Все для предпринимателя. Информационный портал

Путин подписал закон об удаленной идентификации клиентов банков. Путин подписал закон об удаленной идентификации клиентов банков Идентификация не проводится 115 фз

О требованиях Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ, предъявляемых к банкам и их клиентам.

Основные термины и определения

Банк – Закрытое акционерное общество «Сити Инвест Банк»;

Клиент – физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель и лицо, занимающееся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой) или юридическое лицо (в том числе кредитная организация) находящееся или принимаемое на обслуживание в Банке, а также лица, обращающиеся в Банк для проведения операций разового характера, включая операции без открытия банковского счета (вклада);

Бенефициарный владелец - физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом – юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента;

Выгодоприобретатель – лицо, не участвующее в проведении операции, но к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договора поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении банковских операций и иных сделок;

Представитель Клиента (Представитель) – лицо, совершающее сделки и/или операции с денежными средствами или иным имуществом от имени Клиента, полномочия которого подтверждены доверенностью, договором, законом либо актом уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, в том числе лица, которым предоставлены полномочия по открытию/закрытию, распоряжению банковским счетом (вкладом) с использованием технологии дистанционного банковского обслуживания;

Закон № 115-ФЗ - Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Идентификация - совокупность мероприятий по установлению определенных законодательством РФ и внутренними нормативными документами Банка сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий;

Блокирование (замораживание) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг - запрет осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, не включенным в указанный перечень, но в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма).

1. Клиенты обязаны:

Предоставлять Банку, информацию, необходимую для выполнения Банком требований Закона № 115-ФЗ, включая информацию необходимую для идентификации клиента, его представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев. Кроме того, в соответствии с данной нормой, Клиент обязан по запросу Банка представлять документы, являющиеся основанием для проведения операций.

2. Идентификация клиентов

2.1. При приеме на обслуживание и обслуживании клиентов Банк идентифицирует клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя .

При идентификации Банк устанавливает следующую информацию:

  • в отношении физических лиц – фамилию, имя, а также отчество (при наличии), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) и другие сведения, в соответствии с законодательством РФ и внутренними нормативными документами Банка;
  • в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения и другие сведения, в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренними нормативными документами Банка.

К другим сведениям, подлежащим установлению в отношении юридических лиц, законодатель относит:

  • информацию о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений клиента с Банком, а также о целях финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиента;
  • информацию по бенефициарным владельцам, с установлением в отношении них сведений, необходимых для идентификации физического лица.

В случае, если бенефициарный владелец не выявлен, Банк может признать бенефициарным владельцем единоличный исполнительный орган клиента.

В целях идентификации клиента, представителя клиента, идентификации выгодоприобретателя и бенефициарных владельцев клиент предоставляет в Банк Анкету клиента-юридического лица, Анкету клиента-физического лица, представителя клиента, индивидуального предпринимателя (в одном файле) и, при наличии у клиента выгодоприобретателя, Анкету выгодоприобретателя (отдельно: ЮЛ , ФЛ , ИП).

2.2. Банк обновляет информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год , а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.

Идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится :

  1. при осуществлении Банком операций по приему от клиентов - физических лиц платежей , если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей.
  2. при осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей.
  3. при осуществлении Банком, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета , в том числе электронных денежных средств, если сумма перевода не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей.

Несмотря на наличие вышеуказанных оснований для неосуществления идентификации, Банк обязан будет её провести в случае, когда у работников Банка возникают подозрения, что данные операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

3. Приостановление операций клиентов

Банк приостанавливает операцию клиента , за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон операции является организация или физическое лицо, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находится в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическое или юридическое лицо, действует от имени или по указанию таких организации или физического лица.

По истечении двухдневного срока приостановленная операция может быть проведена Банком в обычном порядке только в случае отсутствия каких-либо указаний, относительно данной операции, со стороны Росфинмониторинга.

4. Отказ в заключении договора банковского счета (вклада). Расторжение договора банковского счета (вклада).

4.1. Банку запрещается заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставления клиентом, представителем клиента документов, необходимых для идентификации клиента, представителя клиента.

4.2. Банку запрещается открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя.

4.3. Банку запрещается открывать и вести счета (вклады) на анонимных владельцев, то есть без предоставления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации, а также открывать и вести счета (вклады) на владельцев, использующих вымышленные имена (псевдонимы).

4.4. Банк вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

4.5. Банк вправе расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 5 настоящей памятки.

4.6. Банк вправе при проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, обновлении информации о них требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) .

5. Отказ в выполнении распоряжения клиента

Банк вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции , за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации, в соответствии с положениями Закона № 115-ФЗ, а также в случае, если у работников Банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Обращаем Ваше внимание на то, что действия Банка по приостановлению операций, в соответствии с пунктом 3 настоящей памятки, и отказ от выполнения операций, в соответствии с пунктом 5 настоящей памятки, не являются основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности Банка.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес изменения в нормы федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», устанавливающие порядок удаленной биометрической идентификации граждан.

В пояснительной записке авторы закона отметили, что он «разработан в целях обеспечения надлежащего нормативного правового регулирования использования механизма интерактивной удаленной аутентификации и идентификации клиента кредитной организации - физического лица с использованием его биометрических персональных данных, а также сведений о нем, содержащихся в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), позволяющего кредитным организациям открывать счета (вклады) клиенту - физическому лицу без его личного присутствия с использованием сети «Интернет».

В законе уточнено понятие «идентификация»: если раньше она должна была осуществляться с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий, то теперь её можно будет осуществлять с помощью «государственных и иных информационных систем».

В статью 7 «Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» включены нормы, регламентирующие порядок удаленной идентификации.

Банк обязан после проведения идентификации при личном присутствии клиента - физического лица, являющегося гражданином РФ, с его согласия и на безвозмездной основе размещать или обновлять в электронной форме в единой системе идентификации и аутентификации сведения, необходимые для регистрации в ней клиента - физического лица, а также его биометрические персональные данные в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей их сбор, обработку, хранение, проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица (единая биометрическая система) (п.5.6).

Банк должен соответствовать одновременно следующим критериям (п.5.7):

  • Банк участвует в системе страхования вкладов;
  • К банку не применяются меры по предупреждению банкротства, если иное не установлено Центральным банком РФ;
  • В отношении банка Центральным банком РФ не принято решение о запрете осуществлять действия и проводить идентификацию клиентов - физических лиц, предусмотренное пунктом 5.11 настоящей статьи.
Центральный банк РФ ежемесячно размещает на своем официальном сайте в сети Интернет перечень банков, соответствующих установленных критериям.

Клиентам-физическим лицам после проведения их идентификации путем установления и подтверждения достоверности сведений о них с использованием единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы без их личного присутствия (п.5.8), банки вправе:

  • Открывать и вести счета (вклады);
  • Предоставлять кредиты клиентам;
  • Осуществлять переводы денежных средств по таким счетам по их поручению.
При этом одновременно должны быть соблюдены следующие условия:
  • Физическое лицо не является лицом, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо физическим лицом, в отношении которого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества;
  • У банка в отношении клиента или операции этого клиента отсутствуют подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.
Оператором единой системы идентификации и аутентификации уполномоченному органу и Центральному банку РФ обеспечивается предоставление:
  • Информации, содержащейся в единой системе идентификации и аутентификации о физических лицах;
  • Информации о банках, которым она была предоставлена.

Мой комментарий: Удаленная идентификация по биометрическим данным, это, конечно очень круто, но я опасаюсь, что наши мошенники тоже быстро её «освоят». Банковская система изначально должна быть морально готова к возможности успешных атак, и должен быть заранее предусмотрен механизм расследования инцидентов с несанкционированным использованием биометрических данных. Опыт показывает, что главную опасность представляют даже не столько сами мошенники, сколько нерушимая вера людей в совершенство современных технологий…

МОСКВА, 29 дек — РИА Новости. Президент РФ Владимир Путин подписал закон, который позволяет с помощью биометрических данных осуществлять удаленную идентификацию потенциальных клиентов банков, следует из опубликованного на портале правовой информации документа.

Документ направлен на создание механизма удаленной идентификации клиентов кредитной организации — физических лиц с использованием их биометрических персональных данных (изображение лица, голос). Такая идентификация будет осуществляться с использованием единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) и подтверждением биометрических данных в единой биометрической системе (ЕБС).

Оператор ЕБС будет предоставлять МВД и ФСБ размещенные в данной системе сведения в установленном правительством РФ порядке. Предполагается, что таким оператором будет "Ростелеком", сказал ранее РИА Новости председатель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. При этом он подчеркнул, что информация будет предоставляться по запросам этих силовых структур и касаться сведений о лицах, подозреваемых в уголовных преступлениях, совершении террористических актов.

Предусмотренный законом механизм позволяет банкам открывать счета (вклады) клиентам — гражданам без их личного присутствия с использованием сети интернет. При этом Банк России будет вправе запретить банку осуществлять удаленную идентификацию клиентов — физических лиц в случае неоднократного в течение одного года нарушения им требований по обязательному контролю операций с денежными средствами или иным имуществом.

Как проводится удаленная идентификация

Аксаков рассказал о механизме удаленной идентификации. По его словам, физическому лицу необходимо будет один раз прийти в любой банк, обладающий правом проводить регистрацию физических лиц в ЕСИА и ЕБС. Банк проведет идентификацию физического лица при личной явке и зарегистрирует его в ЕСИА, (при отсутствии учетной записи в этой системе) снимет биометрические образцы (изображение лица и голос) и направит в ЕБС.

Если гражданин хочет выбрать другой банк, то пройдя авторизацию в ЕСИА и подтвердив свои биометрические данные, используя смартфон, планшет или компьютер с камерой и микрофоном посредством сравнения с ранее внесенными в систему биометрическими образцами, он сможет открыть счет (вклад), получить кредит, сделать перевод.

Если данные совпадают, банк принимает решение об оказании услуги, а если есть сомнения, то он будет вправе отказать в обслуживании, пояснил депутат. В целях дополнительной защиты физического лица его биометрические данные будут храниться в ЕБС в обезличенной форме отдельно от идентификационных данных (ФИО, паспорт, СНИЛС и др.), включенных в базы ЕСИА.

Связка между системами будет осуществляться по уникальному номеру, отметил Аксаков. Данные о физическом лице в ЕСИА будут обновляться органами — владельцами государственных информационных систем (МВД, ПФР России и др.). Контроль и надзор за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в ЕБС осуществляется ФСБ России и ФСТЭК, а в части банков — Банком России.

Первоначально механизм удаленной идентификации будет реализован только в банковском секторе. После успешного внедрения в банковском секторе механизм удаленной идентификации может быть распространен "на иные сектора экономики (государственные, страховые, пенсионные, микрофинансовые и иные виды услуг)", напоминал глава комитета по финрынку.

Использование такого механизма удаленной идентификации будет удобно для граждан, проживающих в удаленных регионах, для людей с ограниченными возможностями, поскольку у них отпадает необходимость посещать офис банка, стоять в очереди, считает Аксаков. При этом он допускал, что впоследствии перечень операций, доступных при удаленной идентификации, может быть расширен.

Банк просит разъяснить применение ст.7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 24.01.2011 г.).

С 24.01.2011 г. введена обязанность Банка по идентификации представителя клиента, а так же обновления информации о нем:

1) Просим разъяснить, необходима ли идентификация лиц, наделенных правом первой или второй подписи клиента – юридического лица согласно Карточке с образцами подписей и оттиска печати.

2) При идентификации представителя клиента:

Заполняется ли Анкета «представителя клиента», как физического лица или данные о представителе клиента должны быть включены в анкету клиента Банка;

Необходимо ли устанавливать степень (уровень) Риска;

В каких случаях должна проводиться повторная идентификация.

Мнение консультантов

1. Начиная с 24.01.2011 г., в целях исполнения норм статьи 7 Закона № 115-ФЗ Банк обязан осуществлять идентификацию:

-

2. Консультанты расценивают идентификацию представителя клиента в качестве элемента идентификации клиента, в связи с чем:

Сведения о представителях клиента правомерно включать (фиксировать) в Анкету (досье) клиента;

При оценке уровня риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, надлежит принять во внимание сведения, полученные в результате идентификации представителя клиента;

Банк вправе не проводить повторную идентификацию представителя клиента по основаниям пункта 2.6 Положения № 262-П, если такой представитель ранее уже был идентифицирован Банком в соответствии со статьей 7 Закона № 115-ФЗ и Положением № 262-П, к сведениям об этом представителе обеспечен оперативный доступ в постоянном режиме, и у Банка отсутствуют сомнения в достоверности сведений, полученных ранее в результате реализации программы идентификации.

Обоснование мнения консультантов

Законом № 176-ФЗ. в положения Закона № 115-ФЗ вносятся, в частности, следующие изменения, ступающие в силу с 24.01.2011г :

1) статья 3 , определяющая общие понятия, используемые в Законе № 115-ФЗ, дополнена абзацами следующего содержания (пункт 2 статьи 1 Закона № 176-ФЗ):

«организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ;

осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров;

клиент - физическое или юридическое организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом;

выгодоприобретатель - лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом;

идентификация - совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах , их представителях, выгодоприобретателях, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий;

фиксирование сведений (информации) - получение и закрепление сведений (информации) на бумажных и (или) иных носителях информации в целях реализации настоящего Федерального закона» .

2) отдельные положения статьи 7 Закона № 115-ФЗ, устанавливающие обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, будут действовать в следующей редакции :

а) подпункт 1 пункта 1 :

«идентифицировать клиента , представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи, и установить следующие сведения :

в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения» ;

б) пункт 5 статьи 7 , устанавливающий запреты кредитным организациям , дополнен абзацем следующего содержания:

заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставлени я клиентом, представителем клиента документов , необходимых для идентификации клиента, представителя клиента в случаях, установленных настоящим Федеральным законом»;

3) введен пункт 5.4 , согласно которому «При проведении идентификации клиента, представителя клиента , выгодоприобретателя, обновлении информации о них организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента документы , удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя)» .

Одновременно, изменения , вносимые Законом № 176-ФЗ, не коснулись положений подпункта 3 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, которым установлена обязанность «систематически обновлять информацию о клиентах , выгодоприобретателях».

В соответствии с пунктом 1.6 Инструкции № 28-И при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту) кредитная организация должна идентифицировать клиента в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и установить, действует ли клиент в своих интересах или в интересах выгодоприобретателя. При этом, открывая банковский счет, счет по вкладу (депозиту) банк должен установить , действует ли лицо, обратившееся для открытия счета, от своего имени или по поручению и от имени другого лица, которое будет являться клиентом . «В случае если обратившееся для открытия счета лицо является представителем клиента, банк обязан установить личность представителя клиента, а также получить документы , подтверждающие наличие у него соответствующих полномочий. Банк также должен установить личность лица (лиц), наделенного (наделенных) правом первой или второй подписи, а также лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) распоряжаться денежными средствами , находящимися на счете, используя аналог собственноручной подписи, коды, пароли и иные средства, подтверждающие наличие указанных полномочий (далее - аналог собственноручной подписи)» (пункт 1.7 Инструкции № 28-И).

«Банк обязан располагать копиями документов (либо сведениями об их реквизитах), удостоверяющих личность клиента или лица, личность которого необходимо установить при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту).

Сведения, устанавливаемые банком при открытии банковских счетов, счетов по вкладу (депозиту), в том числе сведения о клиенте, его представителе и выгодоприобретателе, должны быть документированы в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации» (пункт 1.8 Инструкции № 28-И).

В силу пункта 1.2 Инструкции № 28-И клиенту может быть отказано в открытии банковского счета , счета по вкладу (депозиту), если не представлены документы , подтверждающие сведения, необходимые для идентификации клиента , либо представлены недостоверные сведения, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

По смыслу пунктов 1 и 2 статьи 182 ГК РФ п редставитель - лицо, совершающее сделку от имени и по поручению другого лица (представляемого, доверителя) в силу полномочия, основанного на доверенности , указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Лицо, действующее в чужом интерес, но от свого имени, а также лицо, уполномоченное вести переговоры относительно возможных будущих сделок, представителем не является.

В соответствии с пунктом 1 статьи 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Представителем юридического лица, действующим от его имени в силу указания в законе и учредительных документов (без доверенности) , является единоличный исполнительный орган (подпункт 1 пункта 3 статьи 40 Закона № 40-ФЗ, пункт 2 статьи 69 Закона № 208-ФЗ).

Одновременно, в силу пункта 1 статьи 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед другими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу. «Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации » (пункт 5 статьи 185 ГК РФ).

Таким образом, Инструкция № 28-И и на текущий момент предписывает кредитным организациям идентифицировать лиц, действующих от имени и по поручению клиентов, но в «усеченном» объеме по сравнению с требованиями Закона № 115-ФЗ.

В соответствии с пунктом 4.1 Инструкции № 28-И при открытии расчетного счета юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством Российской Федерации в банк, в числе прочих документом предоставляется карточка образцов подписей и оттиска печати (далее по тексту - Карточка ) и документы, подтверждающие полномочия лиц , указанных в Карточке, на распоряжение денежными средствами , находящимися на банковском счете, а в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи.

«Представление в банк новой карточки должно сопровождаться одновременным представлением документов, подтверждающих полномочия указанных в карточке лиц на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете, а также документов, удостоверяющих личность лица (лиц), наделенного (наделенных) правом первой или второй подписи. Банк не вправе принимать новую карточку без представления указанных документов , кроме случаев, когда указанные документы представлялись в банк ранее и банк ими уже располагает» (пункт 7.14 Инструкции № 28-И).

«В случае если право первой или второй подписи предоставляется временно лицам , не указанным в карточке, к карточке представляются временные карточки , оформленные в порядке, установленном настоящей Инструкцией . При этом в правом верхнем углу на лицевой стороне карточки проставляется отметка "Временная"» (пункт 7.16 Инструкции № 28-И).

Таким образом, лица, указанные в Карточке являются представителями юридического лица , которые действуют по поручению и от его имени юридического лица в отношениях с Банком по договору банковского счета . Данное утверждение справедливо в отношении лиц, наделенных правом распоряжаться средствами на банковском счете (вкладе) физического лица, юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, нотариусов и адвокатов.

Следовательно, начиная с 24.01.2011г., в целях исполнения норм статьи 7 Закона № 115-ФЗ Банк обязан осуществлять идентификацию:

- единоличного исполнительного органа клиента - юридического лица;

Лиц, наделенных правом распоряжаться средствами на банковском счете (вклада), указных в Карточке, как клиентов юридических лиц, так и физических лиц;

Иных лиц, признаваемых представителями клиента в соответствии с действующим законодательством.

Требования к идентификации кредитными организациями лиц, находящихся у них на обслуживании (клиентов), и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, определены Положением № 262-П.

Согласно пункту 1.1 Положения № 262-П кредитная организация обязана идентифицировать лицо, находящееся у нее на обслуживании (далее - клиент ), при совершении банковских операций и иных сделок в соответствии с Законом № 395-1.

«Сведения о клиенте , выгодоприобретателе фиксируются в анкете (досье) клиента в соответствии с перечнем, приведенным в приложении 4 к настоящему Положению. По усмотрению кредитной организации в анкету (досье) клиента также могут быть включены иные сведения.

Анкета (досье) клиента может заполняться на бумажном носителе или в электронном виде. Анкета (досье) клиента, заполненная в электронном виде, при переносе на бумажный носитель заверяется подписью уполномоченного сотрудника кредитной организации.

Форма анкеты (досье) клиента определяется кредитной организацией» (пункт 2.3 Положения № 262-П).

Как отмечено выше, в целях применения Закона № 115-ФЗ, и, следовательно, изданных в его развитие подзаконных нормативных актов под клиентом понимается физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.

Совокупность приведенных норм позволяет консультантам сделать вывод, что идентификацию представителя клиента, следует расценивать как элемент идентификации клиента. Следовательно, сведения о представителях клиента правомерно включать (фиксировать) в Анкету (досье) клиента.

В соответствии с пунктом 2.11 Положения № 262-П кредитная организация должна обновлять сведения , полученные в результате идентификации клиента , установления и идентификации выгодоприобретателя, а также пересматривать степень (уровень) Риска по мере изменения указанных сведений или изменения степени (уровня) Риска , но не реже одного раза в год в случае, если операция клиента отнесена к повышенной степени (уровню) Риска, и не реже одного раза в три года в иных случаях . Кредитная организация также может пересматривать степень (уровень) Риска в иных случаях в порядке и в сроки, устанавливаемые кредитной организацией.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 27.04.2010г. № 1307/10 пришел к выводу, что обязанность банка по идентификации клиента не ограничена моментом заключения договора банковского счета и сохраняется в течение всего периода нахождения этого клиента на расчетно-кассовом обслуживании.

Учитывая, что идентификация представителей клиента, по нашему мнению, является одним из элементов идентификации самого клиента, мы считаем, что при определении сроков обновления сведений о представителях клиента, полученных в результате идентификации должен руководствоваться теми же принципами, что и при обновлении сведений, полученных в результате идентификации клиента. Одновременно, считаем необходимым обратить внимание Банка на необходимость проведения идентификации при предоставлении в Банк новой, а также временной Карточки. При этом, по нашему мнению, Банк вправе не проводить повторную идентификацию представителя клиента по основаниям пункта 2.6 Положения № 262-П, если такой представитель ранее уже был идентифицирован Банком в соответствии со статьей 7 Закона № 115-ФЗ и Положением № 262-П, к сведениям об этом представителе клиента обеспечен оперативный доступ в постоянном режиме, и у Банка отсутствуют сомнения в достоверности сведений , полученных ранее в результате реализации программы идентификации.

В соответствии с пунктом 2.2.2 Письма № 99-Т кредитная организация в зависимости от специфики деятельности ее клиентов использует критерии оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, установленные в приложении 1 к Письму № 99-Т, дополнительно к критериям оценки степени (уровня) риска, установленным Положением № 262-П.

Учитывая, что идентификация представителя клиента расценивается консультантами, как элемент программы идентификации самого клиента, мы считаем, что при оценке уровня риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, надлежит принять во внимание сведения, полученные в результате идентификации представителя клиента.

Документы и литература

1. ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.I) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ, (ч.II) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ, (ч. III) от 26.11.2001г. № 146-ФЗ, (ч. IV) от 18.12.2006г. № 230-ФЗ;

2. Закон № 115-ФЗ - Федеральный закон Российской Федерации от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;Закон № 167-ФЗ - Федеральный закон от 23.07.2010г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;

3. Положение № 262-П – Положение Банка России от 19.08.2004г. № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

4. Инструкция № 28-И – Инструкция Банка России от 14.09.2006г. № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»;

5. Письмо № 99-Т - Письмо Банка России от 13.07.2005г. № 99-Т «О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Закон № 176-ФЗ вступает в силу по истечение 180 дней после дня официального опубликования (статья 3 Закона № 176-ФЗ). Опубликован в «Собрании законодательства РФ» 26.07.2010г.

«Кредитным организациям запрещается:»

«По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету» (пункт 1 статьи 845 ГК РФ).

За исключением случаев, установленных Законом № 115-ФЗ (пункт 1.1 Положения № 262-П).

01 августа 2019, 18:21

В настоящее время наиболее перспективным сегментом рынка микрофинансирования является онлайн (on-line) кредитование . Его доля в общем объеме выданных микрозаймов с каждым годом только увеличивается. Но, с 29.03.2016 весь рынок микрофинансовых организаций (МФО ) законодателем был разделен на две группы: микрокредитные компании (МКК ) и микрофинансовые компании (МФК ). Такое разделение внесло существенные изменения и ограничения для онлайн МФО, в первую очередь, в части возможности проведения удаленной (онлайн) идентификации заемщиков без посещения офиса МФО . Попробуем разобраться вправе ли онлайн МФО проводить такую идентификацию при соблюдении положений Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - ФЗ № 115 )?

ВАЖНО! Данная статья актуальна до 30.09.2019 . С 01.10.2019 вступают в силу поправки в ФЗ № 115, которые изменяют порядок проведения удаленной (дистационной) идентификации МФО своих клиентов (заемщиков), в связи с чем данная статья будет актуализирована.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

С 29.03.2017 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - ФЗ № 151 ), согласно которым микрофинансовая организация (МФО) подразделяется на микрокредитную компанию (МКК) и микрофинансовую компанию (МФК). Фактически это разделило все МФО на тех, кто может выдавать онлайн займы и тех, кому это запрещено .

В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ № 151:

Микрофинансовая организация (МФО) - юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном ФЗ № 115. Микрофинансовые организации могут осуществлять свою деятельность в виде микрофинансовой компании или микрокредитной компании.

Микрокредитная компания (МКК) - вид микрофинансовой организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность с учетом установленных ч. 1 и 3 ст. 12 ФЗ № 151 ограничений, имеющей право привлекать для осуществления такой деятельности денежные средства физических лиц, являющихся ее учредителями (участниками, акционерами), а также юридических лиц.

Микрофинансовая компания (МФК) - вид микрофинансовой организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность с учетом установленных ч. 1 и 2 ст. 12 ФЗ № 151 ограничений, удовлетворяющей требованиям ФЗ № 151 и нормативных актов Банка России, в том числе к собственным средствам (капиталу), и имеющей право привлекать для осуществления такой деятельности денежные средства физических лиц, в том числе не являющихся ее учредителями (участниками, акционерами), с учетом ограничений, установленных п. 1 ч. 2 ст. 12 ФЗ № 151, а также юридических лиц.

Более подробно чем отличается МКК от МФК ранее мы писали в одной из наших статей, размещенной на . Сейчас же рассмотрим принципиальное отличие МКК от МФК в части проведения удаленной идентификации заемщиков при предоставлении онлайн займов в рамках выполнения требований ФЗ № 115.

В соответствии с п. 1.5-2 ст. 7 ФЗ № 115 только микрофинансовая компания (МФК) вправе поручать на основании договора кредитной организации проведение идентификации или упрощенной идентификации клиента - физического лица , а также идентификации представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца в целях заключения с указанным клиентом договора потребительского кредита (займа), предоставляемого клиенту - физическому лицу посредством перевода денежных средств в соответствии с законодательством о национальной платежной системе.

Требования к микрофинансовым компаниям (МФК) , которые в соответствии с п. 1.5-2 ст. 7 ФЗ № 115 могут поручать кредитным организациям проведение идентификации или упрощенной идентификации, установлены Указанием Банка России от 20.07.2016 № 4078-У "О требованиях к кредитным организациям, которым может быть поручено проведение идентификации или упрощенной идентификации, а также к микрофинансовым компаниям, которые могут поручать кредитным организациям проведение идентификации или упрощенной идентификации" (далее - Указание ЦБ № 4078 ).

Как следует из п. 3 Указания ЦБ № 4078, микрофинансовая компания (МФК) , которая в соответствии с п. 1.5-2 ст. 7 ФЗ № 115 на основании договора может поручать кредитным организациям проведение идентификации или упрощенной идентификации, должна соответствовать следующим требованиям:

  1. осуществление деятельности в форме хозяйственного общества;
  2. осуществление микрофинансовой деятельности не менее 2 (двух) лет с момента внесения сведений о ней в государственный реестр микрофинансовых организаций (МФО);
  3. членство в саморегулируемой организации (СРО) в сфере финансового рынка;
  4. отсутствие в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о недостоверности сведений о такой микрофинансовой компании.

Таким образом, чтобы поручать кредитной организации проведение идентификации или упрощенной идентификации клиента - физического лица в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ ) необходимо иметь не только статус МФК, но и соответствовать всем указанным выше требованиям.

Обратим внимание, что ФЗ № 115 не содержит отдельные нормы в отношении микрокредитных компаний (МКК). Однако, в ФЗ № 115 используется отдельный термин - упрощенная идентификация клиента. Рассмотрим его более подробно.

В соответствии со ст. 3 ФЗ № 115:

Идентификация - совокупность мероприятий по установлению определенных ФЗ № 115 сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий. Например, для физических лиц таким документом будет являться паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Упрощенная идентификация клиента - физического лица (далее - упрощенная идентификация ) - осуществляемая в случаях, установленных ФЗ № 115, совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента - физического лица фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, и подтверждению достоверности этих сведений одним из следующих способов:

  1. с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов;
  2. с использованием информации из информационных систем органов государственной власти , Пенсионного фонда РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством РФ;
  3. с использованием единой системы идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) или простой электронной подписи (ПЭП) при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме.

В соответствии с п. 1.11 ст. 7 ФЗ № 115 упрощенная идентификация клиента - физического лица может быть проведена при заключении договора потребительского кредита (займа) с учетом особенностей, установленных п. 1.12-1 ст. 7 ФЗ № 115, при условии, что все расчеты осуществляются исключительно в безналичной форме по счетам, открытым в российской кредитной организации.

П. 1.12 ст. 7 ФЗ № 115 установлено, что упрощенная идентификация клиента - физического лица проводится одним из следующих способов:

  1. посредством личного представления клиентом - физическим лицом оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов;
  2. посредством направления клиентом - физическим лицом кредитной организации (КО), негосударственному пенсионному фонду (НПФ), профессиональному участнику рынка ценных бумаг (ПУРЦБ), управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (УК ПИФ), в том числе в электронном виде, следующих сведений о себе: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда РФ, и (или) идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), и (или) номера полиса обязательного медицинского страхования (ОМС) застрахованного лица, а также абонентского номера клиента - физического лица, пользующегося услугами подвижной радиотелефонной связи. Из п. 1.13 ст. 7 ФЗ № 115 следует, что в случае получения, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ ), из информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством РФ, подтверждения совпадения сведений, указанных в пп. 2 п. 1.12 ст. 7 ФЗ № 115 (то есть сведений, указанных в настоящем абзаце ), со сведениями в указанных информационных системах, а также при подтверждении клиентом - физическим лицом получения на указанный им абонентский номер подвижной радиотелефонной связи информации, обеспечивающей прохождение упрощенной идентификации (включая возможность использования электронного средства платежа), клиент - физическое лицо считается прошедшим процедуру упрощенной идентификации в целях предоставления клиенту потребительского кредита (займа) с учетом особенностей, установленных п. 1.12-1 ст. 7 ФЗ № 115;
  3. посредством прохождения клиентом - физическим лицом авторизации в единой системе идентификации и аутентификациипри (ЕСИА) использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме , с указанием следующих сведений о себе: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда РФ. Фактически, ЕСИА используется для регистрации и авторизации на портале "Госуслуги ". Это означает, что заемщик должен быть предвариательно, до заключаения договора займа, зарегистрирован на портале "Госуслуги". Для этого в рамках первичной регистрации на портале "Госуслуги" требуется личное присутствие заемщика .

Первый и третий способы упрощенной идентификации для выдачи онлайн займов не подходят , так как требуют личного присутствия заемщика , что не позволяет проводить удаленную (дистанционную) идентификацию.

Второй способ упрощенной идентификации микрофинансовые организации (МФО), включая МКК и МФК, использовать НЕ вправе , так как микрофинансовые организации (МФО) законодателем не включены в перечень организаций, которым клиентом - физическим лицом могут направлятся сведения о себе.

Но, второй способ упрощенной идентификации заемщиков будет законным в случае, если МФК в соответствии с п. 1.5-2 ст. 7 ФЗ № 115 поручит на основании договора кредитной организации (КО) проведение идентификации или упрощенной идентификации заемщиков - физических лиц.

В тоже время, использование МКК второго способа упрощенной идентификации в любом случае будет незаконным , так как такое право ФЗ № 115 не предусмотрено для МКК. Однако, не смотря на это, большинство онлайн МФО в виде МКК проводят удаленную идентификаицю заемщиков именно вторым способом, тем самым нарушая требования законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ и принимая на себя риск надзорного реагирования со стороны Банк России.

В заключением отметим, что согласно п. 1.12-1 ст. 7 ФЗ № 115 положения п. 1.11 и 1.12 ст. 7 ФЗ № 115 применяются в отношении договора потребительского кредита (займа), сумма которого не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, предоставляемого клиенту - физическому лицу посредством перевода денежных средств в соответствии с законодательством о национальной платежной системе в пользу клиента - физического лица.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством РФ проводить удаленную идентификацию и выдавать онлайн займы без посещения заемщиком офиса МФО МОГУТ только микрофинансовые компании (МФК) посредством поручения на основании договора кредитной организации проведение идентификации или упрощенной идентификации клиента - физического лица. При этом микрокредитные компании (МКК) такого права НЕ ИМЕЮТ.

В случае микрокредитной компании (МКК) для предоставления онлайн займа в целях соблюдения требований законодательства РФ заемщику необходимо посетить офис МКК хотя бы 1 (один) раз для проведения его первичной идентификации. Очень часто на рынке кредитования физических лиц идентификацию проводят сами сотрудники МКК, выезжая по адресу нахождения заемщика. Такой способ идентификации позволяет выполнить требования законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ, значительно сократить расходы МКК и не открывать дополнительные офисы обслуживания.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!