Все для предпринимателя. Информационный портал

Прямыми личными налогами являются. Прямые и косвенные налоги примеры в бухгалтерском учете

Налоги и их сущность

Нало́г - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней сорганизацийифизических лицв целях финансового обеспечения деятельностигосударстваи (или)муниципальных образований . Налоги следует отличать от сборов(пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Духовные лица освобождаются от уплаты налогов.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством(см.налоговое право) . Совокупность установленных налогов, а также принципов,формиметодових установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуютналоговую системугосударства [ источник не указан 369 дней ] .

Под налогом понимается принудительное изымание государственными налоговыми структурами с физических и юридических лиц, необходимое для осуществления государством своих функций [

Налог не является начальной формой аккумуляции денежных средств бюджетом. Существовало много видов поступлений в казну: дань с побежденных; контрибуции; домены - государственные имущества, приносящие доход (земля, леса, вещные права, капиталы); регалии - промысловые источники дохода монопольного характера (казенные фабрики; железная дорога; таможенная, судебная, монетная и другие регалии); пошлины с вывоза и ввоза. Введение же налогов предполагает более высокий уровень развития правосознания и экономики.

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные

В общем, налоги делятся на прямые , то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные , то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления . Прямыми налогами можно назвать такие, как личный подоходный налог,налог на прибыльи подобные . К косвенным налогам относятся налог с продаж,налог на добавленную стоимостьи другие .

Ко́свенный нало́г - налогна товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки кценеилитарифу, в отличие отпрямых налогов, определяемыхдоходомналогоплательщика.

Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учётом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, то есть, по существу, он является сборщиком, а покупатель - плательщиком косвенного налога.

В Российской Федерации эти налоги преобладают. [ источник не указан 385 дней ]

]Основные виды косвенных налогов

    Акциз- вид косвенного налога, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие оттаможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товарах, доставляемых из-за границы, а также коммунальные, транспортные и другие распространённыеуслуги.

    Налог на добавленную стоимость- вид косвенного налога; форма изъятия вбюджетчастидобавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

    Таможенная пошлина- вид косвенного налога в виде взноса (платежа) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета.

    Экологический налог- вид косвенного налога, связанный сохраной окружающей среды.

Прямо́й нало́г - налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имуществаналогоплательщика. Применительно к прямому налогу юридические и фактические налогоплательщики совпадают. Фактический плательщик - получатель налогооблагаемого дохода, владелец налогооблагаемого имущества. Прямые налоги представляют собой исторически наиболее раннюю форму налогообложения.

Прямые налоги делятся на реальныеиличныеналоги.

К числу прямых налогов относятся: подоходный налог,налог на прибыль предприятий(корпораций, организаций и т. п.);налог с наследства и дарения,имущественный налог,налог на добычу полезных ископаемыхи т. п. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество. Между субъектом и государством существует прямая связь: налогоплательщик сразу чувствует налоговый гнет. Отличительная особенность данного налога - относительно сложный расчет его суммы. Прямые налоги - налог на прибыль; налог на имущество; налог на доходы физического лица. Налог на прибыль - налогом облагается прибыль, полученная налогоплательщиком. Налог на имущество организаций - облагается налогом движимое, недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов ОС.

Объектом прямого налога являются доход (заработная плата, прибыль, процент, рента и т.п.) и стоимость имущества (земля, дом, ценные бумаги и т.п.) налогоплательщика, который одновременно выступает и сборщиком, и конечным плательщиком налога.

Налоги в современных экономиках могут быть представлены в самом широком спектре разновидностей. Оснований для классификации соответствующих обязательств также может быть большое количество. Налоговая система РФ характеризуется рядом особенностей, связанных с определением принципов отнесения налогов к тем или иным категориям. Какие из них можно назвать наиболее примечательным? Каким образом можно классифицировать налоги?

Основные характеристики налогов

Налоги – важнейший элемент управления экономикой. Как правило, именно они становятся основным ресурсом государства при формировании бюджета. Налоги могут взиматься как с физических, так и с юридических лиц в соответствии с положениями законодательства. Основные их элементы:

Существует большое количество оснований для классификации налогов. В числе таковых – отнесение платежей к твердым, прогрессивным, регрессивным либо пропорциональным. Рассмотрим их специфику подробнее.

Основания для классификации налогов: типы ставок

Итак, классификация налогов может предполагать отнесение таковых к тем, что исчисляются с применением твердых ставок, а именно фиксируются в абсолютном выражении, как правило, вне корреляции с величиной налогооблагаемой базы и часто независимо от нее.

Есть пропорциональные ставки. Их принято относить к самым распространенным. Данные ставки предполагают исчисление сборов в виде процента от налогооблагаемой базы. Чем больше объект налогообложения, тем выше, соответственно, исчисленное платежное обязательство.

Прогрессивные ставки предполагают, что, с одной стороны, как и в предыдущем сценарии, плательщик должен будет отчислять государству некий процент от налогооблагаемой базы, с другой – увеличение соответствующей доли по мере роста величины объекта налогообложения.

В свою очередь, регрессивные ставки предполагают обратную закономерность – уменьшение процента от базы синхронно со снижением ее величины.

Классификация налогов может осуществляться, исходя из способа перечисления сборов в бюджет. Изучим данный критерий подробнее.

Способ перечисления платежа: прямые и косвенные налоги

Рассматриваемый критерий предполагает разделение налогов на прямые и косвенные. К первым относятся те, что уплачиваются непосредственно налогоплательщиком. Как правило, они отражают некую экономическую активность, например, извлечение дохода в процессе предпринимательской деятельности. Можно отметить, что понятие прямых налогов было закреплено еще в советском законодательстве. Таким образом, соответствующий тип бюджетных обязательств – совершенно привычное для российской правовой системы явление.

Косвенные налоги – те, что уплачиваются одним субъектом де-юре, но другим – де-факто. В пример можно привести НДС. Данный налог обязаны уплачивать розничные продавцы наряду с иными сборами. Но, как правило, ритейлеры включают НДС в стоимость товара. Поэтому фактическими плательщиками данного налога являются покупатели. Российская система косвенных налогов включает также акцизы, таможенные пошлины.

Классификация прямых налогов

Классификация налогов и сборов может осуществляться и в рамках тех базовых категорий, что мы определили выше. Так, мы можем подробнее рассмотреть специфику прямых платежей. Их классификация может предполагать отнесение сборов к тем, которые удерживаются с физлиц и должны выплачиваться юридическими лицами. В числе налогов первого типа – имущественный, транспортный, НДФЛ. Сборы, взимаемые с юрлиц, – налог на прибыль, различные льготные платежи (УСН, ЕНВД, на имущество организации).

Общие и целевые налоги

Еще одно основание для классификации сборов – их отнесение к категории общих либо целевых. К первым налогам относятся те, что направляются в бюджет государства и задействуются как ресурс для финансирования общих расходов. Специальные налоги предполагают использование в конкретной отрасли национального хозяйства.

Уровень налогообложения

Классификация налогов в РФ может осуществляться, исходя из отнесения сбора к тому или иному уровню (федеральному, региональному либо местному).

К первым относятся платежные обязательства, которые устанавливаются правовыми актами, принимаемыми высшими структурами власти РФ. К федеральным налогам относятся НДФЛ, НДС, налог на прибыль, на трейдинг, таможенные пошлины.

Региональные сборы устанавливаются на уровне правовых актов, принимаемых в субъектах РФ. В числе соответствующих платежных обязательств – налог на имущество организаций, на добычу полезных ископаемых.

Местные сборы – те, что устанавливаются на уровне муниципалитетов РФ. В числе соответствующих платежных обязательств – земельный налог, имущественный сбор для физлиц.

Чуть позже мы рассмотрим специфику федеральных, местных, а также муниципальных платежных сборов подробнее.

Концепция налогообложения

Классификация налогов может быть осуществлена, исходя из принципов формирования платежных обязательств налогоплательщиков перед государством.

Так, в экономической системе может быть принята концепция, по которой субъекты налогов должны будут уплачивать сборы в бюджет пропорционально ключевым выгодам, получаемым от государства либо социума. То есть те граждане и организации, которые получают наибольшую выгоду, должны выполнять обязательства с целью формирования отмеченных выгод. Например, если предприниматели желают пользоваться возможностями для экспорта своей продукции, то они должны быть заинтересованы в стабильном функционировании необходимых государственных институтов. Поэтому им необходимо отчислять налоги в достаточных объемах для того, чтобы соответствующие структуры работали.

Другая концепция предполагает, что налогоплательщики перечисляют сборы в бюджет в корреляции с фактическим размером полученной выручки. Подобный подход довольно распространен в мире. Его в значительной мере задействует и российская налоговая система. Классификация налогов, о которой идет речь, может включать различные дополнительные критерии. Например, законодатель может акцентировать сбор платежей по широкому спектру оснований либо, наоборот, определить несколько ключевых статей налогообложения.

Сторонники диверсификации налогов, которая реализуется в рамках первого сценария, считают, что подобный подход способен повысить устойчивость экономики, гарантировать стабильность бюджетных поступлений в случае возникновения кризисных трендов в отдельных отраслях. В свою очередь, те исследователи, которые считают, что лучше определить несколько базовых источников бюджетных поступлений, аргументируют свою точку зрения более легкими способами администрирования подобной системы налогообложения, а также наличием большего количества способов законодательного регулирования сбора необходимых платежей.

Выше мы отметили, насколько распространена классификация налогов в РФ, исходя из их отнесения к федеральным, региональным либо муниципальным. Изучим их специфику подробнее.

Федеральные налоги

Данные сборы подлежат исчислению и уплате на всей территории России. Они устанавливаются и регулируются федеральным законодательством, по ряду оценок являются ключевыми с точки зрения формирования доходов бюджета страны, во многом определяют стабильность экономики, являются значимым ресурсом для поддержки региональных и местных бюджетов посредством дотаций, субвенций и иных механизмов финансирования. К федеральным налогам и сборам относятся:


Отметим, что перечень федеральных налогов, как тех, что представлены на других уровнях, может периодически корректироваться регулирующим законодательством.

Региональные налоги

  • транспортный;
  • налог на имущество предприятий;
  • налог на игорный бизнес;
  • лицензионные сборы субъектов РФ.

Установление региональных налогов осуществляется, как мы отметили выше, органами власти субъектов РФ, но с учетом положений, которые содержатся в НК РФ. Текущие критерии, которые включены в отмеченный федеральный источник права, предполагают, что региональные власти могут корректировать ставки, порядок и сроки выполнения платежных обязательств, если они не установлены в НК РФ.

Местные налоги

Следующий уровень налогообложения в РФ – местный. Уплачивать соответствующие сборы должны налогоплательщики в муниципалитетах: городах, районах, сельских поселениях. В числе местных налогов: земельный, на имущество физлиц. Полномочия по установлению критериев соответствующих платежей установлены законодательством в отношении различных муниципалитетов.

Что касается городских округов, включающих внутренние административные структуры, полномочия представительных органов, связанные с установлением, активизацией либо прекращением активностей муниципальных структур, могут быть реализованы властями города либо тех самых структур соотносительно с положениями законодательства субъекта РФ, в котором фиксируется разграничение полномочий между городскими округами и районами внутри них.

В городах федерального значения РФ местные платежи, которые предполагает распространенная классификация налогов и сборов в РФ, устанавливаются НК РФ, а также правовыми актами, принимаемыми органами власти соответствующих населенных пунктов. Касательно полномочий политических структур в городах федерального значения: они заключаются в возможности регулировать, как и в случае с региональными налогами, ставки, порядок и сроки перечисления соответствующих сборов, если данные критерии не прописаны в НК РФ.

Еще одна группа полномочий органов власти в городах федерального значения – установление специфики определения налоговой базы, а также льгот.

Федеральные, региональные либо местные налоги, которые не предусмотрены НК РФ, не могут применяться в России. В положениях Налогового кодекса могут фиксироваться также специальные налоговые режимы, предусматривающие дополнительные федеральные платежи, а также порядок установления соответствующих сборов. Соответствующие налоговые режимы могут предполагать освобождение от платежных обязательств субъектов, которые уплачивают в казну общие федеральные, региональные либо местные сборы.

Специальные режимы

Критерии классификации налогов, содержащиеся в законодательстве РФ, предполагают выделение отдельной категории платежных обязательств в виде специальных режимов. Исследуем их специфику подробнее. Специальные налоговые режимы фиксируются в положениях НК РФ и применяются в порядке, который предусмотрен данным источником права и иными законами, регулирующими налоги и сборы. В числе режимов, о которых идет речь:

  • ЕСХН, или система налогообложения, адаптированная для сельскохозяйственных бизнесов;
  • УСН – упрощенная система исчисления и уплаты сборов;
  • ЕНВД – система уплаты вмененного дохода;
  • патентная схема;
  • система налогообложения, сопровождающая соглашения о разделе продукции.

Выше мы отметили, что принципы классификации налогов могут предполагать выделение дополнительных критериев отнесения платежей к тем или иным категориям. Так, например, УСН бывает двух типов – та, что предполагает уплату государству налога с выручки по ставке 6%, а также та, в рамках которой налогоплательщики перечисляют в бюджет 15% от прибыли.

Предусмотренные законодательством РФ виды налогов и их классификация в ряде случаев могут предполагать выраженную детализацию критериев исчисления платежей. Например, формула исчисления ЕНВД предполагает задействование сразу нескольких компонентов – базовой доходности, физического показателя, различных коэффициентов. Фактически можно вести речь о наличии в налоговой системе РФ нескольких десятков единых налогов на вмененный доход, исходя из различных сочетаний указанных элементов.

Компоненты налога

Классификация местных налогов, а также региональных и федеральных может базироваться на компонентах, формирующих платеж. Таковыми считаются:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • период;
  • ставка;
  • порядок исчисления платежа;
  • сроки уплаты налога в бюджет.

Можно отметить, что данные компоненты зафиксированы в законодательстве.

Классификация по объектам

Распространена классификация налогов по объектам, которые являются, как мы отметили в начале статьи, составными частями платежей в государственный бюджет. Оснований для отнесения сборов к тем или иным категориям в рамках рассматриваемого критерия может быть достаточно много. Таковым может быть, например, уровень органа власти, утверждающего ставку либо порядок исчисления платежа.

Практическая полезность классификации налогов

Рассмотренные нами виды налогов и их классификация имеют важнейшее значение, прежде всего, с точки зрения выстраивания государственной стратегии формирования бюджета. Власти РФ могут обеспечить исчисление и направление в бюджет сборов сразу на трех уровнях, коррелирующих с системой государственного управления. Подобная схема, как считают многие исследователи, является одной из самых оптимальных для России. В связи с этим исключительно важную значимость имеет Налоговый кодекс, классификация налогов в соответствии с ним.

Платежи в бюджет, отнесенные к тем или иным категориям, имеют также большую научную значимость. Право как наука предполагает выработку теорий, объясняющих функционирование норм законов, включая те, что регулируют платежи в бюджет, а также определение оптимальных схем практического их применения. Соответствующие знания также могут иметь огромное значение при выстраивании государственной политики хозяйственного развития.

Резюме

Мы рассмотрели, на каких основаниях может быть реализована классификация налогов. Понятие прямого налога и косвенного также было расписано в нашей статье. Теперь попробуем резюмировать ключевые факты, изученные нами.

Итак, платежные обязательства перед бюджетом могут носить как физлица, так и организации. В числе базовых оснований для классификации налогов – отнесение таковых к категории прямых либо косвенных. В правовой системе РФ принят принцип распределения сборов по 3 основным категориям – федеральные, региональные, а также местные.

В ряде случаев налоги могут быть классифицированы, исходя из специфики составляющих их элементов.

Возможно выделение дополнительных категорий сборов посредством их детализации на основании тех или иных признаков (как в случае с ЕНВД). Если вести речь о неких базовых признаках, которые могут быть основанием классификации, в пример можно привести УСН. В данном случае есть 2 категории данного налога – уплачиваемый, как мы отметили выше, по ставке 6% с выручки либо исчисляемый в размере 15% от прибыли налогоплательщика.

Налоговый кодекс определяет список налогов, используемых в Российской Федерации. Весь список налогов классифицируется различными способам на основе своих критериев. Одним из таких способов является разделение налогов на прямые и косвенные.

Налогом называется обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Отличия прямых и косвенных налогов

Главная отличительная черта прямых и косвенных налогов заключается в том, на кого они возложены (с кого взимаются) и с чего считаются.

Прямые налоги относятся к деятельности предприятия и появляются за счет того, что предприятие работает. Примеры прямых налогов - это Налог на прибыль, Налог на имущество, Земельный налог, Транспортный налог, Фонд социального страхования и др. Главным плательщиком прямых налогов является само предприятие. Каждый вид прямого налога имеет свою базу исчисления и правила расчета.

Косвенные налоги появляются с определенных сумм и цен и напрямую ложатся на плечи покупателей (носитель налога). Примеры косвенных налогов это - НДС, Акцизы, Госпошлина, Налог на рекламу (отменили), Налог с продаж (отменили). Главным плательщиком косвенных налогов является покупатель. Для косвенных налогов характерно их включение в цену. Выглядит это так: к цене товара/услуги добавляется сумма налога. Например , для НДС - это добавление к розничной цене еще суммы, подсчитанной, как процент по ставке 10% или 18% от розничной цены (100р. + (100*18%) = 118р.)

Таблица различий между прямыми и косвенными налогами

Прямые налоги

Косвенные налоги

1. По поводу взимания налогов выступают два субъекта: бюджет и налогоплательщик

По поводу взимания налогов выступают три субъекта: бюджет, носитель налога и юридический налогоплательщик, как посредник между ними

2. Налоговое бремя несет непосредственно юридический плательщик

Налоговое бремя несет носитель налога, тогда как сам налог в бюджет поступает через юридического плательщика

3. Величина налогов непосредственно зависит от финансовых результатов деятельности плательщика

Величина налогов не зависит от финансовых результатов деятельности плательщика

4. Эти налоги от доходов, от имущества

Эти налоги от оборотов по реализации товаров(работ, услуг)

Налоги: план счетов бухгалтерского учета

Прямые налоги в бухгалтерском учете - список бухгалтерских счетов

Косвенные налоги в бухгалтерском учете - список бухгалтерских счетов

Классификация налогов на прямые и косвенные не единственная. Законодательство предлагает несколько принципов классификации:
- по способу взимания (прямые и косвенные)
- по субъекту налогообложения (по налогоплательщику)
- по объекту налогообложения
- по уровню бюджета, в который зачисляется налог
- по целевой направленности введения налога.

Различные варианты классификации налогов относят их к разным группам, придавая им свойства и характеристики этих групп. Тем самым, появляется возможность для Законодателя лучше изучать и познавать сущность налогов.

К прямым налогам относится налог, который начисляется на персональные доходы физлиц, или НДФЛ. Как правило, начисляется на зарплату гражданина, но может также применяться и в отношении иных типов выручки, которую получает человек, — например, по итогам продажи имущества либо иных сделок, которые принесли выгоду.

Ставка подоходного налога для россиян — 13%, если они имеют статус резидента, и 30%, если они проживают в основном за границей. Законодательством РФ установлен ряд вычетов по НДФЛ, в частности вычеты, предоставляемые гражданам, которые приобрели за свой счет недвижимость.

Налог на прибыль бизнесов

К прямым налогам относится налог, уплачиваемый предприятиями в рамках общей платежей в бюджет или ОСН. Как правило, данный сбор уплачивают крупные бизнесы, так как малые предприятия и ИП чаще всего стремятся к ведению бизнеса по УСН, ЕНВД либо иной системе, предполагающей снижение налоговой нагрузки. Это вполне объяснимо — ставка налога на прибыли в РФ составляет 20%. Это ощутимо больше, чем при УСН.

Ставка налога на прибыли, формируемые в результате коммерческой деятельности, дополнительно подразделяется фактически на 2 вида. Дело в том, что 2% от сбора, о котором идет речь, должны перечисляться в федеральный бюджет, 18% - в региональный. Таким образом, сбор, о котором идет речь, можно отнести сразу к двум уровням - федеральному и региональному.

В свою очередь, ставка подоходного налога в рамках УСН для ИП может составить 6% с прибыли фирмы либо 15% с выручки компании. Рассматриваемое платежное обязательство исчисляется исходя из величины налогооблагаемой базы, которая определяется как разница между выручкой и расходами налогоплательщика. Можно отметить, что ИП не платят налог, о котором идет речь. Соответствующие обязательства законодательством РФ возложены только на юрлиц, а также на филиалы иностранных структур, которые осуществляют в РФ коммерческие активности.

Важный аспект уплаты налога, о котором идет речь, — определение метода, посредством которого налогоплательщик относит доходы и расходы к тому или иному периоду. Таковых два — кассовый и метод начисления. Первая концепция исчисления налогов предполагает, что доход должен учитываться в момент совершения сделки, то есть после того, как выполнены условия по соответствующему контракту. Например, поставлен товар либо оказана услуга. В свою очередь, сущность кассового метода — в определении доходов после того, как клиент фактически рассчитывается с поставщиком, переведя ему финансовые средства на расчетный счет либо выплатив их наличными.

Рассматривая российские прямые налоги, полезно будет изучить специфику, в частности, имущественного налога. Таковых два.

Налог на имущество граждан

К прямым налогам относится налог на имущество физлиц. Данный сбор — также федеральный. В общем случае он исчисляется исходя из величины налогооблагаемой базы, которая выражается в кадастровой стоимости недвижимости, которой владеет налогоплательщик, а также площади соответствующего объекта.

До 2015 года соответствующий показатель рассчитывался на основе инвентаризационной стоимости имущества. Законодательством РФ установлен ряд вычетов в отношении сбора, о котором идет речь. Так, налогооблагаемая база может быть уменьшена на 10 кв. м, если речь идет о комнате, 20 кв. м, если соответствующая преференция применяется в отношении квартиры, 50 кв. м, если вычет задействует владелец дома.

Налог на имущество юрлиц

К прямым налогам относится налог на имущество юрлиц. Его природа несколько отличается от соответствующего сбора для граждан. Прежде всего, отметим, что данный налог — региональный, а не федеральный. Власти в субъектах РФ при этом фиксируют ставку самостоятельно — в тех пределах, что зафиксированы в положениях НК РФ. Также региональные законодатели вправе устанавливать особый порядок определения величины налоговой базы, льготы, а также алгоритмы их применения плательщиками. Уплачивать сбор, о котором идет речь, должны организации, имеющие в собственности как движимые, так и недвижимые активы. При этом в структуру налогооблагаемой базы может быть включено имущество, которое фирма передала во временное владение либо доверительное управление.

Кто исчисляет имущественные налоги?

Разграничение между имущественными сборами, о которых идет речь, можно провести также в зависимости от того, кто является в соответствии с законом субъектом исчисления данных налогов. В данном случае наблюдается практический пример классификации налогов по одному из критериев, зафиксированных нами в начале статьи.

Дело в том, что в случае с платежами для физлиц суммы для уплаты в бюджет предъявляются структурами ФНС. Специалисты имея в распоряжении данные о наличии у граждан тех или иных видов недвижимости, исчисляют имущественный налог и рассылают уведомления о его уплате по почте. Юрлица, в свою очередь, должны определять размер платежных обязательств самостоятельно.

НДС

Изучим специфику одного из косвенных налогов. В числе таковых — налог на добавленную стоимость, НДС. Данный сбор обычно включается, как мы отметили выше, в отпускную стоимость товара. Фактически НДС уплачивается покупателем, но с юридической точки зрения обязательства по его внесению в бюджет несет поставщик. Ставка НДС — 18% или 10% для отдельных хозяйственных операций. Законодательство предусматривает применение плательщиками НДС ряда вычетов.

Резюме

Итак, мы рассмотрели ряд примеров прямых и косвенных налогов, установленных законодательством РФ. Главный критерий различий между ними — статус фактического плательщика и того, кто должен перечислять соответствующие платежи в бюджет исходя из требований законодательства. Нам поможет наглядно зафиксировать, чем принципиально различаются налоги прямые и косвенные, таблица, расположенная ниже.

Прямые налоги

Косвенные налоги

Кто платит де-юре

Налогоплательщик — юрлицо, физлицо

Налогоплательщик

Кто платит де-факто

Налогоплательщик

Клиент налогоплательщика, покупатель — юрлицо или физлицо

Примеры налогов

НДФЛ, налог на прибыль юрлиц, имущественные налоги

НДС, акцизы, таможенные пошлины

В ряде случаев разграничение между прямыми и косвенными налогами провести довольно проблематично. Дело в том, что фирма может, в частности, и не включать НДС в структуру отпускной стоимости товара — в целях оптимизации налогообложения или с целью повышения конкурентоспособности на рынке. В этом случае компания будет плательщиком НДС как с юридической, так и фактической точки зрения.

С точки зрения наполнения бюджета РФ значимыми могут быть как прямые, так и косвенные налоги. Поэтому государство постоянно совершенствует подходы к организации эффективного сбора и тех и других платежей.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!