Все для предпринимателя. Информационный портал

К чертам государства благоденствия относятся. Введение

Развитие современной экономики имеет огромную историю. Формирование происходило не один десяток лет, и не один век. Одной из этапов развития цивилизованных отношений можно,по-праву считать этап концепции государства всеобщего благосостояния. Эта теория являет собой переходное состояние в стране по отношению к социальным, общественным, экономическим и политическим моментам и переход к иной модели социального устройства государства.

Первоисточником данной метаморфозы, могло послужить измененная потребность в человеческом факторе на производстве, когда понятие «государство-личность» утрачивало актуальность, а «государство-общество» обретало большое количество поклонников.

Государство всеобщего благосостояния, основа теории

В современности понятие государство всеобщего благосостояния (благоденствия) не является актуальным и имеющим долю влияния. Актуальность и развитие этого периода был в середине 20 века, когда страны Запада переживали пиковое развитие в науке, технике, медицине, производстве.

Первичные воспоминания о данной теории возможно найти в работах английского экономиста Джорджа Кейнса. Период его трудов как раз выпал во времена Великой экономической депрессии. Тогда экономика казалась настолько непредсказуемая, что многих ведущих специалистов данной отрасли вводила в ступор и тупик. Кейнс смог выдвинуть идею выхода из кризиса, изложив ее в труде «Общая теория занятости, процента и денег».

Автор считал, что долг государства именно в том, чтобы обеспечить высокий уровень благосостояния. Основная идейная линия, предполагает то, что распределение финансирования каждого члена общества должен быть базирован на справедливости.

Концепция государства всеобщего благосостояния предполагает следующее:

  1. Постоянное и стабильное состояние каждого человека в плане достойного уровня здравоохранения, питания и жилищных удобств.
  2. Организация, контроль и планирование мер, которые могут гарантировать поддержание оптимальных условий для жизни сограждан.
  3. Возможность рассчитывать на гарантированную помощь от государства и общества в случае лишения и непредвиденного состояния нужды.

Существует несколько типов современной вариации государства всеобщего благосостояния:

  1. Неолиберальный или англо-американский. Согласно ему, помощь от государства по минимальным потребностям первично дается малообеспеченному населению, которое не в силах самостоятельно себя финансировать и содержать. Типичными представителями данного типа считают Австралию, Канаду и США.
  2. Консервативно-корпоративистский или франко-германский тип. Помощь от государства в таком типе распределяется согласно величине трудового вклада для различных профессиональных групп. Представители в данной категории: Германия, Австрия, Франция и Италия.
  3. Социально-демократический или шведско-скандинавский. Идея его в создании фондов поддержки разного рода организаций и распределение помощи не зависимо от уровня трудового вклада всем нуждающимся.

Положительные моменты теории

Теория государства всеобщего благосостояния имеет ряд положительных черт:

  • Высокий социальный уровень населения является основной миссией экономических отношений страны.
  • Обязательное наличие высококвалифицированной и прогрессивной системы налогообложения.
  • Идея полного равенства и солидарности населения является наиболее важной и доминирующей.
  • Проведение всех действий социальной политики проходит на опережение.
  • Высокий уровень предоставления всех услуг социального плана.
  • Важность ведущей роли государства в целом для проведения политики социализации.

Возможные минусы государства всеобщего благосостояния

Помимо крайне оптимистичного развития событий согласно теории возможно наличие отрицательных качеств:

  1. Падение уровня конкурентоспособности выпускаемых товаров в стране.
  2. Высокое налогообложение.
  3. Падение уровня заработной платы за счеты вычета большого процента в государственную казну.
  4. Отток капитала за границу.
  5. Уменьшение уровня активности населения в плане развития и повышения своих профессиональных качеств.
  6. Наличие мнимых безработных и иждивенцев в разнообразных слоях населения.

Таким образом, теория не смогла полностью завоевать доверие по всему миру. Но есть страны, которые видоизменили ее под свои потребности и существуют согласно ее основным принципам.

Реформы социального законодательства проводили левые силы - партии социалистической ориентации и профсоюзы, а также либеральные и консервативные партии, вынужденные учитывать в своей политике запросы и тре­бования неимущих.

Идеи государства благоденствия и сам этот термин впервые появились в общественно-политической мысли Германии в 80-е годы XIX столетия. Стремясь ослабить влияние партии социал-демокра­тов, правительство О. фон Бисмарка подготовило тогда серию зако­нов о страховании рабочих промышленных предприятий. Социальная политика была возведена в ранг официальной доктрины Германии и получила закрепление в Веймарской кон­ституции 1919 г. - первой европейской конституции, наделившей граждан социальными правами (правами на объединение в проф­союзы, защиту от безработицы, охрану здоровья и трудоспособнос­ти). С конца XIX в. отдельные меры в области социальной политики начинают осуществлять и другие государства, однако ее развитие было прервано экономическим кризисом 30-х годов.

Процессы формирования идеологии общественного благоденствия возобновились после Второй мировой войны. Кейнсианские пред­ставления о всеобщей занятости и высоких доходах населения ока­зали ощутимое влияние на реформы, проведенные социал-демо­кратами Швеции и лейбористами Великобритании.

Под политикой социального благоденствия в 40-50-е годы пони­мали программы, направленные на достижение высокого жизнен­ного уровня населения путем создания государственных систем об­разования, здравоохранения и поддержки жилищного строительст­ва, а также оказания помощи гражданам, которые не в состоянии собственными силами обеспечить себе минимум доходов.

Социальная политика промышленно раз­витых стран нашла отражение в многочисленных работах, опубли­кованных в Великобритании и США, где за ней закрепилось название "политика благоденствия" (WelfareState).

В официальных документах и законодательстве западных стран понятие государства благоденствия используется крайне редко. Чаще употребляется термин "социальное государство".

Различные общественно-политические движения и партии вкла­дывают в понятие социального государства разное содержание.

Идеологи либерально-демократических партий трактуют его как "государство социальных услуг". Либералы считают, что социальная политика позволяет стабилизировать развитие общества, уладить возникающие в нем конфликты и тем самым добиться утверждения в общественной жизни отношений солидарности и партнерства. Социальное государство, писал западногерманский юрист Э. Губер, представляет собой "государство современной индустриальной эпохи, которое стремится преодолеть посредством социальной интеграции конфликт между индустриальным классовым обществом и тради­ционной государственностью". Важнейшими задачами современно­го государства он называл обеспечение полной занятости и "уми­ротворение общества". Идеологи неолиберализма выдвигают ло­зунги общества с высоким уровнем потребления, оказания помощи малоимущим, но избегают говорить о всеобщем благоденствии, опа­саясь породить у социальных низов завышенные ожидания.

Социал-демократические партии рассматривают социальное государство как ступень к своей главной цели - демократическому социализму. Государственная власть, заявляют они, призвана под­готовить условия для перехода к социальной демократии, при кото­рой демократические методы управления будут применяться во всех сферах общественной жизни. Одновременно подчеркивается, что социальная политика является не услугой или милостью со стороны государства, а его прямой обязанностью, вытекающей из предоставленных гражданам социальных прав. Теоретики социал-демократии разрабатывают идеи правового социального государ­ства, ответственного перед своими гражданами, и возлагают на него обширный круг задач, вплоть до утверждения в обществе отноше­ний социальной справедливости.

Промежуточное положение между позициями неолибералов и социал-демократов занимают концепции, выдвинутые идеологами средних классов . В идеологии именно этих слоев сложилась теория государства благоденствия . Она возникла в 50-е годы - в период экономического подъема в странах Западной Европы и США.

Одним из создателей теории государства благоденствия был шведский экономист и госу­дарственный деятель Карл ГуннарМюрдаль (1898-1987), автор известной книги "За пределы государства благоденствия". Суть теории общественного благоденствия заключается в том, чтобы "мирно и без революции - а фактически взамен рево­люции - проводить в капиталистическом государстве скоордини­рованную публичную политику, и притом с такой эффективностью, которая постепенно привела бы экономику страны в соответствие с интересами большинства граждан".

Мюрдаль доказывал, что государственное вмешательство необходимо для поддержания равновесия и стабильного роста экономики. Планирование в экономике призва­но урегулировать деятельность крупных объедине­ний и не затрагивает, следовательно, индивидуальной свободы.

Всеобщее изби­рательное право и рост общественного благосостояния, утверждал Мюрдаль, позволяют перейти к децентрализации государства и передать часть его функций, которые традиционно осуществляло правительство, органам местного самоуправления и добровольным объединениям граждан. Политический процесс в наиболее развитых государствах благоденствия (к ним Мюрдаль относил Швецию и Великобрита­нию) поставлен под "расширяющийся народный контроль".

Американский социолог Даниел Белл в своей книге "Конец идеологии" как и Мюрдаль, называл отличительными признаками государства благоденствия смешанную экономику, децентрализацию политической власти и отсутствие в обществе идеологического противоборства вследствие удовлетворения интересов всех социальных слоев.

Экономический кризис 70-х годов и последовавшие за ним со­бытия опровергли многие положения, содержавшиеся в теории го­сударства благоденствия. В настоящее время она утратила цело­стный характер и развивается преимущественно в исследовани­ях, посвященных отдельным проблемам общественного благопо­лучия - компенсаторной и распределительной справедливости (Дж. Роулс), прав граждан на равную долю социального благоден­ствия (Р. Дворкин) и др.

После завершения Второй Мировой войны перед государствами стояла задача в максимально короткие сроки восстановить экономику и стабилизировать социально- политическую жизнь. Тоталитарные диктатуры в Германии и Италии, революционные события в России в глазах многих держав выглядели закономерным итогом экономического и социального кризиса.

Поэтому, именно социальная защита населения в послевоенные годы стала доминирующей сферой государственной политики развитых стран.

Формирование рыночной экономики

Устойчивость любых преобразований напрямую зависела от статуса государства на международном рынке. Внедрение социальных реформ шло параллельно с модернизацией промышленности. Правительство Швеции разработало первую в мире модель социальной демократии, целью которой являлось искоренение бедности.

В стране внедрялась смешанная форма экономики частные предприятия сотрудничали с государственными структурами, которые выполняли функцию равномерного распределения доходов. Такую модель переняли все европейские государства, в том числе Западная Германия, благодаря чему уже к началу 1948 года, в стране была стабилизирована национальная валюта, возобновились социальные выплаты.

Для работников фабрик и заводов вводилась система профсоюзной защиты, что позволило не только поднять уровень производства, но и полностью побороть безработицу в государстве. Такие изменения стали предпосылкой для «экономического чуда» 1950-60-х годов, когда ФРГ буквально за десять лет смогла войти в число наиболее весомых субъектов мировой экономики.

В 60- х годах подобная экономическая программа начала активно внедряться в США. Уже к концу 1968 года были достигнуты ощутимые положительные результаты в США практически не существовало незащищенных слоев населения. Социальные выплаты по безработице в этот период были равны размерам статистической средней зарплаты наемного работника.

Методы внедрения социальной политики

Во второй половине 20 века, многие государства кардинально изменили приоритетные сферы правительственного финансирования. Если в довоенный период основные капиталовложения делались в военную промышленность, то в послевоенное время основной финансовый поток был направлен на экономическое развитие и социальную поддержку населению.

Важной составляющей социальной политики было становление нормативно-правовой базы, которая обеспечивала реальное гражданское равенство и эффективное решение социально экономических конфликтов. Результатом этого стало принятие во многих странах первых либеральных конституций и трудовых кодексов.

Финансирование социальной сферы происходило за счет местных и центральных органов государственной власти, которые распределяли финансовые потоки от крупных промышленных объектов. Львиную долю капитала составляли и налоги, которые выплачивались лицами, обладающими высокими доходами или недвижимостью.

Модель всеобщего благоденствия не исключает возможности вмешательства в социальную политику государства международных либо национальных благотворительных организаций.

Особое внимание в таких государствах уделяется социальной и экономической реабилитации представителям маргинальных слоев общества - таких людей переучивают новым специальностям и предоставляют им рабочие места.

Государство всеобщего благоденствия: концепция

Теория «Государства всеобщего благоденствия» включала в себя принципы устранения несправедливости капиталистического строя. Ее можно назвать попыткой трансформировать капитализм в совершенно новый общественный строй, главной целью которого стало бы достижение социальной гармонии.

«Государство всеобщего благоденствия» якобы будет не допускать монополии и способствовать тому, чтобы наладить положение разных социальных слоев.

О теории говорят, как о тщательной скрытой форме защиты капитализма, только государственно-монополистического. В данном случае, именно буржуазное государство укрепляет свою экономику и еще больше эксплуатирует трудящихся.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Период партнерства и соперничества: разрядка напряженности, конфликты
Следующая тема:   Кризис модели развития в 1970ых: причины, левые течения, противоречия

На развитие систем социальной защиты населения в зарубежных странах большое влияние оказала концепция “государство всеобщего благосостояния” (в российскую историографию эта концепция вошла под названием “государство всеобщего благоденствия”).

Впервые основные принципы указанной концепции сформулировал в 1942 году известный английский экономист У. Беверидж. Основная идея этой концепции заключается в том, что государство всеобщего благосостояния – это такое государство, которое должно гарантировать всем гражданам право на поддержание определенного уровня жизни, на охрану здоровья и образования при участии населения страны в финансировании указанных программ . Эта концепция получила распространение во всех странах Западной Европы. Например, в США либеральные круги в большой степени способствовали появлению идеологии государства социального благосостояния. На ее укрепление оказало влияние движение за гражданские права национальных меньшинств (прежде всего негров ). Это движение требовало не только «равенства возможностей», но и «равенства результатов». Демократы у власти в США многое сделали, чтобы расширить программы помощи.

К началу 60-х гг. уже были приняты к исполнению проекты введения “государства всеобщего благосостояния” в США и Великобритании и “социального общества” в ФРГ, Австрии.

Предполагалось, что в условиях экономического роста путем перераспределения национального дохода, капитализм в состоянии будет добиться выравнивания доходов, вплоть до ликвидации бедности .

Середину 70-х исследователи считают переломным моментом в развитии государственного регулирования социальной сферы. Экономический кризис стал причиной возврата многих стран Запада к консервативной политике . Система социального обеспечения была перенапряжена под воздействием растущего спроса населения из-за постарения населения. С другой стороны, из-за замедления темпов экономического роста начали сокращаться бюджетные налоговые поступления, что сузило возможность финансирования социальных программ. Требовалась перестройка.

По мнению, западных экспертов, идеология государства всеобщего благосостояния в определенной степени устарела, придя в противоречие с действительностью. В докладе министерства социальной защиты населения Великобритании было подчеркнуто, что система обеспечения, разработанная, исходя из потребностей предыдущих поколений, не вполне соответствует современным условиям . «Технология активного государственного вмешательства в рыночную экономику, кажется, не срабатывает», - пишут американские авторы. Это вмешательство порождает больше проблем, чем оказывает помощь. В США опыт возникновения и использования концепции государства всеобщего благосостояния выявил негативные аспекты чрезмерного увлечения принципом «равенства результатов», на котором долгое время строилась помощь . Растет осознание социальных осложнений, порожденных системой помощи. Система дает возможность перебиться, пережить нелегкое время тому, кто способен трудиться. Она не дает погибнуть и тем, кто не в состоянии это делать. Но, как всякие масштабные явления, социальная помощь имеет отрицательные стороны, прямо вытекающие из положительных: она способна консервировать бедность и социально развращать своих подопечных. Отмечено, что бедность в США в большей степени проблема неработающих, в то время как несколько десятилетий назад она была результатом низких заработков.За прошедший период изменился состав бедняков: ныне большинство ушло от труда . Моральное неприятие такой ситуации - одна из характерных черт современного американского общества. Общество видит выход в жестком ограничении контингента получателей длительной помощи. В этот контингент должны входить те, кто не способен работать: дети, инвалиды, пожилые.



Стратегия помощи должна строиться так, чтобы вернуть к труду трудоспособных бедняков. Ставится задача перейти от политики «государственного вспомоществования» к политике «экономической независимости» (новый закон о реформе социального обеспечения, 1988г.). Таковы взгляды американских авторов.

В конце 20-го века модель государства всеобщего благосостояния подвергалась коренной реконструкции на базе теории неоконсерватизма. Самые ярые сторонники этой теории – Рейган и Тэтчер не без основания полагали, что постоянный бюджетный дефицит приводит к экономическому спаду, и предлагали существенно сократить государственное финансирование социальной сферы . В начале 90-х годов прошлого века правительства многих стран предприняли шаги, направленные на сокращение государственных социальных расходов.

В 1993 году правительство Франции уменьшило выплаты по государственной программе медицинского страхования и увеличило долю пациентов в оплате медицинских услуг . В Великобритании осуществляется реформа здравоохранения с целью усиления конкуренции в этой сфере.

В результате закрываются «неэффективные» больницы и увольняется медперсонал. В Швеции происходит «продажа» государственных больниц в частные руки. В основе кризиса «государства всеобщего благосостояния» в Нидерландах резкий рост расходов по программе помощи нетрудоспособным лицам. Помощь составляет 70% заработка, получаемого до наступления нетрудоспособности, и выплачивается до 65 лет, когда назначается пенсия по старости. Предлагается ужесточить условия получения пособий и сделать постоянную проверку нуждаемости в их получении.

Таких примеров можно привести много.

Меры, предпринимаемые правительствами разных стран, направлены на установление более жесткого контроля расходования государственных средств на социальное обеспечение, сокращение финансовых потерь в этой сфере, связанных с коррупцией и чрезмерной бюрократизацией.

Представляются налоговые льготы для стимулирования создания негосударственных пенсионных фондов. Приназначении пособий практически во всех странах производится проверка нуждаемости на их получение. Становятся платными некоторые социальные услуги, ранее предоставляемые бесплатно. Во многих странах рассматривается вопрос о повышении пенсионного возраста.

Безусловно, считают отечественные авторы, ни одна из западноевропейских стран не собирается полностью отказываться от «государства всеобщего благосостояния»: слишком укоренилась в сознании людей мысль о том, что государство должно заботиться о нуждающихся. И слишком велико сопротивление населения любым попыткам сократить социальные расходы государства . Но даже политики левого толка признают необходимость продолжения реформ системы социального обеспечения в странах Запада.

Накопленный за десятилетия опыт социальной поддержки населения позволяет выявить общее и особенное в практике социальной деятельности стран рыночной экономики. Замечено, что практически все страны используют социальное страхование для большинства населения на случай социального риска: старость, болезнь, инвалидность, безработица и пр. и оказывают социальную помощь людям, находящимся за чертой бедности.

После завершения второй мировой войны многие страны Европы нуждались в послевоенном восстановлении экономики, переводе ее на рельсы мирного времени, активизации социальной политики. Правящими кругами демократических стран учитывался опыт революционных событий в России в 1917 г., установления тоталитарных диктатур в Италии и Германии. Этот опыт наглядно показал, что недооценка значения социальной стабильности, особенно в кризисные периоды, ведет к краху политической системы. Даже в тех случаях, когда степень социальной защищенности трудящихся была высокой, но формы и методы проведения социальной политики отставали от запросов трудящихся, происходили кризисы. Неслучайно такая функция государства, как обеспечение социальной безопасности, стала играть возрастающую роль в развитых странах.

Формирование социально ориентированной рыночной экономики. Опыт XX века, особенно его первой половины, наглядно показал и правительствам, и деловым кругам важность устойчивости социальной опоры любых преобразований. В процессе модернизации, реконструкции, неизбежно нарушающих равновесие в обществе, его восстановление на новой основе должно идти параллельно с реформами или даже опережать их. Основная проблема связана с социальной ценой реформ и ее справедливым распределением.

В Швеции еще в 1930-е гг. сложилась модель экономической демократии, предполагающая отсутствие бедности. Основными чертами шведской модели социализма принято считать сочетание высокоразвитой, высокоэффективной экономики с высоким уровнем потребления, занятости, самой совершенной в мире системой социального обеспечения. Основой этой модели выступает смешанная экономика, сочетание частнопредпринимательской рыночной системы с социально ориентированными государственными механизмами перераспределения произведенного дохода.

Опыт Швеции был использован при восстановлении и модернизации экономики Западной Германии после второй мировой войны. Реформы, приведшие к созданию в Германии социально ориентированной рыночной экономики, связывают с деятельностью министра экономики в первом послевоенном правительстве ФРГ Л. Эрхарда. Правительство исходило из того, что тяготы восстановления должны равномерно распределяться среди всех слоев населения, ибо преодоление последствий войны -- общенациональная задача. При проведении финансовой реформы 1948 г., стабилизировавшей германскую марку, пенсии и зарплаты обменивались в пропорции 1:1, половину вкладов можно было обменять по курсу 1: 10, временно замороженную вторую половину -- по курсу 1: 20. С учетом того, что вклады принадлежали в основном имущим, данная мера повышала степень социального равенства. Денежные обязательства банков были аннулированы, обязательства предприятий пересчитаны по курсу 1: 10. Единовременно получив наличность для выплаты зарплаты, далее предприятия должны были существовать за счет реализации своей продукции. В 1951 г. был принят закон, внедривший практику социального партнерства: представители профсоюзов получили до 50% мест в наблюдательных советах компаний ведущих отраслей горного дела и металлургии, затем появились так называемые рабочие акции, обеспечивавшие работникам корпораций долю в прибылях.

Принятые меры означали частичную экспроприацию собственности имущих в целях восстановления экономики, создания стимулов для наемных работников к повышению производительности труда. Это и заложило основу германского «экономического чуда» -- ускоренного развития 1950-- 1960-х гг., вернувшего Германии одно из ведущих мест в мировой экономике.

Важным рычагом социальной политики государства выступает законодательная деятельность. Особенно это относится к той ее сфере, которая связана с регулированием трудовых конфликтов, созданием условий, активизации социальной работы структур гражданского общества. Государство признает право трудящихся на забастовку, на заключение коллективных договоров, создает механизмы посредничества при решении трудовых споров. Это обеспечивает рядовым гражданам систему правовой защиты, играющую важную роль в поддержании в обществе стабильности. Если человек, столкнувшийся с социальной несправедливостью, может опереться на защиту закона, у него нет потребности в насильственных действиях. В США соответствующие законы были приняты в 1935 г., в большинстве стран Европы -- после второй мировой войны.

С активизацией социальной политики государства масштабы общественной деятельности в сфере помощи бедным, нуждающимся не только не сократились, но даже возросли. Сложилась система местных, национальных, международных организаций, ассоциаций, решающих следующие основные задачи.

Во-первых, содействие людям в решении их проблем в тех сферах, где государственные программы недостаточны или неэффективны. Так, в условиях постиндустриальной модернизации большее внимание стало уделяться социальной реабилитации новых маргиналов, помощи им в овладении новыми профессиями, подключения безработной молодежи к общественно полезной деятельности.

Во-вторых, привлечение внимания общественности, политиков, государства к социальным, гуманитарным, экологическим проблемам, организация кампаний по их решению. При этом заботу гуманитарных организаций развитых стран все чаще вызывают проблемы голода и нищеты в государствах Азии, Африки, Латинской Америки.

В-третьих, сбор дополнительных средств на решение социальных проблем, оказание гуманитарной помощи. Эти средства нередко выступают существенной добавкой к государственным программам.

В развитых странах сложилась трехсторонняя модель социальной защиты. Ее опорой выступает политика государства, важными компонентами являются сотрудничающие с государством полугосударственные и частные фонды, благотворительные организации, активным участником выступает бизнес. Эта модель работает при решении конкретных проблем здравоохранения, образования, иных социальных вопросов. В общей структуре расходов на медицинское обеспечение населения доля государства в среднем по развитым странам достигает 16,3%. Часть расходов берут на себя благотворительные организации, часть выплачивается нанимателями и вычитается из зарплаты наемных работников по программам социального страхования, поступая на счет соответствующих фондов. Невостребованные на данный момент средства могут вкладываться в акции, государственные ценные бумаги, что обеспечивает привлечение дополнительных средств. Аналогичным образом действуют пенсионные фонды.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!