Все для предпринимателя. Информационный портал

Страна происхождения товара

Особенности предоставления информации о стране происхождения товара по 44-ФЗ

Во время подготовки заявки на участие в торгах, участник, помимо прочей информации, обязан указать страну происхождения предлагаемого им к поставке товара. Это обязательное требование, но так сложилось, что как поставщики, так и заказчики зачастую относятся к нему довольно формально.

⁠ Между тем, на практике халатное отношение участника закупки к указанию данной информации может обернуться расторжением контракта и попаданием в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Члены комиссии, в свою очередь, также нередко сталкиваются с трудностями принятия решения при рассмотрении той или иной заявки.

Требования Закона № 44-ФЗ к указанию страны происхождения товара

⁠ Формируя заявку для открытого конкурса или аукциона, участник обязан указать страну происхождения предлагаемого к поставке товара. Данное обязательство предусмотрено статьей 51 и статьей 66 Закона о контрактной системе.

⁠ Что же касается запроса котировок, то такое требование может быть установлено заказчиком на основании пункта 6 части 3 статьи 73 Закона № 44-ФЗ, в случае если закупка осуществляется в рамках ст. 14 Закона № 44-ФЗ.

⁠ Соответственно, если оно имеется, участник обязан указать информацию о стране происхождения предлагаемого им товара.

Нужно ли подтверждать информацию о стране происхождения товара?

⁠ Этим вопросом нередко задаются участники закупок.

⁠ При проведении конкурсов и электронных аукционов Закон № 44-ФЗ обязывает поставщика указывать данную информацию, но не обязывает предоставлять какие-либо подтверждающие документы. Однако, участнику необходимо помнить о том, что заказчик наверняка проверит достоверность этих данных при приемке товара.

⁠ Несоответствие может (и вероятнее всего будет, поскольку заказчик обязан это сделать) служить поводом для отказа в приемке товара, расторжения контракта в одностороннем порядке и включения участника в РНП.

⁠ С заявками на котировки дело обстоит иначе: в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 73, участник обязан предоставить документы, подтверждающие соответствие товара условиям допуска и запретам, если таковые определены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона № 44-ФЗ.

Указание нескольких стран для одного товара

⁠ Время от времени при рассмотрении заявок заказчики сталкиваются с ситуацией, когда участник в качестве страны происхождения для одного товара указывает несколько разных стран. Такие заявки обычно отклоняются по следующим причинам:

  • в Законе № 44-ФЗ говориться о том, что поставщик обязан указать страну происхождения, а не страны;
  • указание более чем одной страны для одного товара не позволяет однозначно определить, где же именно он произведен;
  • указание более чем одной страны для одного товара расценивается как предоставление недостоверных сведений.

⁠ ....При этом суды исходили из совокупного анализа указанных положений законодательства, свидетельствующих об императивности требований в части необходимости указания в заявке только одной страны происхождения товара, а также наличия оснований, предусмотренных частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, для отказа обществу в допуске к участию в аукционе в связи с указанием в первой части заявки наименований нескольких стран происхождения товара.

⁠ Судами правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не установлено.»

⁠ Однако в соответствии с частью 1 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза, под страной происхождения может пониматься группа стран и даже таможенные союзы. Таким образом, участник может, при необходимости, указать несколько стран. Отклонение же таких заявок неправомерно.

⁠ … в случае указания в первой части заявки на участие в электронном аукционе одновременно нескольких стран происхождения предлагаемого к закупке товара согласно декларации о соответствии на данный товар заказчик не вправе отказать такому участнику в допуске к участию в электронном аукционе»

⁠ .....положения Закона о контрактной системе и Таможенного кодекса позволяют сделать вывод о том, что участник электронного аукциона не лишен возможности указать в первой части заявки одновременно несколько стран происхождения предлагаемого к закупке товара, и заказчик по этому основанию не вправе отказать такому участнику в допуске к участию в электронном аукционе.

⁠ Вместе с тем, указание нескольких стран в составе первой части заявки не означает неотражение сведений о стране происхождения товара, не влияет на оценку соответствия предлагаемых характеристик товара требованиям законодательства и не влечет негативных последствий, как для заказчика, так и для участников аукциона, и соответственно, не может служить основанием для отказа в допуске заявки на участие в аукционе по причине непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе»

⁠ Тем не менее, поставщику следует указывать информацию о стране происхождения товара исключительно исходя из имеющихся у него документов. При этом рекомендуется прикладывать их копии в составе заявки даже в тех случаях, когда такое требование отсутствует. Этим участник сможет подстраховать себя от возможных недоразумений при рассмотрении его заявки.

Во время подготовки заявки на участие в торгах, участник, помимо прочей информации, обязан указать страну происхождения предлагаемого им к поставке товара. Это обязательное требование, но так сложилось, что как поставщики, так и заказчики зачастую относятся к нему довольно формально.

Между тем, на практике халатное отношение участника закупки к указанию данной информации может обернуться расторжением контракта и попаданием в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Члены комиссии, в свою очередь, также нередко сталкиваются с трудностями принятия решения при рассмотрении той или иной заявки.

Требования Закона № 44-ФЗ к указанию страны происхождения товара

Формируя заявку для открытого конкурса или аукциона, участник обязан указать страну происхождения предлагаемого к поставке товара. Данное обязательство предусмотрено пунктом 2 части 2 и подпунктом а пункта 1 части 3 закона о контрактной системе.

Что же касается запроса котировок, то такое требование может быть установлено заказчиком на основании пункта 6 части 3 Закона № .

Соответственно, если оно имеется, участник обязан указать информацию о стране происхождения предлагаемого им товара.

Нужно ли подтверждать информацию о стране происхождения товара?

Этим вопросом нередко задаются участники закупок.

При проведении конкурсов и электронных аукционов закон о госзакупках обязывает поставщика указывать данную информацию, но не обязывает предоставлять какие-либо подтверждающие документы. Однако, участнику необходимо помнить о том, что заказчик наверняка проверит достоверность этих данных при приемке товара.

Несоответствие может (и вероятнее всего будет, поскольку заказчик обязан это сделать) служить поводом для отказа в приемке товара, расторжения контракта в одностороннем порядке и включения участника в РНП.

С заявками на котировки дело обстоит иначе: в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 73, участник обязан предоставить документы, подтверждающие соответствие товара условиям допуска и запретам, если таковые определены заказчиком в соответствии со Закона № 44-ФЗ.

Указание нескольких стран для одного товара

Время от времени при рассмотрении заявок заказчики сталкиваются с ситуацией, когда участник в качестве страны происхождения для одного товара указывает несколько разных стран. Такие заявки обычно отклоняются по следующим причинам:

  • в Законе № 44-ФЗ говориться о том, что поставщик обязан указать страну происхождения, а не страны;
  • указание более чем одной страны для одного товара не позволяет однозначно определить, где же именно он произведен;
  • указание более чем одной страны для одного товара расценивается как предоставление недостоверных сведений.

Однако в соответствии с частью 1 Таможенного кодекса Таможенного союза, под страной происхождения может пониматься группа стран и даже таможенные союзы. Таким образом, участник может, при необходимости, указать несколько стран. Отклонение же таких заявок неправомерно.

Вместе с тем, поставщику следует указывать информацию о стране происхождения товара исключительно исходя из имеющихся у него документов. При этом рекомендуется прикладывать их копии в составе заявки даже в тех случаях, когда такое требование отсутствует. Этим участник сможет подстраховать себя от возможных недоразумений при рассмотрении его заявки.

Замена товара с улучшенными характеристиками возможна, это предусмотрено в положениях ч. 7 ст. 95. Такая возможность допускается при одновременном соблюдении следующих требований:

  1. замены согласованы обеими сторонами договора: заказчиком и поставщиком.
  2. Потребительские свойства, технические и функциональные характеристики новых товаров лучше по сравнению с предполагаемыми к поставке изначально.
  3. Нормативные правовые акты, принятые в целях реализации (ст. 14 44-ФЗ), не запрещают такую замену.

Если первое условие не вызывает трудностей, то два последних требуют особого внимания.

Поставку товара с улучшенными характеристиками 44-ФЗявно не регламентирует. В законе не установлены критерии, по которым можно однозначно определить, что показатели улучшились. Заказчик вправе решить это самостоятельно, при этом не допускается изменять предмет договора. Такая позиция изложена в письме Минэкономразвития от 09.12.2014 № Д28и-2705.

Стоит учитывать, что контрольные органы при проведении проверок могут потребовать обосновать изменение характеристик поставляемой продукции. Особенно в двоякой ситуации, когда нельзя однозначно сказать, что стало лучше. К примеру, при поставке автомобиля изменение объема двигателя, с одной стороны, может рассматриваться как увеличение мощности, что хорошо, а с другой — как рост расхода топлива, что плохо.

Важным моментом является то, что поставщик может улучшать показатели только на этапе исполнения условий договора. Нельзя делать это во время проведения процедуры определения поставщика, то есть .

Алгоритм изменений

Шаг 1. Определить, является ли качество новой продукции улучшенным по сравнению с ранее предполагаемой к поставке.

Образец улучшенных характеристик товара по 44-ФЗ можно посмотреть ниже.

Шаг 2. Проверить, есть ли запрет по национальному режиму.

Шаг 3. Согласовать новые показатели между поставщиком и заказчиком.

Шаг 4. Внести изменения в договор. Для этого потребуется подписать дополнительное соглашение. Его образец представлен ниже.


Согласно ч. 3 ст. 103 в случае, если были внесены изменения в условия договора, заказчик публикует данные сведения в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений.

Организация работает по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". По итогам проведения аукциона заключен контракт на поставку телевизоров. Страной происхождения товара указан Китай. Поставщик при исполнении контракта представил сертификат соответствия на телевизоры, в котором изготовителем указано российское ООО.
Вправе ли в рассматриваемом случае заказчик принять товар, страна происхождения которого не совпадает со страной происхождения, указанной в контракте?

Согласно части второй Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных и Закона N 44-ФЗ.
В Закона N 44-ФЗ не содержится положений, позволяющих изменять условия контракта после его заключения.
Закона N 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях.
Понятие существенных условий контракта N 44-ФЗ специально не определено, следовательно, оно должно определяться исходя из положений ГК РФ, на нормах которого в том числе основывается N 44-ФЗ ( Закона N 44-ФЗ). Согласно же ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В этой связи следует учитывать, что согласно Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. С учетом вышеприведенных норм следует сделать вывод, что условия контракта, которые должны содержаться в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке и заявке на участие в закупке, в силу закона, должны считаться существенными условиями контракта.
В соответствии с Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе на поставку товара должна содержать, помимо прочего, согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание, в частности, на наименование страны происхождения товара.
Иными словами, при согласовании условия о товаре в рамках электронного аукциона согласовывается наименование места происхождения товара. Это следует рассматривать как один из способов конкретизации наименования товара.
Таким образом, указание на наименование страны происхождения товара следует рассматривать как часть условия о товаре и существенное условие контракта, которое может быть изменено только в случаях, установленных законом.
Единственной, на наш взгляд, нормой, содержащейся в , Закона N 44-ФЗ, определяющих возможные случаи изменения контракта, позволяющей изменить наименование страны происхождения товара, то есть фактически условие о товаре, является Закона N 44-ФЗ: "При исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком".
Таким образом, в рассматриваемом случае заказчик вправе принять товар, переданный ему с нарушением условия контракта о стране происхождения товара, только в том случае, если его характеристики лучше, нежели характеристики товара, страна происхождения которого изначально была указана в контракте. При этом заказчику и поставщику необходимо будет также заключить дополнительное соглашение к контракту, в котором будет изменена страна происхождения поставляемого товара.
Дополнительное соглашение об изменении условий о стране происхождения товара, подписанное в отсутствие оснований, предусмотренных Закона N 44-ФЗ, как нам представляется, в силу ГК РФ, должно квалифицироваться как ничтожная сделка (т.е. недействительная независимо от признания ее таковой судом), поскольку не только нарушает требования закона, но и посягает на публичные интересы. Однако это обстоятельство не мешает контрольному органу в сфере закупок обратиться в суд с иском о признании такого дополнительного соглашения недействительным.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!