Все для предпринимателя. Информационный портал

Налоговая система швеции. Налоги в швеции

Местные налоги Швеции

Центральные налоги Швеции

Особенности налоговой системы Швеции

Тема 3 Налоговая система Швеции

Развитие шведской системы налогообложения типично для западных стран с открытой экономикой. Анализ системы налогообложения в Швеции позволяет выделить ее основные тенденции:

Стабильность и предсказуемость (неизменность в течение ряда лет общих правил взимания налогов);

Высокая развитость регулирующей системы;

Постоянная ориентация государства на поддержание структурно-воспроизводственного равновесия;

Гибкость, избирательность с точки зрения целенаправленности комплекса льгот и санкций на реализацию общих целей социально-экономической политики;

Подвижность, "чувствительность" к изменениям в формировании доходов и других объектов налогообложения;

Восприимчивость к изменению политических и социальных
требований развития общества;

Постоянная противоинфляционнная направленность;

Эластичность видов налогов и ставок в зависимости от состояния денежного обращения;

Всеохватность налогов и ставок, поскольку все виды денежной,
имущественной и даже натуральной собственности выступают объектами
налогообложения.

До начала 90-х гг. прошлого века Швеция считалась мировым лидером как по доле ВВП, перераспределяемой через си­стему государственных финансов, так и по размерам нало­говых ставок. В стране даже был принят специальный за­кон, запрещающий изымать в виде прямых налогов более 100 % годового дохода налогоплательщиков (при некоторых обстоятельствах сумма всех подоходных налогов и налога на состояния могла превышать эту величину). Следствием такого жесткого налогового бремени стали падение темпов экономического роста, снижение конкурентоспособности шведских товаров на мировом рынке, сокращение инвестиций и перевод ряда производств за пределы страны. Поэто­му власти были вынуждены принять серьезные меры по снижению налоговых ставок: в первую очередь НДС (ра­нее его ставка 23,5 % была самой высокой в мире) и затем налога на прибыли компаний (его ставка 28 % - одна из самых низких в Европе). Налоги на личные доходы граж­дан и взносы по социальному страхованию сохраняются на довольно высоком уровне, но их бремя менее ощутимо из-за чрезвычайно развитой системы социальной помощи и пенсионного обеспечения.

Налоговая система Швеции включает следующие основ­ные виды налогов: подоходные налоги с граждан и ком­паний, налог на состояния, НДС, налог на наследства и дарения, акцизы и гербовые налоги (сборы). Кроме того, предприятиями из заработков работников выплачиваются взносы (налоги) по социальному страхованию.



На уровне центрального правительства взимаются по­доходные налоги с предприятий и граждан, НДС, а также акцизы. Региональные (земельные) органы власти полу­чают подоходные налоги с граждан и другие более мелкие налоги. Высшим органом власти в сфере установления на­логов является парламент, вместе с тем местные органы власти имеют право изменять ставки относящихся к их ве­дению налогов (в пределах, определенных национальным законодательством).

Характерная черта налоговой системы Швеции - ее социальная направленность. Высокая доля налоговых изъятий в Швеции в значительной степени компенсируется направленностью бюджетных расходов на социальные программы. Так, из общих расходов бюджетов всех уровней 44 % приходится на долю социального страхования и социального обеспечения и 25 % - на образование и здравоохранение. Большая часть этих расходов покрывается за счет бюджетных дотаций, которые осуществляются как в виде прямых трансфертов из центрального бюджета, так и из фонда «выравнивания доходов» местных бюджетов (введен в 1996 году). Земли и муниципалитеты с уровнем доходов населения выше среднего по стране делают взносы в общий фонд, управляемый правительством. Из этого фонда выделяют субсидии территориям, уровень доходов населения в которых ниже среднего.

Таким образом, налоги в Швеции, по существу, являются инструментами справедливого перераспределения доходов. Из общей суммы доходов населения, составляющей в настоящее время примерно 1,1 трлн. крон (из них 81% - заработная плата, 16 - доходы от капитала (проценты, роялти и др.) и 3 % - предпринимательский доход), посредством прямых налогов около 480 млрд. крон изымается, а почти 430 млрд. крон возвращается в виде встречных бюджетных трансфертов (пособий). При этом крупные налогоплательщики реально теряют часть своих доходов, а пенсионеры и одинокие родители с детьми, наоборот, получают из бюджета в среднем на 36 % больше, чем платят в него.

Швеция на сегодняшний день является абсолютным «чемпионом мира» по налогам, лидируя с существенным отрывом от других соперников. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Как передает ПРАИМ-ТАСС, шведы отдают государству больше, чем каждую вторую заработанную крону. В 2005 г. налоговые поступления в бюджет Швеции составили 1366 млрд. крон, или 51,1 % от ВВП. Еще в 2004 г этот показатель равнялся 50,4 %. Большую часть составляют подоходный налог и налог на прибыль, на которые приходится 40 % от всех поступлений, 25 % дает социальный налог.

Налоговая система Швеции двухуровневая, децентрализованная: налоги взимаются как центральной властью, так и региональными (земельными) органами власти. Виды налогов определяет Рикстаг (парламент страны), а ставки устанавливают местные власти (лэны и коммуны). Налоги на личные доходы граждан и взносы (налоги) по социальному страхованию находятся на довольно высоком уровне, а за счет НДС и налогов на потребление обеспечивается до 2/3 всех налоговых доходов бюджета и еще примерно 20 % дают прямые налоги.

В Швеции два уровня местных органов власти: страна состоит из 24 лэнов (губерний) и 289 коммун (низовых административно-территориальных единиц). В каждом лэне имеется местный региональный выборный орган -ландстинг, в компетенцию которого входит обложение местными налогами, организация здравоохранения, некоторые виды образования и другие вопросы. Ландстинг разрабатывает проект и принимает бюджет лэна. В каждой коммуне также работает выборный орган местного самоуправления - совет коммуны, ведающий вопросами местного налогообложения и организующий всестороннее обслуживание населения (школы, дошкольные учреждения, коммунальные услуги, дорожное и жилищное строительство, культурное обслуживание, организация досуга, забота о пенсионерах).

В соответствии с действующей в Швеции правовой системой основные функции государственного управления и регулирования осуществляют государственные агентства (службы), а министерства фактически ведают только вопросами, имеющими политическое значение (формирование законодательства, работа с парламентом, с общественными организациями, внешние связи и т.д.). Разработкой налоговой политики и формированием налогового законодательства занимается налоговый департамент министерства финансов, а вся работа по сбору налогов возложена на Государственную налоговую службу (ГНС) с общим числом сотрудников 10,5 тыс. человек. (Государственная налоговая служба Швеции была создана в 1971 году в результате слияния нескольких государственных учреждений. Данное ведомство напрямую подчиняется Министерству финансов и Правительству страны, оставаясь при этом независимым от последнего. Центральному налоговому ведомству (г. Стокгольм) подчиняются 10 региональных органов (налоговых управлений) и входящие в их состав налоговые инспекции (местные налоговые отделы)).

Кроме того, ГНС выполняет функции специализированного органа по выявлению и взысканию любых задолженностей перед государством (не обязательно налоговых), реализуется общий надзор в сфере административного права (контроль при осуществлении процедур) банкротства, сбор информации о неисправимых должниках, обращение взыскания на недвижимое имущество, реструктуризация долгов и др.). Для этого в составе службы создано Управление по взысканию долгов (общее числе сотрудником 2350 человек)

Помимо упомянутых выше на ГНС возложены функции ведения общегосударственного учета и регистрации населения, а также координация работы по учету и налогообложению объектов недвижимости.

Сбор прямых налогов (подоходный налог, налоги на имущество и налог на «состояния») и некоторых видов акцизов осуществляет Национальное на­логовое управление (ННУ) (общее число сотрудником порядка 1150 человек, из них 600 заняты в Департаменте программного обеспечения).

Сбором косвенных налогов (НДС, таможенные пошлины, акцизы) занимается не входящее в состав ГНС Таможенное управление (общее число сотрудников примерно 2300 человек).

Кроме того, функциями налоговых органов наделены суды (взимают гербовый налог), Национальное управление дорог (занимается регистрацией транспортных средств и сбором соответствующего налога) и некоторые другие ведомства.

Расследованием налоговых преступлений занимаются органы прокуратуры и полиция. Вместе с тем в 1998 году в рамках ГНС были созданы собственные подразделения по предотвращению налоговых правонарушений (число сотрудников около 200 человек).

Общий объем бюджетных расходов на ведение налоговой работы в Швеции находится в пределах 1,5 % всех собираемых налогов (из них примерно треть приходится на общие административно-организационные расходы и две трети составляют расходы на поддержание налогового контроля и обеспечение сбора налогов).

В конце 200-х годов правительством Швеции (в целях централизации работы) было принято решение о реорганизации ННУ в общегосударственный налоговый центр с единым банком данных.

Особо следует отметить высокий уровень и полноту ведущейся налоговой статистики. С 1998 года в Швеции издается статистический ежегодник по налогам (в - 14 разделах приводится более 200 таблиц - об объемах и распределении доходов и прибылей (по видам, секторам, отраслям, регионам и т.д.); личных и предпринимательских активах, капиталах, коммерческих и финансовых оборотах: налоговой недоимке и динамике ее взыскания; с оценками и прогнозами собираемости и уклонения от налогов - по категориям и группам налогоплательщиков, по отраслям, секторам формам собственности; с данными опросов налогоплательщиков об их отношении к налоговым обязательствам и желании (возможности) их исполнения, о налоговом администрировании (включая структуру затрат по звеньям налоговой системы и по регионам и т. д.).

Резиденты Швеции подлежат обложению подоходными налогами по всем своим доходам из всех источников, как в Швеции, так и за ее пределами. Нерезиденты облагаются налогами только по доходам, полученным в Швеции.

Резиденты платят, муниципальный подоходный налог с доходов от работы по найму и от осуществления коммерческой деятельности плюс национальный подоходный налог с этих же доходов, если их сумма превышает 200 тысяч крон в год. Они также платят национальный подоходный налог со своих доходов от капитала. Нерезиденты платят муниципальный подоходный налог по доходам от коммерческой деятельности и национальный подоходный налог по всем остальным видам доходов.

Резидентами Швеции в целях налогообложения признаются лица:

  • - постоянно проживающие на территории Швеции или
  • - имеющие обычное место жительства в Швеции, или
  • - имеющие существенные экономические и семейные связи в Швеции.

Законом предусмотрено индивидуальное обложение налогом, и члены семьи должны индивидуально отчитываться по своим налоговым обязательствам, в том числе и несовершеннолетние дети, если они имеют самостоятельные источники доходов. Расчет облагаемого дохода физических лиц ведется в разбивке по следующим видам доходов: доходы от работы по найму, доходы от коммерческой деятельности и доходы от капитала.

Ставки муниципального подоходного налога несколько отличаются по различным регионам и обычно составляют около 31%. Национальный подоходный налог с доходов от работы по найму и от коммерческой деятельности составляет 25% для доходов, превышающих 229 тысяч крон в год. Доходы от капитала облагаются по ставке 30% (для любых видов доходов).

Нерезиденты, получающие в Швеции заработную плату или пенсию, облагаются национальным налогом по твердой ставке 25% и по доходам от коммерческой деятельности - муниципальным налогом по той же ставке. Если общая сумма этих доходов превышает 200 тысяч крон в год, то с суммы превышения дополнительно взимается национальный налог по ставке 20%.

Доходы иностранных спортсменов и лиц творческих профессий, получаемые ими в Швеции, облагаются специальным налогом по ставке 15%.

Если нерезиденты получают в Швеции доходы от капитала, подпадающие под налогообложение в Швеции, то для них применяется ставка налога 30%.

При этом льготные персональные скидки для нерезидентов не действуют.

Отчетный год для налогоплательщиков - календарный год, заканчивающийся 31 декабря. Срок представления налоговых деклараций установлен до 15 февраля года, следующего за отчетным. Лица, получающие только доходы от работы по найму, представляют декларации по упрощенной форме. Для лиц, занимающихся коммерческой деятельностью, срок предоставления деклараций продлен до 31 марта. Нерезиденты, получающие в Швеции только доходы от работы по найму или пенсию, освобождаются от обязанности представлять налоговые декларации. Налоги с заработной платы удерживаются нанимателями в момент выплаты и переводятся ими в бюджет на счет работников. Окончательный расчет налога делается по итогам года на основании представленных налоговых деклараций, и в соответствии с этим производится доплата или возврат части налога. налог иностранец швеция дания

Платежи по социальному страхованию производятся нанимателями в порядке начислений на заработную плату. Размер таких платежей - 33% суммы всех выплат работникам. Лица, работающие за свой счет, платят взносы по социальному страхованию самостоятельно, и для них размер таких взносов установлен равным 31,25% их чистого дохода. Для некоторых ситуаций предусмотрена замена платежей по социальному страхованию специальным налогом на зарплату. Ставка этого налога составляет 21,39% общей суммы выплаченной заработной платы. Кроме того, и предприниматели, и наемные работники должны платить взносы по страхованию от болезни - по 3,95% суммы выплаченных (полученных) заработков.

Такие же платежи предусмотрены и в отношении иностранцев, работающих на шведских предприятиях. Вместе с тем Швеция имеет с рядом стран специальные соглашения по социальному страхованию, и положение граждан из этих стран, работающих в Швеции, регулируется условиями этих соглашений. Например, граждане скандинавских стран, Великобритании, США и Канады освобождаются от платежей по социальному страхованию, если срок их работы в Швеции составляет менее 1 года, для граждан из большинства западноевропейских стран и Турции льготный срок равен 2 годам, для граждан Франции, Израиля и Марокко - 3 годам.

Введение

Ι. Налоговая система, налоговые органы и управление налоговой системой Швеции……………………………………………………………………1

1. Прямое налогообложение…………………………………………………………3

2. Налоговые льготы………………………………………………………………….4

3. Налогообложение недвижимости…………………………………………………5

4. Налогообложение доходов с капитала……………………………………………6

5. Налогообложение фирм……………………………………………………………6

6. Удержание налогов………………………………………………………………….6

7. Аппеляции……………………………………………………………………………7

8. Судебные санкции…………………………………………………………………..8

ΙΙ. Краткий обзор законодательства по НДС и характеристика налоговой отчетности по НДС в Швеции………………………………………………………8

ΙΙΙ. Электронный документооборот. Единый налоговый счет. Регистрационный номер плательщика НДС…………………………………...12

ΙV. Контроль за уплатой НДС при торговле между странами ЕС. (Администрирование НДС при помощи электронных баз данных ЕС)……14

V. Национальная электронная система «PUMA» по отбору налогоплательщиков для проведения контрольных мероприятий………...17

VΙ. Реформирование налоговой системы……………………………………...20

Заключение

Библиографический список

Введение

Сегодня вряд ли найдешь в стране человека, который не жалуется на чрезмерность налогового бремени или не видит в нем главный тормоз экономического роста. В пылу обличений мы привыкли считать, что высокие налоги и развитая экономика - вещи несовместимые. Но ведь есть и обратные примеры. Наиболее характерный, наверно, Швеция, чей социально-политический строй затруднялись строго охарактеризовать еще советские политологи: и не капитализм, и не социализм, а не пойми чего.

Ключ к пониманию сути шведской государственной модели лежит именно в налоговой системе страны. В центре любой предвыборной борьбы или обсуждения государственного бюджета Швеции всегда оказываются налоги, которые низкими никак не назовешь. В этих спорах часто теряют свои портфели министры финансов. Да что там министры - уходят в отставку целые правительства!

История налоговой системы Швеции обросла многими анекдотами и курьезами. Вспоминают, как шведская писательница Астрид Линдгрен в 1976 году посетовала публично, что налог, который она должна была заплатить, был выше ее дохода за тот же год. За укрывательство от налогов в те же времена чуть не арестовали великого Ингмара Бергмана, который спасся только бегством за границу. Характерно также, что именно в 1976 году социал-демократы впервые проиграли на выборах после 1932 года.

Парадокс политической жизни в Швеции заключается в том, что, требуя снижения налогов, буржуазная оппозиция никогда не спешила выполнять собственные требования, оказавшись у власти. В 1991 году, когда буржуазные партии пришли на три года к власти, руководитель одной из этих партий, получивший пост министра по социальным вопросам, заявил: "Существенное сокращение налогов приведет к неприемлемому снижению достигнутых стандартов в области здравоохранения и образования, в сфере детских учреждений, помощи старикам и инвалидам. Сделав тяжелее жизнь пенсионеров, мы вряд ли улучшим условия для развития экономики".

Государственный сектор в Швеции, то есть национальное правительство (государство) и местные органы управления (муниципалитеты и областные советы) имеет очень широкий круг полномочий. Они включают образование, трудоустройство и промышленную политику, уход за больными и престарелыми, социальное обеспечение, защиту окружающей среды и многое другое.

Для реализации этих полномочий государственным органам необходима часть общенациональных ресурсов, получаемая ими в виде налогов. Поэтому уровень налогов в Швеции довольно высок, но не следует забывать, что большая часть собранных средств возвращается налогоплательщикам в форме различных выплат и услуг.

Ι. Налоговая система, налоговые органы и управление налоговой системой Швеции

Налоговые органы Швеции, состоящие из национального налогового ведомства (ГНС Швеции), имеют, так же как и в России, трехуровневую систему. ГНС Швеции подчиняется Минфину, Правительству страны, но является независимым от Правительства ведомством. Центральному налоговому ведомству (г. Стокгольм) подчиняются 10 региональных органов (налоговых управлений) и входящие в их состав налоговые инспекции (местные налоговые отделы).

В составе региональных налоговых управлений, возглавляемых региональными директорами, имеются специальные отделения по работе с крупными предприятиями. Исчислением и уплатой НДС занимаются отделы косвенных налогов, в которых обязательно имеются специалисты в сфере внешнеэкономической деятельности.

Налоговые органы решают не только вопросы налогообложения, но и ведут акты гражданского состояния, перепись населения и содействуют обеспечению общих выборов.

Налоговая система Швеции включает множество прямых и косвенных налогов и сборов. Наиболее важными прямыми налогами являются государственный и местный подоходные налоги и государственный налог на собственность. Прямыми налогами облагаются также наследование (пошлина, уплачиваемая наследником) и дарение. Отдельно от налогов существует система разнообразных сборов, взимаемых с работодателей (расходы на социальное страхование), из которые выплачиваются пенсии, медицинские страховки и прочие социальные выплаты.

Все доходы от непрямого налогообложения, фактически поступающие в государственную казну, имеют два основных источника: налог на добавленную стоимость и акцизные сборы, которыми облагается ряд товаров.

Определение уровня государственных и местных налогов входит во властные полномочия шведского парламента. Тем не менее, местные органы могут устанавливать уровень подоходного налога непосредственно в муниципалитетах и областных органах самоуправления.

Важная роль отводится и таким косвенным налогам, как акцизы на табак и алкоголь. Есть годовой налог на пользование личным транспортом и разовый налог на его приобретение. Интересная особенность: на каждой бензоколонке висят объявления, уведомляющие водителя, что примерно 80 процентов стоимости литра бензина (до доллара за литр) составляет налог. Энергетический налог относится к дизельному топливу, углю, электроэнергии.

Швеция имеет соглашения примерно с шестьюдесятью другими странами об избежании двойного налогообложения доходов и собственности.

Доходная часть бюджета Швеции состоит из следующих поступлений:

41 % - государственный и муниципальный подоходный налог (физические лица - с дохода от наемного труда, дохода с капитала; юридические лица - с прибыли от хозяйственной деятельности);

24 % - налог на добавленную стоимость;

21 % - налог на заработную плату (социальные взносы работодателей);

3,5 % - налог на имущество (налоги на собственность);

10,5 % - прочие налоги.

Каждый работодатель, коллективный или индивидуальный, выплачивает в казну так называемые социальные взносы, равные примерно трети заработка каждого рабочего и служащего. Эти средства идут на покрытие пенсионных и медицинских расходов. Механизм налоговых платежей организован так, что выплаты растянуты в сущности на целый год. Первые тридцать процентов от любой заработанной суммы вычитаются работодателем в пользу казны при ее выплате, когда бы и где бы она ни происходила. Налоговое управление бдительно следит за выполнением всех правил. Весной начинается горячая пора: заполнение и сдача налоговых деклараций. В случае недоплаты налогоплательщик наказывается пенями, которые достигают 40 процентов доплат.

Ежегодно в шведскую казну поступают около 1000 млрд. швед. крон налоговых платежей.

Налоговые органы оказывают помощь налогоплательщикам, которые хотят честно и правильно платить налоги, зная о достаточно сложной национальной налоговой системе и частом изменении в налогообложении (еженедельно в Парламенте утверждается в среднем одна поправка к нормативным актам, касающимся налогообложения организаций).

Так, например, в течение месяца 100 тыс. человек посещают сайт гётеборгского регионального управления налоговой службы Швеции в Интернете (www.rsv.se/skm_goteborg).

1. Прямое налогообложение

До недавнего времени шведская налоговая система характеризовалась очень высоким уровнем налогов, но одновременно очень узкой базой налогообложения. В 1990 году система претерпела коренные преобразования, целью которых являлось снижение уровня налогов и, одновременно, расширение базы налогообложения. Для расширения налогооблагаемой базы целый ряд вычетов был сокращен, и, одновременно, налогообложение собственности стало более универсальным и эффективным, что должно стимулировать сбережение средств и противодействовать накоплению долгов. Новая налоговая система начала вводиться с конца июля 1990 года и полностью вступила в действие в 1992 году.

Частные лица платят подоходный налог и государству, и местным органам управления, в то время как юридические лица (за исключением домовладений скончавшихся граждан) облагаются только общегосударственным подоходным налогом. Уровень общегосударственного подоходного налога для фирм составляет 28%.

Местный подоходный налог определяется следующим образом: ежегодно все местные органы управления решают, какую долю от налогооблагаемого дохода будет составлять налог. В среднем уровень местного подоходного налога составляет приблизительно 31% от налогооблагаемого дохода.

Доходы теперь понимаются несколько шире, чем раньше. Так, теперь доходы от деятельности, связанной с хобби, тоже облагаются налогом.

Все виды вознаграждения за труд и любую другую деятельность, включая заработную плату и любые другие формы платежей, облагаются налогом, по возможности, единым образом в зависимости от их рыночной стоимости. Введены новые правила для налогообложения доходов, связанных с использованием автомобилей. Полностью облагается налогом бесплатное питание. Существуют стандарты для налогообложения поденных работ.

Что налоговая служба в Швеции занимает пятое место по популярности – среди без малого тридцати основных государственных ведомств. Шведы доверяют государству и его институтам – это подтверждают многочисленные исследования общественного мнения . В чем причина такой симпатии к госструктуре, забирающей почти половину заработка, а то и больше? В уважении к закону? Отчасти, но не только.

Сколько налогов платят шведы?

Если спросить шведа и россиянина, какие у них зарплаты, они ответят на этот вопрос принципиально по-разному. И дело здесь не в сумме заработка, а в том, как он считается. В Швеции принято озвучивать зарплату брутто, то есть, сумму до уплаты налогов. В России же чаще всего, называя зарплату, говорят о сумме, получаемой на руки после уплаты налогов.

Налоги в Швеции платят все работающие граждане. Однако ставки и размер налоговых выплат зависят от ряда факторов: возраста налогоплательщика, муниципалитета, где тот зарегистрирован, общей суммы заработка, типа трудоустройства – наемный работник или частный предприниматель, – и других. Действует общее правило: те, кто , заплатят больше и в налоговую казну.

Налог состоит из двух частей: местного (коммунального) и государственного сборов. Ставка местного налога в среднем варьируется от 29% до 35% в зависимости от коммуны. Исторически сложилось так, что в коммунах с праволиберальным правлением налоги существенно ниже, чем в коммунах, где у власти левые партии. Те, кто зарабатывает в год меньше 455 300 крон, должны заплатить только коммунальный налог. Если сумма годового заработка выше, то помимо коммунального налога будет взыскан еще и налог государственный – 20%. Те, чьи доходы за год составят больше 662 300 крон, помимо коммунального и государственного налогов, должны заплатить еше и 5% от суммы, превышающей этот порог.

Предприниматели платят больше всех налогов в стране. Однако если прибыли нет или бизнес убыточен, то налог платить не придется. Освобождаются от налога и заработавшие за год не более 19 247 крон. Меньше всего налогов платят те, кто старше шестидесяти, и те, кто младше тридцати.

Как Астрид Линдгрен отправила в отставку правительство

Высокие налоги являлись и являются в Швеции любимой темой для дискуссий. Известна история о том, как писательница Астрид Линдгрен повлияла на отставку шведского правительства, возмутившись его иррациональной налоговой политикой. «Я просто разозлилась, узнав, что по новому закону мне полагается платить 102% налога с моего дохода, – рассказывала Линдгрен. – Тогдашнему министру финансов я отправила письмо, в котором заверила, что готова с радостью платить 90% от своего дохода, но никак не 102». А потом взяла и написала «Сагу о Помперипосе и Монисмании». Незатейливая сказка до сих пор является символом борьбы с чиновничьим абсурдом. «Министру финансов, с которым мы немного дружили, моя сага страшно не понравилась, – вспоминала Астрид. – Он написал, что лучше бы я занималась своими рассказами и не совала нос в дела, в которых ничего не смыслю. Я ответила ему статьей в газете, предложив поменяться профессиями, поскольку, как выяснилось, я все же неплохо считаю, а он сочиняет смехотворные байки про финансы. Я и не знала, что мои настроения разделяло столько шведов».

В результате пресловутый закон о налогах был отменен, а кабинету министров пришлось уйти в отставку.

На что идут налоговые деньги?

Большие налоги в Швеции – неизбежное следствие высоких требований, которые предъявляют шведы к своей стране и качеству жизни. Отремонтированные дороги, новые школы и поликлиники, общественный транспорт, на который можно положиться, – все это результат высокого налогообложения. Для шведов очень важны гарантии и социальная защищенность, причем они по умолчанию должны быть доступны каждому. Каждый налогоплательщик знает, что если он заболеет или потеряет работу, можно рассчитывать на выплаты из страховой кассы, сравнимые с размером месячной зарплаты. Медицинское обслуживание, которое в Швеции почти бесплатное, тоже финансируется за счет налогов. Добиться всего этого, не повышая налоговые ставки, очевидно, было бы невозможно.

Шведы в большинстве своем воспринимают налоги не как неизбежное зло, а скорее как свою прямую обязанность. Они понимают, что налоговые сборы пойдут на ремонт дорог или школ, на пенсии и медицину – и использованы будут . Шведы гордятся тем, что они исправные налогоплательщики, и при случае не прочь похвастать друг перед другом тем, сколько налогов кто заплатил в ушедшем году. Более того, в стране существует открытый доступ к финансовым и бухгалтерским документам компаний: пытаться что-то утаить бессмысленно. Достаточно ввести имя налогоплательщика или название компании на www.allabolag.se , и можно увидеть и сколько он зарабатывает, и сколько налогов заплатил.

Подать декларацию – в один клик

Еще одна причина, по которой шведы терпимо относятся к налогам, – это легкость общения с налоговыми структурами. Подать декларацию можно любым удобным способом: отослать бумажную анкету обычной почтой (что в технически передовой стране происходит все реже и реже), отправить смс или набрать специальный номер телефона, по электронной почте, через мобильное приложение или аккаунт на сайте налоговой службы www.skatteverket.se . Помимо шведского, сайт налоговой службы функционирует на английском, русском, финском, турецком, идише, арабском и еще десятке с лишним языков, на которых говорят жители Швеции. Отдельная версия сайта с видеофильмами с сурдопереводом предлагается слабослышащим.

И никаких очередей, томительного ожидания и бюрократии. Угораздило вписать данные не в ту строчку декларации – вежливые сотрудники налоговой службы перезвонят сами, уточнят и исправят цифры или пересчитают. Кстати, большинству налогоплательщиков даже не приходится самим подсчитывать доходы за год – налоговая служба присылает по почте уже заполненную декларацию, с подсчитанной суммой налога к выплате. Такую декларацию достаточно только подписать и отослать обратно. Предпринимателям и тем, кто в течение года продал или купил квартиру придется заполнять больше всего данных.

Что финансируется за счет налогов?

Социальная защита – 41%

Здравоохранение – 13%

Образование – 13%

Полиция, пожарная служба, оборона – 6 %

Строительство жилья, дорог, поддержка рынка труда – 9 %

Управление, администрация – 14%

Фото: Хелена Вальман / imagebank.sweden.se

Заплатил налоги – получи деньги обратно

Налоговики зорко следят за тем, чтобы кто-то, не дай бог, не переплатил лишнего. Ежегодно в начале мая шведы подают декларации о доходах. В течение максимум полугода те, кто по каким-то причинам заплатил больше, чем следовало, получают свои кровно заработанные обратно на банковский счет. В каких случаях это может произойти? К примеру, если налогоплательщик много потратил на ремонт дома или на поездки от дома до работы в течение года. (Все потому, что некоторые дорогостоящие виды услуг подразумевают получение налогового вычета, так же, как и расходы на развитие бизнеса). Многие получают возмещение от налоговой уже в июне, что очень даже уместно, поскольку в начале лета вся страна готовится отмечать с танцами у праздничного шеста, с любимыми и шнапсом, а потому и деньги от налоговой оказываются своевеременным бонусом.

Налоговая – не только о налогах

Деятельность налоговой службы не ограничивается сбором платежей с граждан. Помимо этого, она присваивает каждому родившемуся в Швеции или прожившeму на территории страны более года индивидуальный налоговый номер (personnummer) и фактически регистрирует по месту проживания. Каждый раз при переезде нужно в недельный срок оповестить налоговую службу о своем новом адресе; только после регистрации налогового номера гражданина по новому адресу переезд будет считаться состоявшимся.

Без налогового номера в Швеции – никуда: ни малейшую государственную услугу не получить, ни сделку не оформить. Налоговая же уполномочена выдавать удостоверения личности тем, у кого еще нет шведского гражданства. Для того, чтобы пригласить кого-то из друзей или родственников в гости в Швецию, гражданин должен взять в налоговой справку – так называемый personbevis (разумеется, и это можно сделать в интернете или позвонив по телефону). А если пришла пора заключить брак, то перед тем, как назначать дату свадьбы, придется сообщить о планируемом событии в налоговую службу, чтобы всезнающее ведомство дало добро, убедившись, что препятствий для женитьбы нет (прежде всего, что жених или невеста уже не состоят в другом браке). И если семейная жизнь не сложилась – развод также начнется с обращения в налоговую.

www.skatteverket.se – сайт Государственной налоговой службы с множеством удобных сервисов – от заказа справки и подачи декларации онлайн до калькулятора налогов.

www.allabolag.se – открытый источник финансовой информации о шведских компаниях

Налоговая система контролируется Министерством финансов Швеции, а именно налогово-таможенном управлением этого министерства. Собирает налоги Государственная налоговая служба.

Государственная налоговая служба выпускает специальные брошюры с предписаниями и рекомендациями по правильной уплате налогов. Их можно попросить у налоговых инспекторов.

В налоговой службе Швеции действуют несколько специализированных инспекций, например: только для иностранных предприятий или только для электронной торговли.

Если собрать все налоги Швеции вместе - получится одна из самых высоких процентных ставок в мире. Причиной и следствием этого является тот факт, что в стране за счет общественных средств осуществляется множество видов деятельности. После вступления в ЕС, Швеция постепенно меняла налоговую систему, подстраиваясь под требования Европейского Союза. В основном, это проявилось в том, что налогами стали облагаться больше видов доходов и собственности, но ставки слегка снизились.

Налоги Швеции можно разделить на:

Прямые налоги

— Косвенные налоги,

Налоги на труд

Налоги на капитал

Прямые налоги: прямыми налогами облагаются все доходы и имущество физических и юридических лиц. Берутся с домохозяйств.

Подоходный налог

Налог на прибыль предприятия

Налог на недвижимость

Косвенные налоги: ими облагается оборот товаров и услуг. Берутся с предприятий.

Если разделять налоги по источнику дохода, то образуются две большие группы: труд и капитал.

Налоги на труд: ими облагаются доходы за выполненную работу:

Социальные отчисления работодателя (ЕСН)

Подоходный налог с зарплаты

Собственные отчисления (с дохода ИЧП)

НДС (при работе с продажами)

Налоги на капитал: ими облагается созданная стоимость:

Налог на недвижимость

Налог на состояние

Налог на прибыль предприятий

Подоходный налог на доход от капитала

Налоги на труд в этой стране дают почти 85% от всех налоговых поступлений, то есть налоги на капитал не превышают 15%.

Некоторые ставки:

Налог на прибыль: 28%

Подоходный налог (НДФЛ): прогрессивный до 55.5%

Единый социальный налог (ЕСН): 32,82% — основная ставка, 21,88% — для работающих, пенсионеров-одиночек, 24,26% — для работающих семейных пенсионеров

Налог на добавленную стоимость (НДС): 25,0% — основная ставка, 12,0%, 6,0%

Налог на имущество: 3.5%

Стоит отметить, что в Швеции крайне сложно уклониться от оплаты налогов. Налоговые органы получают и сопоставляют информацию о каждом налогоплательщике из баз данных социальных служб, банков, таможни и прочее. Штраф за уклонение - до 40% недоплаты. При этом, если уклонение было умышленным и это возможно доказать, то грозит тюремный срок до двух лет.

Для оплаты налогов, заполнения декларации, нужно получить налоговое

свидетельство. ИЧП получают свидетельство F (предприниматель), а

наемные работники и ИЧП, которые не хотят или не могут получить

свидетельство F, получают свидетельство А (наемный работник). Чтобы

получить налоговое свидетельство F, необходимо осуществлять

предпринимательскую деятельность и не иметь в прошлом налоговых

нарушений. налоговое свидетельство F означает, что его владелец может сам

платить свой подоходный налог и социальные отчисления.

Сегодня отправить декларацию в Государственное налоговое управление можно с помощью Интернета или SMS.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!