Все для предпринимателя. Информационный портал

Предмет экономической теории. Субъекты и объекты экономики

Субъект экономических отношений Функции субъекта экономических отношений
Домашнее хозяйство ― 1) основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики; 2) экономическая единица (субъект, агент) в составе одного или нескольких лиц (обычно ― семья); она владеет факторами производства, самостоятельно принимает хозяйственные решения и стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей. Совокупность всех домашних хозяйств в стране составляет потребительский сектор экономики. 1) потребление благ и тем самым обеспечение необходимого для экономики в целом потребительского спроса; 2) участие в формировании доходной части бюджета государства через уплату налогов; 3) обеспечение экономики ресурсами/факторами производства , в первую очередь трудовыми ; 4) трудовые функции ―4.1.личное подсобное хозяйство (ЛПХ) и фермерство, в котором домашнее хозяйство и фирма объединены в одном субъекте, так же как в случае индивидуальной трудовой деятельности (ИТД); 4.2. самообслуживание (уборка, готовка пищи и др.). Сфера интересов ― максимизация полезности благ, приобретаемых на доходы.
Фирма (предприятие) ―экономическая единица, которая, используя факторы производства для создания и последующей продажи благ остальным субъектам экономики, самостоятельно принимает хозяйственные решения, отвечая на три вопроса экономики ― что производить, как производить, для кого производить. Бизнес― деловое предприятие (фирма), функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Ведение бизнеса предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве. Основной мотив деятельности коммерческой фирмы (предприятия) – стремление к получению максимальных доходов от осуществления производства. Совокупность фирм, реализующих такую цель, называется предпринимательским сектором экономики. 1) производство и распределение продукта и получение доходов; 2) покупка ресурсов (факторов производства); 3) создание рабочих мест; 4) распределение доходов на налоги, производственное и непроизводственное потребление, сбережения; 5) обеспечение функционирования предпринимательского сектора экономики. Сфера интересов ― максимизация прибыли, использование ее не на личное потребление, а на расширение деятельности (то есть на экспансию и укрепление экономической власти).
Государство (в широком смысле) ― набор институтов, располагающих средствами законного принуждения, которые используются на определенной территории и в отношении ее населения, обозначаемого термином «общество» (см. Отчет о мировом развитии 1997 г. Государство в меняющемся мире. Публикация Всемирного банка. – М., «Прайм-ТАСС», 1998. С. 25). Правительство как субъект рыночных отношений представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики. Государство, его предприятия и учреждения, созданные на основе государственной собственности, составляют государственный сектор экономики. Государственная экономическая политика ― комплекс мер, направленных на регулирование поведения экономических агентов (потребителей и производителей), или последствий деятельности этих агентов для эффективного достижения поставленных экономических целей: экономического роста, научно-технического прогресса, более справедливого распределения доходов, полной занятости и др. В экономической литературе выделяют следующие направления экономической политики государства, которые актуальны как для стран с развитой рыночной экономикой, так и для России: 1) конъюнктурная политика ― совокупность мер по обеспечению динамичного и одновременно равновесного состояния рыночной экономики; 2) политика экономического роста; 3) структурная политика; 4) региональная политика; 5) политика занятости; 6) антиинфляционная политика; 7) инвестиционная политика; 8) социальная политика. 1) производство общественных благ ― финансирование производства или непосредственное производство общественных товаров и услуг; финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды. 2) минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий (внешних эффектов) ; 3) пресечение ассиметричной информации . Ассиметрия информации― положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая ― нет; 4) защита конкуренции ; 5) сглаживание макроэкономических колебаний косвенное регулирование изменения структуры производства, контроль и регулирование уровня занятости, цен и темпов экономического роста; 6) политика поддержания доходов ― перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, компенсации и др.); 7) правовое обеспечение функционирования рыночного механизма через экономию у потребителей и производителей трансакционных издержек. Сфера интересов ― регулирующая деятельность, координация взаимодействия всех субъектов для реализации целей экономической политики. PS. Подробнее о функциях государства в экономике и методах их реализации речь пойдет в Теме 10 «Роль государства в экономике».

Взаимоотношения между субъектами рыночной экономики описываются с помощью модели круговых потоков их расходов и доходов, представленных как в вещественной, так и в денежной форме (см. Рис. 2.1.).

Товары и услуги, поступая в распоряжение домохозяйств в обмен на принадлежащие им факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательские способности), превращаются в доходы фирм, создающих и предложивших товары и услуги домохозяйствам . Часть средств аккумулируются в виде сбережений (у домохозяйств) и накоплений (у фирм). Свою долю через налоги получает и государство, однако они носят нерыночный характер , поскольку не являются денежной оценкой его деятельности.

Первоначально они распределяются между собственниками факторов производства. Это функциональное распределение доходов. В результате него формируются доходы собственников факторов труда (зарплата наемных работников), собственников капитала (прибыль крупных предпринимателей, владельцев компаний), доходы мелких собственников (сочетание заработной платы, прибыли, процента, дивидендов, ренты). Размеры этих доходов носят рыночный характер, поскольку в значительной степени зависят от соотношения спроса и предложения на товары и услуги, факторы производства.

Функциональное распределение доходов дифференцировано множеством обстоятельств, в том числе уровнем квалификации участников рыночных отношений, размерами доставшегося наследства.


Государство

Предприятия



Рынок продуктов

Рис. 2.1 .Кругооборот товаров и услуг, ресурсов и платежей в экономике.

В распределении доходов рынком действует жесткий принцип . Именно поэтому некоторые группы населения, не имеющие доступа к распоряжению факторами производства (дети, престарелые, безработные), в соответствии с рыночным принципом распределения доходов, остались бы без средств существования. Вот почему государство перераспределяет доходы непосредственных участников рыночных отношений, следуя другому принципу: все не могут быть богатыми, но никто не должен быть бедным. Результатом вмешательства государства в распределение доходов между всеми группами населения становится вертикальное распределение доходов.

Главное отличие функционального распределения доходов от вертикального состоит в том, что функциональное распределение доходов обусловлено собственностью на факторы производства , а вертикальное распределение доходов порождается вмешательством государства в сферу распределения и перераспределения доходов, в результате чего и складывается имущественная иерархия в обществе.

Анализ рисунка 2.1. позволяет наилучшим образом проследить логическое обоснование двух методологических выводов:

1. расходы одного субъекта являются доходами другого субъекта . Расходы домашних хозяйств, произведенные на рынке продуктов, становятся для фирм доходами. Расходы же фирм на покупку факторов производства, собственниками которых являются члены домашних хозяйств, являются доходами для их владельцев. Таким образом, строится один кругооборот ― денежный, или стоимостной, который можно назвать «доходы ― расходы»;

2. при этом имеется и встречный ― материально-вещественный ― кругооборот «ресурсы ― продукция». Потребительские товары производятся фирмами, но потребляются домохозяйствами. Они являются основой физического существования людей, составляющих домохозяйства. Однако возможность произвести эти товары возникает лишь потому, что домохозяйства предоставляют фирмам находящиеся в их собственности факторы производства ― рабочую силу, ссудный капитал и землю.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

  • Административно-правовые отношения. Особенности административно-правовых отношений.
  • Административное деление украинских земель в составе империй. Социально-экономический уклад, начало кризиса феодально-крепостнической системы общественных отношений.
  • Административное право как отрасль права, понятие, функции, субъекты административного права.
  • Аренда земельных участков, понятие, субъекты и объект договора аренды
  • Безопасность – понятие, опасность и риск, объекты, субъекты безопасности, критерии безопасности, виды безоп., системы безоп. и их характеристика
  • Билет 2(Понятие метода научного анализа.Основные методы познания экономических процессов и явлений.)
  • Экономи́ческие отноше́ния - объективно складывающиеся отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ, в особенности - продуктов труда.

    В добровольные экономические отношения обычно вступают исходя из мотивов выгоды. Такие отношения могут закрепляться договорами.

    Экономические агенты - субъекты экономических отношений, принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

    Три основных типа агентов:

    1) Домохозяйства - домашние хозяйства (индивиды и их семьи), занимающие в экономике двойственное положение. Как агенты предложения они, владея экономическими ресурсами, являются их продавцами на рынке ресурсов, получая за это денежные доходы, необходимые для потребления товаров и услуг.

    2) Предприятия - это учреждения в виде фабрик, ферм, шахт, магазинов и т. п., которые выполняют несколько специфических функций по производству и распределению товаров и услуг. Что касается фирмы, то это организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность на этих предприятиях. Многие фирмы владеют и управляют несколькими предприятиями. Как агенты спроса они покупают необходимые для производства ресурсы, а как агенты предложения - предлагают на рынке произведенные товары и услуги.

    3) Государство как экономический агент является непосредственным участником экономического кругооборота, прямо или косвенно вмешиваясь в ход этого кругооборота.

    Журналистская проблематика:

    Экономика – система современных коммуникаций, так как результат – это всегда результат взаимодействия людей, их договоренности, процедур, бизнес-процессов.

    Все эти связи, коммуникации субъектов экономических отношений являются предметом повышенного интереса журналистики. Это всегда интересно – выявить, каким образом (по каким принципам) строятся те или иные сотрудничества или, напротив, распады.

    3) Карл Маркс Карл Ге́нрих Маркс (нем. Karl Heinrich Marx ; 5 мая 1818, Трир, Пруссия - 14 марта1883, Лондон, Великобритания) - немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике - теориюприбавочной стоимости, в политике - теорию классовой борьбы . Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и идеологии, получив название «марксизм».

    Основные труды:

    «Капитал» - 4 части.

    «Экономическо-философские рукописи»

    «О критике политической экономии»

    «Заработная плата и капитал»

    Концептуальные положения, теории:

    Теория прибавочной стоимости - азница между созданной в процессе труда новойстоимостью (превышение трудовой стоимости товара над стоимостью ранее овеществлённого труда - сырья, материалов, оборудования) и стоимостью рабочей силы (обычно выражена в форме заработной платы), которая была использована для создания этой новой стоимости.

    Маркс делил прибавочную стоимость на абсолютную (создается путем удлинения рабочего дня) и относительную (возникает из-за удешевления рабочей силы и сокращения необходимого рабочего времени

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    Государственное образовательное учреждение

    Высшего профессионального образования

    РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Ивановский филиал

    Н.Т.Арефьева

    В.С.Соков

    РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА:

    Экономика и управление

    Учебное пособие для студентов вузов

    (в части дисциплины регионального компонента)

    Иваново 2007


    Учебное пособие рассматривает понятие, содержание, объекты социально-экономических отношений. Позволяет изучить студентам и владеть определенными понятиями, определениями, связанными со стратегией регионального развития, его экономическим потенциалом.

    В каждом субъекте Федерации сформированы основы регионального управления и сложились основные социально-экономические характеристики, которые служат показателем устойчивого развития региона.

    У каждого субъекта федерации – своя история и преимущества о которых обучающиеся студенты, с точки зрения гражданственности должны знать.

    Пособие предназначено для студентов экономических специальностей, изучающих региональную экономику (в части дисциплин регионального компонента).

    При написании данного учебного пособия авторы стремились раскрыть те новые процессы и явления в региональной политике и механизмы управления ею, которые порождены как общемировыми тенденциями социально-экономического развития территории, так и опытом российских региональных преобразований последних лет.


    ЧАСТЬ 1. Введение в экономику региона. 6

    1.1. Понятия, содержания, объекты социально-экономических отношений. 6

    1.2. Основные направления региональной политики. 9

    1.3. Задачи и цели региональной политики. 10

    1.4. Основные функции региона. 17

    Вопросы для самоконтроля. 22

    ЧАСТЬ 2. Экономический потенциал региона . 23

    2.1. Понятие экономического потенциала. 23

    2.2. Экономический рост в регионе и возможности его обеспечения. 25

    2.3. Взаимосвязь экономического роста региона и социальных индикаторов. 30

    2.4. Экономико-социальное положение Центрального экономического района. 33

    Вопросы для самоконтроля. 39

    ЧАСТЬ 3. Основные социально-экономические характеристики Ивановской области. 40

    3.1. Социальные характеристики субъекта. 40

    3.2. Промышленный потенциал. 42

    3.3. Развитие малого предпринимательства в Ивановской области. 45

    3.4. Региональное развитие территории. 50

    3.5. Принципы построения стратегии развития региона. 52

    3.6.Участники процесса реализации стратегического плана развития территории 56

    Вопросы для самоконтроля. 58

    ЧАСТЬ 4. Основы регионального управления. 59

    4.1.Сущность и цели регионального управления. 59

    4.2.Система органов управления субъектами РФ. 61

    4.3. Кадровая политика региона. 71

    4.4.Информационное обеспечение управления регионом. 72

    Вопросы для самоконтроля. 75

    ЧАСТЬ 5. Становление Ивановского края. 76

    5.1. История создания Иваново-Вознесенской губернии. 76

    5.2. Государственно-церковные и национальные отношения. 78

    5.3. Природные ресурсы края. 80

    Вопросы для самоконтроля. 81

    Список используемой литературы. 82

    ЧАСТЬ 1. Введение в региональную экономику.

    Понятия, содержания, объекты социально-экономических отношений.

    Жизнь общества организована во времени и пространстве. Пространственная форма организации социальной жизни людей является важнейшим основанием структурирования общества, социальных процессов и связей.

    Совокупность устойчивых социальных связей и отношений между людьми, возникающих в процессе их совместного проживания на определенной локальной территории и совместного использования ее природно-экономических и социальных ресурсов и условий порождает особую общность людей - социально-территориальную.

    Социально-территориальная общность является устойчивым образованием людей, объединенных единством пространственных условий жизни, хозяйственного уклада, социально-экономических интересов, истории и культуры.

    Социально-территориальная общность отличается:

    1) относительной пространственной обособленностью;

    2) целостностью и внутренней содержательностью социальных связей и отношений (преобладание «силовых полей» внутренних связей над внешними),

    3) самодостаточностью внутренней жизни в рамках локальной территории, природно-ресурсный и хозяйственный потенциал которой обеспечивает социальное воспроизводство населения.

    Понятие территории как части природного тела, ограниченного какими-то рамками пространства, относится к категории географии.

    Поэтому для выражения социально-экономических форм организации территории, придающих ей черты, целостности, относительной обособленности и самодостаточности в социализации и экономике употребляться понятие «регион».

    Таким образом, регион это социально-экономическая характеристика определенной локализованной территории, и это понятие выражает внутреннюю социальную структурированность общества.

    Регионализм исторически всегда выступал в качестве фактора дифференциации и структурирования общества. Региональные условия и особенности жизни людей - хозяйственный уклад, тип расселения, образ жизни, повседневный быт и культура - выражают различия между отдельными социально-территориальными общностями, формируют социальную структуру общества «по горизонтали».

    Этнические и конфессионные черты больших групп населения первоначально формируются в результате относительно длительного существования в определенной пространственной среде. «Социальность» территории поэтому во все эпохи и времена «кодировалась» проживающим на этой территории этносом, его конфессией, политическим устройством, образом жизни, культурой.

    Таким образом, региональная политика позволяет понять пространственную форму организации социальной жизни людей, совокупность социально-экономических связей и отношений между ними, которые возникают в процессе совместного проживания их на определенной локализованной территории, совместного использования ее природно-экономических и социально-экономических ресурсов и условий.

    Региональная политика выстраивает как бы территориальную проекцию социальных процессов и структурирования общества.

    Объектом региональной социологии выступает различие социально-территориальной общности как особый уровень социальной организации общества, а предметом - закономерности и формы образования внутрирегиональных социально-экономических связей, отношений, структур, общностей.

    Формами пространственной локализации жизни людей выступают различные региональные образования, возникающие на базе:

    1) поселенческих структур (город, село, городская агломерация и т.п.);

    2) территориально-административного устройства общества (область, губерния, край, муниципальный округ и т. п.);

    3) производственно-экономических структур (экономический район, промышленный, транспортный узел, территориально - производственный комплекс, свободная экономическая зона и т. п.).

    Однако независимо от типа регионального образования все они имеют общую внутреннюю системную структуру, в которой можно выделить следующие элементы:

    Природно-экономическая система (географическая зона - степная, горная, приморская и т. п.);

    Производственно-экономическая система (хозяйственная специализация, структура экономики, тип технологического уклада, структура производственных сил, тип и эффективность экономики региона, транспортно-коммуникационная система, производственная инфраструктура и т. п.);

    Социальная инфраструктура (уровни и характер различия отраслей обслуживания населения: здравоохранение, образование, наука, информация, культура и т. п.);

    Система расселения (тип расселения населения по территории, структура городских и сельских поселений и т.п.);

    Социально-демографическая система (тип и уровень воспроизводства населения, половозрастная динамика и т. п.);

    Система регионального управления (территориально- административное деление, структура органов власти и управления и т. п.).

    Однако регион, являясь относительно автономным социально-экономическим образованием, является открытой системой, т. е. многочисленными связями и отношениями вписан - включен в более широкую систему - общество в целом.

    В этом своем качестве каждый регион включен в целостную национальную систему социально-экономических процессов - демографических (динамика расселения, миграционные процессы, социальная мобильность), экономических (кооперация и разделение труда и производства, национальный рынок, единая энергетическая система, общенациональный бюджет и т.п.), национальную региональную политику (бюджетные отношения в системе центр-регион, социальные трансферты, государственная поддержка проблемных регионов и т.п.)

    Поэтому каждый регион, социально-территориальная общность, обладая признаками автономии и самодостаточности, одновременно является частью целого, выполняет и представляет интересы и потребности общества в целом, общенациональные функции и задачи.

    В этой связи возникает комплекс социально-экономических отношений в системе "регион-центр" («центр» как представитель целого).

    Дело в том, что социально-экономические интересы региона и центра совпадают и идентичны лишь в своей части.

    В чем социальный интерес региона?

    Прежде всего, в создании благоприятных условий для социального воспроизводства населения. Это главная социальная функция региона, любой социально - территориальной общности населения.

    В системе централизованно-отраслевого управления и тотального огосударствления региональных ресурсов в регионах доминировали интересы развития производительных сил отраслей общесоюзной специализации и регион рассматривался преимущественно как производительный ресурс, какой то отрасли (или суммы отраслей), всего народного хозяйства.

    Соответственно население региона в данном контексте выступало как «главная производительная сила» этой отрасли или народохозяйственного комплекса.

    Социально-экономический статус региона в этой технократической системе организации социального пространства являлся вторичной, остаточной, так сказать компонентой в системе отношений «центр-регион».

    В демократической системе территориальной организации социума, регионы выступают в качестве равноправного субъекта социально-экономических отношений и наделены собственностью, имуществом и правами для реализации социально-экономических интересов населения регионов - создания необходимых условий для его воспроизводства.

    Одновременно центру делегируется выполнение общих социальных функций, важных для каждого региона, - обеспечение прав и свобод граждан, национальной целостности и безопасности государства, общих правил экономической жизни. Между центром и регионами устанавливаются отношения партнерства и взаимной ответственности. Одновременно регионам для выполнения своих воспроизводственных функций передается часть общенациональных ресурсов, собственности, доходов.

    Регионализация социально-экономических процессов, собственности и управления - фундаментальная составляющая демократизации всей общественной жизни. В этом, в частности, состоит одна из тенденций проводимых экономических и социально-политических реформ в нашей стране.

    Итак, социально-экономические интересы региона состоят в создании условий для социального воспроизводства населения:

    Эффективное использование территориальных природных ресурсов и обеспечение устойчивости экосистемы региона;

    Обеспечение занятости, роста доходов и уровня жизни населения;

    Развитие социальной инфраструктуры региона, обеспечивающей удовлетворение материальных и духовных потребностей населения;

    Создание условий для социокультурного развития проживающих на территории региона этносов и народов;

    Обеспечение взаимодействия региона в системе межрегиональных экономических связей и национальных рынков капиталов, товаров, услуг, роста вклада населения региона в экономику страны.

    Реализация региональных интересов предполагает наличие субъектов социально-экономических отношении, действующих на уровне региона и соответствующей активной региональной политики. Основными субъектами социально-экономических отношений на уровне региона являются:

    Население;

    Органы власти и управления;

    Хозяйствующие субъекты (экономически агенты):

    Регионалное правительство.

    Построение определенной системы поведения и форм взаимодействия между всеми субъектами региональных социально-экономических отношений является основной функцией региональной политики.

    Под региональной политикой понимается система целей и задач, согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению условий социального воспроизводства населения региона и его эффективного функционирования как составной части государственной социально-экономической системы.

    Региональное хозяйство (в том числе все отрасли социального обслуживания населения) в отличие, например, от отдельного предприятия или отрасли производства не может быть механически ликвидировано.

    Особенностью его функционирования в случае неблагоприятных обстоятельств является нарушение пропорции социального воспроизводства, демографических процессов и т. п., что превращает регион в депрессивную социальную структуру. При этом речь идет о муниципальных территориальных образованиях, в пределах которых наблюдается спад производства, снижение уровня жизни и рост безработицы, нарастание демографических «сбоев» и др.

    Жизнедеятельность региона - постоянный фактор. Она не может быть прекращена. Поэтому региональная политика направлена, прежде всего на реализацию интересов и потребностей населения региона.

    Цель урока: углубить и систематизировать знания учащихся об экономике как науке, формируя понятие субъекты и объекты экономики, этапы экономического исследования; определить, что является предметом изучения экономики; выяснить, какие существуют методы экономического исследования; проанализировать связь экономики с другими науками; развивать экономическое мышление; воспитывать любознательность и самостоятельность.

    Основные понятия: субъект, объект экономики; производители, потребители, методы исследования; абстракция, индукция, дедукция, микроэкономика, модель, макроэкономика.

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент

    II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

    Экономическая разминка (проводится в форме беседы)

    Что ты знаешь об экономике?

    III . Мотивация учебной и познавательной деятельности

    Рассказ учителя

    С развитием цивилизации человечество пришло к выводу, что важнейшей задачей любого общества является полное удовлетворение потребностей человека.

    Экономическая наука изучает, как именно люди, используя имеющиеся ресурсы, пытаются достичь полного удовлетворения своих потребностей.

    Она исследует, как необходимо организовать производство, обмен и распределение созданных товаров и услуг. Попробуем определить по схеме, кто является субъектами и объектами исследования экономики.

    IV. Изучение нового материала

    Объяснение схемы «Субъекты и объекты экономики», которая заранее нарисована на доске.

    Рассказ учителя

    Экономика - сложная система, которая постоянно развивается и меняется. Меняются и действующие лица экономических отношений. Если в период Средневековья это были феодал и крестьянин, цеховой мастер, купец, то действующими лицами современной экономики являются предприниматели и рабочие, банкиры, фермеры, государственные служащие, ваши родители и вы сами. Чем сложнее становится экономическую жизнь общества, тем больше будет действующих лиц (субъектов) и объектов экономики.

    Во все времена субъектами экономических отношений были производители и потребители вещей и услуг.

    С развитием рыночных отношений производители становятся продавцами, а потребители - покупателями. Изобразим схематически взаимодействие субъектов экономических отношений.

    Итак, сложность экономической жизни общества обусловливает разнообразие его действующих лиц.

    Проблемный вопрос

    Ваш рабочий день состоит из шести уроков в школе, свободного времени и подготовки к урокам. В перерыве между уроками вы в буфете купили пирожок; по дороге домой, по просьбе родителей, купили буханку; в свое свободное время помогали родителям копать картошку. В каких случаях в течение дня вы стали субъектом экономических отношений?

    Работа с учебником

    Для того чтобы экономика стала прикладной наукой, необходимо разработать принципы построения сферы человеческой жизни. Именно поэтому необходимо проводить экономические исследования. По учебнику проанализируйте схему «Этапы экономического исследования».

    I этап. Сбор фактов.

    II этап. Разработка теорий.

    III этап. Обоснование экономической теории.

    Аналогично схемы этапов экономического исследования попробуйте исследовать и изложить собственные размышления по поводу принципов, по которым построено ваше обучение.

    В экономике используют несколько основных методов исследования:

    Рассказ учителя

    Экономическая наука не может пользоваться теми методами познания, что и естественные науки. Анализируя экономические явления, нельзя использовать ни микроскоп, ни телескоп. Арсенал средств экономической науки является весьма разнообразным: классификация явлений, исключение второстепенного, обобщение и т.д.

    Классифицировать - значит различать процессы и явления по определенным критериям. Например, товары мы можем поделить на более дорогие, для людей со средним достатком, дешевые. Собственность может быть частной, коллективной, государственной.

    Предложите критерии классификации потребителей обуви.

    В экономической науке исследователи широко применяют методы

    научной абстракции, индукции и дедукции. Суть метода абстракции заключается в том, что, исследуя определенный экономический факт или процесс, отделяют его случайные, мимолетные или второстепенные признаки от устоявшихся и типичных. Индукция заключается в формулировке закона на основе незначительного количества наблюдений за повторяющимися событиями. Дедукция - способ исследования, при котором отдельные положения логически выводятся из общих (аксиом, законов, постулатов).

    Если в результате исследования выявлено, что отдельные явления экономической жизни повторяются при определенных условиях, то можно сделать обобщение или выводы относительно них.

    На основе реальных фактов выяснилось, что в городе большое количество потребителей стала покупать дешевые товары из-за повышения цены, заменяя таким образом одни товары другими, подобными. Сделайте обобщение. (Цены меняют структуру потребления).

    Важным средством изучения экономики являются модели, которые строятся в процессе экономического анализа.

    В процессе экономического анализа происходит систематизация, истолкование и обобщение фактов. В результате анализа формулируют законы и теории, вносят порядок в набор фактов, раскрывающих их содержание.

    Модель - это упрощенное отражение экономической действительности, абстрактное обобщение соответствующих фактических данных. Экономическая модель используется для предсказания того, как изменения экономических условий приведут к изменению экономических результатов.

    В исследовании экономики особое значение имеют графические модели, которые дают точное изображение количественных зависимостей.

    Слова становятся действенными, если их дополнить изображением. Еще короче эту мысль выражает китайская пословица: рисунок стоит тысячи слов.

    Объясните, что иллюстрирует приведенный график.

    Экономическая наука использует два уровня анализа: макроэкономический и микроэкономический. Макроэкономика - это наука, которая исследует национальную экономику в целом, не принимая во внимание конкретные экономические единицы. Микроэкономика изучает отдельные экономические единицы: домохозяйство, фирма, отрасль и т.д.

    Изучая различные предметы, вы заметили, что наука связана со многими другими. Экономическая наука зачастую связана с общественными науками: социологией, политологией, правоведением. Она имеет связи с науками о человеке и природе: географией, психологией, биологией. В современной экономической науке широко применяют математические методы.

    Попытаемся в общих чертах определить, как экономика связана с другими науками.

    Перед вами схема «Связь экономики с другими науками» и карточка с названиями наук, которые больше всего связаны с экономической наукой, и определением объектов их исследований. Подумайте, как именно экономика может быть связана с этими науками. Кратко запишите свои мысли по этому вопросу. Потом мы вместе проанализируем несколько предположений.

    Выпишите в тетрадь определения данных наук.

    V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

    Вопросы для дискуссии

    С какими «ловушками» сталкивается исследователь-экономист?

    Почему в общественных науках трудно выявить причинно - следственные связи?

    Объясните и приведите примеры ошибочности утверждения: после этого - значит вследствие этого.

    VI. Итог урока

    VII. Домашнее задание

    Проработать соответствующий материал в учебнике.

    Подобрать с экономической литературе высказывания известных экономистов о необходимости изучения экономики, письменно объяснить их.


    Существует несколько определений предмета экономической теории:

    Эта наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми;

    Эта наука о законах, управляющих производством и обменом материальных благ на различных этапах развития общества (Энгельс);

    Альфред Маршалл сводит предмет науки к исследованию богатства, стимулов к действию человека и мотивов противодействия;

    Эта наука, которая занимается общественными отношениями людей по производству, общественным строем производства.

    Предметом экономической теории являются отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Целью дисциплины является достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения материальных потребностей людей.

    К субъектам экономики относят домашние хозяйства (отдельных лиц и семьи), предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), а также некоммерческие организации. Отличительная их черта - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.

    К домашним хозяйствам принято относить тех, кто осуществляет операции, связанные с ведением домашнего хозяйства, т.е. преимущественно потреблением. Они получают доходы, предоставляя экономические факторы - рабочую силу, капитал, землю, которыми они располагают. Полученные доходы используются ими на приобретение необходимых товаров, а также для создания сбережений. Как потребители домашние хозяйства независимы, т.е. они вправе принимать решения самостоятельно, но эта независимость ограничивается размерами доходов и совокупностью норм и правил, существующих в обществе.

    Предприятия (фирмы) в отличие от домашних хозяйств, выполняющих преимущественно функцию потребления, в основном осуществляют производственную деятельность, а также инвестирование. Они занимаются предпринимательской, коммерческой деятельностью, цель которой - извлечение прибыли. На деньги, вырученные от продажи произведённых товаров (оказанных услуг), они закупают новые ресурсы у домашних хозяйств.

    Таким образом, домашние хозяйства формируют спрос на товары (услуги) и предложение ресурсов. Фирмы, напротив, определяют спрос на ресурсы и предложение готовых потребительских товаров.

    Кроме того, активную роль в рыночной экономике играет государство (правительство), которое собирает налоги с домохозяйств и фирм, а затем использует средства государственного бюджета для закупки товаров (например, военной техники), на содержание государственного сектора экономики, на социальные выплаты (стипендии, пенсии, пособия).

    Объектом экономики являются блага, которые прямо или косвенно удовлетворяют потребности людей.

    Свободные (дарованные) блага. Предоставляются людям природой. Такие блага не требуют человеческого труда и средств, которые используются в процессе производства.

    Экономические блага - продукты, созданные трудом человека. Обладают полезностью, ограничностью (редкостью), ресурсоёмкостью.

    Материальные блага – это продукты, которые можно осязать (пощупать). На их производство, как правило, требуется время. Многие из материальных благ могут накапливаться, храниться длительное время, поставляться потребителям по мере необходимости. В отличие от материальных благ услуги не могут накапливаться и сохраняться в течение длительного времени. Процесс их производства и потребления совпадают.

    Блага разового пользования имеют стабильный спрос, а блага длительного пользования – изменчивый.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!