Все для предпринимателя. Информационный портал

Постройка красивого частного дома — архитектура и планировка. Современный стиль в частной архитектуре

Сумасшедший ритм мегаполиса все чаще вынуждает горожан обосновываться за чертой города в поисках отдохновения, тишины и единения с природой. Таковыми зонами для комфортной жизни выступают пригородные посёлки, в которых выстраиваются рядами самые разнообразные домики, которые различаются по форме, этажности, архитектуре, оттенку наружной отделки и пр. И всё это полностью зависит от фантазии хозяина и от его вкусов. И если вы решили последовать примеру соотечественников, но при этом не знаете, как построить красивый дом, то этот материал с фото для вас.

При наличии определенной доли подсказок и нужной информации каждый желающий сможет не только выстроить интересный коттедж за городом, но и превратить весь участок в единую парковую красивую зону, в которой будет отдыхаться и телом и душой.

Начнём с участка

Для строительства загородного красивого коттеджа лучше выбирать участок квадратной формы

Чтобы понять, как построить большой красивый дом, необходимо в первую очередь грамотно подобрать участок под застройку. Ведь его параметры будут задавать тон всем работам, начиная от типа фундамента здания и заканчивая его архитектурой. Поэтому стоит учесть, что требования к качественному участку должны быть такими:

  • Уровень грунтовых вод должен быть как можно ниже. Если же участок располагается у водоема, то будьте готовы к тому, что придется весьма потратиться на возведение монолитного плитного фундамента, поскольку вода оказывает негативное влияние на основание дома. Да, и на таком участке придется отказаться от подвального помещения или цокольного этажа. Но оно того стоит. Коттедж у воды – уже само по себе прекрасно.
  • При проектировании дома на своём участке стоит обратить внимание и на ветра, которые могут отнимать у дома тело в непогоду. Поэтому лучше либо выбирать участок в низине посёлка, либо проектировать дом таким образом, чтобы преобладающий в регионе ветер упирался в тыл здания.
  • Нелишним будет обратить внимание и на расположение относительно участка под застройку различных предприятий. Чаще всего это предприятия сельского хозяйства или лёгкая промышленность. Даже самый красивый дом, построенный вблизи таких точек, будет некомфортным, если его станут окружать посторонние шумы и запахи.
  • Для строительства загородного красивого коттеджа лучше выбирать участок квадратной формы. Здесь можно удачно спроектировать и сам дом, и ландшафтный дизайн. Если же на продажу предложен прямоугольный участок, то пусть он будет иметь вытянутую форму по ширине, а не по длине. Если участок имеет сложный рельеф – это не должно напугать покупателя. Опытный архитектор сможет разработать проект такого дома, который будет прятаться за сочной зеленью, а при малейшем приближении взору гостя будет открываться величественный особняк из природного камня или оригинальный дом в стиле шале.

Важно: грамотно подобранный участок под постройку позволит получить на выходе дом мечты, который станет уютным гнездышком и семейным достоянием на долгие годы.

Стили архитектуры

Для тех, кто не знает, как построить красивый дом, желательно сразу определиться со стилем здания. Здесь, как говорится, к чему лежит душа. А если еще и финансы позволяют, то можно разгуляться. Самыми популярными сегодня архитектурными стилями при строительстве загородного коттеджа являются:

  • Русский сруб . Здесь дом независимо от площади и проекта полностью выгоняется из дерева. В качестве строительного материала используют оцилиндрованное бревно или клееный брус. Древесина по-настоящему передает дух природа и насыщает воздух в доме полезными ароматами ценных смол. Микроклимат в таком коттедже постоянно положительный, ведь дерево имеет низкую теплопроводность и очень хорошо защищает от зимних холодов. Отличительной особенность таких деревянных домов являются бревенчатые элементы в виде симпатичного крыльца, резных колонн или оригинальной крыши. Словно русский дворец вырастает на участке под застройку.
  • Каменно-кирпичные дома в европейском стиле . Здесь все стандартно, однако и из камня можно выстроить привлекательный дом, если творчески подойти к его проектированию. Важно помнить, что дом из камня обойдётся несколько дороже деревянного, но при этом и срок его службы будет в разы большим.

Важно: каменный дом из кирпича, блоков или бетонных панелей дает отличную возможность сделать дом под себя именно изнутри. Поскольку внутренняя отделка по каменным стенам обязательна, в то время как дерево требует сохранения единого стиля как снаружи здания, так и внутри его.

  • Дома в стиле шале . Такие коттеджи набирают все большей популярности в России. Дома шале – это уютное и тихое пристанище для всех членов семьи и их гостей. Дом представляет собой комбинацию из камня, дерева и стекла. Как правило, нижний (цокольный) этаж выгоняют из камня с последующей декоративной отделкой, а верхние этажи и мансарду делают исключительно из дерева. Отличительной чертой дома шале являются витражные большие стекла во весь фасад дома. Здесь же актуальной будет и просторная терраса (мансарда) и интересные балкончики под самой покатой крышей.

Важно: при выборе архитектурного стиля для дома стоит учитывать внутреннее состояние души, иначе достичь гармонии уже даже после законченного дома вряд ли удастся.

  • Дома в скандинавском стиле . Здесь преобладают нордическая сдержанность и скромность. Однако это не значит, что дом будет скучным. Коттеджи в скандинавском стиле строят из камня с последующим оштукатуриванием наружных стен и покраской их в холодные оттенки (белый, голубой, серый). В качестве декоративных элементов выступают деревянные балки, которые пересекают оштукатуренные стены в определенном геометрическом порядке. Как правило, скандинавские дома строятся без размаха снаружи. Чаще всего – это низкие дома, раздающиеся в ширину, и имеющие покатую крышу. А можно наоборот, выстроить двухэтажный коттедж, но при этом имеющий небольшую площадь. Скандинавские дома чем-то напоминают домики жителей сказочной Лапландии.

Оригинальная планировка

Определившись со стилем дома, самое время продумать его планировку. Ведь красивый дом – это не только привлекательный фасад, но и ощущение комфорта внутри здания. Поэтому при планировке дома следует руководствоваться некоторыми важными принципами:

  • В зависимости от площади дома желательно как можно в бок или к тыльной части дома (если нет возможности убрать вниз) разместить все хозяйственно-бытовые помещения. Таковыми являются котельная, прачечная, гараж, мастерская и пр. Кстати, кухня не совсем относится к хозяйственно-бытовым помещениям и вполне может стать главным украшением небольшого дома. Ведь в кухне так часто происходят дружеские посиделки за чашкой чая или бокалом красного вина в зимние снежные вечера. Поэтому опять же в зависимости от общей площади коттеджа кухню можно выдвинуть если не на первый план, то сделать её одним из общественных помещений.
  • К таковым также будут относиться каминная комната и гостиная. Их проектируют на первом этаже. При этом комнаты можно объединить в одну, просто зонируя пространство, и тем самым выигрывая полезную площадь дома. А можно выстроить две отдельные комнаты, где будут собираться друзья по интересам.

Важно: если позволяют финансы и площадь участка, то можно спроектировать выход из гостиной на просторную террасу через витражные двери. И желательно располагать гостиную-террассу с южной или юго-западной стороны дома. Так солнце будет больше радовать домочадцев и гостей своим теплом.

  • Жилые комнаты (спальни и игровые) располагают на втором этаже коттеджа, при этом обеспечивая каждому из домочадцев собственную территорию. Будет лучше, если все спальни будут выходить окнами на восток. При этом стоит помнить, что в целях пожарной безопасности со второго этажа должна вести запасная лестница.
  • Если же дом будет одноэтажным, то комнаты следует удалить от общественных либо вглубь дома, либо разместить их в отдельном восточном крыле.

Важно: при разработке проекта дома желательно учесть, что все сантехнические комнаты лучше располагать по одной стороне. Это позволит использовать меньше средств на обустройство системы водопровода и канализации. Если же дом будет двухэтажным, то санузлы рекомендуют располагать друг над другом.

Отделка дома

Важной частью красивого дома является его интерьер. Здесь стоит также прислушиваться к внутренним пожеланиям и устраивать своё гнездышко в соответствии со своими вкусами. Как правило, основными элементами внутренней отделки загородного дома являются декоративная кирпичная кладка, деревянные балки или оригинальная штукатурка. В качестве напольных предметов интерьера используют тканые дорожки и ковры, шкуры животных или циновки в зависимости от выбранного с тандеме вы сможете создать поистине собственный красивый дом, непохожий ни на какой другой.

Ландшафтный дизайн

Завершающим штрихом в построении красивого дома является, конечно же, ландшафтный дизайн. Без него картинка не будет законченной. Участок желательно озеленить в соответствии со своими вкусами. Если позволяет территория, вбок от дома можно раскинуть сад с симпатичными аллеями и газонами, а также с беседкой для отдыха. Если же территория участка мала, то достаточно просто засеять газонную траву и установить пару лавочек для комфортного отдыха на свежем воздухе. На газонах можно высадить невысокие кустарники, которые порадуют глаз сезонной декоративной ягодой.

В качестве интересных элементов ландшафтного дизайна используют также искусственные водоемы, фонтаны, мангал для жарки шашлыка и даже бассейн с шезлонгами.

Важно: как построить дом красивым - для каждого - понятие личное. Поэтому при создании симпатичного уютного коттеджа можно руководствоваться лишь общими рекомендациями. Основная же нагрузка ложится на плечи архитекторов и хозяина стройки.

Американский архитектурный стиль - потомок старого европейского . Эмигранты из Европы, и в первую очередь из Англии привозили архитектурные тенденции своих стран в Северную Америку, где внедряли и развивали их. Особенностью этого стиля является, безусловно, желание первых поселенцев продемонстрировать масштаб и богатство дома. Отсюда и ощущение дома как целого архитектурного комплекса.

Американскую архитектуру отличает просторность, симметрия, многочисленные каскады крыш, колонны, множество больших окон, часто со ставнями, иногда шпили, высокая центральная лестница, протяженность по горизонтали, минимум рельефных деталей, светлая штукатурка в качестве отделки. Всем своим видом эти проекты домов и коттеджей демонстрируют успешную жизнь хозяев на новых необжитых землях.

Английский стиль

Английский стиль - это соединение аристократизма и сдержанности, утонченного вкуса и дорогостоящих материалов. Этот архитектурный стиль в нашей стране чаше определяется общим термином «английский стиль», но в действительности представляет собой два взаимосвязанных стиля - георгианский и стиль регентства, названия которым дали исторические эпохи. В современном понимании английский дом — это смесь данных стилей.

Формировались они под влиянием материковой Европы, но переосмыслялись здесь по-своему. Черты английского стиля: прямоугольный, симметричный план; равномерное распределение и размерность всех окон; кирпичные, мало украшенные стены; низко расположенный вход с портиком; средние по высоте скаты крыши; минимальный вынос крыши над стенами; пять окон на главном фасаде; парные трубы; пилястры по бокам двери; двери с филенками.

Дом в истинном английском стиле построен исключительно из красного кирпича. Фасад английского дома достаточно строг и лишь в редких случаях допускаются небольшие украшения. Обязательный атрибут - наличие газона и цветников.

Стиль Ф.Л. Райта (стиль прерий)

Родившийся 8 июня 1867 года, Фрэнк Ллойд Райт является величайшим архитектором в мире, самым плодовитым, противоречивым и вдохновляющим.

Райт не любил сложных деталей и суетливости существовавших архитектурных стилей. Он выступал за чистоту и простоту линий, считал, что хорошо построенные здания дополняют окружение.

Стиль прерий распространился на среднем западе США в конце XIX - начале XX веков. Для стиля прерий характерны выраженные и подчеркнутые горизонтальные линии, плоские или шатровые кровли с широкими свесами, окна, объединенные в горизонтальные полосы, максимальная интеграция постройки в ландшафт. Название стиля происходит от длинных горизонтальных линий, вызывающих ассоциации с пейзажами прерий.

Для этого стиля также характерно минималистское украшение фасадов, центральное расположение каминной комнаты как символа семейного очага. Усложнение геометрии дома достигается с помощью остекленных галерей, балконов, парапетов и клумб. Граница между интерьером и террасой теряется. Места общего пользования имеют вид залов.

Готический стиль

Готика - период в развитии средневекового искусства, охватывающий почти все области материальной культуры и развивающийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. Для готики характерны арки с заостренным верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчеркивают вертикаль. Для неоготического архитектурного стиля характерны адаптированные готические элементы: стрельчатые арки, высокие вытянутые фронтоны, башни с легкорамной конструкцией, внутренние колонны, высокие узкие окна с традиционными переплетами.

Европейский стиль

Один из наиболее популярных сегодня архитектурных стилей - европейский. Основанный на архитектурных традициях прошлого, консервативный, он хорошо гармонирует с природой.

Дома в европейском стиле отличаются правильными геометрическими формами, часто усложненными эркерами. При проектировании используют, как правило, форму квадрата или близкую к квадрату.

Цоколь обычно отделывают камнем или плиткой. Крышу выполняют двух- или четырехскатной. Традиционно в качестве кровельного покрытия использовалась красная натуральная черепица, которую сегодня вытесняет металлическая. Дверь оформляют в цвете, который контрастирует с цветом стен. Окна, как правило, небольшие, прямоугольной или арочной формы. При планировании внутреннего пространства большое внимание уделяется его эффективности, благодаря чему на относительно небольшой площади удается разместить все необходимое.

Итальянский стиль

Итальянский стиль в архитектуре формировался на протяжении столетий, что во многом определяет его поистине уникальный характер.

Итальянский стиль иногда называют неоренессансом. Зародился он в Англии в начале XIX века. Основателем считается английский архитектор Джон Нэш. Итальянский стиль сочетал архитектурные находки итальянских зодчих XVI века с элементами палладио и неоклассицизма.

Итальянский стиль в архитектуре - это выбор людей, ценящих качество, традиции и естественную красоту. Для этого направления в дизайне и архитектуре характерно использование природных материалов, традиции, уют и простота. Дерево и камень в итальянском стиле сочетается с элементами из кованого железа. Стены чаще всего покрывают декоративной штукатуркой и украшают лепным декором или мозаикой.

Для дома в итальянском стиле характерны почти плоские крыши с низкими скатами, едва различимыми с земли, кронштейны, поддерживающие карнизы крыши, башня или колокольня, бельведер.

Классический стиль

В архитектуре под классицизмом понимают архитектурный стиль, распространенный в Европе в XVIII — начале XIX вв., главной чертой которого было обращение к формам античного зодчества. Архитектура классицизма характеризуется регулярностью планировки и четкостью формы, симметрично-осев ой композицией, сдержанностью декора.

Для коттеджей в классическом стиле характерно строгое соблюдение принципов пропорциональности и гармоничности. Пространственные решения лаконичны, ориентированы на преобладание в планах прямолинейных и четких очертаний с доминированием симметрично-осев ых планировочных систем.

В отделке применяется фасадная штукатурка, скатные черепичные крыши, мрамор и гипс - для колонн и балюстрад, железо и чугун - для решеток, балконов и оград.

Несмотря на преимущества ультрамодных архитектурных стилей, классические мотивы остаются по-прежнему популярными. Ведь приверженность классике - это признак основательности и тонкого вкуса хозяина дома.

Минимализм

Минимализм появляется в 60-х годах XX века в США. Главной идеей минимализма в архитектуре является желание оставить только самое необходимое, каждый элемент должен выполнять максимальное количество функций. Характерные черты минимализма: максимально возможная лаконичность, соблюдение композиции, использование натуральных материалов, максимальная функциональность и внимание к деталям, строгие линии и геометрия, единая цветовая гамма, внимание к световому оформлению, использование светлых тонов.

Большое внимание уделяется выбору материалов и их качеству. Приоритетными являются натуральные материалы, такие как камень, дерево, стекло или мрамор.

Минимализм широко применяется как в общественных сооружения, офисах, торговых центрах, так и в частных домах.

Минимализм идеален для любителей простоты, спокойствия и строгости. Минималистские помещения излучают спокойствие и тишину. Это «очищенный» стиль, но в свою очередь элегантный и новаторский по формам и отделке.

Модерн

Модерн родился на рубеже XX в. в европейской архитектуре как движение за создание стиля своей эпохи. Для модерна характерны отказ от обязательных симметричных форм, силуэты и орнаменты, стилизующие в плавных, изгибающихся линиях формы растений. Фасады отличаются округлыми контурами проемов, использованием решеток из кованого металла и глазурованной керамики. Особое внимание уделяется оформлению оконных проемов с витиеватым рисунком переплетов и витражей.

Появление принципа построения зданий «изнутри-наружу» и в связи с этим раскрытость композиций и многообразие формы. Интерьер образует ядро дома и определяет его внешний вид. В плане здания чаще всего тяготеют к квадрату, комнаты, группируются вокруг холла.

Стиль модерн развивается главным образом в архитектуре городских особняков и дорогих многоквартирных зданий, загородных вилл и дач. Модерн пропагандирует индивидуальность. Как и столетие назад, дом в этом стиле обеспечивает комфорт, уют и яркую, запоминающуюся архитектуру.

Немецкий стиль

Стиль, в основе которого лежит практичность, экономичность и рациональность. Это проявляется во всем - в планировке, оформлении, выборе материалов и особенностях конструкции. Форма домов тяготеет к квадрату.

Окна в традиционных немецких домах небольшие, прямоугольной или арочной формы, поделенные переплетом. Часто окна имеют ставни. Рамы обычно массивные. Двери делаются из дерева и окрашиваются в цвет, контрастирующий с цветом стены дома. Цокольная часть отделана облицовочной плиткой «под натуральный камень». Почти всегда есть эркеры или балкончики. Эркер часто является изюминкой дома. Крыша чаще двухскатная, но бывает и четырехскатной. Кровельное покрытие - битумная или металлочерепица, оттенков красного цвета. Особенности планировки сводятся к тому, чтобы сделать дом максимально экономичным и рациональным. Дома в немецком стиле чаще всего имеют один-два этажа плюс мансарда. С целью экономии пространства планировка устроена таким образом, чтобы в доме было минимум коридоров.

Норвежский стиль

Норвежский дом - это вариант дома в скандинавском стиле. Норвежский дом является продолжением исторического стиля «длинного дома викингов». Норвежские дома - это вытянутые пологие дома, чаще всего в один этаж, красного, коричневого или черного цвета с непременно натуральным материалом кровли. Визитная карточка норвежского дома - инверсионная зеленая кровля

Самые ранние настоящие рубленые дома в Норвегии и Швеции датируются XI в. н.э., в то время как на Руси срубы были известны уже с VIII-IX вв. н.э. Вероятно технология была привезена варяжскими наемниками, возвращавшимися со службы на Руси. Позже русский сруб использовали в Норвегии только для нежилых строений, таких как колодцы, ряжи, быки мостов, сеновалы на выпасе. И уже в XI в. в Норвегии известен принципиально отличный способ рубки с самозаклинивающимся замком, который не допускает раскрытия щелей при усыхании дерева. Норвежская техника рубки в современном виде появилась уже в XIII веке.

Прованс

Прованс - это одна из исторических областей на юге Франции. Особенностями дома в стиле прованс считаются утонченность и своеобразная романтическая нежность внешнего экстерьера дома. Особое место принадлежит деталям. У такого дома практически нет цоколя и у такого дома естественно нет привычного для нас крыльца. Садовая дорожка просто упирается во входную дверь. Стены дома обязательно должны быть из кирпича или камня. Чаще всего стены покрыты штукатуркой светлых тонов. В некоторых местах штукатурка может обнажать кирпичную стену, и это придает дому своеобразную изюминку. На втором этаже могут быть расположены балконы с балюстрадами. Окна на первом этаже узкие и обязательно должны иметь жалюзи. На втором и третьем этаже окна делают побольше. Крыша многоскатная высокая, под черепицей. Украшением крыши служат многочисленные башни со слуховыми окнами. Для дома в стиле прованс важной деталью являются двери. Они должны быть массивными с коваными петлями и иметь смотровое окошко.

Традиционно к дому пристраиваются различные пристройки: летняя кухня, летний флигель или гараж.

Рококо

Рококо - от фр. rococo, от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль). Архитектурный (декоративный) стиль рококо появился во Франции (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешел в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Стиль рококо был продолжением стиля барокко. Он не внес в архитектуру никаких новых конструктивных элементов.

Архитектура рококо стремится быть легкой, приветливой, игривой. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают; видоизменяются установленные ордера; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями, карнизы помещаются над карнизами; крыши опоясываются по краю балюстрадами; фронтоны, представляют ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, скульптурными фигурами. В обрамлении окон, дверей, стен внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, напоминающих собой листья растений, цветочных гирлянд и раковин.

Русская усадьба

Первые усадьбы появились в далеком прошлом. Москва когда-то тоже была всего лишь усадьбой. Резные фасады, классические формы, небольшие башенки, окна в узорах — деревянные русские усадьбы поражают своей красотой.

Искусная художественная резьба по дереву была характерным и самобытным украшением русских деревянных строений - и это одна из немногих традиций, сохранившихся в народе до сих пор. Резьба бывает рельефная и сквозная. Обязательно оформляли верх крыши - «конек», его часто делали в виде конской головы, навес крыльца, ставни и наличники окон. В декоре крыши преобладал звериный языческий стиль, идущий еще от кочевников-скифо в. Изображали символические животные-обереги, в том числе коней, птиц, петухов, и змей.

Понятие родового гнезда в русской усадьбе приобретает большую ценность. Русский стиль подчеркивает статус хозяина дома, который гордится своей историей и происхождением. Русская усадьба - это место проживания, а также возможность сохранить и передать потомкам свою историю, фамилию и традиции.

Северный модерн

В русской модернистской архитектуре особенно выделялось направление - северный модерн. Основное свое развитие стиль получил в Санкт-Петербурге в начале XX века под влиянием шведской архитектуры, а также финской архитектурной школы национального романтизма. Этому способствовали экономические и культурные связи с финским и шведским государствами, где национальный романтизм был главным течением в искусстве.

Характерными чертами северного модерна являются сочетание искусственных и естественных отделочных материалов, облицовка цоколя здания финским гранитом, покрытие верхних этажей отделочным кирпичом или фактурной штукатуркой. Форма зданий, построенных в стиле северного модерна, массивна и свободна от мелкого декора. Широко применялась рустовка, орнаменты и барельефы на темы русского фольклора. Архитектурный декор массивен, цвет минималистичен, цветовая гамма - по-северному сурова.

Скандинавский стиль

Страны Скандинавского полуострова - Швеция, Норвегия и связанные с ними исторически и географически Дания и Финляндия имели сходные условия для развития архитектуры.

Скандинавский дом - простой, но отнюдь не примитивный, компактный, но не дешевый. Он создан, чтобы защитить своих обитателей от неприятных климатических воздействий и обеспечить им максимальный комфорт.

Дома скандинавского стиля - это одно- и двухэтажные постройки, лаконичные и сдержанные. Традиционно дома изготавливали из дерева, которое тонировали или лакировали. Окна в домах скандинавского стиля довольно большие, иногда бывают панорамные. Акцент делается на деревянные массивные рамы. Цокольный этаж и подвал в домах скандинавского стиля отсутствуют. Крыша покрыта черепицей, металлом - крашеным или «натуральным» или различными полимерными материалами. Она может быть как скатной, так и ровной, но скатная встречается чаще. Перед входной дверью обычно сооружается крыльцо с деревянной лестницей и резными перилами, или терраса.

Современный стиль

Дом в современном стиле подразумевает открытость природе, большие пространства, панорамное остекление. В современном стиле часто объединяют помещениями - например, гостиную с каминным залом, кухню со столовой.

Кредо современной архитектуры заложено в самом названии — это то, что соответствовало бы сегодняшнему дню, принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, так и внешних форм.

Основные принципы современной архитектуры: использование самых новых строительных материалов и конструкций, рациональный подход к решению внутренних пространств (функциональный подход), отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических элементов в облике сооружений. В отделке фасадов могут применяться: фасадная штукатурка, облицовочный кирпич, дерево, камень, керамогранит. Как правило, владельцы домов в современном стиле - это активные, динамичные люди, много путешествующие и не понаслышке знакомые с разными культурами.

Средиземноморский (средиземный) стиль

Средиземноморье - это Греция, Испания, Италия, Франция, Турция, Египет, Марокко и другие страны, которые внесли свой вклад в формирование архитектурного стиля, получившего название средиземноморский. В такой стилистике встречаются и миниатюрные домики с черепичными крышами, утопающими в пышной растительности, и роскошные белоснежные виллы на побережье.

Характеризуются такие здания оштукатуренными стенами, плоскими или низкими крытыми черепицей кровлями, использованием терракотовой плитки и камня в отделке. Стены могут быть украшены орнаментом. Балконы и окна отделаны коваными ограждениями. Вынос кровли довольно большой и оформлен карнизом. В зданиях обязательно есть большие балконы или просторные крытые террасы.

Характерная черта средиземноморско го дома - наличие внутреннего двора, уединенного патио, скрытого от посторонних глаз. Такой прием может быть очень актуальным для россиян, вынужденных ставить загородные дома чуть ли не вплотную друг к другу. Функциональный и практичный комфорт создается подручными средствами, не без изобретательности, приверженности традициям и любви к творчеству.

Средневековый

Замковая архитектура рождена романским стилем, главенствовавшим в Европе примерно с 1000 года н.э. и до возникновения готического искусства в ХIII веке. Самые ранние сооружения копировали римские военные лагеря. Строительство исполинских каменных сооружений началось с норманнов, а классические замки появились в XII веке.

Замковый тип загородного дома характеризуется крупными формами, массивными и высокими стенами, наличием балконов, эркеров, террас и башен, затейливой композицией в плане и фасаде. Для отделки фасада дома могут применяться облицовочный кирпич, камень, штукатурка. В домах такого стиля нет архитектурных излишеств, благородная простота создает ощущение монументальности и стабильности. Окна имеют форму арки, или прямоугольную форму, но с завершением интересной формы. Двери могут быть любой формы, имеют много декоративных элементов - козырек, обрамление из ковки или лепнины, витраж, мозаику. Фасады зачастую ассиметричные. Форма крыши в таких коттеджах всегда сложная, поскольку дом часто состоит из нескольких частей.

Фахверк

Фахверк - от немецкого Fachwerk, Fach - панель, секция, Werk - сооружение. Это одна из древнейших строительных конструкций, широко распространенных в Европе в период Средневековья. Такие дома строились в разных странах, но больше всего их в Германии, - порядка 2,5 млн.

Повсеместно фахверковые дома в Германии строили уже в XIIвеке. Расцвет фахверкового стиля пришелся на XVI век. На фахверки влияли модные архитектурные течения: готика, барокко, ренессанс.

У фахверковых домов жесткий деревянный каркас из стоек, балок и раскосов. Пространство между деревянными брусьями, называемое панелями, заполняли смесью глины с камышом. Затем панели штукатурили и красили в светлые тона, а сам каркас из темных балок оставался на виду. Именно он разделял фасад на отдельные ячейки различной формы и придавал дому то неповторимое своеобразие, которое и стало главной архитектурной особенностью стиля фахверк. Деревянные брусья конструкции фахверковых домов имеют много разных мотивов: кресты, фигуры, цветы, геометрические узоры.

Хай-тек

Хай-тек произошел от английского hi-tech, от high technology — высокие технологии. Это архитектурный и дизайнерский стиль конца XX - начала XXI века. Стиль пропагандирует эстетику материала. Основными чертами хай-тека являются максимально функциональное использование пространства и сдержанный декор. Стилю характерны стремительные, прямые линии, выступающие элементы конструкций, серебристо-металлический цвет, широкое применение стекла, пластика и металла. Хай-тек относится к ультрасовременны м стилям, в нем применяются конструкции, свойственные промышленным зданиям. Используемые материалы - стекло, металл, натуральное дерево.

Стиль возник из архитектуры промышленных помещений, где все элементы обстановки подчиняются функциональному назначению. Поначалу представлял собой скорее подход к архитектуре, чем особый стиль. Элементы индустриальной эстетики перешли в жилое помещение, где получили дальнейшее развитие: вышла смесь высоких технологий и конструктивизма.

Стиль хай-тек очень популярен сейчас среди людей, живущих в духе со временем и молодых душой.

Шале

Стиль шале зародился в Савойе, в провинции на юго-востоке Франции. Он вобрал в себя богатую историю альпийских гор и местные традиции. В переводе с французского «chalet» - шаль; тепло; и, собственно, швейцарский домик в горах. Изначально альпийское шале - это надежно построенное из массивного бруса жилище, защищающее пастухов от непогоды в горах.

Шале - это надежное и практичное жилье. Под шале понимают дом с покатой крышей, скаты которой сильно выступают над основными стенами. Такая конструкция кровли служила защитой дома и придомовой территории от снега и непогоды. Просторные террасы также появились из практических соображений. С их помощью существенно увеличивается полезная площадь дома. Открытая терраса - неотъемлемая часть шале, которая может не иметь ограждения и рассматриваться как часть придомовой территории.

Дома в стиле шале обычно выбирают люди, стремящиеся не только к созданию уютного дома, но также заботящиеся об экологичности своего жилища. Чувство единения с природой возникает у каждого, кто попадает в шале.

Шведский стиль

Шведский стиль - это вариация скандинавского подхода к архитектуре. Красно-белые коттеджи прекрасно вписываются как в зимний, так и в летний шведский пейзаж и являются достопримечательностью этой страны. Традиционный шведский коттедж - это простой домик, обшитый деревянными панелями и покрашенный в красный цвет, углы, окна и двери дома обычно белые. Шведское жилище во все времена было в основном деревянным (либо фахверховым в областях бедных лесом). В усадебный комплекс входят жилой дом и хозяйственные постройки, объединенные вокруг двора. Шведская архитектура отличается строгой простотой и скупым декором.

Функциональность и простота, приверженность к натуральным материалам, сдержанные цветовые сочетания свойственны шведскому стилю также как и скандинавской архитектуре в целом. Деревянные дома из светлых пород дерева с широкими оконными проемами выглядят естественным дополнением пейзажей Швеции и не только.

Голландский стиль

Голландский стиль загородного дома - вариация колониального дизайна, которая предлагает за главным фасадом простую планировку. Во внешнем облике таких зданий сформировался самобытный стиль, отличающийся одновременно практичностью и декоративностью. Для дома в голландским стиле характерны большая острая двускатная крыша с вальмами, простые окна, несимметричность фасада. Традиционно цоколь дома отделывается камнем, а фасады выполняются в штукатурке светлых тонов. Дом имеет симметричную планировку. Центральный вход приводит в прихожую, вокруг которой расположены комнаты. Жизненный уклад усердных, аккуратных, трудолюбивых голландцев нашел отражение в интерьере голландского дома, демонстрирующего благополучие, скромность и удобство. Голландские загородные дома выглядят солидно, но в то же время уютно. Подходят для семей, ищущих спокойствие и уют за скромным фасадом.

Романский стиль

Романский стиль в средневековой Европе предшествовал готике. Сам термин появился в XII веке, когда историки установили, что европейские архитекторы широко использовали многие элементы древнеримского стиля. Основными объектами зодчих были монастыри и замки, больше напоминающие крепости. Облик зданий исполнен спокойной и торжественной силы. Характерными особенностями построек романского стиля были массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчеркивались узкими проемами окон и ступенчатыми фризами. Основными признаками стиля являются циркульные или полуциркульные арки, каменные своды. Облицовка фасада выполняется из кирпича, обилие кирпичного декора фронтонов, фризов, окон и дверей. В качестве кровельного покрытия используется керамическая черепица. Романские постройки вписываются в пейзаж, их компактные формы и ясные силуэты повторяют естественный рельеф.

Чешский стиль

Чехия является одной из самых культурных и красивых стран не только Европы, но и мира. Культурное наследия Чехии настолько обширно, что порой бывает очень сложно просто описать те места, где вы были, самый большой вклад в культурное наследие вносит все же чешская архитектура. Архитектура этой страны создавалась веками. Чешский стиль коттеджей имеет общие черты с европейским и немецким стилями. Для дома в чешском стиле характерны правильные геометрические формы, высокие многоскатные крыши, покрытые черепицей, иногда соломой, цоколь выполняют из природного камня, часто применяют арочные окна и двери. Приземистый дом в чешском стиле отлично впишется в ландшафт и не будет выделяться в пейзаже.

Мир наполнен странными зданиями, получившимися в результате попыток нетрадиционных архитекторов самовыразиться с помощью кирпича и раствора. Небоскребы, рвущиеся к облакам и гигантские конструкции из металла ‒ обыденные достопримечательности почти во всех уголках мира. Предлагаем обзор самых удивительных и странных зданий в мире.




Национальный центр исполнительских искусств (Национальный театр оперы) находится в Пекине. Построенное из стекла и титана здание окружено искусственным озером. Создал его французский архитектор Поль Андре (Paul Andreu). Строительство началось в 2001 году и растянулось на шесть лет. Первой постановкой стала русская историческая опера «Князь Игорь» А.П.Бородина в исполнении оркестра, хора и солистов Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. В архитектурный комплекс входят здание, подземные и подводные коридоры, подземная автостоянка, искусственное озеро и зеленые насаждения. Для строительства главного купола понадобилось 18000 титановых пластин и свыше 1200 листов стекла, его длина составляет 212 метров, а ширина – 144 метров, высота – 46 метров. Подземная часть здания уходит на глубину примерно 32,5 метров. Площадь всего комплекса составляет 118900 квадратных метров. Три зала театра площадью 12000 квадратных метров рассчитаны на 5452 зрителя.




В Роттердаме и Хелмонде Кубические дома можно найти необычные, чтобы не сказать, странные кубические дома. Создал их Пит Блом Piet Blom, основываясь на желании создать лес посреди города, в качестве деревьев бы выросли дома. В 1984 году на улице Оверблаак появился комплекс из 38 зданий, поражающих своим видом.


Каждый дом состоит из четырех этажей. На первых этажах домов расположены преимущественно офисы, парикмахерские, магазины и т.п. Площадь трёхэтажных квартир примерно 100 квадратных метров, но вот жилой площади намного меньше, ведь стены и пол наклонены под углом в 54,7 градусов. Планировка квартиры выглядит следующим образом: первый этаж ‒ кухня и гостиная, второй этаж ‒ две спальни и ванная, на третьем этаже оборудуют гостевые, кабинеты, зимние сады.




Биосфера ‒ это музей, посвящённый проблемам защиты окружающей среды. Расположен он в парке Jean-Drapeau на острове Святой Елены прямо посреди речки Святого Лаврентия. Когда-то это был выставочный павильон США на Международной выставке Экспо-67. Конструкция, напоминающая огромный мыльный пузырь, настолько была поразительной и оригинальной, что её решили сохранить. Внешняя «оболочка» Биосферы представляет собою купол высотой 62 метра и диаметром 76. Автор проекта, принесшего своему создателю всемирную славу – Ричард Бакминстер Фуллер.




Лесная спираль ‒ двенадцатиэтажный жилой комплекс, построенный в 1990-х. Автор идеи ‒ австрийский художник Фриденсрайх Хундертвассер, а воплотил в жизнь архитектор Хайнц М. Шпрингманн вместе с компанией Bauverein Darmstadt. Строительство здания продолжалось с 1998 по 2000 год. Комплекс "Лесная спираль" с разноцветными станами, изогнутым фасадом, напоминает огромную улитку. 1048 окон неповторяющихся размеров и форм помогают создать образ сказочного домика. Из некоторых окон растут деревья, а жильцы согласно договору аренды обязаны ухаживать за ними. В доме 105 квартир, есть уютный внутренний двор с детскими площадками, искусственными озерами, фигурными дорожками и мостиками, магазинами, парковкой и аптекой.




Habitat 67 ‒ жилой комплекс, созданный израильско-канадским архитектором Мойшей Сафди (Moshe Safdie). Это был его дипломный проект. Расположен он недалеко от реки Святого Лаврентия на авеню Pierre-Dupuy. Дом признан достопримечательностью города, да и страны в целом.
Напоминает здание конструкцию из детских кубиков, тем не менее, оно абсолютно надёжно и удобно для жилья. Для дома из 146 квартир понадобилось 354 куба, нарощенных друг на друга. В каждой квартире несколько таких кубов, до пяти штук. Из окон всех квартир открывается вид на три стороны света, можно полюбоваться монреальской гаванью. Тем более, что в доме предусмотрено много открытых террас, застекленные переходы.




Ещё известное как Casa Mila здание находится в столице Каталонии Барселоне. Построил его каталонский архитектор Антони Гауди в 1906–1912 годах для семейной пары. Дом удивителен и примечателен тем, что в нём нет ни одной прямой линии. Это был неоднозначный дизайн для того времени, смелые формы волнистого каменного фасада и украшений балконов и окон из кованого железа, созданных в основном Жозе Мария Жужол, который также оформил некоторые из гипсовых потолков. Дом внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Посетители могут подняться на верхний этаж, чердак и крышу и внимательно осмотреть на этот шедевр.




Музей современного искусства находится в бразильском городе Нитерой и является одной из основных местных достопримечательностей. Здание выглядит как неопознанный космический объект, прибывший из неизведанных миров. Построили его в 1996 по проекту Оскара Нимейру и Бруно Контарини. Высота здания 16 метров, диаметр купола 50 метров, а опоры 9 метров. Площадь 817 квадратных метров.

Каменный дом, Фафи (Португалия)

Каменный дом на севере Португалии в горах Фафи напоминает жилище Флинтстоунов из американского мультфильма. За основу дома взяли два огромных валуна, которые соединили между собой с помощью бетонного раствора. В результате в 1974 году появился двухэтажный дом в доисторическом стиле с камином, бассейном, привлекающий тысячи туристов.




Торговый центр в Сопоте привлекает не только покупателей, но и тысячи туристов. А всё благодаря необычному внешнему виду ‒ никаких прямых линий и углов. Кривой дом построили в 2004 году архитекторы фирмы Szotyńscy & Zaleski, вдохновившись сказочными рисунками и иллюстрациями Jan Marcin Szancer и Per Dahlberg. Площадь примерно 4000 квадратных метров. Здесь расположились небольшие магазинчики, кафе и ресторанчики. Торговый центр занимает первый этаж, а на втором находятся офисы двух радиокомпаний.
Современный архитекторы строят оригинальные дома не только на суше, они начали завоёвывать и водоёмы всех размеров, предлагая проекты

Одноэтажный, развитый по горизонтали дом состоит из двух прямоугольных блоков, стоящих под углом. Центральная часть в виде сегмента круга соединяет оба блока. Этот оригинальный план позволил удобно разместить дом на участке и развернуть его широким фасадом в сторону сада

Вопреки расхожему мнению, в деле проектирования домов художественным амбициям архитектора отводится отнюдь не главная роль. Ценность дома прежде всего зависит от его функциональности и долговечности.

Проектирование домов — скорее ремесло, нежели творчество. Дом должен быть красивым, солидным и комфортным. Воспринимать его, как произведение искусства нельзя — это может привести к недоразумениям между заказчиком и архитектором. Часто поводом для разногласий становятся чрезмерные амбиции архитектора, в то время как именно требования заказчика должны стоять во главе угла. Задача архитектора — найти решения, которые удовлетворят обе стороны.

И помнить — многочисленные изменения, вносимые заказчиком в проект, как правило, свидетельствуют об отсутствии понимания между ним и архитектором. Поэтому не стоит обвинять заказчика во вмешательстве в авторское видение, а лучше задуматься, учтены ли его потребности? Если архитектор не способен их реализовать, то не должен делать ему проект.

Выразительно выделяющаяся простая крыша является важным элементом архитектуры дома. Несмотря на то, что основная жизнь в доме проходит на первом этаже, мансардные окна обеспечивают дополнительное освещение пространства под крышей

Правильная архитектура дома

Дом с удачным архитектурным решением будет выглядеть хорошо даже без дополнительных бросающихся в глаза деталей. А вот отсутствие четких пропорций — некрасиво, даже если при этом дом украшен множеством эффектных элементов. Проектируя новый дом, мы стремимся к тому, чтобы его архитектурное решение было сбалансированным. Если оно упорядочено, имеет хорошие пропорции, у дома есть шанс хорошо выглядеть. Даже если его отделка будет не самой удачной, ремонт всегда сможет привести дом в порядок.

Низко размещенные окна и карнизные свесы, до которых практически можно дотянуться, создают атмосферу тесной связи дома с садом

Пропорции (соотношение высоты стен и размера крыши, соотношение размеров различных элементов и т. д.) играют в архитектуре дома главную роль. Естественно, единого принципа не существует, но какой-то определенный принцип в образе каждого дома должен четко прослеживаться. Если одноэтажный дом будет низким и горизонтальным, то и форма его архитектурных деталей должна соотноситься с его пропорциями. Например, горизонтальные окна, вполне уместные в этом случае, в высоком доме смотрелись бы странно.

Прилегающая к столовой терраса смещена в глубину дома, образуя широкую галерею. Она скрыта от глаз и представляет, скорее, один из множества укромных уголков в саду

О пользе вальмовой крыши

Очень важным элементом архитектуры дома является крыша. Ее форма зависит, среди прочего, от величины пролета, то есть от ширины дома. Следует стремиться к тому, чтобы пролеты не были слишком большими. При ширине 12 м даже крыша с небольшим углом наклона скатов выглядит громоздко. А при ширине 9 м такая же крыша может быть выше и заметнее, при этом ее конструкция будет проще. Особенно нам нравятся вальмовые крыши с широкими карнизными свесами и углом наклона скатов около 40°.

Двухэтажный дом с вальмовой, простой крышей был запроектирован для участка с въездом с южной стороны

Для того чтобы не «потерять» солнечный участок, гараж и хозяйственную часть разместили за домом.

Вальмовая крыша прекрасно завершает объем, венчая все стены. Дом с такой крышей выглядит спокойно и единообразно с любой точки. А вот дом с двухскатной крышей выглядит по-разному с разных точек: со стороны щипцовой стены — это один образ, со стороны фасадов — другой. Иногда эти образы отличаются так, что создают впечатление диссонанса. Вальмовая крыша является индикатором сбалансированности проекта: если ее контур является замкнутым прямоугольником, а края скатов сходятся в соответствующей точке — это наилучшее доказательство того, что с формой дома все в порядке. Естественно, у вальмовой крыши есть и недостатки. Ей необходимо больше опор, расположение которых нужно продумать, учитывая не только конструктивные требования, но и удобство планировки помещений. На такой крыше плохо смотрятся многочисленные мансардные окна и дымоходы.

На мансарде под вальмовой крышей больше скатов, чем под двухскатной, следовательно дизайн внутреннего пространства будет сложнее. Ее непросто проектировать и выполнять. Однако именно благодаря такой форме крыши, дом имеет замкнутый объем, спокойный и упорядоченный образ.

О не совсем одноэтажном доме

По нашему мнению, жить в одноэтажных домах гораздо комфортнее. И хотя лестница часто служит украшением интерьера, ее отсутствие является большим преимуществом. Кроме того, в доме с эксплуатируемой мансардой часто возникают проблемы с перепадами температуры. Помещения на мансарде, даже несмотря на хорошую теплоизоляцию, летом могут чрезмерно нагреваться, а зимой теплый воздух собирается в верхней части дома, и на мансарде становится слишком жарко, в то время как на первом этаже — довольно прохладно.

Пример не совсем одноэтажного дома. Любимая архитекторами простая вальмовая крыша с большими скатами накрывает мансарду, которая представляет резерв площади и позволяет создавать в одноэтажном доме высокие интерьеры и антресоли

Кроме того крыши в одноэтажных домах часто имеют небольшой уклон скатов. И хотя на чертеже пропорции фасада могут казаться правильными, в реальности при взгляде с высоты человеческого роста скаты не видны, крыша «исчезает», зато бросаются в глаза карниз и желоба.

Поэтому в одноэтажных домах из эстетических соображений мы стараемся проектировать более высокую крышу. Она обязательно должна быть видна, поскольку вполне может стать украшением дома. Ну а если крышу делают достаточно высокой, то всегда возникает вопрос, как использовать мансарду. Иногда наилучшим вариантом является двухуровневая гостиная. Она придает помещению соответствующий статус и разнообразит внутреннее пространство.

Вход в дом. Атмосферу открытости создает угловое окно, через которое можно заглянуть в кухню. Разнообразие в образ привносит сочетание отделочных материалов: красно-коричневого кирпича, светлой штукатурки, натуральной древесины и черепицы темно-синего цвета.

О проектах и проектировании

Людям, имеющим участки несложной формы и не планирующим строить супероригинальные дома, стоит покупать готовые проекты. Они постоянно совершенствуются и среди них можно найти хороший вариант. Стоит остановиться на типовом проекте, вместо того чтобы покупать индивидуальный, а потом бесконечно изменять и дорабатывать его. Для архитектора изменения в подготовленном проекте — это нелегкая и неблагодарная работа: современные строительные нормы накладывают на автора адаптации огромную ответственность. Он должен проверить все расчеты и заверить их правильность собственной подписью. Если он не заметит какой-либо ошибки, то может быть привлечен к правовой ответственности. Поэтому адаптация проекта не является простой формальностью. Очень часто оказывается, что небольшое на первый взгляд изменение тянет за собой следующие и в результате приводит к такому хаосу, что было бы лучше (а порой и дешевле) начать все сначала.

Архитекторы старались, чтобы граница между тем, что внутри, а тем, что снаружи, была мало ощутимой. Помимо больших окон этой цели служит одинаковая отделка потолка столовой и террасы. Создается впечатление, что пространство столовой продолжается за стенами дома. Даже в жаркий летний полдень на восточной террасе можно укрыться в прохладной тени. Западная терраса расположена возле кухни и столовой. Две террасы расположены одна напротив другой с двух сторон дома. Благодаря такому положению, через гостиную можно видеть дом «насквозь».

Готовые проекты продаются много раз, отсюда — низкая цена на них. Выполнение индивидуального проекта требует значительных усилий, и архитектор продает его только один раз, поэтому тщательно выполненный индивидуальный проект будет во много раз дороже готового. Но существуют частные застройщики, которых не удовлетворяет ни один готовый проект, существуют ситуации, когда готовый проект неприменим, и в то же время существуют чересчур нестандартные дома. Непонятно, почему в них, например, две кухни или три лестницы. На поверку оказывается, что в таком чудачестве нет ничего нелогичного: странная планировка отвечает специфическим потребностям или рождена семейной историей. Об этом необходимо помнить, когда речь идет о принципах проектирования. Принципы принципами, а проектом правит жизнь. Тем не менее, существуют проверенные временем правила, которые мы применяем. Например:

Принцип хорошего входа . Имеет значение, что мы видим, входя в дом. Это обязательно должен быть какой-нибудь важный элемент в интерьере. Гость, переступив порог, должен сразу знать, куда направляться. Само пространство должно его вести.

Разделение на зоны . Это стандарт, продиктованный необходимостью. Для того чтобы дом был комфортным, та часть, в которой собираются все домочадцы, должна быть четко отделена от приватной. Внутреннее пространство должно быть организовано таким образом, чтобы гость, например, в поисках санузла не попал случайно в спальню хозяйки дома. Такое разделение относительно просто запроектировать в двухэтажных домах, где естественной границей является лестница, но в одноэтажном доме оно требует от архитектора большей изобретательности.

Каждый проживающий в доме должен иметь свое личное пространство . Кто-то нуждается в нем больше, кто-то меньше. Тем не менее, каждому нужно обеспечить сохранение приватности. Нельзя забывать об увлечениях и хобби домочадцев.

У детей должны быть большие комнаты. Уж точно не меньше, чем спальня родителей. В распоряжении родителей весь дом, у детей — только их комнаты, в которых они играют, делают уроки и спят.

Ненужные изобретения

Появляется множество домов, в которых отсутствуют признаки профессиональной архитекторской работы, но при этом видны претензии проектанта на «необычность и эксклюзивность». Дом, построенный по хорошему проекту, узнать легко: он не поражает воображение. Он не странный. Он похож на дом, а не на церковь или замок. В архитектуре заимствования из других образов часто раздражают.

Раздражает также несоответствие затрат полученному результату. Очень часто встречаются, например, бессмысленные треугольные эркеры, крыши странной формы, непонятные уступы на фасадах — дорогие элементы, не имеющие никакого функционального обоснования, а созданные только ради эффекта. Когда понимаешь, сколько они стоили усилий и денег, то удивляешься — зачем это было нужно?

Дом должен оставаться стильным как минимум 100 лет. Он не должен ни изумлять, ни шокировать. Он должен быть функциональным, красивым и надежным. Если бы все архитекторы и заказчики ставили перед собой только такие цели, мир вокруг нас был бы прекрасным. Искусство далеко не всегда требует жертв.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!