Все для предпринимателя. Информационный портал

Строительство останкинской телебашни непрерывное литье. Строительство Останкинской башни

Больше, чем 35 лет назад, 4 ноября 1967 г., в Москве зажглись цветные телеэкраны - начал вещание Останкинский телецентр с передатчиками и антеннами, расположенными на самой высокой в мире телебашне. Сегодня Останкинская телебашня признана памятником архитектуры и достижением инженерии. Ее высота 533 метра. Останкинская башня - это не только полезная конструкция, с момента постройки сооружение стало одним из символов столицы России.

История Останкинской телебашни

До 1948 г. телевещание производилось из студий на Шаболовке через антенны, поднятые на Шуховскую башню. Но число программ стремительно увеличивалось, кроме того, было необходимо улучшить качество телевизионного сигнала и расширить зону приема телевизионных и радиовещательных программ с 60 до 120 км. Решение о строительстве станции было принято в середине 50-х годов. В результате серьезного конкурсного отбора проектов, предпочтение отдали работе доктора технических наук Н. В. . В последующем проектировании и строительстве принимали участие 33 проектные организации, 40 специализированных строительно-монтажных управлений и десятки заводов-изготовителей со своими конструкторскими бюро.

Архитектор Николай Васильевич Никитин родился в 1907 году в Тобольске. После окончания архитектурного отделения строительного факультета Томского технологического института он работал на строительстве ряда объектов , проектировал многие высотные здания в Москве (в том числе здания МГУ на Ленинских горах), стадиона в Лужниках. Его идеи были применены при возведении монумента «Родина-мать» на Мамаевом кургане в . В 1932 году по его проекту была создана ветряная электростанция в . Многие решения, воплощенные в этом проекте, были использованы и в строительстве Останкинской телерадиовещательной башни.

Сооружение началось в 1960 году, однако сразу же после того, как начали возводить башню, было решено приостановить работы из-за сомнений в надежности грунта. Только через 2 года, летом 1963 г, работы возобновились, однако фундамент пришлось укрепить в несколько раз. После изучения проблемы его сечение было увеличено на 1,5 м в ширину и на 2,25 м в высоту. Все его десять граней обжали железобетонной обоймой. В итоге площадь фундамента составила 1940 м2, а масса - 20 тыс. тонн (вес всей башни - 55 тысяч тонн), т. е. 40% массы всего сооружения.

Строительство башни закончилось в 1964 году, общая продолжительность работ по ее возведению - 54 месяца.

Впервые все передающие станции было решено разместить в самой башне. Это было смело, так как до этого во всем мире станции размещались не в телебашнях, а в отдельных зданиях, которые находились рядом.

В 1970 году конструктор Останкинской телебашни доктор технических наук Н. В. Никитин и возглавляемый им авторский коллектив были удостоены Ленинской премии. В проекте участвовали: Б. А. Злобин - главный инженер проекта, заместитель главного архитектора Москвы Д. И. Бурдин, главный инженер Государственного всесоюзного проектного института М. А. Шкуд, директор проектного института «Промстальконструкция» Л. Н. Щипакин.

Внешнее и внутреннее устройство Останкинской телебашни

Башня представляет собой полую оболочку из монолитного бетона, конической формы, с мощным основанием и вытянутой верхушкой. Внутри основания, по всей длине, разместили электросиловые кабели, кабели связи, трубные разводки водопровод, канализацию, лифтовые шахты (скоростной лифт поднимает людей на 300 метров за 50 секунд) и металлическую лестницу, связывающую между собой все этажи башни. Основное оборудование передающих станций со всеми техническими службами расположено на 16 этажах нижней конической части сооружения. Главный зал телевизионных передатчиков находится на пятом этаже. Вся аппаратура четырех передающих телевизионных станций объединена в кольцо. Выше расположен технический этаж. На шестом этаже размещены передатчики и шестой программы телевидения. На седьмом этаже вокруг внутреннего кольцевого коридора размещены радиотелевизионные аппаратные. Оставшуюся площадь отдали под отдельные теле- и радиослужбы. Стены по всей высоте охвачены 150-ю канатами, которые крепятся к стене через каждые 7 м. Каждый из 150 канатов растянут с силой в 70 тонн.

Общесоюзная радиотелевизионная передающая станция создавалась как объект многоцелевого назначения. Здесь сразу были установлены телевизионные передатчики, рассчитанные на демонстрацию одновременно пяти программ черно- или цветного телевидения со звуковым сопровождением; передатчики УКВ-радиовещания для шести программ, в том числе двух стереофонических; узловая станция телевизионных радиорелейных линий на 18 магистральных направлений. Установили станцию по коммутации программ для междугородного обмена , кабельным магистралям и каналам космической телевизионной связи, а также станцию приема и коммутации восьми программ от передвижных телевизионных станций. Для передающей станции были разработаны новые мощные телевизионные и радиопередатчики метрового и дециметрового диапазонов.

Останкинская телебашня сегодня

Сегодня высота Останкинской башни - 540 м, что почти на 300 м выше здания Московского университета на Ленинских горах и на 215 м выше знаменитой в Париже. Несмотря на такую высоту, опрокинуться бетонная башня не может: ее центр тяжести не выходит и никогда не выйдет за площадь опоры, которая ограничена кольцом-фундаментом диаметром в 60 метров. А центр тяжести находится на высоте 110 метров по оси конструкции.

Останкинская башня очень привлекательна для туристов. Три скоростных лифта поднимают посетителей на смотровые площадки, самая высокая из них находится на отметке 337 м. В хорошую можно подняться по двум ажурным лестницам на открытый балкон, расположенный на высоте 340,8 м. Эта смотровая площадка одновременно служит вестибюлем ресторана «Седьмое небо». Здесь размещаются гардеробы, входы в лифтовые холлы, медицинская комната и санузлы. Отсюда посетители спускаются по лестнице на один из трех этажей ресторана. В каждом зале по 24 четырехместных столика, установленных вдоль наружных окон. Ресторан подвижен: для обзора панорамы города кольцо со столиками делает вокруг оси башни 1-3 оборота в час.

Кроме главной смотровой площадки есть еще две - на отметках 147 и 269 м., куда поднимаются при сильной . За все время существования смотровую площадку и высотный ресторан «Седьмое небо» посетили 10 миллионов человек.

Строительные работы проводятся на башне и в наши дни. В частности, из-за пожара 2000 года, до сих пор ведется ее восстановление. По словам главного инженера Александра Демьянова, после реконструкции высота Останкинской телебашни достигнет 562 м. Высота увеличится на 22 м за счет замены флагштока на дополнительные антенны - их установка даст возможность повысить качество вещания и увеличить зону уверенного приема телесигнала.

Останкинская телебашня была сдана в эксплуатацию 30 апреля 1967 года и очень быстро стала одной из достопримечательностей столицы и одним из ее символов. Далее предлагаем взглянуть на то, как шло строительство этого уникального сооружения, некогда считавшегося самым высоким зданием мира.

Проект архитектурно-строительной части телевизионной башни разработан ЦНИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений. Авторский коллектив: инженер-конструктор Н. Никитин, архитекторы Д. Бурдин, Л. Баталов, В. Милашевский, инженер-конструктор Б. Злобин, инженер-сантехник Т. Мелик-Аракелян. Отдельные части проекта разрабатывал “Моспроект-1” и 19 других проектных организаций. Генеральная проектная организация - ГСПИ Министерства связи СССР. Технологическую часть проекта осуществляет авторский коллектив под руководством инженера И. Островского.

Башня, вес которой более 32 тысяч тонн, возведена на монолитном кольцевом железобетонном фундаменте шириной 9,5 метра, высотой 3 метра и диаметром (описанной окружности) 74 метра. В десятиугольной железобетонной ленте фундамента с помощью системы кольцевой напряженной арматуры (она состоит из 104 пучков, в каждом пучке по 24 проволоки диаметром 5 миллиметров каждая) создано предварительное напряжение - каждый пучок натянут гидравлическими домкратами с силой около 60 тонн.

Фундамент заложен в грунт на глубину 4,65 метра. Предполагалось, что он осядет на 3-3,5 сантиметра. Устойчивость башни на опрокидывание имеет шестикратный запас.

Железобетонная опора всего сооружения-это тонкостенная коническая оболочка, опирающаяся десятью железобетонными “ногами” на банкетки фундамента. Диаметр нижнего основания этой оболочки - 60,6 метра, а на высоте 63 метров он равен 18 метрам. Верхняя часть железобетонного ствола, начиная с высоты 321 метр, выполнена в виде цилиндра с наружным диаметром 8,1 метра. Толщина стен у основания башни - 50 см.

В центре конического основания на самостоятельном фундаменте (круглая железобетонная плита диаметром 12 метров и толщиной 1 метр) возведен железобетонный стакан высотой 63 метра и диаметром 7,5 метра. В этом стакане проходят скоростные лифты, силовые кабели, кабели связи, шахта с водопроводными и канализационными стояками и аварийная стальная лестница. На стакан опираются концы балок пятнадцати междуэтажных перекрытий, между стаканом и конусным основанием проходит лестничная клетка. Сооружение раздельных фундаментов для двух независимых конструкций - башни и стакана - позволяет передать на грунт различное давление при их неравномерной осадке.

Под действием ветровой нагрузки верхняя часть башни может колебаться, и отклонение ее вершины при сильном ветре может достигнуть 10 метров. При ветрах, которые бывают в Москве довольно часто, в среднем раз в неделю, посетители смотровых площадок и ресторана будут ощущать колебания башни приблизительно так же, как качку корабля с амплитудой 8 сантиметров при периоде колебаний в 10 секунд.

Есть у башни еще один “враг”. Это… солнце. Из-за одностороннего нагрева ствол перемещается (от искривления) у вершины на 2,25 метра, а на уровне смотровых площадок - на 0,72 метра. Для уменьшения деформаций от ветровых нагрузок и от одностороннего нагрева на расстоянии 50 миллиметров от внутренней поверхности ствола натянуто 150 стальных тросов. Общее усилие их натяжения равно 10400 тоннам-это вес океанского парохода. Тросы примут на себя растягивающие усилия и предохранят бетон от трещин, а, следовательно, арматуру - от коррозии.

На железобетонной части башни установлено несколько металлических антенн общей высотой в 148 метров. Антенны выполнены в виде стальных труб. Внутри труб имеются жесткие диафрагмы. Для обслуживания антенн до высоты 470 метров используется специальный лифт. Чтобы осматривать и демонтировать вибраторы, а также периодически красить стальные конструкции антенн, устанавливаются 6 площадок с перилами и подвешиваются люльки.

При строительстве башни широко использовались самые последние достижения строительной техники. Уникальным башенным краном БК-1000 грузоподъемностью 16 тонн (при вылете стрелы 45 метров) собирались и монтировались металлоконструкции. Ствол башни сооружался с помощью единственного в мире самоподъемного агрегата весом около 300 тонн. Бетон этому агрегату доставляли лифты.

На отдельной площадке гусеничным краном СКГ-100 (грузоподъемностью 100 тонн) собирались секции металлических антенн. Это была контрольная сборка. Одновременно на антеннах монтировалось оборудование и устанавливались вибраторы. Потом секции антенны вновь разобрали, и отдельные их части - царги - подавались краном на перегрузочную площадку на высоту 63 метра. Затем специальным краном, установленным на стволе башни, первые царги поднимались на вершину башни и монтировались так, что они вошли внутрь ее ствола на 10 метров. А после этого монтаж вели с помощью ползучего крана.

После контрольной сборки и настройки антенн на стенде отдельные монтажные элементы (царги) весом до 25 тонн гусеничным краном переносятся в зону действия кольцевого крана. Он поднимает царгу на перегрузочную площадку на высоту 63 м. Мостовой кран, находящийся на высоте 385 м, поднимает царги на другую перегрузочную площадку, расположенную на 370-метровой высоте. Затем самоподъемный кран, передвигаясь по смонтированным царгам, устанавливает вновь поступающие царги друг на друга.

Последнее, самое верхнее звено кран поднимает за его середину. Для сохранения вертикального положения звена его нижний конец искусственно утяжеляется.



С высоты 385 м видны кольцевые пути наземных кранов. На переднем плане снимка видна брезентовая “юбка” с веревочным каркасом За ней размещаются подвесные подмостки, с которых ведутся работы по закреплению наружной опалубки и осмотр наружной поверхности бетона.










Ресторан «Седьмое небо» на высоте 337 метров готов к приему гостей, 1967 год.

Рабочие обслуживают скоростной лифт на Останкинской телебашне, 1982 год.


27 августа 2000 года в башне на высоте 460 м произошел пожар - тогда полностью выгорели 3 этажа. Помещения были восстановлены к 2008 году.

За 30 лет существования башни смотровую площадку и ресторан «Седьмое небо» посетили более 10 млн человек.

Смотровая площадка Останкинской телебашни.

Вид на Москву со смотровой площадки Останкинской телебашни.


Башня в Останкино знаменита тем, что, являясь одной из самых высоких в мире, представляет собой еще и самое уникальное железобетонное высотное сооружение. Конструктор башни Николай Васильевич Никитин однажды сказал, что башня будет стоять на земле, пока не надоест людям.
Необходимость строительства в Москве огромной «антенны» возникла в 1955 г. из-за множества насущных задач, требующих решения. Требовалось увеличить радиус телевизионного приема (Московский телевизионный центр на Шаболовке обеспечивал радиус только в 60 км), обеспечить междугородный и международный обмен телевизионными программами (в том числе по линиям космической связи), организовать систему УКВ радиотелефонной связи с подвижными объектами и др.
Прежде, чем обосноваться в Останкино, башня в проектах «поблуждала» по Москве - в одном из вариантов ей даже предназначалась самая высокая точка Москвы за МГУ.

На первоначальной стадии проектирования были разработаны десятки вариантов металлических антенных опор высотой до 500 м. Как правило, это были более или менее традиционные конструкции мачт с многоярусными наклонными оттяжками. Предлагались и металлические башни решетчатых конструкций. Но все они не отличались оригинальностью архитектурного решения. Только в начале 1958 г. появился проект свободно стоящей предварительно напряженной железобетонной башни оригинальной конструкции Николая Васильевича Никитина. Этот проект был принят и впоследствии доработан.
Ствол башни не должен был сильно раскачиваться под давлением ветра, потому что в противном случае антенна рассеивала бы волны и телеэкраны не давали бы устойчивого изображения. Для решения этой задачи проект Н.В. Никитина предусматривай натянутые внутри ствола башни стальные канаты. Архитектор J1.И. Баталов сформирован облик бетонного каркаса: две трети высоты башенного ствола будут неделимы и свободны от всяких подвесок, далее - первая площадка. За ней бетонный ствол поднимался еще на 70 м, чтобы завершиться куполообразным сводом, под которым шли застекленные ярусы площадок обзора, службы связи, ресторан.

Проект башни сначала испугал строителей из-за отсутствия привычного для высотного сооружения фундамента глубокого заложения: подошва толщиной всего 3.5 м! Даже для обычной заводской трубы фундамент углублялся не менее чем на 5 м. Фундамент всегда выступал противовесом наземной части всякого сооружения, а здесь роль фундамента исполняла наземная нижняя чаоть башни. Именно это труднее всего укладывалось в сознании.
Предмет гордости Никитина - идея превратить четыре опорные ноги башни в «когти», которыми башня «вцепится» в грунт. Сухожилия стальных тросов заставляют каждую опору вжиматься в землю с такой силой, что опоры никогда не расползутся под гигантским давлением бетонного ствола. Сбалансированное натяжение тросов организует работу опор и связывает в единую систему всю конструкцию башни. Такой принцип строительства еще не применялся.
27 сентября 1960 г. в основании башни был заложен первый кубометр бетона. В 1966 г., когда строители вышли на отметку 385 м и закончили монолитную часть башенного ствола, над Москвой проносился сильный ветер. Верхняя площадка ходила под ногами. как палуба при сильной качке. Но едва к внутренней стене ствола башни прижались стальные канаты, для сохранности покрытые пушечным салом, башня замерла.

Опыта эксплуатации подобных сооружений тогда не существовало, поэтому, еще в период строительства Останкинской башни, было решено начать исследования, чтобы понять, как поведут себя конструкции на практике. Главный конструктор Н.В. Никитин, абсолютно уверенный в том, что башня выстоит в любой ураган, разработал программу наблюдений за башней.
С того момента, как в эфир из Останкина пошли первые сигналы, начались непрерывные наблюдения специально созданной службы. Каждый день определяется воздействие температуры, ветра, солнца. Специалисты считают, что железобетонные конструкции испытывают большие напряжения не только от ветра, но и от солнца. В соответствии с его суточным циклом и проводятся наблюдения. Большая часть наблюдений проводится автоматически - приборами. Результаты заносятся в журналы. Наблюдатели уверены, что заполненные цифрами и графиками страницы журналов заинтересуют инженеров будущего. Здесь отражены точные сведения о поведении бетона и стали на больших высотах и при самых сильных нагрузках, собран опыт эксплуатации сверхвысотных сооружений.
4 ноября 1967 г. государственная комиссия подписала акт о приемке 1-й очереди Останкинского общесоюзного телецентра имени 50-летия Октября. Высота башни в момент окончания ее строительства составила 533,3 м. (В 1999 г. Останкинская башня «подросла» до 540 м.) Вес ее фундамента - 55 000 т. Допустимое отклонение вершины под действием ветра - 11,65 м.

Когда в апреле 1971 г. над Москвой пронесся сильнейший ураган, какой бывает раз в сто лет, амплитуда колебаний башни достигла максимальной зарегистрированной величины - 3,5 м. Тем не менее на конструкциях это никак не сказалось, и это дало повод строителям башни утверждать, что она простоит пятьсот лет и больше. Эти слова полностью подтвердились во время катастрофического пожара в августе 2000 г.: несмотря на то, что даже лопнула часть держащих башню тросов, она устояла. Мрачные прогнозы не оправдались.
В башне 44 этажа - больше, чем в любом здании Москвы. Общая полезная площадь внутренних помещений составляет более 15 тысяч кв. м. Часть из них находятся в фундаменте сооружения, другая - в коническом основании высотой 63 м.
Важной частью конструкции является ее железобетонный фундамент. Он позволил понизить центр тяжести башни почти до уровня земли. Общий объем фундамента - 7800 куб. м. Главным его элементом является десятиугольная плита, размещенная на глубине 3,5 м. Толщина плиты около 3 м, диаметр - 70 м. Эта плита армирована 1040 предварительно напряженными проволочными пучками. Кроме того, фундаменты подведены под витражную часть, железобетонный центральный стакан и главную лестницу.

В коническом основании телебашни на 17 этажах до высоты 63 м размешаются вестибюль, аппаратные радиотелевизионных передающих станций, встроенные трансформаторные электроподстанции, различные технические этажи, включая кухню и подсобные цеха ресторана «Седьмое небо». Между отметками 117 и 147 м находятся аппаратные радиорелейных линий связи и вспомогательные технические службы. На десяти этажах самой верхней отстройки вокруг железобетонного ствола на высоте 321-360 м располагаются смотровая площадка, круглые залы ресторана «Седьмое небо», высотная трансформаторная подстанция и различные технические помещения. Внутри железобетонного ствола находятся вертикальные шахты четырех скоростных лифтов, электрокабели, кабели связи и антенные фидеры, сантехнические трубы и магистрали. Для подъема посетителей высотного ресторана и смотровой площадки, размещенной на высоте 337 м, используются фи лифта грузоподъемностью до 1000 кг.

С самого начала Останкинская телебашня стала объектом, привлекающим туристов. Со смотровой площадки открывается прекрасная панорама города.
До 1975 г. Останкинская башня являлась самой высокой телевизионной башней в мире, уступив первенство канадской «С-Эн Тауэр», построенной в Торонто в 1973- 1975 гг.

Башня, вес которой более 32 тысяч тонн, возведена на монолитном кольцевом железобетонном фундаменте шириной 9,5 метра, высотой 3 метра и диаметром (описанной окружности) 74 метра. В десятиугольной железобетонной ленте фундамента с помощью системы кольцевой напряженной арматуры (она состоит из 104 пучков, в каждом пучке по 24 проволоки диаметром 5 миллиметров каждая) создано предварительное напряжение - каждый пучок натянут гидравлическими домкратами с силой около 60 тонн.

Фундамент заложен в грунт на глубину 4,65 метра. Предполагается, что он осядет на 3-3,5 сантиметра. Устойчивость башни на опрокидывание имеет шестикратный запас.

Железобетонная опора всего сооружения-это тонкостенная коническая оболочка, опирающаяся десятью железобетонными “ногами” на банкетки фундамента. Диаметр нижнего основания этой оболочки - 60,6 метра, а на высоте 63 метров он равен 18 метрам. Верхняя часть железобетонного ствола, начиная с высоты 321 метр, выполнена в виде цилиндра с наружным диаметром 8,1 метра. Толщина стен у основания башни - 500 миллиметров.

В центре конического основания на самостоятельном фундаменте (круглая железобетонная плита диаметром 12 метров и толщиной 1 метр) возведен железобетонный стакан высотой 63 метра и диаметром 7,5 метра. В этом стакане проходят скоростные лифты, силовые кабели, кабели связи, шахта с водопроводными и канализационными стояками и аварийная стальная лестница. На стакан опираются концы балок пятнадцати междуэтажных перекрытии, в между стаканом и конусным основанием проходит лестничная клетка. Сооружение раздельных фундаментов для двух независимых конструкций - башни и стакана - позволяет передать на грунт различное давление при их неравномерной осадке.

Под действием ветровой нагрузки верхняя часть башни может колебаться, и отклонение ее вершины при сильном ветре может достигнуть 10 метров. При ветрах, которые бывают в Москве довольно часто, в среднем раз в неделю, посетители смотровых площадок и ресторана будут ощущать колебания башни приблизительно так же, как качку корабля с амплитудой 8 сантиметров при периоде колебаний в 10 секунд.

Есть у башни еще один “враг”. Это... солнце. Из-за одностороннего нагрева ствол перемещается (от искривления) у вершины на 2,25 метра, в на уровне смотровых площадок - на 0,72 метра. Для уменьшения деформаций от ветровых нагрузок и от одностороннего нагрева на расстоянии 50 миллиметров от внутренней поверхности ствола натянуто 150 стальных тросов. Общее усилие их натяжения равно 10400 тоннам-это вес океанского парохода. Тросы примут на себя растягивающие усилия и предохранят бетон от трещин, а, следовательно, арматуру - от коррозии.

На железобетонной части башни установлено несколько металлических антенн общей высотой в 148 метров. Антенны выполнены в виде стальных труб. Внутри труб имеются жесткие диафрагмы. Для обслуживания антенн до высоты 470 метров используется специальный лифт. Чтобы осматривать и демонтировать вибраторы, а также периодически красить стальные конструкции антенн, устанавливаются 6 площадок с перилами и подвешиваются люльки.

При строительстве башни широко использовались самые последние достижения строительной техники. Уникальным башенным краном БК-1000 грузоподъемностью 16 тонн (при вылете стрелы 45 метров) собирались и монтировались металлоконструкции. Ствол башни сооружался с помощью единственного в мире самоподъемного агрегата весом около 300 тонн. Бетон этому агрегату доставляли лифты.

На отдельной площадке гусеничным краном СКГ-100 (грузоподъемностью 100 тонн) собирались секции металлических антенн. Это была контрольная сборка. Одновременно на антеннах монтировалось оборудование и устанавливались вибраторы. Потом секции антенны вновь разобрали, и отдельные их части - царги - подавались краном на перегрузочную площадку на высоту 63 метра. Затем специальным краном, установленным на стволе башни, первые царги поднимались на вершину башни и монтировались так, что они вошли внутрь ее ствола на 10 метров. А после этого монтаж вели с помощью ползучего крана.

Проект архитектурно-строительной части телевизионной башни разработан ЦНИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений. Авторский коллектив: инженер-конструктор Н. Никитин, архитекторы Д. Бурдин, Л. Баталов, В. Милашевский, инженер-конструктор Б. Злобин, инженер-сантехник Т. Мелик-Аракелян. Отдельные части проекта разрабатывал “Моспроект-1” и 19 других проектных организаций. Генеральная проектная организация - ГСПИ Министерства связи СССР. Технологическую часть проекта осуществляет авторский коллектив под руководством инженера И. Островского.

СХЕМА МОНТАЖА АНТЕННЫ

После контрольной сборки и настройки антенн на стенде отдельные монтажные элементы (царги) весом до 25 тонн гусеничным краном переносятся в зону действия кольцевого крана. Он поднимает царгу на перегрузочную площадку на высоту 63 м. Мостовой кран, находящийся на высоте 385 и, поднимает царги на другую перегрузочную площадку, расположенную на 370-метровой высоте. Затем самоподъемный кран, передвигаясь по смонтированным царгам, устанавливает вновь поступающие царги друг на друга.

Последнее, самое верхнее звено кран поднимает за его середину. Для сохранения вертикального положения звена его нижний конец искусственно утяжеляется.

С высоты 385 м видны кольцевые пути наземных кранов. На переднем плане снимка видна брезентовая “юбка” с веревочным каркасом За ней размещаются подвесные подмости, с которых ведутся работы по закреплению наружной опалубки и осмотр наружной поверхности бетона.

Из журнала "Наука и Жизнь" за 66 год.

Нажав на фотографии вы сможете рассмотреть их в хорошем качестве.

На сайте "Фотографии старой Москвы" вы найдете много интересных фотографий. Если у вас есть интересные снимки Москвы, присылайте их мне, или добавляйте через специальную форму на сайте . Также, я буду очень признателен, если вы разместите информацию об этом проекте у себя в журнале.

Jun 19 2012

История башни имеет официальную неофициальную части. Так строительство башни было задумано как политическая замена строительству дворца советов и именно поэтому её главным конструктором и оказался главный конструктор Дворца советов Н.В. Никитин. Со строительством торопились, башню надо было сдать к 50-летию ВОСР …

Сегодня Останкинская телебашня является четвертым по высоте сооружением в мире после строящегося небоскреба Бурж Дубай в Дубаи (проектная высота: 818 м), телерадиомачты KVLY-TV в Бланшаре, США (628 м) и Си-Эн Тауэр в Торонто (553 м).


Этой весной смотровая площадка Останкинской телебашни вновь открылась для посещения, она была закрыта почти 9 лет после пожара в августе 2000 года . Кстати что характерно, ремонт продлился дольше чем строительство, но об этом ниже.

Цокольный этаж содержит в себе экспозицию по истории башни и галерею ее создателей.

Строительство башни велось с 1963 по 1967, на тот момент башня стала самым высоким сооружением в мире и долго удерживала эту планку.

По замыслу главного конструктора Николая Никитина башня стала своеобразным поставленным на бутон цветком лотоса из стекла и бетона, стянутого канатной арматурой.

Башня, вес которой более 32 тысяч тонн, возведена на монолитном кольцевом железобетонном фундаменте шириной 9,5 метра, высотой 3 метра и диаметром (описанной окружности) 74 метра. В десятиугольной железобетонной ленте фундамента с помощью системы кольцевой напряженной арматуры (она состоит из 104 пучков, в каждом пучке по 24 проволоки диаметром 5 миллиметров каждая) создано предварительное напряжение - каждый пучок натянут гидравлическими домкратами с силой около 60 тонн.

Фундамент заложен в грунт на глубину 4,65 метра. Предполагалось, что он осядет на 3-3,5 сантиметра. Никитин предложил котлован под башней заполнить песком. Мелкий хорошо просеянный песок сыпуч настолько, что течёт почти как вода. И поверхность его остается горизонтальной независимо от того, что происходит с котлованом. На песок положили железобетонное кольцо диаметром 65 метров - и на нём возвели 533-метровую Останкинскую телебашню. И стоит она по сей день идеально прямо. Устойчивость башни на опрокидывание имеет шестикратный запас. Это сильно помогло ей устоять после пожара.

Собственно башня --это тонкостенная коническая оболочка, опирающаяся десятью железобетонными “ногами” на банкетки фундамента. Диаметр нижнего основания этой оболочки - 60,6 метра, а на высоте 63 метров он равен 18 метрам. Верхняя часть железобетонного ствола, начиная с высоты 321 метр, выполнена в виде цилиндра с наружным диаметром 8,1 метра. Толщина стен у основания башни - 500 миллиметров.

В центре конического основания на самостоятельном фундаменте (круглая железобетонная плита диаметром 12 метров и толщиной 1 метр) возведен железобетонный стакан высотой 63 метра и диаметром 7,5 метра. В этом стакане проходят скоростные лифты, силовые кабели, кабели связи, шахта с водопроводными и канализационными стояками и аварийная стальная лестница. На стакан опираются концы балок пятнадцати междуэтажных перекрытии, в между стаканом и конусным основанием проходит лестничная клетка. Сооружение раздельных фундаментов для двух независимых конструкций - башни и стакана - позволяет передать на грунт различное давление при их неравномерной осадке.

Под действием ветровой нагрузки верхняя часть башни может колебаться, и отклонение ее вершины при сильном ветре может достигнуть 10 метров. При ветрах, которые бывают в Москве довольно часто, в среднем раз в неделю, посетители смотровых площадок и ресторана будут ощущать колебания башни приблизительно так же, как качку корабля с амплитудой 8 сантиметров при периоде колебаний в 10 секунд.

Есть у башни еще один “враг”. Это… солнце. Из-за одностороннего нагрева ствол перемещается (от искривления) у вершины на 2,25 метра, в на уровне смотровых площадок - на 0,72 метра. Для уменьшения деформаций от ветровых нагрузок и от одностороннего нагрева на расстоянии 50 миллиметров от внутренней поверхности ствола натянуто 150 стальных тросов. Общее усилие их натяжения равно 10400 тоннам-это вес океанского парохода. Тросы примут на себя растягивающие усилия и предохранят бетон от трещин, а, следовательно, арматуру - от коррозии.

На железобетонной части башни установлено несколько металлических антенн общей высотой в 148 метров. Антенны выполнены в виде стальных труб. Внутри труб имеются жесткие диафрагмы. Для обслуживания антенн до высоты 470 метров используется специальный лифт. Чтобы осматривать и демонтировать вибраторы, а также периодически красить стальные конструкции антенн, устанавливаются 6 площадок с перилами и подвешиваются люльки.

При строительстве башни широко использовались самые последние достижения строительной техники. Уникальным башенным краном БК-1000 грузоподъемностью 16 тонн (при вылете стрелы 45 метров) собирались и монтировались металлоконструкции. Ствол башни сооружался с помощью единственного в мире самоподъемного агрегата весом около 300 тонн. Бетон этому агрегату доставляли лифты.

На отдельной площадке гусеничным краном СКГ-100 (грузоподъемностью 100 тонн) собирались секции металлических антенн. Это была контрольная сборка. Одновременно на антеннах монтировалось оборудование и устанавливались вибраторы. Потом секции антенны вновь разобрали, и отдельные их части - царги - подавались краном на перегрузочную площадку на высоту 63 метра. Затем специальным краном, установленным на стволе башни, первые царги поднимались на вершину башни и монтировались так, что они вошли внутрь ее ствола на 10 метров. А после этого монтаж вели с помощью ползучего крана.

Проект архитектурно-строительной части телевизионной башни разработан ЦНИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений. Авторский коллектив: инженер-конструктор Н. Никитин, архитекторы Д. Бурдин, Л. Баталов, В. Милашевский, инженер-конструктор Б. Злобин, инженер-сантехник Т. Мелик-Аракелян. Отдельные части проекта разрабатывал “Моспроект-1” и 19 других проектных организаций. Генеральная проектная организация - ГСПИ Министерства связи СССР. Технологическую часть проекта осуществляет авторский коллектив под руководством инженера И. Островского.

Монтаж антенн.


После контрольной сборки и настройки антенн на стенде отдельные монтажные элементы (царги) весом до 25 тонн гусеничным краном переносятся в зону действия кольцевого крана. Он поднимает царгу на перегрузочную площадку на высоту 63 м. Мостовой кран, находящийся на высоте 385 и, поднимает царги на другую перегрузочную площадку, расположенную на 370-метровой высоте. Затем самоподъемный кран, передвигаясь по смонтированным царгам, устанавливает вновь поступающие царги друг на друга.

Последнее, самое верхнее звено кран поднимает за его середину. Для сохранения вертикального положения звена его нижний конец искусственно утяжеляется.

С высоты 385 м видны кольцевые пути наземных кранов. На переднем плане снимка видна брезентовая “юбка” с веревочным каркасом За ней размещаются подвесные подмости, с которых ведутся работы по закреплению наружной опалубки и осмотр наружной поверхности бетона.

Внутри башни.

Во время пожара 2000 года множество канатов полопалось от перегрева, но башня выстояла и не сложилась по секциям.



Фрагмент канатной арматуры, выставленный в цоколе башни.

Полная высота башни 540 м, высота бетонной части – 385 метров, далее идет мачта.
Смотровая площадка находится на высоте 337 м.


Верхняя мачта с антеннами и прочим оборудованием.


Средняя часть


По центру выступает смотровая площадка. В некоторых сегментах смотровой площадки имеются стекла в полу, позволяющие смотреть ровно вниз.


Вид через стекла в полу


Справа виден коричневый “короб” с проходом к башне


В треугольнике на земле установлены мощные прожекторы для подсветки башни


Галерея смотровой площадки


Даже “удобства”. Возможно это “удобства” с самой длинной отвесной канализационной трубой в мире.


Останкинская башня занимает почетное второе место после канадской в списке Всемирной федерации высотных башен

Высота - 540 м (первоначально высота башни была 533 м, но затем был достроен флагшток) .

  • Высота бетонной части - 385 м.
  • Высота основания над уровнем моря - 160 м.
  • Глубина фундамента не превышает 4,6 м.
  • Масса башни вместе с фундаментом - 51 400 т.
  • Коническое основание сооружения опирается на 10 опор; средний диаметр между опорами-ногами - 65 м.
  • Кольцевые сечения ствола башни обжаты 149 канатами.
  • Суммарный объём помещений и высотных обстроек - 70 000 м³.
  • Полезная площадь помещений башни - 15 000 м².
  • Максимальное теоретическое отклонение вершины башни при максимальных расчетных скоростях ветра - 12 м.
  • Главная смотровая площадка расположена на высоте 337 м.

Comments Off

Comments are closed at this time.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!