Все для предпринимателя. Информационный портал

Прения о вере. Кровавый спор. Сюжет и описание

Никита Пустосвят

Ники́та Пустосвя́т (настоящее имя Никита Константинович Добрынин ; ум. 6 (16) июля , Москва) - суздальский священник, противник церковной реформы Патриарха Никона . Прозвище Пустосвят было дано его оппонентами.

Биография

В челобитных к государю и к Собору, просил о прощении и 26 августа 1667 года , по приказу царя, был освобождён и привезён в Москву, без возвращения сана. С тех пор до 1682 года о нём ничего не известно. В том году сторонники старого обряда, по смерти Феодора Алексеевича , задумали, опираясь на стрельцов , восстановить «древлее благочестие». Главный агитатор в пользу восстания князь Хованский избрал Никиту, который добился назначения «прений о вере» в Грановитой Палате, в присутствии царственных особ. На прениях, проходиших 5 июля и ведшихся «раскольниками» с большим ожесточением, не пришли ни к какому результату. Выйдя из Грановитой палаты, Никита и другие громко провозглашали свою победу. Царевна Софья на следующее утро приказала схватить их: Никита был казнён на Лобном месте , а его соратники разосланы по монастырям, откуда некоторым удалось бежать.

Тогда Спаситель сказал: «Пусть это будет сделано по твоему мнению». Таким образом, Мария убита решением Церкви. Апокрифы также указывают на то, что дополнительный довод о чудесном удалении тела Марии на Небеса был попыткой осквернить ее труп, якобы совершенный еврейскими священниками.

Апокрифический титул «Иоанн рассказ о Сумерках Пресвятой Богородицы» дает косвенное решение. Мы читаем в нем описание того, как Христос спускается с небес с помощью херувимов и объясняет Марии, что случится с ее телом, и что с душой: вот, теперь твое драгоценное тело будет перенесено в рай и твою святую душу на Небеса, в сокровища Отца Мой, сверхъестественному свету.

Сохранилось предание, что сторонники старого обряда тотчас после казни собрали останки Никиты и похоронили их в Гжатске Смоленской губернии .

Старообрядцы признают Никиту «столпом правоверия», православные иерархи отзывались о нём как о грубом, вредном и невежественном (Пустосвят) расколоучителе. Последующие исследователи (напр. арх. Никанор, в «Описании раскольнич. соч.») также долго видели в нём лишь «невежественного раскольника». Происходило это оттого, что с «Челобитной» знакомились лишь по тем выдержкам, какие заключались в «Изобличениях» Симеона Полоцкого. Только профессор Субботин , издавший её впервые в полном виде (в «Материалах для истории раскола» т. IV), показал, что она богата содержанием; обвинения против церкви изложены тщательно и искусно, и автор по начитанности, находчивости и способности излагать мысли простым и ясным языком может занять место среди раскольничьих писателей наряду с протопопом Аввакумом и дьяконом Фёдором Ивановым. Некоторые несомненные следы непонимания и искажения никоновского текста объясняются, по мнению проф. Субботина, распространенным среди сторонников старого обряда стремлением найти у противников ересь. Симеон Полоцкий пользовался только чистовой «челобитной», которая была не окончена.

Тогда лицо Матери Господа сияло больше, чем солнце, и Господь поднял руки, чтобы получить свою святую и очищающую душу, и в момент ее очищающей души она наполнила место своим запахом и негласным светом. Тело Марии сначала положили на могилу, через три дня таинственно исчезает: И через три дня услышали голоса невидимых ангелов, которые хвалили Христа, нашего Бога, который родился от нее. И когда третий день закончился, голоса молчали, поэтому все знали, что ее драгоценное тело было перенесено в рай.

Автор осознает, что необходимо исключить Марию из закона разложения тела в могиле, но, с другой стороны, считает, что достаточно признать неуничтожимость ее тела, переданного в Рай, где она ждет всеобщего воскресения. Итак, вот мы, по сути, теория двойного Успения: тело, составленное из Рая и душа, перенесенная на Седьмое Небеса.

Картина Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере» (ГТГ) трактовала значительное историческое событие. В 1682 году, 5 июня, в Грановитой палате в Кремле в присутствии царевны Софьи происходили «прения о вере», закончившиеся приказанием схватить и казнить Никиту Пустосвята, что и было на следующий день исполнено.

Но какое содержание вложил художник в свою картину? Автор остается как бы бесстрастным зрителем происшедшей схватки. Может быть, виною самый момент, изображенный Перовым, - когда спор сменился насилием. Не ясно, сочувствует ли художник яростному Никите. Ясно одно - непримиримость сторон, бесполезность спора и вместе с тем бессилие протеста против государственной власти. Софья и ее окружающие удивительно спокойны.

Иден - сад Идена. Согласно еврейским легендам, он был как раз перед тем, как потоп удалился из земного царства, преобразован и помещен в Третье Небо. Пока тело Марии все еще ждет воскрешения тел, только на Третьем Небе ее душа уже находится на Престоле Бога.

Эти истории о том, как принимать души и откладывать их, или отделять душу и тело, представляли собой слишком фантастические идеи. Более вероятно, что Мария была воскрешена и отправлена ​​на Небеса сразу после смерти, а не через три дня после ее смерти. Такая концепция Успения Пресвятой Богородицы наиболее известна во всеобщем сознании верующих. Иногда даже предполагалось предположить смерть и воскресение Марии Иисусом, предполагая, что ее увезли на Небеса даже в ее жизни, что было истолковано как означающее, что конец ее земной жизни был просто Успением, а не смертью.

Перова больше всего интересовала группа раскольников, над нею он усиленно работал, и недаром критики отмечали, что среди этих персонажей есть несколько превосходных типажей. Это прежде всего раскольник, стоящий справа с иконою в руках и смотрящий на Софью, затем старик, указывающий на свиток, и другой, крайний справа, выглядывающий из-за спины стрельца. Несмотря на сильно выраженную ярость, фигура самого Никиты меньше удалась художнику. Перов много раз писал и рисовал представителей духовенства, поэтому он изобразил их довольно убедительно.

Прецеденты уже существовали, потому что Илия был захвачен Небом, а раньше, Енохом. Мэри могла не умереть. Согласно Апокрифу, приписываемому Иосифу из Аримафеи, когда Апостол Томас приближался к Масличной горе, он увидел ангелов, несущих тело Марии на Небесах.

Затем передник, который апостолы предварительно связали тело Марии, был сброшен с Небес, чтобы Тома могла сохранить его для нее. По прибытии в Верхнюю комнату Томаш слушал рассказы других апостолов о смерти и похоронах Пресвятой Девы Марии. Затем он объявил, что ее тело больше не находится в могиле, потому что оно было доставлено на Небеса. Расстроенные апостолы начали обличать грех неверия в воскресении Иисуса, утверждая, что он теперь фантазирует о перемене. Но Томас настаивал, чтобы они пошли в гробницу и открыли ее, чтобы увидеть, существует ли в ней тело Богородицы.

Слабее всего получились женские фигуры, которые, за исключением образа Софьи, интересовали его исключительно в качестве пышного реквизита картины. Сложнейшее сплетение фигур позволяло щегольнуть множеством ракурсов. Свет падал из глубины, из шести окон. Несмотря на то, что самый сильный свет лился из окна, освещающего белое платье царевны, наличие других его источников разбивало единство светотеневой композиции; она становилась слишком сложна, особенно принимая во внимание запутанность переплетений человеческих фигур. Интересно привести впечатление от картины ученика Чистякова В. В. Осипова, увидевшего ее на посмертной выставке произведений Перова: «Какие прекрасные вещи его молодости, какая добросовестность выписки. Двухсаженное полотно изображает Грановитую палату. Масса фигур, движения самые крайние, композиция запутанная, пятна совершенно нет,- но типы попадаются удачные,- картина только подмалевана» (Отдел рукописей ГТГ, ф.2, ед. хр. 282, л. 26-27).

Конечно, могила была пустой. Когда Томас показал створку, которая упала, когда ангелы несли тело Марии на Небеса, апостолам не осталось ничего другого, чтобы сказать, что Успенский был засвидетельствован Томасом. Это самое прикрытие Марии, как реликвия и мемориал Успения сохраняет собор. Святой Ступа в Прато в часовне по имени Дель Сакро Чинголо. Поэтому, если кто-то не доверяет, может пойти в Тоскану и наглядно убедить, что Мэри поднялась, о чем свидетельствует обложка, оформленная золотым реликварием и выставленная несколько раз в год публично.

Это чисто профессиональное указание, что «пятна совершенно нет», верно и ценно. Слишком усложнив задачу, художник с композицией картины не справился. Новаторской она не была, и Перов во всех отношениях уступил пальму первенства молодому Сурикову.

Лясковская О.Л. В.Г. Перов. Особенности творческого пути художника. – М.: Искусство, 1979. С. 151-152.

Как обратиться к этим различным, часто очень странным, апокрифическим рассказам об Успениях Марии? Их следует считать просто красивыми сказками, выражающими народное убеждение. Указ Папы Гелази из 495 уже требует сдержанности в чтении апокрифы Успения и постулирует здравый смысл. Возможно, не все легендарно, и эти апокрифаты содержат некоторые крохи исторической правды, но мы не можем это решить. Но они дают нам интересное представление о том, как христиане однажды представили Успение Марии.



Пешком, автобусом, автомобилем или велосипедом мы посещаем многочисленные святилища. Не только самые известные из них, как Ченстохова, Гиртзвальд или Личень, но и маленькие, которые почти никто не может показать на карте. В Польше, среди 500 святилищ, большинство из них связано с преданностью Мариана. Есть 430 из них, из которых более 200 короновали изображения Богоматери. Во-вторых, есть святилища, связанные с культом страсти, включая многочисленные щели. В последние годы центры поклонения Божественному Милосердию занимают центральное место с Краковским Лагевником.

Бердяев Н.А. «Существует ли в православии свобода мысли и совести?» (фрагмент из статьи)

«В истории сакрализовали всякую мерзость под напором «царства Кесаря», под корыстными социальными влияниями. Рабство, крепостное право, введенное в катехизис Филарета, деспотическая форма государства, отсталость научного знания – всё было священной традицией. Нет таких форм рабства, деспотизма и обскурантизма, которые не были бы освящены традицией. Нет ничего ужаснее тех выводов, которые были сделаны в историческом православии из идеи смирения и послушания. Во имя смирения требовали послушания злу и неправде. Это превратилось в школу угодничества. Формировались рабьи души, лишенные всякого мужества, дрожащие перед силой и властью этого мира. Гражданское мужество и чувство чести были несовместимы с такого рода пониманием смирения и послушания. Отсюда и подхалимство в советской России. Русское духовенство, иерархи церкви всегда трепетали перед государственной властью, приспособлялись к ней и соглашались подчинить ей церковь. Это осталось и сейчас, когда нет уже, слава Богу, лживого «православного государства».

Многие другие святилища связаны с деятельностью святых или отшельников. Карта святилищ в Польше не является единой. Есть несколько областей, где есть ясная концентрация: в Карпатах есть более 130 святилищ и паломнических центров, что близко к 15 процентам. Такие места в Польше, из которых более 30 короновали изображения Богоматери - более 20%. эти изображения в стране. Такое значительное накопление религиозных мест отличает Карпаты от других горных районов - как Польши, так и христианского мира.

Другой регион с довольно большой «плотностью» святилищ - это Краковско-Ченстоховская возвышенность, где насчитывается более 40 мест паломничества, то есть 8%. из которых почти 15 с коронованными изображениями Мары - 9 процентов. от общей суммы. Явлением является паломничество всех поколений и социальных и профессиональных групп. Старые и молодые, образованные и необразованные. Люди разных профессий - фермеры и юристы, ветераны и выпускники средних школ, врачи и инвалиды. В общей сложности около 15% поляков являются паломниками, а польские паломники составляют 20% паломников в Европе и 5% паломников в мире.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!