Все для предпринимателя. Информационный портал

В чем смысл проведения антимонопольной политики государства. Мусостова Д.Ш

Курсовая работа

Антимонопольная политика государства

Введение

экономический законодательство антимонопольный

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в условиях после кризисного периода, крайне тяжелых для существования бизнеса, компании сплачиваются, объединяются или происходит поглощение одной компании другой. Взаимосвязанность явлений - кризиса и монополий - указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в экономической литературе нередко нарекались как «дети кризиса».

Таким образом, монополии на современном этапе - это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами.

С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них - практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной «данью» в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. В этой связи возрастает роль государственной антимонопольной политике, которая заключается комплексе проводимых мер, направленных против монополизации производства и рынка и обеспечивающих развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ государственной антимонопольной политики и применение антимонопольного регулирования на практике.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

изучить историю возникновения и сущность монополий;

определить значение и цели антимонопольной политики государства;

рассмотреть особенности антимонопольной политики различных стран;

изучить становление и основные направления антимонопольной политики Российской Федерации.

1. Понятие и сущность антимонопольной политики государства

.1 Монополия: понятие, экономическое содержание, история возникновения и виды

Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому при ее определении целесообразно применять комплексный подход.

Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Сравнительная оценка полезности монополий представлена в приложении 1.

Существует два способа образования монополий: посредством капитализации прибыли или путем слияний и поглощений. В последнее время отмечается существенное преобладание последнего способа.

Наиболее важным аспектом монополий, связанных с новой ролью банков и других финансовых учреждений с так называемой системой участия. Растущая концентрация производства и капитала постоянно подчеркивают необходимость усиления роли банков, заставляя промышленные компании искать прочные связи с банками, чтобы получить долгосрочные кредиты, открытие кредита в случае изменения экономических условий. Банки из скромных посредников в могущественных монополий стали. Это означало официальное создание «общего распределения средств производства». Но содержание этого распределения является частным, то есть, в соответствие с интересами монополистического капитала. Слияние банковского и промышленного капитала привело к образованию финансового капитала и финансовой олигархии.

Важной характеристикой монополий второй половины XX века является их выход на международную арену, не только в торговле, но и непосредственно в производстве, организованном в виде филиалов и дочерних компаний за рубежом, то есть, преобразование национальной монополии в транснациональных корпораций (ТНК). Экономическая и финансовая мощь ТНК стремительно возрастает: в середине 80-х годов в совокупном валовом продукте развитых стран их доля достигла 1/3, в мировом экспорте - 40% и в обмене технологией - 80%. Некоторые ТНК по размерам годового оборота превышают ВВП небольших государств, а по роли в мировой экономике даже превосходят их.

Есть несколько причин существования монополий.

.«Естественная монополия».

. Одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете.

Государственное ограничение.

  1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.
  2. Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).

Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений. Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства.

В приложении 2 представлены основные формы корпоративных объединений.

.2 Понятие и цели антимонопольной политики государства

Необходимость обеспечения справедливой практики и инструменты конкуренции появились давно. С развитием производственных отношений возникла необходимость не только регулировать качество конкуренции, но и гарантировать существование конкурентного механизма рыночных отношений. Эта потребность удовлетворяется с начала появления конкретной правовой формы государственного регулирования экономики антимонопольного законодательства, направленного на это, чтобы предотвратить ограничение конкуренции и сделать большую часть принципа экономической эффективности. Другая часть, предусматривает необходимость антимонопольной политике и существование антимонопольного законодательства, чтобы обеспечить существование конкурентного механизма рыночных отношений и консолидации основных положений антимонопольного регулирования, направленных на обеспечение условий для создания и эффективное функционирование товарных рынков, предотвращение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Эта потребность начала удовлетворяться с возникновением особой правовой формы государственного регулирования экономики.

Антимонопольная политика основывается на выводе, согласно которому общество несет экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией.

Следовательно, компания получит экономические выгоды от предотвращения монополии или содействие прекращению его деятельности, где оно уже существует. Укрепление монопольной власти отдельных фирм ведет к социально-экономическим потерям: во-первых, потери проявляются в более высоких ценах, которые потребители должны платить за продукцию компаний-монополистов, чем цены на аналогичные товары в конкурентных рынках; во-вторых, приобретение монопольного часто приводит к запланированному ограничения товаров и услуг в целях поддержания высоких цен, а это означает, что монополия производит неэффективному распределению ресурсов между различными секторами; В-третьих, монополия часто приводит к техническому застою производства, ухудшению качества продукции, условий труда и так далее.

Антимонопольная политика представляет собой сумму экономических отношений, юридического воздействия и выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, установления официальных «правил игры» на рынке.

Антимонопольная политика - одно из направлений государственного регулирования экономики, представляющее комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, денационализация, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против монополизации производства и рынка и обеспечивающих развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

1.3 Антимонопольная политика государства

Важнейшим средством регулирования деятельности монополий является антимонопольное законодательство, имеющее два направления:

а) запрещение или ограничение определенных, нежелательных видов делового поведения;

б) формирование конкурентной рыночной структуры, в рамках которой желаемое поведение производителей будет достигаться более или менее автоматически.

Основной задачей антимонопольного регулирования в этом случае является создание барьеров на пути повышения цен или ограничение выпуска продукции со стороны фирм, стремящихся использовать преимущества естественных монополии во вред потребителям.

Показатель результативности правоприменения - это решения судов. В судах первой инстанции (в регионах) ФАС России выигрывает около 60% дел. По статистике 2010-2013 годов в конечных судебных инстанциях ФАС России выиграла более 80% дел. Сегодня прецедентные решения Высшего Арбитражного Суда закреплены не только конкретными судебными актами, но и постановлением Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства».

Государственные органы регулирования, исходя из положения о том, что эффективное распределение ресурсов обеспечивают конкурентные рынки, пытаются лимитировать работу конкретных рынков в секторах, где имеются естественные монополии.

В качестве инструментов антимонопольного регулирования естественных монополий можно назвать следующие:

двухкомпонентный тариф - система ценообразования, при которой пользователи услуг платят фиксированную сумму за право встать на обслуживание, в дальнейшем оплачивают потребление каждой единицы данного вида услуг;

разработка цен и тарифов на услуги, исходя из предельных издержек, система стимулов для снижения издержек;

меры регулирования нормы прибыли и др.

В 2015 году ФАС России продолжила работу по подготовке и реализации ключевых решений, изменяющих производственные отношения в различных отраслях в сторону развития конкуренции. Были приняты важнейшие судебные прецедентные решения, которые изменили существующий порядок в таких сферах, как:

-рынок нефтепродуктов;

-авиация;

-телекоммуникации;

-металлургия;

-фармацевтика;

-автомобилестроение;

-электроэнергетика;

-химическая промышленность и др.

2. Государственная антимонопольная политика в различных государствах

Экономика большинства стран в мире сегодня основаны на принципах эффективной конкуренции и свободного предпринимательства. Антимонопольные законы были приняты в почти 90 странах. Во-первых, мы рассмотрим политику государство конкуренции США, как и многие другие страны приняли в качестве основы для антимонопольного законодательства этой страны. Затем кратко обсудим особенности поведения управления компаний в странах Западной Европы и Японии.

Антимонопольная политика в США.

Цель антимонопольной политики США заключается в том, чтобы определять допустимость той или иной практики экономических агентов с точки зрения ее воздействия на конкуренцию.

Антимонопольную политику в данной стране проводят федеральные и местные суды; антитрестовский отдел Министерства юстиции (главный законодательный орган); Федеральная торговая комиссия (главная исполнительная власть).

К основным законодательным документам, принятым в США, относятся:

Акт Шермана (1890), который предполагает запрет трестов, запрет практики монополизации торговли между штатами. Антиконкурентные действия фирм трактуются как уголовное преступление, что предусматривает наказание в виде тюрьмы до 3 лет; штрафа до 1 млн долл. для компаний и до 100 тыс. долл. для частного лица или расформирования компании. Монополия здесь понимается как доминирующее положение фирмы на рынке;

Акт Клейтона (1914), который делает акцент на поддержку конкурентной ситуации в целом. Он запрещает слияния при угрозе конкуренции и направлен главным образом против горизонтальных слияний;

Акт Робинсона-Пэтмана, который предполагает запрет ценовой дискриминации и уголовную ответственность за политику хищнических (грабительских) цен - установление цены ниже уровня средних / предельных издержек с целью вытеснения конкурента с рынка.

Согласно законодательной классификации США, выделяют следующие виды антиконкурентных действий фирм.

Незаконные как таковые (по сути, на основании буквы закона). Эти действия не обладают какими-либо достоинствами, позволяющими компенсировать их антиконкурентное воздействие.

Незаконные на основании правила разумности (духа закона).

Решения суда по данным действиям принимаются на основе сравнения и сопоставления положительных и отрицательных последствий антиконкурентного действия.

Первый тип включает в себя:

Горизонтальное крепление цен;

Горизонтальная сговор на долю рынка;

Группа бойкот (отказ компании договорились торговать с третьей стороной с целью вытеснения с рынка);

Связанные продажи;

Неправильная информация о продукте.

Второй тип включает в себя:

Вертикальная фиксация цен;

Отказ в предоставлении по одной фирмы;

Исключительное право купить или продать.

Особой сферой действия отраслевой политики США является регулирование слияний и поглощений фирм - определение критериев, при которых подобное взаимодействие фирм не допускается.

Еще одна область государственной политики является регулирование рынка информационной безопасности. Эта проблема возникает в присутствии фирм стимулов к искажению информации в некоторых случаях, когда это трудно проверить качество товаров, компания производит экспериментальные продукты, продажа одноразовой продукции происходят, совершил краткосрочные спекулятивные сделки.

Антимонопольная политика в Западной Европе.

Особенности государственного регулирования экономической структуры Западной Европы должны включать в себя общие характеристики:

Запрещение монополий в Европе не очень часто;

Происходит главным образом регулирование монополий и доминирующих фирм. Монополия рассматривается как еще одна форма конкуренции; монополия прогресс идет путем совершенствования методов производства и дифференциации продукции, что расширяет выбор потребителя и указывает новые направления технологического разведки;

Вводит понятие «эффективной конкуренции» - это конкурс, который способствует реструктуризации национальной экономики.

Основанием для мер регулирования стран - членов Европейского сообщества Римский договор. В силу этого соглашения запрещает картели и другие ограничительные соглашения между компаниями (ст 85).; осудил злоупотребления доминирующим положением на рынке (ст 86).; обеспечивает регулирование слияний, запрещение слияний, которые могли бы создать доминирующее положение компании; Это запрещено государственную помощь фирмам, искажая торговли между странами (ст. 92). Исключения предусмотрены в случаях, когда картели и доминирующие фирмы способствуют техническому или экономическому прогрессу в интересах клиентов (например, в случае сотрудничества в области НИОКР).

Антимонопольная политика в Германии.

В Германии, органов промышленной политики являются: Министерство экономики (отвечает за общее руководство), Федеральный антимонопольная служба (рассматривается конкретный случай), Антимонопольный комитет (Комитет экспертов, которые дают рекомендации по разработке политики в области конкуренции действует в качестве консультативного органа).

Там подвергают контролю:

Приобретение активов предприятия полностью;

Приобретение акций 25, 50 или более процентов акций компании;

Любая сделка, в результате которой компания приобретает прямой или косвенный контроль над предприятием;

Любая сделка, в том числе на приобретение не менее 25 процентов акций, если это позволяет компании-покупателя влиять на конкурентную поведение других компаний.

Антимонопольное законодательство в Германии включает в себя рассмотрение дел о создании холдинговой компании или кооператива других компаний (с учетом координации поведения компании, матери и дочери-компании). Он использует такие критерии для оценки компании, как создание или укрепление доминирующего положения. Доминирующее положение компании является ситуация на рынке, когда компания не имеет конкурентов или сильные конкуренты; если фирма имеет больше власти на рынке по сравнению с конкурентами.

Фирмы могут рассматриваться как находящиеся в состоянии коллективного доминирования, если конкуренция между ними незначима или если они обладают значительной властью над третьей стороной рынка.

Антимонопольная политика в Великобритании.

В надзорных органов Великобритании в течение антимонопольной политики являются Министерство торговли и промышленности; Комитет по слияниям и монополиям (консультативный орган); Комитет по свободной торговле (курирует политику в области конкуренции, проводит предварительное расследование). Критерий доминирования на рынке является доля фирм в 25 процентов рынка.

При рассмотрении антиконкурентных дел принимаются во внимание следующие практические соображения:

влияние данного мероприятия на платежный баланс страны;

влияние государственной отраслевой политики на занятость.

Антимонопольная политика в Италии.

В Италии, проведение отраслевых политики осуществляется Комиссией по конкуренции на рынке, который рассматривает дело о промышленных предприятий (для средств массовой информации и банки, за исключением), а также расследует дело о поглощений, слияний и создания из общей филиалов. В качестве наказания, наказание за сделки без разрешения Комиссии - до 1 процента от оборота в год сделки; Штраф за сделки, которые были сделаны, несмотря на судебный запрет Комиссии - 1-10 процентов от оборота.

Антимонопольная политика во Франции.

Особенностью отличается и конкуренция (большинство, однако, promonopolnaya) политика регулирования отраслевых структур в Франции. Здесь, в послевоенный период, в соответствии с политикой правительства предусматривается создание в каждой отрасли 1-2 крупных предприятий (национальных лидеров), которые должны были защищать малый и средний бизнес - своих поставщиков и потребителей. Предусматривается также создание региональных органов власти, чтобы помочь эти крупные предприятия в случае банкротства. В 1980-х годах, национальные лидеры играют роль экспертов в определенных секторах рынка, что позволяет им быть конкурентоспособными в этих рыночных ниш. 1990-е годы характеризуются как политики «ниш»: есть государственная помощь отдельным секторам - ниши экономики - для продуктов, вертикальным потоком. Государственная политика направлена на стимулирование слияний, поощрения научных исследований и разработок, производства экспортного финансирования государственных инвестиций, развития трудовых ресурсов, увеличение государственных закупок товаров частных фирм. Конкурс (антимонопольное) политика не является существенным.

Антимонопольная политика в Японии.

Для Японии, характеризуется проведением антимонопольных органов политики, таких как Комиссии по свободной торговле, Министерства промышленности и торговли. Механизм государственной политики, проводимой в определенным образом: регулирующие органы обычно не принять официальное решение, но предпочитают неофициальные переговоры с фирмами в «трудных» случаях. Таким образом, фирмы с годовым оборотом в 2 млрд иен или более должен представлять ежегодный доклад Комиссии о своем участии в деятельности других компаний и сообщить о предлагаемом слиянии. На самом деле фирмы неофициальные консультации с Комиссией, прежде чем принимать какие-либо действия (слияние, участие).

3. Особенности антимонопольной политики в Российской Федерации

3.1 Несовершенство законодательства Российской Федерации в сфере антимонопольного регулирования

Немало проблем в текущем антимонопольной политики в России возникает из недостаточной проработанностью широкий спектр юридических материалов и других официальных правил, касающихся монополий и монополий. В условиях современной России важную роль в проведении антимонопольной политики содержание игры и направление нормативных правовых актов по многим другим вопросам, особенно по вопросам, связанным с процессом разгосударствления и приватизации, развития малого бизнеса, организации налоговой системы страна.

На самом деле, до сих пор в российском законодательстве не достаточно развернуто и эффективный закон о системе государственной поддержки малого бизнеса, система гарантий достаточно полная реализация этих мер со стороны государства по поддержке и стимулированию развития малого бизнеса. В целом, в нынешних законодательных материалов не выделяется даже вполне четко феномен «малого бизнеса» и не отражает его место в обновлении экономической системы страны. До сих пор есть только один официальный документ, в котором особо выделяется понятие малых предприятий и разъясняются критерии такого выделения. Имеется в виду Постановление Совета Министров РСФСР №406 от 18 июля 1991 г. «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР».

Определенные проблемы при проведении антимонопольной политики в России порождает и непосредственно современное антимонопольное законодательство.

С антимонопольные акты разрабатываются в нашей стране впервые, и, в условиях не только отсутствия достаточных знаний и опыта разработчиков, но и когда есть четкий и сильная оппозиция из числа власти и дисциплины, в то время как они не совершенны и нуждаются в дальнейшей разработке и развитию. Антимонопольное законодательство Российской Федерации слабее антимонопольного законодательства США, хотя бы потому, что они не содержат четких мер против существующих монополий и предложить очень слабые, неэффективные формы ответственности виновных. Наряду с отсутствием тяжести наших антимонопольного законодательства по некоторым вопросам, в которых есть как чрезмерное жесткость и негибкость, другие вопросы.

Можно говорить о несовершенстве закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», где нет никаких признаков критериев и методов для определения границ монопольных рынков и антимонопольного местного самоуправления и (самое главное) предприятия сами по себе не имеют необходимых документов об образовании или инструкции. В результате, антимонопольные органы могут по-прежнему чрезмерно широкое толкование понятия «доминирующее положение на рынке», и для многих предприятий способность защищать от обвинений в монополии выглядит нарочито трудно. Не очень хорошо представлены и некоторые формулировки, содержащейся в законах, например, формулировка закона о конкуренции концепции «монополистической деятельности». Эта деятельность определяется здесь как «вопреки этому закону действия…… хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) причинения вреда потребителям.» То есть, при сохранении нынешней формулировки понятия «монополистической деятельности» под антимонопольного статей, в принципе, взять любое предприятие.

Анализируя пробелы антимонопольного законодательства, автор данной курсовой работы, считает, целесообразным выявить пути преодоления несовершенств. Так Государственная Дума и Правительство РФ дают следующие рекомендации:

Активизировать работу по развитию антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, о рекламе и естественных монополиях, биржевого законодательства и законодательства, обеспечивающего поддержку предпринимательства.

Принять меры по совершенствованию нормативно-методического, информационного и правового обеспечения:

а) практики антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках;

б) развития конкуренции и предпринимательства;

в) госрегулирования деятельности естественных монополий на транспорте, в области связи;

г) работы госорганов по защите прав потребителей.

Создать необходимые правовые условии для:

а) предотвращения монополизации экономики и развития конкуренции на монополизированных товарных рынках;

) снижения барьеров входа на рынки новых хозяйствующих субъектов и обеспечения равных возможностей хозяйствования для всех участников рынка;

в) развития малых и средних предприятий.

Разработать предложения по оптимизации налоговой нагрузки на субъектов малого предпринимательства и упрощению соответствующих звеньев налоговой системы.

Разработать и принять законодательный акт о ценообразовании и ценовой политике, регламентирующий конкретные формы и механизмы государственного регулирования цен, и устанавливающий ответственность за ценовую дискриминацию потребителей, фальсификацию качества товаров и за другие формы недобросовестной ценовой конкуренции.

Ускорить разработку проектов федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», «О кредитной кооперации», «О взаимном страховании», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».

Ускорить рассмотрение и принятие проектов федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рекламе», а также «О биржах и биржевой деятельности».

Изучив вопрос несовершенства законодательства, можно сделать вывод, что российские разработчики в антимонопольных законов еще есть много работы, когда было бы целесообразно принять во внимание опыт других стран, не забывая о специфике российского рынка.

.2 Специфика антимонопольного регулирования экономики Российской Федерации

Русское антимонопольное регулирование имеет тенденцию больше к европейской модели. Это нашло свое отражение в содержании Российской антимонопольного законодательства, а также полномочий и практики федеральных антимонопольных органов. В в системе исполнительной власти и используется, главным образом, административные и организационные методы антимонопольной политики.

В общем, России антимонопольное законодательство состоит из Конституции Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», выпущенных в соответствии с федеральными законами, указами Президента, постановлений и распоряжений правительства. Система антимонопольного регулирования экономики включает следующие элементы:

понятие монополиста, его качественные и количественные характеристики;

виды монополистической деятельности, подлежащей государственному регулированию;

перечень форм недобросовестной конкуренции, подлежащей запрещению;

определение системы антимонопольных органов, их задач, функций и полномочий;

меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Самым важным элементом в системе антимонопольного регулирования экономических в каждой стране - само понятие монополии как субъекта, чья деятельность подлежит регулированию. Российские содержание антимонопольного законодательства и количественные критерии, определенные монополиста понятия «доминирующее положение». В соответствии с Законом о конкуренции доминирующим положением - это уникальное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного продукта, чтобы он мог оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на него других хозяйствующих субъектов.

В настоящее время, Россия признала доминирующее положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного продукта составляет 65% или более. В некоторых случаях, установление антимонопольного органа может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет менее 65%. Тем не менее, он не может считаться доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного продукта не превышает 35%. Все эти количественные характеристики экономического субъекта в качестве монополии являются рынки, которые не имеют заменителей или замены товара. Но по отношению к рынкам границ количественного другие товары монополист не имеет строгие и однозначные решения.

Другой важнейший элемент в системе антимонопольного регулирования - определение видов монополистической деятельности, представляющих злоупотребление хозяйствующим субъектом (или группой лиц) доминирующим положением на рынке. К ним относятся все действия, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции:

изъятие товаров из обращения для создания дефицита и повышения цен;

навязывание контрагенту неприемлемых для него условий договора;

создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;

установление монопольно высоких (низких) цен и др.

Непременный элемент любой системы антимонопольного регулирования - совокупность антимонопольных органов, их задачи, функции и полномочия. В России главный антимонопольный орган - это Федеральная антимонопольная служба (ФАС), который создает в регионах территориальные отделения. К основным его задачам относятся:

содействие формированию рыночных отношений на основе конкуренции и предпринимательства;

предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Этот орган имеет право давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и устранению их последствий, их принудительном разделении или выделении структурных подразделений композиции, прекращения или изменения договоров, противоречащих антимонопольному праву, по заключению соглашения с другими экономическими субъектами, указанными в федеральном бюджете прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства. Система также включает в себя анти-монополистического регулирования и штрафы за нарушения антимонопольного законодательства. И Россия, в основном, административные и организационные меры воздействия, хотя в некоторых случаях, обеспечивает более строгих мер. В экономике современных государств всегда существуют такие сферы, в которых сохранение и поддержание рыночной конкуренции не целесообразны по причине ее экономической неэффективности или по иным причинам, среди которых - обеспечение системы национальной безопасности страны. Антимонопольная политика, следовательно, не означает ликвидации монополизма вообще. Она должна опираться на основательную инвентаризацию рынков, на их разграничение на конкурентные рынки и в принципе неконкурентные, т.е. такие, где сохранение монополии экономически оправданно. Сферы экономики, исключенные из рыночной конкуренции, - это так называемые естественные и государственные монополии

Наряду с естественными монополиями рамки рыночной конкуренции могут быть устранены, и в других сферах деятельности, называемые государственной монополии. Сохранение конкуренции в этих секторах неуместно не только потому, что его экономической неэффективности, но также из-за особой роли этих секторов в формировании общих условий экономического и социального развития, национальной безопасности, а также особой социальной значимости товаров и услуги. В качестве субъектов государственной монополии в России выступают, как правило, государственные унитарные предприятия, имеющие лицензии на осуществление определенных видов деятельности. Такими государственными монополиями могут выступать: денежно-эмиссионная деятельность, осуществляемая Центральным банком страны, некоторые виды внешнеэкономической деятельности, часто производство, и сбыт алкогольной продукции и др. Режим государственной монополии имеет исключительный характер.

Таким образом, автор делает вывод, что антимонопольная политика государства не означает тотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторых видов монополий, обеспечивая их государственное регулирование. Суть и смысл любой антимонопольной политики состоит в том, чтобы использовать выгоды крупномасштабной экономики и нейтрализовать ее возможные негативные последствия, связанные с ослаблением конкуренции. Именно сочетание этих двух подходов и составляет практически наиболее трудноразрешимую, меняющуюся в зависимости от ситуации правовую и экономическую задачу.

Заключение

Экономический кризис, последствия которого ощущаются сегодня, является неплохим моментом для начала процесса диверсификации российской экономики. Высокий уровень монополизации и сырьевая направленность российской экономики - это фундамент для внутренних кризисов и чрезмерно острого реагирования на внешние негативные явления, а также гарантия вечного отставания в развитии России от Запада и многих азиатских государств.

В заключении представляется возможным сделать следующие выводы:

Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии, препятствия для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок.

История монополий неразрывно связана с развитием тех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства, придавая ему новые формы.

Можно выделить два связанных между собой направления (аспекта) антимонопольной политики: разработку и принятие специального антимонопольного законодательства; формирование системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства.

Разработчикам российского антимонопольного законодательства предстоит ещё большая работа, при этом было бы целесообразно учитывать опыт зарубежных стран, не забывая при этом специфики российского рынка.

Антимонопольная политика государства не означает тотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторых видов монополий, обеспечивая их государственное регулирование. Суть и смысл любой антимонопольной политики состоит в том, чтобы использовать выгоды крупномасштабной экономики и нейтрализовать ее возможные негативные последствия, связанные с ослаблением конкуренции.

Список использованных источников

1.Закон РСФСР от 22.03.1991 №948-1 (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и защите монополистической деятельности на товарных рынках» // Консультант Плюс.

2.Приказ ФАС РФ от 09.04.2007 №105 «Об утверждении регламента Федеральной антимонопольной службы».

.Федеральный закон от 17.08.1995 №147-ФЗ (ред. от 08.11.2007) «О естественных монополиях» (принят ГД ФС РФ 19.07.1995)

.Грязновая, А.Г. Микроэкономика: практический подход: Учеб./ Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Кнорус, 2011. - 672 с.

.Князева, И.В. Антимонопольная политика в России: Учеб.пособ./ Князева И.В. - М.: Омега - Л, 2011. - 526 с.

.Кулешова, А.Б. Конкуренция в вопросах и ответах: Учеб. пособ./ Кулешова А.Б. - М.: Проспект, 2008. - 256 с.

.Поляк, Г.Б. Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. - Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2007. - 496 с.

.Столяров, И.И. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. пособ./ Отв. ред. И.И. Столяров - 4-е изд. - М.: Дело, 2009. - 280 с.

9.Экономическая теория: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. М. Соколинского. - 7-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2014. - 464 с.

10.Экономическая теория: Учебник / 3. К. Океанова. - 5-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2014, - 650 с.

11.Авдашева С.Б. Экономические основы антимонопольной политики: российская практика в контексте мирового опыта/ С.Б. Авдашева, А.Е. Шаститко, Е.Н. Калмычкова // Экономический журнал Высшей школы экономики: Научно-информ. журн. /Гос. Ун-т - Высш. Шк. Экономики. - М.: - ISSN1813-8691, 2007 - Т.11 №1. - с. 89-123.

12.Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства: (рекомендации парламентских слушаний, проведенных комитетом ГД по экономической политики и предпринимательству) // РОС. Экон. Журнал. - 212. - №3. - с. 28-33.

.Долгова И.В. Монополии и конкуренция / И.В. Долгова, Н.В. Швейко // Финансы и кредит. - 2013. - №3. - с. 44-59.

.Илларионов, А. Актуальные проблемы экономического роста в России/ А. Илларионов // Общество и экономика. - 2009. - №8-9.-с. 26-35.

.Никифоров А.А., Концепции антимонопольной политики и реформа / А.А. Никифоров // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6, Экономика. - 2012 - №1. - с. 14-31.

.Паламарчук, А. Антимонопольное законодательство: проблемы и пробелы / А. Паламарчук, М.О. Сайтарлы Н. // Законность. - 2013. - №9. - с. 35-38.

.Проблемы управления и регулирования в экономике России // Проблемы теории и практики управления/ 2013. - №12. - с. 53-60.

.Зайцев М.Ю. Монополия, ее современные виды и формы. #"justify">.Осадчая, И. Кризис пришел, что делать государству? http:/www.nkj.ru/archive/

.Павлюк С. Интеграция банковского и промышленного капиталов в современной российской экономике. http.www.planetadisser.com

21.http.www.stat-info.ru

Похожие работы на - Антимонопольная политика государства

Введение

Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

Монополия: понятие и виды

Существуют два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. Для того, чтобы разобраться в вопросах, связанных с антимонопольной политикой, необходимо в общих чертах понять сущность самой монополии.

Существует большое количество определений монополии, ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:

    С точки зрения рыночной структуры

    С точки зрения рыночного поведения

3. С точки зрения рыночных итогов

Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности следует уточнить, что опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта.

Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:

    монопольно высокими ценами

    ограниченной готовностью монополии к инновациям.

Но так как понятие монополии очень важно для основного предмета моей работы – антимонопольной политики, необходимо, по-моему, описать это понятие более детально.

Итак, можно привести следующие признаки монополии:

    Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.

    Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).

    Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные причины существования таких барьеров, к примеру:

    Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.

    Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.

    Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).

    При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.

    Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.

    Сложность в получении полной информации обо всём рынке.

Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.

Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д.

Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком.

Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции.

Экономические последствия монополизации рынка

При оценке роли монополий в экономике страны имеются аргументы как "за", так и "против" монополий.

Аргументы "за" (положительные стороны деятельности монополий ) связаны с тем, что в качестве монополиста обычно выступает крупное объединение предприятий. Как таковое оно имеет возможность:

применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками, что очевидно ведет к экономии ресурсов;
выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;
противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения, более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.

Таким образом, существование монополистических объединений оказывает определенное положительное влияние на экономику.

В то же время деятельность монополий имеет и отрицательные стороны. Монополии имеют возможность:

Увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;
"эксплуатировать потребителей", завышая цены против их равновесного уровня, сокращая ассортимент продукции по сравнению с рынками, где действуют конкурентные фирмы;
тормозить внедрение достижений НТП (монополии имеют возможность получать высокие прибыли и без совершенствования производства);
ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.

Подобные действия монополий приводят к менее эффективному по сравнению с совершенной конкуренцией распределению ограниченных ресурсов общества, порождая потери общества в целом.


Рис. 11. 1. Последствия монополизации рынка

Таблица 11.1

Основные показатели деятельности фирмы в условиях совершенной и несовершенной
конкуренции

*) Кривая предложения отражает динамику издержек производства.

В условиях несовершенной конкуренции потребитель теряет часть своего потребительского эффекта () - он вынужден покупать меньше () и по более высокой цене (). Часть утерянного излишка потребителя присваивает монополия (), другая же часть потребительского эффекта ( - заштриховано ) просто теряется (она не достается никому) и представляет собой чистый убыток общества.

Чистый убыток общества в результате монополизации рынка - это потери потребителя в результате сокращения объема производства ниже равновесного.

По подсчетам некоторых экономистов, убыток, возникающий в силу монополистического нерационального распределения ресурсов, в США достигает 2% валового национального продукта страны.

Таким образом, монополии, назначая цену выше равновесной, устанавливают объем производства ниже эффективного, что приводит к безвозвратным потерям общества. Деятельность монополий усиливает неравномерность распределения доходов, что может иметь негативные социально-политические последствия.

Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства.

Государство против монополий

Антимонопольная политика государства представляет собой совокупность экономических и административных мер, направленных на поощрение и защиту конкуренции и ограничение монопольных проявлений. Она включает в себя как меры, препятствующие возникновению новых монополий, так и меры, направленные против существующих монополий.

Законодательство большинства стран исходит из того, что рынок монополизирован, если:

На долю одного продавца приходится 33%;
на долю трех - 50%;
на долю пяти - 66,6% рыночного оборота (всего объема продаж на конкретном рынке).

Вообще считается, что рынок является конкурентным, если на нем фигурирует не менее 10 продавцов.

Для определения степени монополизации рынка используется показатель концентрации рынка (индекс Харфиндела-Хиршмана ):

,
где - доля фирмы, выраженная в процентах;
n - общее число фирм на рынке;
i - фирма.

На основании ИXX государство регулирует конкуренцию на рынках. Так, в США, если:

ИXX меньше 1000, то рынок считается неконцентрированным, и разрешаются любые слияния и поглощения;
ИXX больше 1000, но меньше 1800, то рынок считается умеренно концентрированным, и слияния разрешаются, но вводятся специальные правила, гарантирующие новым предприятиям возможность выхода на уже освоенный рынок;
ИXX больше 1800, то отрасль считается высокомонополизированной, и слияния и поглощения запрещаются

Меры государства в борьбе в монополиями

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического, законодательного и административного характера.

Экономические меры поддержки конкуренции и борьбы с монополией - это набор инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации монопольной власти продавцов. Среди инструментов антимонопольной политики выделяют прямые и косвенные.

К прямым методам регулирования (ограничения) деятельности монополий относятся установление:
"потолка цен" - верхнего и нижнего уровня цен на продукцию (не более такого-то, не менее такого-то);
предельного темпа роста цен;
предельного уровня нормы прибыли.

К косвенным методам антимонопольной политики можно отнести все виды государственной деятельности, направленной на развитие конкуренции:
поощрение создания товаров-заменителей;
поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (упрощение процедуры создания новых фирм, налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов);
предоставление государственных заказов среднему и малому бизнесу;
открытие внешнеторговых границ (свободная международная торговля усиливает конкуренцию на внутреннем рынке);
привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

Административные меры , направленные на демонополизацию рынков и предотвращение накопления фирмами монопольной власти, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство.

Во всех странах рыночной экономики имеется антимонопольное законодательство , направленное на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также нечестной конкуренции.

Обычно законодательные меры предполагают:

запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен, раздел рынков;
запрещение слияний фирм, которые ведут к установлению контроля над предложением;
принудительную демонополизацию (дробление фирм-монополий).

Первый антитрестовский закон (закон Шермана) был принят в США 1890 г. Он признавал незаконной и уголовно наказуемой монополизацию торговли, захват контроля над той или иной отраслью, сговор о ценах.

С тех пор в США было принято множество законов, ограничивающих власть монополий, на основании которых в судах ежегодно рассматриваются десятки дел по обвинению тех или иных компаний в монополизации рынков.

Например, широкую известность получил судебный процесс против компании АТ&Т (American Telegraph and Telephon), обвиненной в монополизации рынка телефонных услуг. На основании судебного решения компания была раздроблена на 10 самостоятельных фирм. Следствием создания конкуренции на рынке телефонных услуг стало снижение в два раза цен на соответствующие услуги.

Другим известным примером является процесс против компании IBM (1969 г.), которая обвинялась в захвате 75% рынка компьютеров и установлении таких низких цен, что они препятствовали входу конкурентов на рынок. Этот процесс выиграла IBM, которая сумела доказать, что от низких цен выигрывают потребители.

Следует отметить, что антимонопольное законодательство стран Западной Европы более либерально, чем США.

Хотя монополии, представленные, как правило, крупными предприятиями, обладают определенными преимуществами (более низкие средние издержки производства, возможность финансировать НИОКР, большая устойчивость в условиях неблагоприятной конъюктуры и др.), негативные последствия монополизации превышают ее положительные стороны. Монополизация рынков ведет к сокращению потребительского излишка, возникающего в условиях конкурентного равновесия рынка. Таким образом, отсутствие конкуренции, монополизация рынков приводит к чистым потерям общества - потерям потребителей в результате сокращения обьема производства ниже равновесного. Поэтому борьба с монополизацией, поддержка конкуренции - одна из важнейших функций государства.

... Антимонопольная политика государства» Содержание 1. Антимонопольная политика государства 2. Управление государственным имуществом Литература 1. Антимонопольная политика государства Антимонопольная ... , активизация деятельности антимонопольных органов по...
  • Антимонопольная политика государства (4)

    Реферат >> Экономика

    Ориентированной экономики без активной роли государства . За государством всегда сохраняются классические функции... изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и антимонопольной деятельности на товарных рынках» устанавливает перечень...

  • Антимонопольная политика России (1)

    Дипломная работа >> Экономика

    Третьих, недостаточностью разработанности юридических аспектов антимонопольной деятельности государства и его органов, -в-четвёртых, ... разработанности экономических и юридических аспектов антимонопольной деятельности государства и его органов. Потребностью...

  • Антимонопольная политика - это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.

    Антимонопольная политика представляет собой комплекс государственных мер, включающий соответствующее законодательство, систему налогообложения, денационализацию собственности, поощрение малого предпринимательства и пр. В целом данная политика направлена против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

    Антимонопольная политика государства опирается на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

    Антимонопольное регулирование - комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование .

    В рамках антимонопольной политики государством осуществляется демонополизация экономики страны и реализуется стратегия вмешательства в деятельность существующих монополий в плане ограничения цен на продукцию .

    Демонополизация - политика государства, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции. Демонополизация осуществляется с помощью законодательных мер, обеспечивающих:

    равные условия для различных форм собственности,

    увеличение количества производителей

    устранение привилегий и препятствий для конкуренции.

    Демонополизация предполагает:

    предотвращение слияний и поглощений, имеющих целью

    приобретение господствующего положения на рынке;

    запрещение соглашений о разделе рынков;

    запрещение переплетающихся директоратов;

    приобретение акций конкурирующей фирмой.

    Главной целью антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. По отношению к естественным монополиям эти цели достигаются путем прямого вмешательства государства в их деятельность, путем принудительного установления цен .

    В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство применяет следующие санкции:

    предупредительные меры (запрет слияний крупных фирм);

    штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами);

    прямая демонополизация, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм .

    Одним из важнейших компонентов политики конкуренции и обеспечения социально-экономической стабильности интересов участников деловых отношений является политика антимонопольного регулирования, которую проводит государство в лице соответствующих органов власти и управления, осуществляя государственный контроль за соблюдением законов и нормативных актов, относящихся к системе конкурентного права.

    Реализация конкурентной политики стала возможной только при формировании целостной системы антимонопольных органов в федеральном центре и регионах. В октябре 1990 года впервые был законодательно оформлен ведущий антимонопольный орган - Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России). О нем упоминалось в предыдущем параграфе.

    В 1995 году был создан Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. В 1996 году для реализации Федерального закона "О естественных монополиях” были созданы Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий в области связи и Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий на транспорте.

    В целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти Указом Президента РФ были упразднены существовавшие на тот момент антимонопольные органы и образовано Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которому были переданы функции упраздненных органов (МАП России).

    В начале марта 2004 году в контексте реализуемой в России административной реформы началась реорганизация МАП России в соответствии с Указом Президента РФ, в связи с этим постановлением Правительства РФ были выделены базовые положения функционирования Федеральной антимонопольной службы .

    Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ФАС России). Она объединяет в себе основные функции упраздненного МАП России и часть функций упраздненной Федеральной энергетической комиссии РФ.

    Для примера в таблице 1.1 приведено количество рассмотренных нормативных правовых актов (решений) на соответствие антимонопольному законодательству в разрезе органов власти по итогам 2014 года.

    Таблица 1.1 - Количество рассмотренных нормативных правовых актов (решений) на соответствие антимонопольному законодательству в разрезе органов власти

    Таким образом, средняя доля актов противоречащих антимонопольному законодательству составило 1,79 %.

    К основным функциям, осуществляемым антимонопольным органом относятся: контроль и надзор за соблюдением законодательства о защите конкуренции на товарных и финансовых рынках, о естественной монополии, о рекламе; предупреждение антиконкурентных действий органами власти, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; осуществление государственного контроля экономической концентрации в сфере использования земли, недр, водных и природных ресурсов; выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по их прекращению и привлечение к ответственности за такие нарушения; контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.

    Экономические цели антимонопольной политики приведены на рисунке 1.1.

    Рисунок 1.1 - Экономические цели антимонопольной политики

    антимонопольная политика контроль россия

    Полномочия и функции антимонопольных органов определены законодательством РФ. В своей деятельности ФАС России руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями

    Президента РФ, постановлениями и распоряжениями правительства, предоставляющими право на прямое государственное регулирование, организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности .

    В ведении ФАС России находится 75 территориальных управлений, которые осуществляют свою деятельность в 88 субъектах РФ, за исключением республики Ингушетия. Территориальные управления образованы в 1991 году. Деятельность их направлена на проведение рыночных реформ в регионах, формирование конкурентной среды, сохранение единого экономического пространства Российской Федерации.

    Важно отметить, что сотрудники антимонопольного органа в целях выполнения возложенных на них функций имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации для получения необходимой информации.

    Антимонопольное законодательство - это комплекс законов и правительственных актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды в различных сферах предпринимательской деятельности, на противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на ограничение и запрещение монополий, препятствие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. Антимонопольное законодательство является главным инструментом антимонопольной политики. К его основным задачам относятся:

    Обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике.

    Снятие всех преград на пути активизации конкуренции на правовой основе, позволяющее исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов.

    Определение правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции.

    Защита интересов малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса.

    Создание условий для развития национальной экономики.

    Антимонопольное законодательство едино в своих основах. Оно, во-первых, ставит под государственный контроль слияния компаний, во-вторых, запрещает соглашения и сговоры предпринимателей и, в-третьих, пресекает недобросовестную конкуренцию.

    Сегодня антимонопольные законодательные акты приняты практически во всех странах с рыночной экономикой. Конкуренция на международном рынке регулируется специальными межправительственными соглашениями, а также документами Комиссии ООН по промышленности и торговле (ЮНКТАД), документами Европейского Экономического Сообщества, других организаций. На рисунке 1.2 приведены основные функции антимонопольного органа в Российской Федерации.


    Рисунок 1.2 - Основные функции антимонопольного органа

    При общности основных принципов антимонопольных законодательств существуют национальные отличия, которые не только относятся к степени жесткости тех или иных ограничений, но и различаются в правах и обязанностях государственной администрации, отвечающей за применение антимонопольных законов, системы наказаний за нарушения.

    Что касается принципов действия антимонопольной политики, то в разных странах и в различные периоды преобладают те или иные государственные воздействия на монополии. Но, как правило, в наиболее общем плане в странах с рыночным типом экономики выделяется три основных направления:

    а) активизация конкурентных рыночных структур, противостоящих монополии, с помощью тех или иных мер по либерализации рынков;

    б) государственное регулирование монополий путем контроля над ценами и уровнем рентабельности;

    в) прямое предотвращение, подавление или ликвидация монополий с помощью специального антимонополистического законодательства .

    Таким образом, мы рассмотрели в общих чертах функции, задачи и принципы антимонопольной политики. Анализ данного параграфа показал, что политика антимонопольного регулирования является необходимой в любой стране. Она представляет собой инструмент административного регулирования экономики, с целью предотвращения нарушений экономического равновесия. А на защиту прав потребителя направлено антимонопольное законодательство.

    Как уже говорилось ранее, в СССР монополистические отношения во многом порождались действующей системой директивного планирования. Это объясняет многие особенности нынешнего российского монополизма.

    Антимонопольная политика предполагает вмешательство государства в процесс концентрации капитала. Однако предприятиям удается обойти закон. Капитал может концентрироваться под единым управлением, но без объединения активов. Таким образом, образовался алюминиевый картель. Крупнейшие алюминиевые заводы и производители сырья для них договорились совместно работать, располагать общей сырьевой базой, реализовывать конечную продукцию. На очереди нефтяная отрасль, где множество небольших компаний действует неэффективно и нуждается в совместной производственно-технологической политике.

    Затрудняет проведение антимонопольной политики и охватившая мир глобальная экономическая интеграция: на открытом рынке капитал концентрируется так, как ему выгодно, как требует международная конкуренция.

    Координацию деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ по реализации антимонопольной политики осуществляет Межведомственная комиссия по конкурентной политике.

    ФСГС России ведет государственный реестр объединений и предприятий-монополистов, имеющих на рынке Российской Федерации в целом долю определенного товара более 35 % (с учетом поступлением продукции, ввозимой на территории Российской Федерации). Целями ведения реестра являются контроль деятельности объединений и предприятий-монополистов на товарных рынках, отклонений от норм добросовестной конкуренции и недопущение необоснованного сокращения производства, сужения ассортимента, повышения (понижения) цен, снижения уровня качества и услуг .

    Российское антимонопольное законодательство, опираясь в значительной мере на существующий мировой опыт, регулирует процесс демонополизации в условиях экономической реформы.

    Российское антимонопольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные последствия для конкуренции не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому, как уже было сказано выше, контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.

    Но, в тоже время, нередко создание, слияние, присоединение или ликвидация коммерческих организаций и приобретение акций нередко проходят с нарушением антимонопольного законодательства. Поэтому самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России являются ограничительные меры.

    Новый закон "О защите конкуренции”, принятый в июле 2006 года разработан в целях совершенствования законодательства о конкуренции, в том числе путем создания единых правовых основ для развития и защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках.

    Антимонопольное регулирование - это целенаправлен­ная деятельность государственных органов управления, противодействующая неограниченной власти монополий, нездоровому и недобросовестному соперничеству и направ­ленная на создание и поддержание честной конкуренции.

    Антимонопольное регулирование обеспечивает соблюдение установленных «правил игры» на рынке, защиту прав потре­бителя и производителя, реализуется через комплекс экономи­ческих , административных и законодательных мер . Цели и направления антимонопольного регулирования общие в боль­шинстве стран мира:

      обеспечение и сохранение конкуренции;

      контроль над хозяйствующими субъектами-монополи­стами;

      контроль за процессами концентрации капитала (слия­ния, поглощения и т.п.);

      защита интересов потребителя;

      защита и поддержание малого и среднего бизнеса.

    Меры антимонопольного регулирования в зависимости от складывающейся на рынке ситуации могут быть чрезвычай­ными или повседневными , запретительными или ограничитель­ными , поощрительными и другими. Основные меры антимонопольного регулирования :

      Изучение рынка. Определение индекса Герфинделя, который показывает концентрацию рынка и степень власти над ценой. Оценивается доля фирмы на рынке (доля в общем объеме продаж в % = S), определяется количество фирм в отрасли; Показатель каждой фирмы возводится в квадрат и все эти данные суммируются. Если общий показатель меньше 20%, значит монополии нет. Для России этот показатель меньше 36%. Если индекс Герфинделя больше 60% - наличие монополии.

      Используется дифференцированный подход. Остается только то, что выгодно, т.е. естественные монополии.

      Жесткий контроль за процессом слияния методом административного контроля цены и качества.

      Сочетание антимонопольной политики правовых норм и организационного механизма через комитеты приватизации и антимонопольные комиссии.

      Демонополизация и либерализация цен.

      Развитие и укрепление рыночной структуры, которая может противостоять монополии: снижение таможенных пошлин, поддержка малых предприятий, упрощение лицензирования.

      Разгосударствление – денационализация, приватизация, снижение бюджетных дотаций, отмена льгот.

      Принятие специального закона «об ограничении монополистической деятельности на товарных ранках».

    Целью антимонопольной политики является борьба не с монополией как таковой, а с попытками монополизации и злоупотреблениями монопольным положением , т.е. с противоза­конными действиями, ведущими к неразумному поведению на рынке и ослаблению конкуренции.

    Антимонопольное регулирование в различных странах име­ет свои отличия и акценты, что связано с особенностями разви­тия и функционирования национальных экономик.

    Относиться к монополизму однозначно отрицательно нельзя, так как существуют технологические олигополии, естественные монополии, обусловленные экономией от масштаба. Кроме того, временными монополистами становятся и фирмы - лидеры по внедрению научно-технических разработок. В этих случаях деятельность монополий экономически оправданна.

    Однако, когда в экономике усиливаются тенденции применения монопольной власти, монополизм становится болезнью экономики, разрушающей рыночные механизмы. Он ведет к взвинчиванию цен, консервированию существующих технологий производства и, что особенно страшно, препятствует появлению новых капиталов в производстве.

    Поэтому государство берет на себя функцию контроля за деятельностью монополий. Создаются правовая база регулирования деятельности монополий и специальный орган, уполномоченный следить за выполнением антимонопольного законодательства. Во всех странах, где развивается промышленность, существует объективная необходимость принятия законодательства, ограничивающего возможность применения нечестных методов конкурентной борьбы, проявления монопольной власти на рынках несовершенной конкуренции.

    В США антитрестовское законодательство стало развиваться с 1890 г., когда был принят первый антитрестовский документ - акт Шермана, который ограничивал власть формировавшихся трестов. В дальнейшем антитрестовское законодательство дополнялось, создавалась структура исполнительной власти: в 1914 г. организована Федеральная торговая комиссия, позже - антитрестовский отдел Министерства юстиции США.

    В России основными документами, регламентирующими деятельность монополий, являются Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЭ "О защите конкуренции" (принят в 2006 г.), а также Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях". Следить за выполнением антимонопольного законодательства России призвано Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП).

    Целью антимонопольной политики государства является пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.

    т.е. деятельности, направленной на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

    Антимонопольное регулирование включает в себя два направления:

    • o структурное, связанное с регулированием структуры отрасли в целях препятствия возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта;
    • o функциональное, нацеленное на содействие развитию конкуренции на товарных рынках, запрещение действий хозяйствующих субъектов, направленных на ограничение конкуренции, ущемление интересов конкурентов или потребителей продукции.

    В рамках структурного направления антимонопольной политики проводится контроль за деятельностью предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке. По российскому законодательству доминирующим признается предприятие, если его доля на рынке превышает 65%. Такие предприятия заносятся в реестр монополистов. Предприятия, включенные в реестр, должны декларировать увеличение или снижение цены и объемов производства; они не могут необоснованно уменьшать объем продаж на данном рынке.

    Федеральная антимонопольная служба (ФАС) осуществляет контроль за слияниями и поглощениями предприятий. Если объединяются несколько предприятий, совокупная доля которых на рынке составляет более 35%, то ФАС вправе запретить подобное слияние. Для пресечения деятельности монополиста может быть применено принудительное разукрупнение предприятий.

    Проводится также политика поощрения развития предпринимательства: создание условий, обеспечивающих выход на рынок новых товаров, в том числе за счет импорта.

    В рамках функционального направления антимонопольного регулирования запрещаются действия фирм, направленные на ограничение конкуренции: изъятие фирмой товаров из обращения в целях создания дефицита или повышения цен; необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями; установление монопольно высоких (низких) цен и т.д.

    Применяется контроль за деятельностью фирм, использующих рычаги нечестной конкуренции (препятствия для вхождения новых фирм на рынок, искажение информации о товаре, некорректное сравнение товаров конкурирующих фирм, незаконное использование интеллектуальной собственности и др.). При обнаружении недобросовестной конкуренции дело передается в суд.

    Антимонопольная политика в России осуществляется с учетом как мирового опыта антимонопольного регулирования, так и особенностей развития экономики России.

    В наследство от Советского Союза России досталась высоко-монополизированная экономика. Предприятия, входившие во всеобъемлющую систему монополизма административно-командной экономики, в большинстве своем были недостаточно эффективны, производственные фонды - изношены, полноценной конкуренции не существовало. Страна находилась под гнетом всеобщего дефицита.

    Основной сферой деятельности антимонопольных органов в России стало регулирование деятельности естественных монополий. Сформирован реестр естественных монополий, в который включены предприятия, занимающиеся:

    • o транспортировкой нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
    • o транспортировкой газа по трубопроводам;
    • o железнодорожными перевозками;
    • o услугами транспортных терминалов, портов, аэропортов;
    • o услугами общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
    • o услугами по передаче электрической энергии;
    • o услугами по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
    • o услугами по передаче тепловой энергии;
    • o услугами по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

    Сложность регулирования цен естественных монополий в России заключается в том, что низкая платежеспособность потребителей продукции естественных монополий на внутреннем рынке не позволяет устанавливать цены на уровне мировых. Поэтому государство устанавливает потолок цен, выше которого естественным монополиям не разрешается поднимать цены, а также выделяет группы потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.

    С выходом из экономического кризиса доходы естественных монополий возрастают, так как увеличивается емкость внутреннего рынка, а также возникает возможность получения дополнительных доходов за счет использования положительного эффекта масштаба производства.

    Отечественные предпринимательские монополии в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности фактически утратили свою власть над рынком. Российские предприятия оказались в весьма невыгодных условиях. С развалом Советского Союза произошел разрыв хозяйственных связей, поскольку предприятия-смежники оказались разделены государственными границами. Переход к рынку потребовал нового типа мышления менеджеров предприятий, но большинство предприятий не были готовы к кардинальной перестройке управления. Многие отечественные предприятия-монополисты оказались неконкурентоспособными по сравнению с иностранными компаниями и в конечном счете убыточными, так как государство резко сократило заказы, а потребительский спрос населения переключился на импортные товары.

    Решить проблему обновления производства и переориентации управления на новые условия хозяйствования предполагалось с помощью приватизации государственной собственности. Итогом приватизации стал переход монополизма административно-командной экономики в его рыночные формы.

    В период экономического кризиса российское законодательство повысило допустимую долю продукции фирмы на рынке, что явилось свидетельством монополизации рынка. Такая доля поднялась с 35 до 65% (по сравнению с Западом это очень высокая доля). Послабления антимонопольного законодательства в России были связаны с низкой конкурентоспособностью российских товаров по сравнению с товарами мирового рынка. В этих условиях жесткое антимонопольное давление государства могло подорвать отечественное производство. Но уже с 2006 г. доминирующим стало признаваться положение фирмы, если доля ее продукции на рынке составляет 50%. Это говорит о том, что по мере адаптации российских предприятий к условиям открытой рыночной экономики меры государственного регулирования в отношении монополий в России будут ужесточаться.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!