Все для предпринимателя. Информационный портал

Требование о встречной проверке. Встречная проверка

При проведении проверок налоговики часто запрашивают документы о фирме или о конкретных сделках у ее контрагентов или третьих лиц. Хотя в Налоговом кодексе не содержится такого понятия, у этой процедуры есть устоявшееся название «встречная проверка».

Регламент

Встречная проверка в основном проводится для установления реальности совершенных сделок и проверки подлинности сведений, которые представлены в налоговую инспекцию проверяемой организацией.

Согласно статье 93.1 НК, при встречной проверке истребование документов происходит при проведении выездной ревизии, в период рассмотрения ее материалов, или когда были назначены дополнительные мероприятия налогового контроля. Если информацию необходимо получить в отношении конкретной сделки, то запрос может поступить вне рамок проведения проверок.

Бумаги представляются в виде копий, заверенных подписью ее руководителя или иного уполномоченного лица, а также печатью фирмы. Заверять у нотариуса их не требуется.

Порядок истребования документов

Для истребования документов налоговики должны направить письменное поручение в инспекцию по месту учета контрагента или лица, у которого необходимо истребовать сведения о проверяемой фирме. В соответствии с приказом ФНС России от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/338@, в поручении должна быть указана либо причина запроса, либо данные по конкретной, интересующей фискалов сделке.

Бумаги представляются в ФНС в виде копий, заверенных подписью ее руководителя или иного уполномоченного лица, а также печатью фирмы. Заверять у нотариуса их не требуется.

Когда налоговая получит это поручение, в течение пяти рабочих дней она должна направить контрагенту или иному лицу требование о представлении документов, которое должно соответствовать форме, утвержденной приказом ФНС России от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/338@. Оно передается руководителю или уполномоченному представителю лично под расписку или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Также оно может быть отправлено по почте заказным письмом, которое считается полученным по истечении шести дней с момента отправления. К требованию в обязательном порядке прилагается копия поручения об истребовании документов.

После того, как контрагент или третье лицо получит означенные бумаги из ФНС, он обязан в течение пяти рабочих дней представить копии истребованных документов. Они могут быть переданы лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или в электронном виде.

При отсутствии необходимых документов организации следует сообщить инспекторам, что она этими бумагами не располагает. Если их невозможно представить в установленный срок, нужно ходатайствовать в налоговую, и тогда он может быть продлен по следующим причинам:

  • большой объем запрошенных документов
  • отсутствие сотрудников, которые могли бы в срок подготовить копии
  • нахождение документов в обособленном подразделении.

Наличие в требовании ошибок также позволяет направить встречное уточняющее письмо о внесении изменений в требование и о продлении срока представления документов.

Основания для отказа

При наличии столь полного описания данной процедуры, кажется, нет никакой возможности ее избежать. Однако несколько способов все-таки существует.

Основание

1. Причиной истребования документов является проверка вашего контрагента

При получении требования с таким основанием лучше всего связаться с контрагентом и узнать: проверяют ли его? В отрицательном ответе партнера необходимо быть полностью уверенным. Так как при отказе представить документы по такому основанию налоговики могут наложить штраф, если проверка все же проводится.

Основание 2. Требование получено не от вашей инспекции

Подобное требование является прямым нарушением процедуры истребования, которое налоговики допускают в стремлении получить информацию как можно скорее. Отказ представить документы в этом случае полностью обоснован.

Основание 3. Сделку нельзя идентифицировать

Если в требовании о предоставлении информации по сделке с контрагентом она не конкретизирована, определить, какая именно информация требуется, невозможно.

Основание 4. Перечни документов в требовании и поручении не совпадают

При несовпадении перечней документов в требовании и поручении может возникнуть двоякая ситуация.

Если в поручении затребовано больше бумаг, чем в требовании, стоит представить только те из них, которые указаны в требовании. Ведь на вас возлагается обязанность исполнить именно его. Если более полный перечень содержится в требовании, нужно исполнять поручение, поскольку требование составляется на его основе.

Основание 5. К требованию не была приложена копия поручения

При отсутствии копии поручения нарушается установленный порядок истребования документов или информации. Отказ оправдан тем, что фирма не имеет возможности сверить перечни документов.

Основание 6. Повторное истребование документов

При отсутствии необходимых документов организации следует сообщить инспекторам, что она этими бумагами не располагает. Если их невозможно представить в установленный срок, нужно ходатайствовать в налоговую.

Также вы можете воспользоваться правом на ограничение повторного истребования документов, которые необходимы для осуществления налогового контроля. Налоговики не вправе требовать от контрагентов повторного представления информации, ранее представленной при проведении камеральных или выездных проверок. При этом данное положение распространяется на документы, представленные в налоговую после 1 января 2011 года.

Таким образом, существуют некоторые возможности непредставления документов. Однако отказ должен быть направлен в налоговую письмом с обоснованием причин.

Следует обратить внимание, что в некоторых случаях организация обязана представить документы в любом случае:

  • документы были ранее представлены в виде подлинников, которые были возвращены контрагенту, передавшему их
  • ранее представленные копии документов утрачены вследствие непреодолимой силы
  • запрошенные документы были представлены на камеральную или выездную проверку до 1 января 2011 года.

Редакция журнала "Практическая бухгалтерия"

Чем больше у организации покупателей и продавцов, тем больше вероятности, что она столкнется со встречной проверкой. Как правильно вести себя, чтобы не нанести вред своим контрагентам, а самим избежать налоговых штрафов, расскажет наша статья.

Ю.С. Шемелева, эксперт АГ «РАДА»

О встречных проверках говорится в статье 87 Налогового кодекса. Согласно ей, налоговики могут потребовать у контрагентов организации, которую они проверяют, любые документы, которые относятся к ее деятельности.

Единственное ограничение заключается в том, что проводить «встречки» инспекторы могут только в рамках выездной или камеральной проверки.

Как правило, налоговики организуют встречные проверки, если документы организации вызывают у них сомнения, например, не четко заполнены, много исправлений и т. д. Поэтому они хотят выяснить, осуществлялись ли в действительности отраженные в учете фирмы операции. Для этого налоговики сопоставляют документы проверяемой организации с бумагами ее партнеров и определяют, есть ли между ними расхождения.

Существуют ситуации, когда «встречки» неизбежны. Например, инспекторы должны проводить встречные проверки всех поставщиков экспортеров. К этому их обязывает внутренний приказ МНС от 3 сентября 2001 г. № БГ-14-03/106дсп.

Как проводят встречки

Контрагенты проверяемой фирмы могут находиться в других районах и городах. В этом случае инспектор направит запросы в налоговые инспекции, в которых эти фирмы состоят на учете.

Получив запрос, инспекции должны провести встречные проверки указанных контрагентов, а затем сообщить об их результатах запросившей стороне.

Если проверяемая организация и ее партнеры состоят на учете в одной инспекции, задача налоговиков значительно упрощается: они могут сами провести встречные проверки. Вероятнее всего, делать это будет тот же инспектор, который проводит основную проверку.

Порядок назначения и проведения встречных проверок в Налоговом кодексе не установлен. Поэтому налоговики действуют по общим правилам истребования документов, которые указаны в статье 93 Налогового кодекса.

Так, вначале инспектор составляет письменное требование с перечнем документов, которые контрагент проверяемой организации должен предоставить в течение пяти дней. Обратим внимание, что если он это не сделает, его оштрафуют на пять тысяч рублей. Если документы контрагент все равно не принесет, их могут изъять принудительно. Такое право налоговикам дает статья 94 Налогового кодекса.

Обычно налоговики вручают требование лично в руки, чтобы получить от организации подтверждение того, что она принесет запрашиваемые бумаги. Для этого они звонят по телефону, который указан в деле организации и просят бухгалтера прийти в налоговую инспекцию. Если инспектор не сможет дозвониться, он отправит требование по почте на юридический адрес организации. Поэтому, если этот адрес не совпадает с фактическим, фирме надо позаботиться о том, чтобы ей сообщали о приходящей корреспонденции. В противном случае она может не узнать о требовании, и будет оштрафована.

Но лучше всего будет, если налоговики все-таки смогут связаться с организацией по телефону. В этом случае бухгалтер может уточнить у них список необходимых документов, а также попросить дополнительное время на их предоставление. Как показывает практика, инспекторы довольно часто соглашаются на это. Поэтому, если у организации изменился номер телефона, ей надо сообщить об этом в налоговую инспекцию в отдел регистрации налогоплательщиков.

Организации, у которой запрашивают документы, в принципе ничего не грозит, так как проверяют не ее. Поэтому прятаться от налоговиков не имеет смысла. Единственное, что могут сделать налоговики, если найдут какие-либо нестыковки в полученных бумагах, – включить фирму в график выездных проверок на следующий квартал. Но бывает это не часто.

Как вести себя контрагенту

Получив требование от налоговиков, организации-контрагенту следует связаться с проверяемой фирмой. Прежде всего, чтобы убедиться, действительно ли у той идет камеральная или выездная проверка. Дело в том, что иногда налоговики проводят «встречки» до начала проверок, что незаконно.

Если же проверка действительно проводится, фирмам необходимо согласовать свои действия, и еще раз сверить запрашиваемые документы. Согласованные действия во время встречной проверки очень важны, так как если данные контрагента по каким-то причинам не совпадут с данными проверяемой фирмы, последствия для последней могут быть весьма нежелательными. Кроме того, фирма-контрагент также может попасть под подозрение своих налоговиков.

Правда, права инспекторов при встречных проверках не безграничны. Во-первых, они не могут не только изымать, но и требовать те документы, которые не связаны с проверяемой фирмой. Поэтому, если у организации-контрагента запросили лишние бумаги, она вправе отказать. Взыскать штраф через суд у налоговиков в этом случае, скорее всего, не получится (например, постановление Федерального арбитражного суда Северо-западного округа от 21 мая 2002 г. № А42-1401/02-23).

Во-вторых, в требовании о предоставлении документов проверяющие должны указать конкретные бумаги, которые следует принести фирме-контрагенту. В противном случае штрафовать ее налоговики не имеют права (постановление Федерального арбитражного суда Северо-западного округа от 14 мая 2001 г. № А42-4625/00-5).

Кроме того, довольно часто инспекторы просят представить не только документы, но и составить различные обобщающие таблицы. Тем самым они хотят переложить на фирму часть своей работы по анализу и проверке бумаг. Это требование можно проигнорировать: оштрафовать организацию налоговики не смогут, так как сводные таблицы документами не считаются. Но если составить такие таблицы для вас не сложно, попросите у проверяющих на это дополнительное время, которое вы сможете использовать с пользой для себя и своих партнеров по бизнесу.

Случается, что налоговики указывают в своем требовании сроки, которые составляют менее пяти дней с того момента, как фирма получила требование на предоставление документов. Такие действия тоже не законны, и взыскать штраф через суд проверяющие не смогут (постановление Федерального арбитражного суда Северо-западного округа от 21 мая 2002 г. № А42-1401/02-23). Не смогут они взыскать штраф через суд и в случае, если письменное требование вообще не было вручено или отправлено по почте. Без него организация не обязана нести документы в инспекцию.

Что делать проверяемой фирме

Если между документами проверяемой организации и бумагами ее контрагентов, по которым провели встречные проверки, нет расхождений, – все в порядке.

В противном случае проверяемой фирме следует продумать приемлемое объяснение расхождения. Например, можно сказать, что бухгалтер контрагента, у которого налоговики запрашивали документы, допустил арифметическую или техническую ошибку, потерял какие-то бумаги и т. д.

Правда, налоговики, скорее всего, все равно доначислят организации налоги, пени и штрафы, но доказать что-либо в суде им будет сложно. Согласно статье 3 Налогового кодекса, все неустранимые сомнения в виновности фирмы должны трактоваться в ее пользу.

Еще одна ситуации, с которой может столкнуться проверяемая фирма – налоговики не смогли провести встречные проверки ее контрагентов, так как не нашли их. В этом случае организации также вряд ли что грозит. Любой суд скажет, что она не несет ответственности за своих поставщиков. Тому есть подтверждение в виде обширной арбитражной практики. Например, постановление Федерального арбитражного суда Северо-западного округа от 24 сентября 2001 г. № А56-3855/01 или постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 марта 2003 г. № КА-А41/1306-03.

Самого понятия «встречная проверка» в российском законодательстве не существует. С 1 января 2007 года это понятие было исключено из Налогового кодекса РФ. Однако предусматривает процедуру истребования документов налоговыми органами у контрагентов о проверяемом налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте.

Часто ее по-прежнему называют встречной проверкой. В случае несоблюдения процедуры о предоставлении информации контрагент признается налоговым правонарушителем и будет нести уголовную ответственность, предусмотренную статьей 129.1 Налогового кодекса.

Прохождение встречной проверки документов не такое проблематичное, как выездной, однако, имеет ряд важных пунктов, знание которых поможет преодолеть этот процесс быстро и без существенных потерь.

Встречная проверка является частью камеральной, выездной или повторной проверки и не является самостоятельным видом. Ее суть заключается в сверке полученных документов с данными о деятельности проверяемого налогоплательщика с его личными данными.

Основаниями для проведения встречной налоговой проверки являются следующие моменты :

  1. Подозрение сделок организации на фиктивность и на применении мошеннических схем ухода от уплаты налогов и неправомерной налоговой оптимизации.
  2. Необходимость проверки подлинности документов и сведений, которые отражены в учете конкретных операций, а также подтверждение существования самих контрагентов.
  3. При сомнении правильности присланной информации в случае совершения нестандартных операций ( , бартер, уступка или переуступка требований, возмещение и учет , оказание безвозмездных услуг).

Документы

Налоговая инспекция имеет право сделать запрос по абсолютно любым документам , которые причастны к проверяемой организации. Такими документами могут стать акты и договоры поставки или услуг, товарные накладные и счета-фактуры.

Требуемые копии документов заверяются предприятия, сделать это может руководитель или другое уполномоченное лицо.

Потребовать нотариальное заверение копий налоговый орган не может, однако, он вправе запросить оригиналы выбранных документов для ознакомления. Предоставление деклараций и прочих отчетов, которые не имеют отношения к проверяемому лицу, также не могут быть потребованы.

В случае большого объема требуемой информации компания должна направить ходатайство об увеличении срока подготовки документов и назначить конечную дату сбора всех сведений.

При запросе пакета документов налоговой инспекцией, организация, помимо безотлагательного предоставления сведений, должна проверить запрос на его правомерность.

В этом случае следует убедиться, что:

  1. Запрашиваемые документы требуются на основе письменного оповещения. В случае проверки из другой налоговой должна предоставляться копия поручения об истребовании документов.
  2. Данные в копии поручения совпадают с данными требования.
  3. Причина истребования документов четко сформулирована и изложена.
  4. Помимо всех необходимых документов, указаны их реквизиты или сделка, согласно которой должна быть предоставлена информация.
  5. Налоговая требует не запрещенные данные, которые относятся к возможностям ее проверки.

Чье требование выполнять

Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено обращение чужой инспекции к организации с истребованием документов о другой организации.

Затребовать документы на проверку имеет право та налоговая инспекция, у которой состоит на учете выбранное предприятие. Сделать это можно исключительно по поручению налогового органа, который осуществляет проверку или другие мероприятия налогового контроля. Это обосновано в п.3 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Проверяемый период

Проверяемый период встречной проверки должен совпадать с периодом, в рамках которого проводится камеральная . Истребование документов, которые не совпадают с периодом проверки считается неправомерным, несмотря на то, что в Кодексе Российской Федерации нет границ времени истребования.

Налогоплательщик не обязан предоставлять информацию о его деятельности, которая не совпадает с периодом выездной проверки. В этом случае организация не будет привлекаться к ответственности и на нее не будут накладывать штрафы.

Сроки и формы

Налогоплательщик обязан предоставить необходимые документы в течение пяти календарных дней после получения требований . Конечное время сдачи сведений и количество проводимой встречной проверки не определяется какими-либо датами в отличие от выездной проверки.


В случае несоблюдения требований инспекции предоставить документы (их отсутствие или опоздание) компанию могут оштрафовать от 5 до 20 тыс. руб . Сумма штрафа зависит от количества предоставленной информации и от повторного подобного нарушения.

Именно поэтому очень важно учитывать срок, который предоставляется на сбор документов и заблаговременно исполнять требования налоговой инспекции.

Встречная налоговая проверка представляет собой большой объем внеплановой работы. В случае с проверкой торговых компаний, руководство сталкивается с заверением большого количества товарных накладных, что представляет собой дополнительную работу для бухгалтерии.

На первый взгляд покажется, что выполнение всех требований налоговой является единственным верным решением, которое не повлечет за собой последствия. Однако этого не стоит делать, так как чрезмерное повиновение всем запросов инспекторов только вызовет у них подозрение и спровоцирует проверку всей компании.

Основные правила для соблюдения безопасности проверки:

  1. Отправлять документы только с описью.
  2. Если запрашивается аналитика, которая не ведется в компании, об этом нужно заранее сообщить.
  3. В случае запросов с предоставлением дополнительной информации компании, нужно конкретизировать у инспекторов, о чем именно идет речь.

Причины для отказа

Список документов данной проверки не регламентирован, поэтому очень часто возникают разногласия с налоговой службой. Иногда налоговики запрашивают документы, которые не содержат хозяйственных операций с контрагентом, например, штатное расписание. Основная причина такого запроса заключается в проверке наличия взаимосвязи лиц.

Оформление результатов

Результаты встречной проверки оформляются промежуточным актом. В нем фиксируются выявленные расхождения, неофициальные записи бухгалтерского учета и аргументы лиц, которые вели эти записи.

Далее, акты направляются в органы внутренних дел и проводится дальнейшее расследование. Плательщик привлекается к ответственности и появляются правомерные основания для начисления налогов и пошлин. Если правонарушения не обнаружены, проверка заканчивается, и налоговики фиксируют ее успешное прохождение.

Ошибки инспекторов

Если на предприятии началась встречная проверка, прежде чем предоставить все запрашиваемые инспекторами документы, вначале стоит проверить их запрос на допущенные ошибки.

Наиболее распространенными ошибками налоговиков считаются:

  1. Документы для проверки запрашиваются без письменного требования.
  2. Перечень документов в поручении не совпадает с требованиями.
  3. Документы для проверки требуются безосновательно.
  4. Повторно запрашиваются документы, которые уже были представлены на рассмотрение.
  5. Документы или сделка должны быть идентифицированы.

Последствия встречной проверки

В случае успешного прохождения встречной проверки инспекторы не вручают никаких документов или сертификатов о прохождении, однако, в случае непредоставления сведений или их опоздания, компания привлекается к ответственности. В этом случаи не только портятся отношения с контрагентом, но и появляются такие негативные последствия, как отказ в вычетах НДС и снятие прибыльных расходов.

Если предписания встречной проверки не были предоставлены, налоговики вправе начать полноценную серию выездных проверок. В этом случае весь беспорядок в документообороте компании станет явным.

Практикум по выездной налоговой проверке представлен ниже.

«Встречка» во всеоружии

Большое число партнеров, безусловно, радует директора фирмы. Но только бухгалтер знает об оборотной стороне этой медали: с каждым новым контрагентом возрастает угроза встречной налоговой проверки.

Встречная проверка нагрянет к вам, если инспекторы полагают, что у вашего партнера, скажем, не приходовались товары или выручка от реализации. Цель такой проверки – выявить факты совершения определенных сделок.

Ни сроки проведения «встречки», ни налоговые периоды, за которые она проводится, Налоговый кодекс не ограничивает. Нет здесь запрета и на повторные проверки по одним и тем же налогам. Более того, «встречка» относится к так называемым дополнительным мероприятиям налогового контроля. А на них ограничение срока проведения двумя месяцами, установленными для выездной проверки, не распространяется.

Ждите гостей

Обычно, проводить встречную проверку или нет, проверяющие решают по своему усмотрению. Налоговое законодательство не определяет, когда она обязательна. Но если инспекторы проверяют фирму-экспортера, которая претендует на возмещение НДС, то к ее поставщику они придут наверняка. Ведь таково требование пункта 15 приказа МНС России от 27 декабря 2000 г. № БГ-3-03/461.

Вероятнее всего такое решение о «встречке» налоговики примут и если оттиск печати или реквизиты партнера в документах проставлены нечетко. Такое оформление сделки может вызвать у них сомнения: не пыталась ли фирма легализовать неучтенный товар при помощи выдуманной компании.

Представим документы

В рамках встречной проверки инспекторы могут запросить у вас все документы, подтверждающие ваши хозсвязи с проверяемой фирмой. Конкретный их перечень Налоговый кодекс не оговаривает. Помимо сделок купли-продажи контролеров могут заинтересовать товарообменные, взаимозачетные и другие операции. Поэтому от вас скорее всего потребуют договоры, первичные и платежные документы. Представлять же учетные регистры вы не обязаны (постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 мая 2002 г. по делу № А42-1401/02-23). Ведь они не имеют никакого отношения к деятельности проверяемого партнера. А требовать у вас бумаги, с ним не связанные, налоговики не вправе. Иначе встречная проверка превратится в выездную.

Есть у контролеров и еще одна недобрая склонность. Иногда, запрашивая документы, слишком увлекаются. В результате фирма рискует не успеть собрать их в срок. Можно, конечно, попробовать договориться о продлении срока. Но, даже если ваше затруднительное положение сочувствия у инспектора не вызовет и отсрочку он вам не даст, судьи признают такое опоздание оправданным (постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 августа 2001 г. по делу № А56-5917/01).

Как известно, если вы не представите запрошенные инспекцией документы, вас могут оштрафовать на 5000 рублей (п. 2 ст. 126 НК РФ). Но сделать это могут, только если документы у вас были, но дать их контролерам вы отказались. Если же запрашиваемых документов у вас нет, то и штрафовать вас налоговики не вправе. Подтверждает это и судебная практика: «указанная ответственность наступает в случае, если у налогоплательщика имелись в наличии истребуемые документы» (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31 июля 2003 г. по делу № А82-305/02-А/9).

Если у вас отсутствуют документы, которые должны быть обязательно, то и в этом случае штрафа удастся избежать. Ведь в ходе встречной проверки проверяется не сама компания, от которой эти документы требуют, а ее партнер. Однако это может спровоцировать выездную проверку, и тогда инспектор нагрянет к вам. Тут уж от штрафа за отсутствие первичных документов будет не отвертеться.

Время на сборы

Мы задались вопросом: в течение какого срока нужно собрать пакет запрашиваемых для «встречки» документов? Как известно, налоговые работники отводят на это всего пять дней со дня получения требования. Причем ссылаются они на статью 93 Налогового кодекса. Однако тот факт, что речь здесь идет о «проверяемом налогоплательщике», а лицо, у которого проводится встречная проверка, таковым не является, остается незамеченным.

А была ли проверка?

Часто инспекторы, чтобы удостовериться, что ничего не упустили, запрашивают документы у партнеров, когда сама выездная проверка закончилась. Так что, если лишних хлопот вы не хотите, свяжитесь с контрагентом, которым интересуются контролеры. Уточните у него, проверяют ли его в данный момент или ревизия уже закончилась. Если так, то требования налоговых инспекторов незаконны.

Так, например, ни с чем остались контролеры, пытавшиеся повторно запросить для «встречки» документы по ОАО «Казымтрубопроводстрой» у ее партнера ООО «Тюментрансгаз». Уже составив акт выездной проверки, инспектор решил еще раз взглянуть на документы, имеющиеся у «Тюментрансгаза». Естественно, акционерное общество с тем, чтобы его проверяли повторно, мириться не стало и в поисках справедливости обратилось в суд. Неудивительно, что судьи встали на сторону фирмы. Они признали, что вторая «встречка» по сути является уже не дополнительным мероприятием налогового контроля, а повторной проверкой (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 апреля 2003 г. по делу № Ф04/1426-196/А75-2003).

Преступление без наказания

Сразу скажем, если к вам пришли, чтобы проверить вашего партнера, то никакие санкции вам не грозят. Разумеется, кроме штрафа за непредставление затребованных инспекцией документов.

Но, как мы уже сказали, полученная контролерами информация может натолкнуть их на мысль посетить вас с выездной проверкой. Если же таковая у вас уже проводилась, то проверять вас повторно инспекция права не имеет (ст. 87 НК РФ). Чтобы «навестить» вас еще раз, налоговики должны сделать запрос в свое управление. Но по понятным причинам делать это им невыгодно. Ведь, если какие-то нарушения не были обнаружены с первого раза, это многое говорит о компетенции инспектора, проверявшего фирму.

мнение

Надежда Круглова, заместитель начальника отдела методологии налоговых проверок департамента организации налогового контроля ФНС России:

«Статья 93 не распространяется на встречную проверку. Конкретный срок устанавливает налоговый орган. А откуда берутся пять дней? Да просто по аналогии, чтобы, как говорится, не быть предвзятыми».

Наверное, каждый бухгалтер хотя бы раз получал от налоговиков в рамках встречной проверки (Статья 93.1 НК РФ). Безусловно, подготовка документов отвлекает от текущей работы, поэтому есть соблазн на него не отвечать. А бывает, что запрашиваемые документы содержат информацию, которую вам не хотелось бы раскрывать инспекторам. Давать или не давать документы? Если вы не боитесь штрафа за непредставление документов (информации) (Статья 129.1 НК РФ) и готовы отстаивать свою позицию при необходимости даже в суде, наша статья для вас. Мы расскажем о том, на что стоит обратить внимание в полученном требовании, чтобы либо отсрочить момент представления документов, либо вообще их не представлять.

Внимание! Если налоговики решат, что вы необоснованно не представили документы (информацию) по требованию, вас оштрафуют на 5000 руб. (Пункт 1 ст. 129.1 НК РФ). Если же вы в течение года еще раз откажетесь исполнять требование, то штраф увеличится до 20 000 руб. (Пункт 2 ст. 129.1 НК РФ).

Вспомним главное

Требование выставляет ваша ИФНС на основании поручения инспекции контрагента (Пункт 3 ст. 93.1 НК РФ). При этом к требованию инспекторы должны приложить копию поручения (Пункт 4 ст. 93.1 НК РФ). Правда, иногда налоговики забывают это делать. И в подобной ситуации один из судов посчитал, что такое нарушение процедуры истребования документов не ущемляет прав организации (Решение АС Свердловской области от 26.03.2008 по делу N А60-1140/2008-С10), а соответственно, нет оснований для непредставления документов.

В рамках встречной проверки у вас могут попросить представить как документы, так и информацию (Пункты 1, 2 ст. 93.1 НК РФ).
При этом, если ранее вы представляли какие-либо документы, повторно представлять их не нужно (Пункт 5 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ). И хотя в НК РФ речь идет о документах, представленных ранее в ходе ваших выездных или камеральных проверок, налоговики стараются не запрашивать у вас даже то, что вы представляли уже в рамках . Ведь согласно их внутренним регламентам представленные вами документы сканируются и заносятся в единую базу (по всем ИФНС). И когда у инспекторов возникает необходимость в этих документах, они просто запрашивают в системе хранения их скан-образы.

Обсуждаем с руководителем
Непредставление документов (информации) налоговикам при "встречке" может испортить взаимоотношения с контрагентом. Ведь отказ представлять документы, как правило, влечет негативные для него последствия: ему откажут в вычетах НДС и снимут "прибыльные" расходы.

Если налоговики не проводят камеральную или выездную проверку вашего контрагента, но им нужны данные о ваших взаимоотношениях (обычно это связано с предпроверочной работой в отношении этого контрагента), то инспекторы могут истребовать информацию по интересующей их сделке (Пункт 2 ст. 93.1 НК РФ). И, так как в НК РФ нет разъяснений, что же подразумевается под информацией, вы имеете право сами решить, в каком виде вам ее удобнее представить, например:
(или ) написать письмо, описав условия сделки;
(или ) просто представить документы по этой сделке.
Кстати, получив требование о представлении информации, можете "обрадовать" контрагента: скорее всего, его ждет выездная проверка.

Когда есть повод не представлять документы (информацию)

Ситуация 1. Требование о представлении документов направлено в обход вашей инспекции
В последнее время это редко, но случается. Налоговики, проводящие проверку или иные мероприятия в отношении вашего контрагента, пытаются ускорить процесс получения необходимой им информации. Поэтому направляют требование сразу вам. Вы можете не исполнять его. И оштрафовать вас за это налоговики не смогут. Ведь вы не обязаны представлять документы "чужим" инспекторам (Пункты 3, 4 ст. 93.1 НК РФ). Отказ можно оформить так.

ООО "Космос"
г. Уфа, пер. Российский, д. 66б
ИНН 0276603129/КПП 027601001

Инспекции ФНС России
по г. Электросталь
144000, г. Электросталь,
Больничный проезд, д. 3

В ответ на ваше требование от 22.05.2012 N 15/1058 в связи с проведением выездной налоговой проверки ООО "Круг" (ИНН 5053513901/КПП 505301001) сообщаем о невозможности исполнить его, так как был нарушен порядок истребования документов, установленный п. п. 3 и 4 ст. 93.1 НК РФ.

Ситуация 2. В качестве основания, по которому у вас требуют документы, указано проведение ВНП в отношении вашего контрагента
Не пожалейте времени и уточните у контрагента, действительно ли у него проходит проверка. Если он не подтвердит эту информацию, можете отказать налоговикам. А если вас оштрафуют за непредставление документов, обращайтесь в суд. Так, например, один из судов признал штраф неправомерным (Постановление ФАС ПО от 06.09.2011 по делу N А72-8582/2010), в частности, потому, что налоговики запросили документы в связи с ВНП, хотя сама проверка началась только через 7 месяцев.
Но мы советуем быть особо осторожными. Ведь на момент поступления к вам требования контрагент может еще не знать, что у него назначена проверка. А может и целенаправленно ввести вас в заблуждение, например если в своем учете он отразил ваши с ним взаимоотношения не совсем достоверно. Если же вы стопроцентно уверены, что ВНП у контрагента не проводится, ваш отказ налоговикам может выглядеть так.

В ответ на ваше требование о представлении документов от 07.06.2012 N 09/9431 в связи с проведением выездной налоговой проверки ООО "Круг" (ИНН 5053513901/КПП 505301001) сообщаем о невозможности исполнить его, так как в ходе телефонного разговора с генеральным директором ООО "Круг" Песковым Ю.А. выяснилось, что решение о проведении выездной проверки должностным лицам данной организации не вручалось и ВНП в отношении ООО "Круг" в настоящее время не проводится, а следовательно, вышеуказанное требование не соответствует положениям п. 1 ст. 93.1 НК РФ.

Ситуация 3. Вас просят представить информацию по сделке, которую нельзя идентифицировать на основании требования
Запрашивая у вас информацию о взаимоотношениях с контрагентом без назначения у него проверки, налоговики должны указать, какая конкретно сделка их интересует (Пункты 2, 3 ст. 93.1 НК РФ). Но на практике часто бывает, что они это не отражают, а просто указывают период, за который хотят получить информацию. Тогда можете написать налоговикам подобное письмо.

В ответ на ваше требование о представлении информации от 07.06.2012 N 09/9431 в связи с проведением мероприятий налогового контроля в отношении ООО "Круг" (ИНН 5053513901/КПП 505301001) сообщаем о невозможности исполнить его, так как запрашивается информация по взаимоотношениям за период с 2009 г. по 2011 г. и определить, по какой конкретно сделке необходимо представить сведения, невозможно.

А если налоговики вас за это оштрафуют, суды будут на вашей стороне (Постановления ФАС МО от 30.04.2009 N КА-А40/3266-09; ФАС ЗСО от 29.12.2010 по делу N А27-4698/2010).
Ситуация 4. Проводится камеральная проверка деклараций вашего контрагента, а у вас запросили документы за период, превышающий налоговый (отчетный) период по декларации
Например, налоговики проверяют в рамках камеральной проверки декларацию по НДС вашего контрагента за I квартал 2012 г. Однако в ходе встречной проверки просят вас представить счета-фактуры, выставленные в период с 2010 г. по I квартал 2012 г., ведь, по мнению Минфина, в законодательстве отсутствует ограничение по периоду, за который могут быть запрошены документы (Письмо Минфина России от 23.11.2009 N 03-02-07/1-519). Если ваши операции с проверяемым контрагентом "чистые", отдайте налоговикам документы за тот период, за который они просят. Если же все документы представлять не хочется, уточните у вашего контрагента, какие из выставленных ему счетов-фактур относятся к периоду, проверяемому камерально, и представьте именно их (Постановление ФАС ЦО от 09.08.2010 по делу N А68-13557/09). Представляя документы частично, вы можете дополнить свое сопроводительное письмо следующей записью.

Запрашиваемые в связи с проведением камеральной проверки декларации по НДС за I квартал 2012 г. ООО "Круг" (ИНН 5053513901/КПП 505301001) счета-фактуры N 105 от 09.04.2010, N 229 от 30.08.2010 не могут быть представлены, так как по информации, полученной от главного бухгалтера ООО "Круг" Сосновой З.А., данные документы не относятся к проверяемому периоду.

Ситуация 5. Перечень документов в требовании не совпадает с перечнем в поручении
Потратив время на сверку перечней в требовании и в поручении, вы обезопасите себя от представления лишних документов. Ведь встречная проверка проводится по инициативе инспекции вашего контрагента (Пункт 1 ст. 93.1 НК РФ), а значит, инспекторы именно той ИФНС и решают, какие документы им нужны. Однако вы можете обнаружить, что ваши инспекторы "подправили" перечень истребуемых документов:
(или ) в поручении документов указано больше, чем в требовании . Представляйте документы, указанные только в требовании. Ведь вы обязаны исполнить именно его (Пункт 5 ст. 93.1 НК РФ). Если инспекторы из вашей ИФНС что-то забыли включить в требование, ничего страшного - они выставят новое, на основании которого вы и представите не запрошенные первоначально документы;
(или ) в требовании указано больше документов, чем в поручении . Например, вашим налоговикам очень нужен какой-нибудь договор, но у них нет законных оснований затребовать его у вас. Поэтому они попытаются добыть этот документ не совсем законным способом. Несмотря на то что вы обязаны исполнить требование, представлять документы, которых нет в поручении, не надо. И налоговики не вправе штрафовать за это (Постановление ФАС УО от 27.01.2012 N Ф09-8983/11). Отказываясь представлять документы, отсутствующие в поручении, в письме напишите следующее.

Запрашиваемый в связи с проведением выездной налоговой проверки ООО "Круг" (ИНН 5053513901/КПП 505301001) договор купли-продажи N 17-к от 27.11.2009 не может быть представлен, так как в поручении ИФНС России по г. Электростали от 01.06.2012 N 12-11/5022, на основании которого выставлено требование о представлении документов от 07.06.2012 N 09/9431, данный договор не указан.

Когда бухгалтеры ошибочно полагают, что требование можно не исполнять

Иногда бухгалтеры считают, что имеют полное право не представлять документы по требованию. Но на самом деле они заблуждаются.
Ситуация 1. Запрашиваемый документ датируется периодом, превышающим 3 года, предшествующие проверке
Например, при проведении в 2012 г. ВНП вашего контрагента за 2010 - 2011 гг. налоговики просят вас представить конкретный договор, заключенный с ним в 2008 г. В этой ситуации вам придется дать налоговикам то, что они хотят, но только при условии, что данный договор действовал в течение проверяемого периода (то есть в 2010 - 2011 гг.) (Подпункт 1 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Но это касается только тех случаев, когда указаны реквизиты необходимых налоговикам документов. Если же в требовании указан просто период (например, 2008 - 2011 гг.), вы можете не представлять документы за 2008 г., так как этот период выходит за рамки 3 лет, подлежащих проверке. Однако так поступать мы советуем только в тех случаях, когда контрагент подтвердит вам, что он не представлял уточненку за 2008 г. (Пункт 4 ст. 89 НК РФ).
Ситуация 2. Вы получили требование по "встречке" в тот момент, когда приостановлена ваша ВНП
Документы по встречной проверке в этом случае вам придется представить. Ведь в период приостановления налоговикам запрещается истребовать у вас документы исключительно в рамках вашей ВНП (Пункт 9 ст. 89 НК РФ). А здесь получается, что инспекторы просят документы не для себя, а для своих коллег, проверяющих вашего контрагента. То есть в рамках этого требования проверяют не вас, а его. А соответственно, ограничение по истребованию документов на эту ситуацию не распространяется.

Способы отказать налоговикам в представлении документов есть, но их применение не всегда проходит безболезненно. Поэтому решите для себя, что вам удобнее: дать то, что просят инспекторы, или попробовать отстоять свою позицию. И напоследок хотим вам посоветовать: если требование составлено с нарушением, не игнорируйте его полностью, лучше письменно объясните налоговикам (со ссылкой на НК) причину своего отказа.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!