Все для предпринимателя. Информационный портал

Что изучает экономика. Экономическая наука и ее разделы

Экономика является многоплановым понятием, и выделить однозначное определение этого явления довольно сложно. По этой причине трактовок существует крайне много, и понятие экономики необходимо рассматривать с разных сторон.

Экономика: понятие

Одним из самых распространенных определений экономики является «хозяйственная деятельность людей». В узком смысле можно говорить об экономике, как об экономике предприятия, об экономике определенной отрасли или как об экономике страны.

Более широкое понятие подразумевает под экономикой систему жизнеобеспечения страны, которая решает задачи распределения, производства и потребления различных материальных благ и услуг. Последние необходимы для удовлетворения потребностей каждого индивида, так и для отдельных предприятий и всего государства.

Об экономике говорят, как о фундаменте любого общества. Именно это явление способствует постоянному возобновлению производственных процессов, которые должны непрерывно повторяться для того, чтобы человечество продолжало существовать.

Экономическая наука и что она изучает

Экономической наукой называют отрасль знаний, которая посвящена изучению правил, позволяющих рационализировать поведение экономического субъекта. Это необходимо для решения экономических проблем человека, компании или целого государства.

Так как только человеку присуще экономическое мышление, экономику можно назвать ровесником человечества. Уже в первых законах древнего Востока были зафиксированы правила экономического поведения. Даже в Библии встречаются определенные экономические заповеди.

Как отдельная наука, экономика возникла в античном обществе и рассматривалась, как наука о ведении домашнего хозяйства. Уже самостоятельной дисциплиной экономика стала к 17 веку, с которым связано возникновение капиталистического строя.

Тогда и возникла существенная необходимость более расширенных экономических знаний. А с выходом книги Маршалла «Принципы экономики» название «экономика» находит свое полное утверждение в большинстве развитых стран.

Прежде всего, экономическая наука изучает экономические отношения между людьми. Но однозначно определить предмет экономической науки тяжело, так как это развивающаяся наука, которая долгое время была плотно связана с другими науками.

Экономическая наука включает в себя изучение экономических теорий и основных хозяйственных процессов, экономические категории и понятия, модели, которые максимальным образом отображают действительность.

Эта наука включается в себя детальное изучение процессов микроэкономики, и макроэкономики.

Экономическая деятельность

Под экономической деятельностью подразумевают совокупность действий на различных уровнях хозяйствования, которые направлены на то, чтобы удовлетворить потребности людей общества.

Такие действия осуществляются посредством постоянного производства и обмена услугами и товарами между людьми. Это один из основных терминов в экономической науке.

1. Экономика как наука. Цели и задачи экономики. Понятие экономической модели. Макро- и микроэкономика

Прежде чем дать более или менее строгое определение экономики как науки, отметим два составляющих ее основу фундаментальных факта:

1. Экономические потребности общества как совокупности индивидов безграничны. Под экономическими потребностями понимается недостаток чего-либо для поддержания жизнедеятельности и развития личности, предприятия и общества в целом. Именно экономические потребности побуждают человека к активной деятельности. Потребности принято разделять на первичные и вторичные. Без удовлетворения первичных человек просто не может жить - это пища, одежда и другие жизненно важные потребности. К вторичным потребностям относят все остальное - спорт, театр, кино и т. д.

Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами. Некоторые из них имеются в неограниченном количестве, например, вода; другие - в ограниченном и называются экономическим благами. Они состоят из товаров и услуг.

2. Экономические ресурсы, т. е. средства, необходимые для производства экономических благ, ограничены.

К важнейшим экономическим ресурсам относятся земля, капитал и труд. Землей обобщенно называют такие экономические блага, как пахотные земли, месторождения полезных ископаемых, леса. Капитал включает все виды машин, оборудования, зданий, инструментов и т д. Капитал называется также инвестиционными ресурсами. Под трудом понимается совокупность физических и умственных способностей людей, используемых в производстве товаров и услуг. Эти три большие группы экономических ресурсов называют факторами производства.

Все факторы производства обладают одним общим свойством - относительной ограниченностью, которая заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всего спектра потребностей всех членов общества. Ограниченность отдельных экономических ресурсов с развитием общества, как правило, преодолевается. Однако всегда есть ресурсы, которых в данное время не достает. Они называются редкими ресурсами.

С учетом всего вышесказанного дадим одно из возможных определений экономики как науки.

Экономика - это общественная наука, исследующая проблему такого использования ограниченных экономических ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества. Другими словами, экономика - это наука об оптимальном, т. е. наилучшем в конкретных условиях, использовании редких ресурсов.

В ходе реализации экономической политики преследуются различные цели. Для развитой рыночной экономики это прежде всего экономический рост, полная занятость, низкая инфляция, положительный платежный баланс, повышение экономической эффективности, рост благосостояния населения, поддержание высокой степени свободы для всех хозяйствующих субъектов, сохранение и улучшение окружающей природной среды и другие цели. В переходной экономике к ним добавляются создание частного сектора и рыночной инфраструктуры, либерализация хозяйственной жизни и др.

Но проблема заключается в том, что многие цели противоречат друг другу. Так, активная борьба с инфляцией обычно означает падение экономического роста и усиление безработицы. Поэтому в зависимости от ситуации приоритетность целей экономики может меняться.

Экономика постоянно имеет дело с выбором. В процессе выбора, неизбежно в силу ограниченности экономических ресурсов, любое общество должно, так или иначе, разрешить три фундаментальные взаимосвязанные экономические задачи:

1. Что должно производиться, т. е. какие из взаимоисключающих товаров и услуг надо производить и в каких количествах.

2. Как будут производиться товары и услуги, т. е. кем, с помощью каких ресурсов и каким способом они должны быть произведены.

3. Для кого предназначаются произведенные товары и услуги. Иными словами, каким образом следует распределять производимый продукт производства между членами общества.

Эти три задачи являются основными и общими для всех экономических систем на различных уровнях их функционирования.

Для решения подобных задач в экономической теории широко используется метод научной абстракции. Он состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных деталей и выделении сущности предмета или явления. В итоге строятся модели - математические, графические, - позволяющие в компактной и наглядной форме получать и демонстрировать определенные результаты.

Моделирование, т. е. построение моделей, отражает главные экономические показатели (данные, переменные) исследуемых объектов и связи между ними. Если в модели есть только самое общее описание показателей и их взаимосвязей, то это текстовая модель. Если этими показателями и связями задаются количественные значения, то на базе текстовой модели можно построить графическую, математическую и компьютерную модели, отражающие, как меняются показатели.

Метод графического моделирования основан на построении моделей с помощью различных рисунков - графиков, диаграмм, схем.

Метод математического моделирования основывается на описании экономического явления с помощью математических инструментов: функций, уравнений, неравенств.

Метод компьютерного моделирования основывается на экономико-математических моделях и используется прежде всего в тех случаях, когда моделируемое экономическое явление описывается сложной системой уравнений.

Экономическая теория анализирует хозяйственную жизнь на двух уровнях: микроэкономическом и макроэкономическом.

Микроэкономический анализ направлен на изучение поведения конкретных экономических единиц, он ориентируется на детальное исследование отношений, складывающихся между различными предпринимателями (отношений конкуренции), между предпринимателями и наемными рабочими, между продавцами и покупателями на отдельных рынках. Как бы “под микроскопом” рассматриваются отдельные фирмы, домохозяйства. Типичные термины микроэкономики: объем производства или цена конкретного продукта, издержки его производства, численность работников на определенном предприятии. Образно говоря, изучается не лес, а деревья - отдельные элементы экономической системы.

Макроэкономический анализ имеет дело с поведением либо экономики как целого, либо таких составляющих ее подразделений, как государственный сектор, домохозяйства, частный сектор и другие агрегаты. Тем самым рисуется общая картина, структура экономики, связи между крупными агрегатами, составляющими экономику в целом. Это - анализ общего объема производства, общего уровня занятости, общего уровня цен. Макроэкономическая теория рассматривает изменение этих важнейших показателей как в долгосрочной перспективе (при рассмотрении проблем экономического роста), так и их краткосрочные колебания, которые образуют цикл деловой активности, т. е. изучаются не деревья, а лес, анализируется экономика “с высоты птичьего полета”. Такой анализ позволяет в дальнейшем рассмотреть закономерности экономической политики государства, тех регулирующих действий государства, которые направлены на достижение наилучшего варианта социально-экономического развития общества.

С одной стороны, макроэкономика образует ту хозяйственную среду, в которой работают отдельные фирмы (предприятия), существуют индивидуальные потребители, функционируют отдельные отрасли, рынки и другие микроэкономические единицы. C другой стороны, микроэкономические единицы, вместе взятые, образуют макроэкономику. Для этого их в экономической теории агрегируют, т. е. объединяют в укрупненные экономические единицы, так называемые агрегаты, например, в сектор фирм (предприятий) и сектор домохозяйств, государственный и частный секторы.

Более того, граница между макро- и микроэкономикой размыта. Так, в экономической теории некоторые вопросы рассматриваются одновременно и на микро-, и макроуровне, например, положение дел в конкретных отраслях и на отдельных товарных рынках, где анализ ситуации важен как для конкретных предприятий этих отраслей, так и для экономики страны в целом. Поэтому некоторые специалисты предлагают использовать термин “мезоэкономика” для анализа этой пограничной сферы, в которую, по их мнению, попадают отрасли и рынки.

Макроэкономика является весьма “молодой” наукой, а значит, не может претендовать на некую законченность и системную стройность. И по сей день в ней продолжаются острые дискуссии по следующим ключевым вопросам: следует ли для преодоления инфляции сжимать денежную массу в обращении; стоит ли правительству активно бороться с безработицей и т. п.

Макроэкономика дает ответ на вопросы, подобные следующим: почему доходы населения в Западной Германии были выше, чем в Восточной, а в Южной Корее выше, чем в Северной? Почему в России уровень инфляции в середине 90-х гг. был ниже, чем на Украине, а сегодня эти страны сравнялись по темпам инфляционных процессов?

В базовом макроэкономическом образовании нуждается и все общество - от президента до рядового гражданина.

Итак, макроэкономисты занимаются анализом развития экономики как единого целого. Они собирают данные о ценах, безработице, динамике общественного продукта, доходах и т. д., относящиеся к различным странам и различным периодам. Эмпирический анализ затем сменяется теоретическим, что открывает возможность объяснения полученных данных, а затем и прогноза их предстоящей динамики во взаимосвязи (инфляция – безработица и т. п.).

Об экономических проблемах люди стали задумываться задолго до нашей эры. Слово «экономика» греческого происхождения и впервые было использовано древнегреческим автором Ксенофонтом (ок. 430-355 или 354 до н. э.) в качестве названия своего трактата. И только немногим более трехсот лет назад появились ученые, которые стали обобщать и систематизировать знания об экономической действительности. Это было время становления рыночной экономики.

Почему именно тогда появилась экономическая наука?

Это связано с тем, что на протяжении большей части истории человечества основные вопросы экономики (что, как и для кого производить) чаще всего решались либо в соответствии с традициями и обычаями, либо по приказу главы государства. Поэтому действия людей были предопределены и предсказуемы и необходимости в экономической науке не возникало. В рыночной экономике решения по основным экономическим вопросам стал принимать свободный, самостоятельный производитель. Ученых заинтересовало, как лее работает эта «свободная и саморегулируемая» экономическая система, по каким закономерностям протекают в ней экономические процессы. Экономическая наука как занятие профессиональных ученых возникла вместе с рыночной экономикой.

Ученые-экономисты стремились изучить как общие взаимосвязи крупных элементов рыночного хозяйства (например, занятость, внешняя торговля, экономическая политика государства), так и отдельные проблемы (например, спрос и предложение, рыночная конкуренция).

Что же было предметом внимания ученых? В первую очередь такие универсальные проблемы экономики, как ограниченность ресурсов и экономический выбор (с этими основными понятиями экономической науки вы познакомились в обществоведческом курсе основной школы).

Потребности общества в связи с увеличением численности населения, ускорением научно-технического прогресса, углублением культурных связей и обменов постоянно возрастают и становятся практически безграничными. Напротив, экономические возможноети - те реальные ресурсы, которые общество может направить на удовлетворение потребностей, всегда, в каждый данный момент являются ограниченными. Общество постоянно сталкивается с необходимостью разрешения этого противоречия и проблемой экономического выбора. Как при имеющемся объеме ресурсов полнее удовлетворить существующие потребности? Эту проблему и пытается решать экономика - наука выбора.

Экономическая наука изучает различные области и законы развития хозяйства на разных уровнях. Так, часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое, - это макроэкономика. Ее предметом являются, например, проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и защите интересов общества.

Микроэкономика - это часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику. Она изучает проблемы выбора, с которыми сталкиваются отдельные участники экономической деятельности. Например, взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг, предпринимателей и наемных работников на рынке труда и т. д. Вместе с тем микроэкономика изучает функционирование отдельных рынков и отраслей. Она объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему направляются на строительство новых предприятий, развитие отраслей промышленности, как на деятельность отраслей и рынков влияет политика государства.

Оба уровня экономического анализа (макро- и микроэкономики) использования ограниченных ресурсов связаны между собой. Например, если анализируются причины роста цен на продукцию нефтеперерабатывающего завода, то это микроэкономическая проблема. Анализ решения об антимонопольной политике государства в отношении предприятий нефтедобывающей отрасли - предмет макроэкономики. При этом поведение отдельных участников экономической деятельности (производителей, фирм) во многом зависит от состояния дел в экономике всей страны.

Современный этап экономического развития характеризуется высокой взаимозависимостью национальных экономик в мировом масштабе. Поэтому экономическая теория обязательно предполагает рассмотрение проблем взаимосвязи национальных экономик с мировым хозяйством. Законы развития мирового хозяйства изучает самостоятельная часть экономической науки - мировая (международная) экономика . Предметом ее исследования могут быть международная торговля товарами и услугами, движение капиталов, обмен в области науки и техники, международные валютные отношения и др.

Экономическая наука исследует также функционирование и взаимодействие таких экономических институтов, как государство, предприятие, семья и домашнее хозяйство.

Выявленные учеными устойчивые, существенные взаимосвязи между экономическими явлениями, процессами, отношениями позволяют на практике более эффективно решать экономические задачи.

В последующих параграфах этой главы вы будете знакомиться с основными научными идеями и трудами (в этом вам поможет не только учебный текст, но и обращение к документам в конце каждого параграфа) таких выдающихся мыслителей, внесших вклад в экономическую науку, как А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Д. Кейнс, А. Маршалл, а также современных ученых, в том числе представителей российской школы экономической мысли.

Читая эту главу, обратите внимание на следующие понятия:

потребности

блага и услуги

экономические блага

производство

факторы производства

продукт

производительность

разделение труда

закон убывающей отдачи

Экономическая наука изучает экономику. Но что же такое экономика? Слово это греческое по происхождению и состоит из двух частей: "ойкос" - дом, хозяйство и "номос" - закон. Значит, экономика в буквальном смысле - это законы ведения домашнего хозяйства (вспомним однокоренное слово "экономить"). Но в наше время слово "экономика" имеет иной, более широкий смысл. Оно стало относиться к хозяйству не только одной семьи, но и общества в целом.

Потребности и редкость

Мы можем сказать, что экономическая наука изучает, каким образом общество и отдельные его члены "сводят концы с концами", распоряжаются имеющимися у них ресурсами: природными богатствами, способностями и энергией людей, техникой и знаниями для достижения своих целей. А главная из этих целей - выживание человека, семьи и всего общества. Для того, чтобы выжить, каждый человек должен удовлетворять свои основные потребности, т.е. есть, пить, спать, одеваться, иметь жилище и т.д.

Человек удовлетворяет свои потребности с помощью благ и услуг. Блага - это продукты питания, одежда, мебель, автомобили, книги и т.д. - предметы, удовлетворяющие ту или иную человеческую потребность. Парикмахеры, продавцы, мастера по ремонту обуви или телевизоров, музыканты оказывают своим клиентам услуги . Они не создают новых предметов, но их работа тоже приносит людям пользу и удовлетворяет их потребности.

На протяжении почти всей мировой истории удовлетворение этих потребностей на минимальном уровне, гарантирующем жизнь, было очень трудной задачей для большинства людей. Даже сейчас в некоторых странах Африки люди умирают от голода. Имеющихся ресурсов не хватает, чтобы накормить быстро растущее население. Но даже в самых благополучных странах потребности людей никогда не бывают полностью удовлетворены. Человек отличается от всех остальных живых существ тем, что его потребности в принципе безграничны. Сытый медведь не пойдет на охоту. Сытый, одетый, обутый, имеющий крышу над головой человек захочет:

Во-первых, удовлетворять свои основные потребности на более высоком уровне: есть вкусно, одеваться модно, иметь более удобное и просторное жилище.

Во-вторых, у него появляются новые потребности: в медицинском обслуживании, образовании, развлечениях и т.д. Человеку захочется иметь автомашину, телевизор, собственный дом. Наши потребности, как правило, всегда опережают наши возможности, поэтому большинство благ и услуг являются редкими, или ограниченными, - мы не можем свободно получить их в том количестве, в каком захотим. Есть и исключения: например, воздух, которым мы дышим, вода - там, где ее много, например, на берегу большой реки или озера. Такие блага нельзя назвать редкими. Но экономическая наука занимается только редкими благами и услугами (они называются также экономическими). Правда, граница между экономическими и неэкономическими благами и услугами подвижна. Для людей, живущих в пустыне, питьевая вода является экономическим благом, для тех, кто живет рядом с химическим комбинатом или на улице с сильным автомобильным движением, экономическим благом может стать и чистый воздух. (Чтобы приобрести его, придется, например, снять дачу в другом районе.) Когда все удобные для сельскохозяйственной обработки участки уже заняты, становится экономическим благом и земля.

И наоборот, если общество располагает обильными ресурсами, то может свободно и бесплатно предоставить каждому человеку определенный уровень образования или медицинского обслуживания. В этом случае они являются неэкономическими услугами для каждого гражданина в отдельности, но не для общества в целом, поскольку оно должно платить заработную плату врачам и учителям, содержать школы и больницы.

Производство. Производительность

Поскольку почти все блага являются редкими, т. е. не существуют в природе в готовом виде и в нужном количестве для удовлетворения наших потребностей, общество должно постоянно заниматься их производством. Производством называется процесс воздействия человека на природу с целью создания экономических благ или оказания услуг. Для осуществления производства необходимо, чтобы соединились природа, человек и техника. Экономисты называют эти три фактора производства немного иначе: земля, труд и капитал.

Земля нужна не только в сельском хозяйстве, на ней необходимо разместить фабричные здания и другие необходимые постройки. Кроме того, экономисты относят к этому фактору все необходимые для производства природные ресурсы, воду, воздух и тот природный материал, который подвергается переработке (его называют также сырьем). Труд включает всех работников, в том числе инженеров и служащих. Под капиталом (или средствами производства) понимаются такие производственные ресурсы, как здания, сооружения, станки, машины и пр., - все блага, которые произведены ради производства.

Результат производства называется продуктом . Для изготовления продукта, собственно, и затевается производство. Однако и каждому производителю, и обществу в целом далеко не все равно, какой ценой получен продукт, каких затрат стоит его изготовление. Наилучший способ производства - тот, при котором данный продукт можно произвести с наименьшими затратами. Поэтому важно использовать более производительные ресурсы, дающие более высокую отдачу. Так, производительность труда работника измеряется количеством продукта, которое он производит в единицу времени. Опытный слесарь делает за час пять деталей, а новичок на том же станке - только одну. Это значит, что производительность труда опытного рабочего в пять раз выше. Производительность капитала, например станка, можно измерить выпуском продукта в расчете на единицу его мощности (одну лошадиную силу). Предположим, что тот же опытный слесарь, перейдя со старого станка на современный, в два раза более мощный, сможет изготовить не пять, а 20 деталей в час. Это значит, что производительность нового станка (с учетом разницы в мощности) в два раза выше, чем старого. Производительность земельных участков в земледелии измеряется их урожайностью - например, центнерами пшеницы, собранной с одного гектара.

Чем выше производительность труда, капитала, земли, тем меньше часов труда, киловатт-часов электроэнергии, гектаров земли и других ресурсов потребуется затратить для производства данного продукта.

Разделение труда

Каждая семья в принципе может производить все необходимое своими силами: выращивать хлеб и скот, делать весь необходимый инвентарь, шить одежду из своего льна, развлекать себя собственным пением и т.д. Такой вид хозяйства, когда семья производит все, что ей нужно, своими силами и не зависит от других людей, называется натуральным хозяйством. Полностью натуральным может быть разве что хозяйство Робинзона Крузо на необитаемом острове. Однако в очень близких к натуральному хозяйству условиях жили крестьяне средневековой Европы, Индии, Китая.

Конечно, делать все необходимое самому очень неудобно. Во-первых, ограничено время. Во-вторых, у всех людей разные способности и склонности. Например, жителям деревни было бы лучше, если бы изготовлением сельскохозяйственных орудий занимался один человек - кузнец, а стадо пас другой - пастух. Тогда другие жители могли бы не тратить на это время, а занялись бы выращиванием хлеба, овощей и иными делами, которые получаются у них лучше всего. Такая организация производства, при которой каждый специализируется на производстве какого-то одного продукта, называется разделением труда . Более умелый и опытный в своем деле работник-профессионал тратит на производство одного изделия гораздо меньше времени и сил, чем тот, кто занимается многими делами, но от случая к случаю. Пример успешной специализации - хорошо известная компания "Макдональдс". В отличие от обычных ресторанов с обширным меню рестораны "Макдональдс" специализируются на изготовлении немногих блюд. При этом каждый работник отвечает за изготовление только одного блюда. В результате типичный обед в "Макдональдсе": котлета (гамбургер), жареная картошка и коктейль - может быть приготовлен за 50 секунд! В США услугами "Макдональдсов" ежедневно пользуется 14 млн. тех, кто хочет поесть быстро и сравнительно дешево. Экономисты говорят, что у специалиста выше производительность труда.

Разделение труда и специализация могут быть не только между работниками одной фирмы, крестьянами одной деревни или ремесленниками одного города. Оно существует и между деревнями, и между городами, и между странами. Прежде всего это бывает вызвано различными природными условиями. Например, в России хорошо растет картофель, а в Узбекистане можно собрать хороший урожай винограда:

При натуральном хозяйстве оба государства затрачивали бы массу сил и времени, других ресурсов на то, что у них плохо получается (какие-то сорта винограда можно выращивать и в средней России, и даже за Полярным кругом, если построить там теплицы и расходовать очень много топлива для их обогрева). Специализация позволяет им экономить все это и добиваться высокой производительности труда. Часто специализация того или иного района основана на имеющихся у жителей трудовых навыках - например, с давних пор славятся тульские оружейники и другие мастера по обработке металла.

Возрастающая и убывающая отдача

Экономистов всегда интересовало, как производительность ресурсов связана с их количеством. Как правило, при добавлении дополнительных единиц факторов производства объем выпускаемой продукции растет. Но что происходит в это время с производительностью?

Рассмотрим такой пример. Допустим фермер, работая в одиночку, может сложить в день одну копну сена. Сделать это не так-то просто: надо накосить сено, сгрести его в одну кучу, сложить в копну, погрузить на тележку, привезти в амбар и разместить там наилучшим способом. Предположим, наш фермер нанимает работника и вдвоем им удается сделать три копны за день - производительность труда увеличилась до полутора копен в день. Дело не в том, что новый работник сильнее или опытнее первого. Просто вдвоем они могут разделить операции между собой, а, как мы знаем, разделение труда повышает производительность.

Далее предположим, что, наняв второго работника, фермеру удается увеличить дневную выработку до шести единиц - производительность труда возросла до двух копен в день. До сих пор наш фермер имеет дело с возрастающей отдачей. Но, наняв третьего работника, фермер получил прирост выработки, равный двум копнам, четвертого - одной копне, пятого - полкопны. Производительность труда снижается! Это означает, что производство вступило в стадию убывающей отдачи. Дело в том, что слишком много работников не могут одновременно выполнять работу и начинают просто мешать друг другу, если количество других факторов производства (капитала, земли) ограничено.

Такое, разумеется, бывает при увеличении не только числа работников, но и других применяемых факторов производства. Так, в нашем случае фермер может бороться с убывающей отдачей труда, увеличивая вместе с численностью работников количество тележек и других инструментов. Но рано или поздно он столкнется с тем фактом, что площадь его земельного участка ограничена, и большому количеству тележек там просто не развернуться. Поэтому, начиная с некоторого объема производства, производительность или отдача ресурса падает. Это явление получило название закона убывающей отдачи.

A. Экономическая наука изучает, каким образом общество и его члены распоряжаются имеющимися у них ресурсами для удовлетворения своих потребностей

Б. Ресурсы, как правило, ограниченны, потребности же людей безграничны. Поэтому большинство благ и услуг являются редкими (экономическими).

B. Для удовлетворения своих потребностей общество и его члены должны заниматься производством. Для этого необходимо соединение трех факторов производства: земли (природных ресурсов), труда (людских ресурсов) и капитала. При этом люди стремятся, чтобы факторы производства использовались с наибольшей производительностью.

Г. Рациональная организация производства благ и услуг основана на разделении труда - специализации каждого работника на производстве какого-то одного продукта, которое ведет к увеличению производительности труда, а значит, позволяет каждому человеку и обществу в целом лучше удовлетворять свои потребности.

Д. При увеличении производства производительность факторов производства вначале растет, а затем начинает падать, так как действует закон убывающей отдачи.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!