Все для предпринимателя. Информационный портал

Какими органами проводится государственный финансовый контроль. Финансовый контроль

Органы финансового контроля в РФ — это государственные структуры, ответственные за соблюдение требований законодательства в определенных сферах финансовой деятельности. Рассмотрим специфику главных российских органов финансового контроля подробнее.

Органы финансового контроля в РФ

В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 некоторые органы власти в РФ получили официальные полномочия по осуществлению государственного финансового контроля. В числе таковых:

  • Счетная палата РФ;
  • Центральный банк РФ;
  • Министерство финансов;
  • Министерство РФ по налогам и сборам (по итогам административной реформы 2004 года преобразовано в ФНС России, подотчетную Минфину);
  • Государственный таможенный комитет (после 2004 года преобразован в ФТС, которая стала подотчетна правительству).

Ранее к таким органам относилась и Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, однако в 2000 году она была упразднена, а ее функции перешли к Минфину и Минэкономразвития.

В п. 2 указа № 1095 также есть положение, согласно которому государственный финансовый контроль могут осуществлять иные органы, компетентные в вопросах мониторинга поступления и расходования средств в рамках бюджетной системы России.

Таким образом, законодательно установленный перечень структур, осуществляющих финансовый контроль в РФ, не является закрытым.

Органы власти в РФ формируются также на уровне местного самоуправления. В соответствии с положениями ст. 12 Конституции России муниципальная власть отделена от государственной. Так что муниципалитеты могут в пределах своих полномочий формировать собственные органы финансового контроля. Таковыми могут быть, к примеру, городская счетная палата или рабочая группа при совете депутатов.

Определенными полномочиями в сфере финансового контроля могут быть наделены Генеральная прокуратура, МВД, ФСБ — в пределах решения задач, отражающих вовлеченность данных органов в обеспечение законности бюджетных отношений. Финансовый контроль в общем случае не рассматривается как основной профиль деятельности правоохранительных структур, поэтому данное направление деятельности силовиков чаще всего связано с межведомственными коммуникациями.

Как органы финансового контроля взаимодействуют между собой

Итак, органы финансового контроля в РФ могут взаимодействовать между собой.

Выше мы отметили, что деятельность силовых структур в меньшей степени коррелирует с финансовым контролем, чем деятельность ведомств, компетенция которых определена в указе № 1095. И потому МВД и ФСБ, как правило, в рамках выполнения контролирующих функций взаимодействуют с соответствующими профильными органами.

Так, согласно п. 7 разд. II приказа Минфина России, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717 контрольно-ревизионные органы могут по требованию прокурора либо при издании правоохранительными структурами мотивированного постановления инициировать проверку организации любой формы собственности.

В соответствии с п. 3 приказа Генпрокуратуры РФ и Росфиннадзора от 15.04.2014 № 162/117 органы Росфиннадзора по факту получения мотивированного требования прокуратуры могут проводить проверки организаций, которые являются участниками бюджетных отношений, распоряжаются средствами внебюджетных фондов либо материальными ценностями, находящимися в собственности государства. Проверки, проводимые в рамках взаимодействия Росфиннадзора и Генпрокуратуры, могут также касаться деятельности лиц, осуществляющих валютные операции.

Вполне возможны подобные коммуникации и между ведомствами, не относящимися к силовым структурам. Так, в соответствии с п. 2.1 ст. 2 соглашения ЦБ РФ от 29.06.2010 № 01-15/3182 и ФНС России № ММВ-27-2/5 Центробанк и налоговики могут обмениваться широким спектром сведений, касающихся лиц, взаимодействующих с 1 ведомством и одновременно интересных другому. Например, ЦБ может сообщать ФНС о банках, в отношении которых приняты меры по ограничению осуществления расчетов по транзакциям юридических лиц. В свою очередь, налоговики могут информировать Центробанк о фактах некорректного перевода денежных средств налогоплательщиков в бюджет по вине кредитных организаций.

Другой орган финансового контроля, подотчетный Минфину, — Росфиннадзор. Главный объект проверок данной структуры — финансово-бюджетные процессы, а также валютные операции. Ведомство контролирует, насколько корректно используются средства бюджета РФ, субсидии, субвенции, кредиты, выявляет нарушения в сфере финансово-бюджетного законодательства, пресекает их.

В свою очередь, Росфинмониторинг подчиняется не Минфину, а Президенту РФ. Данный орган финансового контроля осуществляет мониторинг операций, связанных с различными сделками физических и юрлиц с целью выявления каналов финансирования терроризма и иной незаконной деятельности. Также в компетенции Росфинмониторинга — привлечение к ответственности лиц, которые осуществляют запрещенные законом действия в части оборота денежных средств.

Федеральное казначейство, подотчетное Минфину, в части финансового контроля решает задачи, связанные с обеспечением исполнения госбюджета, государственных программ, эффективным расходованием средств, принадлежащих государству. В полномочиях ведомства — применение мер по устранению нарушений законов, регламентирующих пользование бюджетными средствами, а также принятие превентивных мер в отношении лиц, способных нарушать законодательство в области управления бюджетными средствами.

Органы, осуществляющие финансовый контроль в муниципалитетах и регионах

Органы финансового контроля могут формироваться также на уровне субъектов РФ и муниципалитетов. Несмотря на то что государственная и местная власть в РФ в соответствии с Конституцией независимы друг от друга, соответствующие учреждения решают общие задачи, направленные на обеспечение законности распоряжения бюджетными средствами на уровне региона либо муниципального образования.

Основные методы и правовые механизмы, реализуемые на уровне субъектов РФ, в целом схожи с тему, которые применяются федеральными органами финансового контроля. В свою очередь, муниципальные структуры — в силу локальных особенностей бюджетного процесса — могут использовать частные подходы к организации работы. В некоторых случаях полномочия по осуществлению финансового контроля бюджетных отношений на уровне местной власти одновременно осуществляют несколько локальных учреждений, и это закрепляется муниципальными нормативно-правовыми актами.

Часто к процессам на уровне муниципальных бюджетных коммуникаций, касающимся финансового контроля, подключаются субъекты, не имеющие прямого отношения к структурам власти: независимые аудиторы, общественные группы, НКО.

Банк России как контрольный финансовый орган

ЦБ РФ осуществляет финансовый контроль в сфере денежно-кредитных отношений, расчетов, оборота российского рубля и иностранных валют. Главные функции Банка России:

  • защита рубля от валютных колебаний, обеспечение его достаточной покупательной способности;
  • повышение эффективности работы российских банков;
  • обеспечение эффективной работы платежных систем, функционирующих в РФ;
  • выдача кредитов частным кредитно-финансовым организациям;
  • регистрация новых банков, выдача и аннулирование банковских лицензий;
  • внедрение регламентов осуществления банковских операций.

Ключевые задачи, решаемые ЦБ РФ в рамках финансового контроля и сопутствующих ему видов деятельности:

  • разработка эффективных алгоритмов денежно-кредитной политики;
  • обеспечение достаточной эмиссии наличных денежных средств, организация их корректного обращения;
  • выработка сбалансированной политики в части определения величины ключевой ставки;
  • разработка норм, направленных на повышение эффективности расчетов в рамках различных платежных систем;
  • моделирование экономических процессов, являющихся фактором государственной денежно-кредитной политики.

Осуществляя финансовый контроль, Банк России стимулирует выполнение участниками денежно-кредитных отношений предписаний, содержащихся в положениях федеральных законов, а также НПА, издаваемых конкретными ведомствами и самим ЦБ РФ.

Эффективный финансовый контроль ЦБ — один из ключевых факторов успешного выполнения отмеченных функций ведомства, так как многие из решений, принятых главным банком государства, требуют корректной реализации уже на уровне частных кредитно-финансовых учреждений. Задача ЦБ — проследить, насколько деятельность банков соответствует данному критерию.

О результатах такой деятельности ЦБ читайте в нашей рубрике «Банк» .

Полномочия ЦБ РФ в области некредитных финансовых отношений

Полезно будет также рассмотреть и такой важный аспект, как осуществление ЦБ РФ финансового контроля в сегментах бизнеса, не связанных с кредитными отношениями. До 2013 года эти контрольные функции выполняло другое ведомство — Федеральная служба по финансовым рынкам. Однако данная структура была упразднена, и полномочия в соответствующей области получил ЦБ.

Некредитные финансовые отношения осуществляются в таких сферах, как:

  • страховой бизнес;
  • рынок ценных бумаг;
  • рынок паевых инвестиционных фондов;
  • рынок негосударственных пенсионных фондов;
  • товарные биржи;
  • рынок услуг кредитных бюро;
  • рынок жилищных кооперативов;
  • рынок электронных платежных систем;
  • рынок микрокредитования.

Деятельность организаций, относящихся к отмеченным сегментам, может потребовать проверок на предмет соответствия не только финансовому законодательству, но и нормам гражданского, налогового права. В этом смысле ЦБ РФ может разделять полномочия по осуществлению мониторинга перечисленных выше структур с другими компетентными органами финансового контроля, такими как ФНС России.

Итоги

За финансовый контроль в РФ отвечает ряд государственных структур - каждая в рамках определенной финансовой сферы и определенных полномочий. Ведущая роль среди них отведена контрольно-счетным и контрольно-ревизионным структурам, а также Центробанку. К числу контрольно-ревизионных структур в т. ч. относятся Минфин, ФНС и Федеральное казначейство. Большинство контролирующих структур федерального уровня имеют аналоги на уровне региона и муниципалитета.

Органы, осуществляющие финансовый контроль.

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. В Российской Федерации государственный финансовый контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Субъекты государственного финансового контроля:

– Счетная палата Российской Федерации;

– Центральный Банк Российской Федерации;

– Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление

– федерального Казначейства, департамент страхового надзора, Контрольно-ревизионное управление);

– Министерство РФ по налогам и сборам;

– Государственный таможенный комитет Российской Федерации;

– контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;

– иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов России. Счетная палата Российской Федерации - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.

К основным задачам Счетной палаты отнесены:

– организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

– определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

– оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета;

– финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных;

– правовых актов федеральных органов государственной власти;

– анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка предложений по их устранению;

– контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в Центральном банке, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях;

– регулярное представление палатам Федерального Собрания информации о ходе исполнения бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу.

В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящей государству ущерб и требующей пресечения,

Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций. Счетная палата должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации. Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В составе Министерства финансов РФ создано Контрольно-ревизионное управление (КРУ), осуществляющее в соответствии с законодательством ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет нижеследующие функции:

– проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета;

– контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

– проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов;

– организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Осуществляя государственный контроль, Министерство финансов Российской Федерации имеет право:

– ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов не целевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;

– взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствий с законодательством Российской Федерации.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации при осуществлении государственного финансового контроля за использованием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичными правам Министерства финансов РФ. Главными задачами Министерства РФ по налогам и сборам являются:

– выработка и проведение единой государственной налоговой политики;

– в сфере взимания налогов и сборов;

– координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов в Российской Федерации;

– государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции.

Министерство РФ по налогам и сборам выполняет следующие функции:

– проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

– производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

– организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;

– осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;

– анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции.

Государственные налоговые инспекции на территории субъектов Российской Федерации и городов с районным делением осуществляют функции, предусмотренные законодательством для Министерства РФ по налогам и сборам и Государственной налоговой инспекции по районам, городам без районного деления и районах в городах.

Государственная налоговая инспекция выполняет следующие функции:

– осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и во внебюджетные государственные фонды;

– обеспечивает своевременный и полный учет плательщиков налогов и других платежей в бюджет, правильность начисления платежей гражданами РФ,

– иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также поступление этих платежей в соответствующий бюджет;

– контролирует своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также

– проверяет достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, Дохода, иных объектов обложения и исчисления налога и других платежей в бюджет;

– передает правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;

– предъявляет в суд и в арбитражный суд иски;

– приостанавливает операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в кредитных организациях и др.

– требовать от должностных лиц устранения нарушений законодательства о

– налогах;

– налагать административный арест на имущество юридических и физических

– лиц с последующей реализацией этого имущества в случае невыполнения

– обязательств по уплате налогов и др.

Государственный финансовый контроль ведется также банками и другими

учреждениями кредитной системы. Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Банки осуществляют предварительный и текущий контроль в ходе проведения денежных операций через проверку представленных документов, устанавливая право хозяйствующего субъекта на получение ссуды, проведение платежей ссудных счетов. Объектом банковского контроля выступает оборачиваемость платежных средств. Банки проверяют своевременность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в установленные сроки.

Центральный банк РФ осуществляет надзор за деятельностью кредитных учреждений, организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки. Банк России вправе назначить и осуществить проверку операций банков. Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами самого хозяйствующего субъекта. Внутрихозяйственный контроль во многом зависит от главного (старшего) бухгалтера. При осуществлении своих функций главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия (учреждения), чьим приказом он назначается и освобождается от должности. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Главный (старший) бухгалтер осуществляет предварительный контроль за правильностью и законностью расходования средств.

Аудиторская деятельность - аудит - представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная - по решению хозяйствующего субъекта. Обязательная аудиторская проверка может также проводиться по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Результатом аудиторской деятельности является заключение (ревизионный сертификат), имеющее силу официального документа. Заключение аудитора по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством. Выборные и другие органы местного самоуправления осуществляют местный финансовый контроль при утверждении местного бюджета, его исполнении и при утверждении отчета о его исполнении; устанавливают местные налоги и сборы на основе принципов, определенных законодательством России. Главы местной администрации, являющиеся высшими должностными лицами местного самоуправления, осуществляют местный финансовый контроль при исполнении местного бюджета, управлении объектами муниципальной собственности, реализации государственных программ приватизации муниципальных предприятий, объектов социально-культурного и бытового назначения, торговых и иных объектов (имущества), являющихся муниципальной собственностью, и при решении иных вопросов местного значения. Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль осуществляется в министерствах, комитетах и других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации.

13.Общегосударственный финансовый контроль.

§ Общегосударственный финансовый контроль

§ Основным функциональным назначением финансового контроля, осуществляемого в инте-ресах общества, является контроль за исполнением бюджета, поскольку последний представляет собой форму образования и расходования общественных средств для обеспечения деятельности ор-ганов власти по проведению в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защите финансовых интересов Российской Федерации

§ Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов разных форм собственно-сти. Так, федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации представляют собой государственную собственность (соответственно собственность Российской Федерации и каждого субъекта), местные бюджеты - муниципальную собственность

§ В связи с разделением бюджетов по формам собственности финансовый контроль за их ис-полнением подразделяется на государственный финансовый контроль, осуществляемый как в мас-штабе Российской Федерации, так и в каждом субъекте Российской Федерации, и муниципальный финансовый контроль, проводимый на уровне местного самоуправления

§ Государственный (муниципальный) финансовый контроль может рассматриваться как одна из функций государственных органов) (органов местного самоуправления), представляющая собой систему сбора и оценки информации о финансовых потоках объекта контроля в целях установления полноты и своевременности формирования, обоснованности распределения и эффективности ис-пользования общественных финансовых ресурсов, а также государственного (муниципального) имущества, закрепленного за государственными (муниципальными) организациями и учреждения-ми

§ К общепринятым в мире функциям государственного и муниципального финансового кон-троля относятся: контроль за источниками поступления бюджетных средств; контроль за расходованием бюджетных ресурсов; контроль за использованием государственной и муниципальной собственности, проведением ее приватизации, национализации; контроль за использованием государственных и муниципальных внебюджетных фондов; контроль за обращением средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и иных кредитных учреждениях; контроль эффективности предоставления и законности использования льгот по налогообложе-нию и полученных дотаций; В 2000 г. Министерство финансов Российской Федерации утвердило Инструкцию о проведе-нии ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации, в которой уточнены понятие, цель и задачи ревизионных проверок, порядок проведения ревизий, их оформления и реализации результатов ревизий

§ Задачами государственного и муниципального финансового контроля в России являются: проверка правильное формирования и исполнения бюджета и внебюджетных фондов; проверка состояния, целевого и эффективного расходования финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления, законности и рациональности использования государст-венного и муниципального имущества; проверка правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности; контроль за соблюдением действующего законодательства в области налогообложения, валют-ной, таможенной и банковской деятельности; контроль за реализацией межбюджетных отношений; выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней; проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях; контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой под-держки регионам; пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых льгот, государственных дота-ций, субвенций, трансфертов и другой помощи отдельным категориям плательщиков или ре-гионов; выявление фактов расточительства и финансовых злоупотреблений, применение адекватных мер наказания к виновным лицам

§ Законодательные (представительные) государственные органы и органы местного само-управления осуществляют финансовый контроль в следующих формах: предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетным вопросам; текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на засе-даниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами; последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюдже-тов

§ Государственный и муниципальный финансовый контроль подразделяется на внутренний и внешний. Внешний финансовый контроль осуществляют специальные органы, созданные и дейст-вующие независимо от исполнительной власти. Внутренний финансовый контроль осуществляют органы исполнительной власти, создаваемые самой исполнительной властью. К нему можно отне-сти и ведомственный контроль, проводимый контрольно-ревизионными отделами министерств и ведомств в подведомственных организациях и учреждениях с целью проверки расходования бюд-жетных средств, выделенных по подведомственному признаку бюджетной классификации, а также использования различных видов финансовой помощи из бюджета. Представительные и исполни-тельные органы разных уровней власти осуществляют финансовый контроль за исполнением соот-ветствующих бюджетов согласно Конституции Российской Федерации, Бюджетному кодексу Рос-сийской Федерации, Федеральным законам «О Центральном банке Российской Федерации» от 2 де-кабря 1990 г. № 394-1, «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ, «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ, «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ, «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ, дру-гим федеральным законам, Указу Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспече-нию государственного финансового контроля в Российской Федерации», Постановлению Прави-тельства РФ от 6 августа 1998 г. № 888 «О территориальных контрольно-ревизионных органах Ми-нистерства финансов Российской Федерации», конституциям, уставам и законам субъектов Россий-ской Федерации, уставам муниципальных образований, другим правовым актам органов местного самоуправления. Вопросы государственного финансового контроля нашли также отражение в нало-говом и валютном законодательстве, в Таможенном кодексе Российской Федерации

§ Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий возлагается на Счегную палату Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Главное контрольное управле-ние Президента РФ, Министерство финансов Российской Федерации и его структурные подразде-ления (Главное управление федерального казначейства, Департамент государственного финансово-го контроля и аудита и их территориальные органы), Министерство по налогам и сборам Россий-ской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, финансовые органы федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств

§ Одним из основных органов государственного финансового контроля является Счетная па-лата Российской Федерации. Она должна организовывать и осуществлять контроль за своевремен-ным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению

§ Главное контрольное управление Президента Российской Федерации контролирует деятель-ность органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, органов ис-полнительной власти субъектов Российской Федерации, рассматривает жалобы и обращения граж-дан и юридических лиц

§ Министерство финансов Российской Федерации осуществляет внутренний контроль за ис-пользованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств; за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюд-жетов; организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц - получателей га-рантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций

§ Департаменту государственного финансового контроля и аудита, а также контрольно-ревизионным управлениям Минфина России в субъектах Российской Федерации поручен государ-ственный финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами, осуществляемыми глав-ными и нижестоящими распорядителями кредитов, а также получателями бюджетных средств, кре-дитными организациями. Указанные органы участвуют в осуществлении контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности, организуют и проводят реви-зии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъ-ектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Федеральное казначейство про-водит предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, кредитными организациями, другими участниками бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюдже-там государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе указанного контроля и координирует их работу

§ Министерство по налогам и сборам Российской Федерации контролирует полноту и свое-временность поступления платежей в соответствующий бюджет. Основным направлением его дея-тельности является предупреждение, выявление, пресечение и расследование налоговых преступле-ний или административных правонарушений. Активное содействие этому оказывают Налоговая по-лиция и Казначейство

§ Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый кон-троль за использованием бюджетных средств их получателями. Контролю подлежит соблюдение целевого назначения и своевременный возврат бюджетных средств, а также представление отчетно-сти и внесение платы за пользование названными средствами. Указанные контрольные органы про-водят проверки подведомственных государственных и муниципальных организаций, бюджетных учреждений

§ Основная задача, стоящая перед налоговыми органами, - убедиться в функционировании системы регистрации и обработки информации и оценить ее адекватность как основы для составле-ния расчетов и деклараций по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды

§ До 1 января 2002 г. для целей налогообложения использовались данные бухгалтерского уче-та. Поэтому в рамках проводимых проверок налоговые органы в первую очередь оценивали степень достоверности, полноты и точности этих данных

§ С 1 января 2002 г. согласно положениям главы 25 НК РФ введена самостоятельная система учета данных в целях налогообложения - налоговый учет. Как указано в ст. 313 НК РФ, налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмот-ренным Налоговым кодексом Российской Федерации. Введение налогового учета не означает, что данные бухгалтерского учета не будут предметом проверок, проводимых налоговыми органами. Во-первых, все налоги (за исключением налога на прибыль) по-прежнему исчисляются на основе дан-ных бухгалтерского учета. Во-вторых, в том случае, если порядок бухгалтерского и порядок нало-гового учета для целей расчета налоговый базы по налогу на прибыль совпадают, налогоплатель-щики вправе использовать данные бухгалтерского учета в целях налогообложения

§ Осуществление финансового контроля за полнотой и своевременностью исполнения ком-мерческими структурами своих обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами является крайне важным направлением деятельности контрольных органов, поскольку налоговые источники формирования бюджета составляют значительную часть его доходов (примерно четыре пятых). Их величина напрямую связана с доходностью, устойчивостью и платежеспособностью субъектов хо-зяйствования. Поэтому особое внимание должно уделяться вопросам эффективности производст-венной и финансовой деятельности объектов контроля. Глубокое изучение и знание ее состояния позволит формировать материал для системы прогнозных оценок и предложений относительно со-вершенствования нормативной базы по вопросам учета и налогообложения, элементов экономиче-ской политики и возможного предотвращения финансовых нарушений в сфере экономики

§ Для решения поставленных задач и осуществления своих функций органы государственного и муниципального финансового контроля используют такие методы, как проверка, ревизия, обсле-дование, анализ

§ Понятия проверки и ревизии приведены в Инструкции «О порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации», утвержденной приказом Минфина России от 14 апреля 2000 г. № 42н

§ Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документаль-ной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хо-зяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бух-галтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативны-ми актами установлена ответственность за их осуществление

§ Обследование - это ознакомление контролирующих органов с состоянием определенного направления или вопросами финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля

§ В контрольной практике встречаются приемы документального и фактического контроля

§ Существуют две большие группы приемов документального контроля, которые можно обо-значить следующим образом: 1. Приемы формально-правовой проверки документов, которые включают: проверку соблюдения правил составления, полноты и подлинности оформления документов; сопоставление учетных и отчетных показателей с показателями бизнес-планов и установлен-ными нормативами; проверку соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций; проверку соответствия отраженных в документах операций законодательно установленным нормам; проверку арифметических расчетов - перерасчет, т.е. арифметический (счетный) контроль

§ В условиях компьютерной обработки учетно-аналитической информации приемы данной группы могут быть в значительной мере автоматизированы и контролироваться программно

§ 2. Приемы проверки реальности (достоверности) отраженных в документах обстоя-тельств и процессов (их соответствие совершаемым хозяйственным операциям также в ряде случаев может быть автоматизировано в условиях компьютерной обработки учетно-аналитической инфор-мации). В их состав входят: сопоставление данных документов, отражающих операции, с данными документов, которые явились основанием для этих операций; подтверждение (сверка расчетов); проверка записей в регистрах бухгалтерского учета и отчетности, правильности корреспон-денции счетов; прослеживание (сканирование); аналитические процедуры; специальные методы, в число которых входят встречная проверка, взаимная проверка, кон-трольное сличение, восстановление натурально-стоимостного учета, логическое исследова-ние хозяйственных операций; подготовка альтернативных балансов (как промежуточных - сырья, материалов, выхода продукции, так и заключительного бухгалтерского, хорошо известного в западной аудитор-ской практике как пробный баланс)

§ 3. Приемы фактической проверки, к которым относятся: инвентаризация; осмотр; наблюдение; контрольный запуск сырья в производство; лабораторный анализ качества товаров, сырья, готовой продукции; экспертная оценка; проверка объема выполненных работ; проверка соблюдения трудовой дисциплины и фактического использования рабочего време-ни; получение устных и письменных объяснений, справок и ответов на заранее разработанные анкеты; контрольная покупка; другие

Управление финансами в Российской Федерации осуществляется финансовым аппаратом, под которым понимается совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами.

Деятельность органов финансового контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленными нормами права, основными источниками которого являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, законодательные акты органов местного самоуправления, подзаконные нормативные правовые акты.

В ст. 265 и 266 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляют: законодательные (представительные) органы и представительные органы местного самоуправления; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

В соответствие с Конституцией РФ общее управление финансами в РФ осуществляют высшие законодательные органами власти страны. Важное место в управление занимают Президент РФ и Правительство РФ.

Президент РФ - глава государства. Президентский контроль осуществляется путем реализации прав Президента РФ по формированию нормативно - правовой базы, в том числе регламентирующей организацию контроля, и прав по формированию состава Правительства РФ.

В области управления финансами он осуществляет следующие функции:

1. вносит в Государственную Думу законопроекты по финансово - бюджетным вопросам; подписывает и обнародует федеральные законы;

2. обращается к Федеральному Собранию РФ с ежегодным бюджетным посланием о бюджетной политике государства на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу;

3. использует средства резервного фонда, предусмотренного в федеральном бюджете на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных Президентом РФ. и др.

Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, вопросы бюджетного федерализма и межбюджетных отношений. Правительство РФ в области управления финансами осуществляет следующие функции:

1. разрабатывает и предоставляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; предоставляет Гос. Думе отчет об исполнении государственного бюджета;

2. обеспечивает проведение в РФ единой кредитной, денежной и финансовой политики;

3. организует, регулирует, контролирует и координирует деятельность по оперативному государственному управлению финансами в РФ.

Оперативное управление финансами в Российской Федерации осуществляют финансовые органы РФ - звенья единой системы государственного управления финансами России.

Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ.

Счетная палата РФ -- это не зависимый от Правительства РФ постоянно действующий орган финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ. Его деятельность регулируется Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" от 11 января 1995 г.

В соответствии с п. 5 ст. 101 Конституции РФ "для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату".

Объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность.

К основным задачам Счетной палаты РФ относятся:

1. Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

2. Финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативно-правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета;

3. Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

4. Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

5. Регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий и др.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, которые являются основной формой ее контроля.

Министерство финансов РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 "О Министерстве финансов РФ" осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также осуществляет контроль за исполнением Федеральной таможенной службой правовых актов, касающихся вопросов исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Таким образом, в настоящее время Министерству финансов РФ подчиняются пять федеральных служб (См. рис. 3).

Рис. 3

Основными задачами являются выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей.

Среди основных функций Минфина России в соответствии с указанными задачами можно назвать:

1. Разработку проектов законов по вопросам развития бюджетной системы, основ бюджетного процесса, разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления;

2. Разработку проектов законов в области налогообложения, а также форм документов, учета и отчетности, связанных с их реализацией;

3. Разработку проекта закона о федеральном бюджете и организацию его исполнения, составление отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

4. Координацию бюджетной и денежно-кредитной политики;

5. Управление государственным долгом Российской Федерации и эмиссию государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и др.

Для усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств создана единая централизованная система органов Федерального казначейства, подчиняющаяся Министерству финансов РФ.

Федеральное казначейство в соответствии со ст. 267 Бюджетного кодекса РФ осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Органы Казначейства осуществляют следующие главные задачи:

1. Организация и осуществление контроля за исполнением бюджета РФ, управление доходами и расходами бюджета на счетах Казначейства;

2. Регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;

3. Сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету РФ, о государственных внебюджетных фондах, о состоянии бюджетной системы РФ;

4. Управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ и др.

Министерство РФ по налогам и сборам, являясь правопреемником Государственной налоговой службы РФ.

Служба осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей, несет ответственность за выработку и проведение налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.

Федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

На федеральные органы налоговой полиции возложены следующие задачи:

1. Выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;

2. Защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;

3. Предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

Таможенное дело в Российской Федерации в соответствии со ст. 8 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) осуществляют непосредственно таможенные органы Российской Федерации, являющиеся правоохранительными органами.

Основными задачами являются:

1. Обеспечение экономической безопасности и защита экономических интересов РФ;

2. Обеспечение единства таможенной территории РФ;

3. Организация применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности;

4. Обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу, а также иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ.

Финансовый контроль, осуществляемый Центральным банком РФ, отличается рядом особенностей в силу специфики своего правового положения. Банк России организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, соблюдением ими банковского законодательства и нормативных актов, а также законодательства о валютном регулировании и денежном обращении. При этом преследуется главная цель - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков, кредиторов и государства. Контрольную функцию Банк России осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган банковского надзора.

Итак, повышение качества и оперативности финансового контроля - это целая система организационных, методических и правовых мероприятий, направленных на совершенствование видов и форм контроля, обеспечение тесного взаимодействия всех органов, осуществляющих контрольные функции.

По времени проведения финансового контроля:

    Предварительный - проводится до совершения финансовых операций, и поэтому имеет важное значение для предотвращения нарушения финансовых норм. В его рамках проверяются обычно либо проекты финансовых документов, либо ещё не исполненные финансовые документы. Напр., при подаче кредитной или кассовой заявки в банк, он проверяет все поданный документы в 100% случаев. Хороший пример - обсуждение проекта бюджета РФ на следующий год.

    Текущий - это контроль в процессе совершения финансовых операций. Напр., контроль в ходе капитального строительства какого-либо объекта.

    Последующий - контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций. Напр., контроль исполнительного органа за исполнением бюджета за первые 9-ть месяцев года и т.д.

В зависимости от обязательств:

    Обязательный - проводится: а) в силу требований закона; б) по решению компетентных органов государства.

    Инициативный - осуществляется по инициативе хозяйствующих субъектов.

По субъектам: финансовый контроль представительных органов власти; президентский, исполнительно-распорядительных органов, контроль финансово-кредитных органов, ведомственный финансовый контроль, внутрихозяйственный, независимый хозяйственный контроль.

Органы финансового контроля:

Государственная Дума правомочна на образование счетной палаты РФ, порядок действия счетной палаты определяется федеральным законом. К полномочиям Государственной Думы относится назначение на должность и освобождение председателя счетной палаты и половины состава её аудиторов. Совет Федерации назначает и освобождает заместителя председателя счетной палаты и вторую половину состава. Государственная Дума утверждает федеральный бюджет РФ, а также отчет о выполнении федерального бюджета. В составе Государственной Думы действует комитет по бюджету и налогам, банкам и финансам, который непосредственно занимается всеми видами финансового контроля, основной является работа по формированию и контролю за исполнением федерального бюджета.

Счетная палата . Органы подобные счетной палате созданы во всех субъектах РФ. Основная задача направлена на проведения контрольно-аналитических мероприятий в отношении различных государственных расходов. Эти мероприятия могут быть:

    организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и субъектов федерации;

    оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета, обычно, когда он ещё находится в проекте;

    финансовая экспертиза законопроекта;

    анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и подготовка предложений по их изменению;

    контроль за законностью и своевременностью движения денежных средств федерального бюджета в ЦентрБанк России и уполномоченные банки;

    регулярное представление Федеральному Собранию информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проведения контрольных мероприятий.

Счетная палата вправе выносить предписания в случае нарушений хозяйственной и иной деятельности проверяемого субъекта, они являются обязательными для исполнения и в случае неисполнения предписания, коллегия счетной палаты вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении исполнения финансовых операций субъекта-нарушителя. Это решение может быть обжаловано в суд.

Контрольное управление и ведомства . Ранее контрольное управление находилось в составе администрации Президента, с приходом В.В. Путина статус самого управления повысился, и оно стало называться президентским контрольным управлением, оно имеет свои представительства в федеральных округах. Президентский контроль сегодня олицетворяет государственный контроль, в рамках которого и осуществляется финансовый контроль. Функции этого управления:

    Анализ финансовой деятельности органов исполнительной власти, как федеральных, так и субъектов РФ.

    Рассмотрение жалоб и обращений граждан.

Контрольное управление президента не наделено полномочиями по применению санкций и обходится представлениями в компетентные органы государства для возбуждения соответствующих процедур (прокуратура и т.д.). Нормативный срок рассмотрения таких представлений - 10 дней.

Правительство РФ контролирует проведение единой финансовой политики государства, этот процесс реализуется через текущий контроль за федеральным бюджетом на различных стадиях. Одновременно Правительство контролирует подведомственные министерства и ведомства, а также направляет деятельность специализированных органов финансового контроля.

Министерство финансов осуществляет финансовый контроль за рациональным использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных средств. Для реализации контрольных полномочий Минфин может запрашивать от любых предприятий и организаций необходимую информацию. Минфин вправе давать обязательные для исполнения указания об устранении выявленных нарушений, ограничивать или приостанавливать государственное финансирование, взыскивать с предприятий, учреждений и организаций, полученные ими средства из федерального бюджета.

Департамент финансового контроля и аудита , имеет свои территориальные органы, называющиеся контрольно-ревизионными управлениями (КРУ). У этого департамента две основные функции: контроль за предприятиями, работающими с бюджетными средствами и регулирование аудиторской деятельности.

Федеральное казначейство существует на правах главного управления министерства финансов РФ. Функции федерального казначейства аналогичны функциям Минфина, только для работы с федеральным бюджетом.

Министерство РФ по налогам и сборам действует как орган финансового контроля, основной задачей которого является обеспечение единой системы соблюдения налогового законодательства РФ. Это министерство наделено достаточно широкими полномочиями, и отвечает в основном за доходную часть бюджета.

ЦентрБанк РФ как орган финансового контроля надзирает за финансовой деятельностью коммерческих банков. ЦентрБанк вправе применять к банкам нарушителям принудительные меры воздействия вплоть, до частичного (приостановление) или полного отзыва банковской лицензии.

Ведомственный финансовый контроль - контроль различных министерств и ведомств за деятельностью предприятий и организаций, входящих в систему данного министерства или ведомства. Обычно в их рамках созданы специальные контрольно-ревизионные органы. Основные задачи ведомственного финансового контроля: 1) выполнение плановых заданий; 2)экономное использование материальных и финансовых средств; 3)сохранность государственной собственности; 4)правильность постановки задач.

Внутрихозяйственный финансовый контроль - это финансовый контроль, осуществляемый внутри хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций). Его осуществляет руководство, специально созданные органы.

Аудиторские органы осуществляют финансовый контроль в соответствии с федеральным законом "Об аудиторской деятельности" от 7 августа 2001-го года. В этом законе урегулирован весь порядок контроля и даны основные термины. Под аудиторско-финансовым контролем понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчётности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Органы финансового контроля обеспечивают соблюдение законодательства в области экономических отношений. Без органов финансового контроля невозможно эффективное функционирование народного хозяйства, поскольку они обеспечивают согласованность интересов бюджетной системы и частного хозяйственного сектора экономики.

Состав органов финансового контроля в РФ

Осуществляющие финансовый контроль в РФ органы указаны в п. 2 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095. На данный момент финконтроль осуществляют:

  • Счетная палата РФ;
  • ЦБ РФ;
  • Минфин РФ;
  • ФНС РФ;
  • Федеральная таможенная служба.

До 2000 года в этот перечень входила Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, однако впоследствии она была ликвидирована, а ее полномочия перешли к Минфину РФ и Министерству экономического развития.

Перечень контролеров не ограничивается приведенным списком, функции органов финансового контроля могут исполнять иные госучреждения при условии, что в их ведении находится поступление и расходование средств бюджета (п. 2 указа № 1095). В субъектах РФ и муниципалитетах местные органы могут формировать свои органы финансового контроля , это могут быть территориальные счетные палаты, особые депутатские группы.

Для решения определенных вопросов в сфере формирования и использования госбюджета некоторые надзорные функции могут исполнять органы прокуратуры, МВД, ФСБ. В то же время нужно понимать, что для данных структур подобные функции не являются основными и их участие в контрольных процедурах зачастую сводится к взаимодействию с иными участниками процесса.

Согласование действий учреждений финансового контроля

Как сказано выше, деятельность силовых структур лишь в малой доле связана с надзорными функциями в области государственных финансов. Основная работа в данной области, на основании п. 2 указа № 1095, проводится иными специализированными учреждениями. Но силовые ведомства участвуют в коммуникациях с органами государственного финансового контроля .

Примером такого взаимодействия служит право, закрепленное в п. 7 разд. II приказа Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717, согласно которому правоохранительные органы могут требовать создания проверяющих комиссий для проведения надзорных действий в компаниях, независимо от их организационно-правовой формы.

Более того, п. 3 приказа Генпрокуратуры РФ и Росфиннадзора от 15.04.2014 № 162/117 предусматривает обязанность Росфиннадзора по инициативе прокуратуры проводить инспектирование структур, имеющих отношение к формированию, использованию или распределению средств государственного бюджета, а также участвовать в операциях, связанных с движением госимущества.

Возможно взаимодействие и между органами, не относящимися к правоохранительной системе. Разрешен, на основе ст. 2 соглашения ЦБ РФ от 29.06.2010 № 01-15/3182 и ФНС РФ № ММВ-27-2/5, обмен информацией между Банком РФ и органами ФНС. В качестве возможных данных может выступать перечень банков, для которых ЦБ установил какие-либо ограничения на операции. Представители налогового ведомства могут делиться данными о нарушениях банков при осуществлении переводов на счета казначейства и при иных транзакциях, связанных с перемещением бюджетных средств.

Группировка органов, осуществляющих финансовый контроль в РФ

Органы финансового контроля можно классифицировать следующим образом:

  • Контрольно-счетные учреждения, организуемые на законодательном уровне, к ним относится Счетная палата РФ на федеральном уровне и подобные органы на местах.
  • Контрольно-ревизионные органы от исполнительной власти. В качестве примера можно привести Минфин, Росфиннадзор, Федеральное казначейство, ФНС РФ и Росфинмониторинг.
  • Контрольно-ревизионные органы, формируемые на уровне субъектов РФ и муниципалитетов.
  • Банк РФ со всеми входящими в его состав подразделениями.

Поскольку характер работы каждого из указанных объединений имеет свои особенности, их следует изучить подробнее.

Деятельность Счетной палаты РФ как инструмента контроля государственных структур

Счетная палата РФ - один из основных органов финансового контроля . Она работает на постоянной основе, создается при содействии обеих палат парламента - Совета Федерации и Государственной думы. Счетная палата должна сдавать отчеты в законодательные органы РФ, в ее функции входят:

  • надзор за осуществлением расходов бюджета;
  • проверка использования средств из внебюджетных фондов;
  • контроль за направлениями использования госсобственности;
  • анализ проектов законодательства и нормативно-правовых актов, относящихся к использованию средств бюджета и внебюджетных фондов;
  • оценка проектов бюджетов перед их утверждением в ГД РФ.

Основные задачи, которые решает счетная палата как орган финансового контроля :

  • надзор за использованием средств и проведение инвентаризаций;
  • оценка и анализ операций с бюджетными средствами и их последствий;
  • предоставление информации заинтересованным лицам.

Большинство ревизий осуществляется на местах, т. е. на тех территориях, где происходит распределение бюджетных средств. Результаты пересчетов и выводы по результатам проверок оформляются в формате отдельного заключения. Роль данного органа финансового контроля в процессе составления государственного бюджета включает следующие направления работы:

  • оценка обоснованности статей расходов и эффекта, получаемого от реализации проектов;
  • выявление ключевых показателей и допустимых параметров формирования денежных фондов.

Помимо этого сотрудники ведомства оказывают помощь в проработке вопросов финансовой политики государства и совершенствования бюджетного законодательства. Кроме того, они привлекаются для анализа межправительственных соглашений в области экономики и финансов с другими государствами.

На территории субъектов РФ формируются региональные службы Счетной палаты РФ. Их задачи схожи с целями федерального ведомства, однако решаются они только в рамках территорий. В частности, их работники оценивают источники поступления бюджетных средств и наиболее рациональные варианты их использования, осуществляют надзор за исполнением планов государственного финансирования важных хозяйственных проектов, прорабатывают оптимальные возможности осуществления расходов местных бюджетов.

Органы государственного финансового контроля в исполнительной власти

Помимо счетной палаты существует целый ряд ведомств, осуществляющих контроль в области государственных финансов. Наиболее значимыми с позиции влияния на экономические процессы среди них являются:

  • Министерство финансов РФ;
  • Федеральная налоговая служба;
  • Росфиннадзор;
  • Росфинмониторинг;
  • Федеральное казначейство.

Минфин, строго говоря, не является органом, непосредственно исполняющим контрольные функции, однако он может выполнять отдельные поручения президента или правительства в данной сфере и, являясь одним из основных регулирующих органов в области финансов, контролирует деятельность иных учреждений, непосредственно осуществляющих надзорные функции.

Одним из таких органов финансового контроля является ФНС, курирующая законность деятельности фирм в области налоговых и бюджетных правоотношений. Одной из ее главных задач является обеспечение своевременного и полного исполнения хозсубъектами обязательств перед бюджетом в части предусмотренных платежей и сборов. Кроме того, ФНС контролирует правильность составления соответствующих отчетных документов.

Следующим ведомством, напрямую подконтрольным Минфину РФ, является Росфиннадзор. В область его интересов входят процедуры государственного финансирования, порядок реализации бюджетной дисциплины, а также деятельность участников валютного рынка. К частным вопросам, которыми занимается данное госучреждение, относятся:

  • порядок использования средств бюджета;
  • обоснованность выдачи субсидий, субвенций, кредитов;
  • мониторинг соблюдения финансового, бюджетного законодательства, наказание нарушителей.

Служба финансового мониторинга как орган финансового контроля была создана не так давно, однако в связи с тем, что подчиняется она напрямую Президенту РФ, ее влияние не стоит недооценивать. Ее сотрудникам вменено в обязанности изучать все многообразие происходящих на рынке сделок с целью выделения тех, что:

  • носят противозаконный характер;
  • направлены на подрыв устойчивости финансовой системы государства;
  • служат для снабжения деньгами экстремистских организаций.

Сотрудники Росфиннадзора также наделены правом привлекать к ответственности субъектов, осуществляющих незаконную деятельность.

Федеральное казначейство - еще один орган, находящийся в подчинении Минфина РФ. Оно также непосредственно задействовано в процедуре контроля за расходованием бюджетных средств и обеспечением соответствия их направленности целям, стоящим перед государством. Оно наделено полномочиями пресекать незаконные операции в области использования средств бюджета, а также оказывать воздействие на лиц, нарушающих действующее законодательство в данной области.

Региональные и местные структуры финансового контроля

Как отмечалось ранее, органы финансового контроля создаются и на уровне территориальных образований РФ. Существующее законодательство предполагает разделение в работе федеральных, региональных и местных властных структур. В то же время создаваемые в рамках полномочий региональных и местных правящих структур надзорные органы имеют идентичные с их вышестоящими коллегами цели: контроль за рациональным и целевым использованием средств бюджета. Даже в области применяемых при контроле рычагов воздействия органы финконтроля федерального и местного уровня достаточно схожи.

В то же время на муниципальном уровне в силу особенностей организации бюджетных процедур могут применяться специализированные методы решения задач. Нередкими бывают случаи, когда одинаковые задачи ставятся перед смежными учреждениями финансового контроля, однако в этом случае местными властями создается соответствующая правовая основа.

В процессе осуществления своих функций местные органы финконтроля могут привлекать независимых экспертов: некоммерческие компании, аудиторов, общественные объединения.

Банк РФ как субъект финансового контроля

Деятельность ЦБ РФ в данной области имеет довольно узкую направленность и сосредоточена прежде всего на обеспечении законности денежных, кредитных операций, устойчивости отечественной денежной единицы, расчетных отношений, курсов валют.

Перечень функций ЦБ РФ как органа финансового контроля :

  • поддержка устойчивого курса рубля, его покупательной способности без значимых резких отклонений;
  • оптимизация работы банковского сектора;
  • осуществление расчетных операций внутри страны на достойном уровне;
  • кредитование банков;
  • лицензирование банковской деятельности;
  • издание локальных нормативных актов в области банковского регулирования.

Перечень проблем, которые систематически приходится решать главному банку страны:

  • создание и совершенствование процедур в области денежно-кредитного обращения;
  • контроль денежной массы, ее регулирование;
  • рациональное использование ключевой ставки как значимого фактора экономического развития;
  • создание условий для эффективной организации расчетных процедур внутри страны;
  • прогнозирование изменений экономической системы страны, влияющих на устойчивость и развитие денежно-кредитной политики.

Посредством своей деятельности Банк РФ воздействует на экономических субъектов, способствуя исполнению ими федеральных законов, приказов, различных нормативно-правовых актов, издаваемых правительством или его учреждениями.

Осуществление надзорных функций Центральным банком - крайне важный фактор результативности всей его деятельности, поскольку принять регулирующий акт недостаточно, необходимо обеспечить его корректную и своевременную реализацию в финансово-кредитном секторе.

Одна из основных задач Центробанка - мониторинг соответствия деятельности банков законодательству РФ.

Компетенция ЦБ РФ в области контроля внебанковского сектора

Полномочия ЦБ не ограничиваются только надзором за деятельностью профильных структур, у него имеются права регулирования в некоторых других сегментах народного хозяйства.

Еще в 2012 году подобные операции выполняло отдельное ведомство - Федеральная служба по финансовым рынкам. Но с 2013 года она была распущена, а ее функции перешли к ЦБ РФ.

Отрасли и виды компаний, подпадающие под юрисдикцию Банка РФ:

  • страховой сектор;
  • фондовые рынки;
  • инвестиционные группы;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • биржевая деятельность;
  • работа бюро кредитования;
  • кредитные жилищные кооперативы;
  • сфера платежных сервисов;
  • микрокредитные компании.

Их работу необходимо оценивать не только в области соблюдения финансового права, но также исходя из положений Гражданского и Налогового кодексов. В подобных случаях ЦБ осуществляет свою деятельность совместно с иными смежными контролирующими структурами.

***

Перечень органов финансового контроля довольно широк. Он не ограничен только учреждениями федерального уровня, достаточно большой спектр полномочий в данной области предоставлен региональным и местным властям.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!