Все для предпринимателя. Информационный портал

Методы экономической теории как науки. Предмет и методы экономической теории

Экономическая теория - это общественная наука, которая изучает экономическую сторону жизни общества. Это историческая наука; она развивается вместе с человеческим обществом.

В ходе развития научные школы по-разному определяли ее предмет:

- Меркантилизм (Т. Ман, А. Монкретьен) - деятельность, связанная с внешней торговлей;

- Физиократы (Ф. Кенэ, А. Тюмо) - сельскохозяйственное производство;

Английская классическая политэкономия (У. Петти , А. Смит) - труд в сфере материального производства. Наука о богатстве нации.

- Марксизм (К. Маркс) - экономические законы, управляющие производством, распределением, обменом, потреблением жизненных благ;

- Маржинализм (У. Джевонс, Е. Бем-Баверк) - поведение отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения;

Неоклассическое направление (А. Маршалл). - Во второй половине 19 века понятие “политическая экономия” вытесняется понятием “экономикс” - аналитическая наука об использовании людьми редких (ограниченных) ресурсов для удовлетворения своих потребностей;

- Кейнсианство (Дж. М. Кейнс) - необходимость, формы, методы государственного регулирования экономики, создав тем самым основы макроэкономики, смешанной экономики;

Институционализм ввел в предмет экономической теории социально-психологические аспекты.

Предмет экономической теории - это экономические отношения в обществе, по поводу использования редких или ограниченных ресурсов, с целью производства благ, удовлетворяющих безграничные потребности людей. Можно сказать, что экономическая теория — наука о рациональном экономическом выборе.

Различают :

Позитивную экономическую теорию, которая исследует экономические явления как они есть.

Нормативную экономическую теорию, которая выносит оценки, утверждает как должно быть в экономической жизни общества.

Основные функции экономической теории:

- познавательная - состоит в том, чтобы изучать и объяснять экономическое развитие общества;

- методологическая - проявляется в том, что экономическая теория служит методологической базой для всей системы экономических наук;

- образовательная - помогает овладевать экономическими знаниями и принимать на их основе рациональные экономические решения;

- практическая (прикладная) - заключается в разработке конкретных принципов и способов оптимального хозяйствования, научном обосновании государственной экономической политики.

Исследование экономических явлений может осуществляться на двух уровнях, которым соответствуют два больших раздела экономической теории - микроэкономика и макроэкономика.


Микроэкономика - часть экономической теории, изучающая поведение домашних хозяйств и фирм. Макроэкономика рассматривает экономику как единое взаимосвязанное целое, анализирует такие крупномасштабные явления, как проблемы занятости, экономического роста, инфляции. Макроэкономика помогает формировать цели экономической политики государства и определять пути и способы, необходимые для их достижения.

Микроэкономика и макроэкономика тесно взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга.

Система экономических наук представляет экономическую теорию, как теоретическую базу всех экономических наук и конкретные экономические науки, изучающие те или иные области хозяйственной жизни общества. В свою очередь, конкретные экономические науки подразделяются на отраслевые экономические науки (экономика промышленности, экономика строительства и т.д.); функциональные экономические науки (финансы, бухгалтерский учет, статистика и т.д.) и экономические науки на стыке с другими науками (экономическая география, экономическая психология, демография и т.д.).

Методы экономической теории.

Если предмет науки содержит то, что изучает данная наука, то методы показывают как познается тот или иной предмет. Предмет всегда предполагает определенные методы исследования, а метод формирует предмет. Следует различать две группы методов: общие и локальные. Общие (общенаучные) методы отражают общий уровень научных исследований и направления экономической методологии. Локальные методы представляют собой конкретные инструменты, при помощи которых исследуются отдельные стороны экономических систем. В свою очередь в локальных методах выделяют специфические методы, свойственные той или иной методологии и универсальные, используемые при реализации любой методологии.

К универсальным методам относятся:

- анализ (расчленение объекта исследования на отдельные элементы) и синтез (соединение отдельных элементов в единое целое);

- индукция (выведение общего из частных фактов) и дедукция (движение от общего к частному);

- абстракция (выделение существенных свойств предмета), допущение: “при прочих равных условиях” и обобщение (усреднение).

В экономической теории также используются такие методы, как наблюдение, эксперимент, моделирование, метод графических изображений разного рода экономических процессов (схемы, графики, таблицы, диаграммы и т.п.). Так, метод моделирования предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу (модели). Модели различаются по уровню обобщения, сфере охвата, характеру действия.

Выводы

1. Экономика (от греч. - эйкос - хозяйство, номос - закон) - наука о законах хозяйствования, сфера жизни людей, связанная с процессом удовлетворения их потребностей.

2. Предмет экономической теории - экономических отношений в обществе по поводу рационального, эффективного использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения потребностей. Это наука о выборе.

3. Различают: позитивную и нормативную экономическую теорию; макро- и микроэкономику. Существует система экономических дисциплин.

4. Экономическая теория выполняет ряд функций: методологическую, познавательную, образовательную, практическую. Является методологической основой разработки политики государства.

5. Для исследования взаимосвязей экономических явлений используют две группы методов: общенаучные и специфические.

6. Исходные экономические понятия: ресурсы, потребности. Экономическая аксиома: “ресурсы ограничены - потребности бесконечны”. Основные экономические проблемы общества - “что, как и для кого производить”, - проблема выбора. Альтернативная стоимость - стоимость решения, от которого отказались. Простой моделью выбора является кривая производственных возможностей.

7. Экономическая система - способ организации общества. Характер экономической системы определяется формой собственности на факторы производства и механизмом принятия решений. Выделяют: традиционную, рыночную, командную и смешанные типы экономических систем.

Вопросы для повторения

1. Дайте определение потребностей, ранжируйте их по Маслоу.

2. Изменяется ли с течением времени соотношение между свободными и экономическими благами?

3. Опишите примеры использования кривой производительных возможностей в реальных условиях различными экономическими субъектами.

4. В каких единицах измеряется альтернативная стоимость? Одинакова ли она для разных людей в одних и техже обстоятельствах?

5. Существует ли связь между микро- и макроэкономикой, экономической теорией и экономической политикой?

6. Одинаковы ли функции домашних хозяйств и фирм?

7. Согласны ли вы с утверждением: “Экономическая политика, успешно проводимая в одних условиях, может оказаться неэффективной в других”?

8. Определите предмет экономической теории и ее функции.

Ключевые слова: объект, предмет, методы, экономической, теории

Экономическая наука предполагает изучение динамичной, по­стоянно развивающейся хозяйственной деятельности людей. Это значит, что объектом изучения данной науки является экономи­ческая жизнь общества.

От объекта изучения экономической науки следует отличать предмет ее анализа. Если объектом исследования всегда остается хозяйственная деятельность, то предметом анализа могут выступать различные стороны хозяйственной деятельности людей, что зависит прежде всего от идеологической ориентации исследователя, его целей и намерений. Так, меркантилисты предмет науки видели в изучении торгового баланса, физиократы - в исследовании «чис­того продукта» в сельском хозяйстве, представители классической политической экономии - в накоплении богатства нации, марксис­ты - в изучении производственных отношений и экономических законов, регулирующих общественное производство, распределе­ние, обмен и потребление, маржиналисты - в поисках наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования.

В становлении и развитии экономической науки прослежива­ется три этапа, каждый из которых представлен одним из трех назва­ний: политическая экономия, экономике, экономическая теория. Исторически первой научной школой, претендовавшей на роль экономической науки, стала с 1615 г. политическая экономия.

Официальная история российской политической экономии берет начало в первом году XIX столетия, когда приглашенный в Московский университет немецкий профессор Х.А. Шлецер про­чел курс политической экономии. В 1803 г. по Указу Александра Iполитическая экономия была включена в регламент Российской Академии Наук. В 1805-1806 гг. был издан первый в России учеб­ник по политической экономии на русском языке, написанный Шлецером.

Конец XIX - начало XX в. обозначил новую развилку в эконо­мической науке. Отказ от теории трудовой стоимости, место которой заняла теория предельной полезности, привел к зарождению новой научной школы с соответствующим названием - «экономике».

В 1902 г. А. Маршалл впервые прочел курс «Экономикс» в Кем­бриджском университете, заменив тем самым курс политической экономии классической школы Дж.С. Милля. С тех пор на Западе политэкономия утратила свое монопольное положение. Экономикс как наука есть теория и практика рыночной организации производ­ства.

Переход России к формированию цивилизованного рынка сделал востребованной эту отрасль экономических знаний и у нас.

Экономикс представляет собой конгломерат разных научных школ, имеющих объединяющее начало, заложенное еще в трудах А. Смита: они базируются на принципе рациональности, которым руководствуется «экономический человек» в своей хозяйственной деятельности.

Политэкономия и экономике имеют разные методологические корни. Политэкономия изучает глубинные причинно-следствен­ные связи в производстве с целью раскрытия его сущностных характеристик. Ее ключевой категорией является стоимость. Эко­номикс изучает поверхностные отношения и описывает функ­циональные зависимости на основе принципа рационализации потребительского выбора. Для экономике ключевой категорией является цена.

Значит, политэкономия ориентирована на изучении сущности экономических законов и категорий. Экономикс как учебная дис­циплина ориентирован на изучение функциональных зависимостей в экономике.

Общим у них является то, что и политическая экономия, и экономике, несмотря на различные подходы к изучению хо­зяйственной жизни общества (сущностный - в политэкономии и функциональный в экономике), исследуют один и тот же ин­дустриально-рыночный тип хозяйства.

В период становления информационно-технологического спо­соба производства перед экономической наукой возникают новые вопросы. Ответ на них можно получить лишь при использовании научного потенциала как политической экономии, так и эконо­мике. Новый анализ должен базироваться на новой концептуальной основе и иметь адекватный ей новый вариант названия, которым стала «экономическая теория». Объектом ее исследования являются особенности постиндустриальной хозяйственной системы, наибо­лее распространенной социально-экономической формой которой является смешанная рыночная экономика.

Важно учитывать при этом, что хозяйственная деятельность и экономические отношения между людьми, складывающиеся в ее процессе, имеют две стороны - объективную, определяющу­юся прежде всего отношениями собственности, и субъективную, проявляющуюся в экономическом поведении разных субъектов хозяйствования (индивида, фирмы, государства). Значит, эконо­мическая теория охватывает всю совокупность этих отношений. Их ОБЪЕКТИВНАЯ сторона связана с действием объективных экономических законов; СУБЪЕКТИВНАЯ - с рациональным хозяйствованием, опирающимся на познание этих законов.

С учетом вышесказанного назначение экономической теории можно было бы определить следующим образом:

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИЗУЧАЕТ ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ ВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВА И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПО­ВЕДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА РАЗЛИЧ­НЫХ УРОВНЯХ И В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ. Итак, экономическая теория, во-первых, изучает экономичес­кие законы.

Что же такое экономический ЗАКОН?

В экономических исследованиях ученым приходится иметь дело не только с отдельными, изолированными фактами, но и с их большим массивом. Факты необходимо классифицировать и обобщать, что достигается методом индукции (от лат. inductio - наведение), т. е. логического умозаключения от частных, единич­ных случаев к общему выводу.

Обобщения проверяются противоположным методом, называ­емым дедукцией (от лат. deductio - выведение), т. е. логического умозаключения от общих суждений к частным выводам.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, КАК ЛЮБАЯ ДРУГАЯ НА­УКА, ИСПОЛЬЗУЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ И СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ ОБРАЗУЮТ МЕТОДОЛОГИЮ, ВКЛЮЧАЮЩУЮ В СЕБЯ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ХОЗЯЙСТ­ВЕННОЙ ЖИЗНИ. ОНИ МОГУТ БЫТЬ РАЗДЕЛЕНЫ НА ОБЩЕНАУЧНЫЕ И ЧАСТНЫЕ.

ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ - ЭТО ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ОСНОВАННЫЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИМИ ФИЛОСОФАМИ И РАЗВИТЫЕ ПО­СЛЕДУЮЩИМИ ПОКОЛЕНИЯМИ УЧЕНЫХ. СОГЛАСНО ЭТИМ МЕТОДАМ ВСЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПРОТИВОРЕЧИВЫ И НАХОДЯТСЯ В ПОСТОЯННОМ ДВИЖЕНИИ.

При изучении этих процессов используется сочетание исто­рического и логического подходов.

Исторический подход помогает анализировать явления в той последовательности, в которой они возникли, развивались и сме­няли друг друга.

Логический (теоретический) подход исследования этих же яв­лений не служит зеркальным отражением их исторического пути. Он предполагает проникновение в сущность изучаемого явления и абстрагирование, т. е. отвлечение от второстепенных его свойств. В результате возникает научное представление об этом явлении, т. е. формируется логическое понятие, или экономическая кате­гория, например товар, цена, деньги, конкуренция и т. п. Такой способ изучения называется методом научной абстракции.

К ЧАСТНЫМ МЕТОДАМ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ОТНО­СЯТСЯ: НАБЛЮДЕНИЯ, ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ПОСРЕДСТВОМ СИНТЕЗА И АНАЛИЗА, ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ, КОНСТРУИРОВАНИЕ СИС­ТЕМЫ ЗАКОНОВ И КАТЕГОРИЙ, ИХ ПРОВЕРКА, ПРОВЕ­ДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕ­ЛЕЙ, ИХ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ФОРМАЛИЗАЦИЯ И Т. П.

Математические модели выражаются с помощью графиков и математических уравнений. Следует заметить, однако, что увле­чение абстрактными математическими моделями может создать ложное представление о реальной экономической ситуации, осо­бенно если в модель заложены некачественно обработанные эко­номические показатели.

Экономическая теория тесно связана с такими науками, как история, философия, статистика, математика и др. В системе эко­номических наук она занимает центральное место.

Экономическая теория выполняет четыре важные функции: познавательную, методологическую, практическую и идеологи­ческую.

Будучи наукой общественной, она должна ответить на три вопроса: ЧТО производить? КАК производить? ДЛЯ КОГО про­изводить?

В командной экономике все эти вопросы решают центральные органы управления. В рыночной экономике за правительством закрепляется обязанность принимать участие лишь в решении третьей задачи путем составления и реализации социальных программ и перераспределения доходов. Все остальные вопросы разрешаются с помощью рынка. Фирмы производят те товары, которые приносят наибольший доход. Этим решается вопрос, ЧТО производить. Используют те технологии, которые обеспечивают наименьшие затраты. Этим решается вопрос, КАК производить. Население сообразует свои покупки с ценами товаров и со своими доходами. Этим решается вопрос, ДЛЯ КОГО производить.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Экономическая теория представляет собой общественную науку, исследующую экономическую сторону общественной жизни.

Экономическая теория больше является эмпирической наукой, которая основана на фактах реальной жизни. Для неё характерны определенные методы исследования: общенаучные и общемировоззренческие.

В настоящие широко используются общенаучные методы, которые применяют и другие науки. Сюда можно отнести: метод научной абстракции, индукции и дедукции, системного анализа, анализа и синтеза. Экономическая теория нашла широкое применение в построении моделей экономических явлений и процессов. Формы описания моделей могут носить географический и математический характер.

В процессе развития экономической теории разные научные школы по-разному определяли предмет экономической теории. Так, меркантилизм считал предмет экономической науки деятельностью, связанной с внешней торговлей. Физиократы определяли предмет в качестве сельскохозяйственного производства. Марксизм утверждал, что предметом экономической теории являются экономические законы, которые управляют производством, распределением, обменом и потреблением жизненных благ.

С позиции маржинализма предметом являлось поведение отдельных субъектов, которые вовлечены в хозяйственные отношения. Если рассматривать такое направление как кейнсианство, то предметом с точки зрения Кейнса были формы и методы государственного регулирования экономики, которые создают основы макроэкономики и смешанной экономики.

Институционализм вводит в предмет экономической теории социально-психологические аспекты. В целом предметом экономической теории являются экономические общественные отношения по поводу использования ограниченных ресурсов для того, чтобы производить блага, которые удовлетворяют безграничные общественные потребности. Также многие специалисты утверждают, что экономическая теория представляет собой науку о рациональности выбора.

Методы экономической теории

Если предмет науки описывает то, что она изучает, то методы отражают то, как познается определенный предмет. Предмет всегда характеризуется определенными методами исследования, а метод формирует предмет исследования.

В экономической теории различают две группы методов: общие и локальные. Общие или общенаучные методы характеризуют общий уровень научных исследований и направлений экономической методологии. С помощью них предоставляются конкретные инструменты для изучения отдельных сторон системы экономики. Локальные методы способны выделить специфические методы, которые характерны для той или иной системы. Универсальные методы используются при реализации любой методологии.

Универсальные методы экономического анализа

Среди универсальных методов экономического анализа можно перечислить анализ и синтез, индукцию и дедукцию, абстракцию и обобщение. Анализ представляет собой расчленение объекта исследования на несколько элементов. Синтез представляет собой объединение элементов в одно целое.

Индукция является выведением общего из частных факторов, а дедукция движение от общего к частному. Абстракция выделяет существенные свойства предмета, допущение может быть «при прочих условия», обобщение представляет собой усреднение.

Экономическая теория также использует методы наблюдения, моделирования, эксперимента, графических изображений (схемы, графики, таблицы, диаграммы). Метод модели представляет собой исследование социально-экономических явлений в качестве теоретического образца или модели. Модели могут различаться по уровню обобщения, характеру действия и охвату.

Примеры решения задач

ПРИМЕР 1

Задание В соответствии с маржинализмом предметом экономического анализа являлось:

1. социально-психологические предпосылки поведения индивидов,


Лекция №1.

Тема: Предмет и метод экономической теории

Цель лекции: Рассмотреть методы экономической теории. Уяснить предмет экономической теории.

План лекции:

1. Возникновение и основные этапы развития экономической науки

2. Предмет экономической теории

3. Метод экономической теории

Ключевые слова : экономическая теория, экономика, анализ, синтез, позитивная экономическая теория, нормативная экономическая теория

1. Возникновение и основные этапы развития экономической науки

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Дальнего Востока - колыбели мировой цивилизации. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430-335 г.г. до н.э.), Платона (428-348 г.г. до н.э.)

Натурально-хозяйственная концепция была характерна и для экономических взглядов Платона. В своем проекте о государственном устройстве он отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. По мнению Платона, частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т.е. представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы. Философы, управляющие обществом, и стражи не должны иметь никакой собственности. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к "соразмерности и единообразию" несоразмерных и разнообразных товаров.

Экономическая мысль эпохи феодализма охватывает широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений. При этом, как правило, поддерживая развитие товарно-денежных отношений, кроме ростовщических, идеологи того времени стремились сохранить феодальный строй.

Политическая экономия как самостоятельная наука возникла значительно позже - в период зарождения капиталистического строя, формирования национального рынка. Она выражала интересы буржуазии как восходящего в ту пору класса. Тогда же и появился и сам термин "политическая экономия", родившийся в результате сочетания трех древнегреческих слов: "политейя" - общественное устройство, "ойкос" - дом, хозяйство и "номос" - закон.

2. Предмет экономической теории

Уяснить предмет науки - значит установить, что она постигает. Люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требуют, чтобы им было дано краткое, желательно в одном предложении и сразу понятное определение этого предмета. Между тем, втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему о всех вопросах, охватываемых этим предметом, дело весьма нелегкое.

Греческое слово "экономика" в буквальном переводе означает "искусство ведения хозяйства". Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя "новой" науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и пределах крупного региона, страны, всего мира.

Существует несколько определений предмета экономической теории, или как ее называли до недавнего времени, политической экономии:

Эта наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми; - эта наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств;

Эта общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;

Эта наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства;

Эта наука о богатстве;

Эта наука о законах, управляющих производством и обменом материальных благ на различных этапах развития общества (Энгельс);

А. Маршалл сводит предмет науки к исследованию богатства, стимулов к действию человека и мотивов противодействия;

Эта наука, которая занимается общественными отношениями людей по производству, общественным строем производства и т.д.

Мир экономики очень сложен. В нем взаимодействуют миллионы людей,

3. Метод экономической теории

Первая задача современной экономической науки состоит в том, чтобы описать, проанализировать и объяснить динамику экономических процессов, происходящих в производстве, при распределении произведенного продукта и его потреблении. Выводы экономической науки необходимы для установления экономического поведения общества. Сложность поведения людей и изменений в социальной жизни не позволяет надеяться на достижение той степени точности, какая присуща исследованиям в области естественных наук. В ходе экономического анализа не представляется возможным проводить контролируемые эксперименты. В выводах приходится многое упрощать, абстрагироваться от бесконечной массы деталей. То, что считается благоразумным для отдельного человека или фирмы, может быть подчас безрассудным для нации или государства. "Путь познания, подчеркивает В. И. Ленин, - идет от живого созерцания действительности к абстрактному мышлению и от него к практике".

Всякая наука вырабатывает и применяет свой инструментарий, конкретные способы и приемы познания действительности. Экономисту, как и астронавту приходится довольствоваться главным образом "наблюдением". Но для получения достоверных выводов сначала надо научиться объективно оценивать то, что является предметом наблюдения. Явления и процессы должны изучаться в их всеобщей связи и взаимозависимости, в состоянии непрерывного развития и изменения. Здесь нельзя обойтись без статистики, без построения динамических рядов, таблиц, без применения системного подхода к анализу явлений. С переходом к рыночной экономике предварительно надо было обосновать и выдвинуть целый ряд гипотез, показывающих, как будут развиваться хозяйственные связи, изменяться цены, в каком направлении будет происходить социальная дифференциация населения, какие изменения произойдут в структуре производства, валовом продукте, его качестве. Не лишним было бы рассмотреть различные гипотезы развития межнациональных отношений и нравственности. метод познания - это не продукт субъективного взгляда, а правильное отражение в сознании людей объективного процесса развития данной реальности.

Лекция №2

Тема: Общественное производство и его структура.

Цель лекции: Раскрыть сущность, структуру, результаты общественного производства. Рассмотреть состав и стадии движения общественного продукта.

План лекции:

1. Общественное производство и его роль в жизни общества

3. Общественный продукт, его состав и стадии движения

Ключевые слова: общественное производство, ресурс, фактор, общественный продукт.

1. Общественное производство и его роль в жизни общества

Первоначальную основу жизни составляет общественное производство.

Производство не единственный фактор, определяющий богатство стран и народов. На экономическое развитие оказывают влияние природные ресурсы, климат, естественное плодородие земли, накопленные людьми знания и опыт, чис-ленность народонаселения и другие факторы. Однако определенный результат общество может получить лишь в том случае, если использует эффект, заложенный в этих факторах, в процессе производства.

Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей. В нем взаимодействуют три компонента: рабочая сила человека, предметы труда и средства труда.

Под рабочей силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм и которые реализуются в ходе трудового процесса. По мере развития общественного производства изменяются характер и содержание рабочей силы. На ранних этапах развития общества главную роль играли физические способности человека к труду. По мере развития производства, особенно в условиях современной научно-технической революции, все более высокие требования предъявляются к умственным способностям человека, к его интеллектуальному уровню, научно-техническому образованию, квалификации и другим качествам.

Рабочая сила выступает личным фактором производства, а человек - как ее носитель, трудящийся - как главная производительная сила.

Предмет труда - это все то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта. Если на заре цивилизации предметом труда исключительно было вещество природы, то по мере развития производства, науки и техники среди предметов труда все большее место занимают продукты производства, которые называются сырьем.

Средства труда - это вещи или комплексы вещей, с помощью которых человек обрабатывает предметы труда, воздействует на них. К ним относятся разнообразные орудия труда, механизмы, средства связи, пути сообщения, земля и др. По мере развития производства средств труда развиваются, совершенствуются, усложняются.

Предметы труда и средства труда в совокупности выступают как вещественный фактор производства, как средства производства.

2. Общественный продукт, его состав и стадии движения

Производственные возможности общества всегда были ограничены. С увеличением населения возникала необходимость вовлечения в хозяйственный оборот новых земель, самых разных природных ресурсов. До начала ХХ столетия темпы прироста используемых ресурсов оставались относительно небольшими. Объяснялось это, с одной стороны, определенной стабильностью в потребностях населения, а с другой стороны, - ограниченностью роста численности самого населения. Две тысячи лет назад на Земле проживало 230-250 млн.чел., в 1800 г. - не многим более 900 млн., в 1900 - 1,5 млрд., 1960 - около 3 млрд., 1995 - 5,5 млрд.человек. Темпы прироста населения резко возросли в текущем столетии, хотя еще в самом конце XVIII в. молодой английский священник Томас Роберт Мальтус вывел закон убывающей доходности. Согласно этому закону, продовольствие будет увеличиваться в соотношении один, два, три, а численность населения - один, два, четыре и т.д.

В связи с происходящим демографическим взрывом за последние сорок-пятьдесят лет в хозяйственный оборот было вовлечено столько природных ресурсов, сколько их было использовано за всю историю развития цивилизации до этого времени. Обоснование выбора использования ограниченных ресурсов стало одной из центральных проблем хозяйствования.

Результатом хозяйствования в любой экономической системе является произведенный продукт. Он представляет собой сумму всех созданных в течение года благ и имеет двойную ценность. Прежде всего это разнообразные предметы и услуги, произведенные для удовлетворения производственных и личных потребностей людей.

Вторая ценность общественного продукта состоит в том, что он имеет стоимость, воплощает в себе определенное количество затраченного труда и показывает ценой каких усилий произведен этот продукт.

В советской статистике этот продукт получил название совокупного или валового продукта. Он включает в себя материальные блага и услуги, созданные в материальном производстве, и нематериальные блага и услуги, созданные в нематериальном производстве (духовные, нравственные ценности, образование, здравоохранение и т.д.). По своей стоимостной структуре совокупный продукт состоит из стоимости израсходованных средств производства, необходимого продукта, состоящего из благ и услуг личного потребления, и прибавочного продукта, предназначенного на расширение потребления и производства. К. Маркс показал это формулой:

C + Y + m = K (1)

где: С - стоимость израсходованных средств производства;

Y - заработная плата;

m - прибавочная стоимость.

Важной формой общественного продукта является конечный продукт. Он образуется путем вычитания из валового продукта всего оборота предметов труда, т.е. путем устранения их повторного счета.

Чистый национальный продукт (НП) по американской статистике составляет рыночную стоимость всех конечных благ, произведенных в стране в течение года. В нем нет повторного счета (например, из стоимости хлеба исключается стоимость теста, из стоимости машины - стоимость металла и т.д.). НП можно измерить тремя способами:

1. Как сумму добавленных ценностей, присоединенных в ходе производства конечных благ каждым производителем в течение года.

2. Как сумму доходов, полученных в форме заработной платы, процента, ренты и прибыли теми, кто в течение года использовал свои ресурсы для производства.

3. Как сумму расходов на конечные блага, приобретаемые потребителями, фирмами и правительством, т.е. сумму конечных продаж.

По размеру этого продукта нельзя судить о благосостоянии нации. В нем много условностей, и сопоставление НП разных стран скорее характеризует уровень развиваемости наций, чем уровень жизни населения. При сравнении и сопоставлении НП необходимо применять неизменные цены.

Это наука об использовании...

Слово метод происходит от греческого слова «methodos», т.е. «путь к какой-то цели», означающий способы познания, совокупность приемов и инструментов для изучения природных и общественных явлений. Любая наука имеет свой метод, неразрывно связанный с ее предметом. Ведь метод способствует более глубокому и точному постижению предмета науки. Он самостоятельно рождается и развивается, совершенствуясь в процессе получения все новых знаний. В некоторой степени, можно сказать, что предмет сам строит метод и, напротив, метод, который используется при исследовании, все более четче определяет содержание и границы самого предмета.

Научное познание метода экономической теории относят к далеким временам античности, когда древнегреческий ученый Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в своих трудах сформулировал главные принципы познания как экономической так и общественной жизни при помощи науки о формах и законах мышления - логики . Сформулированные Аристотелем такие приемы познания как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и некоторые другие используются и сегодня при анализе экономических процессов и явлений. Конечно же, по мере развития и большего усложнения предмета экономической теории параллельно совершенствовались и методы его познания, его приемы, способы проверки правильности получаемых знаний в ходе научного анализа. Следует отметить, что существует метод экономической науки в широком смысле, означающий совокупность приемов исследования и инструментов, а также метод как синоним приема научного анализа, формы показа полученных результатов (графический метод), способа обработки данных (например, математический метод). В данной статье слово метод необходимо понимать в его узком смысле.

В экономической теории выработано достаточно большое число приемов поиска новых знаний, которые отражают специфику ее предмета. Действительно, экономическая сфера человеческой деятельности не может анализироваться при помощи, например, химических реакций или физических опытов, как это принято в естественных науках. Экономическая теория является гуманитарной, общественной наукой, что отражается на сужении возможностей экспериментирования в процессе изучения экономической жизни общества.

Экономическая наука пользуется разными приемами познания сферы экономической деятельности, главные из которых - это анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия .

Анализ - метод познания, предполагающий разделение одного целого на отдельные составные части и изучение каждого по отдельности. В качестве примера можно привести исследование законов формирования спроса на рынке путем изучения определяющих его факторов - цен, доходов, предпочтений потребителей и пр.

Синтез - метод познания, который основан на соединении отдельных частей процессов в одно целое. Например, рыночный спрос и его динамика могут быть восприняты лишь при его изучении как единого целого в купе с его компонентами – цены, доходы потребителей и т.д. Анализ и синтез являются двумя взаимосвязанными сторонами процесса познания.

Индукция - это метод познания, который базируется на умозаключениях от частного к общему. Так, полезность для отдельного потребителя каждого последующего вида покупаемого им того же блага уменьшается. Поэтому можно сделать вывод о том, что все потребители этого товара будут готовы приобретать данный товар только в случае снижения его цены.

Дедукция - метод познания, который предполагает умозаключения от общего к частному. Пример, общее заключение: у всех военных отличная заметная осанка. Поэтому, увидев человека на улице с такой осанкой, несмотря на то, что он одет в гражданскую одежду, можно сделать вывод, что он имеет отношение к военным. Кстати, именно так знаменитый сыщик Шерлок Холмс угадал бывшую профессию военного врача доктора Ватсона.

Аналогия - метод познания, который предполагает перенос свойств с известного явления на неизвестные. Тут же могут применяться достижения в различных областях знаний. Например, часто проводится сравнение денежного обращения с системой кровообращения в человеческом организме, а рыночное равновесие условно аналогично равновесию в физическом его понимании.

Вся экономическая деятельность людей многообразна и сложна, изобилуя противоречиями и неясностями. Существует много разных отраслей производства , между которыми на определенных принципах осуществляется распределение ресурсов, находящихся в ограниченном количестве. Каждая отрасль экономики состоит из десятков или даже сотен, тысяч мелких и крупных производителей, которые так или иначе связаны между собой организационно, технологически либо финансово. Каждый производитель, входящий в отрасль, преследует свои собственные интересы, конкурируя при этом с другими производителями. Все потребители заинтересованы в покупке только качественных товаров по низким ценам, а производители наоборот. Постоянно меняются вкусы, пристрастия, предпочтения, мода диктует свои тенденции. Правительство своей деятельностью меняет уровень доходов населения страны и условия ведения предпринимательской деятельности. Плохая погода может повлиять на объем производства в сельском хозяйстве, поменять при этом структуры потребительских расходов и оказать влияние на спрос отдельных видов продукции. Неравномерный экономический рост влияет на уровень занятости, что, в свою очередь, обязательно влияет на колебания спроса, новые технологии меняют структуру производства, оказывает влияние на занятость и спрос на ресурсы и конечные товары. Список компонентов хозяйственной жизни можно продолжать и дальше. Все эти обстоятельства и элементы экономической жизни, названные и неназванные выше, тесно взаимосвязаны и испытывают влияние друг друга.

Экономическая наука, желая понять всю сущность явлений экономической жизни и определить причинно-следственные связи между ними, использует метод научной абстракции для того, чтобы не запутаться во всем множестве упомянутых и неупомянутых фактов, не утонуть в их противоречивости и многообразии. Этот метод заключается в том, чтобы выделить главное в объекте исследования, но при этом абстрагироваться от необязательного, временного, случайного, непостоянного. Уровень абстрагирования зависит от задач, поставленных исследователями. Чем более общий характер носят изучаемые закономерности, тем большим может быть уровень абстрагирования. Несомненно, что абстракция всегда более беднее самой реальности, но все же без нее было бы трудно сформулировать определенные научные категории, которыми оперирует экономическая наука. Данные категории выражают общую сущность некоторых сторон изучаемых объектов. Например, такая категория как «величина спроса», имеющая широкое применение и отражающая существующую зависимость между тем количеством товара, которое потребители готовы приобрести, и ценой единицы данного товара, предполагает абстрагирование от самых разных параметров, которые характеризуют поведение потребителей на рынке, - изменение доходов, вкусов, предпочтений, традиций, личных особенностей и т.п.

Также при помощи метода научной абстракции осуществляется построение экономических моделей , представляющих собой упрощенные представления о существующих связях между различными экономическими переменными . Все они (переменные) представляют собой различные денежные либо натуральные величины, которые имеют количественную оценку (заработная плата , объем производства, издержки , уровень инфляции, цены, валютный курс и т.д.). Определенные переменные, содержащиеся в модели, могут быть представлены в качестве заданных и называются параметрами . Эти параметры могут быть определены как внутренними (эндогенными ), так и внешними (экзогенными ) причинами. Например, количество издержек, необходимые на производство продукции какой-либо фирмы, может зависеть от размера установленного государством налога на прибыль, т.е. задается экзогенной, а также от применяемой в производстве технологии, выступающая как эндогенный фактор.

Все экономические модели разрабатываются для выявления каких-либо принципов, которые лежат в основе экономической деятельности и прогнозирования возможных последствий изменения определенных ее элементов. Получаемые в итоге научные заключения и выводы, которые формулируются на основе изучения моделей, называются гипотезами - пробными утверждениями об отсутствии либо наличии определенных причинно-следственных связей между теми или иными явлениями и процессами экономической деятельности. Например, существующая гипотеза эффективного рынка, которая утверждает, что установленные на фондовой бирже цены акций отражают и учитывают всю публично доступную информацию. Ложность и истинность представленной гипотезы проверяется с помощью сравнения ее с реальными фактами. Способ, при которой гипотеза проверяется на истинность, называется верификацией . Способ, при которой гипотеза проверяется на ложность, называется фальсификацией . Совокупность всех верифицированных гипотез составляет теорию - сумму объединенных одним общим принципом научных положений, которые служат объяснением некоторых фактов экономической жизни.

В процессе анализа явлений экономической деятельности может сложиться такое положение, когда довольно правильное объяснение фактам дают в итоге несколько разных по сложности теорий. В подобном случае предпочтение в основном отдается максимально простой теории по принципу «бритвы Оккама », названного в честь английского философа XIV века Уильяма Оккама, предложившего «сбривать» те подробности, которые усложняют теорию и не являются необходимыми для объяснения исследуемых фактов, а также связей между ними.

При разработке экономических моделей и формулирования теорий экономическая наука познает существующие экономические законы , - устойчивые причинно-следственные связи между различными явлениями экономической жизни. Например, закон спроса показывает обратную зависимость между ценой большинства товаров (есть исключения) и количеством покупательского спроса на них. Экономическим законам присущ объективный характер, т.е. они действуют и существуют независимо от сознания, желания или воли отдельных людей, групп людей, а также государства. Данные законы могут быть исследованы экономической наукой, но никак не могут быть созданы ею. Обнаружение экономических законов одна из самых важных функций экономической науки и имеет большое практическое значение, потому что лишь благодаря анализу этих законов государство может строить эффективную экономическую политику.

В процессе построения экономических моделей, выявлении теорий, формулировании экономических законов экономика широко использует так называемый метод функционального анализа , который отражает принцип взаимной зависимости экономических явлений. Под функцией понимается переменная величина, которая зависит от других переменных величин. Тем самым, функция является зависимой переменной от аргумента - независимой переменной. Примером может служить функция спроса, которая определяет спрос в зависимости от влияющих на него факторов (аргументов) - уровня доходов потребителей, их ожиданий, вкусов, предпочтений, цен товаров-заменителей и т.д. Чаще всего в экономической теории функциональная зависимость определяется только между двумя переменными, остальные предполагаются неизменными. Это делается для упрощения самого процесса исследования, т.к. одновременный анализ сразу всех или большинства аргументов усложнил бы процесс анализа настолько, что стал бы практически невозможным. Например, суть вышесказанного можно рассмотреть на основе выявления на спрос уровня цены на определенный товар, где спрос - функция, а цена – аргумент. Остальные аргументы, кроме цены, считаются неизменными. В этом случае - спрос есть функция цены. Однако довольно часто функция и аргумент могут поменяться местами. И тогда, зависимой переменной может стать цена на товар – ведь при прочих равных условиях она зависит от количества спроса. В данном случае цена есть функция спроса.

Для более наглядного проявления функциональных зависимостей используются графические построения в рамках эконометрического моделирования процессов экономики. Эконометрика - наука об измерениях в экономике, результатами которой пользуется экономическая теория. Широкое применение графиков позволяет наглядно представить существующие функциональные связи, причем, как в статике, так и в динамике, которые определяются изменением разных показателей. Используемый экономистами, графический метод имеет интересную особенность - в нем независимая переменная (аргумент ) в основном откладывается на оси ординат, а зависимая (функция ) - на оси абсцисс, что обусловлено традициями, сложившимися в экономической науке.

В статье часто встречается выражение «при прочих равных условиях» (от лат. ceteris paribus ). Это один из важных принципов, довольно часто используемый в экономических исследованиях при выявлении функциональных связей, возникающих между экономическими явлениями. И вправду, для того, чтобы проследить воздействие цены товара на спрос, необходимо предположить, что остальные аргументы, которые так или иначе влияют на спрос, остаются неизменными. Иначе не удастся выявить одновременное влияние всех факторов на объем спроса и выделить в этой совокупности воздействие самой цены. На практике довольно трудно обеспечить «чистоту эксперимента», т.к. «прочие равные условия» постоянно меняются (мода, вкусы, предпочтения, ожидания). В итоге точность выводов, полученных в экономической науке, намного уступает таким естественным наукам как физика, химия и т.д., где можно обеспечить чистоту эксперимента и точность результатов лабораторным путем.

В процессе прослеживания причинно-следственных связей, возникающих между экономическими явлениями, часто можно наблюдать временной разрыв между причиной и следствием. Например, повышение цены определенного товара может почти моментально привести к снижению величины спроса, а ввод в обращение большой суммы денег , не обеспеченной товарной массой, вызовет инфляцию лишь через несколько месяцев. В обеих случаях причина предшествует следствию. Возникает вопрос: «Если какое-то событие наступает позже другого, значит ли это, что оно является его причиной?». Конечно же, нет. Так же, как и звонок будильника, вовсе не является причиной наступления утра, так и многие последовательные экономические явления могут не находиться в причинно-следственной связи. Например, если после подъема цен на пуховики выросли и объемы их продаж, то вывод о том, что причиной увеличения спроса явился рост цен, будет неправильным. Здесь причиной может быть совсем другое обстоятельство, например, мода, благодаря которой спрос на пуховики вырос. Именно, правильное выявление причинно-следственных связей в экономической жизни является довольно непростой задачей.

Очень много функциональных зависимостей в экономике исследуется посредством применения метода предельного анализа . В экономической науке, предельная величина - это дополнительная величина. Например, предельная полезность является дополнительной полезностью, которую получает потребитель в результате использования дополнительной единицы блага . Предельный доход - это дополнительный доход, который получает фирма в результате продажи дополнительной единицы своего товара. Предельные издержки - это дополнительные издержки фирмы, идущие на производство дополнительной единицы своей продукции и т.д. Один из важных принципов экономического анализа - сравнение предельных затрат и предельных выгод в процессе оценки состояния и дальнейших перспектив деятельности экономических агентов. Понятно, что эти самые агенты будут продолжать вести свою деятельность только тогда, когда предельные выгоды от нее будут больше, чем предельные затраты. Мотивация к продолжению экономической деятельности исчезает как только предельные затраты начинают превышать предельные выгоды.

Нужно отметить, что при помощи метода «предельные выгоды - предельные затраты», как считают сторонники «экономического империализма», можно анализировать не только экономическое поведение. Допустим, что у Вас есть большое желание бросить камень в чужой огород. Вы, как рационально мыслящий субъект, естественно сравните Ваши предельные выгоды, например, удовольствие от созерцания полета и приземления камня, и предельные затраты, скажем, необходимость в последующем объясняться с соседом либо подвергаться судебным разбирательствам. Здесь, Ваше мнение будет целиком зависеть от того, насколько правильно Вы сможете оценить соотношение этих двух предельных величин.

Тогда, когда решение одного субъекта оказывает влияние на решение другого, экономическая наука для изучения возникших взаимодействий между ними прибегает к теории игр , которая занимается общим анализом стратегического взаимодействия между экономическими агентами. Теория игр может применяться при объяснении возникающих взаимоотношений между фирмами на рынке, участников политических переговоров, игроков в азартные игры, а также особенностей поведения потребителей и производителей.

Что касается использования в исследованиях экономико-математического метода анализа , нужно отметить, что он довольно продуктивен, но лишь до тех пор, пока является удобной формой для восприятия экономического содержания. Иногда происходит отделение формы от содержания и применяемые экономико-математические модели начинают придерживаться собственной логики развития, что влечет за собой появление ошибочных выводов.

У экономической науки есть огромный потенциал прогнозирования. Политические решения, основанные на различных выводах позитивной и нормативной экономической теории, в некоторых случаях могут быть наиболее полезными и эффективными из всех имеющихся вариантов. Но, не следует постоянно слепо прибегать к данному методу, т.к. в любой момент могут возникнуть непредвиденные последствия, когда применяемые решения влекут за собой незапланированные, а иногда и прямо противоположные результаты. Одна из фраз бывшего председателя правительства РФ В.С. Черномырдина стала крылатой: «Мы хотели как лучше, а получилось как всегда... » Не стоит забывать об этом.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!