Все для предпринимателя. Информационный портал

Национальные модели экономических систем. Выделяют семь характерных моделей смешанной экономики в современных условиях: американская, японская, немецкая, южно-корейская, французская, шведская, китайская

Для США характерна либерально-демократическая модель экономики. Ее отличительные черты - весьма незначительное влияние государства (удельный вес госсектора в экономике не более 2 %) и преобладание частного, предпринимательского капитала.

Такая модель как будто специально создана для современного постиндустриального, информационного производства, когда особую роль в экономике призвана играть свободная творческая личность. Для такой модели характерны две принципиальные черты:

Наличие в стране так называемой глобализации бизнеса;

Широкое развитие информационных технологий.

Глобализацию бизнеса надо рассматривать в качестве основного источника экономического роста страны. Прежде всего, глобализация бизнеса означает активную интеграцию бизнеса в мировую экономику - более половины крупных корпораций США формируется за рубежом. Именно открытость американской экономики служит лучшим стимулом для ее продуктивного роста.

В США функционирует масса зарубежных фирм - японских, китайских, арабских, европейских, которые усиливают конкуренцию, стимулируя национального производителя к активному внедрению инноваций, способствуют мощному развитию внешней торговли, с которой органически связано более 1/4 экономики США. Немалую роль играет также продуманная взвешенная стратегия привлечения в страну иностранных инвестиций.

Глобализация открыла новые рынки, стимулировала производство (новые рабочие места), повысила конкурентную способность товаров, качество продукции и услуг, привела к снижению издержек и т.д.

Информационная революция - второй источник экономического роста США. В стране происходит настоящий информационный бум: цифровые технологии, новые компании, новые отрасли и т.д. Гигантская научно-инновационная волна буквально перевернула американскую экономику. В середине XX в. в качестве «локомотива» экономики выступали автостроение, жилищное строительство, транспортное обслуживание. Сегодня эту роль играют информационные технологии, которые обеспечивают свыше трети всего экономического роста. В знаменитой «Силиконовой долине» (бизнес-инкубаторе молодых ученых и новаторов) каждую неделю появляется более десятка новых фирм. В сфере информатики и телекоммуникаций США не имеют себе равных во всем мире.

Главная роль и значение информатики заключаются в постоянном совершенствовании и модернизации условий труда и производства. Масштабное и повсеместное внедрение информационных технологий в производство продукции и услуг стимулирует товаропроизводителей непрерывно разрабатывать и разнообразить ассортиментную политику, внедрять в производство новейшие достижения науки и техники, технологии, укреплять свои позиции на мировых рынках.

Глобализация бизнеса и новейшие информационные технологии потребовали качественной реструктуризации экономики, что в корне изменило социально-экономические и организационные условия во всех сферах жизни американского общества. В этом прежде всего большая заслуга системы менеджмента. Американскую модель управления характеризует деловая хватка, оперативность в принятии решений, логика поступков, умение не упускать малейшую возможность получить прибыль и укрепить свое положение на конкурентных рынках. Особую ценность в американском обществе приобрели фактор времени, рациональное использование ресурсов, постоянный профессиональный тренинг персонала.

В итоге к началу XXI в. американская модель адаптации национальной экономики к новым глобальным условиям и требованиям НТП оказалась наиболее гибкой и эффективной.

Для каждой экономической системы характерны свои национальные модели организации хозяйства. Рассмотрим некоторые наиболее известные национальные модели экономических систем.

Американская модель построена на системе поощрения предпринимательской активности, развитии образования и культуры, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения предоставляются различные льготы и пособия для поддержания минимального уровня жизни. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Проблема социального равенства здесь вообще не стоит.

Шведская модель отличается сильной социальной направленностью, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Эта модель означает, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) – на государство. «Сердцевиной» шведской модели является социальная направленность, за счет высокого налогообложения (более 50% ВНП). Главное достоинство шведской модели в том, что она сочетает относительно высокие темпы экономического роста с высоким уровнем полной занятости, обеспечения благосостояния населения. В стране до минимума сведена безработица, невелики различия в доходах населения, высокий уровень социального обеспечения граждан.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в т.ч. уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов общества над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики. Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской модели характерно сохранить свои традиции при этом активно заимствовать в других странах всего того, что нужно для развития страны.

Модели экономических систем: китайская, российская модель переходного периода (90-е гг. ХХ века), российская модель периода относительной стабилизации (2000-е гг.) - характеристика, преимущества и недостатки

Китайская модель экономики. После введения в СССР в рамках «перестройки» (конец 1980-х гг.) разрешения на ведение предпринимательской деятельности в виде кооперативов, в Китайской народной республике в начале 1990-х гг. начали формироваться аналогичные процессы и явления. В настоящее время экономика Китая основана на характеристиках административно-командной экономики с элементами рыночной экономики. Также в рамках данной национальной модели значительное влияние оказывают традиции общества, а также политические процессы в рамках страны.

Российская модель переходной экономики. После длительного господства административно-командной системы в экономике России в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ в. начался переход к рыночным отношениям. Главная задача Российской модели переходной экономики – это формирование эффективной рыночной экономики с социальной направленностью.

Условия для перехода к рыночной экономики сложились неблагоприятные для России:

· крайне высокая степень огосударствления экономики;

· почти полное отсутствие легального частного сектора при увеличении «теневой экономики»;

· длительное существование нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения;

· крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл ВПК, а роль других отраслей народного хозяйства была принижена;

· неконкурентоспособность отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Основными характеристиками модели переходной экономики в России являются:

à сочетание общественной и частной собственности;

à формирование и становление частного предпринимательства на основе частной собственности;

à создание конкурентной среды для всех хозяйствующих субъектов;

à формирование правовой среды в обществе;

à неэффективная система социальной защиты населения;

à неконкурентоспособная на мировом рынке экономика.

Российская модель экономики относительной стабилизации стала формироваться после того, как в 90-е гг. ХХ века были сформированы основные рыночные институты, прошли процессы приватизации, сложилась правовая и политическая среды и т.п. Данный период характеризуется относительной стабильностью, даже «на фоне» кризиса 2008 г., который не оказал столь разрушительного влияния, как дефолт 1998 г. Также в течение данного периода произошел рост основных макроэкономических показателей, снижение уровня инфляции и безработицы, стали формироваться и реализовываться различные социальные программы и проекты.



Основные экономические проблемы общества: Что производить? Как производить? Для кого производить? – сущность и методы их решения в рамках каждой экономической системы – традиционной, рыночной, административно-командной и смешанной


Любое общество независимо от того, насколько оно богато или бедно, решает три основные вопроса экономики: какие товары и услуги необходимо производить, как и для кого. Эти три основополагающих вопроса экономики являются решающими (рис. 2.1.).

Рисунок 2.1 - Основные экономические проблемы общества

Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве? Отдельный человек может обеспечить себя нужными товарами и услугами различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно было бы подождать, а от чего вообще отказаться. Что необходимо в данный момент производить – мороженое или рубашки? Небольшое количество дорогих качественных рубашек или много дешевых? Надо ли производить меньше товаров потребления или необходимо больше выпускать товаров производственного назначения (машины, станки, оборудование и т.д.), которые в будущем поднимут производство и потребления.

Иногда выбор может быть достаточно трудным. Существуют так называемые слаборазвитые страны, которые настолько бедны, что усилия большей части рабочей силы тратятся на то, чтобы только накормить и одеть население. В таких странах для того, чтобы поднять жизненный уровень населения, необходимо наращивать объёмы производства, но для этого необходима перестройка национального хозяйства и, прежде всего модернизация производства.

Как должны быть произведены товары и услуги? Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого экономических блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации производства? Существует далеко не один вариант строительства конкретного дома, школы, колледжа, автомобиля. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную. Одни здания строят частные лица, другие – государство. Решение о выпуске автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой – частные фирмы.

Для кого произведен продукт? Кто сможет воспользоваться товарами и услугами, произведенными в стране? Поскольку количество произведенных товаров и услуг ограниченно, то возникает проблема их распределения, чтобы удовлетворить все потребности, необходимо понять механизм распределения продукта. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать полезность? Должны ли все члены общества получать одинаковую долю, или нет? Чему должен быть отдан приоритет – интеллекту или физической силе? Будут ли больные и старики есть досыта или их бросят на произвол судьбы? Решение данной проблемы определяет цели общества, стимулы его развития.

Основные экономические проблемы в различных социально-экономических системах решаются по-разному. Например, в рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы: Что? Как? Для кого? – определяет рынок: спрос, предложение, цена, прибыль, конкуренция.

«Что» решается платежеспособным спросом, голосованием денег. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет сам стремиться удовлетворять желание потребителя.

«Как» решается производителем, который стремится получить большую прибыль. Поскольку установление цен зависит не только от него, то для достижения своей цели в условиях конкуренции производитель должен произвести и продать как можно больше товаров и по более низкой цене, чем его конкуренты.

«Для кого» решается в пользу различных групп потребителей с учетом их доходов.

папппппппппппппппппппппппппппрррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррр

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………. 3

1 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ…………………………………………. 4

      Обеспечение экономической стабильности и роста………………………………..4

      Регулирование и контроль……………………………………………………………4

      Прямые услуги………………………………………………………………………...5

      Прямая помощь……………………………………………………………………….5

2 РОЛЬ СОБСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИКЕ……………………………………..6

3 МЕХАНИЗМЫ…………………………………………………………………………6

4 ПЛЮСЫ И МИНУСЫ МОДЕЛИ…………………………………………………...7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы.

На сегодняшний день существует различные национальные модели экономики. Американская модель входит в число самых успешных и показательных экономических моделей мира. Важно понять её структуру, механизмы функционирования и роль государства и частной собственности в сфере экономики.

Объектом исследования является американская экономическая модель.

Предметом исследования является функционирование данной модели.

1 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ

За последние несколько десятилетий и особенно в 90-е годы претерпел изменения государственный сектор. Доля государственных расходов в экономическом росте снижается, это связано с фактором геополи-тического плана - окончанием холодной войны, возможностью уменьшения расходов на военные нужды. Стратегическими представляется и повышение степени приоритетности в социальном бюджете федерального правительства инвестиционных вложений в человеческий капитал, т.е. значения ассигнований на образование, профессиональную подготовку и переподготовку, а также на здравоохранение.

Несмотря на это, деятельность государства оказывает существенное влияние на экономику США, по крайней мере, в четырех сферах.

1.1 Обеспечение экономической стабильности и роста

Самая важная роль федеральных государственных властей состоит в том, что они контролируют общие темпы экономической деятельности, стараясь обеспечить непрерывный рост экономики, высокий уровень занятости и стабильные цены. Изменяя объемы государственных расходов и ставки налогообложения (налогово-бюджетная политика) или управляя денежной массой и контролируя использование кредитов (кредитно-денежная политика), они могут замедлять или ускорять темпы экономического роста и одновременно оказывать влияние на уровни цен и занятости.

1.2 Регулирование и контроль

Регулирование частного предпринимательства осуществляется федеральными властями США многими способами. Меры регулирования подразделяются на две основные категории. Задачей экономического регулирования является прямой или косвенный контроль за уровнем цен. Традиционно государство стремилось удержать монополии, например, электроэнергетические компании, от повышения цен выше уровня, обеспечивающего им прибыль в разумных пределах. В отдельные периоды времени государство подвергало мерам экономического регулирования и другие отрасли промышленности. После Великой депрессии оно разработало сложную систему стабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию, которые подвержены значительным колебаниям в результате быстрых изменений в сфере спроса и предложения.

Целью еще одного способа экономического регулирования - антитрастового законодательства - является укрепление рыночных сил с тем, чтобы сделать прямое регулирование излишним. Государство, а иногда и частные предприниматели прибегали к этому законодательству для запрещения или предотвращения деловой практики или корпоративных слияний, которые могли бы неправомерно ограничить конкуренцию.

Государство также осуществляет контроль над частными компаниями в целях решения определенных социальных задач, в том числе охраны здоровья и безопасности населения и охраны окружающей среды.

1.3 Прямые услуги

Целый ряд прямых услуг оказывается на каждом уровне государственного управления. Например, федеральное правительство отвечает за национальную оборону, поддерживает программы исследований, направленных на разработку новых видов продукции, занимается освоением космического пространства и реализует многочисленные программы повышения квалификации и обеспечения занятости. Государственные расходы оказывают значительное влияние на местную и региональную экономику и даже на общую динамику хозяйственной деятельности.

Правительства отдельных штатов в свою очередь отвечают за строительство и эксплуатацию большинства автомобильных дорог. Власти штатов, графств или отдельных населенных пунктов играют ведущую роль в финансировании общеобразовательных школ и обеспечении их деятельности. Полиция и пожарная охрана находятся в первую очередь в ведении местных властей. Государственные расходы в каждой из вышеуказанных сфер также могут оказать свое влияние на местную и региональную экономику, хотя главное значение для экономики имеют решения, принимаемые на федеральном уровне.

Государство также оказывает разнообразную помощь как предприятиям, так и отдельным гражданам. Например, льготные кредиты и техническая помощь предлагаются малым предприятиям, и студенты также могут рассчитывать на кредит для получения высшего образования. Предприятия с государственным участием выкупают у кредиторов жилищную ипотеку и выпускают под нее ценные бумаги для инвесторов, тем самым способствуя развитию кредитования жилищного строительства. Государственную помощь получают и граждане, не способные должным образом обеспечить свое существование. Самая большая доля средств пенсионного обеспечения американцев поступает из системы социального страхования, финансируемой за счет налогов на работодателей и работающих.

    РОЛЬ СОБСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИКЕ

Ключевой чертой доминирующего в США частного сектора хозяйства является эволюция структуры производственного капитала. В начале ХХI века около 90% всех доходов создавалось в корпоративном секторе хозяйства, доля которого в создании ВВП по сравнению с 1970 г. возросла на 20 процентных пунктов.

Таким образом, корпоративная частная собственность стала преобладающей по сравнению со всеми другими формами частной собственности (партнерства, индивидуальная частная собственность). Эксперты оценивают ее как наиболее эффективную с точки зрения привлечения дополнительных капиталовложений, возможностей использования новейших управленческих методов, повышения производительности труда и совершенствования трудовых отношений. Получили распространение и заняли свою нишу на рынке и новые формы частной собственности: компании, принадлежащие производителям-инвесторам (более 80% акционерного капитала корпоративного сектора страны), работникам (8%) и потребителям, которые вместе с бесприбыльными организациями составляют 12% акционерного капитала.

    МЕХАНИЗМЫ

Характерной чертой американской экономической модели, влияющей на функционирование рынка труда и трудовые отношения, является тенденция снижения степени охвата работников профсоюзами. Только за период 1980-х, 1990-х и первой половины 2000-х годов она сократилась с 20,1% в 1983 г. до 13,5% в 2004-м.

Влияние профсоюзов на процесс заключения коллективных договоров, занятость и уровень заработной платы уменьшается, рынок становится более мобильным. Серьезные изменения затронули не только функционирование товарных рынков, но и динамику экономического цикла. Распространение информационных технологий революционизировало, например, всю систему управления материальными запасами. Это позволяет избегать их перенакопления, уменьшая, таким образом, материальную основу «избыточного» производственного капитала в целом.

В результате в механизме экономического цикла США произошли изменения, которые, несомненно, характеризуют принципиальные сдвиги во всей системе воспроизводства. За послевоенный период спады стали гораздо менее болезненными для американской экономики. Так, из-за четырнадцати циклических спадов потери ВВП в 1900-1953 годах были в среднем втрое больше, чем от восьми последующих кризисов 1954-2004 годов. Периоды подъемов в рамках одного цикла увеличились почти вдвое – с 2,5 лет в 1900-1953 годах до 5 лет в последующем. Одновременно период падения производства сократился с 17 до 11 месяцев.

Механизм цикла изменился не только из-за внедрения информационных технологий и влияния научно-технического прогресса в целом. Не менее важным фактором стало государственное регулирование экономики, в частности, стабилизирующая роль фискальной и денежно-кредитной политики. Ее регуляторы (учетная ставка Федеральной резервной системы /ФРС/, нормы обязательного резервирования коммерческих банков, операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами), а также манипулирование величиной налоговых поступлений в бюджет позволяют в нужное время или заметно снижать «перегрев» экономики, или, напротив, стимулировать ее рост. Доля расходов федерального бюджета на социальные цели, включая развитие человеческого капитала (образование, здравоохранение), социальное страхование и вспомоществование превысила 60% в 2004 году. В консолидированном бюджете доли таких расходов еще выше. Кажущееся противоречие между социальной ориентацией бюджета и достаточно низкой долей перераспределения национального дохода (как через федеральный, так и консолидированный бюджет) на самом деле отражает достижение некоего оптимума между экономическими и социальными целями макроэкономической политики и путями их реализации – использованием прежде всего рыночных механизмов для создания ВВП и социальной ответственностью государства за производство общественных благ. Последнее предполагает и активные меры по их обеспечению.

Констатируя весьма высокую эффективность современного государственного регулирования в Соединенных Штатах, необходимо отметить его качественно новую черту – стремление найти оптимальную пропорцию между рынком и государственным вмешательством, невзирая на различия идеологических и политических взглядов той или иной американской администрации.

Несмотря на продолжающиеся политические дискуссии, которые подчеркивают различия между либеральными и консервативными ценностями, в реальной жизни наблюдается явное сближение социально-экономической политики администраций, сформированных и демократической, и республиканской партиями США. Республиканцы отказались от многих казавшихся прежде незыблемыми постулатов, ориентированных на резкое уменьшение роли государства в экономике и социальной сфере, а демократы взяли на вооружение немало из концептуального арсенала своих оппонентов. Это показывают как социально-экономические платформы обеих главных партий США на выборах 2000 и 2004 годов, так и практическая деятельность последних демократических и республиканских администраций.

    ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Главный социально-экономический приоритет нынешней американской администрации - развитие высшего образования. Введены различные на-логовые льготы и освобождения от уплаты налогов во время учебы в универ-ситетах и колледжах.

За последние годы было принято несколько новых программ, расширяю-щих доступ американцев к услугам здравоохранения, особенно для детей и лиц, потерявших работу в возрасте 68-61 года, а также для не охваченных медицинским страхованием американцев в возрасте 62-бб лет.

Одним из плюсов американской экономики является высокая трудовая мораль, основанная, прежде всего на протестантской этике: трудолюбии и вере большинства граждан в собственные силы.

Во-вторых, новым сдвигом в общественном производстве Соединенных Штатов стало формирование всеобъемлющей информационной инфраструктуры. Ее принципиальное значение состоит в том, что она превратилась в важнейший и необходимый элемент всей производственной инфраструктуры. Без нее эффективное функционирование экономики и общества в настоящее время невозможно. В основе информационной инфраструктуры лежит комплексная индустрия обработки информации на базе новейшей электронной техники и систем связи. Высокая степень предпринимательской активности, а также ее поощрение.

Поддержка частного предпринимательства со стороны государства.

К негативным факторам стоит отнести обогащение наиболее активной части населения, отсутствие задачи социального равенства и создание приемлемого уровня жизни малообеспеченных групп.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

Американская модель экономики характеризуется такими принципиальными чертами, как глобализация бизнеса и информационная революция. Глобализация бизнеса означает интеграцию страны и ее хозяйствующих субъектов в мировую экономику. Уже сейчас свыше половины доходов крупных американских корпораций создается за рубежом: огромное значение приобрел процесс развития внешней торговли и иностранного инвестирования. В свою очередь США также получают передовые зарубежные инвестиционные товары и технологии; в стране действуют многочисленные филиалы и дочерние компании европейских и японских фирм.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

    Америка: рыночная экономика и образ жизни./ И.Д. Барчук

    США в мировой экономике: состояние и перспективы./ Р.И.Зименков

    Экономический образ Америки: взгляд из России./ А.А. Проховский

    Американская экономика: особенности современной модели./ В.Б. Супян

    Модели рыночной экономики (2)Курсовая работа >> Экономика

    И услуг. Американская модель экономики построена на системе поощрения предпринимательства и обогащения. 9 Сегодня американская экономика является главным... чтобы правильно понять, как функционирует американская модель рыночной экономики , и какова её роль в...

  1. Модели рыночной экономики (5)

    Курсовая работа >> Экономическая теория

    Экономического отношения к моделям рыночной экономики : японская, американская , немецкая, шведская, ... моделям рыночной экономики . Американская модель - модель с минимальным участием государства в регулировании экономики . Шведская модель - это социальная модель ...

  2. Модели рыночной экономики (4)

    Доклад >> Экономика

    План: Введение Модели рыночной экономики Американская модель Германская модель Шведская модель Социально-демократическая модель Японская модель Заключение Список литературы...

Решение проблемы редкости ресурсов в различных экономических системах (традиционной, рыночной, командно-административной, смешанной).

Экономическая система – это совокупность экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся отношений собственности, хозяйственного механизма.

Это совокупность экономических элементов, образующих экономическую структуру общества.

Это совокупность отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления.

1.Традиционная экономика (основана на обычаях, традициях) В случае плохого урожая, общество не может прокормить себя. В случае большого урожая, продукт распределяется традиционным образом: значительная часть отдается вождю или собственнику земли, а оставшееся, распределяется согласно обычаям.

2.Рыночная экономика - все ответы на основные экономические вопросы (Что? Как? Для кого?) определяются рынком, ценами, прибылью и убытками.

3.Административно-командная экономика (все решения по основным экономическим проблемам принимает государство) распределение ресурсов осуществляется на основе долговременных приоритетов, производство благ постоянно отрывается от общественных потребностей.

4.Смешаная экономика (эффективность использования ресурсов и экономическая свобода производителей) широкое разнообразие смешанных форм: шведская (высокий уровень налогообложения, минимальная безработица), японская (планирование государства носит рекомендательный характер, сохранение национальных традиций), американская (государство играет важную роль в утверждении правил экономической игры, развитии образования, регулировании бизнеса).

1. Не вмешиваться в действие рыночного механизма (например отменив ранее принятые нормативные акты, ограничивающие свободу действий хозяйствующих субъектов) и создавать условия для естественного действия экономических рычагов. Но в случае, если процесс само стабилизации продолжается длительное время, это может вызвать состояние материального и социального дискомфорта. В такой ситуации правительство страны вынуждено разрабатывать и внедрять социальные программы.

2. Осуществлять вмешательство в действие рыночного механизма. Иначе говоря, искусственно стимулировать действие экономических рычагов политическими средствами.

1.Эволюционный путь «градуализм»: государство на долгосрочной основе последовательно заменяет механизмы командно-административной системы рыночными отношениями; рынок охватывает сферу производства и сбыта потребительских товаров, а затем распространяется на инвестиционные отрасли; либерализация цен; жесткая финансированная политика (сдерживание инфляции); формирование рыночной инфраструктуры.



2.«Шоковая терапия»: неолиберальная теория рыночного саморегулирования; функция государства - поддержание устойчивости финансовой системы (сдерживание инфляции) ; развитие разнообразных форм собственности; замена административных методов государственного регулирования косвенными; либерализация цен; либерализация внешнеэкономической деятельности.

Американская модель : поощрение предпринимательства, высокий уровень производства труда, обогащение наиболее активной части населения, рыночный механизм, разнообразные формы собственности, социальная поддержка малоимущих, достижение личного успеха, государственное регулирование для поддержания рыночной коньюктуры.

Немецкая модель : развитие крупных, средних, мелких фирм; особое покровительство среднему и малому бизнесу, фермерским хозяйствам; государственное регулирование рыночной экономики; рыночные отношения; особое внимание уделяют регулированию инвестиций.

Японская модель : высокая конкурентоспособность; приоритет интересов нации над интересами отдельного человека; государственное регулирование рыночной экономики; рыночные отношения; высокая квалификация и ответственность работников.

Шведская модель : сильная социальная политика; высокие налоги; сокращение имущественного неравенства; рыночные отношения; функциональная социализация (частные фирмы производят товары, а обеспечение высокого уровня жизни- функция государства).

11. Собственность как система экономических отношений. Экономический интерес .

Собственность – это отношение между людьми по поводу присвоения благ.

Присвоение – это связь между людьми, которая устанавливает их отношение к вещам, как к своим.

Отчуждение - это лишение возможности быть собственником.

Экономический интерес – стремление человека к удовлетворению своих потребностей, показывающее что выгодно.

Экономическое содержание : объект (недвижимость, движимое имущество, интеллектуальная собственность-творение человеческого разума), субъект (физические, юридические лица, муниципалитеты и государство).

Эффективный собственник – это физическое или юридическое лицо, обладающее всей полнотой прав собственности на объект собственности, заинтересованное в его развитии и способное осуществлять необходимые для этого инвестиции.

12. Экономическая теория прав собственности. Пучок прав собственности .

Правовые отношения собственности – это законодательное закрепление и оформление в правовых актах и нормах отношений по владению, распоряжению, пользованию объектами собственности.

Владение – законное обладание объектом собственности.

Распоряжение – определение способов передачи объекта собственности другим лицам через продажу, заем, дарение и аренду.

Пользование – использование объекта в соответствии с его назначением.

Пучок правоспособности :

· Право владения,

· Право использования т.е. право применения полезных свойств благ для себя,

· Право управления т.е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ,

· Право на доход т.е. право обладать результатами от использования благ,

· Право суверена т.е. право на отчуждение, потребление, изменение, уничтожения блага,

· Право на безопасность т.е. право на защиту,

· Право на передачу благ в наследство,

· Право на бессрочность обладания благом,

· Запрет на использование способом, наносящим вред окружающей среде,

· Право на ответственность в виде взыскания т.е. возможность взыскания блага в уплату долга,

· Право на остаточный характер т.е. право на существование процедур и институтов обеспечивающих восстановление нарушенных полномочий.

Трансанкционные издержки – это издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности.

Теорема Коуза : если права собственности всех сторон определены, а трансакционные издержки равны 0, то стороны способны прийти к соглашению без вмешательства государства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка»

Факультет физического воспитания

Тема реферата:

Американская модель экономики

Выполнила: Морозова Елизавета Сергеевна

Введение

1. Роль государства в экономике

1.1 Обеспечение экономической стабильности и роста

1.2 Регулирование и контроль

1.3 Прямые услуги и помощь

2. Роль собственности в экономике

3. Механизмы

4. Плюсы и минусы модели

Заключение

Список использованной литературы

Введение

На сегодняшний день существует различные национальные модели экономики. Американская модель входит в число самых успешных и показательных экономических моделей мира. Важно понять её структуру, механизмы функционирования и роль государства и частной собственности в сфере экономики.

1. Роль государства в экономике

За последние несколько десятилетий и особенно в 90-е годы претерпел изменения государственный сектор. Доля государственных расходов в экономическом росте снижается, это связано с фактором геополитического плана - окончанием холодной войны, возможностью уменьшения расходов на военные нужды. Стратегическими представляется и повышение степени приоритетности в социальном бюджете федерального правительства инвестиционных вложений в человеческий капитал, т.е. значения ассигнований на образование, профессиональную подготовку и переподготовку, а также на здравоохранение.

Несмотря на это, деятельность государства оказывает существенное влияние на экономику США, по крайней мере, в четырех сферах.

1.1 Обеспечение экономической стабильности и роста

Самая важная роль федеральных государственных властей состоит в том, что они контролируют общие темпы экономической деятельности, стараясь обеспечить непрерывный рост экономики, высокий уровень занятости и стабильные цены. Изменяя объемы государственных расходов и ставки налогообложения (налогово-бюджетная политика) или управляя денежной массой и контролируя использование кредитов (кредитно-денежная политика), они могут замедлять или ускорять темпы экономического роста и одновременно оказывать влияние на уровни цен и занятости.

1.2 Регулирование и контроль

Регулирование частного предпринимательства осуществляется федеральными властями США многими способами. Меры регулирования подразделяются на две основные категории. Задачей экономического регулирования является прямой или косвенный контроль за уровнем цен. Традиционно государство стремилось удержать монополии, например, электроэнергетические компании, от повышения цен выше уровня, обеспечивающего им прибыль в разумных пределах. В отдельные периоды времени государство подвергало мерам экономического регулирования и другие отрасли промышленности. После Великой депрессии оно разработало сложную систему стабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию, которые подвержены значительным колебаниям в результате быстрых изменений в сфере спроса и предложения.Целью еще одного способа экономического регулирования - антитрастового законодательства - является укрепление рыночных сил с тем, чтобы сделать прямое регулирование излишним. Государство, а иногда и частные предприниматели прибегали к этому законодательству для запрещения или предотвращения деловой практики или корпоративных слияний, которые могли бы неправомерно ограничить конкуренцию.

Государство также осуществляет контроль над частными компаниями в целях решения определенных социальных задач, в том числе охраны здоровья и безопасности населения и охраны окружающей среды.

1.3 Прямые услуги и помощь

Целый ряд прямых услуг оказывается на каждом уровне государственного управления. Например, федеральное правительство отвечает за национальную оборону, поддерживает программы исследований, направленных на разработку новых видов продукции, занимается освоением космического пространства и реализует многочисленные программы повышения квалификации и обеспечения занятости. Государственные расходы оказывают значительное влияние на местную и региональную экономику и даже на общую динамику хозяйственной деятельности.

Правительства отдельных штатов в свою очередь отвечают за строительство и эксплуатацию большинства автомобильных дорог. Власти штатов, графств или отдельных населенных пунктов играют ведущую роль в финансировании общеобразовательных школ и обеспечении их деятельности. Полиция и пожарная охрана находятся в первую очередь в ведении местных властей. Государственные расходы в каждой из вышеуказанных сфер также могут оказать свое влияние на местную и региональную экономику, хотя главное значение для экономики имеют решения, принимаемые на федеральном уровне.

Государство также оказывает разнообразную помощь как предприятиям, так и отдельным гражданам. Например, льготные кредиты и техническая помощь предлагаются малым предприятиям, и студенты также могут рассчитывать на кредит для получения высшего образования. Предприятия с государственным участием выкупают у кредиторов жилищную ипотеку и выпускают под нее ценные бумаги для инвесторов, тем самым способствуя развитию кредитования жилищного строительства. Государственную помощь получают и граждане, не способные должным образом обеспечить свое существование. Самая большая доля средств пенсионного обеспечения американцев поступает из системы социального страхования, финансируемой за счет налогов на работодателей и работающих.

2. Роль собственности в экономике

Ключевой чертой доминирующего в США частного сектора хозяйства является эволюция структуры производственного капитала. В начале ХХI века около 90% всех доходов создавалось в корпоративном секторе хозяйства, доля которого в создании ВВП по сравнению с 1970 г. возросла на 20 процентных пунктов. государство собственность американский экономика

Таким образом, корпоративная частная собственность стала преобладающей по сравнению со всеми другими формами частной собственности (партнерства, индивидуальная частная собственность). Эксперты оценивают ее как наиболее эффективную с точки зрения привлечения дополнительных капиталовложений, возможностей использования новейших управленческих методов, повышения производительности труда и совершенствования трудовых отношений. Получили распространение и заняли свою нишу на рынке и новые формы частной собственности: компании, принадлежащие производителям-инвесторам (более 80% акционерного капитала корпоративного сектора страны), работникам (8%) и потребителям, которые вместе с бесприбыльными организациями составляют 12% акционерного капитала.

3. Механизмы

Характерной чертой американской экономической модели, влияющей на функционирование рынка труда и трудовые отношения, является тенденция снижения степени охвата работников профсоюзами. Только за период 1980-х, 1990-х и первой половины 2000-х годов она сократилась с 20,1% в 1983 г. до 13,5% в 2004-м.Влияние профсоюзов на процесс заключения коллективных договоров, занятость и уровень заработной платы уменьшается, рынок становится более мобильным. Серьезные изменения затронули не только функционирование товарных рынков, но и динамику экономического цикла. Распространение информационных технологий революционизировало, например, всю систему управления материальными запасами. Это позволяет избегать их перенакопления, уменьшая, таким образом, материальную основу «избыточного» производственного капитала в целом.В результате в механизме экономического цикла США произошли изменения, которые, несомненно, характеризуют принципиальные сдвиги во всей системе воспроизводства. За послевоенный период спады стали гораздо менее болезненными для американской экономики. Так, из-за четырнадцати циклических спадов потери ВВП в 1900-1953 годах были в среднем втрое больше, чем от восьми последующих кризисов 1954-2004 годов. Периоды подъемов в рамках одного цикла увеличились почти вдвое - с 2,5 лет в 1900-1953 годах до 5 лет в последующем. Одновременно период падения производства сократился с 17 до 11 месяцев.Механизм цикла изменился не только из-за внедрения информационных технологий и влияния научно-технического прогресса в целом. Не менее важным фактором стало государственное регулирование экономики, в частности, стабилизирующая роль фискальной и денежно-кредитной политики. Ее регуляторы (учетная ставка Федеральной резервной системы /ФРС/, нормы обязательного резервирования коммерческих банков, операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами), а также манипулирование величиной налоговых поступлений в бюджет позволяют в нужное время или заметно снижать «перегрев» экономики, или, напротив, стимулировать ее рост. Доля расходов федерального бюджета на социальные цели, включая развитие человеческого капитала (образование, здравоохранение), социальное страхование и вспомоществование превысила 60% в 2004 году. В консолидированном бюджете доли таких расходов еще выше. Кажущееся противоречие между социальной ориентацией бюджета и достаточно низкой долей перераспределения национального дохода (как через федеральный, так и консолидированный бюджет) на самом деле отражает достижение некоего оптимума между экономическими и социальными целями макроэкономической политики и путями их реализации - использованием прежде всего рыночных механизмов для создания ВВП и социальной ответственностью государства за производство общественных благ. Последнее предполагает и активные меры по их обеспечению.

Констатируя весьма высокую эффективность современного государственного регулирования в Соединенных Штатах, необходимо отметить его качественно новую черту - стремление найти оптимальную пропорцию между рынком и государственным вмешательством, невзирая на различия идеологических и политических взглядов той или иной американской администрации.Несмотря на продолжающиеся политические дискуссии, которые подчеркивают различия между либеральными и консервативными ценностями, в реальной жизни наблюдается явное сближение социально-экономической политики администраций, сформированных и демократической, и республиканской партиями США. Республиканцы отказались от многих казавшихся прежде незыблемыми постулатов, ориентированных на резкое уменьшение роли государства в экономике и социальной сфере, а демократы взяли на вооружение немало из концептуального арсенала своих оппонентов. Это показывают как социально-экономические платформы обеих главных партий США на выборах 2000 и 2004 годов, так и практическая деятельность последних демократических и республиканских администраций.

4. Плюсы и минусы модели

Главный социально-экономический приоритет нынешней американской администрации - развитие высшего образования. Введены различные налоговые льготы и освобождения от уплаты налогов во время учебы в университетах и колледжах.За последние годы было принято несколько новых программ, расширяющих доступ американцев к услугам здравоохранения, особенно для детей и лиц, потерявших работу в возрасте 68-61 года, а также для не охваченных медицинским страхованием американцев в возрасте 62-бб лет.

Одним из плюсов американской экономики является высокая трудовая мораль, основанная, прежде всего на протестантской этике: трудолюбии и вере большинства граждан в собственные силы.Во-вторых, новым сдвигом в общественном производстве Соединенных Штатов стало формирование всеобъемлющей информационной инфраструктуры. Ее принципиальное значение состоит в том, что она превратилась в важнейший и необходимый элемент всей производственной инфраструктуры. Без нее эффективное функционирование экономики и общества в настоящее время невозможно. В основе информационной инфраструктуры лежит комплексная индустрия обработки информации на базе новейшей электронной техники и систем связи. Высокая степень предпринимательской активности, а также ее поощрение. Поддержка частного предпринимательства со стороны государства. К негативным факторам стоит отнести обогащение наиболее активной части населения, отсутствие задачи социального равенства и создание приемлемого уровня жизни малообеспеченных групп.

Заключение

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

Американская модель экономики характеризуется такими принципиальными чертами, как глобализация бизнеса и информационная революция. Глобализация бизнеса означает интеграцию страны и ее хозяйствующих субъектов в мировую экономику. Уже сейчас свыше половины доходов крупных американских корпораций создается за рубежом: огромное значение приобрел процесс развития внешней торговли и иностранного инвестирования. В свою очередь США также получают передовые зарубежные инвестиционные товары и технологии; в стране действуют многочисленные филиалы и дочерние компании европейских и японских фирм.

Список используемой литературы

1. Барчук, И.Д. Америка: рыночная экономика и образ жизни./ И.Д. Барчук:.2003.-200с.

2. Зименков, Р.И. США в мировой экономике: состояние и перспективы./ Р.И.Зименков:. 1998.-150с.

3. Проховский, А.А. Экономический образ Америки: взгляд из России./ А.А. Проховский:.2008.-300с.

4. Супян, В.Б.Американская экономика: особенности современной модели./ В.Б. Супян:.2000.-210с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    "Американская система" как основа глобальной экономической стабильности. Исследование американской экономической и политической системы как основы "нового мирового порядка" в мире после окончания второй мировой войны. Взгляды на "Доктрину Клинтона".

    дипломная работа , добавлен 29.11.2010

    Проблема темпов экономического роста. Модели экономического роста: многофакторная и двухфакторная. Цикличность экономического развития. Модель межотраслевого баланса национальной экономики. Условия стабильности и цели эффективности экономического роста.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2008

    Анализ теории Д. Кейнса о ведущей роли государства в регулировании национального хозяйства. Преимущества и недостатки рыночной экономики. Объективная необходимость государственного вмешательства в решение ее проблем. Функции государства в экономике.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2016

    Командная экономика как тип хозяйственно-экономической системы, основанный на национализации, главенствующей роли государства. Основные черты централизованной системы. Краткая характеристика главных преимуществ и недостатков рыночной экономики страны.

    доклад , добавлен 18.09.2013

    Характерные черты смешанного регулирования национального хозяйства. Функции государства в управлении и регулировании национальной экономики. Задачи социальной политики государства, сравнительная характеристика европейской и американской моделей.

    контрольная работа , добавлен 04.03.2010

    Раскрытие сущности и комплексный анализ преимуществ и недостатков рыночной экономики. Оценка роли государства и характеристика методов государственного регулирования экономики. Определение оптимального соотношения рынка и государственного регулирования.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2011

    Кейнсианство и причины его возникновения, отличительные особенности и этапы развития данного экономического учения, оценка его главных преимуществ и недостатков, место и значение на современном этапе. Государственное регулирование экономики в России.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2014

    Экономическое учение Дж.М. Кейнса. Концепции экономической роли государства. Основное содержание кейнсианской революции. Неокейнсианская концепция "экономического роста". Кейнсианские течения и модель государственного регулирования экономики ХХ века.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2014

    Сущность, стадии и основные типы и классификации факторов экономического роста. Факторы экономического роста, способствующие развитию экономики. Модели равновесного экономического роста и их характеристика. Анализ экономического роста в России.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2012

    Сущность общественной экономической системы. Роль предпринимательства в ее успешности. Главные черты и особенности функционирования американской социально-экономической модели. Основные секреты успеха и рычаги влияния на ее направления развития.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!