Все для предпринимателя. Информационный портал

Порядок разработки и принятия международных стандартов финансовой отчетности

Директор департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности однажды высказался об МСФО:

«Может сложиться ощущение в деловом мире, что это некая мечта - перейти на международные стандарты. И как только мы достигнем этой мечты, наступит бухгалтерское и аудиторское счастье».

Переход на МСФО большинство экспертов считают не панацеей, но как минимум лечебной инъекцией. Соответственно данный процесс в словосочетании «добровольно-принудительный» является больше принудительным для ряда организаций, попавших под действие закона.

Кто обязан применять МСФО с 2017 года?

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона РФ «О консолидированной финансовой отчетности» №208-ФЗ от 27.07.2010: консолидированная финансовая отчетность - это систематизированная информация, которая отражает финансовое положение, результаты деятельности фирмы и изменения в динамике. Организация при этом вместе с другими иностранными или национальными стандартами согласно МСФО определяется как группа.

Согласно ст. 2 Закона сфера деятельности данного документа распространяется на:

  1. кредитные фирмы;
  2. страховые компании (за минусом страховых медицинских предприятий, которые осуществляют деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);
  3. негосударственные пенсионные фонды;
  4. управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; клиринговые предприятия;
  5. федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
  6. другие компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.

Согласно данного Федерального закона его действие распространяется также и на компании, не создающие группу, которая указана во второй части первой статьи настоящего Закона. При этом в названии финансовой отчетности не нужно использовать слово «консолидированная».

Компании государственного сектора могут не оформлять финансовую отчетность по МСФО, на них действие Федерального закона не распространяется.

Сводная бюджетная отчетность, сводная отчетность муниципальных учреждений также не подпадают под действие Федерального закона, потому что они формируются согласно бюджетного законодательства Российской Федерации.

Этот список с 1 января 2017 года дополнят аудиторские компании Российской Федерации. По словам директора департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Министерства Финансов РФ Леонида Шнейдмана, уже до конца 2016 года они обязаны перейти на МСФО и МСА (международные стандарты аудита). Хотя основные принципы и тезисы реформы были согласованы и утверждены еще 12 лет назад, финальная стадия реализации задуманного наступила только сейчас.

Чтобы больше не возникало вопросов вроде «Почему аудиторы получают большие гонорары за проверку страницы финансовой отчетности?», с момента внедрения стандартов МСФО 2017 года специалист аудиторской проверки сможет продемонстрировать свой реальный фронт работы и обнаруженные результаты.

Владислав Федотов - Глава сообщества профессиональных директоров НП «Директориум» - оправдал переход на МСФО в России в 2017 году аудиторов требованиями организаций составлять аудиторское заключение новой формы, которое позволяло бы отличить компании из одной отрасли друг от друга.

Новое в МСФО 2017 года. Изменения, которые надо учесть в отчетности

С 1 января 2016 года вступили в силу:

  • МСФО (IFRS) 14 «Счета отложенных тарифных разниц»;
  • поправки к МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности».

МСФО (IFRS) 14 обязаны применять только те организации, которые переходят на МСФО с 2016 года, учитывают отложенные корректировки по нацстандартам и деятельность которых регулируется тарифами. Следовательно компании, которые начали составлять международную отчетность ранее 2016 года, не могут применять МСФО (IFRS) 14.

Поправки к МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» запрещают предоставлять несущественную информацию, делать отчетность менее понятной и не учитывать раскрытие определенных стандартов, без информации о которых суть финансовых данных может быть потеряна.

Пример. Стандарт, касающийся учета финансовых инструментов, допускает немалый объем раскрытий, но если предприятие не использует этот вид активов, данная информация в Балансе будет лишней. В случае, когда валютная выручка организации существенно отличается от предыдущего отчетного периода, необходимо обязательно оговорить причины произошедшего, хотя к важным требованиям это в стандарте не относится.

Разъяснение. Во избежание недопонимания со стороны пользователей - кредиторов, акционеров, аудиторов - согласуйте с ними изменения, которые вы планируете вносить в отчетность согласно обновленному стандарту.

Ретроспективное применение

  1. МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации».

Изменения. Если договор на предоставление услуг является продолжающимся участием в финансовом активе, информацию по нему подают согласно МСФО (IFRS) 7. Виды договоров определяются также по МСФО (IFRS) 7.

Продолжающееся участие - когда предприятие продолжает предоставлять услуги переданного финансового актива и ориентирована на получение финансовых результатов от этого актива в долгосрочной перспективе.

Когда идет речь о финансовых активах, то продолжающееся участие фиксируют в тех случаях, когда денежное вознаграждение компаний, передавших финансовый актив, может быть переменным и зависит от сумм денежных потоков от активов или вознаграждение постоянное, однако не выплачивается полностью в тех случаях, когда у актива - «недостаточный» уровень финансовых результатов.

  1. МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам».

Изменения. Согласно стандарту при отсутствии активного рынка корпоративных облигаций, которые деноминированы в определенной валюте, разрешается использовать ставки по гособлигациям, которые выражены в той же валюте. Такую ставку дисконтирования рекомендуется использовать для расчета вознаграждения всем работникам, которые окончили трудовую деятельность.

  1. МСФО (IAS) 16 «Основные средства» и МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство».

Изменения. Плодовые культуры учитываются не по МСФО (IAS) 41, а по МСФО (IAS) 16. Но сама сельскохозяйственная продукция и продукция плодовых культур остается в области ответственности МСФО (IAS) 41. С момента внесения поправки данные биологические активы разрешается оценивать по фактическим затратам с вычетом амортизации. Оценка по справедливой стоимости для одной части организаций несла крупные финансовые расходы, а для другой - трудности в поиске активного рынка.

  1. МСФО (IAS) 27 «Отдельная финансовая отчетность».

Изменения. В поправках к стандарту разрешается использовать метод долевого участия в отдельной финансовой отчетности для учета инвестиций в дочерние организации, совместные предприятия и ассоциированные организации.

  1. Инвестиционные организации: применение исключения из требования о консолидации.

Изменения в МСФО (IFRS) 10. Если дочерняя компания не является инвестиционной, но предоставляет материнской компании какие-либо услуги, то материнская компания-инвестиционная организация должна ее консолидировать. А если дочерняя компания инвестиционная, ее учитывают по справедливой стоимости через прибыль или убыток.

Изменения в МСФО (IAS) 28. Данный стандарт разрешает компаниям, которые не являются инвестиционными предприятиями, применять метод долевого участия к долям в ассоциированных организациях или совместных фирмах, которые являются инвестиционными. Вдобавок, инвестиции ассоциированного предприятия или совместной компании учитываются по справедливой стоимости.

  1. МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность».

Изменения. Нужная информация может быть раскрыта как в официальных формах финансовой отчетности, так и в других документах, например в отчете администрации. При этом данный отчет должен быть доступен точно так же, как и сама отчетность. И обязательно во всех документах должны быть перекрестные ссылки.

Перспективное применение

  1. МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность».

Изменения. Если переводить актив из категории «предназначенные для продажи» в категорию «предназначенные для распределения собственникам» и/или наоборот классификация при этих действиях считается продолжением первоначального плана и не считается новым планом по выбытию.

  1. МСФО (IAS) 16 «Основные средства» и МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы».

Изменения в МСФО (IAS) 16. Запрещено прибегать к методу амортизации, который основывается на выручке.

Изменения в МСФО (IAS) 38. Разрешает прибегать к методу амортизации, который основывается на выручке, однако при определенных случаях. К примеру, когда размер нематериального актива определяется достижением порогового значения выручки. При этом очень важно иметь доказательства тесной связи нематериального актива с выручкой (лицензия - источник выручки).

  1. МСФО (IFRS) 11 «Совместное предпринимательство».

Изменения. По МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнесов» учитывается приобретение первоначальной и дополнительной долей в совместных операциях, которые представляют собой бизнес. При покупке дополнительной доли в совместных операциях, которые представляют собой бизнес, ранее принадлежащую долю организации не нужно переоценивать. Но это действует в случае, когда совместный контроль у организации остается неизменным.

Более того в МСФО (IFRS) 11 добавлена следующая информация:

  • условия МСФО (IFRS) 3 не применимы в случае, когда участники совместных операций контролируются одной и той же стороной, которая в конечном итоге обладает полным контролем до и после покупки доли. К тому же этот контроль постоянен;
  • концепция МСФО (IFRS) 3 применима во время формирования совместных операций, в случае, когда бизнес является взносом хотя бы одного участника.

Выводы:

Согласно Федерального закона РФ «О консолидированной финансовой отчетности» МСФО в 2017 году должны применять все организации, кроме страховых медицинских предприятий, которые осуществляют деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования, компаний государственного сектора и муниципальных учреждений, которые формируют финотчетность согласно бюджетного законодательства Российской Федерации.

Стоит постоянно следить за изменениями в МСФО при составлении годовой отчетности, поскольку Совет по МСФО регулярно вносит правки.

С 1 января 2017 года в Беларуси вводятся еще два Международных стандарта финансовой отчетности (МСФО) и 14 документов МСФО с разъяснениями и поправками в уже введенные стандарты. Несмотря на это, у организаций есть время на изучение новых стандартов, так как обязательными к применению они станут не с этого года.

Новые стандарты, поправки, разъяснения

Ввод МСФО в Беларуси осуществляется по определенным правилам. В частности, международные стандарты вводятся в правовое пространство Беларуси в качестве технических нормативных правовых актов и размещаются на сайте Минфина (http://minfin.gov.by/ru/accounting/inter_standards/) . При этом МСФО не заменяют национальную систему бухучета и отчетности, а применяются параллельно с ней.

Напомним, что на территории Республики Беларусь с 1 января 2017 года уже введены в действие 42 международных стандарта и 26 Разъяснений к ним. . Список стандартов теперь дополнен МСФО ( IFRS ) 9 «Финансовые инструменты» (далее - IFRS 9) и МСФО ( IFRS ) 16 «Аренда» (далее - IFRS 16). При этом IFRS 16заменит действующий в настоящее время МСФО (IAS ) 17 «Аренда».

Поправки в уже введенные стандарты, а также новые разъяснения содержатся в следующих документах МСФО :

- «Учет приобретений долей участия в совместных операциях (Поправки к МСФО (IFRS) 11)»;

- «Разъяснение допустимых методов амортизации (Поправки к МСФО (IAS) 16 и МСФО (IAS) 38)»;

- «Сельское хозяйство: плодовые культуры (Поправки к МСФО (IAS) 16 и МСФО (IAS) 41)»;

- «Метод долевого участия в отдельной финансовой отчетности (Поправки к МСФО (IAS) 27)»;

- «Продажа или взнос активов в сделках между инвестором и его ассоциированной организацией или совместным предприятием (Поправки к МСФО (IFRS) 10 и МСФО (IAS) 28)»;

- «Ежегодные усовершенствования МСФО, период 2012-2014 гг.»;

- «Инвестиционные организации: применение исключения из требования о консолидации (Поправки к МСФО (IFRS) 10, МСФО (IFRS) 12 и МСФО (IAS) 28)»;

(IAS) 1)»;

- «Признание отложенных налоговых активов в отношении нереализованных убытков (Поправки к МСФО (IAS) 12)»;

- «Инициатива в сфере раскрытия информации (Поправки к МСФО (IAS) 7)»;

- «Дата вступления в силу поправок к МСФО (IFRS) 10 и МСФО (IAS) 28»;

- «Дата вступления в силу МСФО (IFRS) 15»;

- «Поправки к МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями»;

- «Классификация и оценка операций по выплатам на основе акций (Поправки к МСФО (IFRS) 2)».

Начало применения новых стандартов

Применение новых стандартов и документов МСФО имеет свои особенности.

IFRS 9 применяется к годовым периодам начиная с 1 января 2018 года или после этой даты. Другими словами, с учетом положений IFRS 9 надо будет составлять годовую отчетность за 2018 год или после него. При этом этого стандарта. Если организация изъявит желание досрочно применить положения IFRS 9, то она:

Либо должна одновременно применять все его положения, а также поправки, изложенные в приложении C к этому стандарту;

Либо может применять отдельные требования IFRS 9 в отношении представления прибылей или убытков по тем финансовым обязательствам, которые она по собственному усмотрению классифицировала как оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток. Остальные требования IFRS 9 организация может не применять. При этом она должна на постоянной основе раскрывать соответствующую информацию согласно требованиям п. 10-11 МСФО (IFRS ) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации».

IFRS 16 будет применяться в отношении годовых периодов, которые начинаются 1 января 2019 года или после этой даты, т.е. начиная с годовой отчетности за 2019 год . Также допускается досрочное применение IFRS 16, но только для организаций, которые на дату первоначального применения IFRS 16 или до нее применяют МСФО (IFRS ) 15 «Выручка по договорам с покупателями».

Что касается введенных документов МСФО с поправками, то в каждом из них определен свой срок применения.

Кому нужны новые стандарты и документы

Эти стандарты и документы нужны общественно значимым организациям. К таким организациям относятся открытые акционерные общества, являющиеся учредителями унитарных предприятий и (или) основными хозяйственными обществами по отношению к дочерним хозяйственным обществам, банки и небанковские кредитно-финансовые организации (далее - банки), страховые организации.

Напомним, что общественно значимые организации обязаны составлять отчетность по МСФО начиная с годовой отчетности за 2016 год . При этом банки сдают по МСФО годовую консолидированную и индивидуальную отчетность в Нацбанк, а остальные общественно значимые организации - годовую консолидированную отчетность в Минфин.

Указанная отчетность представляется вместе с аудиторским заключением не позднее 30 июня года, следующего за отчетным годом (т.е. не позднее 30 июня 2017 года). Кроме того, не позднее 31 июля года, следующего за отчетным (т.е. не позднее 31 июля 2017 года), общественно значимые организации должны разместить ее на своем сайте в сети Интернет.

В связи с тем что введенные стандарты IFRS 9 и IFRS 16 могут применяться досрочно, однако станут обязательными к применению только при составлении годовой отчетности за 2018 и 2019 годы соответственно, общественно значимые организации вправе составить и сдать отчетность за 2016 год как с учетом положений указанных стандартов, так и без их учета. Если организация решит применять новые стандарты досрочно, то она должна раскрыть этот факт.

Организации, не относящиеся к общественно значимым, МСФО не применяют и отчитываются за 2016 год по национальному стандарту.

Рассмотрим поправки в части раскрытия изменений в обязательствах по финансовой деятельности компании в отчете о движении денежных средств, раскрытия информации об участии инвестиционных компаний в дочерних и ассоциированных организациях, а также в части порядка признания отложенных налоговых активов в отношении нереализованных убытков.

Введение наиболее ожидаемого МСФО (IFRS) 15 “Выручка по договорам с покупателями” отложено на 2018 год. Именно он обещает быть насыщенным с точки зрения изменений. Однако и 2017 год принес ряд поправок, которые следует знать и учитывать их влияние на подготовку отчетности. Кроме того, есть уже принятые ранее изменения, которые нужно применить к отчетности за 2016 год.

МСФО (IAS) 7: изменения в обязательствах, обусловленных финансовой деятельностью

МСФО (IAS) 7 “Отчет о движении денежных средств” (далее - МСФО (IAS) 7) дополнен требованиями к раскрытию существенной информации по изменениям в обязательствах, связанных с финансовой деятельностью компании (п. 44A МСФО (IAS) 7). Теперь в отчете необходимо указывать:

  • изменения в результате денежных потоков от финансовой деятельности;
  • изменения в результате получения или потери контроля над дочерними организациями и прочими бизнесами;
  • влияния изменений курсов валют;
  • изменения в справедливой стоимости;
  • прочие изменения.

Поправки касаются тех обязательств, денежные потоки по которым классифицированы в отчете о движении денежных средств как потоки от финансовой деятельности. Требования о раскрытии применяют также и в отношении изменений в финансовых активах (например, активах, которые хеджируют обязательства, обусловленные финансовой деятельностью) в случае, если имевшие место или будущие денежные потоки по таким финансовым активам будут включены в состав денежных потоков от финансовой деятельности.

Цель внесенных в МСФО (IAS) 7 изменений - улучшить качество представляемой информации для инвесторов.

Отметим, что один из способов выполнения требования к раскрытию информации заключается в представлении сверки между остатками обязательств, обусловленных финансовой деятельностью, на начало и конец периода, раскрываемых в отчете о финансовом положении, включая их изменения. Хотя этот способ и рекомендован стандартом, он может быть заменен иным, более подходящим с позиции отчитывающейся организации. Главное, чтобы пользователи финансовой отчетности могли связать статьи, включенные в сверку, с отчетом о финансовом положении и отчетом о движении денежных средств.

Важно показать изменения в обязательствах, обусловленных финансовой деятельностью, отдельно от изменений в прочих активах и обязательствах.

Ретроспективно требование не применяется, и за сравнительный период информация не приводится.

МСФО (IAS) 12: изменения в части признания отложенных налоговых активов

В МСФО (IAS) 12 “Налоги на прибыль” (далее - МСФО (IAS) 12) внесены поправки в части признания отложенных налоговых активов в отношении нереализованных убытков (п. 29А МСФО (IAS) 12). Стандарт дополнен иллюстрацией того, как в результате снижения справедливой стоимости финансового инструмента из-за роста рыночной процентной ставки возникает вычитаемая налоговая разница. Ведь при продаже или погашении такого актива организация получит вычет для целей налогообложения в размере номинальной (а не справедливой) стоимости актива и тем самым сможет реализовать отложенный налоговый актив.

Однако следует учитывать ограничения местного налогового законодательства, а именно:

  • можно ли полностью засчитать убыток против налогооблагаемой прибыли по таким операциям;
  • есть ли ограничения по зачету убытков по видам доходов.

При наличии указанных выше ограничений их следует иметь в виду при оценке временной налоговой разницы.

Нужно оценить, какова вероятность того, что актив будет реализован (использован) по цене, превышающей его балансовую оценку. Например, организация планирует держать финансовый актив до его полного погашения и получить причитающиеся по нему денежные потоки. В этом случае вычитаемая временная разница засчитывается. Если же актив планируется продать на рынке с учетом обесценения и принять убыток по первоначальному приобретению невозможно, то вычитаемая разница не признается.

Новая редакция МСФО (IAS) 12 требует учитывать вероятность получения достаточной налогооблагаемой прибыли, относящейся к тому же самому налоговому органу и той же самой организации, против которых можно признавать вычитаемые временные разницы. Это важный аспект при составлении консолидированной отчетности группы.

Изменения обязательны к применению с 2017 года и могут применяться ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8 “Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки”.

Обратите внимание, что МСФО (IAS) 12 предусматривает освобождение, которое несколько упрощает первое применение поправок. Так, изменение собственного капитала на начало самого раннего сравнительного периода может быть признано в составе нераспределенной прибыли на начало периода (или в составе другого компонента собственного капитала, соответственно) без разнесения изменения между нераспределенной прибылью и прочими компонентами собственного капитала. Если организация применит данное освобождение, она должна раскрыть этот факт в финансовой отчетности.

МСФО (IFRS) 12: раскрытие информации об участии в других организациях расширено

МСФО (IFRS) 12 “Раскрытие информации об участии в других организациях” (далее - МСФО (IFRS) 12) обязывает раскрывать в примечаниях к финансовой отчетности информацию о дочерних и ассоциированных организациях, совместных предприятиях и операциях, а также неконсолидируемых структурированных организациях. Ранее возникали сомнения, нужно ли раскрывать всю эту информацию о дочерних и ассоциированных организациях, классифицированных как предназначенные для продажи.

В декабре 2016 года Совет по МСФО (IASB) разъяснил (п. 5А МСФО (IFRS) 12), что требования к раскрытию информации применяют и к тем долям участия, которые классифицируются как предназначенные для продажи, для распределения собственникам или как прекращенная деятельность. Исключение составляет обобщенная финансовая информация (пп. B10-B16 МСФО (IFRS) 12). В отношении выбывающих активов ее раскрывать не следует.

Напомним, что к обобщенной финансовой информации относятся дивиденды, выплачиваемые неконтролирующим долям участия; финансовая информация об активах, обязательствах, прибыли или убытке и денежных потоках и т. д.

МСФО (IAS) 28: изменен порядок оценки по справедливой стоимости

Действующая ранее редакция МСФО (IAS) 28 “Инвестиции в ассоциированные предприятия” (далее - МСФО (IAS) 28) давала основания полагать, что решение об учете по справедливой стоимости организация должна принимать по каждой инвестиции или по классам инвестиций. Соответствующий выбор закреплялся в учетной политике.

В декабре 2016 года Совет по МСФО разрешил инвестиционным организациям оценивать инвестиции в имеющиеся ассоциированные организации или совместные предприятия по справедливой стоимости через прибыль или убыток в соответствии с МСФО (IFRS) 9 “Финансовые инструменты”. При этом решение по каждой инвестиции принимается индивидуально на момент ее первоначального признания (п. 18 МСФО (IAS) 28)

Организации, не являющиеся инвестиционными, могут сохранить оценку по справедливой стоимости, примененную их ассоциированными организациями или совместными предприятиями, являющимися инвестиционными, к своим дочерним организациям. Решение придется принимать отдельно в отношении каждой такой инвестиции на наиболее позднюю из следующих дат:

  • на дату первоначального признания инвестиции в ассоциированную организацию или совместное предприятие, являющиеся инвестиционной организацией;
  • дату, когда ассоциированная организация или совместное предприятие становятся инвестиционной организацией;
  • когда ассоциированная организация или совместное предприятие, являющиеся инвестиционными, впервые становятся материнской компанией.

Поправки применяют ретроспективно.

Изменения для отчетности за 2016 год

Рассмотрим важные моменты, которые надо впервые учесть при составлении годовой отчетности за 2016 год.

МСФО (IFRS) 10 “Консолидированная финансовая отчетность” (далее - МСФО (IFRS) 10), МСФО (IFRS) 12 и МСФО (IAS) 28. При подготовке отчетности за год, начавшийся 1 января 2016 года и позже, необходимо учитывать нововведения “Инвестиционные организации: применение исключения из требования о консолидации”. Суть их в том, что материнская организация, признаваемая инвестиционной, освобождается от представления консолидированной финансовой отчетности, если она оценивает все свои дочерние организации по справедливой стоимости через прибыль или убыток (предусмотрено поправкой МСФО (IFRS) 10). Если дочерняя организация сама является инвестиционной, то ее материнская организация, также являющаяся инвестиционной, должна оценивать такую дочернюю организацию по справедливой стоимости через прибыль или убыток.

Если инвестиционная организация не консолидирует отчетность дочерних инвестиционных организаций, она должна представить в отношении объектов своих инвестиций всю информацию, предусмотренную МСФО (IFRS) 12, а именно:

  • основную информацию о дочерних инвестиционных организациях, месте их деятельности, структуре владения и обобщенную финансовую информацию;
  • характер и степень значительных ограничений, связанных с дочерней организацией;
  • характер связанных с дочерними инвестиционными организациями рисков;
  • соглашения о финансовой поддержке;
  • другую информацию, предусмотренную МСФО (IFRS) 12.

Поправка в МСФО (IAS) 28 касается организаций, которые не являются инвестиционными, но владеют долями в ассоциированных или совместных предприятиях, являющихся инвестиционными. Освобождение позволяет таким организациям при применении метода долевого участия сохранить оценку по справедливой стоимости, примененную их ассоциированными или совместными предприятиями, являющимися инвестиционными, к своим собственным дочерним организациям.

При этом осталась обязанность готовить консолидированную отчетность той инвестиционной компанией, у которой есть “неинвестиционная” дочерняя организация, деятельность которой связана с осуществлением инвестиций.

МСФО (IFRS) 5 “Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность”. Действующая ранее редакция данного стандарта давала основания считать, что при отказе от продажи внеоборотного актива в пользу распределения его между собственниками (равно и наоборот, при отказе от распределения в пользу продажи) следует оценивать актив по наименьшей из двух сумм: балансовой (до включения в группу выбытия) или возмещаемой (на дату принятия решения об отказе от продажи).

Согласно новой редакции изменение способа выбытия не считается изменением первоначального плана выбытия (пп. 26-29 МСФО (IFRS) 5), а значит, оценка должна приниматься:

  • по наименьшей стоимости - балансовой или справедливой стоимости за вычетом затрат на продажу, если объект классифицируется как предназначенный для продажи;
  • по наименьшей стоимости - балансовой или справедливой стоимости за вычетом затрат на распределение, если объект классифицируется как предназначенный для распределения собственникам.

При этом дата классификации актива как выбывающего сохраняется, что не препятствует продлению периода, необходимого для завершения продажи или распределения собственникам (если причиной задержки являются события или обстоятельства, не контролируемые организацией, и существует достаточное подтверждение того, что план по продаже актива (или выбывающей группы) или распределению в пользу собственников остается в силе).

МСФО (IFRS) 7 “Финансовые инструменты: раскрытие информации”. Поправка разъясняет возникающие вопросы по прекращению признания финансового актива, когда организация сохраняет за собой право обслуживать такой актив после его передачи другому лицу (пп. 44R, B30, B30А МСФО (IFRS) 7). В этом случае надо оценить, предполагает ли договор на обслуживание актива наличие продолжающегося участия или нет.

Продолжающееся участие сохраняется:

  • когда вознаграждение обслуживающей финансовый актив организации зависит от суммы полученных от должника денежных средств или от сроков получения денег по финансовому активу;
  • когда в соответствии с условиями контракта фиксированная сумма вознаграждения не выплачивается организации в полном объеме, если должник по финансовому активу не выполняет свои обязательства.

В перечисленных выше ситуациях компания, собирающая деньги, заинтересована в том, чтобы должник исполнял свои обязательства. При этом оценка наличия продолжающегося участия не зависит от того, является ли сумма выплачиваемого вознаграждения адекватной компенсацией за оказанные компанией услуги.

Поправка применяется перспективно.

Совет по МСФО также уточнил, что в промежуточных периодах нет обязанности раскрывать информацию о зачете финансовых активов и финансовых обязательств, кроме тех случаев, когда сведения являются значительными для понимания изменений в финансовом положении и результатах деятельности организации, произошедших с даты последней годовой отчетности (п. 44R МСФО (IFRS) 7). Обязанность делать раскрытия в годовой отчетности сохраняется.

По общему правилу данное уточнение применяется в промежуточной отчетности после 1 января 2016 года. Однако на территории России поправки утверждены в 2016 году и поэтому актуальны с 2017 года.

МСФО (IAS) 19 “Вознаграждения работникам”. Поправка в части определения ставки дисконта на региональном рынке (пп. 83, 177 МСФО (IAS) 19) в большей степени касается тех стран, где отсутствует развитый рынок высококачественных корпоративных облигаций. Ранее для дисконтирования обязательств по плану вознаграждений по окончании трудовой деятельности там следовало использовать доходность государственных облигаций.

Однако в неразвитых странах может применяться валюта развитых стран, для которых есть качественные облигации, выраженные в этой валюте. В результате поправок была сделана увязка между обращающейся валютой и наличием выраженных в ней корпоративных долговых бумаг без их привязки к государству. Развитость рынка высококачественных корпоративных облигаций нужно оценивать на уровне валюты облигаций, а не на уровне страны или региона.

Для валют, в отношении которых отсутствует достаточно развитый рынок высококачественных корпоративных облигаций, используется рыночная доходность (на конец отчетного периода) государственных облигаций, номинированных в этой валюте.

Валюта и условия корпоративных или государственных облигаций должны соответствовать валюте и расчетным условиям обязательств по плану вознаграждений по окончании трудовой деятельности.

Поправка применяется ретроспективно, с начала наиболее раннего сравнительного периода, представленного в финансовой отчетности, при подготовке которой организация впервые применит данные изменения. Любые первоначальные корректировки следует признать в составе нераспределенной прибыли на начало наиболее раннего сравнительного периода, представленного в финансовой отчетности.

МСФО (IAS) 34 “Промежуточная финансовая отчетность”. Совет по МСФО прояснил ситуацию с раскрытием информации в примечаниях к финансовой отчетности, когда она не раскрыта в другом компоненте промежуточной финансовой отчетности. С учетом поправки (п. 16A МСФО (IAS) 34) требование о раскрытии выглядит следующим образом.

Информацию раскрывают в промежуточных финансовых отчетах, или промежуточные финансовые отчеты должны содержать ссылку на какой-либо другой отчет (например, отчет руководства или отчет о рисках). При этом такой отчет должен быть доступен пользователям на тех же условиях и в то же время, что и промежуточные финансовые отчеты. Если пользователи не имеют доступа к отчету на тех же условиях и в те же сроки, что и к промежуточным финансовым отчетам, то промежуточная финансовая отчетность считается неполной.

Изменения являются ретроспективными, но поскольку касаются раскрытий, а не оценок, то изменений в прошлых периодах не возникает.

Все мы нередко задаемся вопросом: зачем же вносятся очередные изменения в законодательство, и в частности, в Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ
«О бухгалтерском учете»? Ответ очевиден: нововведения всегда диктуются условиями финансово-хозяйственной деятельности компаний, а также ситуацией в экономике, а иногда
и в политике. И если 10 лет назад мы пользовались старым законом «О бухучете», то его нормы скорее достались нам из советского прошлого. Конечно, чиновники старались идти в ногу со временем, адаптировать существующие нормы под жизненные реалии. Но в 2011 году настал момент, когда пришлось отказаться от старого ФЗ и перейти к абсолютно новому, современному, отражающему текущую экономическую ситуацию Федеральному закону № 402-ФЗ. Конечно, такие резкие скачки и переходы от одних нормативных документов к другим всегда тяжело воспринимаются бухгалтерами и финансистами. Но даже столкнувшись с трудностями, специалисты понимают необходимость таких нововведений. «Честно говоря, вся эта путаница
с РСБУ и МСФО порядком надоела. Хочется уже прийти к единой системе учета, которая позволит показывать данные всем заинтересованным лицам, – говорит Ирина Ермолина, главный бухгалтер ООО «Криста-7». – Сейчас практически любой главбух или финансовый директор формирует два вида отчетности. Одну по РСБУ для налоговиков, вторую – для учредителей и банков в формате МСФО. Иногда бывает сложно сопоставить показатели, да и логика учета тоже бывает разной. К тому же ошибки неизбежны, ведь мы периодически подаем “уточненки”, что-то исправляем. Нам бы успеть перед ФНС отчитаться, а тут еще директору на стол МСФО неси».

Вот и теперь настало время глобальных изменений – мы все движемся в сторону международных форм финансовой отчетности. И это не прихоть ФНС или Минфина, это необходимость. Ведь люди «на местах» не редко сталкиваются с трудностями адаптации российской отчетности под мировые нормы. Все чаще контрагенты, кредитные учреждения, а иногда и учредители просят предоставить данные в международном формате. И это понятно: сопоставимость показателей, единая логика, расчет нормативов – все это возможно лишь в том случае, когда учет и отчетность ведутся в едином и понятном для всех формате.

Еще один довод в пользу МСФО – это то, что такая отчетность часто предназначается для внешних пользователей. Данные в этом формате раскрываются наиболее подробно, чтобы каждый мог узнать о финансово-хозяйственной деятельности компании то, что ему нужно. Тогда как в РСБУ для подробной аналитики нужны различного вида расшифровки, которые несчастные бухгалтера делают то по запросу банка, то по запросу генерального директора.

Отчетная мозаика

В самом начале развития идеи перехода на МСФО акцент был сделан на консолидированной отчетности. То есть речь шла о крупных компаниях, которые публикуют свои результаты. Фактически, внутренняя кухня учета отдавалась на откуп бухгалтерам. После этого они составляли общую отчетность и трансформировали ее в формат МСФО. Нужно сказать, что такие данные всегда вызывали недоверие, особенно у западных пользователей. Ведь внутренняя логика может кардинально отличаться не только от международных стандартов, но даже и у одного филиала от другого. С принятием международных норм на законодательном уровне такая «отчетная мозаика» уйдет в прошлое. Кроме того, речь уже не идет только о крупных предприятиях: единые форматы будут использоваться и малым бизнесом, и индивидуальными предпринимателями. Именно поэтому первостепенная задача внедрения МСФО – это адаптация учета и отчетности для всех уровней и объемов бизнеса.

Ретроспективный метод

Итак, рассмотрим, какие же участки учета подвергнутся наибольшим изменениям в связи с переходом на международные стандарты и принятием новых федеральных стандартов.
Как всегда, все начнется с учетной политики. Здесь речь идет о применении ретроспективного способа внесения изменений – как добровольных, так и обязательных. Данный метод заключается в том, что корректируются не текущие данные, а входящий остаток, как будто новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности. Изменятся само понятие учетной политики и последовательность ее применения. Кроме того, все корректировки учетной политики необходимо будет отразить в финансовой отчетности.

Внедряется понятие расчетных оценок, изменения в которых также необходимо фиксировать.
А возникающие существенные ошибки нужно будет исправлять в финотчетности в соответствии с международными правилами. Обязательным является фиксирование периода, с которого внедряются МСФО, а также расчет резервов и разделение МПЗ и основных средств.

Финансовые показатели

Для корректного перехода на международные форматы необходимо охватить весь перечень финансовых показателей. Расскажем коротко, что нужно будет делать специалисту учета после нового года.

Основные средства. Необходимо определить стоимость основных средств при первоначальном признании. Изменяется порядок их переоценки и амортизации. Заново придется распределить виды аренды ОС – в соответствии с требованиями МСФО, – а также распределить проценты по договору финансовой аренды и организовать учет операционной аренды.

Нематериальные активы. Особое внимание следует уделить критериям признания НМА. Необходимо систематизировать расчет первоначальной стоимости НМА и порядок их амортизации. Активы с неопределенным сроком службы нужно будет выделить в отдельную категорию. Не упустите из виду понятие обесценивания активов, а также их возмещаемую стоимость и учет убытков от обесценения.

Подробно рассматривается понятие условных активов и обязательств. Разрабатываются критерии признания резервов под условные обязательства и их отражение в учете. Кроме того, должны быть созданы резервы по затратам по выводу основных средств из эксплуатации и устранению ущерба, причиненного окружающей среде.

Обратите внимание

На первых порах остается надеяться лишь на лояльность налоговых органов и их разъяснения, ведь проверяющим тоже нужно время на адаптацию к международным стандартам финансовой отчетности.

Запасы. Изменения коснутся учета запасов в производстве и торговле. Необходимо будет пересмотреть оценку запасов при первоначальном признании и их последующую оценку.

Денежные средства. Изменяются порядок выверки остатков денежных средств и выписки банка, а также формат отчета о движении денежных средств.

Выручка. Критерии признания выручки от продажи товаров и услуг также поменяются.
При подготовке финансовой отчетности необходимо будет проводить оценку дебиторской задолженности покупателей и вести учет сомнительной задолженности.

Затраты. Новые правила коснутся и классификации затрат. Придется определять производственную себестоимость в соответствии с МСФО, применять нормативный учет затрат, а также группировать их в бухгалтерском учете для формирования отчета о комплексной прибыли. Изменится и отражение отдельных видов затрат, например: на ремонт основных средств, на вознаграждение работников, затраты по кредитам и заемным средствам и др.

Инвестиционная собственность. Вводится само понятие инвестиционной собственности. Необходимо определять ее первоначальную стоимость, производить последующую оценку и переоценивать по справедливой стоимости.

Слияние бизнеса. Отдельным блоком рассматриваются операции по объединению бизнеса и затраты на эту процедуру. Проводится специальная оценка справедливой стоимости чистых активов, признаваемых в процессе объединения. Вводится понятие «гудвилл».

Дочерние и ассоциированные. Законодательно выделяются критерии контроля дочерних компаний. Теперь материнская фирма освобождается от составления консолидированной отчетности. Вводится понятие существенного влияния ассоциированных компаний. Выделяются его признаки и вводится долевой метод учета.

Налог на прибыль. Исходя из международной практики определяется порядок формирования временных разниц. А также отражаются в учете отложенные налоги, в том числе и при переоценке основных средств.

Сложности перехода

С учетом готовности перехода на МСФО с 2017 года, необходимо понимать, что есть вероятность затяжного периода внедрения международных форматов. Особенно актуально это для малых предприятий, ранее не применявших МСФО. На этот случай потребуется оценить необходимость трансформации из РСБУ в международные стандарты. Утвердить состав и вид отчетности, а также оценить случаи отступления от норм МСФО. Во время переходного периода должны проводиться реклассификация, а также формирование специальных трансформационных корректировок по отдельным объектам учета и раскрытий к ним.

Конечно, сразу вряд ли удастся применить все новые федеральные стандарты, соответствующие МСФО. Ошибки неизбежны. Особенно тяжело придется малому и среднему бизнесу, не имеющим ни штата финансистов, которые так или иначе с МСФО уже знакомы, ни материальных средств для получения платных консультаций. На первых порах остается надеяться лишь на лояльность налоговых органов и их разъяснения, ведь проверяющим тоже нужно время на адаптацию к международным стандартам финансовой отчетности.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!