Все для предпринимателя. Информационный портал

Система налоговых и неналоговых платежей в рф. Экономическая сущность и виды неналоговых платежей

В рамках осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности организации и индивидуальные предприниматели, помимо уплаты налогов, сталкиваются с необходимостью уплаты иных, так называемых неналоговых платежей. В качестве примера можно привести различные экологические и утилизационные сборы, плату за проезд по трассам большегрузных автомобилей, платежи за обязательные услуги, оказываемые государством и государственными учреждениями, портовые сборы, плату за водопользование и т. п.

Количество неналоговых платежей составляет несколько десятков и постоянно меняется. В настоящий момент их точное количество неизвестно. Такая нагрузка является достаточно существенной для бизнеса, в связи с чем механизм установления и оплаты платежей требует четкого и, прежде всего, понятного правового регулирования. В то же время процесс установления и сбора платежей порою носит несистемный и непредсказуемый характер. Администрирование данных неналоговых платежей осуществляют различные структуры в разное время, по разным ставкам и правилам. Иногда появление того или иного платежа становится полной неожиданностью для бизнесменов и влечет за собой непредвиденные финансовые и временные издержки.

Решение проблемы

В июле 2017 года Минфином был подготовлен законопроект «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который, по мнению разработчиков проекта, призван решить проблему. Рассмотрим основные, наиболее интересные положения законопроекта, чтобы определить, решает ли он существующие проблемы в сфере неналоговых платежей.

Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что законопроект не содержит определение неналогового платежа. Вместо этого ведомство использует понятие обязательного платежа.

Обратите внимание

3 группы неналоговых платежей установлены законопроектом.

К обязательным платежам законопроект относит индивидуально-безвозмездные платежи, уплачиваемые юрлицами и ИП, зарегистрированными на территории страны, а также иностранными лицами, которые при этом не установлены законодательством о налогах и сборах, законодательством о страховых взносах, таможенным законодательством, федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, а также платежи, обязанность по уплате которых возникает в результате применения мер ответственности.

Исходя из вышеуказанного положения, можно сделать вывод, что законопроект не охватывает своим действием все неналоговые платежи, ограничиваясь только их частью. Многие из таких сборов выведены из-под действия законопроекта либо остались за пределами его регулирования, как, например, неналоговые платежи физических лиц. Все это свидетельствует в пользу того, что если данный законопроект и способен решить проблему нефискальных сборов, то только частично.

Специальный реестр

Согласно законопроекту, все обязательные платежи можно разделить на три группы: установленные законодательством России (федеральные); установленные законодательством субъекта (региональные) и муниципальными правовыми актами (муниципальные). Таким образом, мы видим, что правом на введение неналоговых платежей обладают федеральные, региональные и муниципальные органы власти. Для упорядочивания и систематизации сборов законопроект предусматривает создание их специального реестра, точнее трех списков, для каждой группы сборов. Реестры обязательных платежей будут содержать информацию о нормативно-правовых актах, устанавливающих или изменяющих данные платежи, порядке их исчисления, размерах и сроках уплаты. Каждый новый обязательный платеж будет подлежать включению в реестр.

Реестры обязательных платежей будут размещаться в Интернете, что сделает информацию о них общедоступной и позволит каждому бизнесмену как определиться с подлежащими уплате обязательными платежами, так и просчитать свои затраты на них. В то же время говорить о том, что реестры будут содержать полную информацию о подлежащих уплате платежах, не представляется возможным, так как в них будут отражаться лишь те платежи, которые подпадают под действие законопроекта.

Без неожиданностей

Одним из положительных моментов законопроекта является закрепление процедуры установления обязательных платежей. Так, закреплено, что введение новых или изменение действующих обязательных платежей допускается не ранее 1 января года, следующего за годом принятия актов, устанавливающих обязательные платежи, но не ранее шести месяцев со дня официального опубликования актов, предусматривающих их введение или изменение. Данное положение позволит избежать появления «неожиданных» обязательных платежей и даст бизнесу время на подготовку к появлению новых сборов. Помимо этого, среди положительных моментов законопроекта можно назвать и то, что нормативно-правовые акты, вводящие обязательные платежи, должны будут содержать положения об их предельных размерах. В то же время следует отметить, что установление предельных размеров не означает, что расти не будет, так как законопроект не содержит положений, препятствующих в будущем осуществлять повышение предельного размера сборов. В любом случае нужно быть готовыми к тому, что размер сборов может быть увеличен, т. к. вопрос пополнения бюджета сейчас стоит остро как никогда.

Обратите внимание

Количество неналоговых платежей составляет несколько десятков и постоянно меняется. В настоящий момент их точное количество неизвестно. Такая нагрузка является достаточно существенной для бизнеса, в связи с чем механизм установления и оплаты платежей требует четкого и, прежде всего, понятного правового регулирования.

Права и обязанности

Помимо процедуры установления обязательных платежей, в законопроекте прописаны права и обязанности их плательщиков. В целом, они носят общий характер. Также законопроект содержит права и обязанности органов, осуществляющих администрирование обязательных платежей, многие из которых аналогичны правам налоговиков. Так, например, эти организации вправе истребовать от плательщика документы, вызывать его для дачи пояснений, вести учет фирм и т. д. При этом процедура реализации этих прав (сроки, порядок, ответственность) в законопроекте не урегулирована. Это, в свою очередь, создает неудобства как для плательщиков, так и для самих ведомств, администрирующих эти средства. Учитывая многообразие обязательных платежей, целесообразно четко прописать в законе единую процедуру их взаимодействия с плательщиками, например, установить единую процедуру и срок предоставления документов по всем обязательным платежам.

Следует отметить, что в целом законопроект имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Среди плюсов можно назвать введение единых правил установления, исчисления и взимания некоторых неналоговых платежей, что делает данный институт более понятным для применения. В числе минусов – то, что законопроект не охватывает своим регулированием все сборы, не содержит понятие неналоговых платежей, не способствует уменьшению финансовой нагрузки на бизнес. О практической полезности будущего закона для бизнеса можно будет говорить лишь после того, как мы прочтем его окончательную редакцию.

Хочется надеяться, что законотворцы учтут все замечания предпринимателей, которые активно обсуждались в сети Интернет. Главное, чтобы принятые нормы не противоречили существующим правилам, иначе не избежать последующих неоднократных разъяснений Минфина и

В 2018 году Минфин России ведёт активную работу над систематизацией так называемых неналоговых платежей, которые пока в Налоговом кодексе РФ отсутствуют. Предполагается, что итогом станет своего рода «Кодекс неналоговых платежей», который в виде отдельного ФЗ вольётся в НК РФ. Рассказываем, как будет законодательно урегулирован этот вопрос и о каких видах неналоговых платежей вообще можно вести речь.

Цели законопроекта

Сегодня государство готово упорядочить систему неналоговых платежей и сборов:

  • часть из них (преимущественно – неналоговые обязательные платежи) перенести в НК РФ;
  • основную часть – привести к общему знаменателю в плане регулирования.

Общая цель создания системы неналоговых платежей в бюджет – сделать условия их взимания понятными и предсказуемыми, а часть сохранить в условиях работы конкурентного рынка.

Предыстория

В 2017 году Минфин разработал законопроект согласно тем решениям, которые были приняты на рабочей группе в Минэкономразвития с представителями бизнеса. Его внесли его в Правительство, но к нему был ряд замечаний, и проект вернули на доработку.

Основная проблема в том, что в него пытались включить все существующие неналоговые платежи предпринимателей, а они достаточно разнородны. Поэтому само определение неналогового платежа было очень сложное. Это могло привести к трудностям применения этого закона в дальнейшем.

Председатель Правительства Дмитрий Медведев дал дополнительное поручение проработать этот вопрос еще раз и рассмотреть возможность урегулирования некоторых платежей в рамках НК РФ для создания единых правил игры и систематизации таких платежей.

В итоге, судьба законопроекта о неналоговых платежах в 2018 года такова: в марте состоялось совещание у премьера, на котором принято решение разделить основные неналоговые платежи на 3 категории. По двум из них Минфин готовит проект закона о включении их в НК РФ.

Чтобы не было споров, какие отчисления к неналоговым платежам относятся (3-я группа), для определения их статуса была создана рабочая группа на уровне Правительства.

Подвижки есть: так называемый кодекс неналоговых платежей квазиналогового характера готов в виде поправок в НК РФ. Новая система должна полностью заработать уже с 2020 года.

Как известно, за нарушения НК РФ есть ответственность, в том числе уголовная. Поэтому будет переходный период (до 10 лет), в который ответственность за вновь введенные в рамках налогового законодательства неналоговые платежи будет мягче.

Утилизационный сбор будет налогом.

Всего на включение в НК РФ Минфин рассматривает 6 платежей, включая обязательные отчисления операторов связи. Отдельная тема – эта курортный сбор. Минфин полагает, что ему место тоже в Налоговом кодексе.

Будет ли реестр неналоговых платежей?

Известно, что изначально Минфин хотел создать отдельный реестр. И если какой-то платеж в него не включен, то платить его не надо. Хотя в целом чиновники не против него, позиция поменялась: если платёж включён в Налоговый кодекс, для него никакой реестр уже не нужен.

Платежи, которых в НК РФ не будет

Минфин проработал большой перечень неналоговых платежей другого рода и выявил ряд тех, которые регулировать не нужно, потому что это фактически платежи за услуги, которые можно получить на рынке.

ПРИМЕР 1

Плата за медосмотр работников, который не обязательно нужно проходить в госучреждении.

Такие рыночные услуги дополнительно регулировать не нужно. Если в этой сфере есть проблемы, то данный вопрос необходимо решать в рамках работы антимонопольной службы.

ПРИМЕР 2

Портовый сбор.

Он обязательный, но все условия и тарифы по нему устанавливает законодательство о естественных монополиях. То есть, по сути, вопрос уже урегулирован.

Платежи не в НК РФ, но требующие регулирования

Существует также достаточно большой блок платежей, связанный с различными госэкспертизами, который требует дополнительного регулирования.

Поскольку это государственная экспертиза, она обязательна. Но государство делегировало право ее производить, например, какому-то бюджетному учреждению. Тогда в этом случае должны быть общие правила игры – когда может меняться этот платеж, как определять его размер.

Однако, исходя из классификации неналоговых платежей (см. выше), эти – не похожи на налоги и сборы. Их регулирование должно быть иным.

Сейчас они либо в законах, либо в постановлениях и других актах, которые устанавливают общие требования и методику расчета стоимости экспертиз.

Особенность этих платежей – отсутствие у них фиксированной стоимости. Методика её расчета обычно включает непосредственные затраты, которые необходимы для проведения соответствующей экспертизы. А установление фиксированной суммы привело бы к переплате одними и недоплате другими. И, как следствие, к падению качества этих экспертиз.

Рабочая группа Минфина приняла решение сформировать свой реестр неналоговых платежей в разрезе этих групп, а также проработать этот вопрос дополнительно с бизнесом, чтобы выявить общие и частные проблемы, а также определить возможные пути их решения.

По сути, это должны быть рамочные требования, чтобы все понимали:

  • откуда берется платеж;
  • как определяется его размер;
  • как он может меняться.

Ещё одна цель, чтобы не было больших различий между регионами: сейчас один и тот же платеж в разных регионах может называться и стоить по-разному, и это не всегда обоснованно.

Минфин против обхода НК РФ

Чиновники выступают за жёсткий механизм введения новых неналоговых платежей. В рамках вхождения ключевых неналоговых платежей в НК РФ по факту будет прекращена практика введения новых платежей, похожих на налоги, вне Кодекса.

Именно по этой причине Минфин за то, что туристический сбор, в каком бы виде он ни вводился, должен вводиться только через Налоговый кодекс.

Бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики) посредством инвестирования, дотаций и т.д. Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы - удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Финансовую политику государства иногда называют бюджетно-налоговой. Если разложить финансовую политику на составляющие, то политика в области бюджета - есть политика, связанная с государственными расходами; налоговая политика - государственными доходами. Бюджетно-налоговая политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования.

Сбор - в соответствии со статьей 8 НК РФ обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Уплата сбора является одним из условий совершения государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами определенных юридически значимых действий в интересах плательщиков сборов, т.е. главная особенность сбора заключается в его индивидуальной возмездности, так как, уплачивая сбор, плательщик всегда преследует определенные цели (предоставление ему каких-либо прав либо получение лицензии) и, следовательно, всегда индивидуально возмезден (поскольку в качестве эквивалента получает юридически значимые для него действия определенных органов и должностных лиц).

Обязанность по уплате сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о сборах в зависимости от «уровня» сбора.

Раскрывается понятие функции сбора как финансово-правового института.

Обосновывается тезис о том, что размер пошлины (ставка сбора), установленный государством, может варьироваться в зависимости от регулирующих целей.

Впервые в финансовой науке России делается вывод о том, что важная роль и значение института сбора в системе фискальных платежей (назначение сбора) определяется не столько его фискальными, сколько его регулятивными проявлениями. Таким образом, сбор должен служить барьером кс к получению права, а к недопущению злоупотреблений гражданами своими правами.

Указывается, что нарушение принципа эквивалентности сбора в сторону превышения ставки сбора над затратами государства может быть оправдано лишь в исключительных случаях регулирующими целями. В ином случае фискальная функция сбора приобретает характер фискальной функции налога.

Исследуется вопрос о соотношении регулятивной и фискальной функции в финансово-правовом институте сбора и делается вывод о том, что в процессе эволюции финансово-правового института сбора, его фискальная функция постепенно утрачивает свое доминирующее значение, тогда как роль регулирующей функции сбора возрастает.

В ходе исследования места сбора в системе фискальных платежей автором обосновывается отсутствие объективных оснований для разграничения Конституционным Судом РФ понятий «сбор» и «фискальный сбор», а также отсутствие правовых оснований для установления фискальных сборов за рамками Налогового кодекса.

В отличие от налогов, которые взимаются в целях удовлетворения коллективных потребностей людей, пошлины взимаются за оказание плательщику государством «специальной услуги». Смысл «специальной услуги» состоит в предоставлении плательщику дополнительных мер защиты его прав и законных интересов. Одновременно, оказание уполномоченными органами и должностными лицами плательщику «специальной услуги» содействует защите интересов неограниченного круга лиц, т.е. «специальная услуга» оказывается в итоге в интересах всего общества. Именно в публичных целях государство зачастую силой закона обязывает плательщика обратиться в государственное учреждение за «специальной услугой».

Субъекты, уполномоченные совершать юридически значимые действия, за которые взимается государственная пошлина, характеризуются как уполномоченные органы и должностные лица, исполняющие возложенные на них нормативными правовыми актами публично-правовые обязанности и реализующие властные полномочия в отношении плательщиков пошлины.

Признак обязательности государственной пошлины характеризуют мотивы, побуждающие плательщика пошлины обращаться к уполномоченным органам и должностным лицам за совершением юридически значимых действий. Преимущественно необходимость такого обращения предписывается законом, в некоторых случаях - зависит исключительно от воли плательщика. Обязательность уплаты государственной пошлины неразрывно связана с ее принудительным характером, т.е. с возможностью использования государством специальных средств воздействия на нарушителей норм о порядке уплаты государственной пошлины. В качестве таковых средств рассматривается механизм принуждения к уплате государственной пошлины и возможность применения мер ответственности, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, за неуплату или неполную уплату государственной пошлины.

Уплата государственной пошлины является лишь одним из условий совершения в отношении плательщика юридически значимых действий; другим обязательным условием является обращение заинтересованного лица, сделанное в надлежащей процессуальной форме.

В качестве цели взимания государственной пошлины выделяется цель - повышение сознательности плательщиков пошлины. Выделяют две функции государственной пошлины: дисциплинирующую - в качестве основной функции, и фискальную - в качестве второстепенной функции. Дисциплинирующая функция совпадает по содержанию с целью взимания государственной пошлины и выполняется в процессе достижения этой цели. Фискальная функция состоит в финансовом обеспечении деятельности государства и (или) муниципальных образований

Неналоговые доходы, равно как и налоговые устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Перечень неналоговых доходов един для бюджетов всех уровней и устанавливается законом о бюджетной классификации. Виды неналоговых доходов определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Неналоговые формы мобилизации финансовых ресурсов имеют характерные черты, отличающие их от налоговых поступлений:

  • · порядок установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов, согласно которым неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основах;
  • · не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие налоговые элементы;
  • · большая целевая направленность использования поступлений, закрепленная в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа;
  • · нет жесткого планирования; на практике оно осуществляется, исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.
  • · в группу неналоговых доходов включаются довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет различные основания. Всех их объединяет тот факт, что они не являются налогами.

Неналоговые доходы являются платежами, которые классифицируются по характеру их поступления в бюджет и включают в себя возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров, а также некоторые безвозмездные платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, конфискации и все добровольные невозвратные текущие поступления из негосударственных источников.

Итак, к неналоговым доходам - по законодательству Российской Федерации относятся:

  • - доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • - доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • - доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  • - средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, и иные суммы принудительного изъятия;
  • - доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

а также иные неналоговые доходы. Это следует из ст. 51 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Основным источником неналоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ являются доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

В рассматриваемой группе неналоговых доходов учитываются:

  • · средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • · средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
  • · средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;
  • · плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
  • · доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
  • · часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • · другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Научная обоснованность налоговых форм зависит от профессионализма лиц, занимающихся реформацией налоговых отношений, и от степени демократической, правовой зрелости граждан, полноты их участия в распределении созданной стоимости, а также от организационно-правовой формы собственности. Множественность форм налогов позволяет в большей мере охватить все многообразие форм доходов налогоплательщиков, определенным образом воздействовать на различные стороны их деятельности, реализовать функции в процессах регулирования и управления и в то же время заметно снизить психологическое воздействие налогового пресса за счет определенного перераспределения совокупного налога, направляемого в бюджет налогоплательщиками, по нескольким частным налогам, направляемым в бюджеты различных уровней государственной власти и социальные фонды.

Государство всерьез принялось за наведение порядка в системе неналоговых платежей. В ближайших планах - унификация таких платежей, закрепление единых принципов их установления и взимания. Некоторые платежи будут отменены. Что касается появления новых и повышения ставок существующих, то в этом случае все станет более обосновано с экономической точки зрения.

14 августа 2017 года на официальном сайте правительства появилась информация о плане мероприятий по систематизации неналоговых платежей , который готовят Минфин и Минэкономразвития. Этот план актуализирует и вносит дополнения в план по систематизации и формированию единого перечня неналоговых платежей , утвержденный в октябре 2016 года. План предусматривает несколько важных мероприятий:

  • введение моратория на введение новых видов неналоговых платежей до принятия федерального закона с общими требованиями к порядку исчисления платежей, их размерам и срокам действия;
  • инвентаризацию уже существующих платежей;
  • установление в Бюджетном кодексе положений о реестре государственных и муниципальных платежей;
  • внесение в Регламент правительства изменений, предусматривающих включение в пакет материалов к проектам актов об установлении новых или изменении действующих платежей социально-экономических последствий принятия таких актов;
  • разработку федерального закона, устанавливающего общие требования к порядку исчисления, размерам и срокам введения в действие неналоговых платежей;
  • установление порядка и правил ведения реестра государственных и муниципальных платежей.

Предполагается, что все перечисленные меры в комплексе с усилением эффективности администрирования неналоговых платежей позволят минимизировать нагрузку на бизнес.

Мораторий на неналоговые платежи

Поручение о моратории на новые неналоговые платежи было подписано Дмитрием Медведевым в конце января 2017 года. «Воздержаться от принятия и внесения в правительство» проектов актов, предусматривающих новые неналоговые платежи, министерства и ведомства должны до принятия федерального закона о порядке их введения, взимания и расчета.

Мораторий распространяется только на обязательные платежи , которые установлены не налоговым, а иным законодательством. К ним относятся: взносы в пенсионный и другие государственные внебюджетные фонды, сбор за регистрацию предприятия, корабельный сбор, патентные пошлины, сбор за регистрацию СМИ, экологические платежи и др.

По данным различных экспертных источников, всего таких платежей в России насчитывается от 30 до более 50. Торгово-промышленная палата подсчитала, что объем неналоговых сборов приближается к 1% ВВП, что в сумме составляет более 800 млрд руб. в год. Неудивительно, что, глядя на эти цифры, специалисты указывают на проблему увеличения нагрузки на бизнес.

Реестр неналоговых платежей

Чтобы защитить бизнес от роста налоговой нагрузки, чиновники предложили создать единый реестр неналоговых платежей. Эту идею одобрил сам президент в декабре 2015 года в рамках встречи с главой Торгово-промышленной палаты Сергеем Катыриным. Пока единый список неналоговых платежей в России не сформирован, платежи могут быть разными в зависимости от субъекта РФ и взиматься региональными властями. Для установления контроля за налоговой нагрузкой необходимо систематизировать платежи.

Что уже известно о создаваемом реестре неналоговых платежей? По информации чиновников, он будет разделен на четыре группы. Классификацией платежей по спискам занимается Минэкономразвития.

  • Первая группа — неналоговый платеж, поступающий в бюджет и имеющий безвозмездный характер (экологический и утилизационный сборы, патентные пошлины, плата за негативное воздействие на окружающую среду).
  • Вторая группа — платеж, имеющий характер услуги, поступающий в бюджетную систему или в федеральное бюджетное учреждение (плата за рассмотрение обязательной проектной документации с целью получения разрешения на сбросы отходов, за предоставление сведений о водном объекте, проведение обязательного энергетического исследования, затраты на проверку сортовых и посевных качеств семян).
  • Третья группа — платежи, связанные с издержками предприятий и направленные на выполнение обязательных требований (бесплатное предоставление спецодежды работникам, затраты на исполнение требований к критически важным и потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).
  • Четвертая группа — платежи, которые целесообразно исключить из перечня (плата за получение лицензии в сфере электросвязи на торгах, плата за парковку на автомобильных дорогах общего пользования, сбор за проход иностранных судов по внутренним водным путям).

Как предполагается, первые две группы неналоговых платежей как раз будут включены в соответствующий реестр, которым будет заниматься Минфин.

В первых числах сентября ведомство внесло в правительство законопроект о неналоговых платежах. К неналоговым платежам законопроект относит все платежи, которые не содержатся в законодательстве о налогах и сборах, таможенных сборах, страховых платежах и не определяются в ходе конкурсов или аукционов. По информации «Российской газеты», пока это «рамочный закон», который станет основой так называемого «кодекса неналоговых платежей». Согласно законопроекту, с 1 июля 2019 года платежи, которые не попали в реестр, можно будет не платить. После принятия документа Госдумой во втором чтении будет разработан проект закона, устанавливающий перечень обязательных платежей. Основная часть статей закона должна вступить в силу с 1 января 2018 года.

Каких нововведений стоит ожидать предпринимателям:

  • Закрепление предельного размера для всех неналоговых платежей, что положительно скажется на деловом климате.
  • Плательщики смогут воспользоваться бесплатными консультациями, получить справки по платежам.
  • Плательщикам дадут право зачета переплаты в счет будущих платежей и даже их возврата.
  • Введение обязательства четыре года хранить информацию обо всех неналоговых платежах.

Прежде всего Минфин предлагает установить четкий порядок изменения и ввода новых неналоговых платежей. Так, например, в законопроекте есть инициатива о том, что введение новых или изменение прежних платежей допускается не ранее 1 января 2018 года и не ранее шести месяцев после публикации законодательных изменений.

Четыре обязательных неналоговых платежа, которые Минфин разрешил включать в налоговые расходы (Вайтман Е.)

Дата размещения статьи: 27.01.2016

Плата за проезд большегрузов относится к прочим расходам.
Учет утилизационного сбора зависит от категории плательщика.
Экологический сбор за 2015 г. платить не нужно.

При расчете налога на прибыль организация вправе учесть в расходах не только другие налоги и сборы, но и обязательные неналоговые платежи. Самые распространенные из них - страховые взносы в фонды, ввозные и вывозные таможенные пошлины (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В Налоговом кодексе не говорится о прочих неналоговых платежах. Например, о новом дорожном сборе с владельцев большегрузных автомобилей, утилизационном или экологическом сборе. Лишь указано, что в налоговые расходы не включаются те обязательные сборы, которые перечислены в ст. 270 НК РФ (см. таблицу ниже).

Таблица

Учет налоговых и неналоговых платежей при расчете налога на прибыль

Вид налога, сбора или иного платежа

Учитывается или нет при расчете налога на прибыль

Налоги и сборы

Налог на прибыль

Нет (п. 4 ст. 270 НК РФ)

НДС, предъявленный покупателю

Нет (п. 19 ст. 270 НК РФ)

Акциз, предъявленный покупателю

Нет (п. 19 ст. 270 НК РФ)

Налог на имущество

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Транспортный налог

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Земельный налог

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Водный налог

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Торговый сбор

Нет (п. 19 ст. 270 НК РФ)

Налог на игорный бизнес

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Государственная пошлина

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Сбор за пользование объектами животного мира

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Пени и штрафы по налогам и сборам

Нет (п. 2 ст. 270 НК РФ)

Неналоговые платежи

Страховые взносы в ПФР, ФФОМС и ФСС РФ

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Страховые взносы в ФСС РФ на травматизм

Да (пп. 45 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Пени и штрафы по страховым взносам в ПФР, ФФОМС и ФСС РФ

Нет (п. 2 ст. 270 НК РФ)

Пени и штрафы по страховым взносам на травматизм

Нет (п. 2 ст. 270 НК РФ)

Ввозные и вывозные таможенные пошлины

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобилями с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн (новый дорожный сбор с большегрузных автомобилей)

Утилизационный сбор за автомобили

Да (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Экологический сбор за утилизацию других видов товаров и упаковки

Да (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Плата за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов

Да (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ)

Плата за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду сверх допустимых нормативов, но в пределах установленных лимитов

Нет (п. 4 ст. 270 НК РФ)

Плата за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду

Нет (п. 4 ст. 270 НК РФ)

1. Новый дорожный сбор с владельцев большегрузных автомобилей

С 15 ноября 2015 г. организации, имеющие в собственности автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, обязаны перечислять плату в счет возмещения вреда автодорогам (п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ").

Плата составляет 3,73 руб. за 1 км пройденного пути (п. 1 Постановления Правительства РФ от 14.06.2013 N 504). С 18 ноября 2015 г. предусмотрены понижающие коэффициенты (п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.11.2015 N 1191):

Организация вправе учесть эту плату при расчете налога на прибыль (подробнее читайте во врезке на с. 54). Так считает Минфин России (Письмо от 06.10.2015 N 03-11-11/57133). Но не как налоги и сборы. Ведь плата за проезд большегрузов к ним не относится (ст. ст. 13, 14 и 15 НК РФ). А как прочие расходы (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Важно. "Упрощенцы" не учитывают в расходах плату за проезд большегрузов

Перечень расходов, которые вправе признать "упрощенцы" с объектом налогообложения "доходы минус расходы", является закрытым (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

В него включены уплаченные налоги и сборы (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Плата за проезд большегрузных автомобилей не является ни налогом, ни сбором (ст. ст. 13, 14 и 15 НК РФ). В перечне учитываемых расходов она также не упоминается. Поэтому "упрощенцы" не могут учесть ее при расчете "упрощенного" налога. Аналогичного мнения придерживается Минфин России (Письмо от 06.10.2015 N 03-11-11/57133).

Но только при условии, что организация использует большегрузный автомобиль в деятельности, направленной на получение доходов (п. 1 ст. 252 НК РФ).

2. Утилизационный сбор за автомобили

За каждый автомобиль, произведенный в России или ввезенный из-за границы, уплачивается утилизационный сбор (п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", далее - Закон N 89-ФЗ). Когда автомобиль придет в негодность, за счет средств этого сбора он будет утилизирован. Без взимания с собственника дополнительной платы за утилизацию.

Плательщиками утилизационного сбора являются (п. 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ):

Российские автопроизводители;

Импортеры автомобилей;

Покупатели автомобилей у лиц, которые освобождены от уплаты утилизационного сбора или не уплатили его в нарушение действующих норм.

Утилизационный сбор является обязательным платежом. Но не относится к налогам и сборам, установленным налоговым законодательством (ст. ст. 13, 14 и 15 НК РФ). Порядок отражения утилизационного сбора в налоговом учете зависит от категории плательщика и целей использования автомобиля. Минфин России разъяснил этот порядок лишь для производителей и покупателей автомобилей.

Организация является автопроизводителем

Утилизационный сбор она включает в прочие расходы (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Так рекомендует Минфин России (Письма от 29.08.2014 N 03-03-06/1/43346, от 11.04.2014 N 03-03-06/1/16575 и от 12.03.2014 N 03-03-10/10650 (это Письмо ФНС России разослала по нижестоящим инспекциям Письмом от 25.03.2014 N ГД-4-3/5347@)).

Сбор отражается в расходах того периода, в котором у автопроизводителя возникла обязанность по его уплате (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Организация купила автомобиль у лица, не уплатившего утилизационный сбор

Она обязана сама заплатить этот сбор. Если автомобиль куплен не для перепродажи, компания учитывает его как основное средство (п. 1 ст. 257 НК РФ). При условии, что его стоимость составляет более 40 000 руб. (с 2016 г. - более 100 000 руб.).

Утилизационный сбор включается в первоначальную стоимость основного средства (подробнее читайте во врезке на с. 56). Организация списывает его в налоговые расходы по мере начисления амортизации автомобиля (Письма Минфина России от 29.08.2014 N 03-03-06/1/43346 и от 12.03.2014 N 03-03-10/10650).

Минфин России не пояснил, как учитывать утилизационный сбор, если организация купила автомобиль для перепродажи. Считаем, что компания вправе поступить одним из двух способов:

Включить утилизационный сбор в покупную стоимость автомобиля. В этом случае она учтет сумму сбора только в том месяце, когда продаст автомобиль;

Отразить его как прочие расходы. Организация признает эти расходы в месяце, когда у нее появилась обязанность по уплате утилизационного сбора.

Примечание. Если покупатель авто сам уплатил утилизационный сбор, его включают в первоначальную стоимость ОС .

3. Экологический сбор за утилизацию других видов товаров и упаковки

Это еще один новый обязательный сбор. Его плательщиками являются производители и импортеры товаров, которые не обеспечивают утилизацию отходов от их использования (п. 7 ст. 24.2 и п. 2 ст. 24.5 Закона N 89-ФЗ). Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 N 1886-р.

Планировалось, что впервые экологический сбор нужно будет уплатить за 9 месяцев 2015 г. (п. 2 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ). Но на 2015 г. Правительство РФ установило нулевые нормативы утилизации отходов от использования товаров. Это означает, что за 2015 г. экологический сбор платить не нужно (разъяснения Минприроды России без номера и даты, размещены на сайте этого ведомства www.mnr.gov.ru 20 октября 2015 г.). Возможно, обязанность по уплате сбора появится с 2016 г.

Минфин России подтвердил, что экологический сбор не является налоговым платежом. Он отличается от сборов, установленных налоговым законодательством (Письмо от 13.04.2015 N 03-02-07/1/20823).

Ведомство не уточнило, как отражать экологический сбор в налоговом учете. Но этот сбор аналогичен утилизационному. Оба сбора введены одним нормативным актом - Законом N 89-ФЗ.

Автопроизводители включают утилизационный сбор в прочие расходы (Письма Минфина России от 29.08.2014 N 03-03-06/1/43346, от 11.04.2014 N 03-03-06/1/16575 и от 12.03.2014 N 03-03-10/10650). Эту же логику можно распространить на учет экологического сбора.

4. Плата за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, но лишь в пределах нормативов

В налоговом учете платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ относятся к материальным расходам (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ и Письмо Минфина России от 20.01.2009 N 03-03-06/2/6). Организация признает их на дату начисления платежа (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Плата за сверхнормативные выбросы в налоговые расходы не включается (п. 4 ст. 270 НК РФ). Но организациям устанавливаются не только нормативы допустимых выбросов, а еще и лимиты (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Лимиты на выбросы устанавливают тем компаниям, которые не в состоянии придерживаться допустимого уровня загрязнения. Но предпринимают меры для поэтапного снижения выбросов до этого уровня (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).

Минфин России считает, что плату за выбросы сверх допустимых нормативов, но в пределах лимитов нельзя включать в расходы (Письма от 01.12.2005 N 03-03-04/403 и от 03.12.2004 N 03-03-01-04/1/169). Такие выбросы являются сверхнормативными. Хотя и находятся в пределах лимитов.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!