Все для предпринимателя. Информационный портал

Как разобрать орфографический разбор. Орфографический разбор

«, « «, « »

Орфографический разбор (разбор под цифрой 6)

Первая задача - опознать орфограмму .
Подавляющее большинство орфографических ошибок случаются по причине расхождения звукового и буквенного состава слова. Один и тот же гласный звук может обозначаться на письме разными буквами, например: звук [и]- и миры [м’и]ры, е менять [м’и]нять, я пятак [п’и]так, а [и] часы [ч’и]сы, э этаж [и]таж; согласные уподобляются друг другу (пруд [прут], с другом [здругам], с чем-то [щ’эмта], мыться [мыца])…
Распечатайте « «, пусть он постоянно будет перед глазами.
Опознать орфограмму поможет стр. « «.

Вторая задача - выбрать нужное правило .
Алгоритм любого орфографического правила базируется на двух «китах»: состав слова и часть речи .
Научиться быстро самостоятельно разбирать слова по составу поможет файл « «.
Определить часть речи можно по общему грамматическому значению и вопросу из таблицы (см. ниже ).


Схема орфографического разбора слова

1. Выписать контрольное слово.
2. Вставить пропущенные буквы или раскрыть скобки.
3. Подчеркнуть в слове место орфограммы.
4. Назвать орфограмму и объяснить (устно или письменно) условия правильного написания.
5. Указать проверочное слово (если возможно) и привести примеры слов с данной орфограммой.

Образцы орфографического разбора слова
Скош..(н,нн)ая тр..ва лежит ровными р..дами .

Скошенн ая - правописание суффиксов причастий.
1)две буквы «н » пишутся в суффиксах страдательных причастий прошедшего вре­мени, если слово образовано от глагола совершенного вида (что сде­лать? - скосить): выкрашенный, прочитанный;
2) суффикс —енн -пишется в причастиях, образованных от глаголов на -ить, -еть или глаголов с основой на согласный: выкрасить - выкрашенный; увидеть - увиденный.

Тра ва, ря дами - безударная проверяемая гласная в корне слова; проверяется ударением:
трава - травы, рядами - ряд; вода - воды, леса - лес.

Апрельский дождь прошел впервые и освежил все вокруг. (Найти слова с орфограммами)

дожд ь - правописание непроизносимых согласных проверяется путем изменения формы слова так, чтобы согласный звучал четко: дождь – дожди, местный – место.

про ше л - правописание приставок; правописание о — ё после шипящих в корне

про есть, приставки пра нет

2) если в корне под ударением после шипящих слышится о, пишется ё (проше дший); зажег, чёрный

о свежи л - правописание приставок; сочетания жи, ши в корне

1) гласные и согласные в приставках не изменяются независимо от произношения, приставка о есть, приставки а нет

2) после шипящих не пишутся ы, я, ю, пишутся и, а, у; житель, час, чудо

во круг - правописание приставок; звонкие и глухие согласные

1) гласные и согласные в приставках не изменяются независимо от произношения, приставка во есть, приставки ва нет

2) в абсолютном конце слова или перед согласным парные согласные проверяются путем изменения формы слова так, чтобы согласный звучал четко: вокруг – в круге; берег – берега.

Слово "орфография" пришло к нам из греческого языка. Orthos значит "правильный", а grapho - "пишу". Поэтому, когда мы делаем орфографический разбор слова, мы просто учимся грамотно передавать речь на письме. Проще говоря - правильно писать слова. Из этой статьи вы узнаете о том, как нужно делать орфографический разбор, какие существуют правила правописания, а также получите некоторые советы, которые помогут вам допускать меньше ошибок при письме.

В школьных учебниках по русскому языку орфографический разбор обычно обозначается цифрой 6. Чтобы сделать сам анализ, сначала нужно определить орфограмму, которую вы и будете проверять. Чаще всего люди совершают когда буквенное написание слова не совпадает со звуковым составом. Например, "этаж", "часы", "телефон", "тетрадь", "компот", "пенал" и так далее. Но обилие подобных примеров еще не означает, что вам придется заучивать все подобные слова. На самом деле нужно лишь выбрать подходящее правило, с помощью которого вы сможете проверить орфограмму.

Схема любого орфографического правила основана на двух главных составляющих: на и части речи. Чтобы нужно отметить морфемы (сделать морфемный разбор), а для определения части речи достаточно разобраться в том, на что указывает искомое слово. Существительное будет указывать на предмет, глагол - на действие предмета, прилагательное - на свойство предмета, числительное - на количество предметов и так далее.


Все орфографические правила можно разделить на несколько определенных групп по типу морфем, а именно:

  1. Орфограмма на основе морфемного принципа (морфема в приставке, корне, суффиксе или окончании).
  2. Слитное или дефисное написание.
  3. Разделительный "ъ" и "ь".

Определив тип орфограммы, вы можете приступать к самому анализу. Делать орфографический разбор нужно по данной схеме:

  1. Напишите слово для орфографического разбора.
  2. Вставьте пропущенную орфограмму.
  3. Подчеркните орфограмму.
  4. Объясните свой выбор и докажите правильность написания.
  5. Напишите или же слова с похожими орфограммами.

Для наглядности мы приведем пример - сделаем орфографический разбор слова "скошенную" из предложения: "Дедушка собирает скош...(н/нн)ую траву."

Именно так проверяется орфография. Проверить слово на правописание, как видите, можно легко и просто, следуя несложной схеме. Безусловно, всегда существуют исключения и не везде можно применить такой орфографический словосочетания и слова могут быть разными. Русский язык неисчерпаемо богат и обогащается с поражающей быстротой. Поэтому всю жизнь учитесь, узнавайте каждый день что-то новое и не забывайте совершенствовать свои знания!

Орфографический разбор предполагает устный или письменный анализ орфограмм в слове. При выполнении орфографического разбора нужно правильно записать слово, данное с пропуском буквы, или раскрыть скобки, подчеркнуть в слове место орфограммы, назвать орфограмму и определить условия её выбора. При необходимости указать проверочное слово и привести примеры на данную орфограмму.

Схема орфографического разбора слова

1. Выписать контрольное слово.

2. Вставить пропущенные буквы или раскрыть скобки.

3. Подчеркнуть в слове место орфограммы.

4. Назвать орфограмму и объяснить (устно или письменно) условия правильного написания.

5. Указать проверочное слово (если возможно) и привести примеры слов с данной орфограммой.

Образец орфографического разбора слова

Скош...(н,нн)ая тр...ва лежит ровными р...дами.

Скошенная - правописание суффиксов причастий.

  1. две буквы «н» пишутся в суффиксах страдательных причастий прошедшего вре­мени, если слово образовано от глагола совершенного вида (что сде­лать? - скосить): выкрашенный, прочитанный;
  2. суффикс -енн-пишется в причастиях, образованных от глаголов на -ить, -еть или гла­голов с основой на согласный: выкрасить - выкрашенный; увидеть - увиденный, сберечь - сбережённый.

Трава, рядами - безударная проверяемая гласная в корне слова; проверяется ударением: трава - травы, рядами - ряд; вода - воды, леса - лес.

1. Нахождение орфограммы.

2. Определение типа орфограммы (подведение ее под соответствующее правило).

3. Воспроизведение правила, которому подчиняется данная орфограмма.

4. Подбор проверочного слова (для проверяемых написаний) или установление, что орфограмма не проверяется, ее написание нужно запомнить.

Образец полного (развёрнутого) орфографического разбора:

· мороз – моро з , ударение на вторую гласную о;

· орфограмма о в первом слоге, безударная гласная в корне слова, не проверяемая ударением. Нужно запомнить, что слово мороз пишется с гласной о;

· орфограмма з , парный согласный по звонкости-глухости на конце слова. Чтобы проверить парный согласный, нужно изменить слова так, чтобы согласный стоял перед гласным. Проверяем: мороз – морозы, морозец.

Образец краткого орфографического разбора (при кратком разборе называется орфограмма и проверочное слово):

· мороз – мороз, безударная гласная о в первом слоге, её написание нужно запомнить, парная согласная з, проверочные слова – морозы, морозец.

3) Диктант – вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух или зрительно предложения, слова, текста. По основной цели проведения все диктанты делятся на обучающие и контрольные. Главная задача обучающих диктантов – научить детей правописанию.

Обучающие диктанты бывают:

· комментированные (в процессе записи);

· объяснительные (после записи).

Основная задача контрольных диктантов – проверить уже усвоенные знания и освоенные способы орфографического действия.

Количество и объём контрольных диктантов для каждого класса определены Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях РБ. Контрольные диктанты пишутся в тетрадях для контрольных работ, там же выполняется работа над ошибками. Для написания контрольного диктанта отводится отдельный урок. Обучающие диктанты обычно занимают часть урока, их проведение регламентируется учителем, пишутся в рабочих тетрадях.

Классификация обучающих диктантов:

1) по объему диктуемых единиц

· словарные (отдельные слова);

· словосочетаний;

· предложений;

2) по соотношению диктуемого и записываемого материала:

· сплошные;

· выборочные;

3) по особенностям самоконтроля, который осуществляет пишущий:

· предупредительные (объяснение перед записью);

· комментированные (объяснение в процессе записи);

· объяснительные (объяснение после записи).

В качестве образца записи под диктовку слова (ученик записывает слово на доске ) приведём методику работы, описанную Н.А. Корфом:

1. Учитель диктует слово.

2. Ученик чётко повторяет, начинает записывать на доске.

3. Учитель повторяет слово. Можно несколько раз, так как слух ребёнка ещё не развит настолько, чтобы он мог с одного раза расслышать, разобрать все звуки, из которых состоит слово.

4. Ученик в процессе письма диктует себе слово. Учитель не прерывает ученика, даже если он пишет с ошибками.

5. Осуществляется проверка. Учитель просит ученика прочесть написанное слово. Учитель вновь (уже как образец для проверки) произносит то же слово, протягивает особенно тот звук, который при письме пропущен учеником или неверно им написан. Школьник должен по слуху «добраться до ошибки» и исправить её.

Запись под диктовку отдельного предложения .

Учитель читает предложение 3 раза.

Ученики должна чётко знать цель каждого прочтения:

1-й раз – дети слушают, осмысливают, запоминают.

Хором можно повторить предложение, затем ученики проговаривают «про себя».

2-й раз – учитель чётко проговаривает каждое слово, дети обращают внимание на произношение.

1-й шаг – ученики хором повторяют предложение так, как будут писать – чётко проговаривают по слогам каждое слово.

2-й шаг – записывают, диктуя себе по слогам.

3-й раз – чтение для выполнения операции контроля; цель этого чтения должна быть оговорена заранее: «Проверь, не забыл ли ты какое-нибудь слово».

Учащиеся обязательно держат в руке ручку и следят за чтением учителя.

Запись под диктовку текста.

Учитель читает текст 3 раза:

1) весь текст – для общего восприятия;

2) каждое предложение с паузами – для записи;

Послушайте первое предложение.

Повторите его.

Диктуйте себе по слогам.

3) весь текст – для проверки.

Контрольный, или проверочный, диктант – вид слухового диктанта, представляет собой грамматико-орфографическое аналитико-синтетическое упражнение и проводится как полностью самостоятельная работа: учащиеся должны понять содержание текста и записать его без искажения смысла, понять каждое словои грамматическую форму, обнаружить орфограммы и пунктограммы, проверить их, написать их без ошибок. Цель – выяснить уровень владения учащимися изученными правилами и умениями применять их на практике.

Текст контрольного диктанта должен включать основные орфограммы и пунктограммы, изученные на момент проверки. По возможности орфограммы должны быть равномерно распределены в разных частях текста. Объясняется это тем, что наибольшее количество ошибок, исправлений, пропусков букв, слогов и даже целых слов допускается уч-ся в начале и в конце текста: в начале текста при прочих равных условиях уч-ся ещё не успели сосредоточиться, втянуться в работу, в конце диктанта – на фоне общей утомляемости ослабевает внимание. Количество слов в неизученными орфограммами не должно превышать трёх. Если текст содержит более трёх таких слов, он для диктанта не используется.

Контрольный диктант может сопровождаться дополнительными грамматическими заданиями, содержание которых должно соответствовать учебной программе. Количество заданий не должно превышать трёх. Для каждого варианта подбираются однотипные грамматические задания.

Методика проведения

Контрольного диктанта

1. Слова с неизученными орфограммами заранее записываются на доске и чётко проговариваются учителем во время диктовки. Слова с непонятным лексическим значением должны быть прокомментированы учителем до прочтения текста диктанта в целом. Постановка знаков препинания, выходящих за рамки учебной программы для начальных классов, предупреждается во время чтения текста.

2. Важно заранее подготовить рабочие места учеников: убрать со столов все ненужные предметы, оставив только необходимые для записи диктанта и выполнения грамматических заданий учебные принадлежности.

3. В начале урока учитель сообщает учащимся цель проведения контрольной работы.

4. Медленно и выразительно прочитывает весь текст , предлагаемый для диктанта.

5. Затем текст диктанта читается учителем по отдельным предложениям . Каждое предложение учитель диктует два раза подряд : первый раз для восприятия и понимания, а второй раз – для записи. Школьники должны приступать к записи предложения только по окончании его чтения учителем.

6. Одно из основных требований к диктующему – это достаточно громкий голос. Диктовать следует, стоя на одном месте, чтобы не заставлять учащихся каждый раз напрягать свой слух по-новому.

7. В процессе контрольного диктанта подсказки учителя исключаются , в том числе и при произношении слов.

8. Чтение должно быть медленным, но не настолько, чтобы терялась или разрывалась мысль, выраженная данным предложением. Необходимо обеспечить возможность всем учащимся успевать записывать диктуемый текст, для чего необходимо соблюдать ровный темп чтения .

9. После записи всех предложений текст диктанта читается учителем повторно, с более продолжительными паузами после каждого предложения, чтобы учащиеся успели проверить правильность написания слов, исправить выявленные ошибки, дописать слова, если они были пропущены. После самопроверки диктанта учащиеся выполняют грамматические задания.

10. Содержание грамматических заданий учитель записывает по вариантам на доске до начала урока . Перед выполнением грамматических заданий учитель прочитывает и комментирует все задания вариантов. Затем учащиеся самостоятельно, без помощи учителя выполняют грамматические задания независимо от их последовательности.

11. После выполнения грамматических заданий, если позволяет время, нужно дать учащимся возможность ещё раз проверить всю работу .

Требования к изложению:

· самостоятельность учащихся при изложении текста (образец не должен зазубриваться и полностью копироваться);

· использование в тексте изложения лексики, оборотов речи, синтаксических конструкций, взятых из образца;

· полнота передачи существенных моментов – соблюдение последовательности изложения, причинно-следственной зависимости, основных фактов.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!