Все для предпринимателя. Информационный портал

Инновации в мировой экономике и мэо. Инновации, как фактор развития экономики Факторы развития и формирования инновационной экономики

Введение

Актуальность темы исследования определяется необходимостью разработки теоретических положений по повышению устойчивости и эффективности развития промышленности на основе инноваций, т.е. на основе экономики знаний. Это особенно важно в условиях ограниченности экономических ресурсов, недостаточного использования достижений научно-технического прогресса.

Сегодня экстенсивные факторы развития практически исчерпаны и необходимо повышать эффективность национального хозяйства на основе качественного совершенствования факторов производства, то есть на основе всемерного использования достижения научно-технического прогресса. От успешной реализации инновационной политики зависит конкурентоспособность страны и её место в мировой экономике. Развитие промышленности, преодоление возникшего отставания в области научных разработок и технологий – одна из основополагающих целей стратегии национальной экономической безопасности России.

Ныне в условиях ослабления государственного регулирования экономического роста, идёт процесс стихийного развития инновационной деятельности в промышленности, а многие российские технологии вытесняются зарубежными технологиями. В результате Россия намного отстаёт от развитых стран по качеству жизни, производительности труда и уровню использования экономических ресурсов. Поэтому чрезвычайно важно исследовать эту проблему, выявить формы, методики и приоритеты устойчивого развития промышленности России.

Цель дипломной работы заключается в разработке теоретических положений и рекомендаций по обеспечению устойчивого развития промышленности на основе перехода на инновационный путь развития.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

– обобщить и систематизировать основные теоретические положения, связанные с обеспечением устойчивого развития промышленности и экономики страны в целом;

– провести анализ состояния промышленности и научного потенциала РФ;

– рассмотреть методы государственного регулирования эффективного экономического роста в промышленности;

– показать необходимость и основные направления формирования национальной инновационной системы;

– выявить факторы и приоритеты устойчивого экономического развития промышленности России.

Объектом исследования является промышленность как важнейшая система научного хозяйства России.

Предмет исследования – теоретические и практические вопросы обеспечения устойчивого развития промышленности России

В работе использованы следующие методы: индукция и дедукция, экономико-статистические, балансовый, графический, монографический и другие.

Информационной базой исследования послужили данные статистической отчетности по промышленности России, концепции и разработки научных учреждений, отечественных и зарубежных ученых, нормативные и правовые акты Российской Федерации, посвященные развитию промышленности страны.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в процессе исследования научные положения, выводы и предложения могут быть использованы исполнительной властью при решении стратегических задач, направленных на обеспечение устойчивого развития промышленности страны.

1. Теоретические основы обеспечения устойчивого инновационного развития промышленности России

1.1 Сущность, виды и классификация инноваций

Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что уровень развития и динамизм инновационной сферы является для большинства стран основным фактором экономического роста. Поэтому сегодня место страны на мировой арене определяется не столько изобилием рабочей силы и при родных ресурсов, сколько качество человеческого капитала, уровнем образования, характером практического использования знаний, инновационной активностью национальной экономики.

В современном экономическом словаре указано, что «инновации – это нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использования этих новшеств в самых разнообразных областях и сферах деятельности» .

Следует отметить, что различные ученые, в зависимости от объекта и предмета исследования, рассматривают инновации следующим образом:

– как процесс (В.С. Раппорт , Б. Санта и др.);

– как систему (В. Лапин , Й. Шумпетер );

– как изменение (О. Водачкова , Ю. Яковец и др.);

– как результат (С. Бешелев, Ф. Гурвич ).

Например, Й. Шумпетер подразумевает под инновациями новые продукты, новые технологии, новые формы организации промышленного производства, открытие новых рынков .

По нашему мнению, инновация – внедренное в производство новшество, выступающее фактором интенсивного экономического роста, с целью получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Мы поддерживаем точку зрения о том, что необходимо разграничить понятие «новшество» и «инновация». Новшество – оформленный результат НИОКР. Новшества могут оформляться в виде: открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс. Однако, главное – внедрить новшество, превратить его в инновацию и получить положительный результат.

Инновации в экономическом анализе делятся на главные, решающие, т.е. на те, которые принципиальным образом изменяют характер производственного процесса или предоставляют возможность выпустить ранее неизвестный на рынке продукт, и, второстепенные, которые видоизменяют только форму продукта или какого либо процесса.

Таким образом, инновационная деятельность состоит из двух этапов: первый включает приобретение (или создание) новшества, а второй – его внедрение. Поэтому инновационной можно назвать только такую деятельность промышленного предприятия (и общества в целом), которая включает реализацию этих двух этапов и приносит экономический и другие виды эффектов.

Совокупность ресурсов (трудовых, материальных, финансовых, научно-технических), используемых для инновационной деятельности в промышленности составляет инновационный потенциал отрасли. Инновационная деятельность не цель, а средство расширенного воспроизводства экономики страны и повышения её эффективности.

Изучение теоретических подходов к пониманию инноваций дает возможность дать комплексную их классификацию (рис. 1).

Классификационный признак «уровень использования инноваций» показывает возможности использования последних. Например, разработка новой системы оплаты труда работников бюджетной сферы, тесно связанной с конечными результатами труда, является инновацией народнохозяйственного уровня, а новые прогрессивные формы организации труда в промышленности – инновации отраслевого уровня.

Классификационный признак инновации

Уровень использования инновации

– народнохозяйственный;

– отрасль;

– территориальный;

– первичного звена управления

Степень радикальности

– радикальные;

– системные;

– модифицирующие

Сфера деятельности

– экономическая;

– технологическая;

– производственная;

– социальная;

– экологическая;

– маркетинговая

Эффект от инноваций

– экономический;

– финансовый;

– научно-технический;

– социальный;

– экологический;

– интегральный

Рисунок 1 – Классификация видов инноваций

Классификационный признак «степень радикальности» показывает, что инновации необходимо подразделять в зависимости от использования в них научных знаний и влияния на развитие экономики. Так, например, радикальные инновации связаны с фундаментальными открытиями, результаты которых находят применение в различных сферах общественной деятельности. В свою очередь системные инновации также опираются на научные исследования, но имеющие ограниченную область применения. Что касается модифицирующих инноваций, то здесь речь идет лишь о совершенствовании техники, технологии и организации труда.

Классификационный признак «сфера деятельности инноваций» характеризует внедрение инноваций в экономическую, технологическую, техническую, производственную, маркетинговую сферы.

Классификационный признак «эффект от инноваций» отображает влияние внедрения инноваций на результаты деятельности предприятия, отрасли и экономики страны в целом. Эффект от внедрения инноваций может быть технологическим, финансовым, научно-техническим, социальным, экологическим, маркетинговым или интегральным.

Можно выделить следующие основные виды инноваций в промышленности:

– инновация продукции (работ, услуг);

– инновация технологических процессов, или технологическая инновация;

– организационная инновация;

– социальная инновация.

1. Инновация продукции (услуг) представляет собой создание нового продукта или услуги, что повышает конкурентоспособность предприятия и всего общества.

2. Инновация технологических процессов или технологическая инновация – это процесс обновления производственного потенциала субъекта инновационной деятельности, направленный на рост производительности и экономию ресурсов, что, в свою очередь, дает возможность увеличивать прибыль, усовершенствовать технику безопасности, проводить экологические мероприятия, внедрять новые информационные технологии.

3. Организационная инновация представляет процесс совершенствования организации производства и управления на предприятии, в отрасли, в российской экономике в целом.промышленной собственности. Кадровое обеспечение инноваций. ... устойчивое экономическое развитие России в XXI в. Главным инструментом технологического прорыва является поворот инвестиций к инновациям, инновационному ...

  • Современное состояние и перспективы развития ТЭК России

    Дипломная работа >> Экономика

    ... факторов Факторы подразделяются на основные и развитые , общие и спе­циализированные. К основным факторам ... развития российской экономики (инновационный путь развития ... области обеспечения устойчивого развития и... направленных в промышленность России . На...

  • Промышленная политика (1)

    Реферат >> Астрономия

    ... промышленной политики 2.1 Экспортоориентированная модель 2.2 Модель импортозамещения 2.3 Инновационная модель III. Долгосрочные структурные проблемы развития промышленности России ... фактора устойчивого экономического... сдерживающими факторами обеспечения их...

  • Опыт инновационного использования инвестиций в условиях рынка

    Курсовая работа >> Экономическая теория

    Технический прогресс становится важнейшим фактором обеспечения устойчивого развития , поскольку он повышает динамизм... решений аппаратом Министерства промышленности и энергетики России в направлении наращивания инновационного потенциала высокотехнологичных...

  • УДК 338.431.7

    Инновационный фактор стратегии экономического развития России

    Innovative factor of strategy of economic development of Russia

    Гончарова Елена Вячеславовна

    Goncharova Elena Vyacheslavovna

    кандидат экономических наук, доцент,

    доцент кафедры «Экономика и менеджмент»

    e-mail: [email protected]

    Старовойтов Михаил Карпович

    Starovoytov Mikhail Karpovich

    доктор экономических наук, профессор,

    профессор кафедры «Экономика и менеджмент»

    Волжский политехнический институт (филиал)

    Волгоградского государственного технического университета,

    Старовойтова Яна Михайловна

    Starovoytov Ya. M.

    кандидат химических наук, доцент

    Волгоградский государственный технический университет

    Аннотация

    В настоящей статье рассматриваются особенности стратегии инновационного развития в условиях осуществления политики импортозамещения и инновационной ориентированности российской экономики. Анализируются ключевые направления осуществления инновационных стратегий по отношению к субъектам малого предпринимательства. Авторы рассматривают функционирование малых предприятий на региональном уровне с позиции развития инновационного потенциала. Подчеркивается значимость формирования инновационных региональных модулей как элементов национальной инновационной системы России. В качестве практического примера дана характеристика развития Волгоградской области.

    Abstract

    In the present article features of strategy of innovative development in the conditions of implementation of policy of import substitution and innovative orientation of the Russian economy are considered. The key directions of implementation of innovative strategy in relation to small business entities are analyzed. Authors consider functioning of small enterprises at the regional level from a position of development of innovative potential. The znamichost of formation of innovative regional modules as elements of national innovative system of Russia is emphasized. As a practical example the characteristic of development of the Volgograd region is given.

    Ключевые слова: инновационное развитие, регион, инновационный потенциал, малое предприятие, стратегия

    Keywords: innovative development, region, innovative potential, small enterprise, strategy

    Введение

    Инновационное развитие региона может быть во многом обеспечено осуществлением инновационной стратегии. Перспективные изменения необходимо прогнозировать с учетом существующих тенденций, проводя ретроспективный анализ и на перспективу с предвидением возможных путей развития, согласованных с насущными потребностями бизнеса и населения, а также с осуществлением правильного выбора стратегии.

    Особенности стратегии инновационного развития России

    Национальная экономическая стратегия России содержит в своей основе задачи формирования мощного инвестиционного потенциала региона, учитывающего его специфику развития и особенности – территориальную протяженность и ресурсный потенциал. Следовательно, необходимо уделять достаточное внимание вопросам региональной инвестиционной политики, которая является важным фактором формирования национальной инновационной системы России.

    Мощный инновационный импульс, побуждающий разрабатывать и внедрять новые технологии, представляет собой ориентация на экспортные рынки, которая призывает постоянно совершенствовать процесс продвижения новых технологий на межрегиональные рынки страны, передавая тем самым инвестиционный и инновационный посыл другим регионам.

    Отдаленные от политического центра регионы – приграничные регионы, Сибирь, Дальний Восток и Север России – в большинстве случаев используют только собственные ресурсы и учитывают возможности, предоставляемые рынком . Авторы статьи подчеркивают, что в большей степени к инновационной деятельности готовы именно депрессивные регионы, поскольку они испытывают потребность преодоления кризиса за счет новых технологических решений, связанных со снижением затрат или созданием принципиально новых товаров параллельно с формированием новых компаний. Стремление к созданию инноваций значительно реже возникает в регионах, где существующая структура промышленности способна обеспечивать стабильный доход, создавая таким образом условия экономической и политической стабильности. С учетом целей и задач новой российской стратегии наиболее кризисные регионы могут выступить аккумуляторами инновационного процесса в целом по стране. Можно сделать вывод, что процесс формирования инновационной региональной экономики необходимо начинать именно в тех регионах, где существуют предпосылки для появления и развития малого и среднего инновационного предпринимательства, играющего роль опоры региональной экономики.

    В плане развития малого бизнеса, по мнению авторов, важно обеспечить решение следующих задач:

    Значительное увеличение численности трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;

    Совершенствование законодательной базы малого предпринимательства;

    Устранение административных барьеров в организации и развитии бизнеса;

    Введение налоговых льгот для предпринимателей.

    Решая проблемы развития малого бизнеса, не следует забывать о проблемах общего развития пирамиды бизнеса на региональном и федеральном уровнях, т.к. именно в результате конкуренции между предприятиями малого бизнеса вырастают средние предприятия, а на основе жесткой конкуренции между ними образуются крупные предприятия, которые становятся локомотивами развития регионов РФ и России в целом, для усиления конкурентных позиций России за рубежом.

    Можно сделать вывод, что важно обеспечить эффективную структуру функционирования бизнеса за счет увеличения малого и среднего бизнеса.

    Совокупность факторов формирования инновационной модели авторы статьи условно разделяют на три группы:

    Институциональные факторы – к ним относится адекватность законодательного обеспечения инновационных процессов и условий их реализации;

    Научно-технические факторы – степень информационного обеспечения всех процессов и эффективность функционирования национальных инновационных систем;

    Социально-образовательные факторы – уровень и качество образования населения, возрастная структура и социокультурные детерминанты.

    Уровень, структура и качество профессиональной подготовки обеспечивают возможность формирования и высокую эффективность инновационных процессов.

    Российская национальная инновационная система с позиции авторского подхода рассматривается как совокупность национальных государственных, частных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которого осуществляется деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий.

    В качестве базовых задач государства с целью развития национальной инновационной системы можно выделить:

    Развитие научно-исследовательской сферы, обеспечение процессов расширенного воспроизводства знаний, создание условий и стимулов для сотрудничества с предпринимательской средой;

    Создание условий для технологической модернизации экономики и обеспечение функционирования предпринимательской конкурентной среды, субъекты которой должны обладать стратегическим мышлением, готовностью к обучению, усвоению и применению знаний;

    Формирование систем трансфера знаний с необходимыми обратными связями, их распределение и трансформацию в конкурентные технологии для предпринимательства, с ориентацией научно-исследовательской сферы на удовлетворение инновационных потребностей развития производства.

    Скорость перехода к инновационной модели развития во многом зависит от числа субъектов, способных воспринимать и инициировать инновации. Это касается не только работников производственной и научно-исследовательской сфер. Инновационным мышлением и поведением должны обладать те, кто принимает управленческие решения, а также те, кто разрабатывает для этого законодательную базу.

    Особую роль в развитии средних и малых региональных предприятий играет повышение конкурентоспособности и продвижение их продукции с регионального на всероссийский и международный рынки.
    С позиции комплексного подхода можно предложить ряд методов, которые могут использоваться администрацией регионов с целью содействия региональным предпринимателям по освоению новых типов рынков:

    Обеспечение защиты и продвижения интересов региональных компаний на российском и международном рынках;

    Поощрение и стимулирование процесса развития предприятий с помощью региональных и федеральных программ, государственных национальных проектов;

    Оказание субсидирования и предоставление налоговых льгот малым и средним предприятиям региона;

    Организация предоставления субъектам инновационной деятельности более дешевых кредитов и инвестиций;

    Использование финансового лизинга под региональные гарантии;

    Создание бизнес-инкубаторов для малого бизнеса и стимулирование интеграции и формирования объединений малого и среднего бизнеса с целью продвижения производимой ими продукции на межрегиональные, всероссийский и международный рынки.

    Развитие и поддержка предпринимательства является одним из определяющих трендов развития большинства стран мира. Выработка стратегии развития предпринимательства является достаточно непростой по исполнению задачей.

    Основные принципы, которые способствуют осуществлению стратегического планирования предпринимательства в регионе, включают следующие:

    Способствующие достижению значимых целей в достаточно протяженном горизонте времени;

    Активизирующие действие организационных, ресурсных, инновационно-технологических факторов;

    Обеспечивающие выполнение плана в целом и отдельных его этапов в установленные сроки;

    Определяющие выработку алгоритма управленческих решений на основе научной методологии.

    Государственное регулирование региональной экономики может осуществляться на базе использования различных подходов: отраслевого, функционального, программного, комплексного.

    Являясь активными участниками международного рынка, российские предприятия и регионы постоянно адаптируются к требованиям международной конкуренции. При этом усилия регионов по продвижению на рынках и привлечению инвестиций часто страдают отсутствием сфокусированности на наиболее перспективных отраслях и направлениях. Инвестиционные потоки направляются не туда, где есть только необходимые общие условия – стимулирующее законодательство и благоприятствующая позиция власти, а в первую очередь туда, где есть уже реальные примеры успешного бизнеса в данной отрасли. Потенциал социально-экономического развития от региона к региону отличается и зависит от множества факторов.

    Одна из актуальных проблем стратегического развития предпринимательства в регионе – поиск рационального числа количественных показателей, т.к. до настоящего времени информация, находящаяся в органах статистики, не в полной мере удовлетворяет требованиям разработчиков программ.

    К числу стратегически значимых Проектов, способных повлиять на развитие Южного Федерального округа и предпринимательства в нем, можно отнести строительство в области крупнейшего транспортного узла в составе международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток», для привлечения на российские транспортные коммуникации грузопотоков из прикаспийских государств, Ирана и стран, расположенных на берегу Индийского океана.

    Малые и средние предприятия, функционирующие на территории Волгоградской области, имеют льготы по субсидированию затрат, связанных с банковскими кредитами, лизинговыми платежами, арендой недвижимого имущества, оплатой землеустроительных работ, осуществлением образовательных услуг, участием в выставочных мероприятиях и ярмарках, приобретением, созданием и внедрением инновационных технологий, материалов и оборудования по программам энергосбережения. Действующий в области Региональный гарантийный фонд дает возможность предпринимателям, не имеющим полного залогового обеспечения, получить кредит в банке на основе поручительства – оплата за поручительство, предоставляемое Фондом, составляет 2,5 процента .

    Волгоградская область находится на третьем месте по количеству малых предприятий среди регионов, входящих в ЮФО (без учета Крыма) . Несмотря на положительную динамику развития малого бизнеса, рост экономических показателей его состояния, их вклад в экономику Волгоградской области не отражает в полной мере уровня его потенциала. С целью развития малого предпринимательства в регионе, снижения издержек по привлечению ими кредитных средств на осуществление хозяйственной деятельности и реконструкцию производства, продолжается реализация уже действующих мероприятий и разрабатываются новые механизмы государственной поддержки предпринимателей. Расширение доступа к информации, использованию новых источников финансирования, развитие сетевого взаимодействия малого и среднего предпринимательства с другими элементами национальных систем – образовательными и научно-исследовательскими организациями и учреждениями общественного сектора – все эти процессы способствуют усилению роли малого предпринимательства в рамках региона.

    Органы региональной власти применяют программно-целевой подход к реализации полномочий на местном уровне, включая софинансирование из регионального и федерального бюджетов по муниципальным программам развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также повышения прозрачности государственных и муниципальных услуг с помощью их перевода в электронный вид, развития системы многофункциональных центров, развития различных форм инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, в первую очередь, инновационной, а также способствующей расширению доступа предприятий к финансовой, имущественной, информационной, образовательной, консультационной поддержке, устранению административных барьеров, защите прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства.

    В качестве информационного составляющей можно рассматривать запуск работы специализированного интернет-портала, посвященного инвестиционной деятельности в Волгоградском регионе (адрес: www.investvolga.com). Цель функционирования портала заключается в обеспечении представления инвестиционных возможностей Волгоградской области и наиболее полном информировании всех заинтересованных лиц по всем вопросах, касающимся сферы инвестиций.

    Форма совещательных и экспертных органов, призванных консолидировать мнение общества и власти для выработки общей позиции при решении актуальных вопросов в сфере малого предпринимательства динамично развивалась и трансформировалась. В настоящее время функционирует Координационный совет Волгоградской области по развитию малого и среднего предпринимательства, на заседаниях которого поднимаются вопросы имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, их кредитования, аренды и другие. В деятельности Координационного совета активно участвуют общественные организации малого бизнеса «Волгоградский Центр защиты и развития бизнеса «Дело», областной и районный комитеты профсоюзов работников малых инновационных предприятий, НП «Волгоградский актив предпринимателей», НП «Ассоциация предпринимателей Красноармейского района», Волгоградские областные отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» и «Деловая Россия», торгово-промышленные палаты.

    В Волгоградской области постоянно проводится планомерная политика по оказанию поддержки и развитию малого и среднего бизнеса, в том числе по созданию благоприятной внешней среды для развития малого и среднего предпринимательства .

    Осуществление данной политики происходит с помощью следующих мероприятий:

    Правовое обеспечение функционирования малого предпринимательства, сферы налогового регулирования, процесса предоставления государственных услуг, участия субъектов малого и среднего предпринимательства в государственном заказе;

    Выработка эффективных мер поддержки с учетом новых конкурентных вызовов по реализации стратегии импортозамещения и антисанкционной политики России;

    Формирование комплекса инфраструктуры, оказывающей поддержку малому и среднему предпринимательству Волгоградской области, особенно на уровне муниципалитета;

    Обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам на региональном уровне;

    Осуществление комплекса мероприятий, связанных с созданием условий развития государственно-частного партнерства, например – проведение рабочих групп и круглых столов с Внешэкономбанком и другими структурами на тему государственного регулирования в сфере государственно-частного партнерства.

    Также можно отметить в комплексе средств поддержки малого и среднего бизнеса такое направление как проведение мероприятий по созданию, укреплению и развитию тесных контактов с российскими торговыми представительствами за рубежом.

    Эти мероприятия включают:

    Информационный блок: повышение информированности иностранных хозяйствующих субъектов о предприятиях Волгоградской области, осуществление поиска новых деловых партнеров;

    Координационный блок: заключение новых соглашений о сотрудничестве и партнерстве с зарубежными странами, координация мероприятий по уже заключенным соглашениям с иностранными государствами и субъектами Российской Федерации;

    Интеграционный блок: участие в зарубежных и российских мероприятиях, связанных с формированием и продвижение положительного имиджа региона в международном масштабе;

    Экспортный блок: создание регионального центра по координации поддержки экспортоориентированных малых и средних предприятий.

    Заключение

    Рассматривая интернационализацию инноваций с позиции функционального подхода, можно выделить три перспективных направления:

    Осуществление корпорациями международной коммерциализации инновационных технологий, разработанных на основе исключительно российских разработок;

    Укрепление международного сотрудничества государственных и частных организаций страны в научно-технической сфере, включая действующие на территории страны филиалы транснациональных корпораций;

    Разработка различных форм инноваций на базе транснациональных корпораций.

    Библиографический список

    1. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. 29.06.2015г.)
    «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. ВерсияПроф. – [Электронный ресурс] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95688/ Дата доступа: 20.09.2017

    2. Федеральная служба государственной статистики. Малое и среднее предпринимательство в России. Стат. сб./ Росстат. – М., 2015. – 96 с.

    3. Областная целевая программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Волгоградской области». – Режим доступа:

    4. Беков, Р. С. О роли Волгоградской области в Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года. // [Электронный ресурс] http://www.promvest.info Дата доступа: 28.05.2016

    5. Материалы Агентства инвестиций и развития Волгоградской области // [Электронный ресурс] http://www.airvo.ru Дата доступа: 28.05.2017

    6. Материалы Комитета экономики администрации Волгоградской области // [Электронный ресурс] http://economics.volganet.ru Дата доступа: 28.05.2017

    7. Гончарова Е. В. Малое и среднее предпринимательство (инновационно-производственный аспект): учеб. пособие / Е. В. Гончарова, Л. Н. Медведева, М. К. Старовойтов, Я.М. Старовойтова; ВПИ (филиал) ВолгГТУ. – Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2016. – 256 с.

    References

    1. Federal law from 7/24/2007 of No. 209-FZ (edition of 29.06.2015) "About development of small and average business in the Russian Federation"//ConsultantPlus. Versiyaprof. – https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95688/Date of access: 9/20/2017 (in Russ.).

    2. Federal State Statistics Service. Small and average business in Russia. To become. сб. / Rosstat. – M, 2015. – 96 pages (in Russ.).

    3. Regional target program "Development and Support of Small Business in the Volgograd Region". – Access mode: http://urp.volganet.ru/export/sites/urp/programma.doc/ (in Russ.).

    4. Bekov, R. S.O of a role of the Volgograd region in the Strategy of social and economic development of the Southern Federal District until 2020.// http://www.promvest.info Date of access: 5/28/2016 (in Russ.).

    5. Materials of the Agency of investments and development of the Volgograd region// http://www.airvo.ru

    6. Materials of Committee of economy of administration of the Volgograd region// http://economics.volganet.ru Date of access: 5/28/2017 (in Russ.).

    7. Goncharova E. V. Small and average business (innovative and production aspect): studies. grant / E.V. Goncharov а , L.N. Medvedev, M.K. Starovoytov, Ya.M. Starovoytova; VPI (branch) of VOLGGTU. – Volgograd: IUNL VOLGGTA, 2016. – 256 pages. (in Russ.).

    Вопросы управления инновационным развитием экономики являются сложными и противоречивыми, так как затрагивают взаимодействие нескольких сторон - государства, венчурных фирм, ученых и изобретателей, а также университетов. Выдвижение экономики знания на первый план как ключевой движущей силы современного общества требует создания целостной, завершенной и в то же время подвижной и развивающейся стратегической системы инновационного развития страны и механизмов коммерциализации новых технологий.
    В России существует настоятельная необходимость повышения уровней развития рынка нововведений и корпоративной науки, того, что называется R&D. С учётом различного соотношения разного рода показателей в каждом из аспектов формирования макроинновационных стратегий необходимо в каждой конкретной ситуации перемещать аспекты при выборе тех или иных стратегий. Для реализации стратегий потребуется создание системы поддерживающих мер. Как видим, здесь требуется большая аналитическая работа, а серьёзная аналитика требует адекватных знаний .
    Большинство индустриально развитых стран связывает сегодня свои надежды на долгосрочный устойчивый экономический рост с переходом на инновационный путь развития, характеризующийся более широким использованием в промышленности, народном хозяйстве в целом новейших достижений науки и техники - информационных технологий, биотехнологий, новых материалов, ресурсо- и природосберегающих технологий. Поэтому повышение инновационной восприимчивости предприятий, экономики в целом - одна из основных задач современного индустриально развитого государства.
    Из-за ограниченности имеющихся у общества ресурсов для каждого достигнутого уровня развития технологии характерна своя кривая производственных возможностей. При условии эффективного производства любая попытка удовлетворения одной общественной потребности ведет к уменьшению возможностей для удовлетворения другой потребности. Приходится жертвовать чем-то одним ради другого каждая точка на этой кривой отвечает определенному возможному соотношению в уровне удовлетворения существующих общественных потребностей при максимально полном использовании всех имеющихся в распоряжении общества ресурсов и научно-технических достижений. Любая точка на координатной плоскости кривойсвидетельствует о недостаточной эффективности производства. Выход в верхнюю область невозможен без дополнительных ресурсов или новых, более совершенных технологий. Можно ли все-таки выйти за пределы кривой производственных возможностей и каким образом ? Очевидно, что для этого потребуется либо изыскать новые ресурсы, либо повысить эффективность тех ресурсов, которые в данный момент задействованы в сфере производства.
    Первый путь представляется сегодня достаточно проблематичным. Войны за передел мира, хочется надеяться, уже никогда не повторятся. Времена Великих географических открытий, увы, давно завершились - на карте планеты уже почти не осталось белых пятен. Шансы на обнаружение новых крупных месторождений полезных ископаемых тоже не очень-то велики - почти все, что можно, уже открыли, хотя, конечно, есть резервы повышения эффективности использования месторождений. Но и это требует, в свою очередь, немалых дополнительных капиталовложений. Остается надеяться на второй путь - путь интенсивного технологического развития, которым человечество идет вперед в последние три столетия. Начиная со второй половины XVIII в. прослеживается четкая взаимосвязь между состоянием экономики и появлением новых промышленных технологий.
    По мнению многих ученных, в том числе Н.Д. Кондратьева, Д.С. Львова, С.Ю. Глазьева, занимающихся проблемами соотнесения смены технологического уклада и преобразования структуры, любое изменение параметров технологического уклада приводит к возникновению определенных изменений экономических показателей, которые в совокупности преобразуют всю структуру промышленного сектора экономики .
    Как экономическая категория технологический уклад представляет собой совокупность технологий, которые используются при определенном уровне развития производства и на определенном этапе экономического развития. Изменение этих укладов отражает закономерности цикличности экономического развития.
    В работах С.Ю. Глазьева и Д.С. Львова технологический уклад представляется в форме «последовательного замещения крупных комплексов технологически сопряженных производств» . Период интенсивного развития технологического уклада составляет около 40 − 60 лет, весь жизненный цикл охватывает столетие, а скорость смены уклада зависит от научно-технического прогресса . К настоящему времени существует множество работ, в которых цикличность рассматривается как всеобщий закон развития экономики и общества. Являясь частью макроэкономической структуры, структура промышленного сектора экономики также развивается под воздействием циклических колебаний. В трудах С. Ю. Глазьева, А. Тойнби, Д. Тейлора, Ю. Яковец, А. Богданова главным фактором экономического развития и технологического обновления промышленного сектора являются волнообразные колебания, в виде длинных волн или технологических укладов.
    Теория длинных волн, созданная советским экономистом Н.Д. Кондратьевым, была интерпритирована различными экономистами в стоимостном, трудовом, общесоциальном и инновацинно-технологическом аспектах. Последний подход считается наиболее приемлемым для исследования структурных преобразований на современном этапе экономического развития, так как позволяет разглядеть как внутренние, так и внешние факторы изменения структуры промышленности под определяющим влиянием инновационно-технологического фактора в рамках циклично-динамических процессов в экономике промышленного сектора .
    Дату возникновения цикла чаще всего связывают с ростом экономической активности, подъемом экономики, которые связаны с развитием новых технологий и возникновением новых отраслей в структуре. У некоторых экономистов происхождение циклов связанно с эффектом их сжатия. Например, у Н.Д. Кондратьева и У.У. Ростоу длительность первого цикла 55 − 60 лет, а второго уже меньше 45 − 48 лет . В теории циклических кризисов капитализма К. Маркс отметил 7 − 11-летние циклы Жуглара . В.Л. Бабурин, к примеру, предполагает, что с нарастанием НТП процесс сжатия волн будет усиливаться, и они будут укладываться в 40-летний срок . Различия в оценке длительности циклов у авторов чаще всего связаны с индикаторами, используемыми для анализа, а также странами, по данным которых составлялись расчеты (табл. 1).
    Таблица 1
    Временные параметры циклических колебаний экономики (в виде графика,
    будут видны спады и подъемы)


    Циклы

    Кондратьев Н.Д.

    Ростоу У.У.

    Мироненко

    Являясь по своему содержанию преобразующим процессом, научно-технический прогресс, как основной фактор смены технологического уклада, способствует возникновению кризисных явлений при определенных экономических и технологических условиях. Возникновение кризиса вызывает не только отмирание старых отраслей и видов производств, но и формирование новых, которые выступают в качестве носителей научно-технического прогресса.
    Научно-технический прогресс можно считать фактором преобразования структуры экономики, в том числе структуры промышленности и конфигурации технологического уклада. Кондратьев считал НТП не внешним, а внутренним элементом цикла. То есть смену цикла определяют не сами открытия, а их востребованность, а она возникает в тот момент, когда технологии морально устаревают и инвестиции в них становятся нерентабельными .
    У другого известного исследователя А.А. Богданова основа смены экономических циклов кризис, который рассматривается как фактор нарушения непрерывности и вызывающий переход системы в новое состояние или ее отмирание . Согласно его теории на местах разрыва двух систем образуется пограничный слой, который впоследствии в процессе диффузии захватывает прилегающие слои .
    Основываясь на том, что главным фактором, вызывающим возникновение нового технологического уклада, является научно-технический прогресс, который неразрывно связан с такой категорией как инновация, будем считать последнюю, начальной точкой формирования нового технологического уклада .
    Возникая в пространстве, инновационная волна преобразует структуру промышленного сектора через изменения в технологической и отраслевой составляющей. Таким образом, под воздействием инновационной составляющей происходит либо подъем, либо спад производства в структуре промышленного сектора экономики.
    Кривые технологических укладов пересекаются в определенной точке, что связано с плавностью процесса перехода от старого уклада к новому, а границы укладов нечеткие. Это подтверждает высказывание С.Ю. Глазьева о том, что «на определенном временном отрезке возможно одновременное существование нескольких технологических укладов» . Что подтверждается действующим в настоящее время положением, когда в рамках функционирования пятого еще не затухшего уклада происходит зарождение нового шестого.
    Существующий в настоящее время технологический уклад начал складываться в целостную воспроизводственную систему в 80-е гг. ХХ в . Повышающая волна пятого Кондратьевского цикла закончилась в 2005 г. и на сегодняшний день мировая экономика находится в фазе депрессии, которая предположительно закончится в 2017 г . Основу данного технологического уклада формируют: программное обеспечение, вычислительная техника и технологии переработки информации, микроэлектроника, производство средств автоматизации и связи. По прогнозам некоторых ученых во втором десятилетии ХХI в. развитые страны перейдут к становлению шестого технологического уклада . К этому времени сформируется воспроизводственная система для нового технологического уклада, становление который происходит в настоящее время.
    По мнению специалистов, формирование нового технологического уклада приведет экономику к еще большей интеллектуализации производства, переходу к непрерывному инновационному процессу в большинстве отраслей, а также к непрерывному процессу образования. «Завершающим процессом будет переход от "общества потребления" к "интеллектуальному обществу", в котором важнейшее значение приобретут требования к качеству жизни и комфортности среды обитания».
    Прогресс в информационных и финансовых технологиях, системах телекоммуникаций повлечет за собой расширение процессов глобализации экономики, даст толчок к формированию единого мирового рынка товаров, капитала, труда. Данные закономерности проявляются в экономическом развитии передовых стран, которые формируют траекторию развития мировой экономики. Формируя направления развития экономических и технологических процессов, они играют роль лидеров общемирового экономического развития, пользуясь всеми возникающими при этом преимуществами. Отстающие же в развитии страны будут вынуждены копировать достижения мировых лидеров или пользоваться достигнутыми ими результатами, отдавая при этом по низким ценам свои природные ресурсы. Необходимо отметить, что такой обмен носит неравноценный характер, передовые страны реализуют свое технологическое превосходство, вынуждая развивающиеся страны к сотрудничеству по выгодным для развитых стран правилам международного экономического сотрудничества.
    В рамках каждого технологического уклада происходили смены политических режимов и определенные политические реформы, которые непосредственно меняли структуру экономик и соответственно промышленного сектора экономики. Из анализа экономического и технологического развития видно, что технологическое отставание российской промышленности от мировых тенденций складывается, начиная с конца 18 в. Несмотря на то, что на каждом из этапов технологического развития государство реализует меры по стимулированию отраслей промышленности, значительного роста соответствующих технологий не происходит. Объективно это связано с низкой плотностью демографического потенциала, сильной дифференциацией экономического пространства, частыми политическими и военными потрясениями и низкой долей собственного инновационного потенциала.
    Как следует из результатов имеющихся оценок, на данном этапе экономического и технологического развития преобладает пятый технологический уклад, который достиг фазы зрелости в несущих отраслях при одновременном отставании ядра. К отраслям ядра пятого ТУ принадлежат отрасли микроэлектроники, оптикоэлектроники, точного и электронного приборостроения, радиотехники, авиастроения, отрасли систем связи и коммуникаций. Академик Федосеев писал: «Отставание от мирового уровня в этих технологиях преодолеть очень трудно, даже при условии внушительных инвестиций» .
    Сложившиеся отставания в отечественном промышленном секторе компенсируются при помощи приобретения импортных технологий и техники. Об этом свидетельствуют статистические данные, согласно которым происходит рост парка персональных компьютеров, объем программных технологий с ежегодным темпом около 20 - 30 % . Данные показатели говорят о том, что в настоящее время расширение пятого технологического уклада в структуре промышленного сектора экономики России «носит догоняющий имитационный характер» . Этот факт подтверждает и динамика распространения различных составляющих данного уклада - чем ближе технология к сфере конечного потребления, тем выше темпы ее распространения. Ускоренное расширение основных отраслей пятого уклада в отечественной промышленности происходит за счет использования импортных технологий, что приводит к невозможности эффективного развития ключевых технологий ядра данного уклада.
    Сложившееся технологическое отставание вынуждает экономику на неэквивалентный обмен со странами лидерами формирующегося технологического уклада. Справедливо высказывание Г. Фетисова: «Основной причиной неразвитости в России высокотехнологичного сектора стало создание множества технологических монополий, возникших из-за приватизации по отдельности звеньев «технологических цепочек» по производству готовых продуктов, особенно предприятий, находившихся в советскую эпоху в ведении разных министерств» . То есть вместо межотраслевых комплексов и кластеров в промышленном секторе возникли отдельные предприятия с прерванными технологическими связями.
    Сложность такой ситуации состоит в том, что существует определенная преемственность между пятым и шестым технологическими укладами. И технологическое отставание в развитии несущих отраслей пятого уклада будет тормозить распространение нового шестого.
    Пятый уклад основывается на применении достижений микроэлектроники, а шестой на использовании нанотехнологий. И именно на фазе замещения технологических укладов важно опережающее освоение ключевых производств ядра нового уклада. Это позволит в будущем получать интеллектуальную ренту и за счет этого финансировать расширенное воспроизводство технологий нового уклада. То есть своевременное определение и развитие базовых отраслей нового уклада дает возможность ускоренного развития для развивающихся стран в новом экономическом цикле, за счет быстрого формирования технологических совокупностей ядра нового уклада и модернизации его несущих отраслей.
    В то же время существует риск, сопряженный с неопределенностью будущей технологической траектории, который затрудняет долгосрочное прогнозирование и повышает инвестиционные риски. Поэтому важно правильное определение приоритетных направлений нового технологического уклада.
    По прогнозам отечественных и зарубежных специалистов ключевыми факторами развития нового технологического ядра становятся нанотехнологии, клеточные технологии и методы генной инженерии, которые опираются на использование атомно-силовых микроскопов, соответствующих метрологических систем. Соответственно ядром будущего технологического уклада станут наноэлектроника, наноматериалы и наноструктурированные покрытия, оптические наноматериалы, нанобиотехнологии, наносистемная техника.
    Отраслями, способными обеспечить производство новейших технологии, станут электронная и атомная промышленность, информационно-коммуникационный сектор, авиастроение и ракетно-космическая промышленность, клеточная медицина, химико-металлургический комплекс.
    Несмотря на то, что расходы на освоение новейших технологий постепенно возрастают в отечественной экономике удельный вес шестого уклада в современной экономике остается незначительным. По некоторым прогнозам качественный скачок произойдет в 2015 − 2020 гг . после завершения структурной перестройки, когда масштаб соответствующих технологий станет значительным и экономическая среда будет готова для их широкого применения.
    В настоящее время проблема определения приоритетов научно-технической и инновационной политики волнует не только самые крупные и индустриально развитые страны мира (такие, как Россия, Великобритания, США, Япония, Китай), но и те государства, которые из-за ограниченных ресурсных возможностей вышли на передовые позиции лишь по отдельным направлениям технологического прогресса (это, в частности, Израиль, Финляндия, Тайвань, ЮАР). Значительный рост интереса к проблеме приоритетов в последние годы был связан также с переходом человечества в новое тысячелетие. Это стимулировало усилия государства и частного сектора по осмыслению пройденного пути и поиску стратегии развития на будущее.
    Темпы инновационного развития зависят как от эффективности использования научно-технических ресурсов, так и от качества инновационной среды. В настоящее время повышение эффективности НИОКР идет по следующим основным направлениям: повышение эффективности корпоративных и государственных НИОКР; усиление кооперации между бизнесом и университетами; повышение качества государственного управления. Господствовавшая в 80-90-х гг. инновационная модель, ориентированная на скорейший вывод на рынок нового продукта (Time - to - Market Generation ), заменяется моделью "продуктивности НИОКР" (R&D Productivity Generation), направленной на создание большего числа инноваций с меньшими инвестициями, чем у конкурентов. Финансовый контроль и финансовый менеджмент, новые методы управления с использованием информационных технологий (ИТ) позволят, по ряду оценок, увеличить отдачу от инвестиций в НИОКР почти в два раза.
    В условиях глобализации правительства отходят от практики протекционизма и попыток защиты национальной промышленности от процессов либерализации; уходят в прошлое такие методы, как целевая поддержка национальных секторов и фирм. Вместо этого на первый план выдвигается задача создания общих условий развития предпринимательства и инновационной деятельности, среды, которая стимулирует инновации и риск, способствует привлечению иностранного капитала в инновационную сферу. Наиболее важными направлениями государственного воздействия на инновационную среду являются поддержка кооперации на всех уровнях, совершенствование системы охраны интеллектуальной собственности, помощь в реструктуризации бизнеса, антимонопольное регулирование. В новой инновационной экономике государство, отвечая на требования глобального бизнеса, начинает "следить" за тем, чтобы никакие привилегированные субъекты, включая и само государство, не могли регулировать деловую среду. Развитие инновационной среды способствует появлению у предпринимательского сектора стимулов собственными силами разрабатывать новшества. Если влияние "компенсационных" мер поддается определенной количественной оценке, то пока еще трудно количественно оценить воздействие государства на инновационную среду. Особое значение формированию инновационной среды придается в Западной Европе.
    "Кластерная" стратегия. В 90-х гг. ряд европейских стран трансформировали программы усиления мобильности научных кадров и субсидирования НИОКР в комплексные программы по стимулированию сотрудничества между исследовательскими центрами, университетами, группами предприятий и компаниями. В инновационной политике западноевропейских государств центральное место начинает занимать стимулирование кластеров. Если в 70-80-х гг. стимулирование нововведений было связано прежде всего со стимулированием высоких технологий как таковых, то в настоящее время этот подход постепенно заменяется кластерными стратегиями, направленными на создание специализированных сетей знаний.
    Инновационные кластеры в отличие от получивших развитие в 70-80-х гг. предпринимательских сетей зависят от глобальных рынков, в них упор делается на активное использование знаний и высока доля новых инновационных компаний . Следует отметить, что в настоящее время трудно говорить о кластерной стратегии как о едином понятии. Правительства по-разному понимают и трактуют само понятие "кластеры". В целом выделяется три широких определения кластеров:

    • регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанных к научно-исследовательским учреждениям;
    • вертикальные производственные цепочки и сети, формирующиеся вокруг головных фирм (сеть ИКЕА);
    • отрасли с высоким уровнем агрегации или совокупности секторов (агропромышленный кластер);
    • крупные города — научно-исследовательские и деловые центры, представляющие собой мультикластеры.

    В отличие от политики, ориентированной на отдельные отрасли, кластерная стратегия предусматривает развитие взаимосвязей между различными секторами. Наиболее ярко кластерный подход проявляется в новых инициативах по поддержке малых фирм.
    Инновационное развитие представляет собой сменяющие друг друга периоды разнообразных инноваций, комплекс созданных и реализованных новшеств, накопление интеллектуального капитала, вовлеченность в эту деятельность научных работников - человеческого капитала и инновационных организаций, деятельность которых невозможна без инвестиционного капитала. Эффективность инновационной деятельности в сильной степени связана с инновационным развитием и жизненным циклом инноваций, в котором есть этапы зарождения инновации, раннего инновационного развития, позднего инновационного развития, зрелости и борьбы с кризисами, упадка (затухания) инноваций и зарождения новой волны .
    История показывает, что внедрение новых индустриальных технологий всегда оказывало позитивное влияние на экономический рост и уровень жизни населения, что уже на новом витке развития создавало условия для разработки и внедрения других новых инноваций. Этот факт, по-видимому, объясняет, почему большинство развивающихся стран неспособно подняться в своем экономическом развитии достаточно высоко: нет индустриальной базы, институциональной и индустриальной среды, поэтому нет необходимой квалификации рабочей силы и изобретателей, нет центров инноваций, нет хорошего образования, так как оно недоступно, в результате чего процесс трансформации общества в целом слабый. По свидетельству М. Кастельса, существуют исторические свидетельства, указывающие на то, что в целом, «чем теснее отношения между центрами инновации, производства и использования новых технологий, тем быстрее идет трансформация обществ и тем больше положительная обратная связь между социальными условиями для дальнейших инноваций» Г. Клейнер называет экономикой знания «такое состояние экономики данной страны, при котором: а) знания становятся полноценным товаром; б) любой новый товар несет в себе уникальные знания; в) знание становится одним из основных факторов производства».
    Широко употребляемыми стали термин инновации и терминологическое словосочетание инновационная экономика, которые также связаны с экономикой знания. Область экономической науки, изучающая процессы, происходящие в сфере воспроизводства информации, относится к информационной экономике, но и эта сфера пересекается с экономикой знания, так как бурное развитие новых информационно-коммуникационных технологий будет и далее изменять характер приобретения и распространения знаний. Кроме того, информация - это своего рода сырье для мыслительной деятельности человека, порождающей знание .
    Становится ясно, что в современной мировой экономике страны могут стать богатыми только в результате сочетания предпринимательства и эффективного использования знаний . Диспропорции наблюдаются не только между странами, но и в одной стране между различными штатами, как это происходит в США и других странах. Окружающая среда бизнеса либо поощряет предпринимательство, либо напротив не поддерживает его, поэтому динамичная бизнес-среда оказывает огромное воздействие на успех или провал предпринимательства (Силиконовая долина или штат Алабама в США, например). Предпринимательский ресурс обычно рассматривается как способность к эффективной организации взаимодействия отдельных экономических ресурсов труда, земли, капитала, знаний для осуществления хозяйственной деятельности. На современном этапе развития технологий предприниматель - это скорее предприимчивый человек, способный как разработать идею технологической инновации, так и реализовать ее во вновь организованном для этого предприятии. Таких примеров множество в информационной экономике в Силиконовой долине США, когда студенты, активно занимающиеся НИРС, выходят из университета со своим собственным бизнесом. Это люди, создающие новые эффективные производства и разрушающие старые неэффективные. С точки зрения Й. Шумпетера, создавшего теорию созидательного разрушения, инновационная деятельность - двигатель экономического развития. Вся история технологического развития подтверждает эту теорию. Однако следует подчеркнуть, что национальное предпринимательство развивается по нарастающей на фундаменте старого предпринимательства, его культуры и его инфраструктуры, что подтверждается исследованиями М. Кастельса.

    Предыдущая

    Сущность и типы инноваций в мировой экономике, их отраслевые и страновые особенности

    Место России в мировом инновационном процессе

    Инновации в мировой экономике: сущность и типы, отраслевые и страновые особенности

    Инновационная деятельность лежит в основе конкурентной борьбы в мировой экономике не только на уровне корпораций, но и на мегауровне - между нациями. Для развитых стран она служит важнейшим инструментом сохранения и преумножения национального богатства, удержания достигнутого здесь уровня жизни. Для развивающихся - это возможность стать новым центром роста, создать отрасли с высокой добавленной стоимостью, а также значительно повысить производительность труда и улучшить социальные показатели. Во многих странах мира развитие инноваций является безусловным государственным приоритетом, что находит свое отражение в госпрограммах, бюджетах центральных и местных властей, законотворческой деятельности.

    Наибольший вклад в развитие технических средств и совершенствование результатов мирового производства, а также экономической инфраструктуры вносит частный сектор. Главными практическими новаторами мировой экономики являются транснациональные корпорации, которые расходуют огромные средства на технические разработки. Это важнейшая часть НИОКР (Я&О ), максимально приближенная к рынку конечной продукции. Другую часть - научно-исследовательскую - во многих странах берут на себя государство в лице научных институтов и крупные университеты, проводя фундаментальные исследования и эксперименты. Таким образом, НИОКР включает в себя два взаимосвязанных элемента: базовые исследования, то есть научно-экспериментальную деятельность, и разработки - конструкторские и технические работы, направленные на создание образцов новых изделий, подготовку чертежей и документации по их производству и применению. Половина суммарных расходов на НИОКР в мире осуществляется ТНК. По абсолютным величинам расходы на НИОКР крупнейших ТНК намного превышают не только государственные исследовательские затраты, но и госбюджеты, и даже ВВП многих стран. В 2012 г. в мире насчитывалось 27 компаний, чьи годовые расходы на НИОКР превысили величину в 5 млрд долл, причем не суммарно, а у каждой. Четыре из них - «Фольксваген», «Самсунг», «Майкрософт» и «Интел» - вложили в свои разработки более 10 млрд. долл, каждая . Для сравнения: во всем мире можно насчитать не более 12-13 стран, у которых ежегодные валовые национальные затраты на НИОКР всех секторов превышают эту цифру. Среди них: США (447 млрд долл.), Китай (232 млрд), Япония (160 млрд), Германия (92 млрд долл.) и некоторые другие. Нужно понимать, что валовые национальные затраты сосредоточены в границах национальных экономик, а корпоративные НИОКР распределены по исследовательским центрам ТНК, открытых в разных странах. Кроме того, следует провести четкую границу между государственными и корпоративными расходами на исследования и разработки невозможно. Государство через гранты и госзакупки напрямую финансирует часть корпоративных расходов на НИОКР, а в отдельных странах такое финансирование значительно и Россия находится на 1 месте среди них (рис. 3.1).

    Источник: OECD Science, Technology And Industry Scoreboard 2013

    Рис. 3.1. Прямое финансирование государством НИОКР в корпоративном сектора

    В масштабах страны непосредственными участниками инновационного процесса являются: научно-исследовательские институты и университеты, компании-новаторы, изобретатели-рационализаторы.

    В качестве вспомогательных, но очень важных институтов в этот процесс также вовлечены:

    • бизнес-ангелы, т.е. компании, осуществляющие поддержку новых идей на самых ранних стадиях инноваций;
    • бизнес-инкубаторы, где формируются новые компании, предлагающие интересные и новаторские бизнес-решения;
    • венчурные фонды, финансирующие различные инновационные проекты;
    • технико-внедренческие зоны и технопарки.

    Регулятивную функцию выполняют государственные органы,

    регистрирующие изобретения и выдающие охранные документы в области интеллектуальной собственности.

    Инновационная деятельность всегда сопряжена с высоким риском экономических или финансовых потерь, особенно на ранних стадиях. В среднем только один из 100 проектов, получивших поддержку венчурных фондов, впоследствии доводится до прибыльной фазы по причине того, что далеко не каждая техническая идея принимается рынком и становится новым продуктом. К примеру, Томас Эдисон сделал 6 тыс. образцов, прежде чем появилась знаменитая на весь мир лампа накаливания. Метод финансирования, когда поддержку получают сразу несколько инновационных проектов с ожидаемым процентом неудач, в венчурном бизнесе называется посевным. Годовой объем венчурных инвестиций во всем мире колеблется вокруг 40 млрд долл. В 2010-2012 гг. он превышал эту сумму и достигал 52 млрд долл., а в 2009 и 2005 г. не доходил до 35 млрд долл.

    Теория инноваций была заложена еще в начале XX в. эконо- мистом-социологом Й. Шумпетером. В своих работах, посвященных предпринимательской деятельности, он назвал процесс создания новшеств «созидательным разрушением» рыночной среды и указал на пять типов инноваций: продуктовые, производственные, открытие новых рынков, ресурсные, новые типы рыночных структур.

    Сам мировой инновационный процесс находится в постоянном развитии. В последние годы в нем четко обозначились три ключевые тенденции.

    Во-первых, усиливается его интернациональный характер , что заметно по материальной базе проводимых исследований (иностранному лабораторному оборудованию, импортным приборам и иным техническим средствам), многонациональному кадровому составу специалистов, гибкости в выборе стран и их территорий для проведения и внедрения разработок.

    Во-вторых, ужесточились требования к результатам новаторства: новые виды продукции и технологии должны быть прежде всего безопасными для окружающей среды и здоровья человека, а также энергоэффективными и сберегающими природно-ресурсный потенциал. Эти задачи сегодня решаются как в промышленном производстве, так и в сфере услуг.

    Например, новый Дримлайнер фирмы «Боинг» изготавливается из композиционных материалов, что позволяет при перевозке пассажиров на 20% сократить расходы на горючее. Даже экономию 2% расходов на топливо фирмы-перевозчики считают успешной инновацией. К примеру, столько стала экономить крупнейшая в мире компания экспресс-доставки иРБ, переведя на специальные компьютерные программы планирование маршрутов перевозки грузов, чтобы совершать меньше левых поворотов, более энергозатратных, чем повороты направо.

    В-третьих, трансформируется механизм создания новшеств. В прошлое уходит традиционная линейная схема, по которой все новшества являлись результатом последовательно сменяющихся этапов инновационной деятельности сотрудничающих долгие годы исследовательских институтов и промышленных предприятий. По этой схеме зависимые от результатов деятельности друг друга участники были связаны в единую цепочку: исследовательские центры с опытно-конструкторскими предприятиями, те, в свою очередь, с крупносерийным производством (рис. 3.2).

    Сегодня каждая стадия инновационного процесса служит отправной точкой для создания новшеств и подключения новых участников, в том числе независимых друг от друга, и даже конкурентов: то, что в теории инноватики , науки об организации и управлении инновационными процессами, получило название «открытых инноваций». К тому же система обратных связей позволяет создавать новые рыночные продукты, отталкиваясь не только от результатов фундаментальных исследований и научных открытий, находя им практическое применение. Накопленный в производстве опыт и запросы потребителей нередко первыми ставят задачи ученым- исследователям и разработчикам. Очень хорошо схему открытых инноваций можно проиллюстрировать на примере открытого программного обеспечения, когда исходный код открытых программ доступен для просмотра, изучения, изменения третьими лицами для устранения ошибок и усовершенствования. В выигрыше все: потребители - у них более качественный и недорогой (в случае с открытым ПО даже бесплатный в базовых версиях) продукт; компания- разработчик - их базовая технология находит широкое распространение и применение, а значит, расширяется рынок сбыта более дорогих комплексных решений и продуктов на основе данной технологии, а также снижаются затраты на разработку; конкуренты - им становятся известны последние, передовые решения.


    Рис. 3.2.

    Межфирменная кооперация в процессе создания новшеств характерна для Великобритании, Австрии, Бельгии, Финляндии, Дании, Словении, Эстонии. В этих странах свыше 70% крупных и не менее 40% малых и средних предприятий участвуют в совместной инновационной деятельности. Для компаний большинства развитых стран в большей степени характерна открытая инновационная деятельность при разработке новых услуг, чем новых товаров. Это отчасти можно объяснить меньшей правовой защищенностью компании-разработчика нового решения в области услуг, чем в области товарного производства. Услуги и бизнес-процессы, если они не связаны с использованием технических средств, по патентному законодательству почти всех стран мира не подлежат патентованию.

    Это означает, скажем, в банковской сфере, что никто не может воспрепятствовать одному банку предлагать своим клиентам депозит с такими же характеристиками, что и характеристики депозитной операции, разработанной специалистами другого банка.

    В промышленности началом нового направления разработок может быть и среднее (промежуточное) звено инновационного процесса - исследовательский центр крупного предприятия. Высокий рыночный потенциал нового продукта может заставить руководство предприятия наделить самостоятельностью часть исследовательского и кадрового ресурса или по инициативе последних учредить новую коммерческую структуру. Создание автономного исследовательского или внедренческого центра, отделившегося от крупного предприятия или НИИ, получило название спин-офф (от англ, spinoff - сопутствующий, побочный). Теперь уже это, когда-то второстепенное, направление исследований и разработок для базового предприятия становится ключевым для вновь созданного центра или компании, самостоятельно позиционирующих себя на рынке.

    Успехи фундаментальной науки, назовем их инновациями высшего уровня , по-прежнему важны, но их хозяйственное значение невелико, пока они не подкреплены конструкторскими решениями - инновациями среднего уровня и производственными технологиями на низшем инновационном уровне. Так, изготавливать микропроцессоры стало возможным не тогда, когда были открыты новые законы физики твердого тела, а когда благодаря инновациям среднего и низшего уровня научились проектировать топологию интегральных микросхем (размещать электронные элементы) и создавать полупроводниковые кристаллы в промышленных условиях.

    Существует много вариантов инновационной деятельности. Можно пойти по пути модернизации известных устройств, технологий, когда улучшается какая-то характеристика изделия или идея и на выходе повышается КПД, но при этом не меняется принцип работы устройства или технологии. Возможен имитационный вариант, когда в новом изделии или исследовательском проекте находят применение элементы, использующиеся в других областях научно- технических знаний. Применение опережающего способа инновации означает использование неизвестных до сих пор решений и технологий в хорошо знакомых устройствах. Революционный вариант специалисты иногда называют радикальными инновациями, он самый сложный, но и самый ценный, появляется реже всего, поскольку означает создание абсолютно нового объекта интеллектуального труда. Все эти виды инноваций можно свести в табл. 3.1.

    Таблица 3.1. Виды инноваций в мировой экономике

    По масштабам охвата

    Новое для предприятия Новое для рынка Новое для всего мира

    По уровню новизны

    Модернизационные

    Имитационные

    Опережающие

    Революционные

    По типу инновационного процесса

    Высшего уровня (фундаментальные исследования)

    Среднего уровня (конструкторские решения) Низшего уровня (производственные технологии)

    По объекту

    инновационной

    деятельности

    Продуктовые инновации - новые виды материальной продукции и услуг

    Процессные - инновации в области технологических процессов

    Маркетинговые - новые формы рыночного поведения

    Организационные (управленческие) инновации

    По результативности

    Успешная (есть результат в виде внедрения инновации, необязательно коммерчески успешной) Продолжающаяся (инновационный процесс в развитии)

    Прекращенная (инновации не осуществляются)

    * Составлено на основе Руководства Осло и экспертных оценок.

    В экономической науке устоялось понятие национальная инновационная система (НИС ), объединяющее все факторы и всех участников инновационной деятельности в стране, а также включающая инфраструктуру проведения и внедрения исследований и разработок. На входе такой системы находятся новые идеи и концепции, на выходе - конкретные новаторские решения, технологии и новые виды продукции. Для оценки состояния и успехов, достигнутых НИС, используется набор показателей. Среди них важнейшие: корпоративные и государственные расходы на НИОКР в соотношении с ВВП и темпы роста этих расходов, число полученных патентов и научных публикаций, а также индексы цитирования, численность ученых и технических работников и др. Методология расчета инновационных индикаторов постоянно корректируется международными организацими и национальный ведомствами: ОЭСР, ПРООН, Директоратом предпринимательства и промышленности ЕС и др. Наиболее авторитетным международным изданием, в котором даются определения, классификации и подходы к оценке результатов инновационной деятельности является Руководство Осло, составленное ОЭСР и Евростатом (в 2010 г. вышло третье издание).

    Анализ этих показателей позволяет выявить некоторые закономерности в развитии НИС разных стран. Например, существует определенная пропорциональная зависимость между относительной долей ученых-исследователей и относительными расходами на НИОКР в стране (на рис. 3.3 показано пунктирной линией). В странах с показателями выше среднего, т.е. выше пунктирной линии, исследования и разработки проводятся относительно избыточным количеством научных кадров. К таким странам относятся Финляндия, Норвегия, Португалия, Сингапур. Есть страны, в которых финансирование НИОКР превышает относительный средний показатель кадрового обеспечения. Среди них выделяется Израиль, за ним идут Китай, Катар, Швейцария, Бразилия. В Индии плотность исследователей составляет 136 человек на 1 млн жителей, в Китае - 1071 . Для азиатских стран Китая и Индии с их огромной численностью населения и высокой миграцией специалистов за рубеж даже такие показатели следует считать большим прогрессом в решении проблемы кадрового голода. Например, Китай за десять лет с 1999 г. вдвое увеличил число вузов в стране с 1000 до 2000 и, следовательно, численность выпускаемых специалистов - потенциальных ученых и исследователей. Еще одним фактором относительной несбалансированности исследовательских бюджетов и кадрового состава в НИС следует считать ускоренное наращивание расходов на НИОКР ТНК из развитых стран, которые работают здесь на основе прямых инвестиций и переносят сюда таким же образом исследовательские центры. Из-за такого поведения ТНК все сложнее становится анализировать и делать выводы о собственно национальной инновационной активности в тех или иных странах. В «национальных» показателях следует учитывать транснациональную активность глобально оперирующих компаний в разных странах мира.


    Источник : R&D Magazine. December 2013. P. 6.

    Примечание: размер круга соответствует годовым расходам на НИОКР в стране.

    Рис. 3.3. Сравнительная характеристика НИС стран мира в 2012 г. по ключевым индикаторам

    В государственных программах инновационного развития экономики разных стран (важнейший фактор эффективной НИС) перечисленные выше показатели получают целевые значения и становятся приоритетными задачами. К примеру, в стратегии развития НИС Евросоюза под названием «Европа 2020» поставлена цель создать умную, устойчивую и недискриминационную экономику и достичь во всех странах Союза: 3%-ных расходов на НИОКР в соотношении с ВВП, решить задачу «20/20/20» (на 20% сокращение выброса парниковых газов 2020 г. к 1990 г., 20%-ный рост возобновляемых источников энергии, 20%-ное сокращение потребления энергии), сократить долю учеников, недоучившихся в начальной школе до 10%, а долю молодежи с ученой степенью или дипломом довести, как минимум, до 40%. С 2014 г. в ЕС действует также Восьмая рамочная программа поддержки исследований и технологического развития с бюджетом в 80 млрд евро, рассчитанная на период до 2020 г. Постепенно Евросоюз идет к главной цели - созданию единого научно-внедренческого пространства на территории стран-участниц для обеспечения конкурентоспособности объединенной экономики.

    Похожие государственные приоритеты научно-технического развития существуют в Соединенных Штатах. Не так как в ЕС, сконцентрированные в рамках одной комплексной и взаимоувязанной между направлениями исследовательской программы, но тоже нацеленные на конкурентное лидерство в масштабах мировой экономики. Между ними имеется много различий. По отраслевым и секторальным областям науки и техники, в которых сосредоточен наибольший интеллектуальный, кадровый и финансовый потенциал стран; по институтам и формам взаимодействия государства с частным бизнесом и сложившемуся балансу расходов на НИОКР в связке государство-бизнес; по степени участия национальных научных и технических кадров в международных исследовательских группах и проектах, а также размерам заимствования иностранных технологий и многим другим составляющим национальных инновационных систем. По направлениям государственного финансирования НИОКР в последние годы в тройке приоритетных расходов США выделяются оборонные, космические и медицинские. В 2014 финансовом году наибольшие ассигнования из 143 млрд долл, исследовательских расходов федерального бюджета на технические и технологические разработки выделены по линии Министерства обороны - 67,5 млрд долл. С 2002 г. оборонный исследовательский бюджет этого ведомства вырос вдвое, хотя в 2014 г. в связи с бюджетным кризисом он ощутимо сократился. При этом упор делается не на размер бюджетных отчислений на науку и технику, а на эффективность их распределения и использования для решения главной задачи - создания новых предприятий и рабочих мест.

    В подобных программах все большую роль играет тесное взаимодействие с региональными властями в реализации общегосударственных целей поддержки НИОКР. Так, федеральный закон США об экономическом стимулировании 2009 г., рассчитанный на период до 2019 г., предусматривал бюджетное финансирование ведущих по уровню развития производственной и научно-технической инфраструктуры шт. Калифорнии, Нью-Йорка, Техаса и некоторых других на сумму 223 млрд долл.

    По отраслевым приоритетам НИС разных стран можно сделать следующие выводы. Как и в мировой экономике в целом, в мировом инновационном процессе происходит международное разделение труда (МРТ). Развивается оно схожим образом с мировым производственным РТ - от общего к единичному. Уходят в прошлое те времена, когда можно было однозначно говорить об укрупненной научно-технической специализации стран: США на информационных технологиях, Японии - на разработках в области автоматизации производства, Западной Европы - на энергетических технологиях. Конечно, и сейчас по областям науки и техники, в которых зафиксировано мировое лидерство по числу публикаций или отраслевого назначения запатентованных изобретений в той или иной стране международные организации нередко указывают такую общую или отраслевую технологическую и научную специализацию. Однако этот подход не совсем объективен, сегодня слишком детализированы те области знаний и техники, в которых исследователи разных стран добиваются успеха, внося усовершенствования в продукцию одного и того же отраслевого назначения. Слишком масштабной стала международная кооперация ученых и разработчиков, а также глобально подвижной инновационная деятельность ТНК. Все больше в мире реализуется международных исследовательских проектов.

    Еще одна особенность современного научно-технологического МРТ - ускорение страновой миграции центров научных и технологических знаний. ОЭСР в своем отчете 2013 г. «Табло: наука, технология и промышленность» приводит Индекс выявленных технологических преимуществ (Revealed Technological Advantage Index), числу патентов в конкретных областях знаний по отношению к сумме выданных патентов в данной стране. Последние данные показывают быстрые изменения технологической специализации отдельных стран. Дания стала узкоспециализированной страной в биотехнологиях страной. Сингапур, Россия, Корея получили наивысшие значения Индекса в нанотехнологиях. Китай присоединился к тройке стран-лидеров (Финляндии, Корее, Японии) по высочайшей патентной активности в области И КТ, в то время как в Израиле и Нидерландах значительно уменьшилась доля патентов в этой области.

    • Research and Development (R&D) - исследования и разработки, эквивалентрусскоязычной аббревиатуры НИОКР - научно-исследовательские и опытноконструкторские разработки.
    • The 2009 EU Industrial R&D Investment Scoreboard. P. 4.
    • См. например: Innovation Union Scoreboard. Methodology report http://ec.europa.eu/enterprise/policies/innovation/policy/innovation-scoreboard/indexen.htm
    • Сравним в Японии: 5548 на 1 млн чел., в США - 4707.
    • Одобрена Европейским советом в июне 2010 г. Она заменила Лиссабонскуюстратегию.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Рентные источники инновационной модернизации. Избыток капитала, инновационный потенциал. Ограничения ВТО, условия инновационного развития экономики России. Инновационно ориентированное развитие промышленных предприятий. Цели политики экономического роста.

      доклад , добавлен 12.06.2010

      Понятие и структура инновационного рынка. Инновационная деятельность в регионах, в отраслях экономики и организациях. Методы и особенности прогнозирования инновационного рынка в современных условиях. Рыночные факторы, влияющие на характер инноваций.

      реферат , добавлен 30.11.2010

      Инновационный сценарий развития России. Псевдоинновации как проблема инновационного обновления российской экономики. Рекомендации по совершенствованию механизма государственной поддержки инновационной деятельности кластерного формирования экономики РФ.

      курсовая работа , добавлен 12.01.2014

      Становление научной концепции, этапы развития инновационного менеджмента. Система управления инновациями, инновационным процессом, отношениями, возникающими и происходящими в процессе внедрения инноваций. Современное состояние инновационного менеджмента.

      реферат , добавлен 08.10.2011

      Перевод экономики на инновационный тип развития. Национальная инновационная система. Темпы перехода к рынку. Реализация федеральных и региональных программ. Стратегическая ориентация предприятия. Распределение и использование ограниченных ресурсов.

      контрольная работа , добавлен 30.01.2011

      Сущность и содержание инноваций. Составляющие нововведения, организация инновационной деятельности. Роль и место фактора инноваций в развитии страны, изучение особенностей инновационной системы. Государственное финансирование инновационной деятельности.

      курсовая работа , добавлен 05.01.2012

      Характеристика общего технического потенциала национальной экономики России и Хабаровского края в условиях структурной перестройки экономики. Особенности оценки инновационного потенциала Информационно-Вычислительного Центра Сахалинской железной дороги.

      курсовая работа , добавлен 20.01.2014

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!