Все для предпринимателя. Информационный портал

Образование как система и отрасль экономики. Образование как отрасль экономики

Перспективы развития современного образования следует рассматривать в контексте многоуровневой международной интеграции, которая наблюдается с конца XX века. Отныне никакая, даже "развитая", страна или группа таких стран не способны развиваться в закрытом состоянии. С этого времени стратегия "опоры исключительно на "собственные силы" с неизбежностью ведет к стагнации.

Обществу будущего специалисты дают разные определения: постбуржуазное, посткапиталистическое, постпредпринимательское, пострыночное, постиндустриальное, постцивилизационное, постисторическое, информационное и др. Большинству специалистов более понятна (в контексте либеральной тенденции) доктрина, подчеркивающая особую роль знаний и обозначающая нынешний социум как "знаниевую экономику", "экономику знаний".

Именно знания и образование в решающей степени определяют сегодня экономический потенциал страны, ее положение в мировом разделении труда и международной торговле. Об отраслях, производящих знание для непосредственных нужд экономики и производства (прикладная наука и образование), уже давно принято говорить как об "индустрии знаний", а с недавних пор образование рассматривают как отрасль экономики (в США она занимает 5-е место среди других областей; в 1998 году образовательная "отрасль" принесла доход в 265 млрд. долларов и обеспечила работой 4 млн. человек).

Во взглядах на образование высказывается множество точек зрения. Главное в этой ситуации - не допускать крайностей в суждениях, избавиться от устаревших стереотипов, высокомерного образовательного эгоцентризма, с одной стороны, от бездумного технократического подхода - с другой, и голого экономизма -- с третьей. Необходима сбалансированность во взглядах, рационализм в оценке ситуации. Особенно это нужно при определении образования как отрасли экономики.

"Если не можешь дать денег, дай свободу!" - гласит один из принципов либерализма. Что и делают практически все государства мира, предоставляя вузам право привлекать деньги из разного рода внебюджетных источников и прежде всего - брать плату за обучение. Государственные вузы России с каждым годом пользуются этим правом все больше. Именно эти источники в решающей мере помогли им выжить в условиях резкого сокращения бюджетного финансирования; уже в 2000 году внебюджетные поступления в вузы составили более 50%, т. е. превысили бюджетные.

Источниками внебюджетных средств для госвузов являются плата за обучение, сдача в аренду основных фондов, оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других учреждений, приобретение ценных бумаг и т. д. В структуре внебюджетных средств вузов доходы только от аренды составляют: у вузов - 34,2%, средних профессиональных заведений - 48%, профессиональных училищ - около 50%.

Уже эти простые соображения и цифры говорят о том, что посредством своей внебюджетной деятельности госвузы РФ прочно вплетены в систему экономических отношений. То обстоятельство, что их активность по привлечению дополнительных источников финансирования признается некоммерческой, а налоговое законодательство устанавливает систему льгот, позволяющую вузам не исполнять свои налоговые обязательства, говорит лишь о том, что государство в поисках способов поддержки образования, компенсирующих его слабое бюджетное финансирование, просто закрывает глаза на смысл происходящего. Это меры политические. В существующей ситуации их можно понять и оправдать. Внебюджетные средства - это доход вуза, которым можно распорядиться по-разному. Его можно полностью реинвестировать в образовательный процесс. А можно, уплатив с этого дохода соответствующий налог, превратить в прибыль, то есть капитализировать - превратить в капитал и совершенно законно использовать уже на любые иные экономические проекты. И это не только содержание инфраструктуры вуза, но и какие угодно коммерческие и некоммерческие проекты. Чем и заняты многие вузы. Между тем вуз является реальным участником экономических рыночных отношений и полноправным субъектом рынка.

Одним словом, образование является экономической субстанцией. Осознанию этого мешают многие идеологические догмы и нежелание смотреть правде в глаза. Более того, в лексике работников российского образовательного сообщества не хватает адекватного экономического толкования многих категорий, понятий, терминов и, соответственно, понимания реальных процессов, происходящих в сфере образования, и особенно - высшего.

Существующие трактовки имеют ограничительный характер. Так, понятие "производство" традиционно сводится только к производству материальному, а "товар " по привычке понимается только как материальная ценность. Можно назвать и другие недостатки экономической теории: противопоставление "товара" "услуге"; отнесение образования к "нерыночным" услугам; неприятие понятий "рынок образовательных услуг", "конкуренция"; зауженное понимание образования как "общественного блага"; взгляд на высшее учебное заведение только как на "некоммерческую организацию". "Производительные силы", "процесс производства" - это не только техника и технологии в "чистом" виде: это и знания, и "умения", и "навыки ", без которых нет труда и трудового процесса. Знания, умения, навыки - предмет образования, включающий в себя еще и воспитание личности. Познание, творчество, образование, образовательный процесс - это производственный процесс, процесс нематериального (духовного) производства.

Образование, как известно, с давних пор относится к значимой сфере человеческой жизнедеятельности, обеспечивающей социально-экономический прогресс. Однако на протяжении многих столетий оно не было непосредственно связано с производством, не оказывало на него заметного влияния и не выделялось в самостоятельную отрасль. По данным всемирной организации ЮНЕСКО, на рубеже 19 и 20-х веков во всем мире работники просвещения решали, прежде всего педагогические и культурологические задачи. Экономическая функция образования еще не проявилась, поскольку в указанное время в развитых странах Европы преобладал простой физический труд. Предприниматели имели возможность нанимать необходимую рабочую силу в готовом виде, а расходы на ее обучение и подготовку были так малы, что не учитывались ни в бухгалтерских книгах предприятий, ни в теоретических исследованиях экономистов той поры.

Положение коренным образом изменилось в эпоху научно-технической и информационной революции, когда на пороге 21 века заметно возросла роль образования в развитии общественного производства в становлении современной цивилизации. В 90-е годы в развитых странах уже свыше половины экономически активных граждан были заняты не физическим, а умственным трудом. Так в США, по данным статистики, к 1992 г. из 116,8 млн. занятого самодеятельного населения (без военнослужащих) 83 млн., или более 2/3 населения, приходилось на лиц преимущественно умственного труда. Сегодня свыше 85% американцев располагают 12-классным и более высоким образованием. Примерно половина взрослого населения страны имеет высшее образование.

Почти 106 млн. человек, или свыше 80% населения, занятого в народном хозяйстве бывшего СССР к 1990 г., имело высшее, общее и специальное среднее образование. Только в России количество работающих специалистов с высшим и средним образованием достигало 20,6 млн. человек.

К числу важнейших современных закономерностей, свойственных различным странам, относится процесс интеллектуализации экономики и других сторон социальной жизни. Проявляется этот процесс двояко: возрастает роль таких отраслей социальной сферы, как образование и наука; усиливается значение интеллектуальной деятельности внутри других отраслей народного хозяйства. Обе эти тенденции способствуют формированию и совершенствованию образовательного, профессионального, научного, духовного потенциала общества и являются важнейшими факторами социально-экономического развития. Сегодня производственные отношения разветвленного комплекса образовательных учреждений, обеспечивающих образовательный процесс, являются важной составляющей всей системы экономических отношений, а образование выступает важнейшей отраслью общественного производства в целом.

Образовательная отрасль в современных условиях располагает наибольшими интегрирующими (объединительными) свойствами. Она относится к социальной сфере единого народнохозяйственного комплекса, которая охватывает и пронизывает своими животворящими потоками весь экономический организм страны.

Чем можно объяснить особую роль сферы образования?

Во-первых, специфическим местом образования в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества- квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства, а также для различных видов непроизводственной деятельности. Именно этим предопределяется приоритетность образования. В статье 1 российского Закона “Об образовании” приоритетность государственной политики в области образования получила юридическое закрепление. Но оно пока не носит декларативного характера.

Во-вторых, уровень образования населения выступает одним из главных показателей благосостояния народа страны. Сам же уровень благосостояния, по мнению экспертов ООН, лучше всего отражается с помощью индекса развития человека. Этот индекс определяется следующими тремя основными критериями: средней продолжительностью жизни, уровнем образования и размерами дохода на душу населения.

Как показали новейшие исследования, обычно дольше живут люди, получившие высшее образование, хорошо зарабатывающие и достигшие заметного положения в обществе. Чем выше интеллект человека, чем разностороннее его образованность, тем больше у него возможностей создать себе оптимальные условия труда. Каждый дополнительный год учебы, считают ученые, продлевает жизнь самое меньшее на несколько лет.

Перспективы развития современного образования следует рассматривать в контексте многоуровневой международной интеграции, которая наблюдается с конца XX века. Отныне никакая, даже «развитая», страна или группа таких стран не способны развиваться в закрытом состоянии. С этого времени стратегия «опоры исключительно на «собственные силы» с неизбежностью ведет к стагнации.

Обществу будущего специалисты дают разные определения: постбуржуазное, посткапиталистическое, постпредпринимательское, пострыночное, постиндустриальное, постцивилизационное, постисторическое, информационное и др. Большинству специалистов более понятна (в контексте либеральной тенденции) доктрина, подчеркивающая особую роль знаний и обозначающая нынешний социум как «знаниевую экономику», «экономику знаний».

Именно знания и образование в решающей степени определяют сегодня экономический потенциал страны, ее положение в мировом разделении труда и международной торговле. Об отраслях, производящих знание для непосредственных нужд экономики и производства (прикладная наука и образование), уже давно принято говорить как об «индустрии знаний», а с недавних пор образование рассматривают как отрасль экономики (в США она занимает 5-е место среди других областей; в 1998 году образовательная «отрасль» принесла доход в 265 млрд. долларов и обеспечила работой 4 млн. человек).

Во взглядах на образование высказывается множество точек зрения. Главное в этой ситуации - не допускать крайностей в суждениях, избавиться от устаревших стереотипов, высокомерного образовательного эгоцентризма, с одной стороны, от бездумного технократического подхода - с другой, и голого экономизма - с третьей. Необходима сбалансированность во взглядах, рационализм в оценке ситуации. Особенно это нужно при определении образования как отрасли экономики.

Применительно к образованию товаром являются не только образовательные услуги вуза, но и его выпускники-специалисты. В том смысле, что образованный человек, обладающий знаниями, навыками и умениями, которые и создают его потребительную стоимость, может предложить свои услуги для продажи, которые могут быть куплены тем, кто в них нуждается. Эти услуги и являются объектом купли-продажи, т. е, товаром. Покупается, разумеется, не человек, а его знания, способности, мастерство, талант.

При этом не суть важно, каким образом человек получил образование: бесплатно, за счет государства или за свои собственные деньги. От этого его образованность (знания, умения, навыки) не перестает быть товаром.

Ту же схему рассуждений можно применить относительно отдельного вуза и всей системы высшего профессионального образования. У населения существует потребность в образовательных услугах, которую удовлетворяет специальная отрасль - система высшего образования. Продукция этой отрасли может быть проданной и купленной. И если в этой отрасли вращаются сотни миллиардов рублей (бюджет образования РФ ныне выше расходов на оборону), то это, само собой, затрагивает всю систему экономических отношений. В этом смысле, когда образованность экспортируется (чем занимаются уже многие страны), принося государству доход, его справедливо можно назвать особой отраслью экономики.

Не вуз, а сам специалист выставляет свои знания, способности, умения и талант на торги на рынке труда, сам назначает себе цену («цена продавца»), по которой он хотел бы быть проданным, но может быть и не куплен. Вуз имеет от этого лишь косвенную выгоду: чем дороже стоят на рынке труда его выпускники, тем выше его престиж, тем выше может быть стоимость обучения. Все остальные выгоды присваивает себе носитель и владелец знаний, навыков и умений.


Федеральное агентство по образованию

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Экономический факультет

Кафедра национальной экономики

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОТРАСЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Проверила:

к.э.н., доцент

Акерман Е.Н.

Выполнили:

Казюрина С.В.,

Попова В.С.,

Утаганова Л.Ш.

Введение 3

§1. Образование как отрасль социальной сферы: понятие, сущность, структура, специфика, функции 5

1.1 Образование как отрасль социальной сферы 5

1.3 Структура образования в России 19

1.3.1. Дошкольное образование 19

Дошкольное образование является необходимым звеном в образовательном процессе и обеспечивает необходимую подготовку и закладывает фундамент для дальнейшего успешного обучения. 24

1.3.2 Общее образование 24

1.3.3 Профессиональное образование 28

Послевузовское профессиональное образование может быть получено на базе высшего профессионального образования (в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре, интернатуре или в докторантуре). 34

2.1 Оценка общего состояния образования в России: общественное мнение 36

Введение

Проблемы сферы образования всегда затрагивали значительную часть общества, различные социальные группы. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества, фактора конкурентоспособности и устойчивости развития госу-дарства увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Общие тенденции мирового развития таковы, что каждой стране необходимо уделять повышенное внимание системе образования и вносить в неё существенные изменения. Это следующие тенденции:

    ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

    переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

    возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

    динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

    возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 процентов национального богатства, что, в свою очередь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.

Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.

В данной работе описывается сущность и специфика образования как отрасли социальной сферы, анализируется структура системы образования и состояние сферы образования в России и в мире, рассматриваются основы и приоритеты государственной политики в области образования.

§1. Образование как отрасль социальной сферы: понятие, сущность, структура, специфика, функции

1.1 Образование как отрасль социальной сферы

Образование - по законодательству РФ - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Образование - в экономическом смысле - отрасль экономики, объединяющая учреждения и предприятия, занятые обучением, воспитанием, передачей знаний, выпуском учебной литературы, подготовкой учительских кадров.

Образование - социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества.

Образование - один из самых сложных институтов социализации. Именно через образование общество обеспечивает свое развитие.

Существуют несколько подходов к анализу развития образования:

1) В основу первого подхода положена цель образования, которая формулировалась как нормативный идеал образованного человека в обществе. Эта отрасль проникает во все сферы жизни, но всегда встроено в соответствующую историческую эпоху.

2) Второй подход предполагает, что в основе развития образования лежит тип культуры. Сторонники этого подхода - Мид, Саймон, Кумбс, Ильин. Они утверждают, что развитие цивилизации ознаменовалось сменой доминирующих типов, в соответствии с чем меняется образование, как транслятор культуры. Выделяют три типа культуры:

а) постфигуративный. Доминирует культура традиций, обычаев, повседневной практики, когда в качестве субъекта образования выступает естественное социальное окружение. Человек обучается в процессе повседневной трудовой деятельности. Знание не отделено от носителя.

б) фигуративный тип. Культура традиций уступает место культуре рациональных знаний, норм, ценностей, законов. Образование становится массовым и оторванным от источника знания. Основная задача - сформировать человека знающего. Появление книжной культуры. На этой стадии находится наше общество)

в) префигуративная культура - постиндустриальная. Ведущей становится технология производства знания. Это культура пока только предполагается. Нормативный идеал - человек, генерирующий знания, умеющий самостоятельно ориентироваться в потоках информации.)

3) Особенность личностного подхода заключается в его экзистенциальном характере (Кант, Хайдеггер). Образование - деятельность общества, направленная на развитие в каждом индивиде всего того совершенства, на которое он способен. Цель образования - приблизить человека к совершенству собственной природы, помочь ему самореализоваться. Образование - создание образов, схем, с помощью которых человек стратифицирует пространство вокруг себя. Личности необходимы такие знания, которые позволяют ей быть социально адаптированной и именно образование обеспечивает знание, необходимых для адаптации. Но каждый человек стремится достичь определенных высот, самореализоваться и в этом случае он предъявляет свои требования к обществу через образование

4) В основе институционального подхода лежат этапы институционализации системы образования. В качестве доминанта выделяется нормативный, государственно детерминированный характер образования (Дюркгейм, Манкгейм). Образование рассматривается как система целенаправленного воздействия на подрастающее поколение с целью его адаптации к потребностям общества. Содержание образования определяется в соответствии с потребностями государства. К этому подходу тяготеет отечественная система образования.

Цели образования

Традиционно цели образования определяются как формирование у обучаемого знаний, навыков и умений, приобщения человека к культуре, подготовка его к труду. В контексте гуманистической парадигмы, опирающейся на развивающий подход, в целях образования приоритетное место занимает раскрытие индивидуального творческого потенциала личности. В реформируемой школе доминанта переносится с образования и обучения на воспитание, способное сформировать личность, экзистенциальные ценности которой отвечают жизненным потребностям нового времени. При этом под воспитанием понимается создание таких условий, которые способны обеспечить раскрытие задатков и способностей личности обучаемого. Воспитание личности осуществляется тогда, когда происходит осознание им экзистенциальной задачи освоения и овладения сложностью собственного бытия. Таким образом, и цели образования, как процесса раскрытия индивидуальных задатков и способностей личности - исключительно сложны и многогранны. Следует рассматривать два уровня целей образования: по отношению к обучаемому, и по отношению к учебному заведению, образовательной системе. Важнейшей целью функционирования образовательных систем является подготовка носителей социальных функций, способных обслуживать современное производство. В спектре ведущих целей образования по отношению к личности обучаемого следует выделить:

    раскрытие индивидуальных задатков личности;

    приобщение обучаемого к мировой и нацио-нальной культуре через освоение систематизи-рованных основ наук и искусств;

    ценностное воспитание и развитие мировоз-зрения как системы ценностных ориентации и взглядов на мир, место человека в нем;

    физическое и валеологическое воспитание;

    общая и профессиональная подготовка к трудовой деятельности;

    выведение личности на уровень самовоспи-тания и саморазвития, восприятия учебной и профессиональной деятельности как творче-ства и основы моральной, нравственной сво-боды.

В контексте гуманистической парадигмы образования задачи научного образования, про-фессиональной подготовки по отношению к цели развития личности должны рассматриваться как средство, обеспечивающее достижение последней.

Функции образования

1. Трансляция и распространение культуры в обществе – наиболее существенная из функций образования. Она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколению к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле этого слова (научных знаний, достижений в области культуры, моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков присущих различным профессиям).

2. Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентиров, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе.

3. Социальная селекция - одна из важнейших функций института образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся:

4. Социальное и культурное изменения являются прерогативой современного института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами:

во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах вузов;

во-вторых, институту образования присуща специализация различных видов педагогической деятельности. Здесь, как и в любой формальной организации, существует возможность для профессиональной карьеры. Специализация преподавательской деятельности позволяет осуществлять образовательный процесс с высокой степенью профессионализма и компетентности.

1.Образование как отрасль народного хозяйства и предмет экономической теории.

2. Сущность экономики образования.

3.Специфика производительных сил и производственных отношений в сфере образования.

1.Образование как отрасль народного хозяйства и предмет экономической теории

Сущность национальной экономики состоит в том, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности национальной экономики оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в международном разделении труда.

Структура национального хозяйства (от лат. structura - порядок) - комплекс производств той или иной территории, возникший на основе сочетания общественного разделения труда, природных ресурсов, исторических традиций и территориальной специфики. Сложная структура народного хозяйства определяется посредством таких понятий, как сектор, отрасль, сфера народного хозяйства.

Понятие «отрасль» - основное структурное подразделение народного хозяйства, которое представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, выполняющих в процессе общественного воспроизводства единообразные социально-экономические функции независимо от территориального расположения и ведомственного подчинения. Соответственно отраслевой структуре имеет место классификация отраслей народного хозяйства.

Группа однородных отраслей народного хозяйства образует сферу народного хозяйства. Так, в соответствии со спецификой производства, а также распределения и перераспределения производственных благ выделяются сфера материального производства и непроизводственная сфера или, как чаще говорят – социальная сфера.

Сфера материального производства – это совокупность предприятий, в которых создаются материальные блага, необходимые для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, где создается стоимость продукт – товар.

Социальная сфера – совокупность отраслей, производящих продукцию преимущественно в виде услуг и не принимающих непосредственного участия в создании национального дохода; отрасли данной сферы удовлетворяют социальные потребности.

Образование – отрасль социальной сферы – приоритетная отрасль народного хозяйства, занимающая особое место в системе общественного производства.

Понятие "образование", а также его роль и значение для общества в разных науках определяется по-своему, исходя из внутренней цели исследования. В этой связи историческая наука и экономика, философия и социология, педагогика и культурология дают свои определения образованию. Юридическая наука трактует проблему со своих позиций, учитывая, что образование по своей сути является публичной функцией государства, направленной на полноценное развитие общества и его граждан на основе мировых достижений в области знаний и мировой культуры, а также обеспечение экономического развития и безопасности государства.

В последнее время указанная миссия образования усложняется в связи с активным переходом большинства мировых экономик в новые координаты глобализирующегося мира, для которого характерны совершенно новые, нежели в XX веке, доктрины развития, а также параметры технологического уклада в промышленности, кросскультурных коммуникаций и информационных обменов. Индикатором конкурентоспособности стран становится интеллектуальный потенциал общества, генерируемый системой образования. Естественно, что системы образования стран мира, в том числе и России, являясь основным носителем этих парадигмальных вызовов, претерпевают перманентные трансформации. Поэтому всестороннее изучение этих процессов с целью достижения возможно более высокого уровня прогнозирования является важной научной задачей.

Процесс приобретения знаний, навыков, умений;

Воспитание всесторонне развитой личности;

Отражает уровень грамотности, профессионализма;

Формирует социальную среду общества.

В Законе РФ об образовании (273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.) образование определяется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (Статья 2).

Как отрасль социальной сферы, образование – это система образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образом образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах и подготовку квалифицированных кадров.

Отрасль образования в современных условиях характеризуется наибольшими интегрирующими свойствами. Они относятся к социальной сфере единого народнохозяйственного комплекса, которая охватывает весь экономический организм страны. В этом ее своеобразие, которое заключается в том, что сфера образования принадлежит особая роль.

Во-первых, образование занимает особое место в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества – квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства. Именно этим предопределяется приоритетность образования.

Во-вторых, уровень образования населения выступает одним из главных показателей благосостояния народа страны.

В-третьих, эта отрасль и она единственная, которая сама для себя готовит профессиональных работников – преподавательские кадры.

В-четвертых, труд в области образования стал одним из самых массовых видов человеческой деятельности. По количеству занятых сфера образования «превосходит любую другую отрасль народного хозяйства. По данным статистики, в мире в процессе образования участвуют одновременно около 1 млрд учащихся и 50 млн педагогов».

Образование – жизненно важная сфера социально-экономической деятельности. Значительная часть ресурсов общества задействована в образовании, к материальному обеспечению сферы образования имеют отношение многие отрасли экономики государства, являющиеся в то же время потребителем ее продукта. Образование является одним из факторов, обеспечивающих развитие общества, сглаживающих и даже нейтрализующих влияние на него негативных составляющих среды обитания экологического, техногенного и экономического порядка.

В современных условиях перед человечеством встала проблема обеспечения устойчивого развития в условиях существенных изменений среды обитания, и особая роль в решении данной проблемы отводится образованию. Значимость образования для развития общества объективно обусловлена растущей ролью организационных и информационных технологий при снижении роли материального производства; образование становится важнейшим фактором, обеспечивающим развитие общества. Являясь одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности, образование обеспечивает развитие факторов и результатов производственной деятельности. В современном обществе образование выступает и как система экономических отношений, выражающая взаимосвязь, взаимодействие непосредственно образования и сопряженных с ним сфер деятельности. Поэтому система образования на уровне государства представляет собой сектор его экономики со всеми присущими ему характеристиками.

Главная цель образования - удовлетворение потребностей людей в знаниях, навыках, умениях в интересах успешного развития способностей потенциала личности и общественного прогресса.

Основная экономическая функция сферы образования – воспроизводство «человеческого капитала». Выполняя эту функцию, образование опосредствованно осуществляет производственную и доходную функции, поскольку повышение уровня общего и профессионального образования обеспечивает экономию использования материальных ресурсов, более высокое качество продукции, увеличение производительности труда.

Образование относится к той сфере жизнедеятельности людей, где воспроизводятся способности работника к труду, формируются знания и морально-психологическое отношение к труду, то есть исключительная важность экономической функции образования состоит в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы для всех отраслей народного хозяйства.

Образование рассматривается в качестве «подготовительного цеха» для всей экономики страны. Таким образом, образование – специфическая отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах, занята подготовкой кадров, необходимых для разнообразных видов трудовой и деятельности.

Образование как отрасль народного хозяйства производит своеобразный продукт – образовательную услугу. Образовательная услуга – это система знаний, информаций, умений и навыков, которые используются для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества и государства.

Образовательная услуга является товаром особого рода и отличается от продукта, производимого отраслями материального производства, следующим:

Производство образовательных услуг выступает в виде деятельности и не оставляет видимого вещественного продукта: они как бы вливаются в потребителя и преобразуют его;

Образовательные услуги неотделимы от педагогического работника;

С неосязаемостью и образовательных услуг связана невозможность их хранения и транспортировки;

Невозможно оценить, выразить в стоимостной форме.

Характеристика образовательной услуги как товара

Образовательная услуга

Продажа-отчуждение реализуемого товара продавцом, который лишается его при реализации

Продажа не связана с отчуждением. Образовательная услуга может быть продана столько раз, сколько найдется покупателей этого товара.

Продажа обезличена и анонимна.

Продажа адресна.

Наличие договора на продажу товара является обязательным условием сделки.

Для продажи образовательной услуги необходимо оформление договора, фиксирующего взаимные обязательства и ответственность сторон.

Товар используется до его физического либо морального износа

Образовательная услуга имеет жизненный цикл продолжительностью 3-6 лет.

Товар выполняет свое функциональное назначение в конкретное время и в конкретном месте.

Образовательная услуга оказывается по частям разными исполнителями, с возможностью территориального разрыва.

Таким образом, образовательная услуга являются товаром особого рода. Её специфика состоит в том, что последствия от потребления образовательных услуг оказываются не только для непосредственного потребителя (учитывая повышение качества и уровня его человеческого капитала), но и для экономики и общества в целом.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!