Все для предпринимателя. Информационный портал

Резерв по сомнительным долгам в балансе. Резервы в БУ

Сомнительная задолженность — это организации не погашенная, или вероятнее всего не будет погашенная в установленный договором (или иными документами) срок, а также без обеспечения соответствующими гарантиями (залог, банковская гарантия, поручительство, задаток). Для учета таких операций в бухгалтерских проводках используется счет.

Об этом свидетельствуют, в частности:

  • нарушение должником срока оплаты;
  • информация о финансовых трудностях должника.

Безнадежная задолженность — долг перед организацией, с истекшим сроком исковой давности, также невозможная к взысканию задолженность, признанная таковой на основании соответствующих нормативных документов или ликвидации организации. Такая задолженность как раз и учитывается на счете .

Очень часто организации приходится принимать меры по борьбе с последствиями дебиторской задолженности. Чтобы данные последствия оказались не столь существенными, предприятия могут обезопасить себя, создав резерв по сомнительным долгам. Благодаря этому организация сможет вести равномерный учет затрат на несвоевременную «дебиторку».

Стоит отметить, что единая методика формирования резерва по таким долгам отсутствует. Она разрабатывается организацией самостоятельно и фиксируется в ее учетной политике.

Разберем основные проводки на бухгалтерском счете по отражению сомнительного долга на примерах.

Проводки по в бухгалтерском учете

Корректировка резерва на 63 счете в течение года

1. Предположим, что Фирма «Б» 15.10.2014 перечислила 50 000 руб. в погашение задолженности. Тогда величина созданного резерва будет уменьшена:

Так, величина резерва на конец года равна 68 000 руб. Соответственно в бухгалтерском балансе за 2014 год на эту сумму необходимо будет уменьшить размер «дебиторки».

2. Предположим, что «Б» была ликвидирована в июне 2015 года. Таким образом, задолженность по данному должнику будет являться безнадежной и подлежит списанию. Ввиду того, что ранее задолженность

«Б» была задействована в формировании резерва, ее списание в проводках будет осуществлено за счет резерва:

Осуществление переноса резерва на следующий год

Согласно п. «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н» (далее — Положение), в случае, если величина резерва не будет полностью израсходована до конца года, следующего за годом его создания, то остаток резерва будет включен в финансовый результат отчетного года.»Осуществление переноса резерва на следующий год».

Касательно рассмотренного нами примера это значит, что в случае признания задолженности сомнительной на конец 2015 года, остаток неиспользованного резерва подлежит отнесению на прочие доходы (91-1). Вместе с тем, учитывая требования вышеуказанного Положения, при формировании резерва на конец 2015 года, сумма задолженности подлежит повторному учету.

Ввиду того, что требования Положения весьма неоднозначны, целесообразно будет не осуществлять списание всей суммы неиспользованного резерва с последующим ее восстановлением, а только корректировать резерв на конец года. Данная процедура поможет исключить дополнительные записи по «счету 91», а также не завышать по нему обороты, которые отражаются и в отчетности.

Резерв по сомнительным долгам - проводки , отражающие операции с ним, мы приведем в настоящей статье - подлежит созданию в бухучете в определенных ситуациях. Рассмотрим, что отличает этот резерв и как характеристики резерва влияют на бухгалтерские проводки по нему.

Резерв по сомнительным долгам — что это?

Определение долга, признаваемого сомнительным в целях бухгалтерского учета, содержит п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, введенного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (далее — положение о бухучете и бухотчетности). К сомнительной относят имеющуюся перед юрлицом задолженность ее контрагента, не обеспеченную гарантиями и не оплаченную или имеющую высокую степень вероятности непогашения в срок, указанный в договоре. То есть речь идет о долгах дебиторов или части этих долгов, в отношении которых присутствуют серьезные сомнения в их получении.

Создание резерва по такой задолженности позволяет показать в бухучете и в бухотчетности реальные суммы долгов, ожидаемых к получению. Для чего это нужно? Во-первых, выполняется требование п. 1 ст. 13 закона РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ о достоверности бухгалтерских учетных данных, попадающих в отчетность и, соответственно, делающих эту отчетность достоверной. Во-вторых, экономический анализ, выполняемый с использованием цифр бухбаланса, в котором данные о величине дебиторской задолженности играют немаловажную роль, начинает осуществляться с учетом реальной информации по долгам, ожидаемым к получению. А экономический анализ, проведенный на конкретную отчетную дату и на ряд этих дат, — это процесс, итоговый результат которого интересен не только проверяющим органам или контрагентам, желающим убедиться в финансовой состоятельности анализируемого лица, но и самой организации, имеющей сомнительный долг.

Определение сомнительного долга в бухучете и ряд правил создания резерва по нему отличаются от характеристики аналогичного долга и порядка формирования резерва, создаваемого в налоговом учете (ст. 266 НК РФ). Резерв для целей налогового учета не является обязательным, в то время как в бухучете создавать его при определенных условиях необходимо независимо от желания юрлица. В то же время правила работы с резервом в налоговом учете регламентированы во всех аспектах, а бухучет допускает разработку части этих правил на усмотрение организации. Поэтому между резервами, формируемыми в налоговом и бухгалтерском учете, практически всегда существует разница как в моментах признания сомнительного долга, так и в определении размера резерва по нему, даже если совпадает вид задолженности. Это обстоятельство обусловливает наличие временных разниц, относящихся к резерву. Причем они возникают как в случае создания резерва в налоговом учете, так и при его отсутствии в этом учете.

О том, какие действия приведут к уменьшению временных разниц, читайте в статье .

Когда и кем должен быть создан резерв

П. 70 положения о бухучете и бухотчетности, в котором помимо определения сомнительного долга отражены и основные правила работы с ним, не делает каких-либо исключений из круга юрлиц, обязанных создавать резерв по долгам, признанным сомнительными. Таким образом, принцип обязательности создания резерва закреплен за всеми без исключения организациями.

В каких ситуациях надо создавать резерв? Когда задолженность, отвечающая критериям сомнительной, выявлена. При этом вид такой задолженности положение о бухучете и бухотчетности никак не ограничивает, т. е. это может быть любой дебиторский долг, от задолженности подотчетного лица до долгов покупателей.

А вот правил, которым нужно следовать в выявлении сомнительных долгов, положение о бухучете и бухотчетности не устанавливает. И организации самой придется определить, отразив установленный порядок в своей учетной политике, следующие моменты:

  • периодичность проведения инвентаризации долгов;
  • признаки, по которым долг следует считать сомнительным;
  • критерии неплатежеспособности дебитора;
  • принципы оценки вероятности погашения долга в полной сумме или частично;
  • факторы, влияющие на размер создаваемого резерва.

Начисление суммы резерва

Еще одним моментом, который следует закрепить в учетной политике, является алгоритм определения величины резерва. Размер резерва в бухучете, в отличие от резерва, создаваемого в налоговом учете, не регламентирован. Поэтому организация должна самостоятельно разработать не только перечень тех факторов, от которых будет зависеть его размер (финансовое состояние должника, вероятность погашения им всего долга или его части), но и формулу расчета конкретной величины создаваемого резерва.

Размер резерва в зависимости от оценки вероятности оплаты задолженности может не совпадать с общей суммой долга.

Основные правила бухучета резерва

Для учета резерва по сомнительным долгам Планом счетов бухучета (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) предусмотрен счет 63. Аналитика на нем должна вестись раздельно по каждому долгу (п. 70 положения о бухучете и бухотчетности). Учет резерва на отдельном счете обусловлен требованием п. 6.7 ПБУ 9/99 (приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н) об отражении в бухучете выручки от продаж в полном ее объеме вне зависимости от факта создания резерва по ней.

Поскольку резерв сомнительных долгов относится к величинам оценочного значения (п. 3 ПБУ 21/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н), при изменении факторов, влияющих на его размер, осуществляется изменение суммы резерва (п. 2 ПБУ 21/2008). Причем это изменение может влиять как на данные текущего периода, так и на данные будущих периодов (п. 4 ПБУ 21/2008).

Существовать неиспользованная часть резерва может не дольше чем до окончания года, следующего за годом его создания (п. 70 положения о бухучете и бухотчетности), что не мешает по этой же задолженности создать новый резерв.

Операции создания, изменения, списания (восстановления) резерва учитываются через прочие доходы (расходы), т. е. в корреспонденции счета 63 со счетом 91. На это есть указание в следующих документах:

  • в положении о бухучете и бухотчетности (п. 70);
  • ПБУ 10/99, утвержденном приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (п. 11);
  • ПБУ 21/2008 (п. 4).

А вот использование резерва для той цели, ради которой он создавался (списание безнадежного долга), создаст проводку по корреспонденции счета 63 со счетом учета списываемой безнадежной задолженности (п. 77 положения о бухучете и бухотчетности).

Для резерва, образуемого по долгу, выраженному в иностранной валюте, придется на даты проведения операций с эти долгом и на даты составления отчетности делать пересчет не только долга, но и резерва по нему по курсу валюты, установленному на соответствующий день (п. 7 ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н).

Резерв начислен и изменен: проводки

Проводка по созданию резерва по сомнительным долгам будет одной и той же вне зависимости от того, на каком счете учитывается задолженность, признанная сомнительной. В ней сумма резерва, начисленная по соответствующему долгу на счете 63, будет корреспондировать со счетом 91:

Дт 91 Кт 63.

Изменение суммы резерва при изменении факторов, влияющих на его размер, может приводить как к увеличению, так и к уменьшению резерва. Проводки и в том, и в другом случае могут быть 2 видов:

  1. В корреспонденции со счетом 91:
  • Дт 91 Кт 63 — при увеличении резерва;
  • Дт 63 Кт 91 — при уменьшении резерва.
  1. В корреспонденции со счетом 97:
  • Дт 97 Кт 63 — если увеличение резерва влияет на данные будущих периодов;
  • Дт 63 Кт 97 — если уменьшение резерва отразилось и на данных, ранее учтенных по этому резерву в расходах будущих периодов.

Списание отраженных на счете 97 данных по резерву произойдет в том периоде, к которому относится изменение суммы резерва, учтенное при этом изменении как расходы будущих периодов (п. 4 ПБУ 21/2008):

Дт 91 Кт 97.

Восстановление и использование резерва: проводки

Восстановление (списание) сумм резерва происходит в 2 случаях:

  • при оплате долга или его части — на соответствующую сумму уменьшается и резерв;
  • при списании неиспользованного резерва (или его остатка) по окончании предельного срока, установленного для его существования.

Проводка в обоих случаях будет одинакова:

Дт 63 Кт 91.

К ней может добавиться сумма, учтенная на счете 97, если часть резерва формировалась за счет расходов будущих периодов, оказавшихся несписанными к моменту восстановления (списания) резерва:

Дт 63 Кт 97.

Наличие резерва обязывает списывать за его счет ту сомнительную задолженность, которая признана безнадежной (п. 77 положения о бухучете и бухотчетности). При использовании резерва по сомнительным долгам проводки будут иметь одинаковый вид, различаясь лишь номером счета, с которого списывается учитывавшаяся на нем безнадежная задолженность:

Дт 63 Кт 62 (76, 73, 71).

Сумма списания, превышающая величину имеющегося в учете резерва, относится на прочие доходы:

Дт 91 Кт 62 (76, 73, 71).

Списанную безнадежную задолженность в течение 5 лет учитывают за балансом на случай возможной оплаты:

О действиях, которые потребуется совершить для обоснования списания безнадежной задолженности, читайте в статье .

Резерв в бухотчетности

Отдельной строкой резерв в бухотчетности не показывается. На его сумму уменьшают величину дебиторской задолженности, отражаемую по соответствующей строке в бухбалансе (п. 35 ПБУ 4/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н).

Если в отчетном периоде величина резерва менялась, то в пояснениях к отчетности нужно будет раскрывать причины этого изменения и его влияние на отчетные данные текущего или будущих периодов (п. 6 ПБУ 21/2008). В отношении резервов, сформированных по операциям со связанными сторонами, организации, не имеющие права на составление упрощенной отчетности, обязаны давать в пояснениях информацию о таких резервах (п. 3 и п. 10 ПБУ 11/2008).

Итоги

Резерв сомнительных долгов, являющийся объектом бухгалтерского учета, в полной мере подчиняется правилам этого учета. Поэтому бухгалтерские проводки по операциям с этим резервом формируются в соответствии с указаниями, содержащимися в ПБУ.

Проводки по резерву по сомнительным долгам

Компании должны контролировать дебиторскую задолженность. Ведь банки обращают внимание на зависшую дебиторку и могут отказать в кредите. Посмотрите проводки по резерву по сомнительным долгам.

Бухгалтерские проводки по резерву по сомнительным долгам

Безнадежные долги списывают за счет резерва, который должна создавать компания, даже если она является субъектом малого предпринимательства. В него включают сомнительные долги. Это долги перед организацией, которые контрагенты с высокой вероятностью не погасят (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н , письмо Минфина России от 14 января 2015 г. № 07-01-06/188).

О том, что оплаты от должника компания скорее всего не дождется, может свидетельствовать следующее:

  • должник постоянно нарушает сроки оплаты по договору;
  • у компании есть информация о финансовых проблемах должника.

Порядок создания и использования резерва следует закрепить в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008). В резерв можно отчислять всю сумму сомнительной дебиторской задолженности (с учетом НДС). А можно резервировать каждый долг лишь в той части, которую, по мнению организации, контрагент не погасит.

Бывает, что контрагент является и поставщиком, и заказчиком. Тогда, перед тем как списать дебиторскую задолженность, следует выяснить, не числится ли перед ним кредиторской задолженности. В этом случае сначала необходимо провести взаимозачет долгов. Если после этого в учете останется просроченная дебиторка, только эту сумму компания вправе включить во внереализационные расходы. Такие разъяснения привел Минфин России в письме от 4 октября 2011 г. № 03-03-06/1/620 . При расчете упрощенного налога списанная дебиторская задолженность в расходах не учитывается. Ведь перечень затрат, учитываемых при спецрежиме, такого расхода не предусматривает (п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).

Не стоит спешить со списанием долга турагентам. Как правило, они реализуют турпродукт и отдельные услуги по посредническим договорам.

В этом случае задолженность заказчика по оплате услуг нельзя учитывать в расходах турагента. Ведь это долг перед принципалом. А он в свою очередь может списать его только после того, как агент передаст ему право требования к заказчику.

В любом случае, чтобы списать дебиторскую задолженность, у организации должны быть документы, подтверждающие возникновение долга (письмо Минфина России от 8 апреля 2013 г. № 03-03-06/1/11347). Речь идет о накладных, актах, платежных документах. Договор и акт сверки расчетов к таким документам не относятся - письмо ФНС России от 6 декабря 2010 г. № ШС-37-3/16955 .

Если компания ранее применяла упрощенку, а потом перешла на общий режим, она не может учесть в составе внереализационных расходов убытки от списания безнадежных долгов, которые образовались в период применения спецрежима (

К сожалению, на практике организации нередко сталкиваются с просроченной дебиторской задолженностью своих покупателей (заказчиков), а возможно и других дебиторов. Резерв по сомнительным долгам создается для того, чтобы в бухгалтерской отчетности организации данные о ее дебиторской задолженности были достоверны. Поэтому при наличии сомнительного долга надо создать резерв, даже если организация является субъектом малого предпринимательства.

Для того, чтобы данные бухгалтерской отчетности были достоверными, активы и обязательства организации подлежат корректировке с учетом оценочных значений. В отношении дебиторской задолженности оценочным значением является резерв по сомнительным долгам, то есть в балансе сумма дебиторской задолженности отражается за вычетом созданного резерва.

Обратите внимание! Резерв включается в налоговые расходы, следовательно, организациям выгодно воспользоваться таким правом и сформировать резерв по сомнительным долгам для целей налогового учета.

Основные нормативные документы по формированию резервов по сомнительным долгам:

  1. НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015).
  2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н
  3. Положение по бухгалтерскому учету », утверждено Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н
  4. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств"
  5. Положение по бухгалтерскому учету , утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

Определимся с понятиями

Сомнительная задолженность — дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (залог, удержание имущества должника, поручительство, банковская гарантия, задаток).

Просроченная задолженность—дебиторская задолженность, не погашенная в сроки, установленные договорами и (или) судебными актами или иными документами, устанавливающими или изменяющими срок погашения задолженности.

Безнадежная задолженность — дебиторская, по которой истек установленный срок исковой давности, а также та задолженность, по которой в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Реструктуризированная задолженность — задолженность, по которой дебитору предоставлена рассрочка или отсрочка погашения задолженности, в том числе в рамках соглашения о реструктуризации задолженности, мирового соглашения, утвержденного судом и вступившего в законную силу.

Бухгалтерский и налоговый учет. Есть отличия!

При формировании резерва по сомнительным долгам важно учитывать, что правила его создания в бухгалтерском и налоговом учете имеют отличия, в частности:
  • По праву создания. В бухучете создание резерва по сомнительным долгам является обязанностью (абз. 1 п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). В налоговом учете создание такого резерва является правом, с учетом того, что организация применяет метод начисления (п. 3 ст. 266 НК РФ);
  • По предмету задолженности. В бухучете резервы создаются по любой дебиторской задолженности, признаваемой организацией сомнительной (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). В налоговом учете резервы создаются только по задолженности покупателей и заказчиков за продукцию, товары, работы и услуги (абз. 1 п. 1 ст. 266 НК РФ);
  • По сроку возникновения задолженности. В бухучете сомнительной может быть признана не только задолженность с наступившим сроком погашения, но и задолженность, срок погашения которой еще не наступил (абз. 2 п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). В налоговом учете к сомнительной задолженности относится задолженность, которая не погашена в сроки, предусмотренные договором (п. 1 ст. 266 НК РФ).
Рассмотрим правила формирования резерва для бухгалтерского и налогового учета.
Правила для целей бухгалтерского учета

Правила для целей налогового учета

Резерв обязателен, если есть сомнительная дебиторка Бухгалтер сам решает, создавать резерв или нет
Отчисления в резерв — это прочие расходы (п. 11 ПБУ 10/99). Их отражают по дебету счета 91 и кредиту счета 63 Суммы отчислений в резерв компания учитывает в составе внереализационных расходов
Сомнительной считается любая дебиторка, которая не погашена в сроки, установленные договором (или же будет просрочена с высокой вероятностью), и при этом не обеспечена гарантиями Формировать резерв можно только по задолженности, которая связана с реализацией товаров (работ, услуг). Есть и другие обязательные условия
Размер резерва по каждому долгу бухгалтер определяет самостоятельно исходя из финансового положения контрагента и риска неплатежа Проценты отчислений в резерв установлены НК РФ
Общая сумма резерва не ограничена Общий размер резерва не может превышать 10% от выручки

Бухгалтерский учет

Величина резервов определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично (абз. 4 п. 70 Положения). Данная величина является оценочным значением (п. 3 ПБУ 21/2008 "Изменения оценочных значений", утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н,), изменением которого признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности (п. 2 ПБУ 21/2008).

Способы расчета резерва по сомнительным долгам:

Выбранный способ и методику расчета резерва по сомнительным долгам необходимо закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Например, если выбран способ экспертной оценки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно прописать конкретные критерии (например, показатели платежеспособности и финансового состояния должника), на которых основывается такая оценка. Если выбран способ расчета резерва в зависимости от периода просрочки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно установить соответствующие процентные значения отчислений в резерв (они могут совпадать с применяемыми в налоговом учете, а могут и не совпадать).

При формировании резерва по сомнительным долгам должны быть соблюдены следующие условия:

  1. Резерв создается по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги. В резерв не включаются суммы перечисленных поставщикам авансов (Письмо Минфина РФ от 15.10.2003 N 16-00-14/316 «О сомнительном долге организации). Таким образом, резерв создается только под задолженность покупателей (заказчиков).
  2. Резерв создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации.
  3. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
После создания резерва организация должна постоянно отслеживать движение тех долгов, по которым был создан резерв, так как бухгалтерские записи оформляются в разрезе аналитического учета по каждому дебитору.

Отметим, что законодательство по бухучету не предусматривает ограничений ни по величине создаваемого резерва, ни по сроку возникновения сомнительного долга. При этом действующее бухгалтерское законодательство не препятствует использовать способ признания дебиторской задолженности безнадежной, установленный ст. 266 НК РФ, и для целей бухгалтерского учета.

Поэтому если порядок формирования резервов в налоговом и бухгалтерском учете различается, то:

  • по расхождениям, возникшим из-за разного определения сроков для резервирования, (т.е. в бухучете сумма резерва создается, например, в размере 100 % по непогашенной задолженности по истечении 45 дней), в бухучете будут возникать вычитаемые временные разницы, которые приводят к образованию отложенного налогового актива (п. п. 8, 11, 14 ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н).
  • по расхождениям, возникшим когда расчетная величина отчислений в резерв в бухгалтерском учете превышает 10% суммы выручки от реализации, у организации образуются постоянные разницы (п. п. 4, 7 ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н).
Отчисления в резерв по сомнительным долгам являются изменением оценочного значения (п. 4 ПБУ 21/2008). Изменения оценочных значений отражаются в бухучете в составе расходов того отчетного периода, в котором эти изменения произошли. Таким образом, отчисления в резерв нужно отражать в бухучете с той периодичностью, с которой организация формирует бухгалтерскую отчетность, (ст. 15 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Суммы созданных резервов по сомнительным долгам относятся на финансовые результаты и отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам».

Списание безнадежного долга, ранее признанного в учете сомнительным, по которому был сформирован резерв, отражается бухгалтерской проводкой по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Безнадежный долг в сумме, превышающей резерв, созданный по данной задолженности, списывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Списанная по истечении срока исковой давности задолженность отражается на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

В случае поступления оплаты по дебиторской задолженности, на которую ранее были образованы резервы (или изменения данных надежности контрагента в положительную сторону), суммы резервов подлежат восстановлению. В бухгалтерском учете суммы восстановленных резервов отражаются по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы».

Инвентаризация резерва по сомнительным долгам

Основные требования к инвентаризации резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете определены в пункте 3.54 Методических указаний о проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Мониторинг дебиторской задолженности по каждому долгу на предмет создания или использования резерва по сомнительным долгам необходимо производить постоянно. Проводится он обязательно на дату составления бухгалтерской отчетности.

В течение пяти лет после списания безнадежной дебиторской задолженности необходимо следить за возможностью ее взыскания при изменении имущественного положения должника.

Отражение резерва в бухгалтерской отчетности

В бухгалтерской отчетности дебиторскую задолженность показывайте за вычетом образованного резерва. Информацию о созданном резерве раскрывайте в пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах. Такой порядок установлен ПБУ 4/99 п. 35.

В дальнейшем созданный резерв может быть:

  • восстановлен при погашении задолженности (при этом сумма восстановленного резерва включается в состав прочих доходов с отражением на счете 91 «Прочие доходы и расходы»);
  • восстановлен в связи с отсутствием оплаты со стороны покупателя по итогам года, следующего за годом создания резерва (абз. 4 п. 70 Положения по ведению бухучета и отчетности), при этом сумма восстановленного резерва включается в состав прочих доходов на счет 91 «Прочие доходы и расходы»;
  • использован, то есть за счет резерва будет списана безнадежная дебиторская задолженность (п. 77 Положения по ведению бухучета и отчетности).
Перенос резерва на следующий год

В соответствии с Положением по ведению бухучета и отчетности в РФ № 34н п. 70, если до конца года, следующего за годом создания резерва, его величина не будет израсходована полностью, то остаток резерва подлежит включению в финансовые результаты отчетного года. Из этого следует, что если задолженность будет оставаться сомнительной на конец 2015, то неиспользованный остаток резерва должен быть отнесен на счет 91 субсчет «Прочие доходы». Требования ПБУ № 34н определяют, что сумма сомнительной задолженности должна быть снова учтена перед составлением годовой отчетности при формировании резерва на конец 2015 года.

Предлагаем сделать только корректировку резерва по итогам года, т.е. увеличить или уменьшить сумму резерва, а не списывать полностью сумму неиспользованного резерва с последующим восстановлением. Такая схема позволит избежать дополнительных записей по счету 91 и не завышать показатели, отражаемые также в отчете о финансовых результатах.

Пример

Организация ООО «Сомнительный» заключила с ООО «Фантом» договор поставки №451 от 16.06.2014 г на общую сумму 525 750 руб. (в т.ч. НДС 18% - 80199 руб.). Покупатель нарушил условия договора, пропустив срок оплаты. На момент оплаты ООО «Сомнительный» оплатил сумму 229 800 руб. (в т.ч. НДС 18% - 35054 руб.).

ООО «Фантом» признал сомнительную дебиторскую задолженность и на оставшуюся часть долга (после оплаты части кредиторской задолженности (525750 - 229 800 = 295950 руб.)) и начисляет резерв по сомнительной задолженности: на 31.08.2014 года в размере 50% от суммы задолженности (срок возникновения от 45 до 90 календарных дней). Сумма резерва составила 147975 руб.

При поступлении частичной оплаты от покупателя в счет долга в размере 200 000,00 руб. (в т.ч. НДС 18% - 30 508,47 руб.) резерв по оплаченной части долга восстанавливается.

Реализованы товары ООО «Сомнительный»

Дебет 62.01 Кредит 90.01 - 525750

Начислен НДС с реализации

Дебет 90.03 Кредит 68.02 - 80199

Отражена себестоимость реализованных товаров

Дебет 90.02 Кредит 41.01 - 375000

Оплачена часть задолженности покупателем ООО «Сомнительный»

Дебет 51 Кредит 62.01 - 229800

Начислен резерв по признанной задолженности ООО «Сомнительный» (срок возникновения от 45 до 90 дней)

Дебет 91.02 Кредит 63 - 147975

Поступила оплата от покупателя ООО «Сомнительный»

Дебет 51 Кредит 62.01 - 200000

Восстановление резерва по оплаченной части долга

Дебет 63 Кредит 91.01 - 200000

Справка-расчет резервов по сомнительным долгам

Сомнительная задолженность Резервы Осталось начислить
Контрагент договор Срок оплаты, количество дней задолженности Сумма Начислено ранее Начислено. Если (2) больше или равно 45 дням (3)/2, 2 больше 90 дней (3)*(4) Восстановление (4) больше (3), то (4)-(3) Присоединено к доходам (расходам) Сумма (4)*(5)-(6) Осталось начислить (3) - (8)
ООО «Сомнительный» договор от 16.06.2014 21.06.2014 525750 - 147975 - - 147975 147975
август 71 525750 - 147975 - - 147975 147975

Рассмотрим еще один пример, характеризующий списание безнадежной дебиторской задолженности (за счет резерва).

ООО «Барс» выполнил и сдал проектные работы ООО «Безнадежный», который не произвел оплату по договору. ООО «Барс» по результатам инвентаризации расчетов признал сомнительную дебиторскую задолженность, которая не была погашена в установленный срок. Согласно учетной политике ООО «Барс» применяет метод начисления и создает резерв по сомнительной задолженности в бухгалтерском учете и в налоговом учете. По истечении срока исковой давности выявленная задолженность правомерно признана безнадежной (нереальной к взысканию) и списана.

Через год после списания задолженности ООО «Безнадежный» погашает свою задолженность.

31.12.2014 г. Списан безнадежный долг за счет созданного резерва по сомнительным долгам

Дебет 63 Кредит 62.01 - 1250407 руб.

Списанный безнадежный долг ООО «Безнадежный» учтен за балансом.

Дебет 007 - 1250407 руб.

ООО «Безнадежный» оплатил задолженность

Дебет 51 Кредит 62.01 - 1250407 руб.

Ранее списанная задолженность учтена в составе прочих доходов

Дебет 62.01 Кредит 91.01 - 1250407 руб.

Списана сумма погашенной задолженности с забалансового счета

Кредит 007

Налоговый учет

Сомнительным долгом для формирования резервов в налоговом учете признается задолженность перед налогоплательщиком в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Суммы резервов по сомнительным долгам определяются по результатам инвентаризации дебиторской задолженности, проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода. Налогоплательщики, уплачивающие авансовые платежи исходя из фактической прибыли, выполняют расчет резервов на конец каждого месяца, остальные налогоплательщики - на конец 1, 2, 3 квартала и на конец года. Суммы отчислений в резервы включаются в состав внереализационных расходов

Размер отчислений в резерв определяется по каждому сомнительному долгу в зависимости от периода просрочки:

Внимание! Следует помнить что в налоговом учете существует ограничение максимальной суммы резерва - она не должна превышать 10% выручки того периода, за который создается резерв. При этом организация по своему усмотрению может установить меньший предельный размер отчислений в резерв (например, 5% от выручки).

При списании задолженности в связи с истечением срока исковой давности, списание для целей налогового учета должно производиться в том отчетном периоде, когда истек указанный срок, а не когда организация провела инвентаризацию и издала приказ (Письмо Минфина России от 28.01.2013 № 03-03-06/1/38).

Таким образом, своевременное проведение инвентаризации задолженности (не реже, чем на последнее число каждого отчетного периода по налогу на прибыль) в интересах самой организации, чтобы не вносить корректировки в сданные налоговые декларации, а также, чтобы данные о списании задолженности в налоговом и бухгалтерском учете совпадали.

Как вы помните, резерв вы формируете исходя из размера той задолженности, которую НК РФ позволяет отнести к сомнительной.

Поэтому вам нужно выявить долги, которые отвечают одновременно следующим условиям:

  • связаны с реализацией товаров, работ, услуг;
  • не погашены в срок, установленный договором;
  • не обеспечены залогом, поручительством или банковской гарантией.
Далее пределяется сумма резерва, создаваемого в следующем отчетном (налоговом) периоде (с учетом ограничения в размере 10 процентов суммы выручки). Обратите внимание, что показатель выручки определяют без учета НДС.

Затем необходимо определить предельную сумму отчислений в резерв (ПСО).

Воспользуемся формулой: ПСО = В x 10%,

где В - сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученная по итогам отчетного (налогового) периода.

Вы можете создать резерв и в меньшем размере, чем 10% выручки отчетного (налогового) периода. Этого НК РФ не запрещает, а суды подтверждают (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.10.2004 N Ф08-5008/2004-1902А). Такое решение может быть целесообразно в ситуациях, когда отчисления в резерв по общему нормативу в 10% приведут к получению убытка или нулевого финансового результата (например, при высокой выручке, но небольшой прибыли). Свой норматив следует указать в учетной политике для целей налогообложения.

Наконец, следует скорректировать резерв с учетом остатка за прошлый период

Результаты:

РСО > или = ПСО, в резерв включается сумма отчислений, соответствующая ПСО.

РСО < ПСО, в резерв включается сумма отчислений, соответствующая РСО.

Определенная таким образом сумма отчислений включается в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266, пп. 7 п. 1 ст. 265, пп. 2 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Пример

ООО «Бриз» зафиксировало в учетной политике на 2014 год создание резерва по сомнительным долгам в целях налогообложения. На начало IV квартала остаток резерва составил 36 500 руб. Размер выручки за 2014 год — 12567 тыс. руб.

На 31 декабря бухгалтер определил просроченную дебиторскую задолженность по оплате поставленных товаров по контрагентам

Контрагент Размер задолженности согласно договору с учетом НДС (руб.) Сумма, которую можно признать сомнительным долгом для целей создания резерва с учетом НДС (руб.) Период просрочки Сумма отчислений в резерв (руб.)
ООО «Сигма» 98000 98000 98 дней 98000
ООО «Торо» 216 380 216380 59 дней 108190 (216380× 50%)
ООО «Транссбыт» 97600 97600 11 дней -
ООО «Мельхиор» 287400 230400 (287400 - 57000) 75 дней 115200 (230400 × 50%)
Итого 321390

Кроме того, у ООО «Бриз» имеется кредиторская задолженность перед ООО «Мельхиор» по оплате рекламных услуг в сумме 57000 руб.

Затем бухгалтер определил размер отчислений в резерв — их он привел в таблице. Лимит резерва составляет 1 256700 руб. (12567 000 руб. × × 10%).

Рассчитанные отчисления в резерв по сомнительным долгам (321390 руб.) не превышают его предельного размера. Поэтому сумма резерва составит 321390 руб.

Во внереализационных расходах на 31 декабря 2014 года бухгалтер учел отчисления в резерв в размере 321390 руб. Безнадежных долгов, которые можно списать за счет резерва, бухгалтер не выявил. Поэтому на следующий год ООО переносит неиспользованный остаток резерва в сумме 321390 руб.

Если резерв по сомнительным долгам в налоговом учете в следующем году не создается, то сумму неиспользованного остатка резерва на конец года необходимо включить в состав внереализационных доходов.

Итог!

Пользователи бухгалтерской отчетности видят действительную величину дебиторской задолженности с учетом рассчитанного резерва и могут корректно оценить финансовое состояние организации.

Этот материал посвящён тому, как организациям вести учет резервов по сомнительным долгам. Так называют любые задолженности перед компанией, возвращение которых под вопросом. Если предприятие поставило контрагенту продукцию авансом, а у него возникли финансовые трудности, есть риск образования сомнительного долга. Это обязательно нужно должным образом отразить в бухгалтерской документации и создать фонд.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерии

Сомнительным называется любой долг, погашение которого под вопросом. Это очень общее определение, которое не даёт достаточного понимания, как именно задолженность признают сомнительной. Признаков может быть несколько (подробнее в разделе «Условия формирования»), кроме того каждая организация вправе установить собственные критерии сомнительной задолженности.

Для признания достаточно 1-2 признаков. От банкротства и финансовых проблем не застрахована ни одна организация, поэтому законодательство требует от экономических субъектов начисление резерва по сомнительному долгу, то есть создания резервного фонда (РФ). Цель - покрытие убытков от безнадёжных долгов. Проводить любое другое расходование заложенных на это направление денег до списания просрочек запрещается.

Создавать резерв по сомнительным долгам обязаны все организации

Обзор законодательства

Главным нормативным актом, регулирующим начисление РФ организациями является приказ министерства финансов от 29 июля 1998 года №34Н. Это базовый документ, положения которого необходимы для корректного БУ. Информацию по таким долгам нужно искать в разделе «Капитал и резервы».

Здесь закрепляется понятие сомнительного долга и в самых общих чертах описываются его признаки. Перечислим ключевые нюансы, которые нужно запомнить. Организации обязаны создавать резервы без каких-либо исключений. Сумма резерва по сомнительным долгам определяется для каждого отдельного случая, то есть для каждого договора, каждой поставки и т. д, по которым возникли риски. Объединять, суммировать, плюсовать создаваемые резервы нельзя.

Помимо этого приказа Минфина нужно ориентироваться на положение по бухгалтерскому учёту ПБУ 4/99, Приказ Минфина от 13 июня 1995 года № 49 и Положение по бухгалтерскому учету 21/2008.

Бухгалтерский и налоговый учет резервов

РФ по сомнительным задолженностям создаются в бухгалтерском и налоговом учёте, но при этом довольно значительно отличаются. У них разные цели и разный порядок начисления. Так в БУ:

  • создание резерва обязательно для любой просрочки для любых экономических субъектов;
  • РФ нужно создавать даже тогда, когда возвращение денег ещё только рискует стать сомнительным, то есть демонстрирует 1-2 признака или появилась информация о финансовых проблемах контрагента;
  • разрешается составить свои критерии оценки сомнительности и даже собственные правила расчёта объёма РФ.

В налоговом учёте цель создания РФ - уменьшить налогооблагаемую базу прибыли для расчёта налога. Закон ограничивает создание такого фонда в НУ только долгами покупателей, при этом возврат уже должен быть просрочен на 45 дней.

В бухгалтерском учёте - это обязанность, в налоговом учёте - это право. Зато в БУ можно создать свой порядок расчёта, что для НУ категорически запрещается.

Условия формирования

Рассмотрим порядок формирования РФ и проводки «начислить резерв по сомнительным долгам». Для начала нужно выявить, возникло ли обязательство создавать фонд. Задолженность признаётся сомнительной, когда выполняется 1 или одновременно несколько условий:

  • товары или услуги поставлены авансом, без предоплаты или оплачены только частично (для товаров, которые не поставлены организацией из-за неоплаты контрагентом, всё названное не действует, то есть компания обязательно должна уже понести определенные убытки);
  • поставка не обеспечена залогом, банковской гарантией или поручителем;
  • известно о финансовых проблемах/банкротстве контрагента;
  • срок погашения истекает или уже нарушен.

Помимо этих критериев, каждая организация с учётом специфики своей деятельности может установить дополнительные признаки. Любые основания считать, что контрагент не сможет заплатить вовремя, могут говорить о необходимости создавать РФ. Впрочем, на практике это почти не встречается. Все положения нужно зафиксировать внутренними нормативными актами, равно как и порядок расчёта, выбранный метод и индивидуальные критерии.

Бухгалтерский учёт резервов по сомнительным долгам - это обязанность, налоговый учёт - право

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Работа по созданию РФ начинается с выявления оснований, то есть определения у конкретных долгов признаков сомнительности. Как это происходит? Основания выявляются по итогам инвентаризации дебиторских задолженностей в конце отчётных периодов. Это регулярная работа, которая помогает своевременно провести деньги в фонд.

Сроки формирования зависят от продолжительности задолженности:

  • до 45 дней - не формируется;
  • от 45 до 90 дней - 50% долга;
  • свыше 90 дней - полная сумма долга.
  1. Интервальный - размер отчислений в фонд определяется как процент от долга. При этом процент организация назначает сама, на основе данных о платежеспособности контрагента, срока просрочки и её объёма.
  2. Статистический - ежеквартально или ежемесячно вычисляется доля непогашенных долгов, процент от которой вносится в РФ.
  3. Экспертный - отчислением является сумма каждого сомнительного долга каждого контрагента отдельно.

Списание резерва по сомнительному долгу, если его средства оказались невостребованными, происходит в конце календарного года.

Основные проводки с примерами

Проводки создание резерва по сомнительному долгу - Д91, К63. Когда долг признан безнадёжным и его надо списать через РФ - Д63, К60, 62, 76. Если должник погасил задолженность - Д63, К91.

Для наглядности изучите пример расчета. Организация поставила партии товаров контрагентам на суммы:

  • ООО «1» - 30 000 рублей, просрочка 46 дней;
  • ООО «2» - 115 000 рублей, просрочка 50 дней;
  • ООО «3» - 200 000 рублей, 95 дней.

Итак, у всех компаний просрочка больше 45 дней, значит начисляем резерв пропорционально давности долга и делаем проводки:

Заключение

Создание резервного фонда по сомнительным долгам в бухгалтерском учёте - обязанность всех организаций. Существуют общепризнанные критерии определения сомнительности просрочки, а также компании вправе разработать и утвердить в учётной политике собственные. Начисления в фонд зависят от объёма и срока задолженности. В материале мы на конкретных примерах рассмотрели типовые проводки.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!