Все для предпринимателя. Информационный портал

Как в России распространялась грамотность с момента «призвания варягов» до полета Гагарина. Состояние грамотности в современной России, или «PISA-шок

Эта статья была подготовлена мной лет пять назад для Википедии, но до сих пор не была опубликована там из-за возникших дискуссий со сторонниками «официальной» советской версии. Теперь публикую её здесь.
Частично материалы данной статьи имеются в действующей статье Википедии «Ликбез», но есть и существенные отличия (которые и вызвали дискуссии в Википедии).

ГРАМОТНОСТЬ В ЦАРСКОЙ РОССИИ к 1917 году.

Подробно я писал об этом в отдельной статье «Грамотность и образование в царской России» (здесь в ЖЖ и на Проза.ру) – здесь коротко суммирую основные данные.
Оценки среднего уровня грамотности населения в России в целом к 1914-1915 гг году достаточно сильно разнятся: от 35-38 % к 1915 году до 43% в 1917, но применительно только к европейской части собственно России, исключая детей, не достигших 10 лет. Бывший министр просвещения П.Н. Игнатьев в своей статье приводил оценку в 56% грамотных от всего населения России (на 1916 год). По данным исследования Института этнологии и антропологии РАН под руководством д.и.н., профессора М. М. Громыко реальная грамотность крестьян была заметно выше данных официальной статистики, поскольку многие (особенно старообрядцы) не считали нужным записывать при обследованиях свою грамотность, и по ряду других причин (c.59-60). Отмечается также, что тяга крестьян к грамоте, интерес к книгам и периодическим изданиям постоянно росли, особенно быстро после 1906 года .
Развитие начального школьного образования значительно ускорилось с конца 1907 года. В течение 1908-1915 гг. кредит на постоянные нужды начального образования увеличивался следующим образом: в 1908 - на 6 900 000 р., в 1909 - на 6 000 000 р., в 1910 - на 10 000 000 р., в 1911 - на 7 000 000р., в 1912 - на 9 000 000 р., в 1913 - на 10 000 000 р., в 1914 - на 3 000 000 р., в 1915 - на 3 000 000 р.(с.144) - как видно, кредит на нужды начального образования увеличивался даже во время ПМВ. Не только финансирование, но все мероприятия по развитию начального образования (в том числе увеличение числа школ и их доступности в радиусе не более 3 верст) проводились неуклонно вплоть до 1917 года. Тем не менее, уровень грамотности взрослого населения и развитие школьного образования в регионах с преимущественно инородческим населением (особенно в Средней Азии) к 1917 году был еще очень низок.
По состоянию на 1914 г. в разных уездах и городах РИ (всего в РИ было 441 уездных земств): «осуществлено всеобщее обучение в 15 земствах; совсем близки к осуществлению 31 земство» (с.146) (то есть более чем в 10% земств). Там же указано также, что в 1914 году 88% земств осуществляли (переход) к всеобщему образованию по согласованию с МНП, причем "62% земств предстояло менее 5 лет до всеобщего обучения, 30% - от 5 до 10 лет, и лишь в 8% - свыше 10 лет". Ожидалось, что всеобщее начальное образование на территории европейской России будет достигнуто между 1919 и 1925 годами (более чем в 90% земств всеобщее обучение могло быть введено к 1924 году).
Имевшие место в России в 1896-1917 гг неуклонный рост грамотности населения, быстрый рост числа начальных и средних школ и учащихся (см. Грамотность), средних и высших учебных заведений и числа студентов, а также техников, инженеров, специалистов во всех областях хозяйства и учёных (см. Образование в Российской империи), – эти процессы, лишь замедлившиеся в годы Первой мировой войны(с.59) прервались и обрушились в годы Гражданской войны и массового голода начала 1920-х годов.(с. 71)(с.803).

НАЧАЛО и ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА ЛИКБЕЗА

Одну из главных проблем, вследствие Гражданской войны и массового голода начала 1920-х годов, представляли беспризорники. По разным данным, в 1921-1923 гг их было от 4.5 до 9 миллионов.. Число неграмотных постоянно пополнялось за счёт беспризорных подростков.
Практические шаги к решению проблемы возраставшей при большевиках безграмотности (как среди взрослых, так и, особенно, среди детей и подростков) начались в 1920 году. В 1920 Совет народных комиссаров принимает декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез), постановления которой имеют обязательный характер. Она образуется для выполнения принятого в 1919 году декрета о ликвидации безграмотности и будет в 1920-1930 руководить обучением неграмотных и малограмотных. Ведал делами этой комиссии нарком просвещения Анатолий Луначарский.
1-й Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности (1922) признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18-30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 месяцев (6-8 часов еженедельно).
14 августа 1923 вышел декрет Совнаркома РСФСР «О ликвидации безграмотности», дополняющий декрет от 26 декабря и устанавливающий количество инструктивных школ 1072 (574 ликвидационных пункта и 498 школ для малограмотных). Осенью 1923 года было создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность».
27 января 1921 года была создана «Деткомиссия ВЦИК» (Комиссия по улучшению жизни детей) во главе с Феликсом Дзержинским. Главным, после обеспечения жилья, мероприятием, осуществляемым в ходе борьбы с беспризорностью, стало обучение беспризорников грамоте. Помимо Наркомата просвещения этими проблемами занимались и общественные организации, в т.ч. «Фонд имени В. И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям». В 1925 году в СССР была создана общественная организация «Друзья детей». К началу 1928 года по всему СССР насчитывалось около 300 тысяч беспризорных, но в начале 1930-х гг их число вновь возросло, и говорилось о 2-2.5 миллионах беспризорниках.(с.928), появившихся вследствие нового массового голода («голодомора») начала 1930-х годов. Только 31 мая 1935 года в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» было заявлено, что массовая беспризорность в стране ликвидирована. В ходе борьбы с беспризорностью, сочетающейся с одновременным обучением детей грамоте, а затем и другим дисциплинам, проявился талант крупнейшего советского педагога А. С. Макаренко, автора «Педагогической поэмы».
Большой проблемой в 1920-х гг. как для развития школьного образования, так и для организации ликвидации безграмотности была катастрофическая нехватка средств. Д.Сапрыкин пишет: «По самым оптимистичным оценкам при Советской власти в середине 20-х годов «образовательные» статьи расходов в советских бюджетах составляли около 3% и в абсолютных цифрах упали более чем в 10 раз по сравнению с дореволюционным».

ЛИКПУНКТЫ И ШКОЛЫ ГРАМОТНОСТИ

Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. В начале 1920-х годов было уточнено, что занятия на ликпункте имеют своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.
Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников. К осени 1920 года только органами ВЧК ликбез в 26 губерниях были созданы курсы учителей - ликвидаторов неграмотности.
Качество общеобразовательной подготовки в 1920-е и в начале 1930-х гг, в условиях ликбеза, было гораздо ниже, чем в дореволюционной России – обучение часто проводили культармейцы, не имевшие специального педагогического образования. . Задачу ликвидации неграмотности формально упрощало то, что для ее решения не требовались кадры, обладающие специальными познаниями в сфере образования (квалифицированные учителя); считалось, что грамоте могли обучать и те, кто сам был просто грамотен. Фактически об этом говорилось в п. 3 Декрета Совнаркома РСФСР «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (от 26 декабря 1919): «Народному Комиссариату Просвещения и его местным органам предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности все грамотное население страны...» В 1921 г. во всех школьных и воспитательных учреждениях насчитывалось 351 тыс. преподавателей - в основном в начальной школе (высшее и неоконченное высшее образование из них имели 7,5%, среднее - 62%, специальную педагогическую подготовку имели лишь 12% против 51,5% в 1915 г.)(Глава3, ч.1.).
Численность учащихся, достигнутая в Российской империи к 1917 году, была восстановлена в СССР только к 1930 году . 25 июля 1930 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». Как считалось в СССР, полностью оно было закончено в 1934 году. Но профессиональных учителей при этом по прежнему сильно не хватало. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г. «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках», наряду с некоторыми льготами, были предусмотрены ограничения в их перемещении и свободе выбора места работы – эти вопросы решали местные исполкомы, а не сами учителя. Еще и в 1932 году на педагогическую работу были мобилизованы 20 тыс. комсомольцев.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ЛИКБЕЗА

В 1920-1924 годах вышли два издания первого советского массового букваря для взрослых Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской (2-е издание - под названием «Долой неграмотность» - включало ставшую широко известной фразу для обучения чтению - «Мы - не рабы, рабы - не мы», а также стихотворения В. Я. Брюсова и Н. А. Некрасова). В те же годы появились «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В. В. Смушкова, «Букварь для рабочих» Е. Я. Голанта. Часть пособий была напечатана за рубежом с оплатой из валютных фондов республики. Было налажено издание массовых букварей и других начальных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском, узбекском и других языках (всего около 40).
В 1925/26 уч.г. в программы ликбеза в качестве обязательного был введён курс политграмоты: идеологическая борьба, в том числе, внутри партии, была в самом разгаре.

ИТОГИ ЛИКБЕЗА

Всего в 1917-27 годах было обучено грамоте до 10 млн взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 млн. Стартовый уровень (от начала введения Ликбеза в 1920 г.) был достаточно низок. Так, по данным переписи 1 ноября 1920г (Народное образование по основному обследованию 1920г) в школах учились всего около 7.3 миллионов учеников (в школах первой ступени - 6 860 328 детей, и в школах второй ступени - 399 825), причем школы в европейской части советской России посещали менее 59% детей в возрасте 8-12 лет (старше 12 лет - еще и много меньше).
В годы нэпа темпы снижения неграмотности также были далеки от желаемых. Взрослое население, занятое в частном секторе, не имело социальных гарантий, позволявших сочетать учёбу с трудом. В целом СССР к 1926 г. занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы, уступая таким странам, как Турция и Португалия. Сохранились значительные различия в уровне грамотности городского и сельского населения (в 1926 г. - соответственно 80,9 и 50,6 %), мужчин и женщин (в городе - 88,6 и 73,9 %, в селе - 67,3 и 35,4 %).
В 1928 году по инициативе ВЛКСМ был начат так называемый культпоход. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где основная часть неграмотных были обучены силами общественности. К середине 1930 года число культ-армейцев достигло 1 млн, а число учащихся только в учтенных школах грамоты - 10 млн.
Введение всеобщего начального обучения в 1930 г. создавало известные гарантии распространения грамотности. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе). Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью.
К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933-1937 годах только в учтенных школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных.

ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ 1937 года

Тем не менее, по переписи населения 1937 года в целом по СССР четвертая часть населения в возрасте 10 лет и старше не умела читать, хотя говорилось о всеобщей грамотности. 30 % женщин не умели читать по слогам и подписывать свою фамилию (таков был по переписи критерий грамотности). Данные переписи были немедленно изъяты и уничтожены. Ее организаторов репрессировали. . «Усилия советской власти по борьбе с безграмотностью позволили только отчасти преодолеть последствия гражданской войны, в частности, массовой детской беспризорности, бывшей в России невиданным до того явлением»(с.60).
Полностью преодолеть все негативные последствия Гражданской войны и беспризорничества 1920-х и начала 1930-х гг., а также огромные потери высоко образованных людей царской России, выключенных из общественной и социальной жизни через ограничения их прав («лишенцы»), «чистки» и репрессии 1920-х и начала 1930-х гг. в сфере образования удалось в СССР лишь после восстановления народного хозяйства после Великой Отечественной войны. Тогда же, с начала 1950-х гг., была окончательно выстроена действительно эффективная и одна из лучших в мире система образования, как школьная, так и высшая. Тем не менее, по данным Российской педагогической энциклопедии(статья «Грамотность»):
"В конце 30-х годов достигнут уровень грамотности населения свыше 80 %. Ликвидация массовой неграмотности в СССР завершена после Великой Отечественной войны. Процесс становления полной грамотности завершался в конце 60-х и в 70-е годы: удельный вес лиц с образованием ниже законченного начального (в том числе и лиц без образования) составлял среди населения СССР в возрасте 10 лет и старше в 1959-32,9%, в 1970 - 22,4%, в 1979 - 11,3%".

ЛИТЕРАТУРА и ПРИМЕЧАНИЯ

108. ; В. А. Мельянцев "Россия за три века: экономический рост в контексте мирового развития"
109. ; Примечание: в некоторых источниках приводятся и более низкие оценки, но они сомнительны. Так А.И.Уткин в своей книге "Первая мировая война". М.:Алгоритм, 2001 в разделе "Экономический подъем России"(Уткин. ПМВ Глава 1) приводит цифру 30%, но в той же главе в разделе "Позиция противостояния с Германией" он пишет: "В России лишь 20% населения были грамотными". А в главе 2 читаем: "Слабые стороны русской армии обнаружились довольно быстро. Прежде всего они отражали факт бедности основной массы населения России, неграмотность половины ее населения" (Уткин ПМВ, Глава 2) - так 20%, или 30%, или 50% были грамотными? Соответственно, 80%, или 70%, или 50% были неграмотными? В шестой главе А.И.Уткин пишет о "трех четвертях неграмотного населения" (к 1917 году). - Вероятно, заслуженно уважаемый автор просто не изучал вопрос грамотности в РИ, поскольку для его книги этот вопрос был на периферии его внимания
110. ; Malevsky-Malevitch P. Russia. USSR. Complete handbook. Publisher: William Farquhar Payson, 1933.
111. ; Громыко М.М. Мир русской деревни. М. "Молодая гвардия", 1991
112. ; Громыко М.М. Мир русской деревни. М. "Молодая гвардия", 1991
113. ; Громыко М.М. Мир русской деревни. М. "Молодая гвардия", 1991
114. ; «Вестник Псковского губернского земства» № 12 от 27 марта 1916 г.
115. ; Начальное народное образование // Новый энциклопедический словарь: Пг., 1916 - Издание АО «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон» - Т.28 - стр. 123-149
116. ; Начальное народное образование // Новый энциклопедический словарь: Пг., 1916 - Издание АО «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон» - Т.28 - стр. 123-149
117. ; НЭС. Петроград: изд-во бывшее Брокгауз-Эфрон, 1916. Т.28, Начальное образование. с. 123-149
118. ; Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009
119. ; Культурное строительство СССР. Статистический сборник. / М.-Л.: Госпланиздат. 1940. С. 39, таблица 1
120. ; Труды ЦСУ, т.12, выпуск 1, Народное образование по основному обследованию 1920 года (на 1 ноября 1920 года) . М.: 1922. С. 10-14
121. ; Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009
122. ; История России. Век XX. 1894-1939\\ под ред. А.Б.Зубова. М.: АСТ-Астрель, 2010
123. ; Рожков А. Ю. Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие // Вопросы истории, 2000. № 11. С. 134.
124. ; Что такое ЛикБез? - LikBez.by - ликвидация безграмотности - Белорусский книжный интернет магазин
125. ; Общество «Друзья Детей» // Бурят-Монгольская правда. № 261 (653) 13 ноября 1925 года. стр.6
126. ; История России. Век XX. 1894-1939\\ под ред. А.Б.Зубова. М.: АСТ-Астрель, 2010
127. ; Конечно, в дальнейшем в абсолютных цифрах расходы на образование в СССР быстро росли, но, как отмечает тот же Д.Сапрыкин, «доли в 8-9% от имперского бюджета и в 15-17% от консолидированного бюджета, имевшие место накануне Первой мировой войны никогда не достигались ни в СССР, ни в Российской Федерации» [Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009, с.71].
128. ; Павлова Л. В. Ликвидация неграмотности взрослого населения. 1897-1939 гг.: На материалах Оренбуржья (автореферат канд. ист. Наук). Оренбург, 2006 215 с. РГБ ОД, 61:06-7/628.
129. ; Ковалевский М.А. Льготы сельских учителей в жилищно-коммунальной сфере: историко-правовой и конституционно-правовой аспекты // Ежегодник российского образовательного законодательства. Том 2. 2007. С. 128–165.
130. ; Волков С.В. Интеллектуальный слой в советском обществе
131. ; Ковалевский М.А. Льготы сельских учителей в жилищно-коммунальной сфере: историко-правовой и конституционно-правовой аспекты // Ежегодник российского образовательного законодательства. Том 2. 2007. С. 128–165.
132. ; Труды ЦСУ, т.12, вып.1, М., 1922, (стр.11-12)
133. ; Перепись населения 1937 года: вымыслы и правда. А.Г. Волков. – Перепись населения СССР 1937 года. История и материалы. /Экспресс-информация. Серия "История статистики". Выпуск 3-5 (часть II). М., 1990
134. ; Всесоюзная перепись населения 1937 г. М.: изд-во ИРИ РАН, 1991
135. ; Поляков Ю.А., Жиромская В.Б., Киселев И.Н., Полвека под грифом "секретно. – М.: Наука, 1996
136. ; Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009
137. ; Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993

«Орфографические ошибки в письме - как клоп на белой блузке», - иронизировала знаменитая Фаина Раневская. Приведу всего два высказывания из интернета на эту тему, как нельзя более ярко характеризующие нынешнюю малограмотность. Первое: «Вот вчера директор на доске рисовал нам схему работы и написал слово ПРИНЕМАЕТ (через е), я аж испугалась, думала он описался. Но когда он второй раз написал так же, мне стало не по себе ». И второе: «Раз уж на то пошло, я была в шоке, когда у своего свекра в телефоне прочла, что меня зовут Вираника ».

Откуда же берется безграмотность? Неужели – из рекламы, телевизора и интернета? Можно сказать и так. Но если задуматься глубже и почитать книги умных людей, то можно сделать вывод - нынешняя речь – это результат состояния общества, в котором потеряно уважение и друг к другу, и к семейным ценностям, и к государству в целом.

Общественные перемены последней четверти века в России согнали с высшей ступени социального пьедестала культурного, образованного человека и заставили восхищаться не грамотностью и образованностью, а богатством, умением «гламурно» выглядеть, показать себя зачастую наглым и циничным «хозяином жизни». В нашей стране связная и богатая речь, свободное владение цитатами, знание вечных литературных образов, орфографическая точность перестали быть критериями, по которым оценивается собеседник. Грамотность и образованность как ценности не пропагандируются, они остались, скорее всего, в виде пароля, по которому образованные люди узнают друг друга.

А ведь наша речь – это зеркальное отражение состояния общества. Еще Аристотель 2500 лет тому назад в знаменитой «Риторике» содержание и действенность речи связывал с общественным и государственным устройством. Он подчеркивал, что общества различаются в зависимости от того, как в них законом и обычаем организована речь, и что успех того или иного общества и государства находится в прямой зависимости от форм речи. «Речь способна выражать и то, что полезно и что вредно, равно как и то, что справедливо и что несправедливо, - писал он. Это свойство людей, отличающее их от остальных живых существ, ведет к тому, что только человек способен к чувственному восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т.п. А совокупность всего этого и создает основу семьи и государства».



Помимо указанных бед, наша страна перестала быть «библиоцентричной »: мы перестали читать. А что такое читать? Русский философ Иван Ильин отмечал: «Это не просто скользить по буквам, а уметь оживлять эти буквы, понимая мысль и смыслы, стоящие за этими буквами». И далее подчеркивал, что чтение «развивает внутренние пространства души».

Великий библиотекарь и книговед Николай Рубакин напрямую связывал чтение и творчество: «Чтение - только начало, творчество жизни - вот цель». А поэт Иосиф Бродский в своей Нобелевской лекции предложил приравнять нечтение к уголовному преступлению.

Но почему так важно именно чтение? Причем тут книги? Некоторые говорят: «Буду математиком или химиком – и книги мне не нужны!». А вот оказывается, что очень нужны! Недаром существует ходячее мнение, что гениальный Эйнштейн открыл свою теорию относительности также и благодаря чтению… «Братьев Карамазовых» Достоевского. Его поразило высказывание Ивана Карамазова, восхищавшегося геометрами, которые себе позволили мечтать, что параллельные прямые где-то не пересекутся.

Это было еще в прошлом, ХХ веке. А что же сегодня? А сегодня, в начале ХХI века, мы, некогда самое читающее в мире государство, сокращаем наше духовное пространство, превращаясь в страну невежественных и косноязычных бездельников. Об этом, в частности, свидетельствуют данные, полученные в ходе участия нашей страны в самом представительном международном исследовании учебных достижений - PISA (Programme for International Student Assessment), тестировавшем подростков по трем направлениям: математике, естествознанию и чтению, и проверяющем навыки функционального владения знаниями. PISA с высокой долей объективности характеризует качество школьных систем, определяя их типичные проблемы. Так вот, в 2009 г. по результатам международного тестирования по чтению наши школьники (из 213 образовательных учреждений 45 субъектов РФ) показали результат ниже среднего мирового уровня, далеко отстав от учащихся из Кореи, Финляндии, Гонконга, Сингапура, занявших первые места. Старшеклассники смогли расшифровать только верхний слой сообщения, заложенного в тексте, а то, что стояло глубоко за ним, то есть подтекстовую информацию, ребята из Турции, Чили описали и объяснили, а из России – нет, показав (из 65 стран-участниц) 43-й результат.

Это означает, что наши школьники в основном поднялись до второго (из пяти!) уровня читательской грамотности. То есть число 15-летних россиян, готовых относительно адекватно использовать более или менее сложные тексты для ориентации в повседневных ситуациях, составляет 72,6% (в среднем по другим странам-участницам – 81,4%). Таким образом, в России к самостоятельному обучению с помощью текстов готовы лишь 14,3% учащихся (при 28,6% в среднем в странах-участницах), а вот ориентироваться с помощью текстов даже в знакомых житейских ситуациях не могут 27% учеников, или почти каждый третий (по сравнению с 19% в среднем по ОСЭР). Вот вам и ртуть в виде помады и лака для ногтей!

Низкий уровень функциональной грамотности означает, что наши выпускники не умеют анализировать, раскрывать связи и отношения между смысловыми языковыми элементами предложенной информации, следить за логикой изложения, способами доказательства и делать окончательные выводы.

Это значит, они не умеют использовать уже полученные знания, что у них плохо сформирована познавательная способность и что в массе своей выпускники российских школ не способны не только переносить освоенные ими операции на квалификацию других явлений, в другие ситуации, но и использовать их при овладении другими учебными предметами. Ведь чтение – основной инструмент в образовании. Без умения читать и понимать глубинный смысл текста человеку не поможет ни один самый «навороченный» компьютер! А здесь речь идет об информации, заложенной в учебнике юриста, врача, моряка, летчика, строителя, инженера ядерной электростанции; речь идет о понимании инструкции или теста для шофера, электрика, сантехника, пожарного. Так сказать, налицо «PISA-шок!».

Когда подобный «PISA-шок» испытала Германия, тут же в стране была организована национальная программа поддержки чтения. Вот и в Великобритании за последнее 20 лет уже дважды объявляли Год чтения . В США, изучая связь образования и чтения, в разных концах страны провели исследование и доказали, что существует прямая зависимость между количеством книг у ребенка на полке и его успеваемостью. Эта проблема у них решается на уровне Конгресса, где возникла и поддерживается идея Большого чтения (The Big Read ). Конечно, и в России эта идея приветствуется (например, проводился отбор 100 «самых важных» книг для чтения). Однако уровень грамотности продолжает неуклонно катиться вниз!

Кто виноват и что делать?

Бывший премьер Франции Жорж Помпиду в конце ХХ назвал языковые проблемы самыми важными среди всех сложных и актуальных проблем современности. «Лингвистическая напряженность» существует в большинстве многоязычных стран, в том числе и в России. И на все это накладывается катастрофическая ситуация, сложившаяся в гуманитарном секторе образования, что чревато сломом механизмов исторической преемственности и прерыванием самой национальной культуры.

«Не могу молчать!» - так в России всегда заявляли великие писатели, передовые ученые, интеллигенция в «смутные времена». Именно об этом говорится в заявлении Ученого совета филологического факультета МГУ, которое было опубликовано в «Новой газете» 27.11.2012 г. Документ называется «О реформе образования, ее итогах и перспективах». По мнению авторов заявления, скверное положение дел - во многом результат политики Министерства образования.

Авторы заявления констатируют: катастрофа в гуманитарном сегменте произошла, «русская классическая литература более не выполняет роль культурного регулятора образовательного процесса». Причиной этого филологи называют не некомпетентность власти, а их сознательную и целенаправленную деятельность. В частности, упоминается Программа развития образования до 2020 года, недавно утвержденная правительством.

Такая политика обусловлена, по мнению филологов, рядом причин. Среди них они выделяют, например, «понимание того, что управление общественным сознанием осуществляется тем легче, чем ниже уровень образования», «стремление власти снять с себя возможно большую часть обязательств по финансированию образования» и «давление извне, сопровождавшееся, судя по ряду публикаций в СМИ, выделением значительных денежных средств».

Министерство образования развернуло кампанию по сворачиванию гуманитарного образования в вузах, считают авторы заявления. Также в заявлении говорится о способах дискредитации гуманитарных вузов включением их в список «неэффективных», что наносит огромный урон репутации.

Я – филолог. Настоящий гимн нашей науке принадлежит великому ученому, философу С.С. Аверинцеву. Вот что он писал. «Долг филологии состоит в конечном счете в том, чтобы помочь современности познать себя и оказаться на уровне своих собственных задач; но с самопознанием дело обстоит не так просто даже в жизни отдельного человека… филология есть „строгая“ наука, но не „точная“ наука. Ее строгость состоит не в искусственной точности математизированного мыслительного аппарата, но в постоянном нравственно-интеллектуальном усилии, преодолевающем произвол и высвобождающем возможности человеческого понимания. Одна из главных задач человека на земле - понять другого человека, не превращая его мыслью ни в поддающуюся „исчислению“ вещь, ни в отражение собственных эмоций. Эта задача стоит перед каждым отдельным человеком, но и перед всей эпохой, перед всем человечеством. Чем выше будет строгость науки филологии, тем вернее сможет она помочь выполнению этой задачи. Филология есть служба понимания».

Что еще я могу сказать? Только одно: присоединиться к мнениюдоктора филологических наук, профессор Отделения славянских языков и литератур Калифорнийского университета в Беркли, заместителя директора Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, заведующего сектором истории русского литературного языка Виктора Марковича Живова: « Из литературы, из классики люди учатся понимать друг друга, говорить о своих мыслях, чувствах, планах – обо всем! Это необходимая составляющая человеческого образования, общего, а не только гуманитарного. Без обращения к источникам гуманитарного знания не может быть полноценного образования».

Одним из лживых мифов о царской России начала ХХ века остаётся миф о «тёмной крестьянской массе» и «почти поголовной неграмотности». Это не так. Уровень грамотности очень быстро рос во всё время правления Николая II, и особенно быстро в 1906-1917гг. Об уровне грамотности иолодых крестьян можно судить по данным призывников в армию, более 80% которых составляли крестьяне – уже к 1913 году более 70% призывников были грамотны. Но обо всём по порядку.

Грамотность по переписи населения 1897 года

Отправной точкой уровня грамотности по всей Российской империи на начало века, принимаются данные Переписи населения Российской империи на 1897 год , признанные отечественными и зарубежными учёными. Всего грамотных (без учёта Финляндии) - 21,1%, в т.ч. 29,3% мужчин и 13,1% женщин.

При этом грамотность была сильно дифференцирована по регионам Российской империи. . К началу XX века Россия сильно отставала от развитых стран Европы (кроме Италии) по уровню грамотности.

По экстраполяционым оценкам, сделанным применительно к наиболее развитым губерниям Российской империи, на протяжении XIX и начала XX века грамотность сельского населения росла на 1,8% в год.

Грамотность в Российской империи в начале XX века

Аналогичная по масштабам и глубине Всеобщей переписи 1897 года, в Российской империи планировалась на 1915 год, и вся документация для ее проведения была подготовлена, однако, из-за начавшейся Первой мировой войны она была отменена. Тем не менее, для оценки развития школьного образования, охвата детей школьного возраста и уровня грамотности до 1917 года использовались данные полной школьной переписи января 1911 года и данные, предоставленные губернским и уездным учебным начальством в Министерство народного просвещения к 1 января 1915 года (по стандартам полной школьной переписи 1911 года)(с.146).

Кроме того, в 1913 г. прошел общеземский съезд по школьной статистике, после чего земская школьная статистика получила новое развитие. Некоторые из этих данных (в том числе данные школьной статистики на 1 января 1915 г.), наряду с другой статистикой Министерства народного просвещения тех лет используются и некоторыми современными исследователями.

БСЭ (2-е издание) дает следующие данные по динамике уменьшения неграмотности новобранцев в РИ (процент неграмотных среди новобранцев):

Процент неграмотных призывников в России:

Процент неграмотных призывников в России

Годы 1896 1900 1905 1913

% неграмотных 60 % 51 % 42 % 27 %

Как видно, уже в 1913 году грамотность среди призывников составляла 73% (к 1917 году – более 80%).

Призывные комиссии русской армии чётко разделяли грамотных (умеющих читать и писать), малограмотных (умеющих только читать) и неграмотных (не умеющих ни читать, ни писать) При этом малограмотных и неграмотных в армии обучали.

Оценки среднего уровня грамотности населения в России в целом к 1914-1915 гг году достаточно сильно разнятся: от 35-38 % к 1915 году до 43% в 1917. Бывший министр просвещения П.Н. Игнатьев в своей статье приводил оценку в 56% грамотных от всего населения России (на 1916 год).

По данным исследования Института этнологии и антропологии РАН под руководством д.и.н., профессора М. М. Громыко, написанной по результатам социологических исследований (конца XIX - начала XX вв) нескольких групп учёных Императорских научных обществ царской России, реальная грамотность крестьян была заметно выше данных официальной статистики, поскольку многие (особенно старообрядцы) не считали нужным записывать при обследованиях свою грамотность, и по ряду других причин (c.59-60). Отмечается также, что тяга крестьян к грамоте, интерес к книгам и периодическим изданиям постоянно росли, особенно быстро после 1906 года. Средства на формирование фондов сельских библиотек, включая покупку книг и подписку на периодику, собирались со всех крестьян, включая неграмотных..

Меры по развитию начального образования в России а начале XX века

Реформы школьного образования начались при Николае II еще до Русско-японской войны и революции 1905-1907гг. В 1896 году начался переход от трёхлетнего к четырёхлетнему начальному образованию, причём все новые школы строились уже как четырёхлетние, и при этом отлично организованные. На четырёхлетку переходили и все прежние виды школ, в том числе и трёхлетние земские.

Этот процесс в целом по России был в значительной степени завершен уже к 1903 году , и окончательно к 1910-1912. После 1906 года на четырёхлетку стали переходить и церковно-приходские школы (доля которых в общем быстро растущем числе числе школ неуклонно уменьшалась).

Реформы были направлены также на снижение «бюрократической зависимости» средней школы; с этой же целью Николай II в 1904 году своим указом отменил прямую связь между получением сертификатов об окончании гимназий и университетов и присвоением чинов согласно Табели о рангах. Эти реформы были направлены также на усиление роли родителей в школьной жизни, децентрализацию управления образованием и ориентацию на «местные нужды». В 1896-1904 гг издается целый ряд указов, связанных с начальным образованием, в том числе, например, о финансировании различных видов начальных школ, а также о материальном обеспечении учащихся начальных училищ(с.128).

Вообще, в более широком плане, именно на рубеже XIX- XX веков (за несколько лет до Русско-японской войны и революции) закрепившееся начиная с царствования Николая Первого представление о гимназии как об инструменте формирования слоя чиновников, вступило в серьезные противоречия с более широкой концепцией средней школы как основного органа формирующего культурные силы нации в целом и «потребностями жизни» (прежде всего экономики страны)(с.38) При этом начальная школа должна была обеспечить возможность «социальных лифтов» наиболее способных учащихся в средние школы, в гимназии, и затем в вузы (с.119-120).

К 1914 году все это было реализовано. Согласно данным д.и.н. С.Волкова, доля студентов из «низших классов» в вузах (прежде всего в технических) доходила до 50-80%.

ИНТЕНСИВНЫЙ РОСТ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСЛЕ 1907 ГОДА

Проект всеобщего начального образования

Развитие начального школьного образования значительно ускорилось с конца 1907 года. 1 ноября 1907 года в Думу был внесён проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи». Комиссия по народному образованию, в которую поступил этот проект, рассматривала его более трёх лет. Однако обсуждение законопроекта о всеобщем начальном образовании откладывалось несколько раз. Для решения возникших споров 28 января 1912 года Государственный совет образовал согласительную комиссию. При этом Госсовет предложил повысить до 10,5 млн руб. минимальный размер кредита, на который в течение 10 лет должны были быть увеличены ассигнования на нужды начальных училищ. В ходе обсуждения доклада согласительной комиссии (21 мая 1912 года), Дума отказалась с предложенными компромиссами, в связи с чем 6 июня 1912 г. Государственный совет законопроект отклонил, и, вопреки некоторым не опирающимся на факты предположениям, закон о всеобщем, обязательном и бесплатном начальном образовании в царской России принят не был. - Тем не менее, те же современные критики этого закона пишут:

«Со времени издания закона от 3 мая 1908 г. в стране начинают проводиться первые мероприятия, связанные с реализацией проекта введения всеобщего образования в стране, который предполагал создание школьных сетей начальных учебных заведений».

Подписанный Николаем II Закон от 3 мая 1908 г. предусматривал также дополнительное финансирование (кредит) в 6,9 млн. рублей на нужды начального образования, и способствовал его ускоренному развитию. При этом, согласно указу от 3 мая 1908 г. образование во всех школах, на которое распространялось дополнительное государственное финансирование (в том числе и в земских школах) было бесплатным.

Новый энциклопедический словарь 1916 года(с.127) отмечает также:

«С 1908 года начинается законодательная работа Думы в области всеобщего обучения и вообще начального образования. Издается ряд законов по начальному образованию, тесно связанных с введением всеобщего обучения» .

«В течение 1908-1915гг кредит на постоянные нужды начального образования увеличивался следующим образом: в 1908 - на 6 900 000 р., в 1909 - на 6 000 000 р., в 1910 - на 10 000 000 р., в 1911 - на 7 000 000р., в 1912 - на 9 000 000 р., в 1913 - на 10 000 000 р., в 1914 - на 3 000 000 р., в 1915 - на 3 000 000 р.»

Как видно, кредит на нужды начального образования увеличивался даже во время ПМВ . Не только финансирование, но все мероприятия по развитию начального образования (в том числе увеличение числа школ и их доступности в радиусе не более 3 верст) проводились неуклонно вплоть до 1917 года

Необходимо отметить, что не только в России, но и в других странах Европы законы об обязательном начальном образовании вводились не «одномоментно» (с даты принятия Закона правительством, или парламентом), а на протяжении десятков лет, с бурными дебатами в парламентах: «Законы о всеобщем начальном образовании в разных странах были приняты в разное время и их принятие сопровождалось длительной полемикой и борьбой.

Например, в Англии пакет соответствующих законодательных актов введен в действие между 1870 и 1907 годами после того как была преодолена серьезная оппозиция (настаивавшая на невмешательстве государства в этот вопрос). Следует отметить, что формальное законодательное введение всеобщего обучения вовсе не всегда означало реальное его введение»(c.55) – и далее Д. Сапрыкин приводит в пример Италию, где, хотя Закон был официально введен в 1877 году, на практике он не соблюдался вплоть до окончания Первой мировой войны.

В РИ наоборот, хотя инициированный в 1908 и внесенный в Думу в 1912 закон к 1917г еще и не был принят, но по факту развитие школьных сетей и финансирование шло настолько быстро, что, например, уже в 1912 г в Московской губернии 95% мальчиков 12-15 лет были грамотны (и 75% девочек) (с.708-709).

Некоторые земства ещё в 1897 году начали составлять планы перехода своих уездов к всеобщему обучению - к 1915 году они оказались в числе тех 46-ти уездов, которые практически завершили этот переход.

На 1 января 1915 года процент отношения числа учащихся к числу детей от 8 до 11 лет по губерниям, согласно статье Нового энциклопедического словаря 1916 года, был следующий:

губернии Московская и Петроградская 81-90% , 7 губерний 71-80% , 20 губерний 61-70% ...."

Для мальчиков почти полный охват начальным образованием был обеспечен в центральных губерниях европейской части РИ (и в некоторых малороссийских губерниях) уже в 1914\1915гг, а при таких темпах к 1924\1926гг полный охват всех детей школой был бы обеспечен и по всей России .

Конечно, уровень грамотности и развитие школ в регионах с преимущественно инородческим населением (как в Средней Азии) значительно отставали.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ

В 1914 году в России было 53 учительских института, 208 учительских семинарий, работало 280 тыс. учителей. В педагогических вузах и семинариях МНП обучалось более 14 тыс. учащихся; кроме того, дополнительные педагогические классы женских гимназий выпустили только в 1913 г. 15.3 тыс. учащихся . Неуклонно увеличивалось число профессионально подготовленных учителей и в начальных школах, в том числе и в оставшихся церковно-приходских (несмотря на более низкую оплату в них): если к 1906 году в них работало 82.8% (в одноклассных) и 92,4 % (в двухклассных)профессионально подготовленных учителей, то к 1914 - уже соответственно 96 и 98.7%

ПЕРСПЕКТИВЫ ВСЕОБЩЕГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПОСЛЕ 1917 ГОДЕ

Каковы были перспективы окончания процесса полного охвата начальным образованием всех детей школьного возраста в России? – По состоянию на 1914 г. в разных уездах и городах РИ (всего в РИ было 441 уездных земств): «осуществлено всеобщее обучение в 15 земствах; совсем близки к осуществлению 31 земство»(с.146) (то есть более чем в 10% земств). Там же указано также, что в 1914 году 88% земств осуществляли (переход) к всеобщему образованию по согласованию с МНП, причем, по сострянию на 1914 год «62% земств предстояло менее 5 лет до всеобщего обучения, 30% - от 5 до 10 лет, и лишь в 8% - свыше 10 лет». Ожидалось, что всеобщее начальное образование на территории европейской России будет достигнуто между 1919 и 1925 годами (более чем в 90% земств всеобщее обучение могло быть введено к 1924 году) .

Подводя итог реформам национального образования к 1917 году (как общего начального и среднего, так и профессионального и высшего), руководитель Центра исследований научно-образовательной политики при ИИЕТ РАН Д. Л. Сапрыкин пишет

«Единая система образования предполагающая полную «координацию» общего и профессионального образования, в частности, возможность переходов между общеобразовательными и профессиональными учебными заведениями одного уровня была сформирована в процессе реформ 1915-1916 годов проведенных П. Н. Игнатьевым при полной поддержке Николая II. Эти реформы создали стройную единую систему национального образования включавшую:

1) 3-4 летний цикл начального образования,

2) 4-летний цикл посленачального образования (первые четыре класса гимназий, курс высших начальных училищ или соответствующих профессиональных учебных заведений,

3) 4 летний цикл полного среднего образования (последние классы гимназий или профессиональных средних учебных заведений),

4) высшие учебные заведения университетского или специального типа, 5) систему образования для взрослых, которая стала ускоренными темпами создаваться особенно после принятия «сухого закона» в 1914 году. …

В последние десять лет царствования Николая II был осуществлен своего рода «национальный проект»: программа строительства «школьных сетей», в частности, сетей школьных зданий по всей стране, обеспечивших доступность школ для всех детей Империи с радиусом 3 версты. … Во время царствования Николая II Россия прочно вошла в пятерку наиболее развитых стран в отношении уровня развития науки, научно-технического образования и «высокотехнологичных отраслей промышленности» .

В формулярах переписи 1897 года в графе грамотность стоял вопрос: «Умеет ли читать?». Таким образом, под грамотностью во время переписи 1897 года подразумевалось только умение читать! Источник: Статистический ежегодник России. 1913 г. Издание ЦСК МВД. СПб., 1914.

Проведенная 18 января 1911 г. школьная перепись выявило положения школьного дела в России. «В день переписи в школах присутствовало 6180510 человек учащихся, что по сравнению с общим числом населения составляет 3,85%. А так как количество детей школьного возраста (от 8 до 12 лет) определяют около 9% всего населения, то оказывается, что лишь около 43% всех детей посещало в 1911 г. начальную школу (с. 187).»Источник:Из «Объяснительной записки к отчету государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет за 1911 год» (СПб., 1912)

К 1 января 1912 года всех учебных заведений в Российской империи (с 8 Финляндскими губерниями) насчитывалось 125 723, в которых обучалось 8 263 999 учащихся.

На 1000 человек населения приходилось учащихся:

по всей Империи 49,9

в Финляндии 71,9

в Европейской России 54,6

в Закавказье 29,8

в Предкавказье 41,9

в Сибири 36,8

в Привислинском крае 44,9

в Средней Азии 21,9

Из общего числа 8 030 088 учащихся, распределённых по категориям (не распределено 233 911), обучались в низших школах 6 697 385 (83,4%), в общеобразовательных средних учебных заведениях 467 558 (5,8%), в специальных средних и низших школах 251 732 (3,1%), в высших учебных заведениях 68 671 (0,9%). Остальные 544 742 учащихся (6,8%) обучались в частных учебных заведениях всех 3-х разрядов, в училищах при церквах иностранных исповеданий, в училищах для слепых и глухонемых и в различных нехристианских школах религиозного характера.Источник:Статистический ежегодник России. 1913 г. Издание ЦСК МВД. СПб., 1914.

Всего к концу 1914 года охват школой детей в возрасте от 8 до 11 лет составлял по империи 30,1 % (в городах - 46,6%, в сельской местности-28,3%). Источник: Россия 1913 год. Статистико-документальный справочник. СПб., 1995

Из чего следует очевидный выводы, что, во-первых: грамотность населения в Российской империи стремилась к нулю и, во-вторых: детский труд стремился к бесконечности, т.к. прокормить семью на зарплату тогда было очень трудно.

В царской России большая часть народа была лишена возможности образования. Большая часть населения была неграмотна. Последняя в царской России всероссийская перепись населения (1897 год) показала, что 78 % населения не умеют читать и писать. Царское правительство, поддерживаемое буржуазией, отказывало народу в образовании: обращённых в рабочий скот невежественных людей было проще эксплуатировать, ими проще управлять.

Капиталист-миллионер Рябушинский откровенно изложил сущность отношения буржуазии к образованию рабочих: «Рабочие – это скот... Учить их? Пожалуй, грамоте, чтобы они были полезнее на фабрике, а если что другое – стрелять и вешать без пощады!». Оттого буржуазия и стремилась держать народ в темноте и невежестве.

В Российской империи было много различных ограничений в получении образования. Так, в дворянские учебные заведения (кадетские корпуса, институты благородных девиц) могли поступить только дворяне и дети казачьих офицеров. Существовали большие ограничения к просвещению для всех нерусских народов. Женские средние школы давали знания в урезанном объеме, по сравнению с мужскими и т.д.

В 1903 году в брошюре «К деревенской бедноте» Владимир Ильич Ленин писал:

«Только даровое и обязательное обучение всех детей может избавить народ хотя бы отчасти от теперешней темноты».

Образование в Российской империи составляло особую привилегию, исключительное право богатых классов. В царской России 3/4 населения не могло ни читать, ни писать и только 20% детей посещали школу. Положение на окраинах империи, населенных нерусскими народами, было просто ужасное, например, грамотных среди узбекского населения было около 3,6%, киргизского - 3,1%, таджикского -2,3%. Более 40 народностей не имели даже своей азбуки…

После победы в России Великой Октябрьской социалистической революции положение с образованием народа изменилось коренным образом. Невзирая на тяжелейшее положение страны, созданное гражданской войной и интервенцией, уже в июне 1918 года было разработано Положение СНК РСФСР «Об организации дела народного образования в Российской Социалистической Советской Республике», подписанное В. И. Лениным. 16 октября 1918 года ВЦИК было утверждено «Положение о единой трудовой школе РСФСР», где было предусмотрено введение обязательного и бесплатного обучения для всех детей школьного возраста (до 17-ти лет), обеспечение детей учебниками, одеждой и обувью, организация питания для учащихся.

С первых лет Советской власти было начато культурное строительство и развитие школьной сети, особенно – в сельской местности. С 1918 года стали выпускаться плакаты, пропагандирующие грамотность и чтение книг. Образование приходило в отдалённые территории страны. Здесь можно вспомнить фильм Андрея Кончаловского «Первый учитель», действие которого разворачивается в первые годы Советской власти в Киргизии.

В 1930 году в СССР было объявлено о введении обязательного всеобщего начального образования (Постановление ЦИК и СНК СССР от 14 августа 1930 года «О всеобщем обязательном начальном обучении»).

В 1939 году XVIII съезд ВКП(б) поставил задачу перехода на всеобщее среднее образование в городах и завершения всеобщего обязательного семилетнего обучения в деревне и во всех национальных республиках. Осуществлению этой задачи помешала война, в ходе которой германские нацисты уничтожили на территории СССР 82 тысячи школ, в которых до войны обучалось 15 миллионов учащихся. После ликвидации причиненных войной разрушений, СССР в 1950 году полностью осуществил обязательное 7-летнее обучение. При этом получение образования поощрялось и пропагандировалось, создавались школы для рабочей и сельской молодёжи.

В 1958 году был принят закон, вводивший в СССР обязательное 8-летнее образование.

В 1977 году Конституция СССР законодательно закрепила в статье 45 введение всеобщего обязательного среднего образования молодежи.

В Советском Союзе был создан настоящий культ знаний, образование стало всеобщим и бесплатным, фундаментальным и качественным на всех уровнях: от начального до высшего.

В развитие образования вкладывались огромные денежные средства: около 10% национального дохода СССР. Технические (то есть – созидательные, в реальном секторе экономики) профессии считались самыми престижными, конкурсы в технические ВУЗы были огромны.

В СССР был обеспечен широкий доступ к научно-популярной информации: огромными тиражами, и по доступным ценам, выходили научно-популярные журналы «Юный техник», «Техника – молодёжи», «Наука и жизнь», Знание – сила» и др., работали многочисленные бесплатные технические кружки, станции юных техников и юных натуралистов, музыкальные школы.Советский народ стал самым читающим народом в мире.

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.

Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. То есть вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения. А также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора. Наконец, использовать накопительные и страховые инструменты.

Стоит отметить, что от общего уровня финансовой грамотности населения страны во многом зависит ее экономическое развитие. Низкий уровень таких знаний приводит к отрицательным последствиям не только для потребителей финансовых услуг, но и для государства, частного сектора и общества в целом. Поэтому разработка и внедрение программ по повышению финансовой грамотности населения – важное направление государственной политики во многих развитых странах, например в США, Великобритании и Австралии. Высокий уровень осведомленности жителей в области финансов способствует социальной и экономической стабильности в стране. Рост финансовой грамотности приводит к снижению рисков излишней личной задолженности граждан по потребительским кредитам, сокращению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка и т. д.

В России финансовая грамотность находится на низком уровне. Лишь небольшая часть граждан ориентируется в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами.

По данным Всемирного банка за 2008 год и последующего мониторинга Национального агентства финансовых исследований, 49% россиян хранят сбережения дома, а 62% предпочитают не использовать какие-либо финансовые услуги, считая их сложными и непонятными. О системе страхования вкладов осведомлено 45% взрослого населения России, причем половина из этого количества только слышали данное название, но не могут объяснить его. Лишь 25% россиян пользуются банковскими картами . При этом у держателей кредитных карт наблюдается низкий уровень знаний о рисках, связанных с этим продуктом. Только 11% россиян имеют стратегию накоплений на период пенсионного возраста (для сравнения: 63% – в Великобритании). Большинство наших сограждан принимают решения об управлении своими финансами не на основе анализа полученной информации, а по рекомендациям знакомых или заинтересованных сотрудников финансовых учреждений. Также следует отметить, что в России низкая информированность населения о том, какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений. К примеру, свыше 60% семей не знают об обязанности банков раскрывать информацию об эффективной процентной ставке по кредиту , лишь 11% осведомлены об отсутствии государственной защиты в случае потери личных средств в инвестиционных фондах . Порядка 28% населения не признает личной ответственности за свои финансовые решения, считая, что государство все должно возмещать.

Такая статистика показывает, что заниматься повышением финансовой грамотности населения необходимо на государственном уровне.

Впервые эту проблему в России стали обсуждать в 2006 году на встрече в Санкт-Петербурге министров финансов G8, после чего меры по формированию финансовой грамотности в стране нашли отражение в целом ряде документов президента и правительства РФ.

Например, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года повышение финансовой грамотности обозначено в качестве одного из основных направлений формирования инвестиционного ресурса. В Стратегии развития финансового рынка РФ на период до 2020 года оно рассматривается в качестве важного фактора развития финансового рынка в России.

Министерство финансов РФ совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Всемирного банка ведет разработку программы повышения финансовой грамотности населения. Программа рассчитана на пять лет и на первом этапе будет реализовываться в нескольких российских регионах. Она будет включать в себя подготовку конкретных учебных программ и продуктов, совершенствование законодательства в сфере финансовых услуг и прав потребителей. Также данный проект должен по возможности объединить, обеспечить координацию уже реализуемых и готовящихся к запуску на разных уровнях программ и инициатив в сфере финансовой грамотности. Общий объем затрат составляет 110 млн долларов . Основная часть (80%) будет финансироваться из федерального бюджета, оставшаяся – за счет средств Всемирного банка.

На сегодняшний день по-прежнему большинство россиян получают теоретические знания в области финансов самостоятельно, посредством специализированных интернет-сайтов, телепередач, литературы, новостей, посещая курсы и тренинги, а опыт приобретают на собственных ошибках.

Наиболее известные интернет-ресурсы в области финансовой грамотности.

1. Информационный портал - крупнейший банковский сайт России. Повышению финансовой грамотности населения полностью посвящен раздел «Банковский словарь », в котором разъясняются финансовые и экономические понятия и термины, даются практические рекомендации потребителям финансовых услуг.» – проект по повышению финансовой грамотности, разработанный платежной системой Visa International при поддержке Министерства финансов РФ.

7. «Финансовая грамота » - совместный проект по повышению финансовой грамотности Российской экономической школы (РЭШ) и Фонда Citi.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!