Все для предпринимателя. Информационный портал

Что такое период застоя в ссср. Период застоя в ссср

Характеристика периода «застоя»

Период с 1965 г. по 1984 г. — время наиболее стабильного развития советского общества. Этот период в истории СССР называют периодом «застоя». Термин «застой» был введен на ХХVII съезде КПСС (февраль 1986 г.) для констатации застойных явлений в экономической и социальной сферах. Сторонники обозначения 1965-1984 гг. как «застойных» связывают стабильность советской экономики того времени с ростом мировых цен на нефть. Вместо модернизации экономики руководство страны поставляло на мировой рынок нефть, а полученные средства использовались для закупки продовольствия, строительства промышленных объектов и решения других хозяйственных вопросов. В экономике нарастали негативные тенденции, увеличивалось техническое и технологическое отставание СССР от капиталистических стран. После падения цен на нефть в середине 1980-х гг. у части партийного и хозяйственного руководства появилось сознание необходимости реформирования экономики.

После отставки Н. С. Хрущева руководителями в СССР были: Л. И. Брежнев — Первый секретарь ЦК КПСС, А. Н. Косыгин — председатель Совета Министров и М. А. Суслов — член Президиума ЦК КПСС, ответственный за идеологическую сферу. Л. И. Брежнев — рядовой функционер КПСС — выдвинулся в верхний слой партийного аппарата в период сталинских репрессий, когда молодые выдвиженцы заменили уничтоженную старую партийную гвардию. Л. И. Брежнев постепенно отстранил от руководства всех участников переворота 1964 г. и заменил их своими друзьями, земляками и родственниками. Руководство страной осуществляло ближайшее окружение Л. И. Брежнева: A. Л. Кириленко, Н. В. Подгорный, Н. А. Тихонов, К. У. Черненко, Н. А. Щелоков и др. С годами сам Л. И. Брежнев все больше отходил от государственных дел. Тем не менее в 1977 г. он был назначен председателем Президиума Верховного Совета СССР. Бесконтрольность и отсутствие гласности привели к разложению части партийно-государственного аппарата. Начала складываться «своя» мафия, влияющая на принятие руководством страны тех или иных решений. В стране начался процесс «старения» руководства. В 1980 г. средний возраст членов Политбюро составлял 71 год.

В 1965-1984 гг. завершилось формирование основных институтов советской бюрократической системы. Законодательная власть в СССР осуществлялась Верховным Советом, состоящим из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Выборы в Верховный Совет осуществлялись один раз в 5 лет, а его сессии проходили ежегодно. Постоянно действующим органом законодательной власти был Президиум Верховного Совета. С 1966 г. его председателем был Н. В. Подгорный, с 1977 г. по 1982 г. — Л. И. Брежнев. Верховному Совету СССР подчинялись Верховные Советы республик, советы областей, городов, районов.

Исполнительная власть в государстве принадлежала Совету Министров. В 1978 г. был образован Президиум Совета Министров. С 1964 г. председателем Совета Министров был А. Н. Косыгин, с 1980 г. по 1985 г. — Н. А. Тихонов.

Конституционное закрепление руководящей роли КПСС

Решающую роль в системе управления страной играла КПСС. Несмотря на рост численности членов партии — с 12,5 млн в 1966 г. до 19 млн в 1985 г. — авторитет КПСС падал. На съездах и конференциях партии все делегаты голосовали «единогласно» за спущенные «сверху» решения. Выборы в партийные органы практически исчезли. На тот или иной пост выдвигался только один кандидат. Генеральными секретарями ЦК КПСС были: с 1966 г. по 1982 г. — Л. И. Брежнев, с ноября 1982 г. по февраль 1984 г. — Ю. В. Андропов, с февраля 1984 г. по март 1985 г. — К. У. Черненко.

В 1967 г. на Торжественном заседании в честь 50-летия Октябрьской революции Л. И. Брежнев заявил, что в СССР построено развитое социалистическое общество.

В 1977 г. была принята новая (третья по счету) Конституция СССР. Социальной базой советского строя были объявлены рабочий класс, колхозное крестьянство и народная интеллигенция. В 6-й статье законодательно закреплялась руководящая роль КПСС. Как и прежде, провозглашались основные демократические свободы. Конституция утвердила положение о всеобщем среднем образовании, о праве на жилье. Новым было включение в ее текст десяти положений о принципах межгосударственных отношений. Однако разрыв между конституционными нормами и политической реальностью углублялся.

Движение диссидентов

В условиях несоответствия официальной пропаганды и реальной жизни в стране возникло движение диссидентов. Значительным явлением в диссидентстве стало правозащитное движение. Правозащитники считали, что необходимо добиться выполнения тех положений Конституции, которые не выполняются. Правозащитники предпринимали молчаливые демонстрации в День Конституции, организовывали пресс-конференции и издавали листовки, в которых вскрывали нарушения прав человека в СССР. На Западе выходило правозащитное издание «Хроника текущих событий». Против диссидентов действовали идеологические службы КГБ. Активисты правозащитного движения прошли через тюрьмы, лагеря, психиатрические лечебницы.

Борьбу за свободу слова вел писатель А. И. Солженицын. В 1968 г. на Западе был опубликован его роман «В круге первом». За это А. И. Солженицын был исключен из Союза писателей. Когда ему была присуждена Нобелевская премия в области литературы, советская пресса писала: «Нобелевская премия есть каинова печать за предательство своего народа». В середине февраля 1974 г. А. И. Солженицын был насильно выслан из страны.

Идейным лидером правозащитного движения был создатель водородной бомбы академик А. Д. Сахаров. В марте 1971 г. он направил Л. И. Брежневу «Памятную записку» с предложениями по решению социальных и экономических проблем страны, в сентябре 1971 г. — записку членам Президиума Верховного Совета, где были изложены его взгляды на свободу эмиграции. В 1975 г. А. Д. Сахарову как борцу за права человека была присуждена Нобелевская премия мира, после чего развернулась его травля в советской прессе. После ввода в декабре 1979 г. советских войск в Афганистан А. Д. Сахаров организовал пресс-конференцию, на которой осудил эту акцию. В январе 1980 г. А. Д. Сахаров был задержан, а затем без суда и следствия сослан вместе с женой Е. Боннэр в город Горький.

Несогласие с существующей системой проявлялось в экологических кампаниях, проводимых под руководством писателя С. П. Залыгина. Он выступал против загрязнения озера Байкал, против проекта поворота сибирских рек.

Нарастал кризис в национальных отношениях. Несмотря на провозглашение в 1972 г. тезиса о решении национального вопроса в СССР и о формировании новой исторической общности — советского народа, в союзных республиках происходили конфликты на межнациональной почве. Неспокойно было в Нагорном Карабахе, Чечено-Ингушетии, Абхазии, Ошской области Киргизии, Литве. В стране возникли национальные движения евреев и немцев, проходившие под лозунгом предоставления права выезда из СССР на историческую родину. Петиции с призывами предоставить свободу выезда подписали десятки тысяч представителей этих народов.

Экономические реформы периода «застоя»

В экономике в 1965-1967 гг. была предпринята попытка проведения одной из самых крупных экономических реформ, инициатором которой был А. Н. Косыгин. Начало реформе положили решения мартовского и сентябрьского Пленумов ЦК КПСС 1965 г. Суть реформы заключалась в попытке усиления экономических рычагов управления экономикой, расширения самостоятельности предприятий, усовершенствование централизованного планирования.

В результате реформ 1965-1967 гг. были ликвидированы территориальные совнархозы, восстановлен отраслевой принцип управления промышленностью. Предполагалось изменить систему планирования экономики, чтобы оценивать результаты хозяйственной деятельности предприятий по количеству реализованной, а не произведенной продукции. Планировалось перевести предприятия на хозрасчет и сохранить в их распоряжении большую часть прибыли. Предполагалось изменить систему оплаты труда: использовать часть доходов предприятий для стимулирования трудящихся.

В годы восьмой пятилетки (1966-1970 гг.) предполагалось увеличить производительность труда на 33-35 %. Первостепенное значение придавалось использованию ресурсов Сибири и южного Таджикистана. В 1967 г. была введена государственная аттестация предприятий с присвоением знака качества. Были приняты меры, направленные на рост производительности труда и усиление заинтересованности коллективов предприятий в результатах труда.

Первые годы восьмой пятилетки дали обнадеживающие результаты. С 1968 г. все отрасли промышленности стали рентабельными. В строй было введено около 1 900 крупных предприятий, в том числе Красноярская ГЭС, Карагандинский металлургический комбинат, Волжский автомобильный завод в Тольятти. Увеличилось производство предметов народного потребления. По темпам роста восьмая пятилетка была одной из наиболее удачных за все послевоенное время, за что ее часто называют «золотой».

Однако хозяйственная реформа не получила своего дальнейшего развития. Постепенно экономические преобразования были свернуты.

Реформирование производства не было подкреплено реформой центрального аппарата, сохранившего административно-командные методы руководства. Система оплаты труда осталась прежней, она была слабо связана с результатами труда. Важнейшие задачи экономического и социального развития решались на экстенсивной основе, т. е. вовлечением в производство дополнительных материальных и трудовых ресурсов.

Уже с девятой пятилетки (1971-1975 гг.) положение дел в экономике ухудшилось. Это было связано с неблагоприятной демографической ситуацией в стране, снижением количества трудоспособного населения. Серьезной проблемой стало истощение традиционной сырьевой базы в европейской части СССР. Топливно-энергетический комплекс переместился на восток, что привело к повышению себестоимости сырья и обострило транспортную проблему. Сказывались физический износ и моральное старение промышленного оборудования.

Руководство страны предпринимало усилия для стабилизации положения в сельском хозяйстве. Попыткой разработать эффективную аграрную политику стали решения мартовского 1965 г. Пленума ЦК КПСС. Намечались меры по перераспределению национального дохода в пользу сельского хозяйства, решению социальных проблем села, повышению закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, обосновывалась необходимость перехода от административных методов управления сельским хозяйством к экономическим. Однако новые условия хозяйствования не вписывались в прежнюю систему управления сельским хозяйством. Не помогло и увеличение объемов капиталовложений в эту отрасль. Серьезными проблемами в сельском хозяйстве были плохие условия хранения продукции на складах и постоянная нехватка рабочих рук. Между тем с середины 60-х гг. произошло некоторое улучшение жизни колхозников. Был ослаблен партийно-государственный контроль над колхозами, сверхплановую продукцию можно было сдавать по повышенным ценам, была введена помесячная заработная плата колхозникам, они получили право на пенсию, страхование, гражданский паспорт, были сняты ограничения на приусадебное хозяйство.

В условиях кризисного положения в сельском хозяйстве было принято решение о разработке Продовольственной программы, которую принял майский 1982 г. Пленум ЦК КПСС. Было решено создать агропромышленные комплексы (АПК), в которые объединялись совхозы, колхозы, машиностроительные и химические предприятия, работающие для нужд сельского хозяйства. Однако АПК не были жизнеспособными экономическими механизмами.

Несмотря на все предпринимаемые меры, продовольственная проблема к середине 80-х гг. значительно обострилась.

Нарастание кризиса в советской экономике

В десятой пятилетке (1976-1980 гг.) ставка делалась на закупку импортного промышленного оборудования и товаров широкого потребления в обмен на экспорт энергоносителей из невозобновляемых источников (уголь, нефть, газ). Доходы от реализации нефти и нефтепродуктов с 1974 г. по 1984 г. составили 176 млрд рублей. Однако эти средства не использовались для интенсификации экономики в должной мере. Одной из важнейших причин такого положения была милитаризация экономики. Научные исследования в областях, не носивших военный характер, игнорировались высшим руководством страны.

Показателем экономического кризиса было то, что Запад перешел от научно-технической революции (НТР) к технологической революции, к созданию пост индустриального общества, в то время как СССР оставался в рамках индустриального типа развития экономики. Одной из черт экономического развития СССР стало формирование «теневой экономики». Она имела место как в виде подпольных производств, особенно распространенных в республиках Прибалтики, Закавказья и Средней Азии, так и на базе легального производства за счет различного рода махинаций. Особенно были поражены такие отрасли, как торговля и строительство. Их чиновничий аппарат совместно с партийными работниками создавал условия для формирования капитала на криминальной основе. В тесной связи с государственной экономикой формировался «криминальный рынок».

В 1965-1984 гг. в советском обществе произошли демографические изменения. С 1960 г. по 1979 г. рождаемость в стране снизилась на 25 %, а смертность увеличилась на 15 %. Увеличились разрывы в темпах прироста населения по регионам. Неславянское население увеличивалось значительно быстрее. Важным явлением социальной жизни стала урбанизация. Если в 1939 г. в городах проживало 56 млн человек, то в 1980 г. — более 180 млн. Возрос профессиональный и образовательный уровень населения. В 70-80-е гг. сформировался особый слой людей, получивший название «номенклатура» — элита, имеющая доступ к системе управления.

С середины 60-х гг. руководство страны во главе с Л. И. Брежневым взяло курс на увеличение денежных доходов населения, что сыграло определенную положительную роль в повышении жизненного уровня граждан. В то же время расхождение в количестве денег, находящихся в обращении, и количестве качественных товаров во второй половине 70-х гг. привело к дефициту. Начала расти социальная дифференциация, основанная на степени доступа к дефициту. Она усугублялась нарастанием привилегий для отдельных категорий партийно-государственного аппарата, что обостряло социальную напряженность. Недостаток внимания к социальной стороне производства, быту, досугу населения не мог не привести к снижению заинтересованности трудящихся в результатах своего труда. В 70-х — начале 80-х гг. произошел серьезный сдвиг в обеспечении населения жильем. Однако жилищная проблема оставалась неразрешенной и усугублялась так называемой проблемой «лимитчиков». В городах трудящиеся промышленных предприятий вынуждены были жить в общежитиях. Очереди на получение отдельного жилья растягивались на десятилетия.

В целом по сравнению с нищетой конца 30-х гг. и послевоенным периодом положение основной части населения заметно улучшилось. За все время существования Советского государства самый высокий жизненный уровень основной части населения наблюдался в 1986-1987 гг. Кризис сельского хозяйства и легкой промышленности прикрывался массированными закупками продовольствия и ширпотреба за границей, средства на которые были получены от распродажи топлива и сырья.

Леонид Ильич Брежнев пришел к власти в 1965 году, и именно будущий генеральный секретарь принимал активное участие в смещении Хрущева с его поста. Период управления страной Брежневым кто-то называет этапом застоя во всех сферах развития страны, а кто-то искренно считает, что в это время в СССР настала долгожданная оттепель.

Чтобы разобраться в истинном направлении политики Брежнева, необходимо рассказать об основных реформах этого периода, и об их значении для будущей судьбы СССР.

Реформы Леонида Брежнева и их существенные особенности

Реформы Брежнева

Положительные моменты реформ

Отрицательные моменты реформ

1965 год - начало промышленной реформы Брежнева

Для повышения уровня качественности в промышленности, правительство стало оставлять небольшую часть дохода предприятиям, чтобы поощрять работников. Это повлияло на улучшение качества выпускаемой продукции и на увеличение заработных плат.

В стране продолжали активно развивать сектор тяжелой промышленности, пренебрегая нуждами легкой промышленности. К тому же, предприятия все больше лишались самостоятельности, увеличивался уровень контроля Министерств над промышленной сферой.

1970-е-1980-е годы - экономические реформы.

Реформа 1965 года.

В сфере экономики практически не проводились реформы, за редким исключением. Зато в этот период улучшились контакты с другими странами, что положительно сказалось на развитии внешней экономики. Реформа 1965 года не принесла никаких изменений в экономику, показав полное бессилие государственного аппарата.

Из-за того, что цены на нефть все время росли, у Брежнева и его сподвижников не было стимула для развития экономики. Нефтяной бум 70-х привел к тому, что страна продолжала получать большие доходы, но отставала в техническом оснащении от Запада на много лет. Именно поэтому, когда в 80-х разразился кризис нефтяного сектора, а цены на нефть стали падать, экономика оказалась в глубочайшем кризисе. Из-за невнятности реформ Брежнева, увеличивался товарный дефицит.

1969-1972 - внешние реформы в области улучшения отношений с США.

В 1972 году состоялся первый в истории визит американского президента в СССР. Отношения двух стран переживали оттепель, а железный занавес слабел. Подобное улучшение отношений между двумя странами снизило уровень напряженности в мире, и политики, наконец, перестали переживать из-за возможности начала Третьей Мировой войны

Антиалкогольгая кампания 1972 года

Были сокращены объемы производства крепкого алкоголя, но вместо этого увеличены объемы производства пива и виноградного вина. Появлялись лечебные профилактории, куда отправляли людей, страдающих алкогольной зависимостью.

Кампания Брежнева не принесла никакой пользы, более того, количество пьющего населения в стране неизменно росло. Здесь влияние оказывало то, что страна находилась в глубоком застое, репрессии увеличивались, а никакого прогресса не наблюдалось. Вместе с тем, реформа принесла только увеличение цен на алкоголь.

Итоги реформаторской деятельности Л.И. Брежнева

Нельзя сказать, что в период нахождения у власти Брежнева, страна находилась в исключительном кризисе. В 1980 году была проведена Олимпиада в Москве, где СССР заняла первое место по командному зачету. Невероятными темпами развивалась космическая программа, продолжала расти доля тяжелой промышленности. К тому же, наконец, снизился уровень напряжения между СССР и США, которые заключили договор о сокращении вооружений и уменьшили давление железного занавеса. В период столь серьезного экономического кризиса, никто уже не верил в то, что СССР сможет противостоять США. Однако достижения в области освоения космического пространства и спорта стали важным подспорьем для страны. К тому же, в СССР, наконец, снизилось давление на интеллектуальную и творческую элиту, которая прежде переживала бесконечные репрессии. И все же, репрессии в период правления Брежнева продолжали существовать, но проходили тихо и без огласки.

Вместе с тем, Брежнев не мог предложить никаких дельных изменений в области экономики или легкой промышленности. Все его реформы оказывались неудачными и приводили к еще большему экономическому кризису.

Брежнев под конец своего правления тяготился властью, а реформы практически полностью сошли на нет. Возможно, если бы в стране происходили более существенные изменения, а культ Сталина вновь не вышел на первый план, этот период не назвали бы временем застоя.

Понятие эпохи застоя

Период застоя в СССР

Особенности государственного управления в СССР в период брежневского «застоя».

Эпоха застоя (период застоя) – период в развитии Советского Союза, характеризующийся относительной стабильностью всех сфер жизни государства, достаточно высоким уровнем жизни граждан и отсутствием серьезных потрясений.

Период застоя, как и любой временной отрезок в истории России, не имеет четких границ, однако, чаще всего, историки имеют в виду отрезок в двадцать лет между приходом к власти Л.И. Брежнева (середина 1960-х годов) и началом перестройки (начало 1980-х). Условно обозначается, что период застоя длился с 1964 по 1986 годы.

Понятие «застой» было впервые использовано в докладе М.С. Горбачева на 27 Съезде ЦК КПСС, когда Горбачев отметил, что в развитии Советского Союза и жизни граждан начинают проступать застойные явления. С тех пор термин «период застоя» прочно вошел в историю, как обозначение этого времени.

Вопреки кажущейся негативной окраске термина «застой», он имеет двоякое значение. С одной стороны, он обозначает один из самых светлых периодов в развитии Советского Союза. Именно в эти двадцать лет, по мнению историков, СССР достиг своего наивысшего рассвета: строились новые города, страна добилась огромных успехов в деле покорения космоса, в спорте, культурной жизни и многих других сферах жизни, также выросло материальное благополучие граждан. Отсутствие серьезных политических и экономических потрясений в этот период также лишь укрепило стабильность, царящую в стране и уверенность граждан в завтрашнем дне.

Однако следует отметить, что многие ученые связывают стабильность в экономике того периода с резким ростом цены на нефть, что позволяло руководителям государства и дальше откладывать реформы, не теряя при этом прибыли. Рост экономики существенно замедлился в эпоху застоя, но продажа нефти сгладила эти явления, поэтому государство не испытывало существенных трудностей.

Таким образом получается, что эпоха застоя, с одной стороны, была наиболее благоприятным периодом в жизни СССР, отметившимся покорением космоса и высокой социальной защищенностью, но с другой стороны, этот период был лишь «затишьем перед бурей», так как высокие цены на нефть не могли сохраняться вечно и экономику, которая застопорилась в своем развитии, ждали серьезные потрясения.

Консервация политического режима. За практически двадцать лет правления Брежнева административно-управленческий аппарат мало изменился. Уставшие от постоянных перестановок и реорганизаций члены партии с радостью восприняли основной лозунг Брежнева - «обеспечить стабильность» - что привело не просто к отсутствию серьезных изменений в структуре правящего аппарата, но фактически заморозило ее. За весь период не было проведено никаких перестановок в партии, а все должности фактически стали пожизненными. В результате, средний возраст членов структуры государственного управления составлял 60-70 лет. Подобная ситуация также привела к усилению партийного контроля – партия теперь контролировала деятельность многих, даже крайне мелких, государственных учреждений.



Возрастание роли военной сферы. Страна находилась в состоянии холодной войны с США, поэтому одной из основных задач было повысить свою военную мощь. В этот период начали производить в больших количествах оружие, в том числе ядерное и ракетное, велась активная разработка новых боевых систем. Промышленность, как и в период Великой Отечественной войны, во многом работала на военную сферу. Снова возросла роль КГБ не только во внутренней, но и во внешней политике.

Упадок аграрной промышленности и прекращение развития экономики. Несмотря на то, что в целом страна успешно двигалась вперед, росло благосостояние, экономика погрузилась в «застой» и резко снизила темпы своего развития. Основные средства СССР получал от продажи нефти, большая часть предприятий постепенно перебралась в крупные города, а сельское хозяйство потихоньку загнивало. После проведенной аграрной реформы многие крестьяне фактически лишились работы, так как была введены знаменитые «поездки на картошку» среди студентов. Колхозы и совхозы все чаще приносили лишь убыток, так как из-за работы студентов, а не профессионалом, потери урожая возросли в некоторых областях до 30% Подобная ситуация в селе привела к тому, что граждане стали массово переселяться в города, урожайность падала и к концу периода застоя начал назревать продовольственный кризис. Особенно тяжело в этот период пришлось Украине, Казахстану и другим регионам, основной деятельностью которых было сельское хозяйство и добывающая промышленность.

Социальная жизнь. Несмотря на то, что дальнейшее развитие экономики внушало опасения, обыденная жизнь граждан значительно улучшилась, выросло благосостояние. Многие граждане СССР имели возможность тем или иным способом улучшить свои жилищные условия, многие стали обладателями хороших автомобилей и других качественных вещей. Однако вместе с ростом обеспеченного населения произошло увеличение количества малоимущих, но это пока не достигло катастрофичных масштабов, так как продукты питания стоили относительно дешево. В среднем, обычный советский гражданин стал жить гораздо лучше по сравнению с предыдущими периодами.

Период от прихода Леонида Брежнева к власти (середина 1960-х) до начала перестройки (вторая половина 1980-х) обычно характеризуется в публицистике как «эпоха застоя».

Термин «застой» ведет свое происхождение от политического доклада ЦК XXVII съезду КПСС (1986), сделанного Михаилом Горбачевым, в котором констатировалось, что «в жизни общества начали проступать застойные явления» как в экономической, так и в социальной сферах.

Со сменой руководства в 1964 году в экономике СССР произошли существенные изменения. Правительство предприняло попытку провести масштабные экономические реформы. 30 сентября 1965 года вышло постановление «Об улучшении управления промышленностью», а 4 октября 1965 года - постановление «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства». Главным инициатором проводимых реформ стал председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин.

Сущность реформ сводилась к комплексу мер, направленных на усиление экономических рычагов, на увеличение самостоятельности предприятий и организаций, на обновление методов централизованного планирования.

Косыгинская реформа 1965 года делала ставку и на сельское хозяйство. Примерный Устав колхозов от ноября 1969 года давал коллективным хозяйствам значительную самостоятельность, вводились элементы хозрасчета. За колхозниками оставалось право содержания личного подсобного хозяйства, приусадебного участка и домашнего скота и птицы. В этот период были провозглашены широкомасштабные программы мелиорации и строительства ирригационных каналов, стабилизации эксплуатации целинных земель и особый план возрождения нечерноземных земель центра России.

Коренные экономические реформы не затрагивали социальную и политическую систему общества и не ставили под сомнение механизм партийного руководства.

В первые постреформенные годы (1966-1970) среднегодовые темпы прироста национального дохода выросли в среднем на 1,1% по сравнению с предыдущей пятилеткой, а прирост валовой продукции сельского хозяйства в те же годы увеличился на 1,7 %. В этот период валовой общественный продукт вырос более чем на 350%. В стране производилось продукции в 4 раза больше, чем за предыдущие четыре пятилетки . Выпуск промышленной продукции увеличился на 485%, а сельскохозяйственной - на 171%.

К 1968 году экономическая реформа Косыгина забуксовала, а вскоре и вовсе сошла на нет в силу отсутствия политических преобразований. В 1970-1971 годах началось обсуждение новой экономической реформы. Предложенную концепцию могли начать реализовывать в 1972-1973 годы, но в 1973 году произошел скачок цен на нефть на мировом рынке, и все экономические реформы были отложены.

Еще одна попытка оживления советской экономики была осуществлена в 1979 году. Тогда было принято постановление ЦК КПСС «О совершенствовании планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работ». Однако оно не оказало существенного воздействия на происходившее в экономике. За 1970-е годы структура экономики существенно изменилась , она стала абсолютно зависимой от нефтяных доходов, с одной стороны, и поставок продовольствия, ширпотреба и машиностроения из развитых стран, с другой.

В промышленности в 1970-е годы акцент переносится на освоение и развитие территориально производственных комплексов (ТПК). Ускоренными темпами развивалась энергетика СССР. В строй были введены новые мощности уже действующих АЭС, построено несколько новых атомных станций. За десятую пятилетку выработка электроэнергии атомными электростанциями увеличилась в 3,6 раза.

Единая энергетическая система объединила каскады гидроэлектростанций на Днепре, Волге, Каме, Ангаре и Енисее. В энергетике, как и в топливно сырьевом комплексе, была сделана ставка на экстенсивный путь развития . Доля топливно сырьевого экспорта из СССР поднялась за 1960-1985 годы с 16,2 до 54,4%.

Сложная ситуация сложилась в сельском хозяйстве, которое становилось все более дотационным. Эффективность сельского хозяйства неуклонно падала, и правительство шло на увеличение импорта. В 1979-1984 годах в страну ввозилось около 40 млн тонн продовольствия ежегодно.

В конце 1970-х - начале 1980 годов в развитии народного хозяйства СССР стала обнаруживаться тенденция к заметному снижению темпов роста национального дохода. Если в 8-й пятилетке его среднегодовой прирост составлял 7,8 % и в 9-й - 5,7 %, то в 10-й он снизился до 4,3 %, а в 11-й составил около 3,6 %.

Тем не менее, реформы 1960-1970 годов оказали положительное воздействие на развитие народного хозяйства СССР. В 1980 году Советский Союз занимал первое место в Европе и второе место в мире по объемам производства промышленности и сельского хозяйства. Если в 1960 году объем промышленной продукции СССР по сравнению с США составлял 55%, то в 1980 году - уже более 80%.

В социальном плане за 18 брежневских лет реальные доходы населения выросли более чем в 1,5 раза. Население России увеличилось на 12 млн человек. При Брежневе было введено в эксплуатацию 1,6 млрд кв. метров жилой площади, благодаря чему бесплатным жильем было обеспечено 162 млн человек. При этом квартплата в среднем не превышала 3% семейного дохода. Доступность жилья, медицинского обслуживания и высшего образования были беспрецедентными.

По данным опроса Фонда «Общественное мнение», проведенного в 2006 году, 61% опрошенных считают годы правления Леонида Брежнева благополучным временем для страны, и только 17% - неблагополучным. Среди тех, кому от 36 до 54 лет, позитивную оценку той эпохе дали 75% респондентов, среди тех, кто старше - 74% (негативную - соответственно 14% и 18%). Молодые респонденты (до 35 лет), естественно, гораздо чаще затруднялись дать оценку временам Брежнева, но и они гораздо чаще признавали их благополучными, нежели неблагополучными (35% и 20% соответственно).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

1. «Застой». СССР в период системного кризиса

Период 1964-1985 гг висторической и публицистической литературе образное название «застой». Даннаяобразное название не совсем точно отражает процессы, происходившие во второй половине60-х - первой половине 80-х годов, но отражает общую тенденциюсоциально-экономического и политического развития советской системы. «Застой» непредусматривал прекращение развития страны. Осуществлялись реформы (вторая половина60-х годов), реализовывались пятилетние планы, велось активное строительство и др.Для тех времен характерно достижение относительной социальной и материальнойстабильности, довольно приличного сравнению с предыдущими периодами уровня жизниосновной массы населения. Суть «застоя» в том, что советскую властьохватил системный кризис, который проявлялся во всех сферах жизни: экономике,политике, социальной сфере, общественной морали и т.п.


Строительстводоменной печи. Днепропетровщина, 1967

Схема: Структурный кризис советской модели общественно-политического развития

Экономический кризис:

- дефицит товаров;

- отказ или медленное внедрение новых технологий;

- невысокое качество большинства товаров;

- продовольственный кризис, хроническая кризис сельского хозяйства;

- скрытая инфляция (рост цен при неизменных размерах заработной платы;

- преимущественно экстенсивный путь развития экономики;

- высокая затратность производства, энергоемкость и материалоемкость продукции;

- появление теневой экономики («цеховики»).

Политический кризис:

- военные авантюры и неспособность их решить (Афганистан, Эфиопия, Анголат.д.);

- неспособность высшего руководства реагировать на новые тенденции развития мира."Старение" руководства на 1982 г. средний возраст высшего руководствапревышал 70 лет);

- недееспособность законодательных органов, все важнейшие вопросы решалисьв узком кругу высшего партийного руководства;

- потеря динамичности в развитии советской модели и, соответственно, еепривлекательности для других стран;

- коррупция в высших эшелонах власти: взяточничество, криминализация, продвижение послужебной лестнице по принципу знакомства, родственных связей, личнойпреданности;

- усиление репрессий против инакомыслящих (диссидентов).

Идеологическаякризис:

- разочарование в правильности выбранного пути развития (построение коммунизма);

- различие между идеологическими догмами и реалиями жизни;

- осознание нереальности достижения цели построения коммунизма;

- рост диссидентского движения и настроения в обществе;

- усиление идеологического давления на общество.

Экологический кризис:

- бездумная эксплуатация природных ресурсов;

- отсутствие научного обоснования размещения производственных мощностей;

- разрушение природной среды пригодного для жизни людей (загрязнениеводоемов. Атмосферы и т.д.);

- постепенная деградация нации (генетические изменения, рост детских заболеванийи рождаемости нездоровых детей, сокращение рождаемости, рост числахронических заболеваний и т.д.

Моральный кризис:

- появление явления двойной морали (различия между декларируемым стилем поведенияи реальными устремлениями и установками; безответственность, стремлениепереложить ответственность на другого);

- рост престижности профессий, должностей, позволяющих получать нетрудовойдоход;

- рост числабытовых преступлений;

- стремление достичь целинезаконным путем;

- рост числа экономических(Хозяйственных) преступлений;

- нарастания потребительскихнастроений;

- быстрое распространение пьянстваи алкоголизма.

Этапы периода «застоя»

Этапы

Годы

Характеристика

1965-1970 гг

Попытка проведения экономических реформ, которые малым бы упорядочить экономику СССР после "Реформаторской лихорадки" хрущевского периода (реформы Косыгина).

ІІ

1970-1982 гг

Нарастание кризиса, «консервация» существующей в СССР системы

1982-1985 гг

Изменения в партийном руководстве. Осознание кризисного состояния советского общества.

2. Официальная идеологическаяконцепция. Конституции 1977 г.

С устранением Хрущева от властипроисходит постепенный отход от провозглашенного курса на непосредственноестроительство коммунизма. В 1967 г. была выдвинута концепция "развитогосоциалистического общества », которая утверждала, что невозможно осуществить немедленный«Скачек» в коммунизм. Должно пройти время, в течение которого социализм долженразвиваться на собственной основе. Именно такой социализм называется «зрелым»,«Развитым». С появился также еще один термин - «реальный социализм», которымобъясняли трудности, существующие в обществе. Характеристики развитогосоциалистического общества были зафиксированы в преамбуле Конституции СССР 1977 г.Основные составляющие развитого социализма это «общенародное государство» и «новаяисторическая общность людей - советский народ ». Утверждалось, что приразвитом социализме общество развивается без конфликтов под «научным»руководством КПСС.

Ю. Андропов концепцию «развитогосоциализма »несколько согласовал с существующими реалиями. Он признал существование всоветском обществе противоречий и национальных проблем. Решение этих проблемдолжно осуществляться путем «наведения порядка» и ускоренногонаучно-технического прогресса.

Построение развитого социализма недолжна прекращать «идеологическую борьбу с влиянием Запада». Принятая 7 октября1977 Конституция (четвертая), кроме выше указанного в 6 статьи официальнозакрепляла руководящую и направляющую роль КПСС. Конституция утверждалаусиление роли союзного центра в экономической и политической жизни за счетсоюзных республик.

Как и предыдущие Конституции, видноместо в Основном Законе отводилось блока социально-экономических прав, ктому же дополнялись новыми: право на труд. На бесплатное образование и медицинскуюпомощь, отдых, пенсионное обеспечение, жилье. Конституция такжезакрепляла расширения прав общественных организаций.

Всего Конституции 1977 г.носила демократический характер, если ее положения не сравнивать с реальнымжизнью.

Интересно знать

Период застоя в СССР характеризуюткак неосталинизм - восстановление всей экономической, политической, репрессивнойсистемы, культа личности, с некоторыми учетом современного развития.

Уже с самого начала устраненияХрущева от власти брежневське руководство пытается реабилитировать сталинизм илично Сталина. В 1965 г. в докладе, посвященном 20-й годовщине победев Великой отечественной войне, Брежнев отметил вклад Сталина в разгромефашизма. Зал ответил аплодисментами.

На XXIII с въезде КПСС (1966) былаосуществлена первая попытка официальной реабилитации Сталина. Об этом предварительносообщили китайского (Мао Дзедун) и албанского (Ходжа) лидеров, которые активнонастаивали на отмене решений ХХ и ХХII с подъездов. Компартии ЧССР, Венгрии, Италии,Франции, Югославии, узнав об этом, заявили, что отзовут своих делегатовв знак протеста. Таким образом попытка была не реализована. Однако, из учебниковбыло изъято тексты о культе личности Сталина. Начали появляться книги, фильмы,которые показывали особую роль Сталина в истории.

Вторая попытка реабилитировать Сталинасостоялась в 1969 г., когда в «Правде» собирались напечататьстатью, в которой осуждались решения ХХ иXXIII с съездов КПСС о культе личности Сталина. В последнюю минуту Брежнев отказалсяот публикации и подготовки соответствующего постановления ЦК КПСС.

Леонид Брежнев(1906 - 1982 гг.)

После смерти Брежнева Ю. Андропов тожеготовил постановление о реабилитации Сталина. Но его смерть прервала этуработу.

Таб.: Руководство СССР в период «застоя»

Руководители партии

Руководители государства

Главы правительств

Генеральные секретари ЦК КПСС (до 1966 г. первые секретари)

Председателя Президиума Верховного Совета СССР

Председателя Совета Министров СССР

Л. Брежнев (1964-1982)

Ю. Андропов (1982-1984)

К. Черненко (1984-1985)

А. Микоян (1964-1965)

Н. Подгорный (1965-1977)

Л. Брежнев (1977-1982)

Ю. Андропов (1982-1984)

К. Черненко (1984-1985)

А. Косыгин (1964-1980)

М. Тихонов (1980-1985)

3.Реформы А. Косыгина и другие реформы периода «застоя».

К началу 60-х годов темпы развитияпромышленности и сельского хозяйства замедлились. Прирост национальногоприбыли за 1958-1964 гг сократилось вдвое. Вырос разрыв между спросом и егореальным товарным покрытием, особенно относительно отдельных продуктов питания.Началось повышение цен, причем не только официальное, но и скрытое,связано с изменением ассортимента продукции. Словом, в начале 60-х годовпоявились из элементы стагнации, явления предкризисного характера, усилилосоциальную напряженность в обществе.

Поиски нового механизма хозяйствования,который обеспечивал бы высокую эффективность производства, начались еще приН. Хрущева. Инициатором широкой дискуссии по экономическим вопросам выступилпрофессор Харьковского инженерно-экономического института О. Либерман. В сентябре1962 в газете "Правда" появилась его статья «План, прибыль и премия».В статье автор предлагал усилить хозяйственную самостоятельность предприятий,освободить централизованное планирование от пустяковой опеки над фабриками изаводами. Выдвинутая им система базировалась на принципе: то что выгоднообществу, должно быть выгодно и каждому предприятию.

Дискуссия вокруг предложенийЛибермана повлиял на подготовку хозяйственной реформы, которая вошла в историюпод названием «Реформы Косыгина» (по фамилии Председателя Совета Министров СССР).

В 1964-1965 гг новые схемыхозяйства были проверены и отработаны в ходе экспериментов, которые далиположительные результаты. После этого началось их распространение на все предприятия, атакже сельское хозяйство и управление.

Таб.: РеформыА. Косыгина

Сферы охвачены реформами

Реформы А. Косыгина

Промышленность

Совершенствование системы планирования и повышения самостоятельности предприятий.

Усиление экономического стимулирования и повышения материальной заинтересованности трудовых коллективов.

Сельское хозяйство

Уменьшения планов обязательных поставок зерна.

Установление твердых планов закупки продукции на пять лет.

Повышение закупочных цен.

Введение надбавок за сверхплановую продукцию.

Введение гарантированной оплаты труда колхозников.

Отмена ограничений относительно личных подсобных хозяйств.

Укрепление материально-технической базы колхозов и совхозов.

Дотации и капитальные вложения в сельское хозяйство.

Управления

Переход от территориального принципа управления к отраслевого. Восстановление системы министерств.

И к сожалению все меры дали лишьвременный результат, особенно положительно они сказались на выполнении плановыхзадач VIII пятилетки (1966-1970), которую назвали «золотой». По сути реформыбыли обречены, ибо они пытались совместить две взаимоисключающие экономическиесистемы: административно-командную и рыночную.

Интересно знать

Многие ученые считают, что Восьмаяпятилетка, пятилетка реформ, стала особенно успешной, отмечаласьускорением темпов истремительным повышениемэффективности производства. Ее даже называют "золотой", единственной, которая былавыполнена. По официальной статистике, 1966-1970 гг показатели былилучшими за период 60-80-х годов. По пятилетку было построено 1900 (вУкраина 250) новых предприятий. Была создана единую энергетическую систему,завершился процесс электрификации сел.

Альтернативная точка зрения.

К. Вальтух, В. Лавровский утверждают,что итоги пятилетки несколько скромнее.

В. Селюнин и Г. Ханин утверждают, что заданный период экономические показатели даже ухудшились: в целом по СССРнациональный доход увеличился на 22% против 24% за предыдущие пять лет,производительность труда - на 17% против 19% и т.п. Хуже стали использоватьсяосновные производственные фонды, выросло материалоемкость продукции, причем быстроснижались показатели в машиностроении. Высокие отчетные цифры достигалисьсчет скрытого повышения оптовых цен. В итоге реформы 60-х годовскорее расстроили старый хозяйственный механизм, чем создали новый. Они лишьопределили рациональные экономические перспективы.

Малейшего успеха реформы достигли всельском хозяйстве, которое и в дальнейшем не обеспечивало страну необходимымипродуктами питания. СССР стал одним из крупнейших в мире импортеровсельхозпродукции. Новые цены, твердый план сдачи продукции, надбавки засверхплановую продажу, значительные капиталовложения на время стимулировалирасширение сельскохозяйственного производства. Однако практика показала, чтопричины отставания аграрного сектора экономики коренятся гораздо глубже и без развитияразличных форм собственности и хозяйствования, без раскрепощения инициативы ипредприимчивости крестьянства положительные сдвиги в сельском хозяйственевозможны.

В промышленностикомандно-административная система итоге свела на нет всякую самостоятельностьпредприятий. Сначала увеличилось количество плановых показателей (производительностьтруда, средней зарплате, себестоимость продукции и т.д.). Сохранялась системацентрализованного материально-технического снабжения, которую так и не заменилисистему оптовой (оптовой) торговли. Показатель реализованной продукции »мало чемотличался от «вала», так как объемы реализации (при хроническом дефицитетоваров) росли от увеличения выпуска продукции, то есть вала. Таким образомсохраненный затратный механизм. Улучшение качества, внедрение новыхобразцов было экономически неоправданным. Не действовало на практике и материальноестимулирования труда. Чем лучше работало предприятие, тем жестче были нормыобразования фондов стимулирования.

Таким образом, реформы были обречены- Через внутреннюю противоречивость и непоследовательность. К тому же высшее партийноеруководство к ее проведению не проявляло никакого интереса, хотя реформы никтоне отменял. А после «пражской весны» (1968 г.) сдержанное отношение креформ сменилось их возражения. Так в резолюции ХХIV съезда КПССговорилось: "Опыт чехословацких событий вновь напомнил о необходимостиповышать бдительность в отношении происков империализма и его агентуры в странахсоциалистического содружества, о значении последовательной борьбы против правогооппортунизма, который под видом «улучшения» социализма пытается выхолоститьреволюционную суть марксизма-ленинизма и расчищает путь для проникновения буржуазнойидеологии ».

В 1979 г. советское руководствоосуществило еще одну попытку оживить экономику страны за счет совершенствованияхозяйственного механизма и повышения роли партийного руководства ею. Норезкого ускорения экономики не произошло. Также не дало никакого положительногорезультата создание крупных агро-промышленных комплексов (АПК) и принятия «Продовольственнойпрограммы »(1982 г.).

Последней попыткой осуществить"Широкомасштабный экономический эксперимент», который предвидел послаблениецентрализованного планирования и распределения, некоторые изменения в ценообразовании на уровнеотдельных предприятий и регионов, были осуществлены в 1983 г. за Генеральногосекретаря Ю. Андропова. Этот эксперимент проводился на фоне жестких мер понаведения трудовой дисциплины с помощью силовых ведомств. Но его краткоесрок пребывания у власти не дал возможности проявиться «эксперимента», хотяотмечалось некоторое увеличение экономических показателей.

Среднегодовые темпы роста за пятилетки (%)

Показатели

VIII

(1966-1970)

ІХ

(1971-1975)

Х

(1976-1980)

ХІ

(1981-1985)

Валовой общественный продукт

Национальный доход

Капитальные вложения

Производительность труда

Промышленная продукция

Сельскохозяйственная продукция

Интересно знать

1. Доходы СССР за 70-80-егоды по экспорту нефти составляли 180 млрд. долл. Большая их часть была потраченана военно-промышленный комплекс, на закупку сельхозпродукции и товаровширокого потребления.

2. По 1960-1987 гг основныефонды народного хозяйства (оборудование, техника, здания) выросли в 8 раз, аих отдача понизилась в 2 раза.

3. Из 160 млн. т стали,выплавлялась в СССР, 20 млн. тшло настружку.

4. 60% продукциипроизводилось не пользовалось спросом.

5. На одну единицу оружия,производивших страны НАТО, в СССР производилось 7.

6. Теневая экономика(«Цеховики») потребляла 10% ресурсов, производила - 20% национального дохода.

7. К началу 80-х годовСССР выпускал больше США, тракторов - в 5 раз; железной руды - в 4 раза;нефти, цемента, стали, станков - в 2 раза.

8. В 70-е годы промышленноепроизводство в СССР составляло 33% от американского; сельское хозяйство -14%.

9. Относительное сокращение вСССР расходов на научные исследования, углубления научно-технического разрыва сСША. Так, в 1985 г. в США работало 1500 тысяч новейших ЭВМ и 17 млн персональныхкомпьютеров, то в СССР - лишь несколько десятков тысяч аналогичных машинустаревших моделей.

10. В начале 80-х годов впромышленности ручной труд составляла 40%, строительстве - 60%, сельском хозяйстве- 75%.

4. Социальнаяполитика

Социальная политика Советского Союзавсегда была предметом его гордости: отсутствие безработицы, самые маленькие в мирецены на хлеб, молоко, квартплату, бесплатное образование и медицинское обслуживаниет.д. Однако в период застоя в этой сфере наблюдались негативные явления. В настоящеепериод социальная сфера финансировалась исключительно по остаточному принципу. Что ужебыстро начало давать негативные проявления. Так, в 80-е годы значительно сократилосьжилищное строительство, что сразу обострило жилищную проблему. В 1984 г.было построено столько кв. м. жилья, как в 1960 г. (Здесь следует учесть, чтоплощадь квартир в новостройках была вдвое больше чем в 60-е годы).

Урезание расходов на здравоохранение,сразу отразилось на состоянии и качестве обслуживания населения. Так, если в 60-егоды в СССР была самая низкая в мире смертность, то в 80-е годы СССР уженаходился на 35 городе по продолжительности жизни и на 50-м по уровне детскойсмертности.

К началу 80-х годов значительнообострилась продовольственная проблема. Для покрытия дефицита сельхозпродукциитратились миллиарды долл. Главным источником для закупки стал экспорт нефти идругих природных ресурсов. Фактически происходило проедание природных богатств.Продовольственные трудности приводили к тому, что в 70-е годы в некоторых регионахстали появляться продовольственные карточки. Происходило скрытое повышение цен. Так,если крупные города более-менее обеспечивались сельхозпродукцией по низкимгосударственным ценам, то население малых городов могли ее купить только через сетькооперативной торгов или рынки, где цены были значительно выше.

В 70-80-е годы начался быстрыйсокращение реальных доходов граждан. По уровню потребления Советский Союз вэтот период занимал 77 место в мире.

Все это свидетельствовало о том, чтоудерживать статус сверхдержавы было возможно лишь за счет относительного усиленияэксплуатации рабочих, сокращение социальных программ, безжалостнойэксплуатацией природных ресурсов.

5.Диссидентское движение

Хрущевская «оттепель» породила надеждыи одновременно принесла разочарование. Процесс обновления общества развивалсячрезвычайно непоследовательно. Тем временем молодежь, что почувствовала вкус свободы, стремиласьрешительных изменений. То, что реформы Хрущева носили поверхностный характер; что они некасались основ тоталитаризма привело к появлению диссидентского движения,приобрел своего распространения после отстранения Хрущева от власти.

Диссидентство(Несогласные) - Выступление против существующего государственного строя илиобщепринятых норм определенной страны, противостояние официальной идеологии иполитике; отступничество от учения господствующей церкви.

Периодизациядиссидентского движения в СССР

Период становления (1965-1972)

Деятельность А. Синявского, Ю. Даниэля, А. Амальрика, Л. Чуковского, А. Гинзбурга, Ю. Галанский, Б. Буковского, А. Марченко, С. Ковалева, Л. Богараз, П. Григоренко и др.

Начало кампании против А. Сахарова и А. Солженицына.

Период кризиса (1973-1974)

Процесс над П. Якиром и В. Красина

Период широкого международного признания (1974-1975)

Расширение географии диссидентского движения.

Высылка А. Солженицына из страны.

Образование советского раздела Международной амнистии.

Присуждение Нобелевской премии А. Сахарову

Хельсинкский период (1976-1982)

Деятельность Хельсинской группы. Процессы над Ю. Орловым, А. Щеранським, Г. Якуниным, А. Марченко.

Высылка А. Сахарова.

Диссидентское движение во второй половине60-х - первой половине 80-х годов по сравнению с движением периода хрущевской«Оттепели» имел свои особенности: он становится более массовым и организованным, былиотброшены иллюзии относительно идей социализма и коммунизма, движение стало ярко выраженнымантитоталитарным; во взглядах диссидентов прослеживался почти весьидеологический спектр; налаживается связь с общественностью стран Запада имеждународными правозащитными организациями; отрицает насильственные методыборьбы; диссиденты стремятся легализовать свою деятельность, 80% диссидентовсоставляла интеллигенция.

Течения диссидентского движения в 60-80-е годы

за социализм с «человеческим лицом»;

национально-освободительная

демократическая правозащитная

религиозная

В своей борьбе диссиденты использовалиследующие методы: массовые мероприятия; письма-протесты в руководящие органы СССР;протесты, открытые письма, обращения в адрес международных организаций, правительствдемократических стран; издание и распространение самиздата; акции солидарности сдругими народами, подвергшихся притеснениям от тоталитарной системы; поддержкакрымских татар в их стремлении вернуться на родину; являласьравноправия народов; распространение листовок; индивидуальные протесты, созданиеправозащитных организаций.

С середины 60-хгодов начались непрерывные, хотя и немногочисленные, выступления и против коммунистическойсистемы, и против коммунистической идеологии.

В начале 70-х годов диссидентскоедвижение окрепло и режим почувствовал в нем угрозу. В 1972 г. состоялся общий"Погром" правозащитного движения. Были применены широкие репрессии противего участников. Движение было ослаблено и тем, что некоторые его участники согласились насотрудничество с режимом и стали призывать к этому других. Против наиболее известныхучастников движения - академика Андрея Сахарова (автор советской водороднойбомбы) и писателя Александра Солженицына началась кампания травличерез средства массовой информации. В 1974 г. Солженицына было силойдепортированы за границу, а Сахаров находился фактически под домашним арестом.

Андрей Сахаров

Из записки КГБ и Генеральной прокуратуры СССР в ЦК КПСС (ноябрь1972 г.)

Всоответствии с указаниями ЦК КПСС органы КГБ ведущие значительную профилактическуюработу по предупреждению преступлений, пресечению действий организованной подрывнойдеятельности националистических, ревизионистских и других антисоветскихэлементов, а также по локализации возникающих в ряде мест группировок политическивредного характера.

Попоследние пять лет выявлено 3096 таких группировок, профилактовано 13602 человек,входивших в их состав?

Подобныегруппы были обнаружены в Москве, Свердловске, Туле, Владимире, Омске, Казани,Тюмени,. На Украине, в Латвии, Литве, Эстонии, Белоруссии, Молдавии, Казахстанеи других городах.

После того как СССР в Хельсинкиподписал соглашение о защите прав человека, диссидентское движение усилилось. В1976 возникли Группы содействия выполнению Хельсинских соглашений в СССР("Хельсинкские группы") в Москве, в Украине, в Литве, а черезгод - в Грузии и Армении. Организаторы групп хорошо знали, что Советский Союзподписал соглашение только ради идеологического эффекта, а в действительности не собирается еевыполнять. Поэтому на себя взяли общественный контроль за выполнениемподписанного документа. В Украине заметными участниками "Хельсинскихгрупп "были Левко Лукьяненко, Вячеслав Чорновил, Михаил Горынь и др.

Замыслив интервенцию в Афганистани предполагая, какую реакцию это вызовет в мире, кремлевский режим решилкрайней мере нейтрализовать оппозицию внутри страны. В ноябре 1979 г.аресты членов «Хельсинских групп» - активных участниковправозащитного движения. В 1980 г. академик Сахаров был отправлен вссылки к закрытому для иностранцев г. Горького (ныне Нижний Новгород).

К началу 80-хлет почти все активные участники диссидентского движения оказались в заключении илив ссылке.

Несмотря на репрессии со стороны КГБ,движение в защиту прав человека в СССР не прекратился, он пополнялся новыми людьми.В первые годы перестройки, чтобы поднять свой международный престиж, режим былвынужден предоставить почти всем заключенным диссидентам волю.

Диссидентское движение в СССР является одним изярких исторических страниц. Достаточно небольшая группа интеллектуалов понемногураспространяла идеи демократии, будила национальное сознание и подталкиваланаселения к оппозиции существующей системе.

2. Перестройка (1985-1991).

К середине 80-х годов СССР охватилаэкономическая, социальная и политическая кризиса. Тоталитарная система скомандно-административными методами управления уже не отвечала требованиям времени.Возникла настоятельная необходимость обновления всех сторон общества, его экономическихоснов, социальной жизни, политического устройства, духовной сферы.

В марте 1985 г. на должностьгенерального секретаря ЦК КПСС был избран М. С. Горбачева.

Михаил Горбачев

Из выступления министраиностранных дел А. Громыко во время представления кандидатуры М. Горбачеваучастникам внеочередного пленума ЦК КПСС 11 марта 1985

«Онвсегда держит в центре внимания суть вопроса? прямо говорит о своей позиции,нравится она собеседнику может нет? умеет аналитически подходить кпроблемы? Он не только хорошо анализирует проблемы, но и делает обобщения ивыводы?

ВМихаила Сергеевича партийный подход к людям, умение организовать людей,находить с ними общий язык. Это не всем дано? Умение видеть главные звенья иглавным подчинять второстепенные, характерно в сильной степени. Это умение -достоинство и большое достоинство? в лице М. С. Горбачева мы деятеля широкогомасштаба, деятеля выдающегося, который достойно будет занимать пост Генеральногосекретаря ЦК КПСС ».

Поначалу новое руководство еще не осознаваловсей глубины кризиса, охватившего советское общество. Выход из кризисногоположения (пагубных последствий "застоя" - тогда, появился этот термин дляхарактеристики брежневской эпохи) считался в ускорениисоциально-экономического развития (автор концепции экономист Аганбегян) путемудвоение экономического потенциала и технического перевооружения производства наоснове последних достижений НТР, наведения порядка, искоренения таких явлений какалкоголизм и др., обновление партийного и государственного аппарата. На апрельском(1985 г.) Пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорениесоциально-экономического развития.

В 1986 г. состоялся XXVII съездКПСС, на котором Горбачеву удалось провести новую концепцию международных отношений,отодвинув на второй план "классовой борьбе" и выдвинув положениео взаимосвязи всех мировых явлений. Он начал завоевывать мировое признание,что дало ему дополнительный козырь в борьбе за власть.

Выработка конкретных мер попроведению реформ (которые впоследствии получили название Перестройка) оказалось не простымделом. Проведение реформ в соответствии с традиционной командно-административнойпрактикой оказалось невозможным. Бюрократические методы давали значительные деформации впроведении преобразований (ярким подтверждением этого является проведениеантиалкогольной компании и борьбы с нетрудовыми доходами) и побочные явления,полностью нивелировали реформы.

К тому же концепция ускоренияобнаружила свою недееспособность. Сориентирована на ускорение развитиямашиностроение, она еще больше уменьшила производство товаров широкого потребления итем самым усилила инфляционные тенденции, дефицит. В отличие от традиционныхкризисов, присущих рыночной экономике, кризис советской экономики сочетала всебе не только снижение темпов роста по показателям, но и уменьшение объемовпроизводства. К этому добавлялась инфляция (скрытая), дефицит на оптовом и напотребительском рынках.

Тогда М. С. Горбачев на январскомпленуме ЦК КПСС в 1987 г. поднял вопрос о выработке кадровой политикипартии в условиях перестройки, которая должна обеспечить кадрами проведения реформ.Одновременно пленум начал и новую политику гласности. Эта политикапредусматривала дозированное, контролируемое партией раскрытия народа правду отрагические страницы советского прошлого с целью вернуть доверие народа ккоммунистической партии. Кроме того предусматривалось прекратить преследование заполитические взгляды и проводить открытую политику перед своими гражданами.

Так впервые за всю советскую историюКПСС взяла на себя ответственность за допущенные "деформации" вразвитии советского общества. В средствах массовой информации сначаларобко, а потом во весь голос стали прослеживаться критические мотивы. Началсяпроцесс реабилитации репрессированных в 30-50-е годы. Но многим людям трудноприходилось преодолевать стереотипы в восприятии истории и современности. Другом в силутого, что разрушались их идеалы, другим - потому что это затрагивало их прошлое,когда они делали карьеру на борьбе с "врагами народа".

Своеобразнымсимволом сопротивления изменениям не только в жизни, но и в сознании стала публикация вгазете "Советская Россия" статьи ленинградского преподавателя химии НиныАндреевой ("Не могу поступится принципами"), в которой фактическиотстаивалось консервативная (сталинская) модель советской истории. Появлениестатьи означала, что в партийном руководстве есть силы, которые разделяют позициюавтора. Одновременно эта статья стала толчком к консолидации консервативных сил.

В настоящее время делается попытка осуществитьреформирования советской экономики на основе "самофинансирование","Самоуправление", "cамоокупности». В основе реформ лежали две составляющие:

а) расширение самостоятельности трудовыхколлективов (закон "О государственном предприятии и объединения";

б) расширение сферы действия частногоинициативы (закон "О кооперации", "Об индивидуальной трудовойдеятельности ").

Но в осуществлении этих реформпрослеживалась непоследовательность и к тому же они не вырывали экономику из рукбюрократии. К тому же советская экономика сохраняла те же тенденции, что иранее: экстенсивность, абсолютная централизация, командно-административныеметоды управления. Хранилось гипертрофированное преобладание добывающей,машиностроительной, военной экономики. Милитаризация экономики, ростнезавершенного строительства, скрытая инфляция и растущий дефицит.

Стало понятно, что успешноепроведение экономических реформ невозможно без реформирования политической системы.

Решение о реформе политическойсистемы были приняты на ХIХ партийной конференции, которая состоялась в июне1988 Горбачев предложил высшим государственным органам сделать Съезд Советов, аВерховную Раду превратить в постоянно действующий законодательный орган. Съезд Советовначал свою работу 25 мая 1989. Его работа кардинальноотличалась от прежних сессий Верховного Совета СССР.

Несмотря на консервативныйхарактер избирательной системы, среди депутатов оказалась значительное количествосторонников радикальных реформ, которые объединились в межрегиональную депутатскуюгруппу, которая фактически стала парламентской оппозицией. Заявили о своем существованиии другие группы, объединения депутатов по профессиональным и политическим интересам.Наиболее консервативные позиции занимала группа "Союз", которая выступала засохранения единства СССР любой ценой.

При таком разнообразии политическихвзглядов Председатель Верховного Совета СССР фактически превращался в спикера,руководит заседаниями и должен проводить линию большинства. Это приводило кнедоразумения между Горбачевым, который был председателем ВС СССР и одновременно Генеральнымсекретарем ЦК КПСС, и консервативными силами в партии, которые обвинили его вмягкости. Демократизация общественной жизни дала толчок к возникновению политическихпартий, народных движений и фронтов, оживление национально-освободительных движений,выступали с идеями экономического, культурного и национального возрождениякоренных наций в своих республиках. Сначала эти движения не выступали противсоветской власти. По своему составу они были преимущественно интеллигентскими.

Летом 1989 на политическуюарену выходит рабочий класс. В июле забастовки охватили шахтерские районы:Кузбасс, Донбасс, Караганду. Толчком к началу массовых забастовок сталоухудшение обеспечения шахтерских городков продовольствием и предметами первойнеобходимости. Вообще с лета 1989 г. в СССР происходятпериодические кризисы в поставках некоторых товаров: «сахарный кризис», недостаток моющихсредств, «чайная кризис», «табачная кризис» и т.д. Настоящей причиной забастовокбыла неспособность командно-административной системы проводить реформы, которые быобеспечили решение социальных проблем.

Правительство СССР, возглавляемый Рыжковым, былвынужден принять экстренные меры. В мае 1990 г. правительство решило обнародоватьпрограмму перехода к регулируемой рыночной экономике. Обнародование программывызвало ажиотажный спрос. Население начало скупать все подряд. Реализациюпрограммы пришлось прекратить, а правительство отправить в отставку.

С. Шаталин и Г. Явлинский разработалиальтернативную программу "500 дней". Согласно ей предполагалосьсоздать фундамент для рыночной экономики, разгосударствление государственного сектора,формирования частной собственности и одновременно стабилизировать финансовую сферу.(Аналог польской «шоковой терапии»). Однако эта программа после рассмотрения ееВерховным Советом СССР была изменена настолько, что суть плана оказаласьвыхолощена.

В октябре 1990 г. Горбачевпредложил компромиссную программу. Но этот компромисс, фактически, ничего не давалдля реальных реформ и эта программа, как и все предыдущие провалилась. Высшее союзноеруководство оказалось неспособным провести экономические реформы и это давалодополнительные аргументы силам, которые выступали за ликвидацию СССР.

На фоне экономических неурядиц и вусловиях формирования многопартийности все больше начинает звучать требование оликвидацию статьи 6 Конституции СССР, которая закрепляла руководящую роль КПСС вгосударстве. На III съезде советов в марте 1990 г. было отменено 6 ст., апервым президентом СССР избран М. С. Горбачева.

Выборах 1990 г. сталипереломными в жизни советского общества. Это были первые демократические выборы.В результате выборов радикально изменился депутатский корпус, особенно всоюзных республиках (в Прибалтике, Грузии, Армении КПСС потерпела полноепоражения), что еще больше усилило политическую борьбу.

Кардинальные изменения в СССР ускорилипроцесс банкротства КПСС. В прошлом монолитная (20 млн.) КПСС в 1990 быларасколота на различные течения. В 1990 г. организационно оформился и раскол вреспубликанских компартиях. Одна часть переходила на позиции европейскойсоциал-демократии, другая - занимала агрессивно - коммунистические позиции(Коммунистическая партия РСФСР, которая была образована в 1990 г. и выступала противлюбых реформ).

В июле 1990 г. состоялся ХХVIIIсъезд КПСС. Этот съезд проходил в условиях, когда партия утратила свою монополию навласть. Политбюро потеряло функции Верховной власти. Тем самым был нанесен ещеодин удар по КПСС. Центр политической власти в государстве перемещался в Раду. Этопривело к тому, что КПСС начала превращаться из "государственнойпартии "в государство в государстве, со своими закрытыми линиями связи, сетьюинформаторов, шифрованной связью, значительными материальными привилегиями и т.д. Погод после ХХVIII съезда КПСС из нее вышло более 4 млн. человек, а значительнаяколичество перестала платить членские взносы. Из партии вышли Б. Н. Ельцин,председателя Московской и Ленинградской Советов Г. Х. Попов, А. А. Собчак. Участники Дем.платформы выступили за организованный выход из КПСС и создании Демократическойплатформы (впоследствии стала Республиканской партией). Летом 1991 частьючленов КП РСФСР была создана новая партия - Демократическая партия коммунистовРоссии во главе с А. Руцкого. Одновременно начал формироваться движение за демократическиереформы, лидерами которого стали Яковлев, Шеварднадзе. Такое развитие событий вел кукрепление агрессивных консервативных сил в КПСС, в 1991 г. переходятк решительным действиям.

Перестройка в СССР (1985-1991)

Период

Дать

Характеристика

Апрель 1985 - Январь 1987 (От апрельского 1985 пленума ЦК КПСС к январского 1987 пленума ЦК КПСС).

Попытка реализации концепции ускорения социально-экономического развития страны. Борьба с алкоголизмом и пьянством.

ІІ

Январь 1987 - лето 1988 (От январского пленума ЦК КПСС к XIX конференции КПСС).

Оформление концепции перестройки. Начало экономического реформирования. Начало кадровых изменений. Начало гласности.

Лето 1988-май 1989 (От XIX партконференции к I Съезда Народных депутатов СССР).

Начало осуществления реформ политической системы. Формирование новых органов государственной власти - С съезда народных депутатов СССР. Начало возникновения политических партий.

Лето 1989-август 1991 (От И С съезда Народных депутатов СССР к попытке государственного переворота 19-21 августа 1991 г.).

1989 - Деятельность И С съезда Советов СССР. Нарастания экономического кризиса. Первые забастовки шахтеров. Начало формирования политической оппозиции.

1990 - начало ликвидации монополии КПСС на власть. Провозглашение суверенитета союзных республик. Программа «500 дней». Усиление противостояния центра и союзных республик.

1991 г. - Резкое обострения экономического положения. Провал экономических реформ. Нарастание социального напряжения. Раскол в КПСС. Попытки подавления национально-освободительных движений. Разработка нового союзного договора. ГКЧП. Конец перестройки.

Последствия иитоги перестройки:

1. Ликвидация тоталитарного режима в СССР, уничтожение гегемонии КПСС вполитической жизни.

2. Распад СССР. Возникновение на его территории независимых государств, включая Украину.

3. Развал плановой экономической системы, создание реальных условий для формированиярыночных отношений.

4. Плюрализации общественной и политической жизни, создание многопартийнойсистемы.

5. Прекращение «холодной войны», изменение соотношения сил в мире.

6. Ликвидация «мировой социалистической системы».

Таким образом,перестройка привела к диаметрально противоположным результатам, которые ожидались.

3. Распад СССР: причины и последствия

Демократизация общества, политика«Гласности» реанимировала, казалось, давно решен национальный вопрос. Сзаключения стали возвращаться лидеры национальных движений,считали. что текущий момент наиболееподходящий для начала активной борьбы за самоопределение. Впервые осуществование национального вопроса заговорили после событий в Алма-Ате (Казахстан) вдекабре 1987 г., когда на улицы города с массовыми акциями протеста вышлаказахская молодежь. Она протестовала против назначения россиянина руководителемреспублики. Выступление было подавлено силой. В следующем году заявила о себе ещеодна национальная проблема. 20 февраля областной совет Нагорного Карабаха (автономнаяобласть в составе Азербайджана, на 98% заселена армянами) обратилась спросьбой передать ее в состав Армении. Это решение было поддержано массовымимитингами и забастовками населения НКАО. В ответ азербайджанцы совершили погромыармянского населения на территории Азербайджана, центром погромов стал городСумгаит. По приказу Горбачева в город были введены войска. Жизнь требоваланемедленного изменения национальной политики на общегосударственном уровне, но центр неспешил делать этого.

В апреле 1989 г. в Тбилисисилами армии было жестоко разогнано демонстрацию национально-демократическихсил, пролилась кровь.

Между тем политическая реформа,началась, неуклонно вела к еще большей активизации национального движения. 18Май 1989 Литва первой из советских республикприняла Декларацию о суверенитете. В июнепроизошли кровавые столкновения между узбеками и турками-месхетинцев в Узбекистане.

Схема: Распад СССР

Дискредитация центральной власти и КПСС

Ужесточения амбиций политических лидеров и местных элит

Целеспрямована деятельность Запада на подрыв и развал СССР

Повод к распаду

Попытка ГКЧП (ГКЧП) осуществить государственный переворот

11 марта 1990 ВерховнаяСовет Литвы объявил о восстановлении полного государственного суверенитета Литовскойгосударства. В это время Съезд народных депутатов СССР принял закон, который регулировалпорядок выхода республик из состава СССР. Действия Литвы вызвали негативную реакциюв Москве. Горбачев обратился в Верховную Раду Литвы о немедленной отменепринятого документа. Но реакция Литвы был отрицательным. Изменить позицию Литвыне смогли не политическое давление, не экономическая блокада. Своими действиями Литва положиланачало "революции суверенитетов". Большинство союзных и дажеавтономных республик приняли декларации о суверенитете. О государственномсуверенитет заявила Верховная Рада РСФСР, во главе которой стоял Б. Ельцин. Такие действияможно объяснить борьбой союзной и новой российской политической элиты, трезвойоценке исторических реалий. Одновременно с "парадом суверенитетов"обострились межнациональные конфликты (Тбилиси, Карабах, Баку и др.). Ихинициаторами основном были силы, выступавшие за сохранение Союза.

Чувствуя непрочность своегоположения, консервативные силы начинают массовую психологическую атаку, нагнетаютположение, угрожая неизбежностью войны и больших человеческих жертв.В феврале 1990 г. Верховный Совет СССР предоставил чрезвычайные полномочияМ. Горбачеву. Произошли изменения и в ближайшем окружении Горбачева.

Приход реакционеров к власти сразудал о себе знать. 13 января 1991 в столице Литвы г. Вильнюсе былопредпринята попытка государственного переворота. В ночь на 13 января 1991военная группировка начало операцию, которая продвигалась достаточно успешно, нов защиту независимости стали тысячи невооруженных жителей Вильнюса. Состоялисьстолкновения с войсками в районе телецентра, во время которых погибло 13 человек идесятки были ранены. В защиту Литвы стали, как мировое сообщество, так ивсе демократические силы СССР. Советское руководство отступило.

Похожие события разворачивались и в Латвии.К марту 1991 ситуация в СССР еще больше обострилась. Шахтерыначали бессрочный забастовку требуя отставки Горбачева, ВС СССР, роспускаСъезда народных депутатов СССР, передачу власти временно на рассмотрение Совета Федерации.

Проведение референдума 17 марта1990 о будущей судьбе Союза, на котором 3 / 4 населения проголосовали заСоюз (вопрос был сформулирован так, что избирателям приходилось выбирать илистарый Союз, или обновленный), не остановило его распад. Последствия референдума былидвоякие. К вопросам о сохранении Союза республиканские ВР добавили вопрос,одобряют граждане декларации о государственном суверенитете. И большинство тоже былаза. В референдуме официально вообще не приняли участие республики Прибалтики,Грузия, Армения, Молдова.

Тогда Горбачев приступил к новомутактического варианта. В конце апреля 1991 в подмосковной резиденцииНово-Огарево ему удалось подписать соглашение с руководителями 9 республик, оскорейшую подготовку нового союзного договора. Опубликован проект союзногодоговора несколько раз менялся и носил компромиссный характер. Главное же вНово-Огорьовський соглашении было то, что через 6 месяцев должны были быть проведенывыборы в новые союзные органы.

Это соглашение положило начало переговорампо формуле "9 1" и длилась с мая по июль 1991 Основноевопрос, который обсуждался, был о том, каким должен быть союз -федерацией или конфедерацией. На переговорах наиболее непримиримую позициюзанимали Россия и Украина. Вместе с тем укреплялись структуры власти в РоссийскойФедерации. 12 июня 1991 Б. Ельцина на всеобщих прямых выборах былоизбран президентом России.

Борис Ельцин(1931 - 2007 гг.)

В это время реакционные силы,опирались на партаппарат, верхушку КГБ, значительную часть генералитета ируководителей военно-промышленного комплекса, активизировали подготовку кмятежа.

Утром 19 августа по радио ителевидению было объявлено о болезни Горбачева, о том, что перестройка,начатая им, зашла в тупик и что всю полноту власти на себя беретГосударственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В его состав вошлиГ. Янаев, В. Павлов, Б. Пуго, В. Крючков, Д. Язов, Г. Бакланов - заместительГорбачева по Совету обороны, В. Стародубцев - председатель Крестьянского союза иА. Тизяков - один из руководителей военной промышленности. В Москву быливведены войска. В манифесте ГКЧП говорилось о беспорядках в стране, оуничтожение советских людей. Обещалось, что будет поддержана частная собственность ичто каждая семья получит 0,15 га земли, будут снижены цены и поднята заработнаяплата и что каждая семья получит жилье.

Но против мятежа подняласьдемократическая общественность. Центром сопротивления против заговора стала Верховная РадаРоссии. Уже утром 19 августа Б. Ельцин издал серию указов, которые квалифицировалимятеж как государственный переворот, потребовал связи с Горбачевым (связь с которымбыл полностью отключен), обратился к рабочим - начать общийзабастовку, а военным не выполнять приказы ГКЧП. 21 августа организаторы мятежабыли арестованы. Была запрещена деятельность КПСС, объявлено о реформе КГБ,принято решение о радикальной военной реформе. Но главное было то, что всесоюзные республики провозгласили свою независимость, стали создавать собственные армии,брать под контроль союзное имущество.

Советский Союз начал разваливаться.9 сентября 1991 было признано независимость Латвии, Литвы и Эстонии.Горбачев предпринимает усилия чтобы что-нибудь сохранить от Союза. Но результатыреферендума в Украине 1 декабря 1991 перечеркнули все попытки восстановитьСоюз.

Тогда 8 декабря 1991 вБеловежской пуще под Брестом руководители России, Украины и Белоруссии Ельцин,Кравчук и Шушкевич подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств,в которой констатировалось, "что Союз ССР как субъект международного права игеополитической реальности прекращает свое существование ", потом Ельцинпозвонил президенту США Бушу, а Шушкевич - Горбачеву и сообщили, чтоСоветского Союза уже нет.

Леонид Кравчук -первый Президент Украины

21 декабря 1991 состояласьвстреча в Алма-Ате, где в СНГ присоединились Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан,Таджикистан и Армения. Впоследствии к СНГ присоединились Молдова и Азербайджан, а в1994 г. - Грузия. В Алма-Ате была провозглашена Декларация опрекращение существования СССР. 25 декабря М. Горбачев подписал указ о составлении ссебя функций Верховного главнокомандующего и заявил о своей отставке споста Президента СССР. В этот день на флагштоке над Большим Кремлевскимдворцом был спущен красный флаг СССР и поднят флаг России. 26 декабря1991 одна из двух палат Верховного Совета бывшего СССР, которую удалосьсобрать, приняла формальное декларацию о прекращении существования СССР.

Международное сообщество призналонезависимость всех бывших союзных республик СССР.

Итоги

Реформывторой половины 60-х годов не устранили негативных проявлений советской системы,которая потрибувала коренных реформ. Но советское правительство наоборот«Законсервировало» существующую систему, что привело к ее всеобъемлющей кризиса.Долгое время проявления кризиса скрывались. Только после смены руководствастраной, прихода к власти М. Горбачева начали делаться попытки выйти из кризиса.Однако найти действенного рецепта не удалось. Кризис закончился распадом СССР.

Вопросы и задания:

1. Какой период и почему в истории СССР получил название «застой»?

2. В чем суть кризиса советской системы?

3. Какие изменения произошли в официальной идеологической концепции в 70-80-е годы?

4. Почему административно-командная система оказалась неэффективной и вела кдеградации экономики СССР?

5. Определите причины начала перестройки. Дайте определение термину.

6. Какие периоды перестройки (укажите хронологические рамки) соответствуют лозунгам:«Ускорение», «Больше социализма!», «Больше демократии!»?

7. Почему М. Горбачев конце пребывания у власти пользовался большейпопулярностью за рубежом чем в СССР?

8. В 1862 г. русский мыслитель Н. Чернышевский разъяснял: «Гласность - этобюрократический выражение, придуманное для замены выражения «свобода слова», и придуманноеза догадкой, что выражение «свобода слова» может показаться неприятным или резкимкому-либо ". Выскажите свое мнение относительно высказывания. Или характеризует онопроцессы, происходившие в СССР в конце 80-х годов ХХ века?

9. Раскройте причины и предпосылки распада СССР. Какая из причин была главной?

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!