаханов, установивший в сентябре 1935 года рекорд, выполнив за смену 14 трудовых норм. Успехи Стаханова получили всесоюзную известность, а движение быстро распространилось на все отрасли промышленности. По сути, национальными героями, наряду со Стахановым, стали шахтер Н. Изотов, кузнец А. Бусыгин, металлург А. Мазай, текстильщицы сестры Виноградовы и др. В то же время стремление к установлению рекордов имело и оборотную сторону. Недостаточная подготовленность вновь назначенных хозяйственных руководителей и неумение большинства рабочих освоить новую технику порой приводили к ее порче и к дезорганизации производства.
К концу 30-х годов по абсолютным объемам промышленного производства СССР вышел на 2-е место в мире после США. Сократилось отставание от передовых держав по производству промышленной продукции на душу населения. СССР стал одной из трех - четырех стран в мире, способных производить любой вид промышленной продукции. Великая Отечественная война устроила беспощадный экзамен советской экономике. И в целом она его выдержала. В основе военного успеха лежал мощный индустриальный потенциал, созданный в 30-е годы.
По материалам лекционного курса «Отечественная история» Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Материалы лекции опубликованы на основании права "open content"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ РОССИИ

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ СССР

Выполнил:

Студентка IV курса

Шиминг М.В

Проверил:

Иванов А.В

Благовещенск 2002

1. Начальный этап социалистической индустриализации

2. Индустриальное развитие СССР в годы первой пятилетки

3. Индустриальное развитие СССР в годы второй пятилетки

4. Главные итоги социалистической индустриализации

1. Начальный этап социалистической индустриализации

Все промышленно развитые страны прошли этап развития, когда различные отрасли экономики (промышленность, транспорт, сельское хозяйство, строительство) были вооружены машинной техникой, что открывалась дорога применению электрификации, автоматизации производства.

В России создание железных дорог и промышленности началось после 1861 года. К началу 80-х годов XIX века промышленный переворот завершился, что создало предпосылки к капиталистической индустриализации. Ставя задачу добиться индустриализации, идеологи буржуазии требовали протекционистской политики (которая ограждала русскую промышленность от конкуренции). Свободное предпринимательство восхваляли государственные заказы и субсидии, которые способствовали промышленному строительству. Все они доказывали необходимость привлечения иностранного капитала, использование зарубежных технологий, иностранных технических специалистов.

Источниками капиталистической индустриализации были:

Выкупные крестьянские платежи

Винные и табачные монополии

Косвенные налоги

Иностранный капитал

Особенностью капиталистической индустриализации было активное вмешательство государства в экономику. Государство насаждало сверху капиталистические формы хозяйства, использовало принуждение населения.

В ходе капиталистической индустриализации в России были созданы отрасли: пищевой, легкой промышленности, некоторые отрасли тяжелой промышленности (горная, угольная, нефтяная, металлургическая и металлообрабатывающая), самая длинная в Европе сеть железных дорог. Однако капиталистическая индустриализация в России осталась незавершенной. Отсутствовали отрасли машиностроения, станкостроения; неразвиты автомобильная, химическая и другие отрасли.

Сельское хозяйство находилось на стадии мануфактурного производства. Хотя по общим размерам промышленной продукции Россия стояла на 5 месте в мире, она представляла собой аграрно-индустриальную страну, в которой на долю промышленности приходилось 43%, а на долю сельского хозяйства – 57% общей валовой продукции. После окончания гражданской войны и восстановления народного хозяйства, которое к январю 1926 года достигло уровня 1913 года, стали задачи завершения индустриализации. Прежде всего, нужно было развивать тяжелую промышленность и создавать машиностроение на ее основе.

Без завершения индустриализации невозможно было поднять сельское хозяйство, удовлетворить потребность многомиллионного крестьянства в сельскохозяйственных орудиях, машинах, удобрениях. Таким образом, на базе машинной техники можно было перестроить отсталое хозяйство, увеличит материальный и культурный уровень жизни трудящихся.

Завершение в стране индустриализации решало следующие вопросы:

1. Ликвидацию вековой отсталости России и превращение ее в индустриальную державу.

2. Обеспечение экономической независимости страны.

3. Укрепление обороноспособности страны.

Первым документом, в котором получила выражение идея индустриального преобразования России на социалистических началах, был план ГОЭЛРО.

Разработанный в 1920 году по инициативе В.И.Ленина, этот план предусматривал первоочередное развитие машиностроения, металлургии, топливно-энергетической базы и химии, то есть отраслей, призванных обеспечить технический прогресс в масштабах всей городской и сельской экономики. В течение десяти лет промышленное производство предполагалось почти удвоить, а численность рабочих увеличить всего на 17%. Речь шла о не просто, об электрификации народного хозяйства, но и о том, чтобы на этой основе перевести экономику на путь интенсификации. План ГОЭЛРО четко формулировал главную цель намечавшихся в стране преобразований: «Выравнивать фронт нашей экономики в уровень с достижениями нашего политического уклада».

По мере восстановления народного хозяйства поиск путей и методов дальнейшего подъема производительных сил становился все более злободневным и вызывал все более горячие дискуссии. Невиданную прежде остроту приняли споры о возможности радикальных сдвигов в структуре народного хозяйства, о темпах индустриального прогресса, о приоритетном развитии тяжелой промышленности, об изыскании средств для массового строительства заводов и фабрик.

Надо учитывать, что каждый из этих вопросов неизбежно вызывал множество проблем. Одной из острейших в те годы была задача, – где взять средства для развития индустрии.

Курс на социалистическую индустриализацию был взят, когда в деревне еще полностью преобладало мелкособственническое хозяйство, и продолжался рост кулачества. Вне кооперативного сектора находились и действовали миллионы кустарей и ремесленников, в сфере торговли значительные позиции занимал частный капитал.

Уроки первых лет НЭПа говорили о том, что с переводом трестов на самостоятельность возникло немало сложностей. Призыв к увеличению прибылей обернулся быстрым повышением цен на промтовары – таким путем тресты стремились увеличить собственные накопления для роста индустрии и подъема благосостояния рабочих. На XII съезде партии, проходившем в 1923 году, был, выдвинут правильный по своей идее лозунг – «Победоносной может оказаться только такая промышленность, которая дает больше, чем поглощает». Однако на практике сплошь и рядом оказывалось, что в лучшем положении были предприятия, выпускающие предметы широкого потребления, а в худших – отрасли тяжелой индустрии.

Вследствие этого было узаконено требование ежегодного снижения цен на промышленные товары. Предпринимались серьезные меры для того, чтобы уменьшить отрицательное воздействие рыночной стихии.

В интересах изыскания средств для индустриализации было решено использовать через госбюджет также доходы других отраслей народного хозяйства, сбережения населения, внутренние займы.

Массовая подписка населения на займы индустриали­зации (впервые он был проведен в 1927 году) дала значи­тельные суммы. Достаточно сказать, что в 1927-1928 годах с их помощью государство дополнительно получило 726 миллионов рублей - почти половину средств, ассигнованных в тот год на капиталовложения в промышленность. Немалые средства давали прямые переплаты крестьян, связанные с разницей в ценах на промышленные и сель­скохозяйственные товары. Иначе говоря, кроме обычных налогов, прямых и косвенных, которые крестьянство пла­тило государству, существовал, как отмечалось в партий­ных документах того времени, «сверхналог в виде переплат на промтовары и в виде недополучек по линии цен на сельскохозяйственные продукты». Речь шла, как полагали сов­ременники, о временных «Дожницах», «перекачке» средств из деревни в город с целью быстрого подъема тяжелой индустрии.

Однако вернемся к дискуссиям вокруг плановых раз­работок, чтобы стало понятнее существо борьбы мнений, внутрипартийных споров, в ходе которых рассматривались возможные альтернативы. Скажем, прежде всего, о том, какие варианты индустриального преобразования страны разрабатывались и предлагались сотрудниками Госплана, ВСНХ, ряда других ведомств. Это позволит представить, насколько велики были поначалу расхождения.

Курс, провозглашенный XIV съездом ВКП(б) в 1925 году был обозначен предельно ясно: превратить Советский Союз из страны, ввозящей оборудование, машины, орудия труда, в страну, самостоятельно производящую эту технику и тем самым обеспечивающую свою экономическую неза­висимость и оборонную мощь. Но какими путями решать намеченную задачу, какими темпами, в какой срок? Кон­кретно ответить на каждый из таких вопросов было нелегко. Председатель Госплана Г. М. Кржижановский, выражая взгляды руководства плановых органов страны, долгое вре­мя считал, что индустриализация должна пройти в СССР четыре основных этапа:

1) развитие добывающей промыш­ленности и расширение производства технических культур в сельском хозяйстве;

2) реконструкция транспорта;

3) обеспечение правильного размещения производитель­ных сил и общий подъем товарности сельского хозяйства;

4) развернутый фронт энергетики.

Переплетаясь между собой, сливаясь в единое целое, эти процессы, писал в 1927 году руководитель Госплана СССР, выведут индустриали­зацию страны на уровень, предшествующий развернутой фазе социализма. Таким образом, индустриализация мыс­лилась как политика, охватывающая все отрасли народного хозяйства и рассчитанная на длительные сроки"!

Нереальность, а потому и нецелесообразность одновременного решения такого комплекса вопросов в конкретных условиях строительства социализма в одной стране в числе первых понял Ф. Э. Дзержинский. Оставаясь руководите­лем чекистов, он в 1921-1923 годах одновременно возглав­лял и Наркомат путей сообщения. Здесь, по его признанию, он «убедился, что нельзя восстановить транспорт и желез­ные дороги, не разрешая проблем металла, топлива, не раз­решая вопросов товарообмена между городом и деревней». Это побудило его направить в Центральный Комитет партии и в правительство, в Госплан и ВСНХ СССР мате­риалы, в которых обосновывалась необходимость первооче­редного развития машиностроения и металлургии как базы общего подъема экономики страны, упрочения диктатуры пролетариата. Его доводы были приняты. Ставка на ме­таллопромышленность вскоре стала лейтмотивом всех важнейших документов, определявших практику и сроки промышленного преобразования страны.

По проектам Альберта Кана в СССР построены сотни заводов

Индустриализация — этап в истории СССР: восстановление дореволюционной и создание собственной тяжелой промышленности, ускоренное строительство новых заводов, фабрик, электростанций, путей сообщения, шахт, городов

Курс на индустриализацию был принят в 1925 году на XIV съезде ВКПб. План первой пятилетки — начального этапа индустриализации, был разаработан в 1927 году на XV съезде ВКП(б), одобрен на XVI конференции ВКП(б) в апреле 1929 года, утвержден V съездом Советов СССР в мае 1929 года

Причины индустриализации

  • Техническое отставание от стран Запада
  • Опасность военной интервенции со стороны Запада
  • Более низкая производительность труда по сравнению с капиталистическими странами
  • Зависимость от иностранной технической помощи

История политики индустриализации

  • 1920 — принят , названный Лениным «второй программой партии»
  • 1922-1923 — в статьях «О кооперации», «Лучше меньше да лучше», «О нашей революции» Ленин разработал конкретный план построения социализма в России
      *** индустриализация страны для ликвидации её технико-экономической отсталости
      *** кооперация крестьян
      *** всеобщая грамотность
      *** диктатура пролетариата
      *** дружба народов
      *** борьба за мир
      *** руководящая сила — коммунистическая партия
  • 1923 — создана Государственная Комиссия по планированию (Госплан)
  • 1925 — XIV съезд ВКПб принял курс на индустриализацию
  • 1927, 23 октября — пленум ВКПб, созванный накануне открытия XV съезда партии, принял доклад по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. План включал в том числе
    *** Снижение себестоимости промышленного производства, внедрение новой техники, снижение продолжительности рабочего дня
    *** Рост депозитов от населения, как средство получения дополнительных средств на проведение индустриализеции
    *** Экспорт товаров из деревни в город в объеме обеспечивающем нужды индустриализации
    *** Строительство жилых домов, школ, техникумов, систем общественного питания, клубов, яслей
    *** Повышение образованности рабочих
    *** Развитие транспортных линий в районах интенсивного развития товарного и народного хозяйства
  • 1927 — план первого этапа индустриализации, который должен быть завершён в течение 5 лет, разработан XV съездом ВКП(б)
  • 1928, 27 апреля — приказ Высшего совета народного хозяйства СССР о сроках и порядке проведения первого пятилетнего плана

Годы индустриализации СССР 1928 — 1941

Цели индустриализации

  • Преодоление последствий разрухи народного хозяйства в Гражданскую войну
  • Превращение страны в сильную индустриальную державу
  • Обеспечение технической и экономической независимости страны
  • Создание современных видов вооружений
  • Демонстрация превосходства социализма

«В соответствии с политикой индустриализации страны в пер­вую очередь должно быть усилено производство средств произ­водства с тем, чтобы рост тяжелой и легкой индустрии, транспор­та и сельского хозяйства, т. е. предъявляемый с их стороны про­изводственный спрос, был в основном обеспечен внутренним про­изводством промышленности СССР. Наиболее быстрый темп развития должен быть придан тем отраслям тяжелой индустрии, которые подымают в кратчайший срок экономическую мощь и обороноспособность СССР, служат гарантией возможности раз­вития в случае экономической блокады, ослабляют зависимость от капиталистического мира и содействуют преобразованию сель­ского хозяйства на базе более высокой техники и коллективизации хозяйства.

Поэтому особое внимание должно быть обращено на скорейшее осуществление плана электрификации, развитие черной и цветной металлургии, в особенности в части качественных металлов, развитие химических производств, в особенности в. части производства искусственных удобрений, дальнейшее раз­вертывание добычи угля, нефти и торфа, общего и сельскохозяй­ственного машиностроения, судостроения, электропромышлен­ности, золото-платиновой промышленности» (Из резолюции XV съезда ВКП(б) «О директивах по со­ставлению пятилетнего плана народного хозяйства» 19 декабря 1927 года)

Источники финансирования индустриализации

  • перераспределение: экономия на всём
  • инфляция: за время первой пятилетки было выпущено 4 млрд необеспеченных рублей.
  • принудительное размещение облигаций среди населения
  • отмена «сухого закона», принятого в 1914 году. В 1927 году на алкоголе было заработано 500 млн рублей, в 1930 году — 2,6 миллиарда руб, в 1934 году — 6,8 млрд руб.
  • коллективизация, позволившая установить государственную монополию на хлеб, который был направлен на экспорт
  • продажа ресурсов: нефти, леса, мехов
  • продажа огромного количества художественных ценностей из коллекций «Эрмитажа», Гохрана…
  • продажа золота из золотого запаса страны на сумму в 50 млн. руб.
  • увеличение налогов
  • использование бесплатного и дешевого труда

Участники индустриализации

  • Советский народ, убеждённый в том, что строит светлое будущее и потому трудившийся с огромным энтузиазмом

По небу тучи бегают,
дождями сумрак сжат,
под старою телегою
рабочие лежат.
И слышит шёпот гордый
вода и под и над:
«Через четыре года
здесь будет город-сад!»
………….
Здесь взрывы закудахтают
в разгон медвежьих банд,
и взроет недра шахтою
стоугольный «Гигант».
Здесь встанут стройки стенами.
Гудками, пар, сипи.
Мы в сотню солнц мартенами
воспламеним Сибирь.
……………

(Маяковский «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка»)

  • , которая росла от пятилетки к пятилетке; например, Беломорско-Балтийский канал , город Комсомольск-на-Амуре построили заключённые
  • Иностранные специалисты и рабочие, обслуживающие сложную зарубежную технику: только на строительстве Магнитогорского металлургического комбината трудились более 800 иностранных специалистов из США, Германии, Англии, Италии и Австрии

Список действующих договоров инотехпомощи по Наркомтяжпрому СССР


    1. РИВ (Италия) - 1-й Господшипниковый завод (подшипники)
    2. Форд (США) — Автозавод им. Молотова в Горьком (автомашины)
    3. БСА (Англия) - Московский велозавод (велосипеды)
    4. Демаг (Германия) — Центральное Бюро Тяжелого Машиностроения (ЦБТМ) (краны и краново-подьемные устройства)
    5. Демаг (Германия) -ЦБТМ (прокатные станы)
    6. Зульцер (Швейцария) — Союздизель (дизеля)
    7. Ман (Германия) - Коломенский завод (дизеля)
    8. Эрхард и Земмер (Германия) - Восхим (компрессора)
    9. Шток (Германия) - завод им. Калинина (спиральные сверла)
    10. Крупп (Германия) — Спецсталь (качественные стали)
    11. Тейлор (Англия) — Трубосталь (цельнокатанные колеса)
    12. Копперс (США) - Гипрококс (коксовые печи)
    13. Демаг (Германия) - Магнитострой (прокатный цех)
    14. Французская Алюминиевая Компания (Франция) — Главалюминий, Волховский и Днепровский алюминиевые комбинаты
    15. Миге (Франция) - Запорожсталь (электропечи Миге)
    16. Митке (Германия) - Гинцветмет (файнцинк)
    17. Метро-Виккерс (Англия) - ВЭТ (турбостроение и электропромышленность сильного тока)
    18. Сцинтилла (Швейцария) - Электрокомбинат (магнето)
    19. Автолаит (США) - Электрокомбинат (электрооборудование для автотракторов)
    20. Омодео (Италия) — Гидроэлектропроект (гидростанции)
    21. Любек (Швеция) - Аккумуляторный трест (щелочные аккумуляторы)
    22. Наитрожен (США) — Союзазот (аммиачные заводы)
    23. (азотная кислота)
    24. Уде (Германия) — Союзазот (монтан - селитра)
    25. Уде (Германия) — Союзазот (метанол)
    26. Уде (Германия) — Союзазот (аммиачная селитра)
    27. Электрокемиска (Норвегия) — Спецсталь (электроды)
    28. Этернит (Италия) — Союзасбест (асбоцементные трубы)
    29. Шлюмберже (Франция) — ИГРИ (электроразведка)
    30. Кертис-Райт (США) - Самолетный трест (авиамоторы)
    31. Фиат (Италия) — завод № 120 (литейная авиазавода)
    32. Ансальдо (Италия) — завод «Большевик» (автофретаж и лейнирование орудий)
    33. Сперри (США) - Электрокомбинат (специальная оптика)
    34. Дешимаг (Германия) - Центральное Конструкторское Бюро Судостроения (ЦКБС) (специальное судостроение)
    35. Ансальдо (Италия) — ЦКБС (специальное судостроение)
    36. Бауер (Германия) — ЦКБС (морское судостроение)
    (Данные на 1 июля 1934 г. Документ подготовлен ИНО НКТП и направлен в импортное управление Наркомвнешторга СССР.
    См.: РГАЭ. Ф. 7297. Оп. 38. Д. 61. Л. 6. РГАЭ. Ф. 7297. Оп. 38. Д. 61. Л. 7-7 об. Копия)

Американская компания, специализирующаяся в области промышленной архитектуры, Albert Kahn, Inc (Корпорация Альберта Кана), создала проекты десятков заводов. Проекты примерно десяти заводов были выполнены в Детройте, остальные — специальным офисом в Москве, в котором работало 1 500 чертёжников. Впоследствии это московское проектное бюро стало Госпроектстроем, а число его сотрудников выросло до 3 000 человек.

Основная их часть была советскими гражданами, однако ключевые должности в нём занимали несколько десятков иностранцев, а руководителем этой организации и, по совместительству, Председателем комиссии ВСНХ по строительству был гражданин США Д. К. Скримджер (Википедия)

В конце марта 1932 года группа Кана в Москве прекратила свою работу. К этому времени несколько сотен фабрик и заводов в более чем 20 городах страны были уже возведены или находились в процессе строительства, и более 4000 советских архитекторов, инженеров и техников прошли школу Кана. Школу Кана прошли не только отдельные специалисты, но и вся отрасль индустриального проектирования. По образцу Госпроектстроя в каждой отрасли промышленности была создана единая проектная организация.

Идеи Кана сформировали советскую школу типизации и применения сборных конструкций заводского изготовления в промышленном строительстве, а «поточно-конвейерный» метод проектирования стал универсальным во всех проектных организациях. Сооружение заводов, спроектированных с помощью фирмы Кана, продолжалось до конца 1930-х гг., а чертежи, расчеты и спецификации, которые перешли во владение преемника ВСНХ Наркомтяжпрома (включая 170 проектов, в т.ч. проекты заводов Форда, присланные фирмой), позволили советским архитекторам лишь с небольшими изменениями осуществлять привязки типовых предприятий по всей стране.

По данным фирмы, ее специалистами в Детройте и СССР было осуществлено проектирование и оборудование 570 заводов

Сталинградский тракторный завод был полностью построен в США, затем был демонтирован и по частям доставлен в СССР

  • Ф. Гладков «Цемент», «Энергия»
  • В. Катаев «Время вперёд»
  • В. Кетлинская «Мужество»
  • М. Шагинян «Гидроцентраль»
  • К. Паустовский «Кара-Бугаз»
  • Я. Ильин «Большой конвейер»
  • Ю. Крымов «Танкер „Дербент”»
  • Б. Ясенский «Человек меняет кожу»
  • И. Эренбург «День второй»

Итоги индустриализации

  • Отмена
  • Уровень жизни людей в СССР в 1933 году упал в 2 раза в сравнении с показателями 1928 года
  • Голод 1932-1933 годов в Украине, Казахстане, южных областях РСФСР, унесший жизни миллионов крестьян
  • 1928-1932 — объём промышленного производства вырос более чем в 2 раза. Начато строительство Днепровской гидроэлектростанции (ДнепроГЭС)
  • Построены металлургические заводы в Магнитогорске, Липецке, Челябинске, Новокузнецке, Норильске, Свердловске (Уралмаш), тракторные заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове, Нижнем Тагиле (Уралвагонзавод), автомобильные заводы в Горьком, Москве
  • 1931, январь — по решению Политбюро ЦК ВКП(б) Наркомат снабжения ввел карточную систему распределения продуктов питания и непродовольственных товаров
  • 1933-1938 — построены Беломоро-Балтийский (227 км) и Москва-Волга (128 км) каналы, около 4500 крупных промышленных объектов
  • 1934 и далее — построены огромные мясокомбинаты, хлебо-, пиво-, молокозаводы, кондитерские фабрики. Освоено промышленное производство консервов и полуфабрикатов, зеленого горошка, сгущенного молока, сосисок. Вместо гигантов тяжелой индустрии «фронтом борьбы» объявлен выпуск потребительских товаров. «Пойдет мода на деньги, чего не было у нас давно» (Сталин)
  • 1935, 1 января — отменены карточки. «Жить стало лучше, жить стало веселее!» произнес И. В. Сталин 17 ноября 1935 года в выступлении на Первом всесоюзном совещании рабочих и работниц - стахановцев

С началом свободной продажи продуктов вводилось ограничение по отпуску товаров в одни руки. Причем с течением времени оно уменьшалось. Если в 1936 году покупатель мог купить 2 кг мяса, то с апреля 1940 года - 1 кг, а колбасы вместо 2 кг в одни руки разрешили давать только 0,5 кг.

Количество продаваемой рыбы уменьшили с 3 кг до 1 кг. А масла вместо 500 г по 200 г. Но на местах, исходя из реального наличия продуктов, часто устанавливали нормы выдачи, отличные от общесоюзных. Так, в Рязанской области выдача хлеба в одни руки колебалась в разных районах и колхозах от общесоюзных 2 кг до 700 г. (Википедия)

  • 1938-1941 — построены достроены Угличская и Комсомольская гидроэлектростанции, Новотагильский и Петровск-Забайкальский мелаллургические заводы, Среднеуральский и Балхашский медеплавильные заводы, Уфимский нефтеперерабатывающий завод, Введено в строй примерно 3000 новых крупных предприятий

Индустриализация – увеличение общих объемов и разнообразия промышленного производства, а также его удельного веса в структуре экономики. Индустриализация, проведенная в 30-е годы ХХ века в СССР, сумела превратить страну в одного из мировых промышленных лидеров.

Веские причины

Для проведения индустриализации СССР имел несколько весомых причин.

  1. Еще Российская империя заметно отставала от ведущих мировых держав в уровне развития промышленности. Две войны и революция не улучшили положения.
  2. СССР находился в довольно жесткой международной изоляции, и не мог просто купить необходимые промышленные товары. Требовалось либо оставаться отсталым государством, либо налаживать «импортозамещение».
  3. Угроза «крестового похода против большевистской заразы» – не плод больного воображения. Западные государства не скрывали враждебного отношения к СССР и открыто говорили о планах его уничтожения и раздела. Армия нуждалась в хорошем оружии и транспорте.

Низкий уровень жизни населения не рассматривался как причина увеличить промышленное производство. Считалось, что благосостояние вырастет само собой, и нет необходимости особенно сосредоточиваться на этом.

Сроки и методы

Первые заявления о необходимости осуществить индустриализации были сделаны в 1925 году, когда стало ясно, что хозяйство страны в основном вышло на уровень 1913 года. Однако реально начало процесса следует отсчитывать от 1928 года, когда был принят первый пятилетний план (пятилетки разрабатывались специально под индустриализацию).

В связи с конечными задачами выдвигалось несколько практических заданий для индустриализационного процесса:

  • увеличить производство в стратегических областях, работающих на оборону (машиностроение, металлургия, авиация, химия, транспорт);
  • обеспечить развитие в СССР отраслей, ранее отсутствовавших вовсе либо представленных мизерными объемами производства (авиация, химия, станкостроение, сельхозмашиностроение, автомобильная промышленность);
  • подготовить для промышленности (в первую очередь оборонной) отечественные технологии и кадры;
  • обеспечить промышленность необходимым сырьем, для чего активно разрабатывать старые и разведывать новые месторождения полезных ископаемых.

Эти задачи выполнялись с задействованием админресурса, но в истории Советского Союза это было не первый и не последний раз. Особенности индустриализации в СССР:

    1. Работники лишались права выбора места работы – кадры должны были быть там, где они нужны.
    2. За рубежом закупалась не готовая продукция, а технологии, промышленное оборудование и кадры (в СССР работали итальянцы, немцы, даже американцы).
    3. Увеличивались объемы экспорта сельхозпродукции даже без оглядки на голод в некоторых регионах.
    4. Увеличилось количество специализированных вузов, повысились требования к общему уровню образованности населения.
    5. Стимулировалось развитие точных и прикладных наук, появились исследовательские и конструкторские «шарашки» (и там было не так плохо, как сейчас иногда кричат, скорее наоборот).
    6. Рекламировалось новаторство, рационализаторская деятельность работников, их стремление увеличить результативность работы. «Стахановцы» были всесоюзными героями.

При этом за невыполнение распоряжений и нарушение общего порядка вещей следовали строгие наказания. Но добросовестные работники получали значительные привилегии и даже государственные награды.

Блестящие результаты

Можно спорить о методах индустриализации, но об итогах ее – невозможно. Они были блестящи, помогли справиться с гитлеровским нашествием и сказываются на жизни постсоветских стран до сих пор.

  1. С нуля были созданы несколько важнейших отраслей: химическая, авиационная, автомобильная, электротехническая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение.
  2. Прирост промышленного производства по некоторым группам за 1928-1941 годы составил от 300 до 25000%.
  3. В несколько раз увеличилась протяженность железных дорог и объемы перевозок по ним.
  4. Были выстроены такие гиганты, как Азовсталь, Харьковский тракторный завод, Магнитогорский комбинат, Нижегородский автомобильный завод, Днепрогэс.
  5. СССР превратился во второго после США промышленного гиганта мира.
  6. Советская наука и образование стали едва ли не лучшими в мире. Безграмотность была полностью ликвидирована, для детей обязательным стало 7-летнее образование.
  7. В стране работали действительно великие конструкторы. Среди них – Микоян, Яковлев, Кошкин, Поликарпов, Туполев и другие.

Производство потребительских товаров росло медленнее (потребности людей в СССР всегда были не на первом месте), но все же росло. Рост городов требовал жилищного строительства, и множество «сталинок» прочно стоят до сих пор. Потребительские товары СССР часто считали некачественными, но порой они были просто лишены внешней красивости, рекламы, а по качеству многократно превосходили зарубежные нарядные аналоги.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!