Все для предпринимателя. Информационный портал

Пророчества о будущем россии. Опубликованы малоизвестные предсказания будущего россии

Россия накануне мирового шторма (26 августа 2016 года)

Ближайшее десятилетие рискует стать едва ли не самым опасным периодом мировой истории со времен Карибского кризиса 1962 года.

Слишком много «точек неустойчивости» в мире накопилось. Все более явная неспособность ООН поддерживать и укреплять международный мир на фоне доминирования США. Ставка нового поколения американских «ястребов» на дальнейшую конфронтацию с Россией, подкрепленная уверенностью в собственном техническом и экономическом превосходстве.

Никем не отмененная тенденция НАТО к «расширению на Восток». Рост влияния Китая. Нарастающая массовая миграция из Африки и Ближнего Востока в Западную Европу. Хаотизация целого ряда суннитских государств Азии. Продолжающаяся деградация государственности на Украине. И даже такой нетривиальный для РФ вопрос, как преемственность власти и целей, который в полный рост встанет уже в 2018 году.

Мы часто слышим цитату: «Не дай вам бог жить в эпоху перемен!» Хотя она, вопреки общественному мнению, и не принадлежит Конфуцию, истинность ее неоспорима. Не стоит строить иллюзий о том, что грядущие годы будут легкими. Скорее — напротив. Мир продолжает меняться, порождая, с одной стороны, неопределенность, а с другой — открывая «окна» новых возможностей.

=============

Американские аналитики из разведывательно-аналитической компании Stratfor опубликовали прогноз на ближайшие 10 лет, в котором говорится об основных глобальных политических и экономических изменениях.

В целом ожидается, что мир станет более опасным, власть США начнет ослабевать, а другие крупные страны настигнут хаос и упадок, сообщает Новое время со ссылкой на Business Insider.

Предсказания Stratfor:

1. Коллапс России. Санкции, снижение цен на нефть, падение рубля, рост военных расходов и увеличение внутренних противоречий не позволит Кремлю удержать Россию в списке крупнейших экономик мира. Российская Федерация не распадется на несколько частей, но Москва утратит власть над регионами.

...

12. Власть США начнет ослабевать. Вашингтон станет слишком рассудительным в решении мировых проблем вместо того, чтобы занимать активную лидерскую позицию. Это сделает мир еще более непредсказуемым. Однако Штатам станет комфортнее изолировать себя от мировых кризисов, имея растущую экономику, внутреннее энергетическое производство, уменьшив экспорт и чувствуя себя самой стабильной и сильной страной планеты.

=============

Мир будущего: 8 прогнозов на ближайшие 10 лет (20 апреля 2016 года)

Текст: Питер Диамандис, Singularity Hub. Перевод: Родион Раскольников, «Спутник и Погром»

К 2025 году движение к миру подлинного изобилия ускорится — в соответствии с законом Мура. Вот восемь областей, которые в следующие десять лет ждут радикальные перемены:

1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МОЗГ ЗА 1000 ДОЛЛАРОВ

К 2025 году на 1000 долларов можно будет купить компьютер, способный работать со скоростью 10^16 циклов в секунду (10000 триллионов циклов в секунду). Это эквивалент скорости работы человеческого мозга.

...

6. ДОПОЛНЕННАЯ И ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Миллиарды долларов, которые Facebook (Oculus), Google (Magic Leap), Microsoft (Hololens), Sony, Qualcomm, HTC и другие компании вкладывают в дополненную и виртуальную реальность, приведут к появлению нового поколения дисплеев и пользовательских интерфейсов.

Экран в привычном нам виде — телефон, монитор компьютера, телевизор — исчезнет, всё это заменят очки. Не гиковские Google Glass, а стильные эквиваленты современных модных оправ. В результате произойдёт переворот сразу в нескольких областях, от потребительской торговли, недвижимости, образования, путешествий и развлечений до фундаментальных принципов взаимодействия человека с миром.

ВЫВОД: МЫ ЖИВЕМ В САМОЕ УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ ЗА ВСЮ ИСТОРИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Впереди потрясающие времена, единственной постоянной вещью будут только перемены, и их скорость только увеличивается.

Оригинал материала на сайте Singularity Hub

=============

Радужные прогнозы Вашингтона: США не верят, что Китай станет лидером мировой экономики (14 февраля 2015 года)

Вашингтон заявляет, что американская экономика сохранит лидирующие позиции в будущем. Согласно прогнозу Министерства сельского хозяйства США, Америка будет возглавлять список сильнейших экономик мира в 2030 году. Однако, по прогнозам МВФ, в течение считанных месяцев Америку может обогнать Пекин.

«В настоящее время экономическая ситуация быстро меняется. Американский доллар уже очень долго выступает в качестве мировой резервной валюты. Если ситуация изменится — а на мой взгляд, так и будет — у США начнутся большие проблемы. Страна сильно пострадает от инфляции, и это изменит абсолютно всё: позиция стран с большим запасом природных ресурсов, таких как Россия, станет более устойчивой. С Китаем дела обстоят не так определённо. На него влияет множество факторов. Это развивающаяся страна, там постоянно происходят изменения», — считает Роберт Уэнзел, редактор и издатель экономического интернет-журнала Economic Policy Journal dot com.

Похоже, против Пекина ведётся спланированная атака. Отчасти это происходит потому, что Китай идёт своим путём, открывает собственный банк глобального значения и совершает действия, которые приходятся США не по душе. Америка хочет быть ведущей финансовой державой, она видит угрозу в таких странах, как Китай, и поэтому хочет пошатнуть позиции Пекина.

Китай и другие развивающиеся страны стремятся преодолеть господство МВФ и Всемирного банка. Они предпринимают для этого различные шаги.

Сценарий геополитической капитуляции России

Сценарий геополитической капитуляции может начать осуществляться еще до президентских выборов 2024 года. И хотя вероятность такого развития событий до президентских выборов 2024 года невелика, но полностью сбрасывать ее со счетов было бы опрометчиво. Скорее всего, такая эволюция станет возможной в случае ошибок и просчетов политического руководства страны в экономической и кадровой политике , а также давления различных олигархических кланов и отдельных влиятельных лиц, преследующих свои узкие интересы.

На начальной стадии сценарий либерального реванша будет протекать незаметно , но затем приведет к резкому обострению внутриполитической ситуации в стране. Сперва подверженный западным санкциям олигархат и чиновничий аппарат усилит давление на президента, подталкивая его на уступки Западу , в частности, на сдачу Донбасса по примеру Сербской Краины . Западные партнеры российских олигархов обещают президенту существенное облегчение санкций в случае реинтеграции Донбасса в состав Украины.

Либеральное крыло правительства под предлогом экономических сложностей примет ряд непопулярных экономических мер, вызывающих возмущение населения. Несистемная прозападная оппозиция организует акции протеста с требованием отмены антизападных контрсанкций «для облегчения положения народа». К этим акциям присоединится часть недовольного населения. Таким образом будет формироваться иллюзия того, что экономическое положение ухудшается благодаря конфронтации с Западом, и народ якобы требует эту конфронтацию прекратить.

В этих условиях президент идет на поводу у прозападных кругов и соглашается на сдачу Донбасса в красивой обертке «реализации Минских соглашений ». Российская делегация в ООН получает указание проголосовать в Совете Безопасности за резолюцию о начале миротворческой операции ООН на Донбассе. На территорию ДНР и ЛНР вводятся миротворческие силы ООН, которые перекрывают границу с Россией и отрезают эти самопровозглашенные республики от российской помощи. Затем на территорию обеих республик просачиваются части специального назначения киевского режима, которые начинают брать под контроль ключевые инфраструктурные объекты. Попытки вооруженных сил ДНР и ЛНР им в этом помешать объявляются нарушением перемирия и блокируются силами ООН. Через некоторое время все ключевые объекты Донбасса оказываются под контролем украинских подразделений.

Помощь со стороны России не приходит. Власти ДНР и ЛНР осознают безвыходность своего положения и под конвоем войск ООН покидают территорию Донбасса. Вслед за ними устремляются тысячи беженцев . Поток беженцев на территорию РФ резко возрастает, когда ВСУ и добровольческие батальоны Украины начинают тотальную зачистку территории от нелояльных элементов. Все это масштабно освещается в российских и зарубежных СМИ. Как следствие, авторитет президента и его окружения в патриотических кругах РФ и силовых структурах резко падает.

Между тем Запад принимает лишь символические шаги по отмене санкций и заявляет, что они могут быть полностью прекращены только после решения проблемы Крыма. Либеральное правительство РФ продолжает непопулярные экономические меры, повышаются акцизы, тарифы и другие поборы с населения . Поток беженцев с Донбасса на территорию РФ еще больше усугубляет экономическую ситуацию.

Инфляция увеличивается до 6–8% в год. Стремясь ее обуздать, Центральный банк увеличивает процентные ставки , что негативно отражается на кредитовании промышленности и потребительском спросе. Под предлогом, что надо купировать социально-экономический кризис, вызванный потоками беженцев с Донбасса, и что отношения с Западом якобы выходят на траекторию нормализации, либералы сокращают расходы на оборону. Это вызывает оправданное недовольство военных и всего силового блока. Сокращение военных расходов тормозит рост производства, особенно в промышленных и высокотехнологических областях. Экономика России входит в стадию стагнации. Темпы экономического роста снижаются до 0,5% в год.

Запад требует проведения нового референдума в Крыму под международным контролем. Для этого Москве надо формально вывести республику из состава РФ. Невнятная реакция властей на эти требования Запада приводит к тому, что в Крыму начинается массовое брожение людей, активизируются крымскотатарские сепаратисты . Часть правоохранителей Крыма , увидев последствия ситуации на Донбассе, занимают выжидательную позицию. Наиболее неустойчивые из них начинают искать контакты с киевским режимом на предмет получения индульгенции в будущем в обмен на определенные услуги . Политическая ситуация в Крыму дестабилизируется.

На этом фоне активизируется патриотическая оппозиция в Москве, призывая народ на массовые митинги в поддержку Крыма. Она получает неожиданную поддержку либеральных и прозападных кругов, выделяющих финансовые ресурсы на проведение митингов под общим лозунгом отставки президента. В столице проходит серия многотысячных митингов протеста. В условиях нарастания политической нестабильности население, мелкий и средний бизнес, чтобы защитить свои денежные накопления, начинает скупать валюту. В отсутствие системы контроля за биржевой торговлей валютой это ведет к резкому росту валютных спекуляций и падению курса рубля на 50%.

После этого Центральный банк вынужден вмешаться для поддержки курса рубля. Ему удается стабилизировать рубль в районе 100 рублей за 1 доллар США, истратив на это 1/3 своих валютных резервов. Между тем падение курса рубля вызывает новый виток инфляции, которая увеличивается до 10% в год. Это в свою очередь ведет к дальнейшему снижению покупательной способности населения и еще больше тормозит рост экономики. Фактически экономика входит в стадию отрицательного роста.

Тем временем киевский режим, установив контроль над Донбассом, перемещает ударный военный кулак на границы Крыма. Воодушевленные победой на Донбассе украинские военные находятся в боевом настроении. Российские войска в Крыму, напротив, дезориентированы и подавлены. В этих условиях украинская сторона начинает обстрелы российских пограничников и близлежащих населенных пунктов Крыма. Появляются первые убитые и раненые среди российских военнослужащих. Однако российские войска в Крыму реагируют на эти обстрелы очень ограничено, так как из Москвы не поступает приказа решительным ударом отбросить агрессора. Украинские диверсанты предпринимают попытку взорвать мост через Керченский пролив. Им удается вывести из строя железнодорожную часть моста, что приводит к дополнительным сложностям по снабжению Крыма необходимыми товарами.

Протесты населения Крыма усиливаются, часть крымских активистов направляется в Ростов, Краснодар, Воронеж, Москву, где присоединяется к акциям за сохранение Крыма в составе России. Эти митинги сливаются в один поток с митингами социально-экономического характера и митингами несистемной оппозиции за отставку президента. А вот контрмитингов, вроде митинга на Поклонной, уже не происходит, ибо патриотическое крыло российского общества отказывает президенту в дальнейшей поддержке.

Президент остается один на один с ростом массовых протестов, управляемых либералами. Официальные структуры, типа Единой России и ОНФ, в условиях раскола в верхах оказываются недееспособными. На определенном этапе происходят столкновения протестующих с Росгвардией, в результате которых появляются первые жертвы. Запад вновь ужесточает санкции. Прозападные круги в окружении президента требуют отставки силовых министров и генералов, «виновных в кровопролитии», и назначения на эти должности приемлемых для либералов и Запада фигур .

Этот момент будет критическим для судьбы данного сценария и всей России. В этот момент у президента еще есть возможность отыграть ситуацию назад и, опираясь на лояльных силовиков, ввести чрезвычайное положение, распустить правительство, арестовать лидеров протестов и наиболее активных представителей «пятой колонны», поставить СМИ под жесткий контроль, передать административную власть в крупных городах военным комендатурам, объявить о том, что Крым – неотъемлемая часть России, и пойти на решительный разрыв отношений с Западом. Это на какое-то время осложнит экономическую ситуацию в стране еще больше, но позволит спасти российскую государственность.

Если же президент поддастся давлению прозападных кругов и поменяет руководителей силового блока, то он станет полностью зависимым от либерального клана и не сможет принимать самостоятельных решений. В конце концов его вынудят уйти в досрочную отставку. В этом случае либеральный реванш свершится в форме дворцового переворота . Будут назначены досрочные президентские выборы, на которых при поддержке «Единой России » победит либеральный кандидат, прикрывающийся патриотической риторикой.

Возможен также вариант, при котором президент не поддастся на давление прозападных кругов, не заменит лояльных себе силовиков на других, но и не предпримет решительных мер по подавлению участников заговора. Такое решение несколько отсрочит развязку, но не предотвратит ее . Запад будет принимать всё новые и новые санкции. Экономическая ситуация под руководством либерального крыла правительства будет продолжать ухудшаться.

Неготовность президента дать решительный военный ответ на вооруженные провокации Киева в Крыму будет еще больше подтачивать его авторитет в силовых структурах. И если верхушка силовиков продолжит сохранять лояльность президенту, то на низшем и среднем уровне силовых структур эта лояльность перестанет существовать. Рядовые военнослужащие откажутся активно бороться с протестующими. После этого контроль над крупными городами начнет переходить в руки оппозиции. Всё большее число лиц из ближайшего окружения президента начинает вести двойную игру. Подавление оппозиции силой на этом этапе будет уже невозможно. Президенту придется подать в отставку и назначить досрочные выборы. Таким образом, либеральный реванш осуществится в виде «оранжевой революции ».

После смены власти в Кремле решение проблемы Крыма займет какое-то время, но к 2025 году он будет возвращен Украине в форме автономной республики, которая в перспективе опять потеряет свой статус . Это будет сопровождаться массовым бегством из Крыма русского населения и захватом их собственности проукраинскими элементами. Черноморский флот также будет вынужден покинуть Крым. Все это будет серьезным бременем для российской экономики. Количество беженцев превысит 3 млн. человек. Потребуется строительство новой портовой инфраструктуры и жилья для военнослужащих. Делаться это будет крайне медленно из-за сокращения военного бюджета и в чём-то напоминать вывод советских войск из Германии при Горбачеве.

Экономика России, согласно этому сценарию, фактически не вырастет, так как экономический рост в первые два года сменится стагнацией, а затем и падением . Соответственно ВВП по ППС останется примерно на уровне 2016 года – 3,862 трлн. долл. При этом Россия опустится с шестого на восьмое место в рейтинге крупнейших экономик мира. Инфляция будет составлять порядка 10%. Национальный доход на душу населения по ППС в абсолютных цифрах снизится незначительно, однако относительно других стран существенно. По этому параметру Россия опустится с 77-ого на 84 место в международном рейтинге. В связи с дальнейшей коммерциализацией образования еще больше упадет качество человеческого капитала. Внутри страны установится диктатура либералов. Они резко сократят вооруженные силы и Росгвардию, зато существенно увеличат количество частных охранных структур, которые будут подавлять народные выступления против всё более жесткой экономической политики.

После решения «крымского вопроса» Запад отменит большую часть экономических санкций, но наложит на Россию контрибуцию для «компенсации потерь», вызванных «российской аннексией Крыма» и войной на Донбассе . Эта контрибуция будет исчисляться десятками миллиардов долларов и будет включать как прямые финансовые дотации в украинский бюджет, так и поставки российского газа и нефти по заниженным ценам, а также свободный доступ украинской продукции на российский рынок.

В то время как олигархические структуры РФ смогут компенсировать свои убытки путем повышения цен и тарифов , российский средний и мелкий бизнес окажется в тяжелом положении, поскольку снизится покупательный спрос населения, возрастут тарифы, акцизы и другие поборы с предпринимателей, а российский рынок будет вновь завален дешевой украинской продукцией и товарами из ЕС, контрсанкции против которого будут отменены.

Произойдет серьезное сокращение производства в ОПК в связи с резким уменьшением оборонных расходов. Соответственно, остановятся и промышленные цепочки, снабжающие этот сектор экономики, примерно так же, как это было в 90-е годы . Большое число беженцев с Донбасса и из Крыма продолжит оставаться серьезным бременем для государственного бюджета. Соответственно, экономика РФ не только не сможет восстановиться, но и продолжит падение темпами 1% в год. Инфляция останется на уровне 10% в год, а в потребительском секторе еще выше. Уровень жизни людей продолжит снижаться.

В то же время отмена западных санкций будет носить кратковременный характе р. Не пройдет и года после решения крымского вопроса, как Вашингтон и Брюссель выдвинут условия касательно Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии, угрожая новыми санкциями. Приднестровье падет первым. К 2030 году либеральное правительство РФ согласится на вывод оттуда российского миротворческого контингента. С украинской стороны будет введена жесткая блокада республики. Запад будет требовать введения в республику миротворческих сил ООН. При голосовании этой резолюции в Совете Безопасности ООН российская делегация воздержится по ливийскому варианту.

Костяк миротворческих сил ООН в Приднестровье составят войска стран-членов НАТО . Столкнувшись с непреодолимой силой, ПМР капитулирует без боя. Войска ООН обеспечат выезд руководства ПМР, но руководители среднего и младшего звена этого сделать не смогут и подвергнутся репрессиям со стороны официального Кишинева. Молдавские националисты начнут массовую зачистку территории Приднестровья от «пророссийских элементов». Русские будут изгоняться со всех постов в системе госуправления, образования, правоохранительных органов. Их бизнес будет изыматься в пользу новой молдавской номенклатуры. Любое сопротивление будет жестко подавляться. Количество русских беженцев из Приднестровья составит порядка 200 тыс. человек в добавление к 4 млн. беженцев из Донбасса и Крыма.

Еще более критической окажется ситуация в Южной Осетии и Абхазии. Запад предъявит Москве ультиматум об отзыве признания независимости этих республик и выводе оттуда российских войск. Против этого выступит прежде всего Северная Осетия, но также Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия. Москва будет разрываться между позицией своих регионов и угрозой западных санкций. Однако после недолгих колебаний интересы прозападной олигархической верхушки в Москве возьмут верх. Без консультаций с Северной и Южной Осетией российские войска покинут регион. Они также будут выведены из Абхазии. Однако попытка Грузии ввести в Южную Осетию и Абхазию свои войска натолкнется на вооруженное сопротивление местного населения. Северная Осетия окажет своим соплеменникам военную помощь и фактически выйдет из-под контроля Москвы. Помощь абхазам окажут и адыгские народы Северного Кавказа. Война с Грузией приобретет трансграничный характер.

Запад под угрозой новых санкций будет требовать от Москвы навести порядок на границе с Абхазией и Южной Осетией. Попытка Москвы осуществить этот план приведет к военным столкновениям между российскими войсками и кавказскими добровольцами. Причем российские военные не будут проявлять особого энтузиазма в этой войне. Из российских воинских частей на Кавказе начнется массовое дезертирство, которое будет поощряться властями кавказских республик в том числе путем подкупа и переманивания в добровольческие вооруженные формирования. Такое поведение военнослужащих получит поддержку российского общества, так как война Южной Осетии и Абхазии с Грузией будет восприниматься как справедливая. Одновременно власти и население кавказских республик начнут саботировать поставки продовольствия и ГСМ российским войскам на границе. Этот саботаж будет постепенно эволюционировать в полномасштабную партизанскую войну.

Дестабилизацией ситуации на Кавказе воспользуются сепаратистские силы кавказских республик, которые начнут создавать свои частные армии и требовать независимости от Москвы. Ситуация на Кавказе будет чем-то напоминать период начала 90-х годов прошлого века . Деморализованная армия РФ будет не в состоянии навести порядок в регионе. Более того, силовые действия Москвы против кавказских сепаратистов неожиданно встретят противодействие со стороны Запада, который заявит о праве этих народов самим определять свою судьбу. Вашингтон и Брюссель начнут убеждать либеральное правительство в Москве предоставить этим республикам независимость, задействовав старый тезис о том, что они являются «обузой для российской экономики». К тому моменту самозваные лидеры Северной Осетии, Ингушетии, Дагестана и Чечни провозгласят независимость. В республиках возникнет двоевластие. Кавказские сепаратисты получат политическую и материальную поддержку Запада. Им в помощь хлынут вооруженные боевики с Украины.

Между тем налаженный механизм управления выборами через «Единую Россию» не позволит гражданам страны обеспечить смену власти демократическим путем. Все оппозиционные партии патриотической ориентации окажутся под сильным прессингом. Они будут лишены финансовой и ресурсной поддержки, им будут чиниться различные административные препятствия. Против наиболее популярных лидеров будут возбуждаться уголовные дела, а порой осуществляться прямое запугивание, как на нынешней Украине.

Поэтому на выборах 2030 года вновь уверенно «победит» прозападный кандидат. К 2035 году российская экономика упадет примерно на 15% по сравнению с 2025 годом. ВВП по ППС составит примерно 3,28 трлн. долл. Россия опустится на десятое место в рейтинге крупнейших экономик мира. Инфляции будет находиться на уровне 10–12% в год. При этом количество населения принципиально не изменится, оно стабилизируется на уровне 2025 года, а отделение Крыма будет «компенсировано» большим количеством беженцев оттуда, а также из Донбасса и Приднестровья . Но национальный доход на душу населения упадет существенно, примерно на 20%, и в расчете по ППС составит $18 032 долл. на человека. По этому показателю Россия уже не войдет даже в первую сотню государств мира. А уровень жизни граждан будет сопоставим с нынешним украинским.

Через два-три года после зачистки Приднестровья Молдавия вступит в НАТО. За ней последует Украина . Россия утратит привлекательность для партнеров по ЕвраЗЭС. В Белоруссии и Казахстане произойдет смена первых лиц. В условиях либерального реванша в России к власти в этих странах также придут прозападные лидеры. Они заявят о своей ориентации на ЕС и НАТО. Начнется постепенный демонтаж ЕвраЗЭС. Экономическое влияние РФ на постсоветском пространстве существенно упадет. Белоруссия, Молдова, Закавказье и страны Центральной Азии через Восточное партнерство и договоры об ассоциации с ЕС будут все больше втягиваться в экономические отношения с Западом.

Белоруссия к тому моменту выйдет из ОДКБ и заявит о своем военном нейтралитете. При этом официальной целью республики будет объявлено вступление в НАТО и Евросоюз. Грузия получит статус страны-кандидата в члены НАТО, а Азербайджан заявит о намерении присоединиться к альянсу в среднесрочной перспективе. Армения также выйдет из ОДКБ, но сохранит, соглашение о взаимопомощи с Россией. В то же время ей придется постепенно переориентироваться на НАТО, и в этом контексте встанет болезненный вопрос об урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта на условиях Азербайджана.

Китай и Иран, осознав беспомощность России и ее ориентацию на Запад, будут все больше дистанцироваться от Москвы, прекратят поддерживать ее политически в ООН и на других международных форумах. В экономическом плане Китай и Иран будут совершенно беспардонно продавливать свои интересы в Центральной Азии и Закавказье, уже не считаясь с интересами Москвы. Одновременно они начнут переманивать к себе наиболее талантливых российских ученых и инженеров ОПК с целью воспользоваться их услугами для укрепления собственных сил сдерживания перед лицом западной агрессии.

К 2035 году ЕвраЗЭС и ОДКБ перестанет существовать . Белоруссия, Грузия и Азербайджан вступят в НАТО. Положение Армении ухудшится настолько, что она будет вынуждена вернуть Нагорный Карабах Азербайджану и подать заявку на вступление в НАТО. Российская база будет выведена с территории Армении, а договор о взаимопомощи досрочно денонсирован. Пришедшие к власти в Казахстане казахские националисты воспользуются ситуацией и начнут силовое выдавливание оставшегося русского населения. Таким способом они смогут на какое-то время обеспечить стабилизацию политической ситуации в условиях резкого ухудшения экономического положения страны. Перераспределяя среди своих сторонников захваченную у русских собственность, они смогут на несколько лет обеспечить себе политическую базу поддержки. С учетом Донбасса, Крыма, Приднестровья и республик Северного Кавказа общее количество русских беженцев в РФ составит около 10 млн. человек.

Третье десятилетие 21-ого века станет последними годами существования России в том виде, как мы ее сегодня знаем . Нарастающая экономическая разруха на Северном Кавказе будет побуждать жителей кавказских республик совершать вооруженные набеги на соседние регионы с преимущественно русским населением. Под ударом окажутся Ставропольский и Краснодарский край, а также Ростовская область. Неспособность властей РФ прекратить такие набеги приведет к вооружению граждан и организации отрядов самообороны и самостийных органов власти, неподконтрольных Москве. В национальных автономиях РФ за пределами Кавказа усилится сепаратизм.

В этих условиях наиболее разумные люди из числа либерального руководства России начнут настаивать на введении чрезвычайного положения, резкого увеличения расходов на армию и другие силовые структуры, а также жесткого подавления проявлений сепаратизма . Однако они натолкнутся на жесткое противодействие олигархических кругов, связанных с Западом, и самого Запад а. Брюссель и Вашингтон пригрозят введением санкций против олигархов, которые недостаточно активно препятствуют введению чрезвычайного положения и увеличению оборонных расходов. Против этого плана также истерично выступят все либеральные СМИ. В итоге план введения чрезвычайного положения одобрен не будет, ассигнования на вооруженные силы увеличатся незначительно и дестабилизация страны продолжит углубляться.

В конце концов либеральное правительство в Москве посчитает, что предоставление независимости республикам Северного Кавказа – меньшее из зол . К 2040 году все эти республики получат независимость. Русского населения там фактически не останется, за исключением стариков, которым просто некуда будет ехать. Однако стабилизировать обстановку таким путем не удастся. На Северном Кавказе будет идти война всех против всех. Регион превратится в подобие нынешней Ливии. Там обоснуются исламские террористические организации, которые при поддержке Запада начнут перманентную диверсионно-террористическую войну против соседних российских регионов. Эмиссары этих организаций устремятся вглубь России, на территорию мусульманских республик, где также развернут подпольную террористическую войну.

Между тем, вдохновленные примером Северного Кавказа, элиты других автономных республик также потребуют независимости. Начнется новый парад суверенитетов . На первом этапе независимость провозгласят Татарстан, Башкирия, республика Тыва и Якутия. Либеральное правительство в Москве окажется парализованным. Согласиться на признание независимости этих территорий оно никак не сможет, но и применить силовые методы для подавления сепаратизма также не сможет. Во-первых, потому что будет опасаться новых санкций Запада, а во-вторых потому, что не будет уверено в способности и готовности армии и внутренних войск такой порядок навести. Начнется перетягивание каната между центром и республиками, как это имело место в последние годы правление Горбачева.

Между тем местные сепаратисты начнут переподчинять себе все республиканские органы власти, устанавливать свои порядки и игнорировать приказы и распоряжения Москвы. В Татарстане и Башкирии эта ситуация приведет к вооруженному межэтническому конфликту, так как проживающее в республике русское население не захочет отделяться от России и возьмется за оружие. А Якутия и Тува в течении года-двух фактически выйдут из подчинения Москве и обретут независимость де-факто. К этому добавится и ситуация в Калининградской области, где подпитываемая Западом «пятая колонна» организует местный майдан с требованием отсоединения от России и вступления в ЕС. На помощь этому майдану придут боевики из соседних Литвы и Польши, которые начнут действия по силовому захвату власти. Попытка расквартированных в Калининграде российских войск противостоять этому натолкнется на угрозу НАТО применить силу для «защиты гражданского населения».

К тому моменту вооруженные силы России будут находится в довольно плачевном состоянии, и им будет нечего противопоставить натовскому ультиматуму. Калининградская область провозгласит независимость, вступит в ЕС, а затем будет поделена между Польшей, Литвой и Германией. Большая часть русского населения области будет насильно выселена, а другая часть ассимилирована.

Япония, увидев слабость России, начнет готовить почву для аннексии Курильских островов и Сахалина. Усилятся территориальные претензии со стороны Финляндии, Норвегии и государств Прибалтики. Финляндия выдвинет претензии на Карелию и Выборг, Норвегия – на Мурманскую область, Латвия – на Псковскую область, Эстония на часть Ленинградской области, Украина – на Ростовскую область и Кубань, Казахстан – на Оренбургскую и Астраханскую области, Китай – на Дальневосточные районы РФ, США – на Камчатку, Чукотку и Якутию.

К 2050 году РФ будет представлять собой лоскутное одеяло – страну, «разорванную в клочья». Она потеряет примерно половину своей нынешней территории. Независимость провозгласят все автономные республики и часть областей. На территории ряда из них будет идти гражданская война. Прогнозировать уровни падения экономики и жизни людей для такой ситуации не имеет смысла. Это будет национальная катастрофа, сопоставимая с событиями 1918–1920 годов. Только на этот раз объединенный Запад не позволит России вновь подняться, все его силы будут брошены на добивание поверженного геополитического противника.

Часть территории России будет оккупирована соседними государствами . Некоторые районы будут контролироваться миротворческими силами ООН или НАТО. Российское ядерное оружие перейдет под международный контроль и будет постепенно демонтироваться. Власть правительства в Москве не будет простираться далее центрального экономического района. Развал российской государственности примет необратимый характер. Страна будет доживать последние годы своей жизни.

Наиболее печальная участь в этом сценарии ожидает русский народ. Если различные автономные образования на территории РФ смогут сохранить свою национальную государственность (Запад не будет этому препятствовать), то русские территории будут расчленены. Часть из них перейдет под контроль различных национальных образований, где русские окажутся в положении людей второго сорта, как это имеет место в нынешней Прибалтике или на Украине. Со временем это русское население будет частично ассимилировано, а частично уничтожено или выселено . В собственно русских регионах будут действовать администрации, контролируемы международными структурами, как это имеет место, например, в нынешней Боснии и Герцеговине.

Значительная часть русского населения будет принудительно переселена в районы Крайнего севера, где оно будет использоваться в качестве дешевой рабочей силы для добычи полезных ископаемых и обслуживания инфраструктуры по поставке сырьевых ресурсов на Запад и на территорию прозападных клиентских государств постсоветского пространства. Оккупационные администрации будут проводить политику по депопуляции русских регионов путем контроля над рождаемостью, спаивания и наркотизации населения, поставками генно-модифицированного продовольствия, выращенного на западных агропромышленных фермах, поощрением замещающей миграции из Китая и стран Центральной Азии. К концу 21 века Россия перестанет существовать, а ее территория будет представлять собой совершенно новый конгломерат народов и государств, подконтрольных западной цивилизации и обслуживающих ее.

Падение цен на нефть, совпавшее по времени с экономическим кризисом в России, заставило многих задуматься, что эпоха контрреформации, наступившая после прихода Владимира Путина на президентский пост, приближается к концу. У подобных ожиданий есть несколько оснований.

Первое из них - глубина кризиса, который стал самым серьезным для российской экономики со времен завершения глобальной рецессии семилетней давности. По итогам 2015 года спад ВВП составил 3,7%. Еще более высокими оказались темпы падения реальных располагаемых доходов населения (минус 4%), оборота розничной торговли (минус 9,5%) и реальных заработных плат (минус 10%). Экономический спад происходил на фоне двузначной инфляции (12,9%) и обвальной девальвации рубля, среднегодовой курс которого снизился с 44,5 USD/RUR в 2014 году до 64,6 USD/RUR в 2015-м. Результатом стал рост числа лиц, живущих за чертой бедности, на 3,1 млн человек - до 19,3 млн, что стало максимальным уровнем с 2006 года.

Столь сильный кризис не может не возыметь политических последствий. Это наглядно показал опыт кризиса 2009 года, который был не в пример мягче нынешнего: в тот год, несмотря на самый глубокий спад ВВП среди всех стран «Большой двадцатки» (минус 7,8%), реальные располагаемые доходы населения выросли на 3%. Финансовые ресурсы, накопленные в середине «нулевых» в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния, позволили тогда властям относительно безболезненно пройти период кризиса.

Однако им не удалось избежать социальных протестов, которые в течение двух посткризисных лет прокатились по регионам. Крупнейшим из них стала оппозиционная акция 30 января 2010 года в Калининграде, на которую собралось 12 тысяч человек - 3% населения города. Эти протесты предвосхитили многотысячные акции оппозиции в Москве и Санкт-Петербурге 2011–2012 гг., триггером которых, впрочем, стали не социальные, а политические причины - фальсификации на думских и президентских выборах.

О приближении конца путинской эпохи также свидетельствует разворачивающийся бюджетный кризис, который пока что охватил преимущественно регионы. Если по итогам 2012 года совокупный дефицит бюджетов субъектов РФ составлял 221 млрд руб., то к концу 2013-го он вырос до 600 млрд руб., а еще год спустя - до 1863 млрд руб. Из-за падения нефтяных котировок бюджетный кризис вышел на федеральный уровень, вследствие чего и в прошлом году, и в нынешнем правительство было вынуждено прибегнуть к секвестру.

Однако секвестр - не самая эффективная мера для преодоления бюджетной разбалансировки. Стабилизировать государственные финансы можно лишь за счет кардинального пересмотра бюджетных приоритетов. В период между 2007 и 2014 годом исполненные расходы федеральной казны выросли с 6 до 14,8 трлн руб. Большая часть прироста пришлась на такие статьи расходов, как национальная экономика (с 730 млрд до 3,1 трлн руб.), национальная оборона (с 840 млрд до 2,5 трлн руб.) и национальная безопасность и правоохранительная деятельность (с 675 млрд до 2,1 трлн руб.).

Поскольку высокие расходы на армию, правоохранительные структуры и госкомпании являются предметом консенсуса среди представителей политической элиты, их урезание выглядит сегодня нереалистичным. Но здесь важно вспомнить опыт двух предыдущих бюджетных кризисов, которые приводили к серьезным политическим сдвигам. Так, бюджетно-долговой кризис времен поздней перестройки стал триггером слома социалистической системы, пусть даже в основе ее краха лежала ригидность институтов, сформированных на рубеже 1920-х и 1930-х годов.

В свою очередь, дефолт 1998 года в глазах уставших от нестабильности россиян оказался символом неэффективности демократических институтов, следствием чего стало их последовательное сворачивание в 2000-е годы. В этой связи с определенной долей уверенности можно прогнозировать, что надвигающийся бюджетный кризис рано или поздно приведет к снижению поддержки действующих властей, которые на протяжении последних 15 лет пожинали плоды роста благосостояния, достигнутого в результате реформ 1990-х.

Наконец, еще одним знаком, что приближается слом эпох, является вооруженный конфликт на Донбассе, который привел к вводу санкций в отношении РФ со стороны США и ЕС.

Войны в российской истории не единожды подытоживали собой периоды политических заморозков, будь то вторжение в Афганистан, произошедшее на излете брежневского «застоя», русско-японская война, увенчавшая собой контрреформы, начатые еще при Александре III, или Крымская война, в которую Россия втянулась на излете эры Николая I. Вполне вероятно, что такое же историческое значение получит и необъявленная российско-украинская война, унесшая жизни нескольких тысяч человек по обе линии фронта.

Даже если в ближайшее время конфликт на Донбассе будет полностью урегулирован, с России вряд ли будут сняты санкции. Причина тому - недоверие мировых лидеров к президенту Владимиру Путину, который зарекомендовал себя абсолютно непредсказуемым политиком, готовым не только поступаться международными нормами, но и начинать внешнеполитические операции без согласования с ключевыми зарубежными игроками, как это произошло в случае сирийской военной кампании.

Груз бюджетного и экономического кризиса, усиленный международными санкциями, которые оставили Россию в изоляции и лишили государственных и корпоративных заемщиков доступа к международным рынкам капитала, рано или поздно приведет к кардинальным политическим сдвигам, а потому либерализация станет неизбежной. Вопрос лишь в том, окажется ли путинская контрреформация последней в российской истории.

По своей сути, эпоха Путина - это политическая реакция, которая пришла на смену эпохе либеральных реформ горбачевской перестройки и десятилетия ельцинских преобразований. Точно так же в СССР на смену НЭПу пришла сталинская коллективизация и Великий террор, а на смену хрущевской оттепели - брежневский застой. Та же картина наблюдалась и в Российской империи, где вслед за реформами Александра I последовала политика аракчеевщины и мрачное тридцатилетие Николая I, а за преобразованиями Александра II - контрреформы Александра III. Сможет ли Россия вырваться из этой спирали на новом этапе реформ, будет зависеть от того, станет ли она консолидированной демократией после краха старого режима.

Окажется ли успешной новая попытка демократического транзита, будет зависеть от нескольких факторов. Во-первых, от того, насколько быстро состоится переход к экономическому росту. В 1990-е годы добиться его было достаточно сложно: экономика не могла выйти на траекторию устойчивого роста до тех пор, пока не был завершен переток рабочей силы из секторов, которые производили не востребованные в условиях рынка товары и услуги, в сектора, на продукцию которых существовал рыночный спрос. На это ушло целых восемь лет, из-за чего плодами преобразований воспользовались политики, для которых ценности демократии не играли первостепенной роли.

В современных условиях достичь экономического роста можно гораздо быстрее: строить рыночные институты с нуля уже не надо, нужно просто приватизировать госсектор.

Его непомерное разрастание и стало главной причиной торможения российской экономики, начавшегося еще до введения санкций США и ЕС. Добиться их отмены также важно для восстановления экономического роста, который будет невозможен без получения российскими компаниями доступа к международному рынку капитала.

Однако вопрос снятия санкций будет с неизбежностью включен в более широкий контекст - интеграции России в структуры западного мира. В условиях сегодняшней конфронтации такая интеграция кажется фантастикой, однако не более реалистично в 1941 году выглядел политический союз Германии и США. После Второй мировой войны такой союз оказался возможен - не в последнюю очередь благодаря начавшейся конфронтации между США и СССР, который сменил Германию в качестве главного антагониста Запада. Включение ФРГ в состав интеграционных структур, созданных США, потребовалось Западу, чтобы сдерживать советское влияние в Европе.

Примерно такую же роль для современной России может сыграть Китай, который после окончания путинской эры с неизбежностью станет главным противовесом США на международной арене, пусть даже сегодня руководство КНР стремится избежать какой-либо конфронтации с Западом. В будущем США и ЕС будет выгодно хотя бы частичное включение России в структуры западного мира: это позволит сдержать невоенную экспансию Китая в Азии и на постсоветском пространстве. А это, в свою очередь, будет склонять Запад к решению снять с России санкций.

Наконец, заключительная дилемма будущего поставторитарного перехода - вопрос отделения республик Северного Кавказа, лояльность которых Кремль пока сохраняет благодаря многомиллиардным субсидиям. Точно так же, как на рубеже 1980-х и 1990-х годов, будущий острый бюджетный кризис с неизбежностью приведет к сепаратизму национальных окраин. И здесь перед Россией вновь встанет развилка: либо согласиться на отделение этнически и культурно чуждых республик, либо попытаться силовым образом удержать их. Хочется верить, что будет избран первый вариант, - в противном случае будет сложно избежать третьей Чеченской войны, которая, как и первая и вторая кампании, погребет под собой еще не родившуюся российскую демократию.

В общем, нас ждут интересные годы, о которых затем напишут в учебниках истории.

Многие независимые аналитические центры также публиковали прогнозы на этот срок. Поэтому, обобщая всё, что говорили эксперты и официальные лица, сегодня мы можем увидеть, как будет выглядеть Россия в 2025 году и каких параметров достигнет её экономика. Разумеется, мы увидим не подлинную картину, а ту, которую нам рисуют прогнозы, официальные документы и аналитические доклады, - деловой журнал «Инвест-Форсайт».

Рост несмотря на проблемы

Темпы роста российской экономики в ближайшие семь лет не будут удивительно высокими, однако ситуация будет постепенно улучшаться. В подготовленном Российской академией наук (РАН) докладе «Структурно-инвестиционная политика в целях обеспечения экономического роста России» утверждается, что среднегодовые темпы роста российской экономики в ближайшие три года составят 3,3% и превысят среднемировые. А в 2021-2025 годах темпы роста будут опережающими – почти 5% в год.

Экономический рост позволит увеличиться платежеспособному спросу: согласно прогнозам правительства, в 2025 году для покупки жилья средней семье необходимо будет только 2,3 годового дохода вместо нынешних 2,7. Примечательно, что, например, в 1998 году для покупки жилья были необходимы 7,4 годового дохода.

Курс рубля по отношению к доллару, согласно прогнозу российского Министерства финансов, останется достаточно стабильным, хотя рубль и будет падать. Согласно базовому сценарию развития российской экономики, в 2017-2020 годах средний номинальный курс доллара составит 64,8 рубля, а в 2021-2025 годах в базовом сценарии заложен средний номинальный курс доллара, равный 71,5 рубля.

Однако, кроме количественных показателей, существуют еще качественные и связанные с ними структурные проблемы. Например – доля теневой экономики. По данным исследования ACCA (the Association of Chartered Certified Accountants), доля теневой экономики в глобальном ВВП составила в 2016 году 22,66%, но она уменьшится до 21,4% в 2025 году. Жаль только, что процесс уменьшения не затронет Россию: как сообщает РБК, в России показатель практически не меняется год от года: в 2011 году он составлял 39,33%, а к 2025 году (прогноз АССА) останется на том же уровне – 39,3 процента.

Ухудшится и демографическая ситуация. По данным Министерства труда и социальной защиты, с 2016-го по 2025 год доля людей старше трудоспособного возраста существенно вырастет – с 24,6% до 27% населения, их будет почти 40 миллионов человек. Однако ухудшение демографии не помешает росту отдельных городов: сейчас в Новой Москве (недавно присоединенным к российской столице районах) живет более 363 тысяч человек, к 2025 году эта цифра может вырасти до 2,5-3 миллионов жителей. Старение населения будет способствовать социальной напряженности, которую усилят структурные изменения на рынке труда. Согласно исследованию «Россия-2025: от кадров к талантам», подготовленному компаниями The Boston Consulting Group, WorldSkills Russia и Global Education Futures, в ближайшем будущем на российском рынке труда образуется дефицит специалистов, способных к аналитическому мышлению и выполнению творческой работы, а лишиться работы могут более десяти миллионов человек в сферах, требующих от специалистов лишь формальных и рутинных действий.

Что будем экспортировать?

Важнейший вопрос, который стоит сегодня перед российской экономикой, – увеличение экспорта. Если задачу решить не удастся, Россия, как предсказывают эксперты, столкнется к 2025 году с серьезными проблемами. Глава совета Центра стратегических разработок (ЦСР), бывший министр финансов РФ Алексей Кудринсообщает, что рост российской экономики к 2025 году до 3-4% невозможен без повышения доли несырьевого экспорта. Декан факультета истории Кубанского государственного университета Александр Ващенко считает, что к 2025 году в мире будут иметь реальную власть только страны-экспортеры. Таких стран, по подсчетам декана, будет десять.

«Если Россия не войдет в их число, со страной сделают все, что захотят », – заявил он.

Однако и правительственные ведомства, и независимые аналитики предвидят рост российского экспорта. Глава Ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин в кулуарах парламентских слушаний, прошедших 16 октября, сказал журналистам, что объем экспорта продукции отечественного пищевого машиностроения при системной господдержке может увеличиться к 2025 г., если сравнивать с 2016 г., более чем в 3 раза – с 4,2 млрд до 14 млрд рублей.

Не менее амбициозны экспортные планы ведомства в сфере железнодорожного машиностроения. По расчётам Министерства промышленности и торговли, уже к 2020 году экспорт вагонов и локомотивов увеличится на 44% и достигнет 630 млн долларов. Прогноз на 2025 год: прирост 172% и общая сумма отгрузок 1,2 млрд долларов. Основные рынки сбыта – страны СНГ, Восточной Европы, Африки и Ближнего Востока.

В сельском хозяйстве возможны большие успехи в экспорте растительного масла. По прогнозу директора по стратегическому развитию Группы компаний «ЭФКО» Владислава Романцева, если по итогам 2016-2017 маркетингового года РФ экспортировала рекордные 2,9 млн т растительных масел, то к сезону 2025-2026 этот показатель может достигнуть 5,4 млн т. Страна увеличит свою долю в мировой торговле растительным маслом с нынешних 11% до 15%.

Неплохо будут обстоять дела и с экспортом российского топлива, поскольку Европа сохранит потребность в нем. Bloomberg со ссылкой на исследование консалтинговой компании Wood Mackenzie утверждает, что по мере реализации программ перехода на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) зависимость Германии от российского газа будет только расти. В настоящее время около 40% газа страна получает из России; к 2025 году российский газ займет более 50% немецкого рынка. По прогнозам ведущего аналитика ГК TeleTrade Марка Гойхмана, доля России на европейском рынке газа может составить даже 60%. Именно поэтому «Газпром» смело прогнозирует рост добычи. В планах «Газпрома» на 2017 год – повысить годовой показатель по добыче на 8,2%, до 453,6 кубометров, а к 2025 году – до 500 млрд (хотя это и не рекордные показатели).

На экспорт рассчитывают даже в сфере услуг – образовательных и туристических. По заявлению министра образования России Ольги Васильевой, число студентов из-за рубежа в российских вузах до 2025 года должно увеличиться до семисот двадцати тысяч. Туристический поток в Россию из зарубежных стран планируется увеличить на 71%.

Спутники и крейсеры

Например, заместитель директора акционерного общества «Российские космические системы» Евгений Нестеров сообщил, что к 2025 Россия намерена запустить 31 космический спутник для дистанционного зондирования Земли (сейчас российская группировка насчитывает всего 8 спутников). Вообще, в следующие десять лет – 2016-2025 – Россия потратит на Федеральную космическую программу 1,4 трлн руб., то есть расходы составят примерно 140 млрд в год. На эти деньги должно быть организовано 5 лунных миссий, которые помогут разработать космический корабль для углублённого изучения Луны. Также до 2025 года Россия запустит автономные станции к Луне, Венере и спутникам Марса. Планируется и запуск аппарата для изучения Солнца, который должен получить изображения высокого качества короны звезды.

Российские Вооруженные силы планируют до 2025 года получить 8 новых подводных крейсеров стратегического назначения. К этому сроку также будет построен новый авианосец (авианесущий крейсер). Вообще, в планах Министерства обороны гиперзвуковое оружие, интеллектуальные робототехнические комплексы и оружие на «новых физических принципах» – например, гиперзвуковая противокорабельная ракета «Циркон».

В ближайшее семилетие в России собираются возродить производство экранопланов – судов на динамической воздушной подушке, которые могут перемещаться на небольшой высоте над водой или сушей. Новый экраноплан - транспортно-десантную машину большой грузоподъемности для использования в Арктике и на Тихом океане, построят в России как раз к 2025 году.

К 2025 году в Российской Федерации будет создана национальная система противоракетной обороны – новый эшелонированный комплекс ПРО будет развернут на базе системы ПРО А-135, которая защищает столицу и центральную промышленную область.

Сельское хозяйство, промышленность, хайтек

Но вернемся к мирным отраслям. Министерство сельского хозяйства РФ уверено, что выпуск сельхозпродукции к 2025 году вырастет на 25%. Почему-то особенно часто представители аграрного ведомства озвучивают свои планы по расширению посева винограда: к 2025 году площадь российских виноградников вырастет с 90 тыс. га до 130 тыс. га.

К этому же времени Министерство связи и массовых коммуникаций обещает обеспечить все населенные пункты России, в которых проживает более тысячи человек (97% всех домохозяйств), широкополосным доступом в интернет. В планах также предоставить высокоскоростной интернет труднодоступным населенным пунктам. В городах размером от 300 тысяч жителей будут развернуты сети 5G. К 2025 году, согласно прогнозам министерства, доля России на мировом рынке хранения и обработки данных должна достигнуть 10%. Есть прогнозы отдельно по спутниковой связи: специалисты J’son & Partners предсказывают, что рынок спутниковой связи в России постепенно приблизится к насыщению и к 2025 году достигнет величины 24,5 млрд руб., то есть вырастет на 30% по сравнению с 2015 годом.

Стоит отметить, что Россия вообще довольно неплохо идет по пути дигитализации. Именно поэтому некоторые консалтинговые компании уже начали подсчитывать выгоды страны от этой активности. Так, PricewaterhouseCoopers вычислила, что эффект от внедрения «интернета вещей» (IoT) в России в электроэнергетике, здравоохранении, сельском хозяйстве, логистике, а также в сегментах «умного города» и «умного дома», составит около 2,8 трлн рублей к 2025 году. Эксперты McKinsey оценивают потенциальный экономический эффект от цифровизации российской экономики до 2025 года в 4,1-8,9 трлн руб. (в ценах 2015 года), или 19-34% общего прироста ВВП.

Любопытный прогноз из сферы хайтека: главный попечитель «российской Кремниевой долины», президент фонда «Сколково» Виктор Вексельберг высказал предположение, что к 2025 году «Сколково» выйдет на самоокупаемость.

О других отраслях промышленности: согласно официальным прогнозам, к 2025 г. производство легковых автомобилей может вырасти в 1,9 раза – до 2,1 млн машин. Эти планы отчасти подтверждаются заявлениям отдельных компаний. Так, руководитель российской автокомпании «АвтоВАЗ» Николя Мор заявил, что к 2025 году на российский автомобильном рынок выйдет восемь новых автомоделей отечественного бренда «Лада». При этом российское правительство намерено стимулировать спрос на электромобили. В Министерстве экономического развития считают, что к 2025 году российские производители электрических автомобилей могут достичь уровня развития ведущих мировых компаний. Сейчас разработками в этой сфере занимаются «АвтоВАЗ» и «КамАЗ».

В Российской Федерации к 2025 г. появятся зоны свободного воздушного пространства. Полеты внутри них смогут выполняться без привязки к маршрутам.

Выводы

Итак, что мы видим, читая наиболее актуальные прогнозы? И независимые аналитические центры, и правительственные ведомства не могут предсказать какие-то качественные изменения в экономике. В их прогнозах мы, в основном, наблюдаем улучшения и рост показателей в тех сферах, где и сегодня дела идут неплохо. Катастрофы, внезапные смены трендов – вне компетенции прогнозистов. При этом многие прогнозы – например, связанные с новыми космическими миссиями – зависят от бесперебойности государственного финансирования, которое, в свою очередь, зависит от общих темпов экономического роста. Последние всерьез не может предвидеть никто – поскольку никто не может предвидеть финансовые или политические кризисы. Тем не менее, читая прогнозы, мы, по крайней мере, видим те отрасли, которые сегодня уверенно смотрят в будущее. Поглядим на их самочувствие через 7 лет.

Одной из модных забав политологов и футурологов, причем, не только «диванных» и «кухонных», но и вполне профессиональных, является создание сценариев того, что будет, если России не станет.

Принимают в этом участие и писатели, журналисты, словом, все, кто так или иначе мыслит себя «властителем дум». По каким же причинам может произойти такая катастрофа? Каким представляется этим мыслителям судьба огромного пространства, на котором раскинулась сегодня Россия? И что ждет весь мир в том случае, если такое вдруг и впрямь произойдет?

Причины

К числу авторов теорий возможного исчезновения России с карты мира, или, по крайней мере, сильного сокращения ее в размерах, относятся футурологи Сергей Переслегин и Георгий Малинецкий, культуролог Игорь Яковенко, писатели Андрей Буровский и Михаил Веллер, а так же журналисты, в том числе Олег Кашин. Отметился на этом поприще и психотерапевт Кашпировский, не обошлось, разумеется, и без западных аналитиков. К числу главных причин будущего распада России и возможного ее исчезновения с карты мира, они относят сложную демографическую ситуацию, хищническую политику олигархов, рвущих страну на части, множественность этносов, культур и религий, из которых складывается Россия, и которые неизбежно должны со временем вступить в конфликт друг с другом, наконец, социальное неравенство и внешнее вмешательство.

На что распадется Россия?

Сценарии довольно разные, но в целом они сходны. Большинство названных и не названных в этом обзоре специалистов считают, что начнется все с выхода из состава России республик Северного Кавказа, которые немедленно попадут под влияние запрещенной в России организации ИГИЛ или другой подобной ИГИЛ террористической структуры. Вслед за Северным Кавказом ожидается отпадение от России Дальнего Востока и Сибири. Одни считают, что это будет два государственных образования, другие насчитывают больше, но все сходятся в одном: эти территории неизбежно попадают под влияние Китая, Японии, Кореи и США. Что касается европейской части России, то и здесь ожидается распад и дробление. Отделение Калининградской области все считают делом решенным. Остальная территория представляется большинству более или менее раздробленной на небольшие государства. В одних прогнозах разделение проходит по границам федеральных округов, в других – на север и юг, в третьих – на западные и восточные области. Большинство, впрочем, сходится на том, что страна, сохранившая название Россия, сожмется до размеров нескольких центральных областей, вернувшись в состояние, которое было при Иване III .

Понятно, что эти процессы неизбежно будет сопровождаться серьезными потрясениями. Тут тоже имеет место несколько сценариев.

Сценарий пессимистический

Распад будет сопровождаться гражданской войной. Воевать между собой могут христиане и мусульмане, или русские и нерусские, или просто жители разных регионов, скажем «южане» против «северян». Гражданская война в такой стране как Россия неизбежно вызовет серьезные геополитические сдвиги. У каждой из сторон могут найтись союзники за границей, которые пожелают, не задаром, разумеется, оказать поддержку, введя войска или каким-либо другим образом. Кроме того, гражданская война – это очень возможная гуманитарная катастрофа, поскольку в условиях нашего сурового климата перебои с подачей топлива или электричества моментально приведут к коллапсу инфраструктуры. Это вызовет толпы беженцев в более стабильные регионы мира. Ни в коем случае нельзя забывать о том, что Россия является ядерной державой. В условиях гражданской войны и хаоса, к заветной «ядерной кнопке» будут стремиться самые разнообразные силы, и страшно представить, что будет, если успеха в этом добьются, например, исламские фундаменталисты. Впрочем, фанатики есть не только среди исламистов. О том, чем будет грозить человечеству такой вариант развития событий, даже думать не хочется.

Сценарий оптимистический

Учитывая наличие этих самых ядерных запасов, политологи и футурологи все же предпочитают рассматривать более мягкий сценарий развития событий. В самом деле, вряд ли какая-либо страна решится напасть на Россию или ввести войска, пользуясь ситуацией внутренней смуты. Получить ядерный удар по своей территории никому не хочется. Поэтому, считают специалисты по предсказаниям, скорее всего, распад страны пойдет по модели «Беловежского соглашения». Все произойдет спокойно, без особых эксцессов. На месте России возникнут до полутора десятков и более марионеточных государств, подчиненных интересам и влиянию более сильных соседей. Китай расширит свои территории за счет дальнего Востока и Хабаровской области, Япония заберет Курилы и Сахалин. Карта восточной Европы тоже заметно изменится. Молдова отойдет к Румынии. Польша вспомнит времена Речи Посполитой, и, возможно, возникнет государство, в которое наряду с Польшей войдет часть Украины, Белоруссии и Прибалтики. Украина более не будет интересовать своих западный покровителей, как фактор ослабления России. Ее бросят на произвол судьбы, и в этой стране тоже начнется неизбежный процесс дробления. Северный Кавказ попадет под влияние Турции. В общем, всем будет очень хорошо, поскольку исполнятся вековые мечты наших добрых соседей урвать себе кусок российских территорий с нашими природными богатствами.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!