Все для предпринимателя. Информационный портал

Как подготовиться к публичному выступлению. Как эффективно подготовиться к выступлению перед аудиторией

Перед публичными выступлениями нервничают и экстраверты, и интроверты. Это объяснимо с биологической точки зрения: в животном мире стоять на возвышенном и хорошо освещённом месте при условии, что из-за кустов на вас смотрят несколько десятков пар глаз, может быть крайне опасно. Выступления в школе, которые призваны научить высказываться на публике, часто, наоборот, закрепляют страх перед аудиторией.

Часто экстраверты больше переживают перед выступлением, но, как только начинают говорить, вживаются в роль - и страх отступает, а вот пик переживания интроверта может наступить прямо на сцене. Может быть, интровертам просто не стоит выступать?

Погружённые в любимое дело целиком, без остатка, интроверты лучше разбираются в деталях, могут увидеть что-то новое в знакомом объекте, и часто им приходят в голову неожиданные идеи. Поэтому, если вы интроверт и хотите, чтобы будущие инвесторы, коллеги или клиенты поняли всё наилучшим образом, нужно брать микрофон в свои руки. Многие рекомендации о том, как готовиться к публичным выступлениям, не подходят интровертам по той причине, что интроверсия - базовая врождённая характеристика, а не привычка к определённому стилю взаимодействия, не то, что нужно побороть. Можно оставаться интровертом и быть убедительным на презентации одновременно. Например, один из самых известных интровертов - Уоррен Баффетт - прошел специальный курс у Дейла Карнеги и преодолел свой страх перед выступлениями.

Накопите энергию

Главное отличие экстравертов от интровертов в том, что экстраверты получают энергию извне, именно поэтому после вечеринки они чувствуют себя отдохнувшими, а после выступления - окрылёнными. Среди интровертов много изобретателей и писателей и мало любителей вечеринок, ведь интроверты черпают энергию из своего внутреннего мира, а на публичное общение энергия, напротив, расходуется. Поэтому в период подготовки к выступлению или презентации важно заняться накоплением энергии. Хорошо, если сама идея вдохновляет вас настолько, что приготовление слайдов превратится в приятное занятие. Разговаривайте о своей идее с друзьями и близкими, читайте, делайте то, что даёт вам силы и ощущение отдыха.

Проанализируйте выступления интровертов

Сильной чертой интровертов является умение слушать и вникать. Поэтому начать можно с просмотров выступлений интровертов. Например, Билла Гейтса Джоан Ролинг или Сьюзан Кейн, автора книги «Интроверты. Как использовать особенности своего характера». Её выступление на TED уже собрало 11,5 млн просмотров, оно совершенно не похоже на Comedy Club, но смотрится на одном дыхании.

Как интроверты успокаиваются во время выступлений? Они не стесняются пауз, кто-то держит на столе стакан воды, кто-то использует жесты, связанные со спокойствием и уверенностью (например, куполообразный жест в выступлении Билла Гейтса). Сьюзан Кейн советует принимать свой страх и бросать ему вызов. Даже Леди Гага начинает свой день с короткой воодушевляющей фразы: «Эй, ты же леди Гага! - говорит она себе. - Вылезай из кровати и покажи им!»

Подготовьте план

В своих выступлениях интроверты используют много заранее подготовленного материала: слайдов, картинок, шуток, историй. Во-первых, потому что в момент волнения выступающему будет на что «опереться», во-вторых, хорошая презентация половину информации скажет за вас, а в-третьих, истории и шутки объединяют рассказчика и аудиторию общими эмоциями, и вы уже не будете чувствовать себя противопоставленными слушателям. Лучшая импровизация - это заранее подготовленная импровизация. Продумайте сюжет вашего выступления, каждый пункт плана, все примеры и шутки. Мэтт Хоги, основатель MetaFilter, начинает готовиться к большим выступлениям за 3 месяца. Вот его обычный план:

1. За три месяца он продумывает название презентации, основной тезис, начинает накидывать схему в Google Docs, добавляя пункты и подпункты в течение пары недель. Он также использует систему Beyond Bullet Points, описанную в книге Клиффа Аткинсона. 2. За два месяца Мэтт переводит свои наброски в слайды презентации - это приятный этап, потому что есть возможность найти красивые иллюстрации, идеально подходящие по смыслу к выступлению. В это же время он начинает проговаривать выступление про себя, внося правки и корректировки. 3. За месяц Мэтт начинает обсуждать своё выступление с женой и друзьями.

В итоге выступления интровертов получаются, возможно, менее зажигательными, но более убедительными, чем выступления экстравертов.

Порепетируйте

Этот совет пригодится и интровертам, и экстравертам. Одним нужно привыкнуть к ситуации повышенного внимания, а другим - понять, что их уверенность в себе бывает излишней и не всегда можно выкрутиться в неловкой ситуации. И если у экстравертов есть риск перегореть в случае многократного повторения одного и того же, то интроверты, возможно, увидят новые грани содержания своего выступления.

Аллан Пиз, конечно, экстраверт: будучи подростком, он уже подрабатывал коммивояжёром, позже, став знаменитым психологом, он обучил немало интровертов держаться на публике. Основной тезис Аллана Пиза - мы производим 90% впечатления не за счёт того, что мы говорим, а за счёт того - как. Поэтому как бы вам ни хотелось закрыться от аудитории, сложив руки на груди, - не нужно, лучше заранее выбрать открытую позу, в которой вам будет комфортно.

Репетировать лучше не в одиночку, а с тем, кому вы доверяете (жена, муж, близкий друг), - запрашивайте обратную связь от ваших слушателей. Их замечания и пожелания помогут вам изменить выступление в лучшую сторону. Можно также использовать видеозапись.

Найдите друга в зале

Есть приём, которым часто пользуются комики: они видят человека в зале, который больше всего смеётся над их шутками, и конец репризы всегда рассказывают, глядя на него. Вы тоже, когда начнёте выступать, увидите, кто реагирует лучше, а кто хуже. «Старайтесь смотреть на доброжелательное лицо чаще и дольше, это позволит немного обмануть ваш мозг, создать впечатление, что вы ведёте диалог один на один, а не выступаете перед публикой», - считает тренер делового общения Нэнси Энковиц.

Кроме того, не забывайте улыбаться, можете даже написать себе это на стикере рядом с планом выступления. Мы устроены таким образом, что улыбка вызывает желание улыбнуться в ответ, и тогда количество «друзей» в зале будет увеличиваться.

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать.

Работу по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы:

Докоммуникативную, т.е. фаза планирования и подготовки публичного выступления и коммуникативную - реализация данного выступления.

В докоммуникативной фазе необходимо учитывать три фактора:

  • - тема и цель выступления;
  • - участники коммуникации, аудитория;
  • - условия: место и время.

Работа на этом этапе носит характер учета и оценки объективных данных, тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием и т.п. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить. Важно, чтобы тема представляла интерес как для самого выступающего, так и для его слушателей.

Следует помнить и том, что состояние аудитории и обстановка также не выбираются выступающим.

Выступление, как правило, имеет три составляющих:

  • 1. Задача, или цель, речи;
  • 2. Тема или проблема;
  • 3. Метод выступления.

Цель речи состоит в том, чтобы представить новую информацию, которая требует осмысления и убедить - побудить слушателей к действию, сделать так, чтобы они приняли или изменили точку зрения. Знание цели усиливает внимание. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха.

Стержневая идея - это основной тезис, который необходимо ясно и четко сформулировать с самого начала. В речи допускается несколько стержневых идей, но для эффективности выступления их должно быть не более трех.

Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению, его характер. Например, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоим в непроизносимых, но подразумеваемых выражениях типа «Если вы не сделаете этого, то пожалеете», или «Не могу понять, почему вы не делаете то-то и то-то». Подобный слегка раздраженный тон позволяет докладчику эффективнее донести свою идею до слушателей.

Сформулировать основной тезис выступления означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

  • - Фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления
  • - Суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти.
  • - Мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

Тема выступления должна быть конкретизирована, интересна, и абсолютно понятна для аудитории. Оратор, безусловно, должен владеть темой. Это значит, что все факты должны быть собраны, систематизированы, изучены, причем, они должны освещать явление со всех сторон. Для того, чтобы достичь успеха у слушателей, выступающему необходимо четко определить понятия (термины), предлагать поясняющие примеры, представлять доказательную статистику, излагать концепции, иллюстрировать мысли дополнительным материалом. Так же, необходимо участь, что тему надо изложить за короткое время, удовлетворив запросы слушателей. Тему выступления следует выбирать очень тщательно. Название речи должно быть ясным, четким, и по возможности лаконичным. Если есть соответствующая возможность, то свой выбор лучше остановить на том, что хорошо знакомо и интересно самому выступающему. Тогда более вероятно, что все сказанное произведет должное впечатление и на остальных. Затем, нужно попробовать сузить тему выступления, чтобы она представляла наибольший интерес для слушателя. Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию. Если есть такая возможность, то обдумыванию своего выступления следует посвятить достаточно продолжительное время. Речь должна вызреть. Необходимо выбрать тему, обдумывать ее в свободное время, сделать ее предметом бесед, записывать пришедшие в самое различное время мысли, примеры, соображения. За это время появится множество новых идей. В процессе выбора темы и определения целевой установки рекомендуется проконтролировать себя вопросами:

  • - Действительно ли меня интересует тема или может ли она стать интересной для меня?
  • - Достаточно ли я знаю по данному вопросу и могу ли я заручиться достаточными данными?
  • - Смогу ли я уложиться в отведенное время?
  • - Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?
  • - Будут ли соответствовать мои тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателя?

Итак, подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому, или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиции будущей аудитории.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи - это контакт со слушателями. Поэтому при планировании публичного выступления значительную роль играет анализ аудитории. Важно определит, что интересно и полезно людям, что им нравится и, наоборот, что не производит на них никакого впечатления.

Анализ аудитории может идти по ряду параметров: возраст, пол, религиозная и культурная основа, интеллектуальный уровень, профессия, национальность, политическая ориентация, уровень осведомленности в данном вопросе, социальное и экономическое положение. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей, тем легче выступать.

Существенный признак аудитории - количественный состав слушателей. Малочисленной аудиторией легче управлять, но при этом оратор должен хорошо знать вопрос, о котором идет речь, так как вряд ли удобно читать с "листа" перед небольшим количеством слушателей.

После анализа следует приспособить выступление к аудитории, выбрать соответствующий код - общий или профессиональный, простой или сложный.

В процессе речи параллельно анализируется реакция слушателей, и вносятся соответствующие коррективы. Кроме того, если есть соответствующая возможность, следует заранее поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой аудитории, что поможет лучше понять специфику предстоящего выступления.

Оценка темы, цели выступления и аудитории является основой и фоном следующего этапа докоммуникативной фазы - «кодирования», т.е. создания сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории и в соответствии с конкретной обстановкой. Этот этап включает:

  • 1. Поиск и подбор материалов. Основными источниками, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи, являются:
    • - официальные документы;
    • - научная, научно-популярная литература;
    • - справочная литература: энциклопедии, словари по различным отраслям знаний, статистические сборники, ежегодники по различным вопросам, таблицы, библиографические указатели;
    • - художественная литература;
    • - статьи из газет и журналов;
    • - передачи радио и телевидения;
    • - результаты социологических опросов;
    • - собственные знания и опыт;
    • - личные контакты, беседы, интервью;
    • - размышления и наблюдения.

Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

При подготовке к выступлению необходимо использовать и так называемый местный материал, т.е. имеющий отношение к слушателям. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.

Чтение литературы по теме выступления, накопление карточек с интересными высказываниями, примерами, цитатами, статистическими данными - трудоемкий этап подготовки публичного выступления, который требует определенного времени, поэтому подготовку к выступлению необходимо начинать заранее.

Данный этап подготовки во многом определяет успех будущего выступления: оратор получает и расширяет свои знания, связанные с предметом речи, критически осмысливает материал, выясняет основные проблемы.

2. Композиционно-логическое оформление речи. При планировании выступления необходимо определить метод - выбор ключевых слов и их подачу.

Для информационной речи такими словами могут быть, например - анализ, демонстрация, объяснение, суммирование, сравнение, описание, обсуждение, перечисление, показ и т.д.

Цель убеждающей речи может включать такие слова, как принять, сделать, вступить, поддержать, согласиться, внести вклад, помочь, защитить, предложить, разделить мнение, выступить за и т.д.

Возможны интонационные окраски выступлений:

  • - мажорная;
  • - беспечная или юмористическая;
  • - шутливая;
  • - сердитая или упрекающая;
  • - мрачная;
  • - торжественная;
  • - предостерегающая;
  • - просительная.
  • 3. Использование фактологического материала. Цифровые данные, для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.

Крайне важно помнить, что место и время - это ключевые факторы успешного выступления. На речь влияют обстановка, освещение, температура в помещении и пр. Небольшая комната располагает к спокойному, тихому тону, к беседе, а большой зал настраивает на громкий голос, на наступательный, ораторский стиль. Если выступление планируется перед небольшой группой слушателей, то необходимо выбрать небольшое помещение. Ничто так не гасит энтузиазм, как обширные помещения и пустые кресла в зале. Лучше поставить плотно стулья в небольшом помещении, чем рассадить слушателей в большом зале. Аудиторию нелегко расшевелить, если она разбросана по залу, поэтому прежде чем начать выступление, попросить слушателей перейти вперед и сесть поближе к выступающему.

Человек, находящийся в большой аудитории, может утратить свою индивидуальность. Он становится частью толпы, и в этом случае на него значительно легче воздействовать, чем, если бы он был отдельным индивидуумом. Он будет смеяться и аплодировать по поводу таких вещей, которые его совершенно не тронули бы, если бы он был только одним из слушающих оратора.

Имеет значение время дня и день недели. Ранним утром труднее овладеть вниманием аудитории, а после обеда его легко потерять. Поэтому в таких ситуациях следует использовать возбуждающие приемы - юмор, драматизацию, необычный материал.

Для того, чтобы чувствовать себя более уверенно, нужно заранее придти в зал и освоиться, оценить обстановку и т.д.

Подниматься на трибуну необходимо только в том случае, если аудитория довольно велика и в связи с этим возникает необходимость для оратора стоять на возвышении. В ином случае, лучше стоять рядом со своими слушателями, превратив выступление в беседу.

Докоммуникативная фаза, для своей большей результативности непременно должна завершаться репетицией предстоящего выступления. Потренироваться можно перед близкими или друзьями, но так же можно использовать и средства аудио- или видеозаписи. Это очень эффективный способ проконтролировать хронометраж, грамотность построения речи и качество выступления.

Коммуникативная фаза - это непосредственно произнесение речи, ответы на вопросы слушателей, ведение дискуссии и т.д. Можно сказать, что она прогнозируема лишь в некоторой степени, и ее успех во многом зависит от находчивости, сосредоточенности оратора, от остроты его ума и уровня подготовленности. В любом случае, не стоит рассчитывать на заранее запланированное линейное развитие выступления. По возможности необходимо предусмотреть все возможные нюансы.

В переводе с греческого языка «rhetorike» — «риторика», синоним к термину «ораторское искусство». Это слово включает в себя сразу два значения. В первом варианте его понимают как науку, которая знакомит с мастерством красноречия. Второе значение риторики — искусство красиво говорить.

Публичное выступление – один из важных инструментов красноречия. Это форма обращения к аудитории, устное монологическое высказывание, целью которого является оказание определенного .

Формы публичного выступления, которые наиболее распространены в деловой сфере:

  • доклад;
  • информационное повествование;
  • приветственное обращение;
  • торговая речь.

Пять классических этапов, по которым готовится публичное выступление:

  • Определение цели выступления.
  • Заготовка материалов. Это изучение тематики, сбор литературы, ее изучение.
  • Планирование. Одной из важных стадий любого мероприятия является планирование. На данной подготовительной стадии проводится деление собранного материала на группы, выстраивание данных в логической последовательности.
  • Корректура или литературная обработка текста. На этой стадии, текст «шлифуется». Стиль подачи информации должен максимально точно решать задачи, которые поставлены перед речью.
  • Заучивание информации. Подготовка к публичному выступлению предполагает и заучивание отобранной, откорректированной информации. Произнесение речи в уме и вслух.

Особенности аудитории

Подготовка к публичному выступлению проводится с учетом особенностей и настроя аудитории, для которой готовится речь. Во внимание принимаются такие параметры, как:

  • социально-профессиональная характеристика (рабочий класс, интеллигенция, инженеры);
  • культурно-образовательный уровень участников (уровень образования – начальный, средний, высший);
  • характер деятельности;
  • осведомленность слушателей в проблеме выступления;
  • степень заинтересованности.

Количество слушателей, время выступления, ораторские способности докладчика – факторы, которые оказывают влияние на исход конкретного выступления. Как показывает практика, больше всего сложностей возникает с «неоднородной» аудиторией. Очень сложно заинтересовать, расположить и привлечь группу людей, представители которой относятся к разным возрастным, социальным, культурным группам.

Возникают также сложности в работе с молодежной группой. Жажда к противоречию, субъективизм, самолюбие, уверенность молодежи в собственной правоте – факторы, которые потребуют немало усилий и выдержки от докладчика.

Правила публичного выступления

  1. Тема доклада должна максимально точно отражать информацию, которую автор пытается донести до аудитории. Второй вопрос, который решает название доклада – привлечение интереса к выступлению. Чем интересней будет лозунг, тем больше заинтересованных слушателей появится.
  2. Понимание . Успешное выступление – тот доклад, по итогам которого автор добился ожидаемого результата. При формировании цели выступления нужно четко понимать, какой реакции автор выступления ожидает. Выделяют две основные цели выступления – информирование и воздействие. Довольно часто они объединяются в один ожидаемый результат.
    — при необходимости информировать людей нужно подобрать максимально простую для восприятия информацию;
    — чтобы призвать аудиторию к конкретным действиям нужно обозначить определенные мотивы. Достигается это путем формирования у слушателей убеждений, представлений, стремлений.
  3. Стать слушателем. Подготовка к публичному выступлению включает в себя и такой важный этап, как «ощущение себя в роли слушателя». Нужно поставить себя на место участников доклада, понять мотивы и желания этих людей. Только с учетом этой информации можно создать обращение, которое окажется продуктивным.
  4. Оценка состава аудитории. Известно, что чем «однороднее» состав слушателей, тем легче строить свое обращение к ним. Если дело приходится иметь с различной по составу аудиторией, то нужно адресовать какой-то фрагмент обращения к каждой отдельной категории участников, не оставив никого без внимания.
  5. Оценка количества слушателей. Чем больше участников, тем проще для восприятия и запоминания должна быть информация.
  6. Порядок выступления. Нужно знать, какие доклады будут предшествовать вашей речи. Каждое последующее обращение должно быть содержательней, познавательней предыдущего, не повторять и резко не противоречить им.
  7. Речь не должна быть перегруженной. Не больше семи идей или вопросов следует осветлять в одном докладе.
  8. Правильно поставленный голос. Ораторское искусство несет в себе много секретов, один из которых – волнообразная речь. Суть данного метода заключается в чередовании интонации и тональности.
  9. Правильно отлаженная скорость речи. Слишком медленная подача информации рассеивает концентрацию внимания слушателя, а излишне ускоренный темп усложняет восприятие.
  10. Уважение публики. Следует избегать превосходства, высокомерия. Постоянно взаимодействуйте со слушателями, отвечайте на вопросы, будьте заодно с ними. В противном случае

Публичное выступление – выступление перед слушателями с целью убеждения, провокации, информирования. Такое выступление может быть рассчитано как на обширную аудиторию, так и на узконаправленную (определенный контингент слушателей).

Цель оратора расположить к себе слушателей, привлечь внимание и доказать правоту убеждений. Для этого говорящему нужно пройти основные этапы подготовки и запомнить хитрые языковые приемы, повышающие эффективность ораторской речи.

В ораторской деятельности насчитывают четыре вида выступления:

  • рассказ экспромтом – выступление перед аудиторией без предварительной подготовки;
  • составление конспекта – тезисы, использующиеся при сообщении;
  • текст сообщения – составление текста, который вы читаете при выступлении;
  • заучивание наизусть – вы учите текст и воспроизводите по памяти, соблюдая основные требования слушателей.

Для творческого выступления комбинируйте эти способы. В ораторской деятельности нет ограничений, но всегда стоит учитывать особенности аудитории. Принцип ораторской деятельности – возможность свободно выбирать особенности рассказа и использовать любые средства выразительности выступления.

Как подготовить план выступления

Основа публицистических выступлений – план. Чтобы составить план сообщения, записывайте тезисы, которые подойдут к теме. Тезисы проанализируйте и исключите лишнюю информацию. После обработки прочтите тезисы еще раз.

При необходимости, дополните план и подкрепите его вспомогательными фактами, чтобы план выглядел полным и последовательным. Вносите в план обдуманные предложения. Если вы новичок в ораторской сфере, не сокращайте предложения – записывайте полностью, чтобы не запинаться при произношении.

Как использовать план

Иметь при себе план выступления полезно, но не увлекайтесь дословным копированием тезисов. Выбирайте самостоятельно, как пользоваться записями, чтобы речь была обдуманной, последовательной, согласованной в интонации и темпе произношения.

Новичкам план поможет сориентироваться при повествовании; более опытным в ораторской деятельности, тезисы послужат как дополнение к выступлению. План подходит для постоянного обращения, подтверждая уверенность, что тезисы озвучиваются в правильном порядке.

Если вы считаете, что плана недостаточно для успешного сообщения, то напишите полный текст. Словесное оформление публичного выступления можно заучить, чтобы иметь возможность смотреть на аудиторию, а не задерживать взгляд на бумаге. Структура публичного выступления должна быть вам известна, а не просто записана в конспекте.

Структура публичного выступления

Самые сильные части рассказа – начало и заключение. После их удачного построения, вы заинтересуете аудиторию и оставите о себе приятное впечатление. Помните, что впечатление складывается за первые пять секунд общения. Поэтому сразу покажите, что подготовили интересный рассказ: продемонстрируйте видео или фото, подходящее к теме; начните с интересного факта.

1 Этапы рассказа начинаются с введения, а композиция публичного выступления строится на описательной части. Для выразительности используйте предысторию. Расскажите интересную притчу или жизненный пример, не отклоняясь от темы разговора. Не забывайте про психологические приемы и языковые средства, чтобы аудитория успешно переняла ваше отношение к теме.

2 Опишите проблему, которую вы затрагиваете. Уделите внимание этому пункту, чтобы аудитория понимала вас и слушала с интересом. Затроньте перспективы, которые возможны при решении проблемы. Подойдите к этой части рассказа издалека. Расскажите, как вы пришли к таким выводам и что вы думаете об этом.

3 Подумайте, какие вопросы вам задаст аудитория. Чтобы не молчать при общении с публикой, заранее оцените, какие моменты интересуют людей.

Важной частью публичного выступления является заключение.

Принципы качественного заключения

  • заключение подводит итоги, обобщает сказанное;
  • заключение лаконичное и кратко описывающее основные мысли;
  • заключение с долей юмора;
  • заключение несет комплименты слушателям;
  • заключение повторяет основную мысль текста;
  • заключение подходит для саморекламы и утверждения осведомленности в поднятой теме;
  • заключение используется для советов с помощью практических рекомендаций;
  • заключение усиливает эмоциональные впечатления от рассказа;
  • креативное заключение подкрепляется презентацией и связывает этапы рассказа.

Связность всех частей доклада слушатели должны ощущать постоянно: Одна мысль плавно переходит в другую; соблюдается логическая последовательность.

Заключение невозможно без аргументации. Композиция публичного выступления должна сопровождаться доказательствами вашей правоты.

Аргументация публичного выступления

Аргументация – это доводы, обосновывающие тезисы, и доказательства озвученной информации.

Аргументация делится на два типа:

  1. Логическая аргументация.

Доказательства, основанные на разуме слушателей. Такая аргументация объясняется дедуктивным методом, рассуждением от общего к частному.

  1. Психологическая аргументация.

Аргументация, направленная на эмоции, чувства, нравственные нормы слушателей.

Правила аргументации

  • Аргументация должна быть правдивой. Недостоверные факты подорвут вашу репутацию. Проговаривайте доказательства с убедительностью. Убеждающее выступление означает правильно подобранную аргументацию, основанную на уверенности в своих доводах.
  • Доказательств должно быть больше трех, чтобы прибавить сообщению убедительности. На психологическом уровне три довода означает много доводов. Слушатели будут уверены в вашей правоте. Аргументация не должна быть слишком фантастической.
  • Аргументация подразумевает умелое употребление доводов и соблюдение пауз. При перечислении аргументов, придерживайтесь строгих пауз. Наличие пауз позволяет слушателям отделять доказательства друг от друга. При соблюдении пауз не делайте их слишком длинными.
  • Кроме пауз, соблюдайте правила краткости. Аргументация должна быть лаконичной, чтобы слушатели не потеряли нить разговора. Кратко обозначьте одну мысль, затем переходите к другой. Этапы рассказа дополните доводами и наличием пауз.

Правила подготовки публичного выступления

Хорошее выступление – не только аргументированный доклад. Это интересный и поучительный рассказ, к которому люди захотят задавать вопросы. Если слушатели с интересом следят за вашей речью, значит, у вас есть навыки ораторского искусства.

Правила хорошего выступления:

  • Дайте людям мотивацию, чтобы они знали, для чего пришли посмотреть на вас.
  • Обозначьте идею рассказа. Основа текста должна быть краткой.
  • Разбейте выступление на логические части. Соблюдение пауз между ними обязательно.
  • Используйте риторические вопросы.
  • Выделите для себя ключевые слова из текста. По ним вы быстро сориентируетесь, если забудете заученную речь. Учебное повествование невозможно без ключевых слов.
  • Подкрепите рассказ примерами и поучительными историями из жизни.
  • Дополните рассказ подходящими фото и видео.
  • Ведите диалог с аудиторией. Периодически задавайте людям легкие вопросы.
  • Особое внимание уделите вступительной части и заключению.
  • Не растягивайте рассказ. По психологическим причинам люди полноценно воспринимают текст 20 минут, после чего внимание рассеивается.
  • Время, отведенное для ответов на вопросы, учитывается в общем времени доклада;
  • Оптимальный темп рассказа – 100 слов в минуту.
  • Общайтесь с людьми на их языке. Заранее узнайте, к какому контингенту относятся слушатели.
  • Поддерживайте зрительный контакт с аудиторией.
  • Подбирайте одежду, соответствующую выступлению.

У вас не должно возникнуть сомнений по поводу доклада. Подготовка к публичному выступлению обеспечит уверенность в собственных силах, а это гарантирует половину успеха. Вторую половину вы получите, применяя следующие способы и приемы выразительности:

  • Покажите публике уверенность в своих силах. Выступайте без суеты и лишних движений. Это убедит людей в вашей уверенности, а вам повысит чувство собственного достоинства.
  • Займите место посреди сцены. Публика должна чувствовать вашу значимость.
  • Наличие пауз между аргументами обязательно. Но не пренебрегайте приемом пауз перед выступлением. Попросите воды, поправьте одежду или используйте другой способ, чтобы настроиться на психологический контакт с людьми.
  • Сосредоточьте внимание на трех людях, которые станут точками опоры для зрительного контакта.
  • Жестикулируйте в процессе доклада.
  • Обходитесь без скрещенных или заведенных за спину рук. Это приемы защиты, аудитория психологически настроится на то, что вы сторонитесь ее.
  • Не показывайте превосходство при общении с людьми. Ведите себя на равных с ними, особенно если это учебное выступление.
  • Если вам аплодируют, дождитесь конца аплодисментов, чтобы продолжить рассказ.
  • Завершая, скажите приятные слова и пожелайте удачи.

Чтобы рассказ был удачным, поработайте над произношением и преподнесением текста перед слушателями.

Языковые средства выразительности

Подготовка речи и выступление взаимосвязаны. Языковые средства, создающие логичность выступления, обязательно нужно проработать. Это поможет публике сформировать четкое понятие о вашей проблеме.

Языковые средства выразительности:

  • структурируйте текст;
  • используйте сложноподчиненные предложения;
  • используйте вводные слова;
  • используйте риторические вопросы;
  • преподнесите материал с эмоциями;
  • выделите основную мысль;
  • призывайте аудиторию к действиям;
  • используйте пословицы, поговорки и сравнения;
  • приводите пример из жизни;
  • примените повторы, но не прибегайте к этой методике слишком часто;
  • демонстрируйте собственную заинтересованность в теме;
  • говорите не слишком тихо, но и не кричите;
  • перед выступлением потренируйтесь в произношении слов. Произносите текст внятно.

Чтобы подготовиться к выступлению, нужен правильный физический и эмоциональный настрой.

Как подготовиться к публичному выступлению: внутренняя организация

Подготовка к выступлению считается частью рассказа. Чтобы усмирить волнение, используйте 6 основных правил:

  1. Сконцентрируйте внимание на речи, а не на волнении.
  2. Рассказывайте не всю информацию, которая вам известна. Это укрепит уверенность в себе.
  3. Перед выступлением отдыхайте, а не повторяйте текст.
  4. Не ешьте за час до выступления.
  5. Перед выступлением не занимайтесь неожиданными делами.
  6. Уделите внимание содержанию текста. Бегло его прочтите, чтобы использовать приемы подсознания, которое запомнит основные моменты речи.

Проведение публичного выступления – нетрудное занятие, если подойти к нему со всей ответственностью и учитывать основные функции выступления. В эти функции входит донесение информации и объяснение точки зрения. Также, вы можете повысить эффективность речи, учитывая особенности публики и используя средства выразительности. Начать обучение ораторскому искусству лучше с изучения небольших этапов, постепенно усложняя поставленные задачи и требования к выступлению.

Знания, умения и навыки оратора

Оратор должен быть человеком эрудированным, т.е. начитанным, осведомленным в области науки и техники, литературы и искусства, разбираться в политике и экономике, уметь анализировать события, происходящие в стране и за рубежом, и т. п. Он обязан хорошо знать предмет своей речи. Только в том случае, если оратор разбирается в теме выступления, если он сумеет рассказать слушателям много интересного и привести новые неизвестные аудитории факты, если ему удастся ответить на возникагощие вопросы, он может рассчитывать на внимание и уважение слушателей.

Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений. По определению психологов, навык - это способность осуществлять ту или иную операцию наилучшим образом. К основным навы-кам оратора относятся следующие:

■ навык отбора литературы;

■навык изучения отобранной литературы;

■навык составления плана;

■навык написания текста речи;

■навык самообладания перед аудиторией;

■навык ориентации во времени.

Из приобретенных навыков складываются умения ора­тора. Он должен уметь:

■самостоятельно подготовить выступление;

■доходчиво и убедительно излагать материал;

■отвечать на вопросы слушателей;

■устанавливать и поддерживать контакт с аудито­рией;

■ применять технические средства, наглядные пособияи т. д.

Если какие-либо навыки и умения будут отсутствовать у выступающего, то его общение со слушателями может оказаться неэффективным. Например, оратор хорошо пишет текст речи, но не умеет просто и ясно излагать его в аудитории; оратор увлеченно рассказывает, но не научился укладываться в отведенное для выступления время и не успевает высказать основные положения речи и др.

Таким образом, стать хорошим оратором непросто. Мастерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Чтобы приобрести их, нужно много работать над собой, изучать опыт известных ораторов прошлого и на-стоящего, учиться на лучших образцах ораторского искус­ства и стараться как можно чаще выступать.

Повседневная подготовка к выступлению. Основные этапы подготовки к конкретному выступлению. Выбор темы и определение целевой установки. Поиск материалов для выступления. Разработка плана выступления. Виды планов. Композиция публичного выступления. Овладение материалом выступления.

Важное место в деятельности оратора занимает повсед­невная подготовка к выступлениям, т. е. непрерывныи процесс работы над совершенствованием своего речевого мастерства, систематическое риторическое самообразование.



Что же представляет собой повседневная подготовка?

1.Приобретение новых знаний, накопление сведений из различных областей науки и техники, получение информации из периодической печати, передач радио и телевидения, чтения научной, публицистической, художественной литературы. Постоянное стремление к новым знаниям, расширение сферы своих интересов - вот что поможет оратору заложить прочную основу своей риторической культуры. Исследования биографий выдающихся людей показали, что самое большое влияние на них оказали книги.

2.Создание собственного архива. Человеку, которому приходится часто публично общаться, необходимо целенаправленно относиться ко всему, что его окружает, находиться, как говорят, в состоянии мобилизационной готов-ности, брать на заметку интересный материал. Следует задумываться, можно ли использовать всвоих выступле-ниях встретившийся пример, цитату, изречение и т. п. Полезными могут оказаться не только сведения (цифры, факты, характеристики), но и пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения. Богатый материал могут предоставить Интернет и телевидение. Сегодня есть возможность сделать запись ярких выступлений политических и о щественных деятелей государственного и местного масштаоа, хозяйственных руководителей, предпринимателей и др. Все это позволяет создать собственный архив. К онечно, невозможно заготовить материал на все случаи жизни, но при четком определении круга проблем, с которыми чаще всего приходится иметь дело, систематическое накапливание материала во многом облегчит подготовительную работу и сэкономит время.

Такой архив может оказать неоценимую услугу в «трудную минуту», когда не будет необходимого времени на подготовку, не окажется возможности поработать перед выступлением в библиотеке, порыться в справочниках, по-читать соответствующую литературу. Поэтому рекомендуется вырабатывать методику сбора и систематизации ма­териала и активно создавать свой архив.

3.Овладение техникой речи. Основные элементы ре-
чевой техники - фонационное (речевое) дыхание, голос
(правильные навыки голосообразования) и дикция (сте-
пень отчетливости в произношении слов, слогов, звуков).

Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время говорения, четкая дикция, безупречное произношение позволяют выступающему привлечь внимание аудитории, наилучшкм образом донести до слушателей Содержание выступления, воздействовать на их сознание, воображение, волю. Владение техникой речи помогает лучше передать смысловые связи между частями речевого высказывания. Чтобы поддерживать свой речевой аппарат в рабочем состоянии, следует выполнять рекомендованные специалистами упражнения по технике речи.

4. Повышение культуры устной и письменной речи.
Забота о правильности и чистоте речи должна быть обя-
зательной для человека, выступающего публично. Особо
следует обращать внимание на культуру речевого общения в быту. Важно всегда говорить правильно, точно, ясно
и понятно, уметь четко формулировать мысли, образно и
эмоционально выражать свое отношение к предмету речи.

Если человек, к примеру, привык неправильно ставить ударение в слове в обиходной речи, то он, скорее всего, по привычке неправильно произнесет его и на трибуне, даже если в тексте выступления в этом слове будет стоять знак ударения.

Рекомендуется активно участвовать в деловых разговорах, беседах, обсуждениях различных проблем в кругу друзей, коллег, родственников, чаще выступать на семинарских и практических занятиях, брать слово в прениях, дискуссиях, писать письма, статьи и т. д. Все это развивает человека, позволяет ему приобретать необходимые речевые навыки, повышает речевую культуру.

5. Критический анализ выступлений. Повышению ораторского мастерства способствует и критический анализ
выступлений. Присутствуя на заседаниях, совещаниях,
конференциях, публичных лекциях, слушая выступления
ораторов по радио, телевидению, нужно обращать внима­
ние не только на содержание речи, но и на форму преподнесения материала, языковое мастерство, ораторские приемы.

Важно попытаться четко сформулировать для себя, что нравится в выступлений того или иного оратора, что вы-зывает отрицательную реакцию, какие действия, приемы, слова, речевые обороты способствовали успеху выступа­ющего, а какие, наоборот, принесли ему неудачу. Особое внимание следует обращать на то, как оратор работает в аудитории, как устанавливает контакт со слушателями, как ведет себя в непредвиденных ситуациях, возникаю-щих в процессе речи.

С годами у человека накапливается опыт, и он может анализировать и собственные выступления, определять, в чем их достоинства и недостатки.

6. Овладение методикой публичного выступления. Оратору необходимо приобрести как теоретические, так и методические знания в области ораторского искусства. Важно знать, из каких этапов складывается деятельность оратора, как подготовйться к встрече со слушателями, как
построить ораторскую речь, какие приемы управления
аудиторией можно использовать и т. д.

История ораторского искусства свидетельствует, что все выдающиеся ораторы много работали над собой, тщательно готовились к своим выступлениям. Известно, что все мас­терство знаменитого Демосфена, вся его сила как оратора были добыты постоянным, упорным, целеустремленным трудом. Древнегреческий историк Плутарх в книге «Сравнительные жизнеолисания» рассказывает о том, как Де-мосфен поборол свои слабости, освободился от физических недостатков, мешавших ему произносить речи.

Таким образом, повседневная подготовка повышает профессиональный уровень оратора.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!