Все для предпринимателя. Информационный портал

Промежуточная бухгалтерская финансовая отчетность. Кто и когда должен сдавать бухгалтерскую отчетность

Бухгалтерская отчетность различается годовая и промежуточная. С годовой все вполне понятно, что формируется таковая за год. А что подразумевается под отчетностью промежуточной в 2019 году?

В последней редакции закона «О бухучете» не имеется отдельного упоминания промежуточной бухгалтерской отчетности. По этой причине многие считают, что готовить ее не обязательно.

К тому же налоговые службы не истребуют таковой в неукоснительном порядке. Тем не менее экспертами рекомендуется не игнорировать промежуточную отчетность.

Это обеспечит более правильный учет и предотвратит многие ошибки. Что же в 2019 году представляет собой промежуточная отчетность?

Основные моменты

Бухгалтерская отчетность основывается на документации первичного учета. Важным требованием при составлении является соблюдение установленных норм. Учет должен вестись беспрерывно, точно и своевременно.

Все сведения надлежит указывать достоверно и не двусмысленно. При этом указываемые сведения за разные отчетные периоды должны быть легко сравнимы и сопоставимы.

Абсолютно недопустимо указание недостоверных или искаженных сведений. Классифицируется бухотчетность по степени обобщения, целевому предназначению и периодичности создания.

Так по периодичности готовится отчетность за год либо за определенный промежуток времени. Годовая отчетность формируется по итогам отчетного периода с начала января по конец декабря одного года.

Ее необходимо своевременно предоставлять в налоговый орган. Бухгалтерская промежуточная отчетность, иначе именуемая внутригодовой, готовится по итогам месяца либо квартала.

В большинстве случаев она необходима для отображения текущей ситуации для руководящего состава.

Потому решение о содержании отчетности и необходимости предоставления таковой сторонним специалистам остается всецело за руководящим органом.

Необходимые термины

Бухгалтерской отчетностью называется совокупность документов, отражающих все аспекты хозяйствования организации за определенное время.

Это своеобразная завершающая стадия, дающая полное отражение экономической ситуации для конкретного субъекта.

Промежуточной именуется бухотчетность, составляемая по окончании отчетного периода меньше одного года. Составной перечень промежуточной отчетности мало чем отличается от содержания отчетности годовой.

Единственное отличие в том, что в промежуточных отчетах отображаются только сведения за определенный отчетный период. Ее цель заключается в отображении прибылей и убытков на конец отчетного периода.

Каково ее назначение

Главным назначением любой бухотчетности является не только исполнение действующих законодательных норм. Она позволяет руководству организации увидеть абсолютную картину положения бизнеса.

Это помогает в принятии важных решений, планировании будущей деятельности, разработке стратегических планов, определению рентабельности производства и прочее.

Контролирующим органам бухгалтерская отчетность предоставляет всестороннюю оценку результативности деятельности экономического субъекта. При этом становится очевидно, насколько соблюдены требования закона.

Необходима отчетность и в случае подготовки экспертного заключения либо проведения экономического анализа. В таком случае именно отчеты становятся базой для вынесения решения.

Законные основания

Основные требования к оформлению бухгалтерской документации и все сопутствующие данному процессу нюансы определены ФЗ «О бухгалтерском учете». Почти ежегодно в этот закон вносятся дополнения и коррективы.

В настоящее время действующим признается . Немаловажное значение имеют и требования Положений, которые приняты Минфином РФ.

Бухотчетность, как годовая, так и промежуточная, формируется с учетом основных требований, определяемых нормативами всех четырех регулирующих уровней бухучета.

Важнейшими документами при этом являются:

Некоторые нюансы прописаны в дополнительных нормах, регламентирующих порядок создания бухотчетности и утвержденных Минфином РФ.

Особенности формирования отчета данного вида

Единых сроков по подготовке промежуточной отчетности не существует. Для каждой организации даты подготовки отчетности отличны.

Руководствоваться здесь необходимо:

  • наличием/отсутствием нормативной обязанности по созданию промежуточной отчетности;
  • нормативно-правовыми актами Минфина;
  • учредительной документацией и решениями собственников компаний.

Здесь сказано, что промежуточная отчетность организации состоит из сокращенных форм, применяемых в годовой отчетности. Но вместе с тем не воспрещено составлять промежуточную отчетность в полном объеме.

Как должна быть сформирована

Особенность промежуточной бухгалтерской отчетности за первый отчетный квартал в том, что требуется анализ правильности учета предыдущего периода.

Именно в первом квартале можно выправить ошибки годового баланса или нарушения ведения бухучета.

Но при этом нужно помнить о невозможности видоизменения за прошедший год, даже когда она явилась причиной нарушений. Исправления вносятся в квартальную отчетность.

Из основных нюансов формирования промежуточной отчетности выделить можно следующие:

Отчетность составляется с нарастающими итогами От начала отчетного года
Активы признаются и оцениваются аналогично стандартам отчетности годовой Соответственно по прибытии/убытии отображаются нематериальные активы и основные средства
Проводить имущественную инвентаризацию на промежуточную дату не требуется Переоценка основных средств нужна лишь при подготовке отчетности за год
Обязательства Отображаются аналогично годовым отчетам
Для промежуточной отчетности используется учетная политика Такая же, как и для отчетности годового типа, кроме видоизменений, внесенных после отчетной годовой даты
Оценивается промежуточная отчетность на основе периода За который она подготовлена
Промежуточная отчетность не должна влиять На содержательность и оценивание годовой отчетности

С бухгалтерской точки зрения промежуточная отчетность это более суженый вариант отчетности годовой, которая ограничивается всего двумя формами.

В соответствии с МСФО частота составления промежуточной отчетности не должна сказываться на оценке результатов отчетности за год.

Обязательно ли составление промежуточной консолидированной?

Целью создания консолидированной отчетности является определение характера воздействия на материальное положение организации инвестиций в дочерние и зависимые компании, операций с этими юрлицами и проводимых с ними сделок.

Наличие консолидированной отчетности позволяет оценить результативность экономических взаимосвязей внутри группы.

Основой для создания сводной отчетности становится отчетность всех организаций, входящих в состав группы. При этом формирование такой отчетности является непосредственной обязанностью материнской организации.

Согласно ПБУ 4/99 консолидированная отчетность образовывается из консолидированных бухгалтерских отчетных форм, применяемых для обычной годовой отчетности.

Организации с дочерними и зависимыми компаниями в составе не обязаны готовить промежуточную отчетность, за исключением отдельных субъектов, для которых это прямо предопределено законом.

Но если промежуточная отчетность составляется внутренними организациями, то необходимо сформировать и консолидированную отчетность. Прежде всего, консолидированная промежуточная отчетность необходима самой организации.

Наличие только годовой отчетности не позволяет своевременно реагировать на изменения в итогах деятельности и финансового положения консолидированной группы.

Именно этот недостаток и восполняет консолидированная промежуточная отчетность. Она помогает выявить самые значительные изменения, произошедшие в продолжение отчетного года.

Договор на проведение проверки

Обязательного аудита промежуточной отчетности не предусматривается. Но и прямого запрета на аудиторскую проверку законом не предполагается.

Организация может самостоятельно решить провести отчетности, заключив договор с независимым аудитором.

Договор на проведение аудита это официальный документ, который регламентирует отношения аудитора и непосредственного заказчика.

Он мало чем разнится от ординарных договоров, применяемых в сфере предпринимательства.

Единственной значимой особенностью выказывается негласный учет заинтересованностей третьей стороны, то есть потребителей отчетности.

На начальном этапе составления договора подготовка требует от аудитора ознакомиться с деятельностью организации, определить суть процесса, сроки, стоимость и необходимость привлечения сторонних специалистов.

В этом законе сказано, что если аудитор оказывает услуги по подготовке отчетности, то в течение трех лет он не вправе проводить аудит отчетности для данного субъекта.

Как это пояснительная информация отчетности банков

Пояснительная записка являет собой самостоятельный документ бухотчетности согласно п.5 ПБУ 4/99. Но при этом ей уделяется совсем немного внимания, хотя именно от нее зависит мнение непосредственных пользователей.

В основном пояснительная записка прилагается к годовой отчетности. Однако если требуется дополнительно раскрыть информацию можно подготовить пояснение и для отчетности промежуточной.

П.49 ПБУ 4/99 гласит, что пояснение к промежуточным отчетам готовится по решению учредителей либо на основании законодательных норм.

При этом в состав годовой отчетности включается пояснительная записка, в которой раскрыты такие сведения как:

В целом можно сказать, что промежуточная бухгалтерская отчетность практически, то же самое, что и отчетность годовая. Единственное отличие в ее периодичности.

Другое дело, что не все субъекты экономической деятельности должны готовить промежуточную отчетность в обязательном порядке.

А между тем такой вид отчетности помогает своевременно выявить и устранить существенные недостатки в бизнес-процессе.

В ФЗ № 402 от 06.12.2011г. «О бухгалтерском учете» в статьях 13 и 15 прописаны основные условия формирования , где прописано, что годовые отчетные данные призваны показывать правдивую информацию о финансовом состоянии субъекта на установленную дату, движении денежных потоков за период. Также в 13 статье Закона о бухгалтерском учете, в пунктах 4 и 5 сказано и о промежуточной бухгалтерской отчетности, когда ее нужно делать и каким компаниям.

Согласно Закону о бухучете с 1 января 2013 года промежуточная отчетность фирмы составляется в тех случаях, которые установлены российским законодательством и иными правовыми актами (Минфина России и ЦБ РФ) (п. 4 ст. 13 ФЗ № 402). К примеру, промежуточная финансовая отчетность может быть подготовлена, если:

  • страховая компания предоставляет в орган страхового надзора квартальную бухгалтерскую отчетность (в соответствии с Законом о страховом деле);
  • бухгалтерская отчетность за квартал эмитента ценных бумаг подлежит раскрытию.

Обратите внимание, что с 1 января 2013 года финансовая отчетность за квартал в налоговую службу не предоставляется (ст. 23 НК РФ).

Промежуточная отчетность составляется за период с 1 января по последний день соответственного периода, то есть за такой период времени, который менее отчетного годового периода. Такие отчетные данные обязаны к составлению, если это утверждено:

Порядок состава учета и формирование курсовой отчетности установлены ЦБ РФ и ответственными за это органами исполнительной власти.

Промежуточная бухгалтерская отчетность и соблюдение налогового законодательства

Необходимость формировать промежуточную бухгалтерскую отчетность налоговому органу предусмотрена российским Налоговым кодексом. Курсовых положений в кодексе не прописано. Но в законодательстве присутствует противоречие относительно периодичности составления бухгалтерской отчетности, то есть какой период называть «промежуточным».

В одном из положений по бухгалтерскому учету говорится, что субъект должен формировать за месяц, квартал с начала отчетного периода нарастающим показателем промежуточную бухгалтерскую отчетность, если законодательно не установлено иное. Следующий пункт того же положения говорит, что такая отчетность требуется в случаях, если они установлены учредительными документами субъекта или законодательством государства. Выступать против этих положений не должны отраслевые и федеральные стандарты (ст. 21 п. 15 ФЗ № 402).

Отсюда следует, что состоять и быть показана промежуточная отчетность, основываясь лишь на положении «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утв. приказом Минфина России № 43н от 06.07.1999г.), не должна.

В то время как предоставление промежуточной бухгалтерской отчетности за 2014 или в 2015 году в налоговый орган и управление статистики законодательно не установлено. Получается, что если к субъекту не применима обязанность составления и формирования промежуточных финансовых данных, но он считает это необходимым для собственных целей, то данное решение должно быть прописано в составе нормативных стандартов. В данных актах должно быть зафиксировано это решение, а также частота, срок, объем, форма и порядок, как составляется финансовая промежуточная отчетность и т. д.

К таким актам относится , что утверждена его руководителем. Или же дополнения к ней, которые должны быть утверждены отдельным приказом. Этими актами урегулирована промежуточная бухгалтерская отчетность 2014 или 2015 года. Такие документы являются внутренними локальными нормативными актами компании в сфере регулирования бухгалтерского финансового учета, главное - чтобы они не противоречили курсовым отраслевым и федеральным положениям.

Положения ст. 269 НК РФ и составление бухгалтерской отчетности

Минфин России неоднократно разъяснял вопрос установления размера собственного капитала при подсчете величины процентов по контролируемой задолженности, которые признаются расходом. Согласно этим данным собственный капитал это ни что иное, как разница между пределом обязательств плательщика и суммой чистых активов. Величина обязательств предприятия и сумма активов должны быть определены из данных промежуточного бухгалтерского учета соответственно порядку определения стоимости активов акционерных обществ.

Исчислению подлежит пограничная величина процентов по контролируемой задолженности, признаваемых расходом, методом деления суммы процентов, что начислены налогоплательщиком в налоговом периоде, на показатель капитализации, что рассчитан на последнюю отчетную дату налогового периода. Делать это нужно каждое крайнее число отчетного финансового периода согласно ст. 269 п. 2 НК РФ. Метод подсчета коэффициента капитализации определен ст. 269 п. 2 НК. При этом норма не включает конкретного источника данных для установления величины собственного капитала при необходимости расчета собственного коэффициента.

Чтобы определить коэффициент капитализации, нужно величину непогашенной соответствующей задолженности поделить на размер собственного капитала, что соответствует части участия предприятия другого государства в уставном капитале российского предприятия, полученный результат нужно разделить на 3. Организации лизинговой деятельности и банки полученный результат должны делить на 12,5. Устанавливая границу собственного капитала, в учет не будут взяты суммы долговых обязательств - инвестиционный налоговый кредит, суммы рассрочек и отсрочек, задолженность по налогам и сборам, текущая задолженность уплаты налогов и сборов.

Для сравнения, подп. 3 п. 3 ст. 25 НК РФ прямо обязывает налогоплательщика в установлении размера чистых активов предприятия, основываясь на финансовой отчетности, и в выборе источника информации не ограничивает налогоплательщика. Отсюда вывод, граница собственного капитала при подсчете коэффициента капитализации может устанавливаться из показателей промежуточного бухгалтерского учета, что присутствуют в любых источниках. Источниками может являться справка бухгалтера или регистры бухгалтерского учета, которые и представят собой состав промежуточной отчетности. Т.е., исходя из положений НК, налогоплательщик не обязан предел капитала определять исключительно из данных финансовой отчетности.

Стоит обратить внимание на то, что НК не определен порядок расчета указанной финансовой величины при том, что установлены показатели, не принимающие участие в расчете границы собственного капитала.

В свою очередь известно, чтобы сформировать стоимость чистых активов требуется составить расчет из данных промежуточной отчетности. В письмах 2005 года Минфин разъяснял, что у небанковской организации собственный капитал - это разница между суммой строк раздела «Долгосрочные обязательства» и «Краткосрочные обязательства» и итоговой строкой бухгалтерского баланса.

Относительно вывода Минфина о том, что данные финансовой отчетности устанавливают величину собственного капитала, можно оспорить. Причины тому следующие:

  • в подп. 5 п. 1 ст. 23 НК сказано, что плательщик должен отчитываться в налоговую инстанцию лишь годовыми показателями;
  • 6 ноября 2011 вступил в силу , где хозяйственным субъектам была отменена необходимость в составлении финансовых отчетов с показателями за месяц и за квартал. Все письма Минфина с пояснением данного вопроса были выпущены ранее этого срока;
  • как уже было сказано, Налоговым кодексом не определен порядок формирования предела капитала.

И лишь в разъяснениях Минфина сказано о приравнивании разницы между границей обязательств организации и суммой чистых активных средств к величине собственного капитала.

Подводя итог, можно определить, что составление налогоплательщиком промежуточной бухгалтерской отчетности поквартально, а не помесячно для того, у кого по налогу на прибыль отчетный период месяц, не является рискованной ситуацией и не может создать конфликтной ситуации с налоговым органом. Ведь по состоянию на крайнее число периода отчета граница собственного капитала может быть определена из других документов, что включают в себя нужные данные для расчета и представлены на соответствующую отчетную дату.

КГН и составление бухгалтерской отчетности

Согласно определению, данном в Налоговом кодексе, одна из сторон договора при формировании консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) должна состоять из установленных условий, в том числе МСФО о промежуточной отчетности. К ним относится размер чистых активов субъекта, рассчитанный на последнюю дату составления финансовой отчетности, что предшествует дате включения документов в налоговую инстанцию для регистрации документа о принятии консолидированной группы налогоплательщиков, должен быть более размера ее уставного капитала.

Основываясь все на том же Налоговом кодексе, термины, понятия и институты курсовых отраслей законодательства используются в значениях, применяемых в этих отраслях, при условии, что другое не предусмотрено НК РФ. Например, отчетная дата, согласно закону о бухгалтерском учете в п. 6 ст. 15, это дата, на которую состоит финансовая отчетность, последний день календарного периода. Отсюда, размер чистых активных средств субъекта для регистрации документа о создании КГН подлежит расчету на основе бухгалтерской и финансовой отчетности, что составлена позднее отчетной даты, предшествующей включению документов в налоговую инстанцию для регистрации данного договора.

Периодичность подачи таковой промежуточной отчетности для норм законодательства в НК не прописана. Аналогичным будет следующее утверждение. Если на основании ст. 23 п. 2 Закона об ООО общество должно своему участнику выплатить его долю в уставном капитале, при том что курсовая политика предприятия включает ежеквартальный порядок сдачи финансовой отчетности, основа расчета состоит из действительной стоимости доли промежуточных отчетных данных, полученных на более позднюю дату, что предшествовала дате прошения члена общества о выплате его доли.

Данный вывод подтвержден официальным документом Министерства Финансов России от 27 ноября 2013 года. Разъяснение гласит, что сторона договора - организация о создании КГН может располагать обязанностью о составлении и предоставлении промежуточной финансовой отчетности на разные отчетные даты. Все зависит от акта, каким эта обязанность установлена (собственник субъекта может решить ежемесячно составлять и представлять финансовую промежуточную отчетность).

Подытожим:

Проанализировав все данные, Минфин пришел к выводу, что устанавливаться размер чистых активов должен из промежуточной бухгалтерской отчетности на более позднюю отчетную дату, составление и подача которой устанавливается ФЗ № 402. Письмом от 8 ноября 2013 года Минфин также указывает, что расчеты чистых активов предприятия должны производиться согласно последней бухгалтерской отчетности, что составлена еще до даты подачи документов для регистрации в налоговый орган об организации КГН.

В письме от 10 июня 2013 года Минфин также указывает на необходимость исходить из норм законодательства бухгалтерского учета для определения отчетной даты, когда должна составляться промежуточная бухгалтерская отчетность, по которой и будет устанавливаться размер чистых активных средств субъекта при организации КГН.

В пункте 3 статьи 25 Налогового кодекса включены условия создания КГН. Это касается и условия о превышении количества курсовых активов участника КГН над количеством его уставного капитала. Это условие должно быть соблюдено за период всего существования КГН. Нарушение любого условия являет собой основание для выхода предприятия из состава КГН. Если же нарушается условие статьи 25 предприятием, то это является основанием для прекращения действия КГН. Специальных дат для осуществления проверок соблюдения условий кодекса не установлено.

Отсюда, расчет чистых активов предприятия для соблюдения условий статьи 25 относительно превышения чистых активов предприятия над уставным капиталом должен происходить согласно бухгалтерских данных на те отчетные даты, когда возникают основания для их составления согласно правилам бухгалтерского учета.

См. также:

Rating 5.00 (1 Vote)

Что представляет собой промежуточная бухгалтерская отчетность и каковы сроки ее сдачи? Каждый бухгалтер должен отчитаться о результатах деятельности предприятия в контролирующие органы. В отчетах содержатся данные о полученной прибыли, понесенных убытках и сумме налога, который должен уплатить субъект хозяйственной деятельности.

Для чего нужна промежуточная отчетность?

Бухгалтерская отчетность по периодичности составления делится на годовую и промежуточную. Промежуточная бухгалтерская отчетность - это совокупность отчетов, отображающих все аспекты деятельности организации. Они формируются за месяц, квартал, 9 месяцев или любой другой период в течение календарного года начиная с 1 января. Поскольку нормативными актами и законами Российской Федерации не предусмотрены сроки и адресаты подачи промежуточной документации, то она может быть подготовлена за любой отчетный период. Но это не означает, что вести квартальную или месячную документацию не нужно, просто она не требует подачи отчетов в соответствующие инстанции.

Промежуточная отчетность относится к периодической отчетности, и законодательством РФ не предусмотрено ее обязательное составление. Отчеты и документация могут быть подготовлены за любой период для разрешения спорных ситуаций или проверки достоверности данных бухгалтерского учета. Такой вид бухгалтерской отчетности не требуется подавать для проверки в Налоговую инспекцию и управление статистики. В настоящее время предприятия обязаны подавать только годовые отчеты.

Но возможны ситуации, когда руководитель предприятия, учредители или финансовые учреждения могут потребовать промежуточную отчетность. В таком случае бухгалтеру необходимо подготовить все необходимые документы, но сдавать их на проверку в контролирующие инстанции не следует. Отчеты помогут руководству составить бизнес-планы, учредители выяснят результаты деятельности компании, а финансовые учреждения оценят экономическую стабильность предприятия.

Более того, составление промежуточной документации поможет определить стоимость доли участников и станет весомым аргументом при оценке эффективности управления назначенного руководителя, если учредители приняли решение выйти из фирмы. Потребовать промежуточные отчеты могут и контрагенты, инвесторы или банки, которые заинтересованы в сотрудничестве.

Очень часто договор между поставщиками и покупателями имеет пункт, в котором говорится об обязанностях руководителя предоставлять бухгалтерский баланс, чтобы требующая сторона убедилась в финансовой стабильности и платежеспособности компании. Для предприятий определенных отраслей, таких как акционерные или инвестиционные фонды, эта мера является обязательной, но не требует сдачи документов в контролирующие органы.

Какие документы входят в отчетность?

Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о доходах и убытках. Иногда требующая сторона может попросить включить в состав промежуточной бухгалтерской отчетности пояснительную записку и отчет движении денежных средств. Эти документы также содержит годовая отчетность.

Бухгалтерский баланс - важнейшая форма отчетности, которая содержит сведения о финансовом состоянии предприятия на текущую дату. Он состоит из двух частей:

  • актив содержит данные об имуществе и обязательствах, которые находятся в распоряжении предприятия и используются для осуществления деятельности, принося пользу;
  • пассив отражает собственный капитал и обязательства компании.

Актив баланса, в свою очередь, делится на основной и оборотный капитал. Основной капитал - это здания, сооружения, инструменты и прочие нематериальные активы, которые используются в процессе производства и переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции. К оборотному капиталу относятся материалы, сырье, денежные средства, которые используются в процессе производства меньше года и принимают непосредственное участие в изготовлении готовой продукции. Таким образом, актив баланса отражает имущество, которым владеет предприятие и которое использует в процессе производства.

Пассив баланса содержит информацию о тех средствах, которые приняли участие в формировании актива. Он отображает сведения о капиталах, имеющихся в распоряжении организации, о долгосрочной задолженности и кратковременных обязательствах. Можно отметить, что пассив показывает юридическую зависимость компании от других предприятий.

Также в состав промежуточной бухгалтерской отчетности входит отчет о доходах и убытках. Документ дает возможность просмотреть полученные доходы компании и понесенные убытки за определенный период. Информация из отчета дает возможность сравнить изменения доходов и расходов отчетного периода с предыдущим, а также оценить структуру, состав и динамику размера прибыли, дохода от продаж, чистой прибыли. Если обобщить данные документа, то этот анализ поможет выявить перспективы роста размера прибыли и способы повышения ее рентабельности.

Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу является необязательной частью документации, но ее наличие может существенно повысить репутацию организации перед контролирующей стороной. Записка может раскрыть полноту сведений из баланса, тем самым способствуя привлечению новых партнеров.

Отчет о движении денежных средств показывает, насколько предприятие нуждается в финансах. В документе должны содержаться сведения о потоках финансов по операционному, финансовому и инвестиционному направлению.

Совокупность данных отчетов является прекрасным источником сведений для всестороннего анализа деятельности предприятия.

Законодательство и отчетность

Тот факт, что нормативными актами и законами РФ не предусмотрено обязательное предоставление промежуточной отчетности в Налоговую инспекцию и Росстат, вовсе не освобождает предприятие от ведения такой документации. Министерство финансов Российской Федерации советует не игнорировать составление промежуточной документации. Если нет необходимости составлять документацию каждый квартал, то делать это нужно хотя бы 2 раза в год.

Освобождение от ежемесячного составления промежуточных показателей позволит хоть немного облегчить труд как самих бухгалтеров компаний, так и налоговых инспекторов и независимых ревизоров. Это не только обрадует специалистов, но и поможет сократить затраты на почтовые услуги.

Кроме того, первичные документы при необходимости могут быть оформлены в бумажном или электронном виде. Законодательство изменило порядок ведения бухгалтерских регистров, которые утверждаются руководителем предприятия. Их формирование должно проходить с соблюдением определенных требований: они в обязательном порядке должны содержать полные реквизиты партнеров. Хранить документы можно только в случае предварительной электронной подписи. Сроки хранения документации составляют 5 лет с момента последнего пользования. Следует учесть, что законом не предусмотрено соблюдение коммерческой тайны бухгалтерских регистров.

Принципы ведения бухгалтерии обязывают вести учет достоверно, непрерывно и своевременно. Данные в отчеты должны быть занесены правдиво и четко, чтобы при сравнении и анализе они совпадали с отчетами предыдущих периодов.

Ответственность за составление финансовой документации ложится на руководителя предприятия и бухгалтера.

За несоблюдение сроков подачи документов в контролирующие инстанции назначается штраф, а недостоверность данных в отчетах грозит уголовной ответственностью.

Таким образом, промежуточная отчетность не является обязательной составляющей бухгалтерского учета, но она поможет правильно вести документацию и избежать ошибок в дальнейшем. Министерство финансов РФ все же рекомендует не пренебрегать промежуточными показателями, хоть и налоговые инспекторы не вправе требовать от руководителя эти отчеты.

Состав промежуточной бухгалтерской отчетности

Промежуточная бухгалтерская отчетность - это отчетность за месяц, квартал, полугодие и 9 месяцев текущего года. Ее составляют нарастающим итогом с начала года*(1). Сдавать промежуточную отчетность компании вправе в сокращенном виде. Это предусмотрено пунктом 49 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)*(2). Промежуточная отчетность включает:

Бухгалтерский баланс (форма N 1);

Отчет о прибылях и убытках (форма N 2).

При этом Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) и пояснительную записку в обязательном порядке представляют только по итогам года. Сдавать их в составе промежуточной отчетности не нужно.

В 2010 году Минфин России издал новый приказ об утверждении форм бухгалтерской отчетности*(3). Однако возникает неясность, когда следует применять данный документ. В пункте 7 указанного приказа сказано, что он "вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год". То есть годовую отчетность за 2011 год необходимо сдавать уже на новых бланках. Из этого следует, что промежуточная отчетность (то есть за I квартал, полугодие и 9 месяцев 2011 года) должна быть представлена по старым формам *(4). Причина проста - на момент сдачи промежуточной отчетности упомянутый приказ еще не вступит в силу. Следовательно, оснований составлять отчет на новых бланках нет.

Однако в разъяснениях Минфина России рекомендовано все же формировать промежуточную отчетность за 2011 год по новым формам. Ряд специалистов министерства считает, что это позволит добиться более четкой сопоставимости данных промежуточной и годовой отчетности. Отметим, что как старые, так и новые формы являются лишь рекомендуемыми. Компания вправе вообще разработать собственные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках и отчитываться по ним. Главное - в них должен соблюдаться порядок расположения тех или иных показателей, который определен в ПБУ 4/99 (разделы IV, V и VI). Как старые, так и новые формы соответствуют этому требованию. Мы же в свою очередь, поможем тем организациям, которые решили формировать промежуточную отчетность уже по новым формам. Тем более что появилось и официальное мнение финансистов в поддержку этого решения (см. письмо Минфина России от 24 января 2011 г. N 07-02-18/01).

Рассмотрим наиболее существенные изменения в составе показателей промежуточной бухгалтерской отчетности.

В первую очередь обратим внимание на принципиальное отличие в концептуальном построении формата показателей, заложенного в приказе N 66н, по сравнению с ранее использовавшейся методикой. Суть данной новации заключается в том, что приказом Минфина России N 66н предусмотрен обязательный формат представления показателей баланса организации только в разрезе разделов и групп статей, а не по статьям, группам статей и разделам баланса, как это установлено ПБУ 4/99.

Одновременно с этим некоторые статьи (группы статей), которые представляют, с точки зрения Минфина России, особую значимость, наоборот, дифференцированы. Поэтому организации самостоятельно должны определить детализацию показателей по статьям каждой группы (наличие предусмотренных настоящим приказом групп в составе формата баланса является обязательным) исходя из принципа существенности, специфики видов деятельности и особенностей ведения бизнеса. Такая детализация статей отчетности должна быть зафиксирована в учетной политике организации.

Принципиальной новацией в формате бухгалтерского баланса можно считать введение графы 5 "На 31 декабря 20... г.". Применительно к промежуточному отчету за 2011 год это будет "На 31 декабря 2009 г.". Таким образом, сопоставление текущего периода (отчетного года) теперь должно производиться не только с прошлым (в нашем случае с 2010 г.), но и с позапрошлым, 2009 годом. Таким образом, более четко реализуется задача (требование) о представлении отчетной информации не менее чем за 2 года. Что касается методики заполнения показателей по графе 5, то она ничем не отличается от заполнения показателей по графе 4, то есть данных за предыдущий год. Напомним, что показатели прошлого года приводятся в соответствие с условиями отчетного года (периода) в части структуры организации, а также при необходимости могут быть внесены коррективы, связанные с влиянием существенных ошибок предшествующего отчетного года (предшествующих лет), выявленных после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год (прошлый).

Кроме того, в составе показателей новой формы бухгалтерского баланса отсутствует справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах организации. Вместе с тем указанные ценности (объекты) приведены в новой бухгалтерской отчетности в составе показателей отдельных разделов пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Учитывая, что пояснения представляются в обязательном порядке только в составе годовой бухгалтерской отчетности (один раз в год), организации могут исходя из принципа существенности дополнительно к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках представлять и в промежуточной отчетности соответствующие данные о наличии ценностей и обязательств, учитываемых на забалансовых счетах организации. При этом формат таких (в промежуточной отчетности) пояснений должен быть закреплен в учетной политике организации.

В новой форме отчета о прибылях и убытках по-прежнему отражают сведения только за отчетный период, а также за аналогичный период предыдущего года. Вместе с тем, как и в бухгалтерском балансе, в форму отчета о прибылях и убытках введена графа "Пояснения".

В целом в отчет о прибылях и убытках по сравнению с ранее действующим форматом введено незначительное количество новаций. Так, уточнено наименование строк "Отложенные налоговые обязательства" и "Отложенные налоговые активы", а также порядок их заполнения. В справочные показатели к отчету о прибылях и убытках добавлены новые строки. В частности, введена строка "Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода".

Отметим, что налоговая служба решила унифицировать бланки Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках. Теперь они приближены к формам налоговой отчетности. Эти бланки, опубликованные на сайте ГНИВЦ ФНС России, содержат Титульный лист бухгалтерской отчетности на двух страницах (в нем указывают данные о компании), форму баланса с указанием кода каждой строки, форму отчета о прибылях и убытках (также с указанием кодов каждой строки) и листы для расшифровки отдельных показателей баланса и отчета (с указанием кодов). Далее в тексте нашего издания мы будем приводить коды тех или иных строк отчетности в соответствии с унифицированной формой. Образцы этих форм, предназначенные для заполнения, размещены в системе "ГАРАНТ".

Порядок заполнения унифицированных бланков такой же, как и порядок налоговых деклараций. То есть в каждую ячейку формы вписывают лишь один знак. Заполняют формы слева направо. При этом отрицательные показатели приводят в Бухгалтерском балансе и Отчете о прибылях и убытках в круглых скобках.

Для организаций-туроператоров нет конкретных сроков, в которые надо представить копии бухгалтерской отчетности в Федеральное агентство по туризму конкретно. Однако в пункте 4 Порядка, утвержденного приказом Ростуризма от 4 августа 2009 г. № 175, сказано, что данные документы необходимо подать вместе со сведениями о финансовом обеспечении на новый срок. А такие бумаги подают не позднее трех месяцев до истечения срока действующего финансового обеспечения (абз. 4 ст. 17.3 Закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ). А значит, в тот же срок нужно подать и бухгалтерскую отчетность.

Что будет, если вовремя не сдать отчетность

Если вовремя не представить бухгалтерскую отчетность в ИФНС России, то инспекция может оштрафовать организацию по статье 126 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа составляет 200 руб. за каждый документ в составе отчетности, который налоговые инспекторы получили с опозданием.

При определении суммы штрафа проверяющие руководствуются полным перечнем документов, которые должна сдавать конкретная организация (письма ФНС России от 16 ноября 2012 г. № АС-4-2/19309, Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-02-07/2/18285). Например, в составе бухгалтерской отчетности за 2015 год организация должна сдать следующие формы: Бухгалтерский баланс, Отчет о финансовых результатах, Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, пояснения в табличной и текстовой формах. Если организация не сдала в срок бухгалтерскую отчетность, то размер штрафа составит 1000 руб. (200 руб. × 5).

Кроме того, за несвоевременное представление бухгалтерской отчетности по заявлению налоговой инспекции суд может взыскать с ответственного сотрудника (например, руководителя организации) штраф на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер - за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому нарушителем обычно признают главного бухгалтера (бухгалтера с правами главного). А руководитель организации может быть признан виновным в следующих случаях:

  • в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);
  • бухучет вела специализированная организация, и она же составляла отчетность (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18);
  • причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).

Состав отчетности

Внимание: в действующем законодательстве не предусмотрена ответственность за то, что годовая бухгалтерская отчетность не утверждена. Но штраф возможен за непредставление акционерам такой отчетности для утверждения.

Административная ответственность в этом случае установлена частью 2 статьи 15.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Эта норма предусматривает наказание, в частности, за непредставление или нарушение срока предоставления обязательной информации (материалов) при подготовке к проведению общего собрания акционеров. К числу таких материалов относится и годовая бухгалтерская отчетность организации (ч. 3 ст. 52 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

Штраф составит:

  • для организации - от 500 000 до 700 000 руб.;
  • для должностных лиц - от 20 000 до 30 000 руб. либо дисквалификацию на срок до одного года.

Ситуация: можно ли сдать в налоговую инспекцию годовую бухгалтерскую отчетность, не утвержденную на общем собрании участников (акционеров)? Срок подачи отчетности истекает раньше срока, на который назначено проведение общего собрания.

Да, можно.

По общему правилу бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после того, как ее экземпляр на бумажном носителе подпишет руководитель организации (ч. 8 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Но действительно период, в течение которого годовую бухгалтерскую отчетность надо сдать в налоговую инспекцию, не совпадает с тем, в течение которого ее надо утвердить общим собранием учредителей организации. Так, годовую отчетность ООО требуется утвердить не ранее чем через два, но не позже чем через четыре месяца после окончания отчетного года (абз. 2 ст. 34 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). А в акционерном обществе - не ранее чем через два, но не позже чем через шесть месяцев после окончания отчетного года (абз. 3 п. 1 ст. 47 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

В налоговую же инспекцию годовую бухгалтерскую отчетность нужно сдать не позднее трех месяцев по окончании отчетного года (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Сдвигать этот срок нельзя - закон этого не предусматривает. А за несвоевременное представление отчетности организацию, ее руководителя и (или) главного бухгалтера могут оштрафовать.

Вот и получается, что в налоговую инспекцию годовую бухгалтерскую отчетность надо представить, даже если на общем собрании ее утвердить не успели.

Публикация отчетности

Организация должна опубликовать отчетность в случаях, предусмотренных законодательством (п. 9 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Так, обязаны публиковать свою годовую бухгалтерскую отчетность публичные акционерные общества. Это следует из пункта 1 статьи 66.3 и пункта 6 статьи 97 Гражданского кодекса РФ, а также пункта 1.1 статьи 1 и статьи 92 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ. Причем публиковать отчетность они должны вместе с аудиторским заключением (п. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Акционерные общества публикуют текст годовой бухгалтерской отчетности на странице в сети Интернет. Срок - три дня с даты составления аудиторского заключения о достоверности отчетности. В любом случае опубликовать бухотчетность следует не позднее трех календарных дней с даты, когда истек срок ее представления в Росстат (п. 71.4 положения Банка России от 30 декабря 2014 г. № 454-П).

За 2015 год отчитаться в статистику нужно до 31 марта 2016 года включительно. Срок публикации отчетности вместе с аудиторским заключением выпадает на 4 апреля. Если опоздать с публикацией, будет штраф. Об этом предупреждает Банк России в информационном письме от 30 марта 2016 г. № ИН-06-52/17.

ООО обязаны это делать, только если открыто размещают облигации или другие эмиссионные ценные бумаги (п. 2 ст. 49 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Требования об обязательной публикации отчетности распространяются в том числе и на организации, применяющие упрощенку (письмо Минфина России от 18 июня 2008 г. № 07-05-06/137).

Внимание: за нарушение требований законодательства о раскрытии информации эмитентом предусмотрена административная ответственность (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ).

Мера ответственности - штраф. При этом размер штрафа составляет:

  • от 700 000 до 1 000 000 руб. - для организации;
  • от 30 000 до 50 000 руб. - для должностных лиц (или дисквалификация на срок от одного года до двух лет).

Расходы, связанные с публикацией бухгалтерской отчетности, являются управленческими (п. 7 ПБУ 10/99). Поэтому в бухучете отражайте их на счете 26 или счете 44 (для торговых организаций). При расчете налога на прибыль затраты на публикацию годовой отчетности учтите в составе прочих расходов (подп. 20 п. 1 ст. 264 НК РФ). При расчете единого налога при упрощенке с разницы между доходами и расходами указанные затраты также можно учесть в уменьшение налогооблагаемой базы (подп. 16 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!