Все для предпринимателя. Информационный портал

Страны восточной европы с переходной экономикой. Группы стран с переходной экономикой

Страны с переходной экономикой

К этой группе относят государства, которые с 80–90-х гг. осуществляют переход от административно-командной (социалистической) экономики к рыночной (поэтому их часто называют постсоциалистическими). Это были 12 стран Центральной и Восточной Европы, 15 стран – бывших советских республик, а также Монголия и Вьетнам. Иногда всю эту группу стран относят к развивающимся (например, в статистике МВФ).

Страны с переходной экономикой производили в конце прошлого начале нынешнего века около 5–6% мирового ВВП, в том числе страны Центральной и Восточной Европы (без Балтии) – менее 2%, бывшие советские республики – более 4% (в том числе Россия – около 3%). Если в этой самой молодой группе стран попытаться выделить подгруппы, то возможна различная классификация.

В одну группу можно выделить бывшие советские республики, которые ныне объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Это, позволяет сделать схожий подход к реформированию экономики, близкий уровень развития большинства этих стран, объединение в одной интеграционной группировке, хотя подгруппа достаточно разнородна. Так, Белоруссия, Узбекистан, Туркмения проводят менее радикальные по сравнению с другими странами подгруппы реформы, а Таджикистан по уровню социально-экономического развития и в советские времена сильно отставая от других союзных республик. Страны СНГ в совокупности имеют богатейший природный и экономический потенциал, обширный рынок, который дает им значительные конкурентные преимущества и позволяет занять достойное место в МРТ. На них приходится 16,3% мировой территории, 5% численности населения, 25% запасов природных ресурсов, 10% промышленного производства, 12% научно-технического потенциала. В целом ВВП стран СНГ за 1991–2003 гг. снизился на 30%, объем промышленного производства на 40%, продукция сельского хозяйства – на 28, инвестиции в основной капитал – на 65% . Известно, что в 80-е годы СССР занимал второе после США место в мире по объему ВВП. Россия в 2002 г. по этому показателю находится на 10 месте в мире (после Бразилии), а по ВВП на душу населения – на 83-м (после Малайзии), составляя лишь 20% уровня США . Другие же страны СНГ отстают еще более значительно, а некоторые (Таджикистан и Молдавия) входят в число беднейших государств планеты. Более того, СНГ в три раза уступает бывшему Советскому Союзу по удельному весу в мировом хозяйстве .

Из прежде многочисленной группы стран с административно-командной экономикой в начале XXI в. остались только две страны: Куба и Северная Корея.

Наиболее важным методом классификации стран, в мировой экономике является деление их по уровню экономического развития. Связано это с тем, что отнесение страны к той или иной группе предоставляет либо закрывает ей доступ к льготному режиму финансирования со стороны мирового сообщества, получению безвозмездной помощи от развитых стран, льготным кредитам. .

Классификация стран по методологии Мирового банка в качестве основного критерия разбивки государств рассматривает уровень дохода:

· с высоким доходом (от 9656 ВВП/чел., долл. – 53 страны – 927 млн.чел. – 16%);

· со средним доходом (785 – 9656 – 96стран):

– в т.ч. выше среднего (3126 – 9656 – 576 млн. чел. – 10%);

– ниже среднего (785 – 3126 – 2283 – 39%);

· с низкими доходами (до 785 – 61 страна –
2036 млн. чел. – 35%) .

По уровню и качеству жизни. Уровень и качество жизни в стране определяются массой показателей, в первую очередь продолжительностью жизни, заболеваемостью различными болезнями, состоянием личной безопасности, природной средой, безработицей и, конечно, уровнем потребления различных товаров и услуг. Попытка обобщить наиболее важные из этих показателей является показатель под названием индекс человеческого развития, который вбирает в себя индексы предстоящей продолжительности жизни, охвата населения образованием и уровня жизни .

И рыночная. Командная (плановая) экономика характеризуется прямым государственным регулированием всех экономических процессов, для рыночной же характерна минимизация вмешательства регулирующих органов в экономическую деятельность резидентов. Промежуточное место занимают страны с переходной экономикой. О них мы поговорим в данной статье.

Страны с переходной экономикой - это те, которые в данный момент находятся на пути от планового режима ведения хозяйства к рыночному. По сути, это государства бывшего которые после его распада избрали рыночную модель. Поэтому все страны бывшего СССР, кроме, пожалуй, Беларуси - это страны переходной экономики. Для них характерно ускорение экономического развития после периода кризисных явлений плановой системы (по сути, именно из-за неспособности правительства планировать всю экономическую жизнь государства и произошел распад Союза), создание и развитие новых предприятий, повышение уровня жизни населения, уровня заработной платы, ликвидация и прочее. Экономика становится более открытой как изнутри, так и снаружи - это значит, что как предприниматели-резиденты получают большую степень свободы в создании и развитии собственного бизнеса, так и иностранцы получают возможность инвестировать имеющиеся у них свободные денежные средства в объекты и предприятия, находящиеся в стране.

Как правило, страны с переходной экономикой привлекают повышенное внимание со стороны иностранных субъектов, желающих совершать так называемые прямые инвестиции в экономику этих государств. Причиной такого повышенного интереса является возможность более выгодного вложения капиталов, которую можно объяснить через действие и предложения. Капитал - это такой же ресурс, как и сырье и рабочая сила, а значит, существует его рынок, а ценой его является процент доходности инвестиций. Естественно, на рынках капитала уже существует некоторый его избыток, а значит, его доходность является очень низкой (примером могут послужить процентные ставки в зарубежных банках, редко превышающие 3-4 процента годовых). В то же время, в государствах переходной экономики наблюдается существенный недостаток капитала, а значит, норма прибыльности инвестиционных проектах там будет существенно выше.

Характеристика стран с переходной экономикой включает и некоторые отрицательные черты: быстрое социальное расслоение, в результате которого разница между доходами богатых и бедных составляет десятки и сотни раз. Более того, присутствует политическая и социальная нестабильность, высокая вероятность возникновения конфликтов, повышение уровня преступности и другие. Также стоит отметить, что страны с переходной экономикой могут характеризоваться несовершенной и нестабильной системой национального законодательства, что могут плохо воспринимать иностранные инвесторы, которые отдают предпочтение более стабильным странам с меньшей нормой доходности.

Основными заданиями правительства страны с переходной экономикой должны стать:

В социальной сфере - обеспечение равенства и стабильности, сведение к минимуму вероятности возникновения конфликтов на социальной почве, забота о незащищенных слоях населения (выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице);

В экономической сфере - повышение инвестиционной привлекательности государства, приведение системы законодательства (в том числе и в сфере налогообложения) в соответствие с мировыми стандартами, обеспечение защиты иностранных инвесторов от изменений законодательства и налоговой системы на длительный период.

К странам с переходной экономикой принадлежит большинство бывших социалистических стран, осуществляющих переход от социалистических методов хозяйствования к рыночным. Это бывшие союзные республики СССР: Украина, Россия, Беларусь, Молдова. Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Азербайджан, Армения, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменис-тан, Таджикистан; бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Сербия, Черногория, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Албания; азиатские страны - Китай, Монголия и Вьетнам. Социалистическую ориентацию с целью построения коммунизма сохранили Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) и Куба.

По географическому признаку и особенностями социально-экономических преобразований страны с переходной экономикой можно разделить на три группы:

§ страны Центральной и Восточной Европы и страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония);

§ страны СНГ;

§ Китай и Вьетнам.

Название и состав региона "Центральная и Восточная Европа", несколько условные, поскольку Украина, Россия, Беларусь и Молдова - это также Восточная Европа с географической точки зрения; но так принято по классификации ООН и в мировой социально-экономической литературе. Название "Страны с переходной экономикой" (Countries in transition ") также утвердилась в оперативном использовании международных операций. Но есть еще одна условность относительно самого понятия" транзитивна (переходная) экономика ". Дело в том, что нет четкого критерия, определение границы, за которой транзитивная экономика уже становится рыночной. Есть основания думать, что ряд членов Центральной и Восточной Европы (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Румыния и Болгария), принятых в ЕС, считаются странами с рыночной экономикой, поскольку они уже в этой организации. Нет достаточных аргументов для возражения тот факт, что, например, Украина и Россия уже построили рыночную экономику в своей основе. Однако в официальных документах международных организаций термин "транзитивные экономики" пока сохраняется, поэтому рассмотрим эти страны в том составе, в котором они были определены в начале 90-х годов прошлого века.

Предпосылки формирования системы переходной экономики

Переходная экономика - понятие, обозначающее трансформацию централизованной нерыночной модели экономического ротвитку с жесткими командно-административными методами управления в открытую экономику, в которой рыночный механизм функционирования сочетается с гибкими методами государственного регулирования. Социалистическая модель экономики, как известно, начала воплощаться в жизнь с 1917 г.. До Второй мировой войны сначала Россия (с 1922 г.- СССР), а затем Монголия (с 1921 г,) были единственными странами, которые применяли эту модель. После Второй мировой войны образовались страны народной демократии, которые впоследствии стали называться социалистическими странами. В Европе - это Немецкая Народно-Демократическая Республика (ГДР). Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания, Югославия. В Азии - Китай (КНР), Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР). Вьетнам. В 1961 г.. На социалистический путь развития стала Куба. Социалистическую ориентацию выбрали в 60 - 70-х годах около двух десятков развивающихся стран, но там методы социалистического хозяйствования не успели (и не смогли) пустишь глубоких корней.

Тотальная централизация управления экономикой может дать кратковременный эффект в самых напряженных ситуациях, связанных с глубоким социально-экономическим кризисом. Так, в 30-х годах в СССР путем чрезвычайного напряжения сил, чрезмерного использования человеческих и природных ресурсов удалось в короткие сроки осуществить индустриализацию. Таким же образом было достаточно быстро восстановлено разрушенное во время Великой Отечественной войны хозяйство. Концентрация ресурсов в руках государства способствовала в послевоенные годы созданию мощной базы тяжелой промышленности и развития научно-производственного потенциала страны. Приоритетность Советского Союза в 50-х - 60-х годах в области космонавтики и атомной энергетики является подтверждением этого вывода.

Однако внутренние противоречия системы социалистической экономики препятствовали превращению таких позитивных явлений на длительную тенденцию. Ликвидация частной собственности, монополия государства на средства производства, отсутствие нормальной конкуренции не стимулировали рост производительности труда. В 30 - 50-е годы высокие темпы роста промышленности основывались преимущественно на энтузиазме тружеников, которые искренне верили в реальность победы коммунизма. Впоследствии интерес начал угасать, а методов эффективного стимулирования труда система разработать не смогла. Поэтому, начиная со второй половины 60-х годов, темпы роста экономики СССР и других социалистических стран замедляются, а их совокупная доля в мировой экономике уменьшается. По уровню производительности Труда и по качеству продукции (за исключением узкой области аэрокосмического и военно-технического производства) социалистические страны существенно отставали от развитых стран.

Административно-командная система управлением экономикой обнаружила свою негибкость способностью овладения достоянием научно-технического прогресса. Согласно господствующей теории о приоритетности производства средств производства, основной упор делался на все большее наращивание потенциала тяжелой индустрии. Это приводило не только к упадку сферы услуг, но и вызвало деструкцию народного хозяйства в целом. Несмотря на достаточно большие вливания средств в НИОКР, социалистические страны все заметнее отставали от западных стран в развитии наукоемкого производства. Ни одна из социалистических стран не перешла к постиндустриальной стадии развития.

Следует заметить, что даже положительные элементы централизованной системы управления экономикой (например, ускоренная индустриализация) реализовались равно в разных странах. Наибольший эффект они дали в странах "недоиндустриализованих", с низким предыдущим уровнем развития промышленности и хозяйства в целом - в СССР, Китае, Румыны, Болгарии, Югославии, Албании, КНДР. В то же время положительные последствия централизованной индустриализации Польши, Чехословакии, Венгрии были менее очевидны, а 1ИДР в развитии своей экономики заметно проигрывала ФРГ.

Социалистическая система хозяйства овладела экономикой различных стран в неодинаковой степени. Наиболее глубоко и последовательно она реализовалась в СССР, объясняется также и продолжительностью ее существования. Это обстоятельство во многом определяет тот факт, что в бывших советских республиках (в том числе в Украине) перестройка экономики на рыночные основы осуществляется значительно труднее, чем в странах ЦВЕ. В начале 90-х годов в СССР среди экономически активного населения уже не существовало поколений, помнили бы оперативные средства хозяйствования в условиях рыночной экономики. Ментальность значительной части населения страны была антирыночной. Вот почему в условиях уже переходного периода наши бизнесмены во многих случаях обнаружили беспомощность, чиновники - непонимание ситуации, определенные части населения и чиновничества - скрытный и явное сопротивление реформам.

Наиболее крайних и искаженных форм административно-командная система приобрела в Китае в 60-х годах, в период так называемого "большого скачка". Коллективизация проходила в форме коммун, в которых обобществления распространялось не только на средства производства, но и во многих случаях на личные вещи крестьян. Коммуна считалась "самодостаточной" хозяйственной единицей, способной обеспечить своих членов всем необходимым. Более того, в сельскохозяйственных коммунах насаждались примитивные промышленные предприятия, которые ничего общего не имели с агропромышленным комплексом, например, установки по выплавке железа. Продукция таких предприятий была чрезвычайно низкого качества, по сути, мало способна для использования. Таким образом, растранжиривались ресурсы, а отдачи не было. Производительность труда во всех секторах экономики была очень низкой. В странах существовала распределительная система распространенных продуктов потребления. В внешнеэкономической политике правительство следовал автаркии, то есть опоры на собственные силы при максимальном сокращении объемов внешней торговли. Такая политика в конце концов привела к голоду неслыханных масштабов, охвативший десятки миллионов людей.

В социалистических странах ЦВЕ (также в Литве, Латвии, Эстонии *) введение социалистической экономической системы произошло значительно позже и в большинстве стран было не таким глубоким и всеобъемлющим, как в СССР. Так, например, в Польше и Югославии не было осуществлено коллективизации сельского хозяйства, в этой сфере царила мелкая частная собственность. В Чехословакии и Венгрии земля не была национализирована, и рядом с коллективными сельскими хозяйствами существовал и частный сектор. В этих странах также разрешалось заниматься мелким частным бизнесом в сфере услуг (торговля, парикмахерские, кафе, другие бытовые услуги). В Югославии социалистические методы управления экономикой во многом отличались от канонической системы, господствовавшей в других странах. Национализированы предприятия здесь имели значительную степень самоуправления и свободу в определении номенклатуры выпускаемой продукции, ее реализации и ценообразования. В стране существовала конкуренция предприятий, централизация управления экономикой была не такой жесткой, как в СССР. С другой стороны, в Югославии росла безработица (явление, нетипично для социалистической системы) и инфляция.

Система социалистических экономик отпала от системы мировой экономики из-за несовместимости командно-административных и рыночных методов хозяйствования. Образовалась мировая социалистическая система, которая развивалась на плановой основе. Организационной формой этой системы стал Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), которая была образована в 1949 г.. В нее входили СССР, ГДР, Польша. Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания (прекратила членство с 1962 p.), Монголия, Вьетнам и Куба; в некоторых структурах СЭВ участвовала Югославия.

Целью СЭВ было содействие углублению и совершенствованию сотрудничества между социалистическими странами, развития социалистической экономической интеграции, планомерному развитию народного хозяйства каждой страны, ускорению экономического и технического прогресса. Деятельность СЭВ базировалась на долгосрочных нроирамах в сфере экономики; одной из последних была Комплексная программа социалистической экономической интеграции (1971 p.).

Впоследствии в СЭВ возникла необходимость в институтах, реиулювалы бы валютно-кредитные отношения социалистических государств. Такими институтами стали Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС), основанный в 1963 г.. И Международный инвестиционный банк (М1Б), образованный в 1970 г.. Главной функцией МБЭС было осуществление многосторонних расчетов. Он проводил операции в переводных рублях и валюте, осуществлял кредитную эмиссию переводного рубля. Главной целью М1Б было предоставление долгосрочных кредитов для развития стран-членов. Большинство кредитов предоставлялась в валюте и только 10% - в переводных рублях. В 90-х годах МБЭС и МПИ стали испытывать огромные трудности, связанные с нехваткой ресурсов, с платежами. С распадом системы социалистических стран и СЭВ их функции, по сути, исчерпаны.

В рамках Совета Экономической Взаимопомощи социалистическим странам удалось достичь определенной координации внешнеэкономической деятельности. На СЭВ приходилась преобладающая доля внешней торговли каждой из стран, было построено немало общих объектов народного хозяйства. Однако в целом эффективность СЭВ была невысокой. Объемы взаимной торговли стран - членов СЭВ значительно уступали показателям стран Европейского Экономического Сообщества; еще менее эффективной была интсирация в валютно-кредитной сфере, в межгосударственном движении трудовых ресурсов. Дело в том, что СЭВ представляла собой, прежде всего, политическую организацию. Экономическая интеирация рассматривалась как подчиненный процесс, шо масс способствовать достижению политических целей. Кроме

того, в условиях жесткого централизованного планирования интеграционный процесс приобретал неестественного характера, по сути, тормозился. С распадом социалистической системы как политической силы прекратила существование и СЭВ, что продемонстрировало ее искусственный характер.

Торможение экономического развития социалистических стран началось еще в 60-х годах. В то время его могли разглядеть только специалисты, поскольку за счет количественного наращивания производственных мощностей в промышленности общие макроэкономические показатели этих стран были приличными. Но уже детальный анализ проявлял структурные проблемы. Отсутствие рыночного регулятора приводило к тому, что производилась большое количество продукции, не находила сбыта; в то же время ощущался острый дефицит многих видов продукции. Промышленность становилась все более материало- и энергоемких. Отдача вкладывать в основные фонды падала, снижалась производительность труда. Приходили темпы роста национального дохода (табл. 12.14).

При этом самые низкие темпы зафиксированы в странах, которые до войны были уже индустриально развитыми. Так, если за 1960 - 1986 pp. национальный доход в СССР увеличился в 4 раза, в Болгарии - в 5,2, в Румынии - в 7,2, то в ГДР - только в 3,2, в Польше - в 3,1, в Венгрии - в 2,8 , в Чехословакии - в 2,7 раза.

В 80-х годах кризис экономической системы социализма уже стала очевидной. Основные макроэкономические показатели начали стремительно падать. Так, произведенный национальный доход в Украине в 1990г. По сравнению с предыдущим годом сократился на 3,6%, а в 1991 г.-еще на 13,4%.

Все больше становился разрыв с развитыми странами в использовании последствий научно-технического прогресса. Так, в 1990 г.. На атомных электростанциях в СССР было произведено только 12%, тогда как в США - 19, ФРГ - 33, Франции - 74, Великобритании -20%. Доля производства электростали и кислородно-конвертерной стали составляла в СССР 48%, тогда как в Великобритании, Италии, Франции, ФРГ и Японии - 100%. Доля производства цемента по прогрессивным "сухим" способом в общем объеме производства цемента составила в СССР 17%, а в США - 60, Японии - 78, ФРГ - 90%.

Стало ясно, что те положительные факторы, которые стимулировали экстенсивное развитие экономической системы социализма, уже исчерпан. Переход к рыночной систем и хозяйствования стал объективным и неизбежным.

Сущность и признаки переходной экономики

Развитие общества всегда сопровождалось усложнением экономических отношений в нем. Обмен был первой формой хозяйственных отношений. Несколько позже появилась единая натуральная мера стоимости благ. С появлением денег, как всеобщего эквивалента, появилась тенденция к накоплению капиталов. В свою очередь это привело к внедрению в жизнь общества производства, а так же сопутствующих ему операций.

Определение 1

Экономика – это совокупность экономических отношений между субъектами в части производства, распределения, сбыта и продажи благ.

Как наука, экономика занимается вопросами оптимизации спроса и предложения в условиях ограниченности ресурсов.

Общество в ходе исторического развития требовало новых принципов экономических отношений. Традиционный тип экономики, характеризуемый низким уровнем жизни населения, слаборазвитым производством и ориентированностью на ремесла и народные промыслы сохранился лишь у народов живущих далеко от цивилизованного мира.

Командная модель экономики, базировавшаяся на принципах директивного государственного управления так же уходит в прошлое. С одной стороны такой подход к формированию экономики страны имел свои положительные стороны, так как государство могло быстро реагировать на негативные тенденции внутри хозяйственной системы. Однако, отсутствие конкуренции привело к снижению уровня жизни населения, деградации производства и финансовой системы. Сейчас подобный подход сохраняется в отдельных отраслях экономики различных стран. Обычно это отрасли стратегического значения, а так же те, что обеспечивают защиту интересов страны.

Рыночная модель экономических отношений является наиболее гибкой и устойчивой системой, способной к развитию и саморегуляции. Для нее характерны свобода предпринимательства, потребительского выбора, ценообразования и наличие конкурентной среды.

Многие страны сочетают элементы различных моделей. Такой подход называется смешанным типом экономики.

Определение 2

Переходная экономика – это этап смены одной экономической системы другой.

Она подразумевает полную структурную перестройку всей системы хозяйственных отношений. Двоякость системы переходной экономики определяет ее отличительные признаки:

  • нестабильность;
  • заторможенность процессов;
  • всеобщий спад;
  • многовариантность дальнейшего развития.

Переходная экономика в Восточной Европе

Переходная экономика в настоящее время характерна для ряда стран, совершающих процесс трансформации командной модели в рыночную. В основном к ним относятся страны, сформировавшиеся после отказа от социализма.

Некоторые из них входят в состав Европейского Союза, и по умолчанию считаются развитыми странами, хотя на самом деле переживают реструктуризацию собственных экономических систем.

Сходство этих стран заключалось в том, что необходимо было перестроить схожие экономические институты, используя схожие методы.

Одним из этапов преобразований во всех странах стало разгосударствление собственности и ее переход в частные руки. Кроме того, важная роль отводилась отпуску цен и созданию условий для свободного ценообразования. Изменения коснулись и систем управления, отраслевой переориентации народного хозяйства, технического перевооружения производства.

Для совершения структурных преобразований страны использовали два подхода: градуализм и «шоковая терапия».

Определение 3

Градуализм – это научный экономический подход, основанный на плавном переходе от устаревшей экономической системы к новой модели.

Здесь важна роль государства. Оно создает условия для поступательного перехода от административно - командной экономики к рыночной.

Сначала устанавливается баланс потребительского спроса, путем внедрения гибкого ценообразования и развитию частного сектора экономики, который создает предложение.

Трансформация прежде всего происходит в производстве и сбыте, а уже затем занимаются привлечением инвестиций.

Ценообразование контролируется государством в части монополистской и корпоративной деятельности. Так же сдерживается рост инфляции. Большой упор делается на малый, средний бизнес и сельское хозяйство.

Замечание 2

«Шоковая терапия» строится на принципе саморегуляции рыночной экономики. Она выражается в уменьшении роли государства, которое обеспечивает лишь движение финансовых средств, сдерживая инфляцию.

Для данного подхода характерна резкая смена устоявшихся экономических институтов. К основным изменениям можно отнести:

  • либерализация цен происходит одномоментно;
  • высокие темпы разгосударствления собственности;
  • резкое снижение государственного контроля;
  • открытие внутреннего рынка для импорта.

Такой подход имеет и негативные стороны. Резкий переход к частной собственности влияет на движение капитала из производственного сектора в отрасли, имеющие коммерческое значение. Сохранение на начальном этапе государственных монополий и дефицита продукции создает условия для высокого темпа инфляции. Все это приводит к снижению уровня жизни населения.

Проблемы переходной экономики в странах Восточной Европы

Схожесть факторов, определивших трансформацию экономических моделей стран Восточной Европы, а так же методов переходной экономики, сформировали и схожие проблемы.

Снижение уровня внутреннего валового продукта произошло практически во всех странах вне зависимости от модели перехода. Изначально планировалось, что уровень ВВП снизится, но незначительно, однако на практике, наблюдался спад экономических показателей и снижение уровня воспроизводства.

Высокие темпы инфляции, которые сложно было сдерживать. Так в Эстонии и Литве цены увеличились в четыре раза, а в странах бывшего СССР цены превышали свои показатели до инфляции в пять раз.

Переориентация производства привела к повышению уровня безработицы. Так же произошли структурные изменения в сфере социального обеспечения, что привело к снижению уровня жизни населения и его расслоению по доходам.

Третью группу составляют страны с переходной экономикой, которые с 80-х – 90-х г. осуществляют переход от административно-командной экономики к рыночной. До последнего времени к ним относилось 30 стран: 12 – центральная и восточная Европа, 15 – бывшие советские республики, Монголия, Китай, Вьетнам.

Страны с переходной экономикой в начале 21 века производили около 17-18% мирового ВВП, в том числе: страны центральной и восточной Европы – менее 2%, бывшие советские республики – более 4 % (в том числе Россия – около 3%), Китай – около 12%.

Группа стран с переходной экономикой с точки зрения осуществления рыночных реформ включает 3 подгруппы:

1. Страны восточной и центральной Европы + страны Балтии. Для этих стран характерно:

  • Преимущественно радикальный подход к реализации реформ
  • Стремление войти в Евросоюз
  • Стремление войти в НАТО
  • Сравнительно высокий уровень развития у большинства стран.

Наибольших успехов в проведении экономических реформ к концу 90-х – начала 21 века добились: Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения. Более медленно рыночные реформы осуществляются в Албании, Румынии, Болгарии и некоторых республиках бывшей Югославии.

2. Вторую подгруппу образуют бывшие республики СССР без стран Балтии. Эти страны вошли в содружество независимых государств (СНГ). Для многих стран СНГ при проведении реформ были безоговорочно приняты экономические принципы, разработанные группой специалистов США и известны как идеи Вашингтонского консенсуса. Они сводились к:

  • Вытеснению государства из сферы
  • Массовой приватизации
  • Свободе в ценообразовании
  • Открытости внутреннего рынка
  • Внешнему заимствованию

В результате реализации этих принципов на первый план вышли такие макроэкономические показатели как: уровень инфляции, объем денежной массы, бюджетный дефицит. Осуществление реформ в странах СНГ проходило по-разному. Более радикально – Россия, Казахстан. Намного медленнее этот процесс протекает в Белоруссии, Узбекистане, Киргизии.

3. Отдельную группу образуют Китай и Вьетнам, в которых рыночные реформы осуществлялись при сохранении социалистических форм (сохранение роли государства, ведущей роли ком. партии, планирование). Следует отметить, что Китай и Вьетнам добились заметных результатов в экономическом развитии. Что касается Монголии, то в последние годы там ускоряется процесс рыночных реформ.

Для стран с переходной экономикой характерны следующие черты:

  • Неустойчивость, что обуславливается нецелостностью переходной экономики, ее модель характеризуется сочетанием как новых, так и старых экономических форм и отношений
  • Альтернативный характер развития, поскольку итоги развития переходной экономики могут быть многовариантны
  • Появление и функционирование особых переходных форм (например, индикативная форма планирования)
  • Переходная экономика характеризуется значительной противоречивостью, которая связана с наличием старых и новых форм производства, с наличием необходимости развития в новом направлении при старых формах организации
  • Историчность, то есть переходный характер экономики должен сменяться, при нормальном развитии, периодом построения зрелой рыночной экономики
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!