Все для предпринимателя. Информационный портал

Шведская модель. Шведская экономическая модель


МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ
INTERNATIONAL BANKING INSTITUTE

Факультет очного и очно-заочного обучения
Кафедра экономической теории

Работа на конкурс им. профессора В.Н. Вениаминова

Тема:

Шведская экономическая модель

Выполнили студенты 192 группы, 2 курс
Ламехов Денис Игоревич
Туруева Алина Дмитриевна

Научный руководитель
д.э.н., профессор

    Павлова Ирина Петровна
Санкт-Петербург
2010 г.
    Характеристика шведской экономической модели
Шведская модель – экономический феномен, возникший в ХХ веке, показавший всему миру, как относительно малая аграрная страна, найдя правильный механизм модернизации экономики, смогла превратиться в одну из наиболее развитых и стабильных промышленных держав. Сохраняя внешнеполитический нейтралитет на тот момент целых полтора века, избегая конфликтов в социуме и найдя пути быстрой индустриализации и проведения реформ, Швеция в течение лишь нескольких десятилетий добилась беспрецедентных результатов. Картина шведского всеобщего благополучия очень рознилась с тем, что происходило в то время в остальном мире, где возрастали социальные противоречия и политическая нестабильность.

Большую роль в становлении экономического феномена сыграло то, что Швеция на протяжении полутора сотен лет двигалась по пути абсолютной внешнеполитической неконфликтности, с 1814 года не приняв участия ни в одной военной кампании, в том числе в обеих мировых войнах. Этот фактор, а также политическая и социальная устойчивость, бесконфликтность внутри страны обеспечили предпосылки к стабильному экономическому росту и развитию Швеции.

В своей работе мы поставили задачу рассмотреть модель экономики Швеции как пример эффективного распределения ресурсов, успешного антикризисного управления в сочетании с грамотной внутренней и внешней политикой.

В сентябре 1921 года шведские социал-демократы впервые заговорили об обществе всеобщего благосостояния, о так называемом третьем пути, проходящем на границе социализма и капитализма: "Мы боремся за то, чтобы на прочных основах демократии и при поддержке большинства населения обеспечить равноправие угнетенным общественным классам - с тем, чтобы в конце концов вообще упразднить классы и превратить Швецию в надежный дом для всех шведов. Все шведские дети должны получить равные возможности, всем нашим сыновьям и дочерям надо гарантировать не только хорошее содержание, но и возможность наслаждаться жизнью, использовать все лучшее, что у нас есть. Швеция - для ВСЕХ шведов!" 1

В 1932 году премьер-министром Швеции становится Пер Альбин Ханссон. Он и начал воплощать в жизнь образ « народного дома», который он охарактеризовал как «дом, где нет ни любимчиков, ни пасынков, где никто не смотрит на другого сверху вниз, никто не пытается нажиться за счет других, а сильные не издеваются над слабыми, где правят равенство, забота, сотрудничество, взаимопомощь». 2 2

Для шведов слово "дом" всегда было связано со всем лучшим в жизни. К тому же с мечтой о собственном доме, в прямом смысле этого слова, жило две трети населения: с жильем было напряженно. Светлая картина "народного дома" пришлась как нельзя кстати.

В Швеции очень развито стремление к общему равенству, поэтому одна из главных установок шведской экономической модели - это выравнивание уровня доходов. Всеобщая трудовая занятость - другая важнейшая ее установка, и шведский народ активно эту установку поддерживает. При этом должны использоваться такие методы всеобщей занятости, которые не привели бы к возникновению инфляции и пагубному воздействию на экономику страны в целом. Инфляция в Швеции рассматривается как одна из основных угроз общему равенству.

Была поставлена цель – превратить малую бедную страну, где экономика держалась на аграрном секторе, в передовую успешную индустриальную страну. Швеция обладала большими запасами природных ресурсов, такими как леса, железная руда и гидроэнергия, что и стало опорой для дальнейшего развития. В Европе возник колоссальный спрос на шведские ресурсы, расширился шведский внешний экспорт, получили толчок к развитию такие отрасли, как машиностроение, целлюлозно-бумажное производство.

При быстром приросте населения большое значение имела эмиграция. Начался отток жителей из страны, который позволил избежать голода и тотальной безработицы. За период с 1860 по 1930 гг. Швецию покинули 1,2 миллиона граждан, основным пунктом назначения была Северная Америка. Путем к сохранению стабильного развития послужило неучастие в обеих мировых войнах, что позволило еще и получить значительные средства за счет поставок ресурсов противоборствующим странам.

Пика своего развития Швеция достигла в 60-х годах ХХ века - показатели экспорта, занятости населения, производительности труда находились на очень высоком уровне. Но в 1970-е Шведские предприятия накрыла волна глубокого кризиса. Горные разработки, металлургия, древесная промышленность, судостроение – на эти отрасли приходилась четверть общего промышленного производства и все они были поражены кризисными явлениями. Конкурентоспособность Швеции снизилась, страна потеряла около 1/5 своей доли на мировом рынке, впервые за четверть века снизился рост производительности труда, сократились показатели ВВП.
Чтобы помочь стране побороть кризисные явления, правительство осуществило девальвацию кроны на 10%. Как следствие, начался рост ценовой конкурентоспособности, а далее - увеличились экспортные показатели. Шведская экономика начала преодолевать кризис. Увеличились доходы населения, увеличилось и личное потребление, что и обеспечило в дальнейшем стабильный экономический рост.
В 1970х годах шведская экономическая модель прошла проверку на прочность. Швеция впала в тяжелый экономический кризис и прогнозы специалистов в ее отношении были неутешительны. Но, оказывая попавшим в кризис предприятиям помощь в большом масштабе, Швеция преодолела кризис и с 1983 года показатели свидетельствовали о непрерывном экономическом подъеме и устойчивости шведской экономики к таким ударам.
Шведская промышленность также находилась на подъеме. Получили толчок к развитию высокотехнологичные отрасли, фармацевтика. Мощности производства использовались на 90%, а во многих других отраслях это значение было еще выше, а значит нужны были дополнительные капиталовложения в большом объеме и объем этот был увеличен на 60%. Поступление заказов, их объем находились на высоком уровне, равно как и их прибыльность. Швеция стала переходить от зависимости от металлургических отраслей к производству электроники, транспорта и различной фармацевтики.
В 1991 году в Швеции была проведена налоговая реформа, которая по времени совпала с мировым экономическим кризисом, и шведская крона оказалась под давлением. В 1992 году шведская валюта перестала быть привязана к существовавшей тогда европейской валютной единице – экю и стала полностью свободной. Кризис оказал в некотором роде позитивное влияние на бизнес Швеции, заставив бизнесменов предпринять действия для сокращения издержек.
Число шведских компаний за границей в 80-е годы увеличивалось одновременно с уменьшением инвестиций внутри Швеции. Если общее число работающих в зарубежных представительствах выросло примерно на 200 тысяч, то занятость в тех же компаниях на родине, в Швеции, уменьшилась на 80 тысяч человек. Эти изменения стали особо явственно заметны в отраслях инновационных технологий.
Шведские компании активно действовали за рубежом, но в то же самое время прямые инвестиции в промышленность Швеции были невелики. Но, начиная с 1990 года, они резко пошли вверх. Иностранные вложения в экономику Швеции впервые превысили шведские инвестиции за рубежом. В 1990 году произошло некоторое количество слияний шведского и зарубежного капитала, а также несколько крупных промышленных приобретений, что отразилось на доле иностранного капитала в шведской промышленности.
Кризис начала 90-х годов поставил под сомнение само существование "народного дома". Бюджетный дефицит приводил в отчаяние правительство, парламентарии начали призывать "поступиться принципами". Здравоохранение стало частично платным (швед ежегодно должен был лечиться на $300, чтобы получить карточку на дальнейшие бесплатные посещения врачей, а кабинеты дантистов с их высокими ценами и вовсе стали ужасом - бесплатные зубные врачи осталась лишь для детей и подростков).
Масла в огонь, угрожающий "народному дому", подлила масштабная приватизация. Приватизировали в основном то, что государство не желало больше содержать, вплоть до транспорта и жилищно-эксплуатационных контор. Ситуация доходила до абсурда - когда один участок дороги приватизировался одним гражданином, другой, примыкающий - вторым, а вагоны - третьим.

    Шведский мебельный гигант – компания IKEA
Компания ИКЕА была основана в те годы, когда Швеция стремительно становилась примером страны, где богатые и бедные могли рассчитывать на одинаковую социальную защиту со стороны государства. Эта идея также прекрасно вписывается и в концепцию компании. Чтобы изменить к лучшему повседневную жизнь многих людей, ИКЕА предлагает покупателю сотрудничество – например, в виде самостоятельной сборки мебели, что позволяет компании устанавливать более низкие цены на товары. Товары IKEA безопасны для детей и удовлетворяют потребности всей семьи, от мала до велика. Таким образом, компании удается изменять к лучшему повседневную жизнь каждого.

В ИКЕА сначала создается ценник, а затем ведется работа над тем, чтобы адаптировать товар к его цене. Разработчики ассортимента и дизайнеры ИКЕА напрямую сотрудничают с поставщиками, что позволяет начинать работу над снижением цены непосредственно на фабрике. Совместными усилиями они стараются максимально эффективно использовать производственное оборудование и сырье, применять в производственных технологиях новаторские идеи и сводить к минимуму отходы. Также при производстве учитываются необходимость транспортировки товаров в плоских упаковках и возможность их самостоятельной сборки покупателем, что, безусловно, является фактором сдерживания цен на товары.

      Хронология развития
1920-е

Когда Ингвару Кампраду исполнилось пять лет, он начал продавать спички своим ближайшим соседям, а к семи годам уже охватил торговлей более обширную территорию, развозя товар на велосипеде. Он выяснил, что в Стокгольме можно оптом покупать спички дешевле, а затем продавать их в розницу тоже по очень низкой цене, но все-таки получая при этом хорошую прибыль. От торговли спичками Ингвар Кампрад перешел к продаже семян цветов, поздравительных открыток, елочных украшений, а еще позднее – карандашей и шариковых ручек.

1940–50-е

Зарождение мебельного магната. Проявив талант предпринимателя, Ингвар Кампрад превратил IKEA в мебельный магазин. В этот период установился дизайн мебели IKEA, сформировался принцип самостоятельной сборки, велись поиски способов рекламы компании. Каталог и выставка мебели превратились в основные инструменты, позволяющие донести информацию об IKEA до большинства людей.

1960–70е

Начало формирования концепции IKEA. Открылись новые магазины IKEA, появились товары, получившие затем название "Герои дня". Сформировалась концепция, которую Ингвар Кампрад описал в книге "Заповеди торговца мебелью".

1980-е

IKEA сделала серьезный рывок, осваивая новые рынки – в США, Италии, Франции, Великобритании. Появились новые товары, относящиеся к так называемой классике. IKEA начала обретать характерные черты, к которым мы привыкли сегодня.

1990-е

IKEA продолжала расти. В ассортименте появились товары IKEA для детей, и в центре внимания оказались решения для обустройства дома, удовлетворяющие потребностям семей, где есть дети. Сформировалась Группа компаний IKEA, а ответственное отношение к природе и социальным проблемам стало необходимым условием для успешного ведения бизнеса.

2000-е

IKEA осваивает все новые рынки – в Японии и России. Проводятся исследования, позволяющие определить все необходимое для обустройства спальни и кухни и предложить комплексные гармоничные решения. В этот период вместе с другими компаниями успешно реализуются несколько проектов, направленных на решение социальных и экологических проблем. К 2010 году IKEA имеет 300 магазинов в 39 странах мира.

Приведем некоторые показатели деятельности компании IKEA

По результатам прошедшего финансового года магазины IKEA во всем мире посетили 565 миллионов человек, открыто более 20 новых магазинов, а товарооборот Группы компаний IKEA составил 21,2 миллиардов евро.

Закупки: около 1 300 поставщиков в 55 странах мира. В 29 странах работает 41 закупочный офис.

Снабжение: 43 региональных дистрибьюторских центра в 19 странах отвечают за поставку товаров в магазины IKEA.

Производство: промышленная группа Сведвуд в составе IKEA насчитывает 33 фабрики и лесопильных завода в 10 странах.

Сотрудники: более 127 800 сотрудников работают в различных подразделениях IKEA в 39 странах мира.

      Экономическая политика
Координацию деятельности группы компаний IKEA осуществляют девять подразделений, расположенные в Голландии (IKEA Services B. V.) и в Швеции (IKEA Services AB). Децентрализация - один из основополагающих принципов IKEA. Однако для того, чтобы получить возможность в полной мере извлечь выгоду из эффекта экономии от масштаба, для разработки путей снижения издержек производства в IKEA работает группа экспертов, которая осуществляет централизованное руководство определенными областями - от меню в ресторанах до производства каталогов IKEA. Это один из путей сохранения низких цен на товары. Дизайнеры разрабатывают мебель вместе с производителями. Так IKEA сразу избегает ненужных расходов. Затем поставщики со всего мира ищут для нее наиболее подходящие материалы. Следующий шаг: IKEA закупает оптом сырье для производства всей партии продукции. Так она снижает цены на сам товар. IKEA не прячет стоимость транспортировки в цену своих изделий, как это обычно бывает в случае "бесплатной доставки". Мебель в плоской упаковке легко погрузить и доставить домой самостоятельно. Собрать такую мебель тоже не составит большого труда. Покупатели делают это сами, а IKEA не приходится оплачивать труд работника мебельной фабрики. IKEA делает часть работы, покупатели делают часть, а в результате все экономят деньги.
      Вывод
У компании IKEA существует несколько установок, созданных её основателем Ингваром Кампрадом, и опубликованных в его книге «Заповеди торговца мебелью». К примеру: «прибыль создает ресурсы», «достигать хороших результатов ограниченными средствами». Грамотная экономическая политика, отраженная как в этом базисе, так и во много другом, и являет собой причину столь успешного постоянного роста и развития шведского мебельного гиганта.
    Особенности антикризисной политики Швеции
История Швеции - высокоразвитого небольшого европейского государства, даёт пищу для размышления: «Каким путям развития будет следовать современный мир?». В этом мире под влиянием унификации и глобализации стандартов социальной и экономической жизни все сталкиваются со стремлением народов и стран сохранить свою идентичность, и влиться в мировое развитие без потери накопленных веками традиций, особенностей общественных и экономических институтов.
Какими же отличительными чертами обладает та самая «шведская модель»? Во-первых, это, безусловно, справедливость перераспределения дохода между гражданами через государственный бюджет и налоговую систему; во-вторых, согласие между трудом и капиталом; в-третьих, равенство в социальных и экономических правах.
Именно в рамках шведской модели, в условиях Швеции довольно прогрессивно решаются главные проблемы развития экономики в целом, банковского сектора, а также разрабатываются механизмы и подходы антикризисной политики.
В целом финансовый сектор шведской экономики и банковская система занимают важное место в развитии экономики Швеции, в ее благополучном развитии и функционировании в целом и в кризисных ситуациях, поэтому здесь государственная антикризисная стратегия нацелена на регулирование экономической деятельности. Следовательно, анализ отдельных финансовых институтов и всей банковской системы позволяет выявить правила действия шведской экономической модели, оценить меры эффективности по ее реструктуризации, а также показать особенности кризисов ХХ века, которые поражали шведскую экономику.
Что касается современного этапа, то он проходит под влиянием глобализации и европейской интеграции. Таким образом, встают вопросы о заимствовании опыта различных стран и унификации стандартов. В данной работе мы попытаемся определить причины кризиса шведской экономики, провести анализ взаимосвязи банковской системы и государственных финансов, и попробуем сделать выводы о том, какие эффективные методы шведской модели можно применить для более эффективного формирования экономики России.
Всем известно, что банковская сфера связана с высокими рисками. Риски достигают максимума в условиях прогрессирующих, ускоряющихся процессов глобализации и консолидации, которые выдвигают на первый план вопросы о контроле и регулировании деятельности финансово-промышленных комплексов со стороны государства. В частности, контроль может осуществляться при введении общих для определённого ряда стран некоторых нормативов банковской деятельности, в предотвращении кризисных явлений, осуществлении регулярного мониторинга, и, в случае, реструктуризации финансовых институтов.
Здесь очень важен опыт Швеции в построении системы эффективного банковского регулирования, в разработке связанной с антикризисными мероприятиями политики, а также опыт в налаживании контактов по работе государства с прогрессирующими финансовыми институтами.
Шведская модель включает в себя удачное сочетание рыночных отношений и регулирования государства. Её основу составляет концепция, которая рассматривает постоянное государственное регулирование на рынке труда и в сфере распределения для того, чтобы в рыночной экономике минимизировать социальные издержки. Более того, концепция предполагает государственную политику невмешательства в деятельность производства предприятий. Цель этого подхода заключается в достижении оптимального равновесия между эффективным государственным перераспределением части прибыли, созданной через государственный бюджет национальной экономикой, а также большим ростом производства в частном секторе для повышения качества жизненного уровня населения.
Необходимо выделить значимость социальной сферы шведской экономической модели. Швеция имеет всеохватывающую, объёмную систему льгот в социуме и поэтому занимает высокую позицию среди стран, которые выделяются высочайшими расходами на социальную сферу по оценкам ОЕСЭР. В стране на различные социальные программы расходуется гораздо больше средств, нежели в странах Северной Европы, относящихся к государствам, где уделяется повышенное внимание к решению проблем социального характера. В 2003-2006 гг. в Швеции расходы государства на социальные нужды составляли примерно 30% в ВВП, в скандинавских странах они колебались в диапазоне от 21% до 26%.
После того, как Швеция вступила в Европейский союз, она столкнулась с некоторыми проблемами, которые можно разделить на первую и вторую группы. Ограничения характерны для первой группы, которые обусловлены сельскохозяйственной, валютной, и денежно-кредитной политикой, проводимой институтами ЕС. Вторая группа состоит из проблем, определяемых национальными приоритетами, которые отстаивает в своей внешней и внутренней политике государство (проблемы экологической и социальной безопасности, сотрудничество в сфере экономики с третьими странами). Чем глубже и дальше интеграция Швеции в ЕС, тем меньше остается пространства для проявления всей специфики национальной модели.
Страна делает все попытки, чтобы сохранить свободу выбора в вопросах социального и экономического развития, не обращая внимания на то, что она регулярно принимает участие в процессе европейской интеграции. В частности, это относится к введению единой валюты. В 2003 г. в Швеции был проведён референдум, на котором уделялось внимание насущному вопросу о вступлении в зону Евро, на котором к единой валюте большинство населения отнеслось отрицательно. Приняли участие в референдуме около 81,2% граждан, имеющие право голоса, 42,8% высказались за то, чтобы была введена единая валюты, а 56,1% граждан против.
Главенствующую роль в финансировании экономики занимает банковская система Швеции, а, следовательно, она имеет определяющее влияние на выбор тех путей, которыми она будет придерживаться в своём развитии.
За последние десятилетия финансовый сектор страны развивался стремительно быстрыми темпами. Большинство финансовых компаний в большой степени расширили свои услуги. На рынке появились новые участники. Основной тенденцией рынка финансов стало проникновение страховых компаний и банков в области деятельности друг друга, в результате чего основные банки Швеции были задействованы в сектор страхования жизни, а некоторое количество страховых компаний завладели банковскими организациями.
Вторая тенденция рынка включает в себя использование новых технологий, например проведение клиентами различных операций, которые обычно производятся в банке, через Интернет и телефон. С развитием Интернет банкинга, Шведские банки занимают ведущие позиции в этой сфере среди всех мировых банков. Почти все банки Швеции предлагают осуществлять он-лайн платежи, управлять активами и счетами, покупать паи и акции в фондах через Интернет. Все эти услуги раньше были доступны только корпоративным клиентам, которые пользовались ими в течение многих лет, а сейчас и частные клиенты получили доступ к этим услугам.
В шведской финансовой системе специализация банковских учреждений является характерной и отличительной чертой. В Швеции на рынке финансов имеются четыре основных типа банков, ими являются: шведские коммерческие банки, иностранные, кооперативные, и сберегательные банки.
В банковской системе Швеции доминирующую роль играет «большая четверка» банков, ими являются: Свенска Хандельсбанкен, Сведбанк (Форенингсспарбанкен), СЭБ, а также Нордеа. Все эти четыре банка Швеции, находя применение 80% активам финансовой системы и, аккумулируя 76% всех депозитов населения, занимают ведущее место во всех сегментах рынка.
Финансовый кризис, который происходит последние 2 года, доказал, что необходимо контролировать и регулировать банковскую систему, а для этого нужно ввести нормативы деятельности. Регулирование и контроль деятельности финансовых институтов позволяет оградить от опасности, «моральной ловушки», в то время как крупные финансовые институты идут на завышенные риски, которые совсем не оправданны. В кризисной ситуации надежды на поддержку государства, могут привести к нарушению всей финансовой стабильности экономики.
Государственная Финансовая Инспекция осуществляет определённый контроль за тем, как работают финансовые институты, в то время как Риксбанк (Центральный Банк Швеции) имеет все функции, от которых зависит поддержание стабильности финансов.
До того, как была создана Госфининспекция, две организации регулировали шведский финансовый рынок: одна отвечала за рынок ценных бумаг и банки, вторая за страхование. Но в 1991г. обе организации объединились в один регулятор. Регулирование через один регулятор отвечает за создание финансовых конгломератов, занятых несколькими видами финансовой деятельности, а также отвечают и интересу консолидации рынка. Учреждение единого регулятора позволило внедрять более эффективный и оперативный контроль стирания границ рынков финансов и их наложение друг на друга. Госфининспекция оперативно тщательно отслеживает всю информацию и обеспечивает её конфиденциальность, так как документооборот за рамки организации не выходит, поэтому опасность утечки информации и её незаконное разглашение снижается.
Имеется смысл рассмотреть банковские кризисы, которые пережила страна в XIX-XX веках, выявить основные причины их возникновения в Швеции.
Для Швеции самыми серьезными потрясениями в XIX-XX веках стали экономико- финансовые кризисы, которые настигли её сначала в 1920-х, а потом и в 1990-х гг. Шведская экономика реагировала по-разному на все потрясения. Урегулировать их было довольно сложно, поэтому и методы урегулирования сильно отличались, что повело за собой разные пути развития кризисов. В1920-х гг. первый кризис Швеции – ВВП упал на 18%, а цены за два года снизились на 30%, а в 1990-е гг. ВВП упал только на 6%, когда как падение цен практически отсутствовало.
Опыт преодоления финансовых казусов привел к тому, что шведским властям было просто необходимо разработать и реализовать совокупность мер для их предотвращения или, хотя бы, минимизировать ущерб от их последствий. Основу этих мер составляет политика, которая позволяет поддерживать стабильность цен, что даёт предпосылки для своевременных реакций финансовых властей на большое увеличение кредитного бремени, рыночных стоимостей активов, а также на создание спекулятивного климата, т.е. на появление тех факторов, которые в конечном счете приведут к финансовым потрясениям. Поэтому Швеция вошла в современный кризис более подготовленной, нежели другие страны. Кроме того положительное влияние оказала политика, которая ограничивала финансовые ресурсы, практиковалась перед кризисом банками, которые выделяли «саб-прайм», другими словами, кредитно-ипотечные проблемы и ситуации на ипотечное кредитование сектора. Кризис, который был в начале 1990-х гг., когда большинство финансовых институтов Швеции были на стадии краха, показал, что шведские банки в отличие от банков Америки не принимали во внимание высокие лимиты на ипотечные кредиты, то есть домохозяйствам с маленьким доходом. Два крупных банка Швеции имели довольно большую долю ипотечных кредитов в кредитном портфеле, которых было недостаточно для надёжных клиентов стран Балтии, но риски, которые были с этим связаны, были успешно компенсированы за счёт диверсификации портфеля.
Небольшой государственный долг также сыграл позитивную роль. После кризиса, возникшего в 1990-е гг., правительство Швеции старалось поддерживать профицит бюджета в течение 14 лет, и приняла курс на сокращение, уменьшение национального долга. Если в 1994 г. уровень госдолга добрался до своего пика, он составил более 61% ВВП, то в последующие годы долг был сокращен вдвое. В течение продолжительного периода такая политика позволила правительству стимулировать экономику предоставлением налоговых льгот в кризисной ситуации.
Благоприятным же фактором послужило и то, что была сохранена собственная национальная валюта – шведская крона. В 1990-х гг., в кризис шведской экономики, правительство поставило цель к поддержанию стабильного курса кроны. Но затем крону отпустили в свободное плавание. Тем самым в нынешний кризис это сыграло положительную роль. Параллельно с тем, как снижалась на шведские товары степень спроса, снижался спрос на шведскую крону. Следовательно, курс обмена кроны падал вниз, что удешевляло шведские товары для заграничных потребителей и, в конце концов, спрос на шведскую продукцию возвратился на прежний уровень. Тем самым было смягчено внешнее влияние посредством автоматического механизма подстройки обменного курс.
Но воздействия современного кризиса 2007-2009 гг. Швеции не удалось избежать в полной мере. Например, было приостановлено функционирование межбанковского рынка кредитов, а чтобы восстановить его, требовалось вмешательство правительства Швеции и Риксбанка с комплексом антикризисных мер. Как и в большинстве других стран, кризис также привел к тому, что резко сократились возможности самофинансирования банков, при выпуске долговых ценных бумаг на международных рынках капитала. Нона внутреннем рынке продолжались выпуски облигаций и они стали самым важным источником финансирования кредитов корпоративным клиентам и населению.
и т.д.................

Шведская экономическая система обычно характеризуется как смешанная или многоукладная экономика. В ее основе лежат рыночные отношения на конкурентных началах с активным использованием государственного регулирования, что составляет экономический базис шведской модели. Тут присутствует сочетание, соотношение и взаимодействие основных форм собственности в капиталистическом рыночном хозяйстве Швеции: частной, государственной и кооперативной.

Каждая из этих форм заняла свою "нишу", выполняет свою функцию в общей системе экономических и социальных взаимосвязей.

Подавляющее большинство (около 85%) всех шведских компаний с числом занятых свыше 50 человек принадлежат частному капиталу.

На частные предприятия приходится около ѕ занятых в производственном секторе, из них 8% работают в принадлежащих иностранному капиталу фирмах.

Остальная часть приходится на государство и кооперативы, на каждый по 11-13%. Государственный сектор расширялся, а удельный вес кооперативного почти не менялся с 1965 года.

Кроме этих трех форм собственности существует множество компаний со смешанной собственностью, фирмы, принадлежащие профсоюзам, сберегательным банкам и т.п. Однако их доля очень мала.

Частный сектор

Самую значительную роль в производстве товаров и услуг в Швеции, как и почти во всех рыночных экономических системах играет частный сектор.

В его рамках можно выделить крупный капитал, доминирующий в отраслях, определяющих экспортную специализацию, прежде всего в обрабатывающей промышленности. Остальная часть частного сектора состоит из мелких и средних фирм. По этому критерию частные компании можно разделить на две группы. К одной относится множество мелких фирм, в которых основатель, собственник и директор-распорядитель часто одно и то же лицо. В другую группу входят крупные компании, зарегистрированные на фондовой бирже. За последние десятилетия в структуре собственности этой группы произошли большие изменения. Заметно снизилась доля акций, принадлежащих домашним хозяйствам (населению) и частным индивидуальным лицам - с 47% в 1975 году до 21% в 1985, в то время как страховые, инвестиционные и нефинансовые компании, фонды, в том числе государственный Всеобщий пенсионный фонд (ВПФ), заметно увеличился - с 53% в 1975 году до 79% в 1985 (включая 7%, принадлежащих иностранцам). За послевоенный период произошло падение доли очень крупных индивидуальных акционеров - с 70% в 1951 году до примерно 20% в 1985 - вследствие, прежде всего высоких ставок налогов на доходы и собственность.

Таким образом, институциональная собственность в значительной степени заменила частных лиц. В настоящее время 20 крупнейших владельцев портфелей акций - учреждения. Особенно возросли доли нефинансовых, инвестиционных и страховых компаний, на которые в 1985 году приходилось соответственно 14, 14 и 10%.

Повышение роли нефинансовых компаний, занимающихся коммерческой деятельностью, произошло в силу различных причин. Некоторые из них ввели принадлежащие им дочерние компании на фондовую биржу, сохраняя значительную, а часто и подавляющую часть акций в своем распоряжении. Другие, продавая фирму или ее отделения, получали в качестве платежа акции покупающей компании. Некоторые крупные пакеты акций возникли в результате тесного долгосрочного сотрудничества фирм. Обычным явлением стали "стратегические" вложения капитала в акции. Этому способствовала высокая ликвидность многих фирм вследствие роста продаж и прибылей после 1982 года. В частности, "Сканска" купила "Сандвик", "Вольво"- значительную часть "Фармасия" и "Стура" - "Суидиш мэтч".

Вместе с тем резко возросло и число шведов, владеющих акциями. Это объясняется как сокращением портфелей акций частных индивидуальных собственников, так и быстрым ростом числа компаний, зарегистрированных на Стокгольмской фондовой бирже. Важную роль сыграло появление новой группы индивидуальных владельцев акций после создания в 1978 году различных акционерно-инвестиционных фондов. Сбережения в этих так называемых всеобщих фондах под управлением банков или фирм получали разнообразные налоговые субсидии от правительства. До 1984 года вкладчики получали скидку 30% с налогов на свои годовые сбережения в дополнение к необлагаемым налогом дивидендам и приросту стоимости акций. В 1984 году налоговая скидка была отменена, но остальные стимулы остались. В 1985 году на эти инвестиционные фонды приходилось 6% всех акций, и эта доля продолжала постепенно расти.

В последние годы большой интерес к шведским акциям проявили иностранные инвесторы. К концу 1985 года на них приходилось примерно 7% стоимости всех акций. Кроме того, некоторые шведские компании появились на некоторых западноевропейских фондовых биржах, а также в Нью-Йорке и Токио, что объясняется их желанием обеспечить лучшие, чем в Швеции, финансовые условия и дополнительную рекламу за границей.

Экономика Швеции характеризуется высоким уровнем концентрации производства и капитала и монополизации в ведущих отраслях. На крупных предприятиях (с числом занятых свыше 500 человек) сосредоточено около 40% занятых в промышленности, а на мелких (до 50 человек) - 17%. При этом рост концентрации проявляется, прежде всего, на уровне крупных фирм. В одной из 20 крупнейших компаний трудится более 40% рабочей силы в промышленности. На долю 200 крупнейших компаний приходится по 75% объема производства, числа занятых, капиталовложений и экспорта Швеции.

В последние годы роль ведущих шведских компаний в мировой экономике возросла. В 1987 году среди 500 крупнейших неамериканских промышленных компаний насчитывалось уже 20 шведских. Конечно, в число гигантов капиталистического мира они не входят.

Так, крупнейшая шведская фирма "Вольво" уступает по размеру оборота почти в 7 раз компании номер один капиталистического мира "Дженерал моторз" (15 млрд. долл. против 102 млрд. долл.). Ныне хозяевами двух крупнейших автомобильных компаний Швеции являются два трансконтинентальных гиганта автомобилестроения, являющиеся ""извечными конкурентами"". ""СААБ-Скания"" работает под руководством ""Дженерал Моторс"", а компания ""Вольво"" - ""Форд Мотор компани"".

Ведущие шведские промышленные фирмы имеют ярко выраженную международную ориентацию.

В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников (СКФ), черная металлургия ("Свенска столь"), электротехника ("Электролюкс", АББ, "Эрикссон"), деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная ("Свенска целлюлоза", "Стура", "Му ок Думше" и др.), самолетостроение ("СААБ-Скания"), фармацевтика ("Астра", "Фармасиа"), производство специальных сталей ("Сандвик", "Авеста").

В Швеции сложился наиболее мощный финансовый капитал среди стран Северной Европы. Он нашел свое организационное выражение в финансовых группах. В настоящее время в Швеции можно выделить три финансовые группы. Во главе двух из них (по принятой в шведской экономической литературе терминологии, "сфер банков") стоят ведущие частные коммерческие банки страны - "Скандинависка эншильда банкен" и "Свенска хандельсбанкен", при этом первая по всем показателям существенно превосходит своего конкурента. В первой половине 80-х годов началось формирование третьей финансовой группы ("третьего блока") во главе с крупнейшей компанией страны - автомобильным концерном "Вольво".

В финансовую группу "Скандинависка эншильда банкен", контролирующую до 40% экспорта, 20% ВВП страны и обеспечивающую 40% занятости в промышленности Швеции, входят семейные группы Валленбергов, Юнсонов, Боньеров, Лундбергов, Седербергов. Среди них выделяется семейство Валленбергов, контролирующее компании, биржевая стоимость акций которых превышает 1/3 акционерного капитала всех зарегистрированных на бирже фирм. В целом примерно 25 компаний Валленбергов имели в 1986 году оборот 250 млрд. крон и прибыли около 18 млрд. крон. В Швеции и за границей на их предприятиях занято примерно 450 тыс. человек. Империя Валленбергов считается одной из крупнейших в Западной Европе.

Вторая финансовая группа - "Свенска хандельсбанкен" - включает в свой состав кроме объединения вокруг самого банка группы финансовых воротил Андерса Валля и Эрика Пенсера и семейные группы Стенбеков и чемпе. Однако здесь семейства не играют значительной роли.

Государственный сектор

Хотя государственный сектор и производит не столь много товаров, как частный, но у него есть очень важная роль - это аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции шведской модели.

Государственный сектор имеет два уровня владельцев собственности: центральное правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень иногда выделяется в коммунальную форму собственности. Они, вместе составляя по форме собственности единое целое, различаются как по месту в сфере экономики, так и по масштабам (в каждом отдельном случае, но не в совокупности) деятельности.

Государственный сектор и государственная собственность - разные понятия. Под государственной собственностью принято считать предприятия, принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность). Государственный сектор можно охарактеризовать как объем вмешательства государства в экономическую жизнь. По этому показателю Швеция занимает среди развитых стран первое место.

Размер государственного сектора может измеряться в таких показателях, как удельный вес государственных расходов, потребления, налогов в ВВП, населения, занятого в государственном секторе. В 1988 году в нем работал 31% работоспособного населения, государственное потребление составляло 30% ВВП, а государственные капиталовложения - 3%. Доля государственных расходов, включающих потребление, инвестиции и трансферты, достигала 61% ВВП в 1989 году. Она возросла с 33% в 1960 году до 45%в 1970, 50% в 1975 году и 67% в 1982 (рекорд капиталистического мира). Затем она несколько снизилась. За последние десятилетия государственный сектор возрастал во всех странах, но наиболее активно - в Швеции.

Коммунальная собственность весьма ограничена и по закону разрешена в сфере коммунальных услуг и жилищном строительстве.

Национализированные предприятия в основном сконцентрированы в сырьевых отраслях: горнодобывающей, черной металлургии, а также в судостроении, коммунальных услугах и в транспорте.

В этих секторах на национализированные или принадлежащие государству предприятия приходится больше половины всех товаров и услуг. Их основная цель - расширение производства с достижением прибыльности. Однако конец 70-х годов характеризовался убыточным расширением, особенно после национализации коалиционным буржуазным правительством в 1977 г. судостроительных и металлургических частных компаний и их дальнейшего слияния в результате структурного кризиса в этих отраслях с целью сохранения занятости. Правительство активно субсидировало эти компании до тех пор, пока возвратившиеся к власти социал-демократы в 1982 г. не покончили с политикой "кормления хромых уток".

Государственная собственность принимает форму либо акционерных компаний, либо государственных предприятий. Последние имеют значительную свободу действий в финансовых и кадровых вопросах. Решения в области цен ими принимаются также самостоятельно. Они должны покрывать издержки и приносить прибыль на вложенный капитал.

Созданный в 1970 г. для координации деятельности государственных предприятий холдинг "Статсферетаг" был реорганизован в 1983 г., когда из него вышла группа крупных компаний, занимающихся добычей и переработкой сырья, а оставшиеся вошли в фирму, получившую название "Прокордиа". Сейчас она объединяет около 15 фирм в химической, фармацевтической, пивоварной промышленности, машиностроении, производстве потребительских товаров и услуг. В 1987 г. число занятых в "Прокордии" составило 25 тысяч человек.

Кроме "Прокордии" в число государственных и смешанных предприятий входят горнодобывающая компания ЛКАБ, целлюлозно-бумажные АССИ и НСБ, металлургическая "Свенска столь", судостроительная "Цельсиус" и коммерческий банк "Нурдбанкен". В 1987 г. число занятых в этих фирмах составило 48 тыс. человек, а всего в государственных компаниях - около 150 тыс. человек.

Предприятия государственного управления предназначены для выполнения особых целей и в некоторых случаях по закону являются монополиями. На почту и связь - две крупнейшие государственные монополии - приходится свыше 60% всех занятых на государственных предприятиях. Другая важная сфера - транспорт. Шведские государственные железные дороги составляют 95% всех жел. дорог в Швеции и на них работают 33 тыс. человек. Около половины производства электроэнергии приходится на государственное управление "Ваттенфалль". В последние годы оно также занялось исследованиями в области как новых источников энергии (солнце, ветер и вода), так и традиционных (уголь, торф и природный газ).

Центральное правительство воздействует на экономику страны посредством различных экономических инструментов. Основной из них - государственный бюджет.

В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные платежи, то есть перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей, сельскохозяйственные и промышленные субсидии. Сюда же входят выплаты процентов по государственному долгу.

Оставшиеся после вычета трансфертных платежей из общих государственных расходов средства составляют государственное потребление и инвестиции. На государственное потребление приходится порядка 90% оставшейся суммы, в том числе почти? тратится на здравоохранение, образование, государственную администрацию и т.д. Большая часть государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих - медицинских работников, учителей и др. Основная часть коммунальных расходов приходится на здравоохранение и социальные услуги, охрану окружающей среды (около 30%), образование (около 21%), электро- и водоснабжение (12%), досуг и культуру (5%), транспорт и связь (5%).

Основа шведской системы социального страхования - различные виды социальных пособий, которые также являются важным инструментом политики распределения. В 1988 году переводы из сектора социального страхования домашним хозяйствам составили 109 млрд. крон, в том числе более 50% - пенсии. Всего же расходы сектора социального страхования достигли 134 млрд. крон.

Финансирование государственных расходов в Швеции комплексное. Различные части государственного сектора имеют собственные источники доходов. Кроме того, коммуны, ландстинги и сектор социального страхования получают дотации, в основном от центрального правительства. Для последнего основной источник доходов - косвенные доходы.

В 1988 году налоги и взносы на социальное страхование, выплаченные государству, составили 340 млрд. крон, или 90% всех доходов центрального правительства (378 млрд. крон). 50% этой суммы составляют косвенные налоги, 15% - налоги на социальное страхование.

Для местных властей основной источник финансирования - подоходные налоги (60%). Государственные трансферты коммунам в 1988 году составили 67 млрд. крон, что составляет 25% доходов коммун (270 млрд. крон), и являются дотациями коммунам с низкими налогами, компенсацией потерь налогооблажения, помощью и субсидиями на инвестиции.

В секторе социальных услуг взносы предпринимателей и трудящихся на социальное страхование - основной источник доходов.

Государственный сектор наиболее развит в сфере услуг. В социальных услугах, составляющих половину всей сферы услуг, доля государства - 92%, в том числе в здравоохранении - 92%, в образовании и НИОКР - 88,7%, социальном страховании - 98,2%. В целом же по статистике на государство приходится 49% занятых в секторе услуг, а с учетом государственных компаний - 56%.

Государственный сектор важен для повышения эффективности экономики. Этому способствует, например, хорошее качество и низкие издержки на такие важные государственные услуги, как транспорт и связь, система образования. В этом четко видно взаимодействие частного и государственного секторов: рост доходов от первого используется через налоговые и другие поступления в государственный бюджет для увеличения, прежде всего государственных услуг населению, что в свою очередь способствует большей эффективности экономики, где основу составляет частный сектор.

Кооперативы и их роль в шведской экономике

Особенностью именно шведской модели рыночной экономики является роль и значение кооперативного движения в стране. Оно распространено по всей стране и занимает весьма сильные позиции. Кооперативы способствовали превращению Швеции из аграрной в промышленно развитую, процветающую страну. Важную роль кооперативное движение играет в сельском хозяйстве, в промышленности, в розничной торговле, жилищном строительстве и других сферах деятельности.

Кооперативы делятся на производственные и потребительские. Производственные кооперативы с общим числом занятых около 50 тыс. чел доминируют в производстве молока и мяса и занимают важное место в производстве других продуктов, а также в целлюлозно-бумажной промышленности. Потребительские кооперативы с числом занятых 70 тыс. человек, из которых примерно половина приходится на два крупнейших, играют важную роль в розничной торговле.

В смешанной экономике кооперативное движение действует в качестве "третьей силы", или "третьей альтернативы", частной и государственной собственности, основываясь на принципах демократии и пользуясь широкой народной поддержкой. В некоторых областях - особенно среди потребительских кооперативов - кооперация стала уравновешивающей силой на рынке в интересах простых людей, например в вопросах ценообразования. В прошлом потребительские кооперативы выдержали немало битв с частными картелями. Эту роль они играют и сейчас, хотя и в менее драматичных формах.

На кооперативы в Швеции приходится 5% промышленного производства и всех, 7,5% занятости в промышленности, 14% в розничной торговле и 5% от числа всего работающего населения. В Швеции? домашних хозяйств тем или иным образом связаны с кооперативами. На потребительские кооперативы приходится 20% продаж товаров повседневного спроса. От Ѕ до? продовольствия, потребляемого в Швеции, производится фермерами, входящими в кооперативы, а по молоку и мясу эта доля равна 99% и 80% соответственно.

Термин "кооператив" обычно относится к экономическому понятию, основывающемуся на совместных действиях и взаимопомощи.

Кооперативное предприятие должно иметь прямую связь с нуждами и экономическими интересами его членов. Среди принципов кооперативного движения: свобода членства - никто не может быть исключен, кроме случаев нарушения устава; независимость от политических партий и вероисповеданий; демократическое управление - "один член - один голос"; ограничение доходов на вложенный пай, кооперативное общество - ассоциация людей, а не капитала; накопление капитала на развитие и экономическую самостоятельность; просветительская деятельность; взаимодействие кооперативов.

Кооперативное движение возникло в Швеции во второй половине XIX в. Но решающий прорыв произошел в 90-е годы прошлого века и следующие за ним десятилетия вследствие промышленной революции и возникновения растущего рабочего класса в новых городских районах. Кооперативное движение нашло поддержку среди членов других народных движений: "свободного" религиозного, трезвости, крестьянского, рабочего - в лице его политической и профсоюзной частей. В 1896-1899 годах появилось более 200 новых потребительских кооперативных ассоциаций. В 1899 году они образовали Кооперативный союз (КФ).

КФ - национальная организация шведских самоуправляющихся обществ потребительских кооперативов. Число членов постепенно возросло, а число обществ заметно сократилось вследствие слияний; с 950 в 1920 году до 138 в 1987. Общества различаются по числу членов от 306 тыс. до 67. Всего же в потребительских кооперативах в Швеции состоит 2 млн. человек. КФ занимается торговлей, производством, банковской, издательской, туристической и просветительской деятельностью. КФ имеет более 80 торговых отделений, в том числе за рубежом, ряд заводов по переработке продовольствия, в частности мукомольные, пекарни, по упаковке мяса, пивоваренные и консервные, а также несколько промышленных предприятий.

Сфера деятельности кооперативов широка; помимо упомянутых существуют кооперативы жилищные, страховые, туристические, автомобильные и даже похоронные.

Таким образом, кооперативы играют очень важную роль в современном шведском обществе. Но происшедшие в 50-60 годы сдвиги к укрупнению экономических предприятий с целью снижения издержек оказали воздействие и на кооперативы, также как и на другие виды бизнеса. Эта тенденция стала серьезно угрожать демократии в кооперативах. В настоящее время кооперативное движение ищет пути усиления влияния рядовых членов на положение дел в кооперативах.

Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с безграничной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировал тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире. Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в зависимости от того, что под ним понимается. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, в которой соединяются рыночные отношения и государственное регулирование, превалирующая частная собственность в сфере производства и обобщение потребления.

Характерной чертой послевоенной Швеции являются специфические отношения между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской жизни была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием значимых организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причём политика профсоюзов основывалась на принципах единства между различными группами трудящихся.

Ещё один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две отличающиеся цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и необыкновенно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

И наконец, в самом широком смысле шведская модель - это весь комплекс социально-экономических и политических инструментов в стране с её высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие “шведская модель” не имеет однозначного толкования.

К специфическим факторам экономического развития Швеции следует отнести следующие составляющие:

· 200-летний внешнеполитический нейтралитет страны. С 1814 года, после войны Наполеона, Швеция перестала воевать, как следствие, её обошли две губительные мировые войны. Нет смысла объяснять, каково было другим странам, ведь им раз за разом приходилось отстраивать всё вновь и каких огромных усилий это им стоило. Хотя, несмотря на, такой долгий нейтралитет в последние годы в Швеции он стал весьма условным (например, её участие в войне против Ливии);

· долгое пребывание у власти Социал-демократической рабочей партии. Она бессменно правила в стране с 1932 по 1976 годы, что как раз и обеспечило не только политическую стабильность, которая была так необходима для экономических реформ, но и социальный мир в государстве;

· активная роль профсоюзов (они объединяют около 80% всего работающего населения страны) в решении конфликтных ситуаций (в частности, централизованная система переговоров профсоюзов с предпринимателями по заработной плате), в результате привело к тому, что страна несколько десятков лет не знала, не то что социальных потрясений, но даже серьезных забастовок.

Еще одним значимым фактором являются богатые природные ресурсы. Недра Швеции настолько богаты металлами, ураном, цинком, золотом, серебром, вольфрамом, гидроресурсами, энергоресурсами, лесом и пр., что их хватает не только для собственного использования, но и для экспортных поставок. Немного осложняет ситуацию то, что многие месторождения трудны для их разработки, и именно поэтому, остается много неоткрытых месторождений.

Безусловно, на экономическое развитие определённое влияние оказали также культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство. Ещё со времен викингов в Швеции известны предприятия по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания - “Cтрура Коппарберг” (основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и до сих пор входит в десятку крупнейших экспортёров страны. В XVI и XVII вв. шведские короли поддерживали иностранные капиталовложения и импорт новых технологий. В XVI в. начало глобально развиваться судостроение, а уже в XVII в. Швеция имела как торговый, так и военный флот, который запросто можно было сравнить с английским. Из 35 крупнейших компаний в обрабатывающей промышленности Швеции, действовавших в 80-е годы, 2/3 существовали ещё в прошлом веке.

В настоящее время основное место в экономике Швеции занимают машиностроение, электроника, химическое производство и др. Причём в стране давно сделали упор на производство не просто промышленной продукции, шведам этого мало, они сделали упор на выпуск исключительно продукции высшего качества. Как там говорится: “Сделано в Швеции, сделано с умом”. А уже сегодня страна решительно лидирует по количеству всемирно известных брендов к численности своего населения. Один только их перечень способен впечатлить любого - Volvo, Saab, Ericsson, Electrolux, IKEA, Oriflame, Scania, TetraPak, Trucks, Alfa Laval, все не перечесть. Каждый из них является одним из лидеров мирового рынка. Кроме того актуально будет вспомнить, что эта, в общем-то, небольшая страна ещё обладает мощным военно-промышленным комплексом. Именно она производит, уже давно положительно зарекомендовавшие себя в мире, манёвренные истребители Gripen, вертолеты, подлодки, надводные корабли, танки, самоходные гаубицы, переносные зенитно-ракетные комплексы и др.

Одним из главных факторов также является широкое государственное участие в экономике. В государственном секторе Швеции занята? часть всех работающих. Для капиталистической страны - это достаточно редкое явление, к примеру, в Великобритании заняты в государственном секторе только 10% работающих. Швеция по объёму вмешательства государства в национальную экономику среди развитых стран занимает первое место в мире. Это выражается в таких показателях как доля государственных расходов, включающих потребление, инвестиции и трансферты. Однако значительный государственный сектор вовсе не равнозначен большому весу государственной собственности. Она в Швеции, прямо скажем, невелика - 85% всех шведских компаний являются частными, они производят около 90% продукции страны (более того, в последние годы в стране идет тотальная приватизация).

Ещё одной отличительной чертой является высокопрофессиональная рабочая сила. В стране достаточно высокий общий уровень образования населения. Нужно отметить тот факт, что в Швеции ни государство, ни компании не жалеют денег на создание учебных курсов, повышение квалификации, переподготовку, обучение взрослых. Здесь хорошо налажена система заочного обучения (кружки, просветительские передачи). Как бы это ни казалось странным, но наиболее престижной и, как вследствие, высокооплачиваемой профессией в Швеции является инженер. Всеобщими усилиями были достигнуты не малые результаты, например, высокая производительность труда, хорошо образованный персонал, владеющий английским языком, развитая деловая культура и эффективный стиль управления и др.

Всё вышесказанное можно обобщить и выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. Назовем главные из них:

· высокий уровень развития политической культуры, объединительный характер отношений между разными социальными слоями и группами населения и политическими партиями, сложившийся на основе взаимного понимания интересов, признания их законного характера и готовности решать острые вопросы на основе социально терпимых компромиссов;

· в экономической сфере - высокая конкурентоспособность промышленности, которая опирается на создание особого сектора экономики. Этот сектор основывается на соединении науки, образования и производства, на взаимодействии государственных институтов с частным сектором, сотрудничестве или даже сращивании (симбиозе) крупных предприятий с малыми и средними в единые крупные научно-производственные системы, слиянии различных сфер деятельности, начиная от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и крупномасштабного тиражирования освоенных образцов изделий (инновационный климат);

· в социальной области - возрастание среди традиционных факторов производства (труд - капитал - технологии - природные ресурсы) роли человеческого капитала (фактора). На сегодняшний день человеческий фактор является высококвалифицированным и инновационным, творческим по характеру труда, и, кроме того, он получил выражение в концепции “человеческого капитала” и социальной направленности экономического развития страны, которая обеспечивает высокий уровень политической и экономической стабильности общества и призывает к социальной ориентации.

Основанный на этих принципах шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Разумеется, Швеция не является исключением в отношении формирования какой-то совершенно уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно классифицировать как шведский вариант “общества всеобщего процветания”, хотя и “продвинутый”.

Шведская социально-политическая система на первый взгляд выглядит в принципе идеальной, представляя собой этакий остров мирного разрешения всех политических и социальных конфликтов, позволяя сочетать высокую экономическую эффективность с социальным равенством, экологической защитой и промышленными инновациями. Но в действительности растёт дефицит государственного бюджета и безработица, внушает тревогу размер внешнего долга, имеются структурные проблемы. Шведская модель в условиях интернационализации и глобализации экономики подвергается испытаниям на прочность, и не исключена дальнейшая реконструкция всех её политических и экономических институтов.

Таким образом, шведская модель - это социал-демократическая модель, отдающая государству место важнейшей социально-экономической силы, которой отводятся огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни.

Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 1960-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления.

Другая характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.

Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется ввиду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Наконец, в самом широком смысле шведская модель - это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие “шведская модель” не имеет однозначного толкования.

Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека - с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) -у власти находится Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ) . В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции, что усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный ее сторонник.

Стремление к равенству сильно развито в Швеции. Когда лидер социал-демократов Пер Альбин Ханссон в 1928 г. выдвинул концепцию Швеции как “дома народа”, где говорилось об общности интересов нации в создании общего дома, большие группы населения вне рабочего движения смогли принять его взгляды. В Швеции социал-демократические идеи привлекают значительную часть средних слоев.

К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести: неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814,неучастие в обеих мировых войнах, рекордное по продолжительности пребывание у власти Социал-демократической рабочей партии, исторические традиции мирных способов перехода к новым формациям (в частности от феодализма к капитализму), длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики, доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем эти принципы в своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 г.), поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон.

На экономическое развитие определенное влияние оказали культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания - “СтрураКоппарберг” (основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и до сих пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны.

Успешное функционирование экономической системы зависит от динамики цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста. В частности, инфляция - угроза как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и отрицательному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели.

С середины 1970-х годов в связи с обострением конкурентной борьбы на внешних рынках и глубоким экономическим кризисом положение страны заметно осложнилось, и шведская модель стала давать осечку. В частности некоторые отрасли промышленности, попавшие в глубокий структурный кризис, стали получать государственную помощь, причем в очень большом масштабе. Но, не смотря на мрачные прогнозы многих экономистов, Швеция смогла выйти из кризиса. Продолжающийся с 1983 г. непрерывный экономический подъем показал, что шведская модель смогла приспособиться к изменившимся условиям и показала свою жизнеспособность.

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

Это привело к очень большой роли государства в Швеции в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней. В реформистской идеологии такая деятельность получила название “функциональный социализм”

Понятие шведской модели рыночной экономики

Такой термин, как шведская модель , возник в конце 1960 годов, в то время некоторые иностранные наблюдатели обратили внимание на успешное сочетание в Швеции быстро развивающейся экономики через проведение большого количества политических реформ и относительно бесконфликтного социального положения в обществе.

Шведская модель как термин укоренился в экономической науке благодаря становлению Швеции одним из самых развитых социально-экономических государств.

На фоне социальных и политических раздоров во всём мире, в тот период времени, Швеция отличалась успешностью и безмятежностью внутреннего положения страны.

Замечание 1

Если разобраться, Шведская модель представляет собой смешанный характер рыночной экономики. Характерными признаками её считается сочетание рыночных отношений и государственного регулирования. Общее общественное потребление сочетается с преобладающим объёмом частной собственности в сфере производства.

Помимо вышеперечисленных общих характеристик, которые присущи и другим экономическим моделям схожем по своим характеристикам с рыночной экономикой, к шведской модели можно отнести некую характерную черту: это особенность отношений на рынке труда между собственно трудом и капиталом.

Достаточно большой период в Швеции были актуальны профсоюзы. Такие профсоюзы представляли собой централизованную систему, на основе которой проводились переговоры о заключении коллективных договоров по вопросам оплаты труда. Деятельность профсоюзов была достаточно масштабная, это были мощные организации, политика которых, основывалась на главенствующих принципах солидарности между обособленных групп работников.

Принципы шведской модели рыночной экономики

Шведская модель организации рыночной экономики государств обеспечивала этой стране благоприятное развитие экономической и политической жизни на протяжении достаточно длительного времени, при этом не испытывая никаких социальных потрясений либо глубоких политизированных конфликтов, одновременно обеспечивая населению высокий уровень жизни и предоставляя социальные гарантии для подавляющего большинства граждан страны. С этой точки зрения, шведская модель с её актуальными и современными процессами реформирования, имеет высокий интерес для Российской Федерации.

Характерные черты шведской модели:

  • На развитие рыночной экономики оказывается существенное государственное влияние через регулирование в сфере экономики;
  • Социальная политика государства направлена на достижение качественно нового высокого уровня жизни для всех слоев населения;
  • Любые трудовые споры, конфликтные ситуации, возникающие на рынке труда, рассматриваются и разрешаются путем привлечения к активному участию в данных вопросах профсоюзов, через заключение коллективных договоров и проведение коллективных переговоров.

Причинами для интереса, по мнению учёных, шведская модель в качестве вариантов внедрения такой модели в рыночную экономику России, является то, что:

  • В Швеции в качестве основных приоритетных социально-экономических направлений развития выбраны показатели высокой занятости населения и максимальное уравнивание уровня доходов в обществе;
  • А также Швеция с 1932 года основной, властной, правящей партией является социально-демократическая;
  • Помимо этого, развитие профсоюзов, которые оказывают большое влияние на уровень и рост доходов населения;
  • И наконец, шведский народ также, как и российский воспринимают идею равенства.

Одной из первых стран где появились первые наметки социальных гарантий, предоставляемых населению, была Швеция. Первым и самым ярким примером развития социальной сферы в стране стало создание института социального партнерства, который был организован в 1938 году. Заключалось такое партнерство в подписании соглашения о мирном урегулировании любых возникающих трудовых конфликтов между Федерацией Профсоюзов и работодателей. В том же соглашение была определена необходимость в заключении коллективных договоров.

Швеция стала одной из первых стран, которые пришли к правильному выводу об необходимости создание социальной платформы и пошла путем осуществление активной политики на рынке труда.

Такими шагами, например, стал запрет на строительство АЭС. Был выработан курс, направленный на построение "общества всеобщего благоденствия". Для того чтобы реализовать такие планы, государство приняло решение перераспределять огромные средства через государственный бюджет.

Проведение последовательной социальной политики дало свои результаты. Ими стал высокий уровень политической культуры. Благодаря чему удалось сформировать систему общественного диалога, внедрить в отношения между различными слоями общества корпоративный характер.

В сфере социально-экономического развития была достигнута полная занятость, а также реализованы другие важные экономические задачи, такие как:

  • Стабильный уровень цен;
  • Динамичный долговременный рост экономической сферы;
  • Удалось добиться развития экономики избегая социальных потрясений и конфликтов на политической почве.

Все эти достижения поспособствовали развитию приоритета в части человеческого Фактора. Для стимулирования трудовой деятельности приоритетным направлением развития также стала поддержка творческого начала.

Именно этот конечный результат проведенных социально-экономических реформ положил начало отражения концепции шведской модели рыночной экономики называемого "человеческим капиталом"

Анализ шведская экономическая модель

Швеция изначально являлась каким государством, которое было ориентирована на формирование социальных благ. Если провести анализ шведской экономики можно сделать вывод о том, что в основу были заложены идеи кейнсианства. В частности, в плане выбора места и роли государства в целом в экономической системе.

В 1930 годах, когда страна находилась в условиях Великой депрессии, была проведена первая реформа экономики. Выигрышным рычагом для выхода из сложной ситуации стало усиление государственного регулирования экономики.

Замечание 2

Один из основоположников Шведской модели доказал, что между развитием техники и прогрессированием социума имеется тесная связь и связано это с тем что человеку требуется блага, а для создания благ и их усовершенствованию человек прибегает к созданию нового.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!