Все для предпринимателя. Информационный портал

Информационное письмо из налоговой о применении усн. Письмо о применении УСН: как выглядит образец

Письмо о применении УСН для контрагента – важная часть деловой жизни предпринимателя. Таким образом он вправе сообщить деловому партнеру о причинах, по которым он не включает НДС в стоимость своей продукции или услуг.

ФАЙЛЫ

Трудность заключается в том, что каждый руководитель сам вправе выбирать форму налогообложения, переходить с одной на другую. А контрагенты, с которыми он работает, не всегда готовы к смене условий. Они могут быть не в курсе произошедших изменений в форме налогообложения той организации, с которой взаимодействуют, либо сотрудничество между сторонами только налаживается.

По этим причинам письмо о применении УСН для контрагента является полезной бумагой для организации плодотворного делового общения.

Обязательно ли использовать такой бланк письма

Приведенная форма не является унифицированной. Согласно существующему законодательству таких форм для письма о применении УСН для контрагента вообще не существует. Есть формулировка «свободная форма» и ряд прилагающихся требований. Для того чтобы все их соблюсти, удобнее ориентироваться именно на приведенные бланки, так как они удобны, в них соблюдается деловой стиль изложения, упомянуты все детали.

Составные части

Письмо чаще всего состоит из шапки, вводной части, основной и завершения документа. Шапка содержит сведения о:

  • Полном наименовании организации. Той, которая направляет письмо своему контрагенту.
  • Основных реквизитах. В крупных компаниях выпускаются специальные бланки, сразу с указанием адреса, телефона, ИНН, ОГРН, КПП. Письма делового содержания имеет смысл располагать именно на них.
  • Произведенном запросе. Имеет смысл сослаться в самом начале на номер и дату запроса, который поступил в организацию. Это считается хорошим тоном в деловом общении – напоминать о том, что контрагент запрашивал данные и какого числа он это делал. Кроме того, это оберегает обе стороны от возникновения путаницы при большом потоке поступающей документации.
  • Номер и дату текущего документа. Естественно, если в организации для удобства принята такая нумерация.

Основная часть обычно имеет введение в виде ссылки на поступивший от контрагента запрос. После мотивировки идет сообщение основных данных, а именно:

  • С какого времени и где зарегистрирована компания, какую систему налогообложения она использовала с момента открытия.
  • При факте изменения системы налогообложения – когда это изменение произошло.
  • Ссылка на подтверждающие документы. Их копии прикрепляются к письму. Приложениями могут быть налоговая декларация, уведомление о прекращении деятельности по одной из систем налогообложения.
  • Документ будет иметь больше доверия, если копии уведомлений будут заверены ИФНС России.

Обязательное содержание заключительной части – подпись руководителя учреждения (например, генерального директора) либо его доверенного лица, с должностью и расшифровкой подписи.

Налоговые режимы

В Российской Федерации, помимо основного налогового режима, в рамках которого выплачивается НДС, существует ряд специальных режимов. К ним относят:

  • УСН. Расшифровывается как «упрощенная система налогообложения».
  • Единый сельскохозяйственный налог.
  • Патентная система налогообложения.
  • Единый налог на вмененный доход по определенным видам деятельности.
  • СН при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налоговый кодекс точно описывает каждый из них. Вместе с тем, там сказано, что «упрощенцы» НДС не выплачивают (статья 366.11).

Информационное письмо

Как известно, для того чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения, предпринимателю достаточно обратиться в налоговую инспекцию по месту своего расположения. Отказать в переходе она никому не имеет права.

Для того чтобы запросить информацию о поданной заявке на переход, а также узнать, была ли предоставлены декларация от его имени, налогоплательщик (ИП, ООО, ОАО) может направить свой запрос в налоговую инспекцию. А она должна ответить ему, используя специально предусмотренную для этого форму 26.2-7 «Информационное письмо».

Именно оно является главным из приложений к письму о применении УСН для контрагента. Однако, для того чтобы его получить, организации или индивидуальному предпринимателю стоит самостоятельно создавать запрос в налоговую инспекцию.

Важно! Налогоплательщик не обязан запрашивать информационное письмо в налоговой инспекции. Однако для полноценного делового общения в некоторых случаях, это бывает необходимо.

Если налоговики отказывают в предоставлении информации

Если налоговая инспекция отказывает обратившемуся юридическому лицу в предоставлении информации, то она нарушает положения 21 статьи Налогового кодекса. Информировать всех желающих о правах, обязанностях и других нюансах налогообложения – прямая обязанность ее работников. В том числе эти разъяснения могут быть оформлены в письменном виде, в данном случаеинформационного письма о применяемой организацией системе налогообложения.

Пути взаимодействия

Что касается переписки с контрагентом, то здесь ситуация достаточно щепетильная. Некоторые организации довольствуются минимальным составом предоставленной документации, другие – более расширенным. Бывают такие участники хозяйственного оборота, которые формулируют запросы на не существующие в природе документы. Таким образом, у организации есть три пути взаимодействия с контрагентом, который предъявляет повышенные требования к основаниям для приложений к письму о применении УСН:

  • Прекратить сотрудничество.
  • Предоставить все бумаги, которые в своем запросе упомянул контрагент.
  • Договориться, убедив делового партнера уменьшить список требуемых документов до выполнимого.

Доступный для скачивания образец письма о применении УСН для контрагента можно найти в верхней части этой статьи.

При оплате счета поставщика, работающего на УСНО, мы всегда просим подтвердить возможность применения УСНО. Раньше нам всегда присылали уведомление из налоговой, теперь говорят, что таких уведомлений не выдают. Вопрос: какой документ подтвердит возможность применения УСНО у поставщика?

Возможность применения УСН подтвердит документ- Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Как начать применять упрощенку

Организации (в т. ч. автономные учреждения) могут:

  • применять упрощенку с начала своей деятельности (абз. 1 п. 2 ст. 346.13 НК РФ);
  • перейти на упрощенку с других режимов налогообложения ( , абз. 2 п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

Условия для применения УСН

Чтобы начать применение упрощенки, организация должна соответствовать определенным критериям (ст. и НК РФ). Например, у организаций, которые в 2016 году планируют перейти на упрощенку с общей системы налогообложения, доходы, полученные за девять месяцев 2015 года, с учетом коэффициента-дефлятора не должны превышать 51 615 000 руб. (45 000 000 руб. ? 1,147). Это следует из положений статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

Момент перехода на УСН

Вновь созданные организации могут применять упрощенку с момента постановки на учет в налоговой инспекции. Организации, возникшие в результате реорганизации, тоже считаются вновь созданными. Поэтому на них распространяется такой же порядок (письмо Минфина России от 13 февраля 2015 г. № 03-11-06/2/6553). Например, ООО, возникшее в результате преобразования ЗАО, вправе применять упрощенку с даты, указанной в свидетельстве о постановке ООО на налоговый учет. Для этого в инспекцию следует подать соответствующее уведомление . Уведомить инспекцию нужно даже в том случае, если правопредшественник организации тоже применял этот спецрежим.

Организации, применяющие общую систему налогообложения или ЕСХН, могут перейти на упрощенку только с начала следующего календарного года.

Организации, применяющие ЕНВД, могут перейти на упрощенку:

  • по собственной инициативе – только с начала следующего календарного года;
  • при прекращении деятельности, облагаемой ЕНВД, – с начала месяца, в котором они перестали быть плательщиками ЕНВД;
  • при превышении средней численности работающих (100 человек) или при нарушении структуры уставного капитала (доля участия других организаций более 25 процентов) – только с начала следующего календарного года при условии, что к этому моменту нарушения будут устранены.

Такой порядок следует из положений и пункта 2.3 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

Срок подачи уведомления

По общему правилу уведомление нужно подать в налоговую инспекцию не позднее 31 декабря года, предшествующего году, в котором организация будет применять упрощенку ().

Из этого правила есть исключение. Оно касается организаций Крыма и г. Севастополя, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ. При переходе на упрощенку с 2015 года им разрешено подавать уведомления позже – до 1 февраля 2015 года включительно. А если их участником является публично-правовое образование (или их имущество находится в собственности публично-правового образования), такие организации могут уведомить инспекцию о переходе на упрощенку еще позже – до 1 апреля 2015 года включительно.

Такой порядок предусмотрен абзацами пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.

Вновь создаваемые организации могут подать уведомление о переходе на упрощенку одновременно с заявлением о госрегистрации. При этом в ячейке «Признак налогоплательщика» им следует указать код 2. Если одновременно с заявлением о госрегистрации уведомление не подано, его можно представить в течение 30 календарных дней со дня постановки на налоговый учет. С этой же даты начинайте применять спецрежим. Это следует из положений абзаца 1 пункта 2 статьи 346.13 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Организации, не уведомившие налоговую инспекцию в установленные сроки, применять упрощенку не вправе ().

Если организация применяла ЕНВД и переходит на упрощенку с начала того месяца, в котором она перестала быть плательщиком этого налога, в ячейке «Признак налогоплательщика» следует указать код 2, а в ячейке «Переходит на упрощенную систему налогообложения» – код 3.

Если организация направила уведомление о переходе на упрощенку позже установленных сроков, инспекция ответит ей сообщением о допущенном нарушении. В этом случае применять упрощенку организация не сможет (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Если в период между подачей уведомления о переходе на упрощенку и 31 декабря налогоплательщик решил поменять объект налогообложения, он тоже должен уведомить об этом налоговую инспекцию (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

ПРИКАЗ ФНС РОССИИ ОТ 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@

Приказ 90

Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения

1.2. Рекомендуемую форму № 26.2-2 "Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения" согласно приложению № 2 к настоящему приказу .

1.3. Рекомендуемую форму № 26.2-3 "Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения" согласно приложению № 3 к настоящему приказу .

1.4. Форму № 26.2-4 "Сообщение о несоответствии требованиям применения упрощенной системы налогообложения" согласно приложению № 4 к настоящему приказу .

1.5. Форму № 26.2-5 "Сообщение о нарушении сроков уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения" согласно приложению № 5 к настоящему приказу .

1.6. Рекомендуемую форму № 26.2-6 "Уведомление об изменении объекта налогообложения" согласноприложению № 6 к настоящему приказу .

1.7. Форму № 26.2-7 "Информационное письмо" согласно приложению № 7 к настоящему приказу .

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  • Налоговый кодекс РФ (НК РФ);
  • Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 19.09.2002 г. № ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения»;
  • Приказ Федеральной налоговой службы от 13.04.2010 г. № ММВ-7-3/182@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения»;
  • Приказ ФНС России от 02.11.2012 г. № ММВ-7-3/829@;
  • Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.08.2011 г. по делу № А12-23585/2010.

Исходя из предоставленной информации, считаем необходимым сообщить следующее.

Действующее налоговое законодательство Российской Федерации предусматривает несколько налоговых режимов. Наряду с общим налоговым режимом, в рамках которого подлежат уплате налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на прибыль, существуют и другие режимы. К специальным налоговым режимам относятся система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, патентная система налогообложения.

В соответствии со ст. 346.11. НК РФ организации и индивидуальные предприниматели , применяющие упрощенную систему налогообложения, НДС не уплачивают за исключением случаев, указанных в законе. Требования к налогоплательщикам и ограничения для налогоплательщиков установлены в статьях 346.12. и 346.13. НК РФ.

В соответствии со ст. 346.13. НК РФ переход на упрощенную систему налогообложения носит уведомительный характер, что означает, что для перехода на упрощенную систему налогообложения организация или индивидуальный предприниматель, изъявившие такое желание и удовлетворяющие требованиям для перехода на упрощенную систему налогообложения, должны в определенный срок уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя. Никакого разрешения на применение упрощенной системы налогообложения не требуется. Налоговая инспекция не может отказать налогоплательщику в переходе на упрощенную систему налогообложения, на что указал Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 09.08.2011 г. по делу № А12-23585/2010.

Рекомендуемая форма уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения утверждена приказом Федеральной налоговой службы России от 02.11.2012 г. № ММВ-7-3/829@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения». Указанным приказом также утверждена форма № 26.2-7 Информационное письмо, в котором налоговый орган в ответ на запрос налогоплательщика сообщает, подавал или нет налогоплательщик заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения или нет, предоставлял налогоплательщик декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, или нет. Налогоплательщик не обязан запрашивать, получать или иметь указанное письмо. Достаточным подтверждением того, что налогоплательщик находится на упрощенной системе налогообложения, является заявление налогоплательщика о переходе на упрощенную систему налогообложения с отметкой налогового органа в принятии или с приложением почтового документа об отправке уведомления в налоговую инспекцию. Информационное письмо – лишь дополнительное подтверждение факта направления налогоплательщиком уведомления в инспекцию. Возможно, Ваш контрагент имеет в виду эту «справку».

Налоговый орган также не прав, отказывая в даче разъяснений. Согласно ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение от налоговых органов бесплатной информации о действующем законодательстве о налогах и сборах, действующих подзаконных актах в указанной сфере, право на разъяснения в области своих прав и обязанностей и в области полномочий налоговых органов и должностных лиц. В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в т.ч. письменно) налогоплательщика о различных вопросах, относящихся к действующему законодательству о налогах и сборах, правах и обязанностях налогоплательщика, полномочиях налоговых органов. Согласно ст. 111 НК РФ выполнение организацией или индивидуальным предпринимателем письменных разъяснений налогового органа исключает ответственность налогоплательщика за налоговые правонарушения, явившиеся следствием исполнения разъяснений налогового органа. Право разъяснять налоговое законодательство предоставлено также Министерству финансов РФ.

Налоговый орган, безусловно, не прав, отказывая в консультации. Налоговый кодекс предоставляет налогоплательщикам право на получение бесплатных разъяснений налогового законодательства. Указанному праву коррелирует обязанность налоговых органов разъяснять налогоплательщикам (гражданам и организациям) положения законодательства о налогах и сборах, предоставлять формы деклараций и разъяснять порядок их заполнения.

В отношении документов, которые один контрагент должен предоставить другому, требования у разных участников хозяйственного оборота совершенно разные. Некоторые требуют предоставить минимум документов, другие составляют длинные перечни, в которые включают, в том числе, несуществующие документы. Побудить контрагента не требовать какой-либо документ и заключить договор и работать без указанного документа в подавляющем большинстве случаев невозможно. Таким образом, в отношениях с контрагентами возможны три пути. Первый – это предоставить все документы, которые затребовал контрагент, второй – это убедить контрагента сократить список требуемых документов, найдя консенсус, третий путь – отказаться от сотрудничества с таким контрагентом.

В рассматриваемом случае необходимо уточнить, что именно контрагент имеет в виду под «справкой». Если речь идет об информационном письме налогового органа, ссылка на форму которого дана выше, т.е. о таком письме, в котором налоговый орган подтверждает, что налогоплательщик предоставил в налоговый орган уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, то, возможно, имеет смысл подать в налоговую инспекцию запрос в свободной форме о выдаче такого информационного письма. Если же контрагент твердо настаивает на предъявлении уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения, то стоит учитывать, что налоговые инспекции ранее выдавали уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения № 26.2.- 2 на основании приказа Министерства РФ по налогам и сборам от 19.09.2002 г. № ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения», который был отменен приказом Федеральной налоговой службы от 13.04.2010 г. № ММВ-7-3/182@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения» (в настоящее время не действует) и с момента принятия указанного последним приказа уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения налоговыми органами не выдаются, т.к. не предусмотрены действующими приказами.

Хотите получить юридическую консультацию по Вашему вопросу? Позвоните мне сейчас!

Уведомление о применении УСН — для чего оно нужно, как выглядит и как его получить? На все эти вопросы ответим в нашей статье.

Нужно ли получать уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения

Переход на упрощенную систему носит добровольный и уведомительный характер (п. 1 ст. 346.11, п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Последнее означает, что для того чтобы начать применять УСН, налогоплательщик должен просто сообщить об этом в налоговый орган. При этом никакого разрешения на упрощенку или получения уведомления о применении УСН ждать от контролеров не нужно.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Уведомление о переходе на УСН подается по форме 26.2-1, утвержденной приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@. О том, как заполняется этот документ, читайте в этой статье .

В то же время в некоторых случаях организации необходимо подтвердить тот факт, что она является «упрощенцем». Например, документ-подтверждение может потребоваться для применения льготных тарифов страховых взносов или как обоснование неуплаты НДС. И такой документ можно получить в инспекции.

Уведомление (информационное письмо) о применении УСН в 2018-2019 годах: форма, как получить

Ранее, до апреля 2010 года, «упрощенцам» в инспекции выдавался документ под названием «Уведомление о возможности применения УСН». Его форма была утверждена приказом МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495. С 13.04.2010 данный приказ утратил силу, и на смену уведомлению о применении упрощенной системы налогообложения пришло информационное письмо.

В настоящее время оно составляется по форме 26.2-7 согласно приложению 7 к приказу ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@. Чтобы его получить, необходимо направить в ИФНС соответствующий письменный запрос в свободной форме.

Письмо налоговики должны выдать в течение 30 календарных дней со дня регистрации письменного обращения в налоговой инспекции. Такой срок на ответ установлен п. 93 Административного регламента ФНС по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н.

При этом обратиться с запросом на получение информационного письма можно и в электронной форме, в том числе по ТКС (пп. 111-124 вышеуказанного регламента).

О том, какие действуют ограничения на применение УСН, читайте в нашей рубрике .

Итоги

Уведомление о возможности применения УСН налоговыми органами не выдается. Однако налогоплательщик в любое время может обратиться в ИФНС с просьбой выдать письменное подтверждение применения УСН. Подтверждение применения УСН налоговый орган выдает в виде информационного письма по форме 26.2-7, в котором указана дата подачи уведомления о переходе на УСН.

Еще больше информации о возможности перехода на УСН см. в рубрике

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!